Научная статья на тему 'Проблема определения границ психологического пространства личности'

Проблема определения границ психологического пространства личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6832
977
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина Ю. А.

В статье рассматривается проблема определения границ психологического пространства личности. Дан анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме психологических границ. Представлен современный взгляд на динамику границ психологического пространства личности в отечественной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема определения границ психологического пространства личности»

УДК159.9:001.12/.18

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

Ю.А. Володина

В статье рассматривается проблема определения границ психологического пространства личности. Дан анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме психологических границ. Представлен современный взгляд на динамику границ психологического пространства личности в отечественной психологии.

Ключевые слова: психологическое пространство, психологические границы, трансформация психологических границ, моделирование психологических границ.

Проблема изучения «пространств» человеческой жизни в последнее время приобретает все большую актуальность в психологической науке. Накопленные знания позволяют психологам рассматривать всевозможные пространства (субъективное и объективное, психосемантическое, жизненное, психологическое, социальное, образовательное и др.) в контексте сближения современного естественнонаучного и гуманитарного знания.

Как отмечает Э.В. Сайко, пространство отражает уровень познания до конца не познанной реальности и одновременно служит средством выделения и обозначения постоянно расширяющегося ряда осваиваемых природных и созидаемых пространств социального мира и мира человека в нем. Человек наполняет их своими открытиями, смыслами, характеристиками, но при этом постоянно задает в них новые проблемные поля пространства и границы своего Я в этом пространстве [1, с. 3].

Динамика нашего века обостряет интерес к изменениям и стабильности границ. Возрастает требование к качественному, универсальному определению границы, ее всеобщей природы, сущности и предназначения.

Как отмечает И.Г. Петров, «теоретическое понимание состояния и изменения любой границы ... может приоткрывать потенциалы развития, возможности принципиально новых, перспективных решений [2, с.51].

Поэтому одной из актуальных проблем психологической науки является исследование психологического пространства и возможностей изменения его границ с целью поиска инновационных подходов к развитию и формированию личности.

В связи с этим основной задачей данной статьи является определение проблемных областей, перспективных направлений и методов анализа «контурных точек» (психологических границ) психологического пространства человека.

Исследование психологических границ в зарубежной и отечественной психологии ведет к работам античных философов, начиная с Аристотеля, которые рассматривали в качестве границ «предел вещи», «причинность движения», «возможность». Представители немецкой классической философии определяют границы как первопричину деятельности (И.Г. Фихте), источник движения, активности - «общность всякого нечто со своим иным» (Г. Гегель).

Более активные попытки обсуждения границ человека (психологических, культурных, социальных и др.) были предприняты в ХХ-ХХ1 вв. как зарубежными, так и отечественными учеными.

Причем, проблема изучения психологических границ, как отмечает Т.Д. Марцинковская, рассматривается в основном в рамках возрастной и социальной психологии.

Исследования в области этологии (Ю.Г. Абрамова (1995), К. Лоренц (1994), Н. Тинберген (1993)) показывают, что границы отделяют индивидуальную жизнь особи от жизни видовой, общественной, причем это отделение эволюционно оправдано, так как обеспечивает безопасность нормальной жизнедеятельности существа. При этом зоной особой психологической напряженности является граница личной и чужой территории.

Границы разграничивают содержание, ограничивают формы, позволяют воспринимать предметы в их значимых характеристиках, формируя наш мир. Но и сами границы имеют ограничения, выражающиеся в смыслах, значениях, намерениях, формируя пространства, формы, выступая как действенный фактор в организации мира человека, проявляя себя в психологических

характеристиках, определяя иоле возможностей, потребностей, необходимости соответствующего поведения человека [3, с.8].

Зарубежные психологи (Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер) в рамках проблемы изучения границ пространства личности рассматривают жизненные события, которые происходят на стыке взаимодействия внешнего и внутреннего мира человека.

Э. Дюркгейм, исследуя развитие самосознания и нравственности, приходит к выводу, что границы, включенные в определенные правила, помогают их усвоению и оптимизируют процесс социальной адаптации людей.

С. Холл и Д. Селли подчеркивают необходимость учета влияния возрастных границ на виды деятельности и способы обучения детей, содержание преподаваемых им предметов и норм поведения. Возрастные границы связаны с особенностями мышления и эмоциональной сферы детей, без учета которых невозможно продуктивное усвоение знаний.

Вопрос о роли собственно психологических границ (не только внешних, но и внутренних), имеющих значение для развития личности ставится в начале XX века в работах Дж. Болдуина, в которых границы предстают как «преграды на пути удовлетворения ведущей мотивации» [4, с.56].

Развитие психоанализа в середине XX века привело к модификации подхода к проблеме границ. Так К. Хорни рассматривала внутренние рамки, в которые человек помещает себя (представления об образе «Я», Я-концепции). Э. Эриксон рассматривает взаимосвязь внешних и внутренних границ, которые соотносятся в содержании идентичности, образуя ее личностную и социальную области и помогая субъекту позиционировать себя в социуме, в культуре.

Придерживаясь позиций классического психоанализа, первоначально К. Левин рассматривает границу как поле реализации возможностей индивида в определенном жизненном пространстве. Функция границы проявляется в том, что она обеспечивает связь между соседними «психологическими областями» посредством формирования «сенсомоторной пограничной зоны», прочность границы определяется пространственными характеристиками данных областей -напряженностью и близостью к Я. Важным здесь является временная перспектива, предоставляющая возможность выйти за пределы поставленных полем границ, расширяя способы реализации потребностей и квазипотребностей; и замещение, которое позволяет перевести границы из внешнего плана во внутренний, переструктурировать поле, исходя из задач и потребностей человека, не раздвигая его физических границ, но расширяя видение этих границ. Все это дает человеку возможность переконструировать гештальт (способность к творчеству), анализировать свои возможности (способность к рефлексии) и преодолевать фрустрацию внешних границ исходя из своей мотивации (способность встать над полем, изменить образ Я).

Ясперс, Ж. Сартр, М. Хайдеггер и другие экзистенциалисты рассматривают границы в контексте природы трансценденции, выхода человека за пределы себя, в рамках понятия микропроекта.

Представители гуманистической психологии говорят о необходимости расширения границ самореализации. Так А. Маслоу выделяет наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. В работах К. Роджерса граница предстает как «снимаемый в ходе развития личности предел, стимулирующий мотивацию личности к изменению». Для В. Франкла граница - это ограничение обстоятельствами, она может быть преодолена путем нахождения смысла, своих высших ценностей. В работах Р. Ланге граница является определением реальности.

Отсюда следует специфическое понимание психологических границ в экзистенциальной и гуманистической психологии, когда внешние и внутренние границы фактически отождествляются: фиксация на внешних границах приводит к отказу от себя, сужению личностного пространства, фиксация на внутренних - к ограничению возможностей для самореализации, сужению социального пространства, пространства общения и карьерного роста людей.

Отечественные же ученые (С.Л. Рубинштейн, С.К. Нартова-Бочавер, М. Черноушек) склонны рассматривать психологическое пространство как устойчивую характеристику личности, считая, что границы определяют отношение человека к социуму и окружающим людям.

Т.Д. Марцинковская условно выделяет в отечественной психологии два подхода к проблеме психологических границ: 1) социально-психологический - исследование путей преодоления (компенсации) ограничений через овладение знаками, позволяющими преодолеть природные и возрастные ограничения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); 2) индивидуально-психологический - анализ содержания и гибкости границ, индивидуальных и личностных особенностей, возраста и мотивационной направленности (Т.В. Костяк, И.В. Иванова).

А.Н. Леонтьев рассматривает в первую очередь социально-психологические ограничения, которые общество и культура накладывают на поведение, способ деятельности человека и удовлетворение его потребностей. Внутренние границы (широта связей с миром и реалистичность мотивов) детерминируют деятельность человека, варианты и способы реализации его активности [4, с.58].

Для С.Л. Рубинштейна граница выступает в качестве предела, внутренней грани между явным и еще не выявленным. Раскрывая особенности личностного пространства, С.Л. Рубинштейн писал, что важным моментом в его создании становится переживание, которое дает возможность моделировать границы пространства и соотношение предметов в нем [5, с.44-45].

С.Л. Рубинштейн полагал, что в сознании переживающего личностный контекст переживания выступает как связь целей и мотивов, которые определяют смысл переживаемой ситуации для конкретного человека [6, с. 280].

Таким образом, как отмечает Т.Д. Марцинковская, в теории С.Л. Рубинштейна переживание образует субъектное начало сознания, столь первичное как и знание, в котором воплощено объектное начало. При этом переживания высшего уровня развития, в которых эмоциональный компонент соединен с интеллектуальным, имеют функцию глубокого осознания и являются базисом и предпосылкой для формирования ценностей, нравственных эталонов, устремлений человека, а также влияют на формирование и развитие самосознания и идентичности личности. В этом плане переживание играет особую роль как механизм, позволяющий связать различные аспекты восприятия в единое целое и, таким образом, органично соединить образы мира и себя в единое целое, составляющее субъективное, личностное пространство человека [5, с.46].

Особое значение для определения границ психологического пространства имеют работы О.С. Анисимова (граница как множество «точек», имеющих двойной статус «завершения» и «начала»), А. Вайштейна (граница как «фиксатор правил», выход за которые - «правило жизни»), Т.В. Корниловой (граница как ограничение в процессе собственного мышления), Е.В. Кузьминой (типология границ в психологии свободы), М.Ю. Лотмана (граница как раздел смысловых пространств), В.А. Петровского (граница как движущее начало активности, «мотив границы» - стремление субъекта пережить свое бытие), Э.В. Сайко (границы как «феномен, структурирующий пространство-время человеческого бытия»), Б.Д. Эльконина (представления о границе между реальной и идеальной формой в развитии ребенка) и др.

Расматривая трансформацию психологических границ, их проектирование и прогнозирование С.К. Нартова-Бочавер, отмечает, что границы психологического пространства -это «контурные точки» описания личности во всей простоте и сложности ее устройства. Само по себе пространство подвижно и зависит от интенсивности и осмысленности жизнедеятельности человека. Оно может расширяться при наличии определенных перспектив, оставаться стабильным и уплотняться при возникновении новой цели. В пространстве можно выделить его объем, количество измерений, сохранность и прочность границ, дающих человеку переживание собственного «Я».

Так С.К. Нартова-Бочавер выделяет 6 измерений психологического пространства, которые включаются друг в друга и определяют расширение границ: физическое измерение (тело), предметное (вещи), территориальное (место), социальное (люди), жизненное (привычки), мировоззренческое (вкусы и предпочтения). Причем психологическое пространство может по-разному взаимодействовать с пространствами других людей, быть частью пространства человека, доминирующего в диаде, частично пересекаться с ним или иметь несколько точек соприкосновения. В связи с этим может быть эффективным формирование личности человека через рассмотрение различных измерений пространства, восстановление его структуры и расширения границ [7, с.33-34].

С точки зрения Э.В. Сайко, потребность в самореализации, потребность в новом пространстве жизнедеятельности, полагающая переходы через границы себя вчерашнего, границы расширения свободы в поведении, в отношениях и возобновляемая в процессе развития-саморазвития индивида в качестве не ограниченной в своей человеческой определенности, но одновременно постоянно ограничиваемая возможностями человека на разных этапах онтогенеза, служит мощным стимулом и механизмом творческого роста, который через формирование соответствующих личностных качеств позволяет реально задавать новые границы творческого самоосуществления человека: границы самосознания, самопознания, самоопределения и др. [3, с.5].

В связи с этим, можно говорить о феномене «полагания индивидом своего Я за пределы освоенного и познанного» (по Э.В. Сайко). Утверждая себя как активно действующего субъекта, ставящего свои цели, решающего задачи, функционирующего в социуме, в определенной

социальной среде, человек вынужден преодолевать границы разного уровня и значения, что определяет его самореализацию, структура и содержание которой определяется творческим потенциалом личности и результатами ее деятельности. Исходя из этого, поле самореализации человека предполагает действенную преобразовательную активность и творческое представление себя в социуме, что способствует достижению «акме» как нового пространства жизнедеятельности и определение границ последнего.

И.Г. Петров указывает, что «граница концентрированно выражает качественную определенность непосредственно данного и открывающихся перспектив превращения «преобразования» одного в другое. Теоретическое понимание границы ... показывает и обращает внимание, прежде всего, на качественное различие того, что есть, и того, что ожидается в будущем» [2, с.51-52].

Исходя из этого, особым смыслом и значением в изучении границ пространства наполняется вопрос о процессе перехода через границы, процессе расширения/сужения границ.

Впервые вопрос о возможности преодоления границ был поставлен А. Адлером, который считал, что компенсация позволяет обойти границы, поставленные природой и социальной средой перед человеком, который стремится сформировать жизненный стиль, помогающий реализовать его творческое Я.

В работе И.В. Ивановой показана роль переживаний в расширении/сужении границ идентичности. При этом выявлено, что положительные социальные переживания не только раздвигают рамки социального пространства и ролевого репертуара детей и подростков, но и стимулируют появление положительных индивидуальных переживаний (отношения к себе) и степень дифференцированности личностной идентичности, что можно рассматривать как расширение ее границ. Отрицательные социальные переживания играют не меньшую роль, но в сужении личностной идентичности, что связано с вытеснением негативных представлений о себе в бессознательное и уменьшением дифференцированности, количества параметров, по которым люди оценивают себя [8].

Исследования М.М. Кончаловской показывают, что изменение (расширение) социального пространства приводит к изменению и рамок личностного пространства представлений о себе, и временных границ [9].

Так Э.В. Сайко указывает, что если пространство за гранью его непосредственного восприятия постоянно «уплывает» в своей непознанности, ограничиваемой существующими знаниями и постоянно уточняется в своих характеристиках, субъективно оценивается, но субъектно не присваивается, то «психологическое» пространство при всех еще далеко не выстроенных и не выявленных во всем многообразии объективных оценках субъективно присваивается человеком как принадлежащее ему, а окружающая его физическая реальность получает четкие значения как субъектно задаваемые, определяемые объективно его субъектностью и опосредованные его субъективностью [1, с.4].

Для обозначения процесса перехода В.А. Петровский вводит термин «транситуативность», под которым понимает «феномен выхода за пределы требований, которые на «старте» деятельности индивид сам предъявляет к себе, в результате чего происходит «движение» деятельности, повышение ее ранга, углубление содержания, а иногда и трансформация в другую деятельность, что ведет к расширению исходных границ [10,с. 12].

Выход за пределы границ происходит путем осознания (положение А.Н. Леонтьева о трехслойном строении сознания: «чувственная ткань», «значение», «смысл») границы, переживания впечатлений через самоограничение и самотрансценденцию посредством «снятия» границы [10,с.12-26].

Поскольку основанием границ, как указывает О.С. Анисимов, выступает форма, то можно говорить о том, что границы психологического пространства предопределяются проектированием моделирования, в котором введена зона, созданная в соответствии с фиксированными критериями, в качестве которых выступают теоретические схемы. Схематические изображения обеспечивают фиксацию процессов и факторов (внутренних и внешних) изменяемости процессов, а также возможные коррекции и прогнозирование границ.

Применение теоретических схем на практике позволяет проектировать границы психологического пространства путем трансформации (переопределения содержания) психических механизмов развития человека, где основой выступает речь и языковые средства коммуникации. При освоении языка человек трансформируется под языковые требования и осуществляет обратный процесс, превращая языковые средства в механизм своего общения, мышления, коммуникации, рефлексии, саморазвития [11, с.29-33].

В связи с этим представляется возможным говорить о «схемотехнике» (по О.С. Анисимову) как специфическом инструменте психического развития и трансформации границ психологического пространства личности, в которой особым элементом выступают специфические сценарии взаимодействия - диалоги, перемещающие акцент на взаимодействие чувственных механизмов и механизмов самоорганизации, выступая средством трансформации и индивидуализированных перестроек созданных моделей поведения и творческого самовыражения человека [11, с.36].

В результате происходит развертывание одного из типов отношения к деятельности и к себе - реконструктивного, критического, перспективного.

В.М. Розин предлагает рассматривать границу как новый подход в изучении (смену подхода к изучению мышления и смену трактовки личности), который обнаруживает новый тип явления. В результате он приходит к выводу, что мышление - это творчество, преодоление себя, своих прежних границ [12, с.38].

Как показывает И.Г. Петров, свойства границ реализуются числовыми функциями и характеристиками безграничности нематериальных отношений. Показатели и отношения показателей, соотнесенные с концепциями и практическими ориентирами, представляют качественно-количественные атрибуты границ. В связи с этим, И.Г. Петров рассматривает три группы показателей, характеризующих границы:

1) относительность, опосредованность, иерархичность;

2) познающие и действующие субъекты и исследуемые объекты, предметно-субъектные совокупности, множества, комплексы, системы, иерархии систем, деятельность, взаимодействие, отношения;

3) знаки (знаковые системы - символы, сигналы, коды, шифры, метки и т.п., языки, визуальные и условные материальные средства информации и коммуникации), их значения и смыслы, которые усваиваются и употребляются на основе и посредством материальных знаков, языков, текстов, культуры [2, с.49].

Смыслы и значения - нематериальные феномены исследуемого индивидуального сознания, к основным элементам которого относятся феномены мышления, интеллекта, менталитета, ума, рассудка, разума. Значения и смыслы не имеют пространственной локализации и временной длительности. Они проявляются в действиях, поступках, высказываниях и обретают контуры «границ» в языке, тексте и других материализованных носителях [7, 54].

Разработка В.А. Петровским «метода моделирования границ», позволила показать, что человек в своей деятельности способен прочертить границы между доступным и недоступным, переступить их и создать новые границы. При этом его деятельность движется, а сам человек развивается как личность [13].

Основные выводы:

1. Проблемное поле исследования психологических границ в зарубежной психологии определяется особенностями того или иного теоретического подхода и акцентами, поставленными в изучении психологических границ: как «пограничной зоны» (психоанализ), «контуров микропроекта» (экзистенциальная психология), «значимых моментов самореализации» (гуманистическая психология).

В зарубежных исследованиях границы психологического пространства выступают действенным фактором в становлении личности и ее самореализации, определяют поле возможностей и потребностей человека, его образ Я, Я-концепцию; включенные в социальные нормы и правила способствуют социально-психологической адаптации личности.

2. Проблемная область исследования границ в отечественной психологии включает в себя анализ феномена «границы», его психологического содержания, свойств и структуры, что определяет и различные подходы: социально-психологический (представлен исследованиями социально-психологических ограничений) и индивидуально-психологический (представлен анализом содержания и гибкости границ, индивидуальных и личностных особенностей, возраста и мотивационной направленности).

Постановка проблемы исследования психологических границ в отечественной психологии осуществляется в рамках рассмотрения внешних и внутренних границ как диаметрально противоположных по целям, направлению и механизмам развития.

Рассмотрение понятия «психологические границы» как гармоничного целого подразумевает их динамику по горизонтали (смещение от внешних барьеров к внутренним и обратно) и по вертикали (осознание своей индивидуальности и своего места в мире).

3. «Контурные точки» психологических границ (С.К. Нартова-Бочавер, В.А. Петровский, И.Г. Петров, Э.В. Сайко и др.), позволяющие прогнозировать возможности их трансформации определяются:

- способностью личности к целеполаганию,

- наличием временной перспективы, образа будущего,

- рефлексией,

- социальным взаимодействием и положительными социальными переживаниями,

- эффективностью процесса коммуникации, освоения значений и смыслов, знаковых систем информации,

- социальной и личностной идентичностью,

- активностью в процессе деятельности,

- стремлением к творчеству, саморазвитию и самореализации,

- стремлением к познанию и преодолению границ собственного развития.

4. Возможность коррекции и прогнозирования границ может быть осуществлена с помощью проектирования «метода моделирования границ», теоретических схем как основных путей трансформации психических механизмов развития человека, «схемотехники» и диалогах как специфических инструментах индивидуализированных перестроек моделей поведения и творческого самовыражения личности.

The paper addresses the problem of determining the boundaries of psychological space of the individual. An analysis of foreign and domestic approaches to the problem of psychological boundaries. Introduced modern view on the dynamics of the boundaries of psychological space of the individual in the national psychology. The Key words: psychological space, psychological boundaries, the transformation of psychological boundaries, modeling of psychological boundaries

Список литературы

1. Сайко,Э.В. Пространство в измерении и определении человеческого бытия // Мир психологии, 2009. №1. С.3-11

2. Петров, П.Г. Граница и безграничность: сущность и предназначение // Мир психологии, 2008. №3. С.44-55

3. Сайко,Э.В. Границы в бесконечных ограничениях человека и безграничность их преодоления // Мир психологии. 2008. №3. С.3-9

4. Марцинкоеская, Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. 2008. №3. С.55-61

5. Марцинкоеская, Т.Д. Мир С.Л. Рубинштейна: культура как пространство саморазвития человека // Мир психологии. 2009. №1. С.43-50

6. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. М., 1973. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.myworld.ru

7. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. 2003. №6. С.27-36

8. Иванова, И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001

9. Кончаловская, М.М. Особенности становления личностной идентичности в дошкольном и младшем школьном возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006

10. Петровский, В.А. «Мотив границы»: знаковая природа влечения // Мир психологии. 2008. №3. С.10-26

11. Анисимов, О.С. Психические механизмы и явления: проблема границ // Мир психологии. 2008. №3. С.26-37

12. Розин В.М. Граница как смена подхода при изучении явления и типологический принцип // Мир психологии. 2008. №3. С.37-44

13. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигмасубьективности. Ростовн /Д, 1996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.