ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОМ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ
Филина Дарья Константиновна, Осипенко Ирина Михайловна ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России, г. Смоленск, Россия
Ключевые слова: ситуативная и личностная тревожность, невротиза-ция, адаптация, психоэмоциональная сфера.
Актуальность исследования обусловлена тем, что у студентов на начальном этапе профессионализации в вузе наблюдаются различного рода психоэмоциональные переживания, имеющие различную природу, степень выраженности и влияние на их поведение. Целью нашего исследования стало изучение особенностей психоэмоциональной сферы у студентов на начальном этапе профессионализации в вузе. Объект исследования: психоэмоциональная сфера студентов на начальном этапе профессионализации в вузе. Предмет исследования: особенности психоэмоциональной сферы студентов на начальном этапе профессионализации в вузе. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что на начальном этапе профессионализации в вузе у студентов наблюдается повышенный уровень ситуативной и личностной тревожности, а так же, высокий показатель уровня невротизации, который может затруднять психическую адаптацию в целом. Задачи исследования:
1. Выявить особенности ситуативной и личностной тревожности у студентов первого курса.
2. Выявить уровень невротизации у студентов первого курса.
В исследовании принимали участие 46 студентов первого курса СГМУ, в возрасте от 17-19 лет.
Методы и методики исследования: анкетирование, методика диагностики уровня невротизации, разработанная Л.И. Вассерманном, шкала Спилберге-ра-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности.
Нормальное психофизиологическое, психоэмоциональное состояние студентов является важнейшим фактором обучения в вузе, основой формирования личности специалиста и высокой профессиональной пригодности в буду-щем.[1] Между тем, педагогический процесс в современных условиях обучения в вузе, наряду с другими факторами, влияет на здоровье студента, вызывая напряжение психоэмоциональной сферы. Именно на этом адаптационном периоде к новым условиям жизнедеятельности первокурсники возвращаются к мыслям о правильности своего выбора. Первый год обучения в вузе сопряжен с множеством стрессовых факторов: смена города, привычных условий проживания, в отрыве от своей семьи и друзей, высокая учебная нагрузка, частые нарушения режима труда и отдыха, знакомство с новыми людьми, поиск новых друзей и т.д. [2]В процессе адаптации первокурсников в вузе возникают такие трудности как: недостаточная психологическая подготовка к профессии; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности; недостаточно развито стремление к самообразованию и т.д. Анализ результатов исследования.
Результаты анкетирования:
Таблица 1
Вопрос: % соотношение Вопрос: % соотношение
Проживают с семьей 21,7% Проживают в общежитии 78,3%
Не испытывают сложности в адаптации 91,3% Испытывают сложности в адаптации 8,7%
w
Нет трудностей в изучаемых предметах 65,2% Есть трудностей в изучаемых предметах 34,8%
Нет трудностей в отношениях с коллективом 82,6% Сложности в отношении с коллективом 17,4%
Таким образом, из результатов анкетирования видно, что субъективная оценка адаптации свидетельствует о комфортном эмоциональном состоянии студентов.
Рисунок 1. Диаграмма ситуативной и личностной тревожности у студентов первого курса
Ситуативная тревожность: низкий уровень-43,5%; умеренный-34,8%; вы-сокий-21,7% .Личностная тревожность: низкий-15,2%; умеренный-30,4% ; вы-сокий-54,4%. Приведенные результаты свидетельствуют о преобладании личностной тревожности над ситуативной.
В ходе обработки данных по методике Л.И. Вассерманна «Уровень нев-ротизации» нами был выявлен следующий результат: низкий уровень составил 65,2%, а высокий 34,8%.Это показало нам, что у студентов на начальном этапе профессионализации преобладает низкий уровень невротизации, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости и положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм).
Выводы: Результаты проведенного исследования показали, что у студентов на начальном этапе профессионализации в вузе наблюдается высокий уровень личностной тревожности, в то время как уровень ситуативной тревожности отмечен как низкий. Уровень невротизации у студентов первого курса, характеризуется как низкий, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости и положительном фоне переживаний. Анализ анкет респондентов показал, что личностная тревожность не затрудняет процесс адаптации студентов к новым учебным условиям, а так же они легко приспосабливаются к новому коллективу.
Список литературы:
1. Статья « Психоэмоциональное состояние студентов, занимающихся физической культурой в группе «освобожденные» Авторы: Казантинова Галина Михайловна, Власова Татьяна Николаевна. [1]
2.Статья «Сравнительная характеристика психоэмоционального состояния студентов первого и четвертого курсов обучения». Авторы: Иванова А.А., Мамедова Н.Д., Пичугина Н.Н.[2]
3.Проблема адаптации студентов - первокурсников [электронный ресурс] http://www. /problema-adaptacii-studentov-pervokursnikov-k-vuzovskoj-sisteme-gumanitarnoj-podgotovki.
4. Проблема психолого - педагогической адаптации студентов первого года обучения [электронный ресурс] http://www. *****/forum20П/75/W13
w