Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)
Башун Н.З.1, Качинская Н.О.1, Гижук Т.В.1, Мойсеенок А.Г.2
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАСУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМ ИНДЕКСОМ МАССЫ ТЕЛА
1 УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы», Республика Беларусь
2 ГП «Институт биохимии биологически активных соединений Национальной академии наук Беларуси», Гродно, Республика Беларусь
Актуальность. Необходимой и главной предпосылкой сохранения здоровья студентов является здоровый образ жизни как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний мероприятий, способствующих укреплению и сохранению здоровья. Многочисленные исследования позволили ученым прийти к знаковому теоретико-практическому выводу о том, что здоровье человека зависит на 55% от образа жизни, на 20% от влияния окружающей среды, на 15% от наследственности и на 10% - от уровня развития медицины. Здоровый образ жизни включает правильный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, отсутствие вредных привычек, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, духовность, рациональное питание и др.
Как выйти из создавшейся ситуации, чтобы во время обучения в вузе студенты могли укрепить и улучшить свое собственное здоровье, которое в наибольшей степени зависит от условий жизни и спортивного стиля молодежи? Поиск методов профилактики и коррекции психоэмоционального статуса и функционального состояния организма студентов является одной из актуальных научно-практических задач. Несмотря на то что студенты относятся к условно здоровому слою населения, зачастую их образ жизни связан с гиподинамией, неправильным питанием, значительным нервно-психическим напряжением.
Цель - изучение психоэмоционального статуса студентов с разным индексом массы тела (ИМТ, кг/м2).
Материал и методы. Эмпирическое исследование проводилось на выборке студентов УО «Гродненский государственный университет имю Янки Купалы». Окончательная численность выборки составила 62 студента. Впоследствии данная выборка была разделена на 3 группы: нормостеники (ИМТ в норме - 18-25 кг/м2), гипостеники (ИМТ ниже нормы - <18), гиперстеники (ИМТ выше нормы - >25 кг/м2).
Эмпирические данные собирали с помощью экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса, теста ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, шкалы депрессии Бека. Методом математико-статистической обработки выступил критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок.
Результаты. На первом этапе исследования был выполнен анализ показателей невроза и ситуативной тревожности у студентов с высоким ИМТ в сравнении со студентами с ИМТ, соответствующим норме. Проведенный сравнительный анализ нормо- и гиперстеников с помощью критерия Манна-Уитни не выявил статистически значимых отличий по анализируемым параметрам: невроз (и=143 при р=0,73), ситуативная тревожность (и=107 при р=0,17). При этом сравнение среднегрупповых значений обоих групп позволяет говорить о тенденции к отличиям по параметрам ситуативной тревожности и невроза в группах нормо- и гиперстеников. Для студентов с высоким ИМТ характерны более выраженная ситуативная тревожность и невротичность, чем для студентов, ИМТ которых находится в пределах нормы.
Следующий шаг анализа - сравнение выраженности депрессивных симптомов у нормо- и гиперстеников с помощью критерия Манна-Уитни. Показано, что для студентов с высоким ИМТ в большей степени характерны когнитивно-аффективные проявления депрессии: им в большей степени присуще ожидание наказания или ощущение себя уже наказанным за что-то, повышенные слезливость и раздражительность. Среднегрупповой показатель депрессии указывает на наличие у студентов с высоким ИМТ легкой депрессии (субдепрессии). Дальнейший анализ показал, что легкая депрессия (субдепрессия) диагностируется у 62,5% от общей выборки студентов с высоким ИМТ, отсутствие депрессивных симптомов выявлено у 12,5%, остальная часть выборки (25%) заняла промежуточную позицию, набрав приграничное количество баллов, т.е. данные студенты находятся в зоне риска развития легкой депрессии.
Заключение. Сравнение средних значений в группе нормо- и гиперстеников указывает на более выраженную ситуативную тревожность и невроз у гиперстеников. Выявлены статистически значимые отличия психоэмоционального статуса студентов с высоким ИМТ и ИМТ, соответствующим норме. Для гиперстеников в большей степени характерны когнитивно-аффективные проявления депрессии. Психоэмоциональный статус студентов с избыточным ИМТ характеризуется повышенным по сравнению с нормостениками уровнем ситуативной тревожности и невроза. Им присущи такие когнитивно-аффективные симптомы депрессии, как слезливость, раздражительность и ожидание наказания. Кроме того, у 63% студентов с высоким ИМТ диагностируется легкая депрессия, а 25% студентов обнаруживают тенденцию к появлению субдепрессии.
Блинкова Л.Н., Мажаров В.Н., Коробова Т.В.
ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
Актуальность. В Российской Федерации на современном этапе неинфекционные заболевания (НИЗ) до 80% являются основной причиной смертности. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) определено, что
72
Вопросы питания. Том 87, № 5, 2018. Приложение