УДК 378.178+159.97+616.8-009+616.891
А.В. Матвеев
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Студенты вузов, периодически испытывая интенсивные интеллектуальные, социально-психологические и физические перегрузки в процессе обучения, относятся к социально незащищенной категории. Обсуждаются механизмы формирования и особенности проявления невротических расстройств у студентов. Полученные данные о наибольшей распространенности среди студентов первого курса невротических реакций, обусловленных в основном психогенным воздействием специфических условий обучения, указывают на необходимость психологического сопровождения и проведения психопрофилактических мероприятий именно в этот период. Сформированы наиболее эффективные и удобные методы психолого-педагогической работы по профилактике невротических реакций и стресса.
Ключевые слова: студенты, невротические расстройства, психопрофилактика.
Проблема взаимосвязи психического здоровья и комплекса психологических, социальных, культурных факторов становится в последнее время предметом многочисленных исследований как в России (Миневич В.Б. и др., 1992; Менделевич В.Д., 1997; Положий Б.С., 1997; Чуркин А.А., 1997; Пезешкиан Х., 1998; Дмитриева Т.Б., Положий Б.С., 2003, Семке В.Я. и др., 2001; Карвасарский Б.Д. и др., 2003; Николаев Е.Л., 2005), так и за рубежом (Munet-Vilaro F. et al., 1999; Struthers R., 1999; Milne D., Howard W., 2000; Huriwai T. et al., 2001; Angold A. et al., 2002; Barnes V.A. et al., 2004; Milligan C.O. et al., 2004). Результаты клинико-эпидемиологических исследований в области психического здоровья указывают на значительный рост психической заболеваемости (Краснов В Н., 2001; Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2004; Дмитриева Т.Б. и др., 2009; De Jongh A., 2001; Gunderson E. et al., 2003; Caldwell T.M. et al., 2004; Nogueira-Martins L.A., 2004) с преобладанием пограничных состояний (Александровский Ю.А., 2010; Марченко А.А., 2009) и отчетливым смещением «пика» заболеваемости на подростковый и юношеский возраст (Попов Ю.В., 2002; Маклаков А.Г., 2005; Костюк Г.П. и др., 2009; Овчинников Б.В. и др., 2010; Nogueira-Martins L.A. et al., 2004; Sher L., 2006; Howe L.D. et al., 2009).
В современных условиях получение образования в высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объем информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жестким контролем и регламентацией режима (Соколова И.М., 2001). По мнению многих авторов, весь срок обучения можно разделить на три основных критических периода, которые приходятся на первый, третий и пятый курсы (Яворовская Л.Н., 2003). На первом курсе происходит изменение социальной роли обучаемого, корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость более гибко регулировать свое поведение, приспосабливаясь к более жестким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе; иногородним - обустраивать быт. На третьем курсе имеет место переоценка ценностей, переосмысление выбора специальности. Особенность кризиса пятого (выпускного) курса связана с будущим трудоустройством, перспективами работы и профессионального роста в рамках выбранной специальности. Отсутствие резервов психического и физического здоровья на каждом из этапов может привести к развитию невротических расстройств и расстройств адаптации (Синайко В.М., 2001; Соколова И.М., 2001).
Невротические расстройства определяют как психогенные функциональные расстройства психических (преимущественно эмоционально-волевых) и нейровегетативных функций с сохранением у больных достаточно правильного понимания и критической оценки себя и окружающего [1-3]. Это психогенные заболевания с закономерностями, свойственными и другим болезням (с возможностью острого и постепенного развития, кратковременного и затяжного течения, рецидивов, остаточных явлений и т.д.). По механизму возникновения и течения выделяют невротические реакции, или кратковременные острые общие и системные («моносимптомные») неврозы, и затяжные общие и системные неврозы с регредиентным, рецидивирующим и прогредиентным течением (по типу невротического развития) [1-3]. Указанное подразделение не является общепризнанным, хотя оно целесообразно с практической точки зрения [3, 4].
Согласно данным источников [1-7], невротические реакции и психическая дезадаптация преимущественно сопровождаются тревожными и депрессивными расстройствами (Гавенко В.Л. и др., 1996; Марута Н.А. и др., 2002). Эти непсихотические расстройства, возникающие в юношеском возрасте (17-22 лет), несмотря на их высокую распространенность, остаются недостаточно изученными, что можно объяснить как клиническими особенностями (атипия, «маскированный» характер депрессий), так и социально-психологическими факторами (отсутствие осознания своего болезненного состояния как психического расстройства, психологический барьер при обращении за помощью в психиатрическое учреждение). В работах, посвященных исследованию нервно-психической патологии, недостаточно учитывается специфика тревожно-депрессивных расстройств юношеского возраста, и особенно студенчества, что выражается в ряде нерешенных научно-практических проблем [4-7]:
• атипичность клинической картины юношеской депрессии (Олейчик И.В., 2008; Цуцульковская М.Я., 2000);
• необходимость учета особенностей социальной ситуации в формировании тревожно-депрессивных и адаптационных расстройств у студентов (Яницкий М.С., 1998; Eisenberg D., 2007);
• необходимость описания клинико-психологических особенностей депрессивных расстройств в студенческой среде, которые приводят к снижению учебной адаптации в период обучения и ухудшению успеваемости (Северный А.А., 1987; Ehrenberg M.F. et al., 1990);
• выделение клинико-психологических характеристик, связанных с суицидальным поведением студентов (Игумнов С.А., 2004; Schernhammer E.S., Colditz G.A., 2004; Innamorati M., Garlow S.J., 2008);
• изучение взаимосвязей личностных и социально-психологических характеристик студентов с тревожно-депрессивными расстройствами (Влах Н.А., 1999; Смирнов М.М., Юрасова Е.Н., 1994; Чехлатый Е.И., 2006).
Таким образом, в современном обществе особую значимость приобретает задача сохранения здоровья студенческой молодежи - своеобразной «зоны роста» любого общества и в то же время одной из самых уязвимых групп населения в связи со стрессами, как биологическими, так и социальными, сопровождающими этот период жизни. Психические заболевания в юношеском возрасте, в частности невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства (МКБ-10, блок F40-F48) [2], оказывают непосредственное влияние на учебную и общественную жизнь студентов, а также на сферу их личной жизни и ведут к значительной социальной дезадаптации, что требует тщательного подхода медико-социальных и психологических служб к их выявлению, лечению и профилактике.
В рамках перечисленных выше проблем целью исследования стало изучение социально-психологических особенностей проявления невротических реакций у студентов. Исходя из цели поставлены следующие задачи: активное выявление у
студентов-первокурсников тревожной, депрессивном и вегетативном симптоматики невротических расстройств; установление психопатологической структуры, причин и механизмов их возникновения; разработка рекомендаций по психопрофилактике невротических реакций у студентов в процессе учебной деятельности в вузе. Предположено, что склонность к невротическим реакциям в процессе обучения взаимосвязана с уровнем социально-психологической адаптированности.
Материал и методы. В работе использованы следующие методы: анализ специальной литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение и тестирование, а именно методика экспресс-диагностики невроза Хека-Хесса, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, шкала депрессии SCL-90, тест на учебный стресс (Ю.В. Щербатых), шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптирована Т.В. Снегирёвой). Кроме того, был разработан и абилитирован к исследованию собственный тест на невротическую готовность, валидность которого была установлена по корреляционной зависимости полученных количественных данных с выборкой данных по методике экспресс-диагностики невроза Хека-Хесса = 0,87). Для статистической обработки результатов тестирования
использован Q-критерий Розембаума, и-критерий Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена [8].
Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» во время летней сессии 2010 г. Выборку исследования составили 40 студентов первого курса филологического факультета. После тестирования по шкале СПА согласно рекомендациям авторов методики [9, с. 211] все респонденты были разделены на три группы: низкая СПА (11 студентов), средняя СПА (7 студентов) и высокая СПА (22 студента).
Результаты и обсуждение. Как показали результаты исследования, в группе с низкой СПА (27,5% от всех обследованных) готовность студентов к невротическим реакциям выше, чем в группе с высокой СПА (55%). Различия являются статистически достоверными (О = 20, р < 0,01). Также выявлено, что в группе студентов с низкой СПА наблюдаются повышенный уровень склонности к неврозу (81,8% от всех обследованных в этой группе), склонности к невротическому реагированию (18,2%), повышенный уровень личностной тревожности (81,8%) и депрессивные расстройства (36,4%). Кроме того, на момент летней сессии в группе с низкой СПА абсолютно у всех студентов (100%) выявлен повышенный уровень реактивной (ситуативной) тревожности. Напротив, в группе с высокой СПА у студентов в процессе учебной деятельности склонность к невротическим расстройствам отсутствует и на момент летней сессии у большинства из них невротические реакции не выявлены (86,4% от всех обследованных в этой группе). Все различия являются статистически достоверными (р < 0,01).
Соотношения показателей уровня невротических реакций у студентов каждой из групп на момент летней сессии приведены в таблице.
Соотношения показателей уровня невротических реакций у студентов
Невротические реакции
Низкая СПА
%
Абс.
Высокая СПА
%
Абс.
Невротичность и невротическое реагирование
Склонность к неврозу
81,8
9
Склонность к невротическому реагированию
18,2
2
13,6
Норма
0
86,4
19
Окр. = 11 (р < 0,01)
Оэмп. = 29
Личностная тревожность
Повышенный уровень
81,8
18,2
Средний уровень
18,2
72,7
16
Низкий уровень
0
9,1
Окр. = 11 (р < 0,01)
Оэмп. = 21
Реактивная (ситуативная) тревожность
0
0
3
0
9
4
2
0
2
Повышенный уровень 100 11 63,6 14
Средний уровень 0 0 27,3 6
Низкий уровень 0 0 9,1 2
Окр. = 11 (р < 0,01) Оэмп = 11
Икр. = 59 (р < 0,01) иэмп. = 56
Депрессивность
Депрессия 36,4 4 0 0
Легкая депрессия 45,4 5 13,6 3
Склонность к депрессивным переживаниям 18,2 2 54,6 12
Состояние без депрессии 0 0 31,8 7
Окр. = 11 (р < 0,01) Оэмп = 21
Как видно, удельный вес невротических нарушений всех рассмотренных симптоматик наиболее высок в группе студентов с низкой СПА и значительно ниже (либо невротические расстройства вообще не наблюдаются) у студентов с высокой СПА. Для выявления достоверных статистических различий по всем симптоматикам был использован непараметрический Q-критерий Розенбаума, а по реактивной тревожности еще и И-критерий Манна-Уитни (расчетные значения приведены в таблице). Однако на момент летней сессии существенно повышается тревожность всех студентов с низкой, средней и высокой СПА (с помощью Q- и И-критериев выявлена достоверность различий в реактивной и личностной тревожностях, p < 0,05).
С целью выявления достоверного характера взаимосвязи невротических реакций с уровнем СПА дополнительно проведена статистическая обработка результатов исследования всех студентов (низкая, средняя и высокая СПА) методом ранговой корреляции Спирмена [8]. Поскольку число респондентов N = 40, то критическим значением при р < 0,01 будет RS = 0,40 [8]. Эмпирические значения RS для каждого из тестируемых признаков по отношению к СПА следующие: невротическая готовность (0,71), неврозы (-0,84), личностная тревожность (-0,77), реактивная тревожность (-0,57), депрессии (-0,77). Видно, что все рассчитанные величины отрицательны и по абсолютному значению превосходят критический уровень - 0,40. Таким образом, предрасположенность к невротическим реакциям в процессе обучения взаимосвязана с уровнем социально-психологической адаптированности студента > RS кр.), причем эта взаимосвязь имеет обратно пропорциональный характер ^S < 0). Представленная гипотеза полностью подтверждается.
Для выявления психотравмирующих факторов, способствующих развитию невротических реакций, в исследовании использован тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Основными причинами возникновения стрессовых состояний и невротических реакций у обследованных студентов являются большая учебная нагрузка, неумение правильно организовывать свой режим дня, скучные и непонятные учебные пособия, проблемы в личной жизни, нерегулярное и нерациональное питание, нежелание учиться и разочарование в профессии, конфликты с преподавателями. Основными способами снятия стрессовых состояний являются дружеская взаимопомощь, общение с любимым человеком, продолжительный сон, перерыв в учебе и прогулки на свежем воздухе. Стресс и невротические реакции проявляются в основном на психологическом уровне, что сказывается в поспешности и постоянной нехватке времени, появлении посторонних мыслей, плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости и невозможности сосредоточиться на учебном процессе, плохом и депрессивном настроении, апатии, ощущении беспомощности и невозможности справиться с проблемами, повышенной утомляемости и раздражительности. Среди вегетативных проявлений невротических реакций чаще всего диагностировались тахикардия, ксеростомия, гипергидроз, тремор, скованность мышц и незначительные боли различного характера и локализации.
Итак, на снижение уровня здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на: объективные,
связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, плотность учебной нагрузки, общественная деятельность и т.д.); субъективные, личностные характеристики (организованность, дисциплинированность, целеустремленность, мотивация здорового образа жизни, двигательная активность, режим питания и т.д.). В связи с актуальностью данной проблемы в целях предотвращения появления невротических реакций важно проводить своевременную диагностику, профилактику и психокоррекцию [1, 2, 6]. Например, валеологический подход к стрессу [10] предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации. Напряженная работа во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживается этого правила! Чтобы помощь была максимально эффективной, очень важно определить причину невротической реакции и устранить ее. Ведь если причина не устранена, трудно рассчитывать на благоприятный прогноз.
Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного педагогического и психологического подхода. Важнейшим в психологической помощи является то, что она не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности. Это, прежде всего, профилактика и коррекция, которые направлены на адаптацию к учебному процессу в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), снижение уровня тревожности, депрессивности и повышение стрессо-устойчивости. Во многом этому способствует индивидуальный подход, в основе которого лежат методики изучения личности [4-7]. Уже в самом начале учебного года среди студентов-первокурсников куратору и преподавателям целесообразно провести соответствующее психологическое тестирование, опрос и анкетирование, с помощью которых можно получить информацию о мотивах деятельности, особенностях их направленности; а также выделить категории лиц, которым учиться неинтересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно. Впоследствии такая экспресс-диагностика будет непрерывно дополняться информацией, уточняться и конкретизироваться по мере выполнения самостоятельных работ, контрольных заданий, в ходе выступлений на семинарах и др. Полезно также проведение социально-психологического тренинга [7], целью которого является распространение современных технологий психолого-педагогической профилактики социальной дезадаптации и повышенной личностной тревожности, асоциального поведения среди студентов.
На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае. Это могут быть:
• информирование студентов-первокурсников о том, что именно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение на учебе и систематичность в занятиях. Пожелание ряду студентов отказаться от посторонних увлечений перед сессией. Рекомендации некоторым студентам преодолевать у себя нерегулярность занятий, разбросанность интересов и др.;
• беседы, направленные на снятие у части студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства, а для лиц, явно переоценивающих свои возможности, - на преодоление излишней уверенности в себе и понижение уровня самооценки. Такие беседы следует проводить задолго до сессии;
• работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения. Такие студенты не решаются обратиться за помощью к преподавателю или однокурсникам и поэтому накапливают непонятный материал. Им необходима помощь куратора;
• поощрение, подбадривание во время экзаменов студентов с высокой неуверенностью в себе; снятие перед экзаменом состояния тревожности, которое
сковывает память, мышление, что приводит к низкой оценке в действительности способного студента;
• использование для снятия состояния утомления и повышения работоспособности методики аутогенной тренировки. Такие сеансы должны осуществляться психологом.
К индивидуальной работе с ними студенты относятся, как правило, с большим интересом. Кроме того, для повышения успеваемости куратору необходимо использовать в работе методики стимулирования мыслительной активности студентов [7], способствующие лучшему усвоению учебной и научной информации. Без интеллектуальной активности невозможно полноценное усвоение материала, да и способности слабых и средних студентов часто не развиты оттого, что их не побуждают к энергичной интеллектуальной деятельности. Такая работа прежде всего направлена на предупреждение и разрешение межличностных внутригрупповых проблем, повышение самооценки, снижение уровня тревожности, стимулирование творческого потенциала, улучшение психологической грамотности, профилактику девиантного поведения, связанного с трудностями адаптации [7, 9].
Выводы. В результате комплексного социально-психологического исследования у значительной части студентов в процессе учебной деятельности (45%) были выявлены невротические реакции различной симптоматики и степени выраженности. Можно выделить критический период обучения, который приходится на первый курс. Полученные данные говорят о том, что в среднем уровень склонности к невротическим и адаптационным расстройствам у студентов-первокурсников очень высок. Поэтому кураторам, педагогам и психологам целесообразно проводить своевременную диагностику (уже с самого начала учебного года), непрерывную профилактику и адекватную психокоррекцию на протяжении всего учебного периода, активно применяя как методики изучения личности в рамках индивидуального подхода, так и методики стимулирования мыслительной активности с целью повышения успеваемости.
Анализ полученных в результате тестирования и статистической обработки данных позволяет утверждать, что предрасположенность к невротическим реакциям в процессе учебной деятельности взаимосвязана с уровнем социально-психологической адаптированности студента, причем эта взаимосвязь имеет обратно пропорциональный характер (р < 0,01). Студенты с низкой социально-психологической адаптированностью сильно предрасположены к невротическим реакциям (так, в 100% случаев имеет место реактивная тревога). Студенты же, обладающие высокой социально-психологической адаптированностью, практически не склонны к невротическим и адаптационным расстройствам в процессе учебной деятельности. Однако в период сессии у всех студентов повышается реактивная (ситуативная) тревожность по сравнению с личностной (р < 0,05).
Результаты данного исследования могут найти практическое применение в функционировании психолого-педагогических служб учебных заведений, работе кураторов и социальных педагогов, пропаганде здорового образа жизни. Полученные данные о наибольшей распространенности у студентов первого курса невротических расстройств, обусловленных в основном психогенным воздействием специфических условий обучения, указывают на необходимость психологического сопровождения и проведения психопрофилактических мероприятий именно в этот период.
В целом исследование является пилотажным. В дальнейшем планируется использование методик для определения уровня общего интеллектуального развития и стилей интеллектуальной деятельности, отражающих типологические особенности функционирования когнитивной сферы студентов, с целью оценки предрасположенности к невротическим расстройствам в процессе учебной деятельности.
Библиографический список
1. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. - 448 с.
2. Гельдер, М. Оксфордское руководство по психиатрии : В 2 т. / М. Гельдер, Д. Гэт, Р. Мейо. - Киев : Сфера, 1999. - Т. 1. - 300 с. ; Т. 2. - 436 с.
3. Рикрофт, Ч. Тревога и неврозы / Ч. Рикрофт. - М. : Феникс, 2010. - 144 с.
4. Баурова, Н.Н. Психологические факторы, способствующие формированию невротических расстройств у курсантов военных вузов : автрореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Баурова. - СПб., 2010. -26 с.
5. Олейчик, И.В. Юношеские эндогенные депрессии (клиника, основные нозологические формы, терапия) : автрореф. дис. ... д-ра мед. наук / И.В. Олейчик. - М., 2008. - 50 с.
6. Попова, Ю.А. Ранняя диагностика и коррекция адаптаций к действию нормобарической периодической гипоксии дистрессорных состояний у студентов-первокурсников высших учебных заведений : дис. ... канд. мед. наук / Ю.А. Попова. - Уфа, 2006. - 154 с.
7. Соколова, И.М. Методы исследования адаптации студентов / И.М. Соколова. - Харьков : ХГМУ, 2001. - 276 с.
8. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2003. - 350 с.
9. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2003. - 288 с.
10. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. - М. : Педагогика, 1975. - 208 с.
© Матвеев А.В., 2011
Автор статьи - Александр Викторович Матвеев, кандидат физико-математических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, e-mail: [email protected].
Рецензент - Т.И. Рогозина, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.