УДК 159
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
Л.А. Костина, А.С. Кубекова, В.П. Мамина
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей психоэмоционального состояния младших школьников в ситуации развода родителей. В исследовании приняли участие 90 респондентов: из них младшие школьники переживающих ситуацию развода родителей 30 человек и их родители 30 человек, а также младшие школьники, воспитывающиеся в благополучных семьях 30 человек. В исследовании были использованы диагностические методики: цветовой тест Люшера, тест Л. Сонди (метод портретных выборов), методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса. У детей, переживающих ситуацию развода родителей, значительно преобладает печаль, страх, самоограничение, снижение активности. У младших школьников, переживающие ситуацию развода отмечается более высокая тревожность, чем у их сверстников из благополучных семей. У младших школьников, переживающие развод родителей более высокий уровень тревожности, чем у их сверстников из благополучных семей. Результаты исследования могут быть использованы психологами при разработке программ психологического сопровождения по оптимизации психоэмоционального состояния детей, переживающих ситуацию развода родителей, и могут служить базой для педагогических и психологических воздействий.
Ключевые слова: межсупружеский конфликт, тревожность, психоэмоциональное состояние, младшие школьники, страх, фрустрация.
FEATURES OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF YOUNGER
SCHOOLCHILDREN IN A SITUATION OF PARENTS' DIVORCE
L. Kostina, A. Kubekova, V. Mamma
Abstract The article presents the results of an empirical study of the peculiarities of the psycho-emotional state of younger schoolchildren in a situation of divorce of parents. 90 respondents took part in the study: among them younger schoolchildren are experiencing a divorce situation of 30 parents and their parents 30 people, as well as younger schoolchildren raised in prosperous families of 30 people. The study used diagnostic methods: Luscher color test, L. Sondi test (portrait election method), B.N. school anxiety diagnostics method. Phillips In children experiencing the situation of divorce of their parents, sadness, fear, self-restraint, and decreased activity prevail. Younger students experiencing a divorce situation have a higher anxiety than their peers from wealthy families. Younger schoolchildren experiencing a divorce of parents have a higher level of anxiety than their peers from wealthy families. The results of the study can be used by psychologists in developing programs of psychological support for optimizing the psycho-emotional state of children experiencing a divorce situation of parents, and can serve as a basis for pedagogical and psychological influences.
Keywords: interpersonal conflict, anxiety, psycho-emotional state, junior schoolchildren, fear, frustration.
В последние десятилетия проводились многочисленные исследования, направленные на изучение влияния ситуации развода на детей, особенностей детско-родительских отношений на разных этапах распада семейной системы [1]. При этом клинические психологи и психиатры отмечают состояние эмоционального неблагополучия детей (напряжение, страх, гнев, фрустрация, отчаяние) [2]; у 20 - 30% дошкольников, не успешность, выраженность признаков дезадаптации при отсутствии диагнозов [4]. Роль поддержки ближайшего социального окружения в процессе психического развития ребенка изучалась в отечественной психологии [5]. Это постоянно подчеркивается современными исследователями [3]. Затяжной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен, быть свидетелем ссор между родителями в течение
ряда лет [6]. Таким образом, можно предположить, что сам факт развода несет негативные изменения в формировании личности ребенка, при этом необходимо учитывать личностные особенности ребенка, его реакции на стрессовые факторы, продолжительность конфликта, особенности взаимоотношений с родителями, его психологическое и соматическое здоровье, а также то, как воспринимают факт развода родители, их личностные характеристики и отношение к ребенку [7].
Цель исследования заключалась в изучении особенностей психоэмоциональных состояний детей младшего школьного возраста, переживающих развод родителей.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей № 1»
и муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Астрахани. В исследовании приняли участие 90 респондентов: из них младшие школьники, переживающих ситуацию развода родителей 30 человек, средний возраст ±8,5 и их родители 30 человек средний возраст ±32 года, а также младшие школьники, воспитывающиеся в благополучных семьях 30 человек, средний возраст ±8,5. В исследовании были использованы диагностические методики: цветовой тест Люшера, тест Л. Сонди (метод портретных выборов) [10], методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлиппса [9]. В качестве статистических методов обработки данных применялся и-критерий Манна-Уитни,
коэффициент ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение. Применив тест Л. Сонди, мы выделили тенденции, которые составляют основу поведения. Л. Сонди делает упор на устойчивые качества человека, а также позволяет оценить степень адаптированности, черты характера. Каждый из восьми факторов влечений обусловливает определенный набор
характерологических черт, позволяющих понять типологическую принадлежность обследуемого человека [9]. Среднее значение каждого показателя в группе детей, переживающих ситуацию развода, их родителей и детей из благополучных семей приведены в таблице 1.
Таблица 1. - Таблица средних значений факторов влечений
Влечения Дети, переживающие ситуацию развода Взрослые Дети контрольной группы
1. Любовь к личности - любовь к человечеству (И) -3,1 -4.2 2.1
2. Активность - пассивность (8) 0 0 3
3. Авелевы тенденции - каиновы тенденции (е) -2,4 -3.1 2.3
4. Тщеславие - стыдливость (Иу) 2,1 -2.4 2.4
5. Аутизм - отказ от собственного «Я» (к) -3,3 -4.1 -2
6. Инфляция - проекция (р) 2,2 -3.2 -3.3
7. Поиск - прилипание -4,1 2 0
8. Судорожное цепляние - отрыв (т) -2,2 -3 2.2
Дети, переживающие развод родителей: (Ь-3; 80). Вытеснение любви, отказ от удовлетворения потребностей, состояние печали. Дети контрольной группы: нормальное активность индивида в отношении любви: ^+2; s+3). Взрослые, переживающие ситуацию развода: ф-4; 8-0) персональная любовь вытесняется или подавляется, печаль. Дети, переживающие развод родителей: (е-2; Иу-2) - страх, непрерывно нарастает паника. Дети контрольной группы: (е+2; Ьу+2) - совестливость, застенчивость. Взрослые, переживающие ситуацию развода: (е-3; Ьу-2) -страх, непрерывно нарастает паника. Дети, переживающие развод родителей: (к-3; р+2) -аутодеструкция, тенденция к торможению Я-
влечений. Дети контрольной группы: (к-2; р-3) -реакции приспособления к ситуации. Взрослые, переживающие ситуацию развода: (к-4; р+3) -аутодеструкция, торможение Я-влечений. Дети, переживающие развод родителей: 0-4; т-3) несмотря на блокаду контактов индивид цепляется за жизнь и ценные объекты этой реальной жизни. Дети контрольной группы: 0-0; т+2) - поиск нового объекта не является настоятельным и неотложным, так как индивид чувствует себя принимаемым, не отвергаемым.
Взрослые, переживающие ситуацию развода: 0-2; т-3) тенденция к поиску при одновременном цеплянии за старый объект, признак плохой концентрации внимания в работе, см. рисунок 1.
Рисунок 1. - Уровневые показатели по методике «Сонди»
Таким образом, мы выявили, что у детей, переживающих ситуацию развода родителей, значительно преобладает вытеснение любви, тенденция к торможению Я-влечений, страх, тенденция к поиску при одновременном цеплянии за старый объект. У родителей этих же детей данные показатели практически идентичны. У детей контрольной группы эти показатели представлены нормальной активностью, реакцией приспособления к ситуации, при этом они чувствуют себя принимаемыми и любимыми.
Исследования по тесту Люшера, позволило выявить у детей и родителей, переживающих ситуацию развода суммарное отклонение от аутогенной нормы» (СО) и значения вегетативного коэффициента ВК. Сначала мы выявили сырые значения, потом перевели их в стандартные баллы, которые позволили нам определить уровни суммарного отклонения от стандартной нормы нервно-психической напряженности СО (суммарное отклонение) и вегетативный коэффициент ВК. Полученные показатели отражены в таблице 2.
Таблица 2. - Таблица средних значений баллов нервно-психического напряжения
Показатели Дети, переживающие развод родителей Взрослые Дети контрольной группы
СО (суммарное отклонение) 17,6 18 4,8
ВК (вегетативный коэффициент) 0,37 0,4 1,2
СО (суммарное отклонение) отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности. Эта напряженность заключается в неумеренно завышенном расходовании нервно-психических ресурсов при столь же неумеренно низком коэффициенте полезного действия. При этом (СО=4) эмоциональный фон представлен средним уровнем непродуктивной нервно-психической напряжённостью, испытуемые справляются с деятельностью волевым усилием, однако просматривается сниженная
работоспособность. Для сохранения здоровья необходимо четкое распределение времени труда и отдыха. Значения ВК (вегетативный коэффициент) (2) (вегетативный коэффициент) у
детей и родителей преимущественно снижен, наблюдается истощенность, установка на бездействие. Необходимы разноплановые и объемные восстановительные мероприятия. У детей контрольной - стабильная продуктивная нервно-психическая напряженность СО=2; ВК=4 - оптимальная мобилизация физических и психических ресурсов, установка на активное действие, см. рисунок 2.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса проводилась только с детьми. В таблице 3 представлены выявленные нами средние показатели по двум группам респондентов.
7 6 5 4 3 2 1 0
Уровень вегетативного напряжения и суммарного отклонения нервно-психической напряженности
Дети, переживающие развод Дети контрольной группы родителей
Взрослые
и СО (суммарное отклонение) н ВК (вегетативный коэффициент)
Рисунок 2. - Средние показатели по методики ЦТО Люшера
Таблица 3. - Таблица средних значений показателей школьной тревожности
Факторы школьной тревожности Дети, переживающие развод родителей Дети контрольной группы
Общая тревожность 24 13
Переживания социального стресса 24 7
Продолжение таблицы 3
Страх самовыражения 22 18
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 26 14
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 27 12
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 23 19
Фрустрация потребности в достижении успеха 10 18
Страх ситуации проверки знаний 14 22
Выявлена более высокая тревожность у испытуемых детей, находящихся в ситуации развода родителей. В том числе:
1. Переживания социального стресса -эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
2. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
3. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
4. Низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
5. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
При этом следует отметить, что фрустрация потребности в достижении успеха -неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, и страх ситуации проверки знаний выше у детей контрольной группы, см. рисунок 3.
Рисунок 3. - Средние показатели по методике Ф
Для решения поставленных зацач были использованы математико-статистические
методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Манна-Уитни, коэффициентов корреляции Ч.Э. Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
I «Диагностикауровня школьной тревожности»
При выявлении особенностей
психоэмоционального состояния детей, переживающих ситуацию развода, мы применили критерий Манна-Уитни, см. таблицу 4. Различия на уровне статистической значимости р<0,05 выявлены для признаков: вытеснение любви, страх; тенденция к самоограничению; активность;
вегетативное напряжение; переживание сопротивляемость стрессу.
социального стресса; низкая физиологическая
Таблица 4. - Таблица особенностей психоэмоционального состояния детей, переживающих ситуацию развода
Переменные Среднее значение Значение критерия
Дети при разводе Контрольная группа
Вытеснение любви 1,7033 1,0667 ^256,000
Страх 1,8433 1,099 ^209,000
Тенденция к самоограничению 1,2000 1,0004 ^233,000
Тенденция к поиску при одном цеплянии за старый объект 1333 1030 ^418,500
Активность 1,0009 1,7650 ^226,000
Приспособление к ситуации 1,5333 1,5000 ^424,500
чувство принятия другими 0333 0667 ^432,500
Вегетативное напряжение ВК 1,5003 1,0027 ^240,000
Суммарное отклонение от нормы СО 6833 2067 ^410,000
Переживания социального стресса 1,6999 1,0117 ^207,000
Страх самовыражения 8333 7120 ^363,000
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2070 1080 U =436,500
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 1,6983 1,0067 ^212,000
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 6,5467 5,8500 U = 457,05
Фрустрация потребности в достижении успеха 6027 5,0183 ^298,500
Страх ситуации проверки знаний 8333 1,0667 ^446,000
*Примечание: и - значение критерия Манна-Уитни
С целью выявления связи между эмоциональным состоянием детей и их родителей, мы использовали корреляционный анализ. Мы рассчитали коэффициент ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена, см. таблицу 5. У родителей и детей наблюдается достоверная
Таблица 5. - Результаты расчета ранговой корреляц
взаимосвязь (р<0,05) в показателях страх, и печаль. Положительные коэффициенты корреляции означают, что чем выше показатели страха и печали у родителей, тем выше, указанные параметры у детей.
Спирмена
Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости
Страх 0,474** 0,038
Печаль 0,373* 0,043
Примечание: звездочками обозначен уровень достоверности различий - * - различия достоверны при р<0.05; ** - различи достоверны прир<0.01, *** - р<0.005, **** - р<0.001.
В связи с этим можно сделать вывод, что в ситуации развода родителей ухудшаются показатели психоэмоционального состояния обследуемых, и это значительно усугубляет нервно-психическое состояние ребенка. В ходе исследовании нами рассмотрено
психоэмоциональное состояние младших школьников в ситуации развода [8]. Результаты исследования показали:
1. У родителей и детей наблюдается достоверная взаимосвязь. У детей, переживающих ситуацию развода родителей, значительно преобладает печаль, страх, самоограничение, снижение активности. У родителей этих же детей данные показатели практически идентичны. У детей контрольной
группы эти показатели значительно ниже. Вегетативный коэффициент у детей и родителей в ситуации развода преимущественно снижен, наблюдается истощенность. У детей контрольной группы оптимальная мобилизация физических и психических ресурсов, установка на активное действие.
2. У младших школьников, переживающие ситуацию развода отмечается более высокая тревожность, чем у их сверстников из благополучных семей, в частности по факторам: переживания социального стресса -эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками), и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
3. В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что психоэмоциональное состояние у младших дошкольников содержит особенности в выраженной непродуктивности нервно -психической деятельности-ограничение
активности, установка на минимизацию собственных усилий, доминирование
парасимпатического отдела нервной системы.
Таким образом, тип реагирования на ситуацию развода родителей передается ребенку. Ситуация развода несет негативные изменения в формировании личности ребенка, ухудшаются показатели психоэмоционального состояния детей, и это значительно усугубляет нервно-психическое состояние ребенка дошкольного
возраста. Воздействие стресса у младших школьников приводит к выраженной непродуктивности нервно - психической деятельности - ограничение активности, установка на минимизацию собственных усилий, доминирование парасимпатического отдела нервной системы. Данный тип
психоэмоционального состояния приводит к снижению адаптации в учебной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы психологами при разработке программ психологического сопровождения по оптимизации психоэмоционального состояния детей, переживающих ситуацию развода родителей, и могут служить базой для педагогических и психологических воздействий.
Литература:
1. Абабков В.А. Транскультурное экспериментально-психологическое исследование влияния родителей на поведение и состояние здоровья детей дошкольного возраста / В.А. Абабков // Социальная и клиническая психиатрия. - 2008. - № 2. -С. 5-19.
2. Акулина М.В. Особенности восприятия детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях развода в семье / М.В. Акулина, С.А. Терехина. - 2012. - № 2. - С. 1-14.
3. Алямовская В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова.
- М.: Скрипторий. - 2008. -С. 80.
4. Белоус О.В. Влияние семейных факторов в формировании девиантного поведения ребенка / О.В. Белоус. - 2014. - № 1. - С. 21-27.
5. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С.В. Валиева.
- СПб.: Речь, 2005. - С. 15.
6. Вериткина С.Н. Семейное воспитание как фактор социализации личности дошкольника / С.Н. Вериткина. - 2014. - № 2. - С. 46-51.
7. Ветошева В.И. Путешествие в мир гармонии: методические рекомендации / В.И. Ветошева, И.И. Митяева // Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей. - Сыктывкар, 2012. - 126 с.
8. Капитоненко Н.В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития / Н.В. Капитоненко. - 2009.
9. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование / О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 3. - С. 105-107.
10. Собчик Л.Н. Метод портретных выборов -адаптированный тест Сонди: практическое руководство / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2002. - 18 с.
Сведения об авторах:
Костина Лариса Александровна (г. Астрахань, Россия), кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета, e-mail: kostina_agma@mail.ru
Кубекова Алия Салаватовна (г. Астрахань, Россия), старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета, e-mail: alya_kubekova@mail. ru
Мамина Вероника Павловна (г. Астрахань, Россия), ассистент кафедры психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета, e-mail:
veronika.mamina1992@gmail.com
Data about the authors:
L. Kostina (Astrakhan, Russia), Candidate of Medical Sciences, associate Professor, head of the Department of psychology and pedagogy of Astrakhan state medical University, e-mail: kostina_agma@mail.ru
A. Kubekova (Astrakhan, Russia), senior lecturer of the Department of psychology and pedagogy of Astrakhan state medical University, e-mail: alya_kubekova@mail.ru
V. Mamina (Astrakhan, Russia), assistant of the Department of psychology and pedagogy of Astrakhan state medical University, e-mail: veronika.mamina1992@gmail.com