Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ У СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ РЕЗКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ У СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ РЕЗКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совладающее поведение / копинг-стратегия / саморегуляция студентов / трудная жизненная ситуация / социальные перемены / психическое состояние / эмоциональное благополучие / юношеский возраст / coping behaviour / coping strategy / self-regulation of students / difficult life situation / social changes / mental state / emotional well-being / adolescence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мария Владимировна Андреева, Александр Аркадьевич Баранов, Юлия Олеговна Новгородова

В статье представлены результаты исследования особенностей психического состояния, саморегуляции, копинг-стратегий и взаимосвязей между ними у студентов вуза в период резких социальных изменений, произошедших зимой–весной 2022 г. и продолжающих в настоящее время оказывать влияние на жизнь людей. Актуальность исследования определяется необходимостью реализации поддержки юношей и девушек для обеспечения эффективного решения ими жизненных задач и дальнейшего прогрессивного развития на фоне современных социальных вызовов. В нем приняли участие 86 студентов бакалавриата очной формы обучения. Результаты проведенного исследования показали, что напряжение, комфортность, уровень субъективного благополучия студентов находятся в среднем диапазоне, однако юношам и девушкам необходима эмоциональная поддержка со стороны других и содействие в переработке неприятных переживаний. Посредством богатого набора копинг-стратегий (планирование, позитивное переформулирование и личностный рост, активное совладание, поиск эмоциональной социальной поддержки, принятие, концентрация на эмоциях и их активное выражение) молодые люди осуществляют поиск возможностей для самореализации в ситуации резких социальных изменений. Позитивное переформулирование и личностный рост, активное совладание, подавление конкурирующей деятельности, поиск эмоциональной социальной поддержки позволяют юношам и девушкам сохранять высокий уровень субъективного благополучия и позитивный настрой, а уход от проблем и отрицание приводит к противоположному результату. Интерес играет роль мотивационного ресурса для эффективной адаптации молодых людей, а эмоциональный тонус обеспечивает необходимый для переработки неприятных эмоций и осуществления конструктивных действий в сложных обстоятельствах уровень энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мария Владимировна Андреева, Александр Аркадьевич Баранов, Юлия Олеговна Новгородова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS’ MENTAL STATE, COPING BEHAVIOUR AND THEIR RELATIONSHIP IN A SITUATION OF DRAMATIC SOCIAL CHANGES

The article presents the results of a study of the characteristics of the mental state, self-regulation, coping strategies and their interrelationships among university students during the period of drastic social changes that occurred in the winter and * We express our gratitude to the students of Udmurt State University who participated in the study. spring of 2022 and continue to influence people’s lives at the present time. The relevance of the study is determined by the need to implement support for young people in order to ensure the effective solution of life tasks and further progressive development against the background of modern social challenges. 86 full-time undergraduate students took part in it. The results of the study showed that the tension, comfort, and level of subjective well-being of students are in the middle range, but young people need emotional support from others and assistance in processing unpleasant experiences. Through a rich set of coping strategies (planning, positive reformulation and personal growth, active coping, search for emotional social support, acceptance, concentration on emotions and their active expression), young people search for opportunities for self-realisation in a situation of drastic social changes. Positive reformulation and personal growth, active coping, suppression of competing activities, and the search for emotional social support allow young people to maintain a high level of subjective wellbeing and a positive attitude, whereas avoiding problems and denial leads to the opposite result. Interest plays the role of a motivational resource for the effective adaptation of young people, and emotional tone provides the energy level necessary for processing unpleasant emotions and carrying out constructive actions in difficult circumstances.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ У СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ РЕЗКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Мария Владимировна Андреева, кандидат психологических наук, Институт педагогики,

2024. Вып. 72. С. 111-124

Б01: 10.15382Миг^202472.111-124

психологии и социальных технологий УдГУ

Ижевск, Россия mariia_andreeva@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1995-3074

Александр Аркадьевич Баранов,

доктор психологических наук, профессор,

Институт педагогики,

психологии и социальных технологий УдГУ

Ижевск, Россия aabaranov@mail. ш https://orcid.org/0000-0002-1878-8305

Юлия Олеговна Новгородова, Институт педагогики,

психологии и социальных технологий УдГУ

Ижевск, Россия novgorodova_yulia@inbox.ru https://orcid.org/0000-0003-1021-8591

Особенности психического состояния,

СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

У студентов в ситуации резких социальных перемен М. В. Андреева, А. А. Баранов, Н. Ю. Новгородова*

Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей психического состояния, саморегуляции, копинг-стратегий и взаимосвязей между ними у студентов вуза в период резких социальных изменений, произошедших зимой—весной 2022 г. и продолжающих в настоящее время оказывать влияние на жизнь людей. Актуальность исследования определяется необходимостью реализации поддержки юношей и девушек для обеспечения эффективного решения ими жизненных задач и дальнейшего прогрессивного развития на фоне современных социальных вызовов. В нем приняли участие 86 студентов бакалавриата очной формы обучения. Результаты проведенного исследования показали, что напряжение, комфортность, уровень субъективного благополучия студентов находятся в среднем диапазоне, однако юношам и девушкам необходима эмоциональная поддержка со стороны других и содействие в переработке неприятных переживаний. Посредством богатого набора копинг-стратегий (планирование, позитивное переформулирование и личностный рост, активное совладание, поиск эмоциональной социальной поддержки, принятие, концентрация на эмоциях и их активное выражение) молодые люди осуществляют поиск возможностей для самореализации в ситуации резких социальных изменений. Позитивное переформулирование и личностный рост, активное

© Андреева М. В., Баранов А. А., Новгородова Н. Ю., 2024.

* Выражаем благодарность студентам Удмуртского государственного университета, принявшим участие в исследовании.

совладание, подавление конкурирующей деятельности, поиск эмоциональной социальной поддержки позволяют юношам и девушкам сохранять высокий уровень субъективного благополучия и позитивный настрой, а уход от проблем и отрицание приводит к противоположному результату. Интерес играет роль мотивационного ресурса для эффективной адаптации молодых людей, а эмоциональный тонус обеспечивает необходимый для переработки неприятных эмоций и осуществления конструктивных действий в сложных обстоятельствах уровень энергии.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегия, саморегуляция студентов, трудная жизненная ситуация, социальные перемены, психическое состояние, эмоциональное благополучие, юношеский возраст.

Резкие социально-экономические изменения, коснувшиеся нашей страны, переживаются многими людьми как трудная жизненная ситуация, связанная с разрушением планов, требующая существенной перестройки жизни и активного включения адаптивных механизмов. Эти перемены связаны с последствиями эпидемии короновирусной инфекции, началом спецоперации, введением ограничений со стороны многих иностранных государств, которые привели к экономическим затруднениям, потере прежних профессиональных и жизненных перспектив, фрустрации потребностей личности. Усугубляющими факторами оказались неожиданность, непредсказуемость, неконтролируемость со стороны отдельной личности хода и последствий происходящего, их влияние на все аспекты идентичности человека.

Прежде всего, это касается юношей и девушек, которым предстоит в ближайшее десятилетие решить множество ключевых жизненных задач. Активно развивающаяся, но не до конца устоявшаяся их система ценностей и убеждений, недостаток жизненного опыта и подчас материальной и эмоциональной независимости от старшего поколения вкупе со стремлением утвердить себя в жизни могут порождать внутренние противоречия, усиливающиеся на фоне социально-экономической нестабильности. Такие противоречия могут стать не только толчком к прогрессивному развитию юношей и девушек, но и помешать им выбрать конструктивные способы совладания с трудностями, успешно решить задачи возраста в пространстве современных событий.

Исследователи в основном изучают копинг в студенческой среде в рамках учебной деятельности, практической подготовки и осуществляют поиск эффективных инструментов и методик, содействующих выбору конструктивных способов совладания учащимися высшей школы1. Способность выбирать и реали-

1 См.: Баранов А. А., Жученко О. А. Стрессоустойчивость и самооценка академических достижений // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 16—22; Веснин А. С. Особенности экзаменационного совладающего поведения студентов факультета психологии на начальном этапе учебно-профессиональной подготовки // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 1. С. 50—59; Станибула С. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе // Проблемы психологии и педагогики. 2017. № 3. С. 195—204; Тукачева Т. П. Основные результаты педагогического эксперимента по формированию совладающего поведения курсантов военных училищ // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. С. 84; Abdukadirova L. Basic Scientific and Theoretical Approaches on Learning Coping Behavior of Students Who are in

зовать конструктивный копинг во многом определяется уровнем развития саморегуляции личности. В близком к нашим представлениям подходе В. С. Мороса-новой саморегуляция понимается как психологический инструмент осознания и использования всех резервов индивидуальности в качестве ресурсов решения жизненных задач2. Т. Л. Крюкова3 в качестве факторов, обусловливающих выбор личностью способа совладания, выделяет не только личностный, ситуационный и социокультурный, но и регулятивный. А. В. Либина понимает копинг-стратегии как посредники, позволяющие глубинным психологическим составляющим осуществить саморегуляцию поведения в трудной ситуации4. Отметим, что исследователи заострили внимание на произвольности и сознательности выбора способа поведения в стрессовой ситуации5, что определяет осуществимость психологического воздействия на выбор копинг-стратегий. Таким образом, проблема настоящего исследования формулируется через вопрос: каковы особенности психического состояния и совладающего поведения у студентов и их взаимосвязь в ситуации резких социальных перемен?

В фокусе внимания исследователей в последние годы находятся вопросы, связанные с изучением реакции людей на террористические акты, вооруженные конфликты, с точки зрения эмоционального, когнитивного, поведенческого и регуляторного компонентов психики6. Их изыскания создают базу для проведения психологических мероприятий по уменьшению деструктивного влияния данных конфликтов на молодое поколение7. Для настоящего исследования большое значение имеет идея Г. Б. Суворова, в соответствии с которой психическое состояние включает разные по устойчивости компоненты. В нем присутствуют перманентные, текущие и оперативные состояния, являющиеся частями целостного. Последнее может быть постоянным (при доминировании устойчивого компонента состояния)8. Мы исходим из того, что существенные социально-

Difficult Life Situations // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Vol. 24. Issue 1. Р. 543-550; Chin T. Y., Ching C. W., Bit-Lian Y. Coping Behavior in Clinical Practice among Nursing Students // The Malaysian Journal of Nursing. 2020. Vol. 12. Р. 5-9.

2 См.: Моросанова М. И. Развитие ресурсного подхода к развитию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. М.; СПб., 2020. С. 11-37.

3 См.: Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. М., 2008. С. 55-66.

4 См.: Либина А. В. Психология совладания. М., 2019.

5 См.: Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб., 2009; Щелина С. О. Совладающее поведение как ресурс личностно-профессионального развития студентов-психологов (бакалавриата и специалитета): дис... канд. психол. наук. М., 2020.

6 См.: Карпинский К. В. Экзистенциальные аспекты переживания военной угрозы // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Кострома, 2019. Т. 1. С. 494-497; Рядинская Е. Н. Особенности психологических состояний человека, проживающего в зоне вооруженного конфликта, в контексте трансформаций смысложизнен-ных стратегий в постконфликтный период // Психология и право. 2016. Т. 6. № 4. С. 196-208.

7 См.: Cummings E., Merrilees C., Taylor L., Mondi-Rago C. Political Violence, Armed Conflict, and Youth Adjustment. Springer, 2017. P. 115.

8 См.: Валиуллина М. Е., Габдреева Г. Ш., Менделевич В. Д., Прохоров А. О. Психология состояний. М., 2011.

экономические перемены в силу своей значимости приводят к устойчивым изменениям в психическом состоянии у юношей и девушек, которые найдут свое отражение в его структуре.

Опираясь на исследования Р. Лазаруса9 можно предположить, что в современной ситуации в связи с ее неконтролируемостью отдельным человеком, на первоначальном этапе ее формирования (когда проводилось исследование) наибольшее значение будет иметь эмоционально-ориентированный копинг, в частности стратегия принятия. Также нами было сделано предположение, что эмоциональное состояние и уровень субъективного благополучия молодежи будет отражать непринятие и тревогу по поводу происходящего, т. е. выраженность напряжения окажется достаточно высокой, а показатели комфортности и благополучия будут приближаться к низкому уровню. Составной частью гипотезы проведенного исследования стало предположение о том, что повышение выраженности таких компонентов психического состояния у студентов как интерес, эмоциональный тонус будет ассоциироваться с ростом уровня их саморегуляции, а также появятся тенденции к выбору копинг-стратегий, нацеленных не на избегание трудностей, а поиск конструктивных способов их преодоления и оптимизации своего состояния. Целью настоящего исследования стало изучение особенностей и связи психического состояния и копинга у обучающихся вуза в ситуации резких социальных изменений. Его объектом является психическое состояние, предметом — связь психического состояния и копинга у студентов в период резких социальных перемен.

В нашем исследовании приняли участие 86 студентов очной формы обучения ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в возрасте 18— 21 года. Особенности саморегуляции юношей и девушек оценивались в марте 2022 г. с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Мороса-новой; для изучения копинг-стратегий применялся опросник СОРЕ, адаптированный Е. И. Рассказовой, Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осиным. Исследование психического состояния проводилось при помощи методики «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Л. А. Курганского, Т. А. Немчина; оценка уровня эмоционального благополучия изучалась посредством «Шкалы субъективного благополучия» в адаптации А. А. Рукавишникова.

Остановимся на описании диагностических данных, раскрывающих особенности психического состояния студентов на момент начала резких социально-политических изменений (табл. 1). Средние значения по выборке и процентное распределение испытуемых по уровню комфортности, психической активации, напряжения, интереса и эмоционального тонуса показывают, что у большинства юношей и девушек выраженность данных компонентов находится в пределах нормы. Им в большей степени свойственны эмоциональные переживания позитивного характера. Мы объясняем это тем, что большую часть выборки составили студенты 2-го курса, которые действительно более защищены в социально-

9 См.: Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики СОРЕ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 82—118.

экономическом плане, чем уже работающие молодые люди или заканчивающие вуз. Их жизнь на ближайшие два года в общих чертах определена, и, как правило, есть возможность рассчитывать на поддержку старшего поколения.

Таблица 1

Особенности психического состояния и эмоционального компонента субъективного благополучия юношей и девушек

Показатели. Выс. ур., % Сред. ур., % Низ. ур., % Ср. знач. Станд. откл.

Психическая активация 11,6 53,5 34,9 13,35 4,2

Интерес 32,6 57 10,4 10,44 3,79

Эмоциональный тонус 30,2 61,6 8,2 10,31 3,59

Напряжение 7 71 22 10,57 3,37

Комфортность 19,8 67,4 12,8 11,29 3,69

Субъективное благополучие 24,4 61,6 14 59,26 14,21

Таблица 2

Описательные статистики по методике СОРЕ

Копинг-стратегии Мин. Макс. Ср. знач. Станд. откл.

Позитивное переформулирование 6 16 12,97 2,48

и личностный рост

Мысленный уход от проблемы 5 16 9,93 2,64

Концентрация на эмоциях и 6 16 12,60 2,64

их активное выражение

Использование инструментальной 4 16 11,96 2,85

социальной поддержки

Активное совладание 7 16 12,96 2,27

Отрицание 4 16 8,09 2,88

Обращение к религии 4 15 6,44 3,39

Юмор 4 16 10,76 3,59

Поведенческий уход от проблемы 4 15 7,98 2,32

Сдерживание 6 15 10,65 1,92

Использование эмоциональной 5 16 12,73 2,99

социальной поддержки

Использование «успокоительных» 4 16 5,59 2,68

Принятие 4 16 12,69 2,52

Подавление конкурирующей 5 16 10,54 2,68

деятельности

Планирование 5 16 13,44 2,36

Исследование копинг-стратегий студентов в марте 2022 г. показало, что молодые люди для совладания с трудной жизненной ситуацией используют прежде всего планирование, позитивное переформулирование и личностный рост, активное совладание, поиск эмоциональной социальной поддержки, принятие, концентрацию на эмоциях и их активное выражение (табл. 2). Это демонстри-

рует, с одной стороны, готовность испытуемых к действиям с целью преодоления стрессовой ситуации, к принятию и нахождению положительных сторон происходящего. С другой стороны, говорит о потребности юношей и девушек в сочувствии со стороны и возможности проявить неприятные эмоциональные переживания. На наш взгляд, неожиданность ситуации и вытекающая из этого несформированность отношения к ней предполагают необходимость молодым людям поглубже понять происходящее и уже на основе этого понимания сконструировать адекватные способы поведения. В связи с этим именно «планирование» является преобладающей стратегией. В то же время в литературе имеются данные о том, что применение стратегий, сфокусированных на решении проблемы, поиска поддержки от окружающих и планирования определяется в основном особенностями ситуации10. Можно предположить, что юноши и девушки на момент исследования рассматривали ситуацию как относительно предсказуемую (ее можно осмыслить и продумать план дальнейших действий), но сложную и неприятную (необходимо сочувствие, переработка негативных переживаний).

Отметим также, что студенты используют широкий круг способов со-владания, относящихся и к проблемно-ориентированному и эмоционально-ориентированному копингу, что говорит, на наш взгляд, об их готовности решать возможные проблемы различными путями. Юноши и девушки стремятся выстроить планы, опираясь на принятие и рациональное понимание, найти себя в изменившемся мире с учетом всех его возможностей.

В табл. 3 представлены данные, описывающие результаты диагностики параметров саморегуляции студентов. Все они в целом по выборке находятся в среднем диапазоне.

Таблица 3

Описательные статистики по методике «Стиль саморегуляции поведения»

Показатели Выс. ур., % Сред. ур., % Низ. ур., % Ср. знач. Станд. откл.

Планирование 31,4 45,3 23,3 5,31 2,09

Программирование 16,3 52,3 31,4 5,56 1,88

Гибкость 24,4 48,8 25,8 5,47 2,10

Моделирование 28 51,2 20,8 5,32 1,80

Оценивание результатов 41,9 51,2 6,9 5,81 1,54

Самостоятельность 24,4 48.8 25,8 5,03 2,08

Общий уровень саморегуляции 25,6 58,1 16,3 27,62 5,77

Остановимся на интерпретации результатов корреляционного анализа параметров саморегуляции и показателей эмоционального состояния, субъективного благополучия и копинг-стратегий студентов в ситуации резких социальных изменений (табл. 4, 5). На основе выявленных взаимосвязей можно сделать вывод о том, что молодые люди с высоким уровнем программирования и саморегуляции в целом более склонны в стрессовой ситуации к переоценке событий

10 См.: Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Указ соч.

в позитивном русле, поиску возможностей для личностного роста, планированию и осуществлению конкретных действий для решения возникших проблем, к избеганию отвлечения от стрессовой ситуации путем погружения в другие дела. Осуществление активных действий и в то же время сдерживание импульсивных реакций юношами и девушками связано с высоким уровнем и адекватностью оценки результатов своей деятельности. Действительно, возможность спрогнозировать последствия своей активности позволяет молодежи выбирать, какие действия следует реализовать. Отметим также, что способность молодых людей выделять значимые условия для достижения целей предполагает контакт с реальностью, а сформированность регуляторной гибкости — осуществление позитивного переосмысления происходящего и снижение стремления к отрицанию действительности и ухода от трудностей. Связь уровня самостоятельности и применения различных веществ, позволяющих улучшить эмоциональное самочувствие, может обозначать, что без поддержки молодым людям в современных условиях трудно находить конструктивные методы регуляции своего состояния. Рост способности к планированию деятельности сопровождается у испытуемых повышением вероятности выбора активных способов совладания со стрессом и подавления конкурирующей деятельности. Эти результаты вполне ожидаемы и говорят о том, что высокий уровень осознанной саморегуляции у студентов позволяет им реализовывать конструктивный копинг.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа параметров эмоционального состояния, субъективного благополучия и копинг-стратегий студентов

5 ^ ^ = и « 3 х ■а и = х ■а в о £ « о а

1 i * ё * 1 С * а си = а 1 ^ 1 ° о г £ « а С с« Я н а о -& г § ю ¡2 Показатели

-,279** -,325** -,353** -,211 -,367** -,348** Позитивное переформулирование и личностный рост

,137 ,227* -,231* ,204 ,080 ,276* Мысленный уход от проблемы

,009 ,163 ,136 ,195 ,271 ,014 Концентрация на эмоциях и их активное выражение

-,201 -,095 -,156 - ,010 -,170 -,169 Использование инструментальной социальной поддержки

-,303** -,277* -,238* -,159 -,231* -,265* Активное совладание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,063 ,035 ,156 -,001 ,094 ,274** Отрицание

-,036 -,038 -,049 ,005 ,041 -,004 Обращение к религии

-,064 -,192 -,154 -,246* -,264* -,175 Юмор

,174 ,156 ,254* ,029 ,213* ,347** Поведенческий уход от проблемы

-,102 -,091 ,099 -,033 ,113 ,108 Сдерживание

-,077 ,029 -,130 -,025 -,076 -,204 Использование эмоциональной социальной поддержки

Психическая активация Интерес Эмоциональный тонус Напряжение Комфортность Уровень субъективного благополучия Показатели

-,029 ,035 ,073 ,200 ,082 ,207 Использование «успокоительных»

,034 ,007 -,102 ,008 ,019 -,149 Принятие

-,236* -,322** -,222* -,197 -,211 -,240* Подавление конкурирующей деятельности

-,162 -,177 -,149 -,049 -,110 -,232* Планирование

,558** ,480** ,699** ,400** ,617** 1 Уровень субъективного благополучия

Примечание: ** — уровень значимости < 0,01, * — уровень значимости < 0,05. Шкалы «Уровень субъективного благополучия», «Психическая активация», «Интерес», «Эмоциональный тонус», «Комфортность» являются обратными.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа параметров саморегуляции и показателей эмоционального состояния, субъективного благополучия и копинг-стратегий студентов

Планирование Программирование ь т с г б £ Моделирование Оценивание результатов Самостоятельность Общий уровень саморегуляции Показатели

1 2 3 4 5 6 7

-,041 ,397** ,428** ,166 ,053 ,054 ,301** Позитивное переформулирование и личностный рост

-,079 -,092 -,104 -,188 -,146 ,079 -,179 Мысленный уход от проблемы

,003 ,057 ,016 -,012 -,057 ,091 ,019 Концентрация на эмоциях и их выражение

,095 ,201 ,090 -,046 -,040 -,053 ,138 Использование инструментальной социальной поддержки

,271* ,398** ,131 ,201 ,348** ,059 ,431** Активное совладание

,155 -,057 -,213* -,251* -,003 ,131 ,134 Отрицание

,064 ,157 ,116 -,007 ,115 ,013 ,074 Обращение к религии

-,160 ,095 -,171 ,076 -,044 ,077 ,042 Юмор

Планирование Программирование ■а н и § ю £ Моделирование Оценивание результатов Самостоятельность Общий уровень саморегуляции Показатели

1 2 3 4 5 6 7

-,114 -,365** -,272* -,178 -,111 -,067 -,352** Поведенческий уход от проблемы

,188 ,121 -,203 -,059 ,250* -,150 ,062 Сдерживание

,127 ,155 ,062 -,032 ,001* ,062 ,172 Использование эмоциональной социальной поддержки

,048 -,026 ,158 -,159 -,013 ,258* ,008 Использование «успокоительных»

,062 ,208 ,056 ,025 ,107 -,062 ,209 Принятие

,264* ,353** -,049 ,135 ,206 -,121 ,287** Подавление конкурирующей деятельности

,389** ,454** - ,005 ,162 ,340** ,047 ,480** Планирование

- ,050 - ,147 - ,132 - ,136 - ,080 - ,070 -,164 Психическая активация

-,179 -283** -,229* -,242* -,236* ,055 -304** Интерес

-,147 -,274** -,221* -,242* -,179 -,057 - 309** Эмоциональный тонус

-,051 -,101 -,071 -,081 -,167 ,131 -,081 Напряжение

- ,016 -,205 -,336** -,155 -,059 -,068 -,198 Комфортность

-,139 -,372** -,272* -,424** -,212 ,005 -,402** Уровень субъективного благополучия

Примечание: ** — уровень значимости < 0,01, * — уровень значимости < 0,05. Шкалы «Уровень субъективного благополучия», «Психическая активация», «Интерес», «Эмоциональный тонус», «Комфортность» являются обратными.

Результаты корреляционного анализа демонстрируют, что переосмысление сложившейся ситуации в положительном ключе и реализация конструктивных шагов для решения возникших трудностей позволяют студентам чувствовать себя заинтересованными, бодрыми, позитивно настроенными, удовлетворенными. Использование юмора сопровождается ростом ощущения комфортности и снижением вероятности ухода от проблем, а снижение использования отстранения от неприятных мыслей и рост стремления отвлечься на виды активности, не связанные со стрессовой ситуацией, сопряжены с повышением интереса. Последнее можно объяснить тем, что включение человека в конкурирующую деятельность активизирует его увлеченность ей. Юмор же действительно помогает снять излишнее напряжение. Отказ от поставленных ранее целей снижает энергетические возможности молодых людей, так как нереализованность того, к чему они стремились, и потраченные впустую усилия истощают. А вот рост

мысленного ухода от трудностей, напротив, сопровождается повышением эмоционального тонуса испытуемых. Данный факт может быть обусловлен тем, что фантазирование не приводит к улучшению состояния и, вероятно, понимается студентами (а это, как правило, относительно благополучные, с достаточно высоким интеллектуальным уровнем люди) как непродуктивный способ, что мобилизует их на поиск более действенных методов совладания. Эмоциональный тонус и психическая активация юношей и девушек, судя по нашим данным, увеличиваются в результате уклонения от попытки отвлечься за счет другой активности, вероятно, потому что погружение в другие дела требует энергетических затрат. Рост гибкости у испытуемых связан с увеличением интереса, так как заинтересованность создает мотивацию для выхода из затруднительного положения, заставляя человека чутко реагировать на изменение условий и пересматривать выбранные варианты решения проблем. Именно показатели интереса и эмоционального тонуса демонстрируют наибольшее количество связей с параметрами саморегуляции и копинга у юношей и девушек в изучаемых условиях. Данный момент свидетельствует о том, что эти два компонента психического состояния являются самыми значимыми с точки зрения вклада в осуществление совладающего поведения у студентов в ситуации резких социальных перемен.

Наиболее значительные связи получены по всем шкалам методики оценки эмоционального состояния с уровнем субъективного благополучия учащихся вуза. Вполне ожидаемо, что повышение ощущения благополучия ассоциировано с ростом комфортности, эмоционального тонуса, интереса, психической активации. А увеличение напряжения в данном случае может быть связано с тем, что общая удовлетворенность человека жизнью побуждает личность стремиться раскрывать свой потенциал даже в трудной для себя ситуации. Уровень субъективного благополучия растет, когда студенты используют положительную переоценку обстоятельств, продумывают и реализуют конкретные действия для преодоления трудностей, не отвлекаясь на несвязанные с трудными обстоятельствами дела. А при отвлечении от неприятных мыслей путем погружения в фантазии и раздумья, отрицании того, что происходит, он снижается, так как две последние обозначенные стратегии не позволяют успешно адаптироваться к новой обстановке. Данный факт согласуется с выводами других исследователей11.

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что гипотеза нашла свое частичное подтверждение. Уровень напряжения у студентов не высок, показатели комфортности и благополучия также находятся в пределах средних значений. Тем не менее юноши и девушки нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны и помощи в переработке неприятных переживаний. Такие компоненты психического состояния как интерес и эмоциональный тонус вносят самый существенный вклад в обеспечение совладающего поведения у студентов в ситуации резких социальных перемен. Интерес выступает как моти-вационный ресурс для эффективной адаптации молодых людей, а эмоциональ-

11 См.: Данилова М. В. Совладающее поведение в трудных жизненных ситуациях и субъективное психологическое благополучие в подростково-юношеском возрасте // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Кострома, 2019. Т. 1. С. 332-337; Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Указ соч.

ный тонус создает энергетическую основу для переработки неприятных эмоций и осуществления конструктивных действий в сложных обстоятельствах. За счет широкого репертуара копинг-стратегий (планирование, позитивное переформулирование и личностный рост, активное совладание, поиск эмоциональной социальной поддержки, принятие, концентрация на эмоциях и их активное выражение) студенты стремятся найти возможности для дальнейшей самореализации в период резких социальных изменений. При этом они используют способы поведения, относящиеся и к проблемно-фокусированному и эмоционально-фокусированному копингу. Такие стратегии совладания как позитивное переформулирование и личностный рост, активное совладание, подавление конкурирующей деятельности, поиск эмоциональной социальной поддержки позволяют юношам и девушкам сохранять высокий уровень субъективного благополучия и позитивный настрой, а уход от проблем и отрицание приводит к его снижению.

Список источников

Баранов А. А., Жученко О. А. Стрессоустойчивость и самооценка академических достижений // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 16-22. Валиуллина М. Е., Габдреева Г. Ш., Менделевич В. Д., Прохоров А. О. Психология состояний. М., 2011.

Веснин А. С. Особенности экзаменационного совладающего поведения студентов факультета психологии на начальном этапе учебно-профессиональной подготовки // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 1. С. 50-59. Данилова М. В. Совладающее поведение в трудных жизненных ситуациях и субъективное психологическое благополучие в подростково-юношеском возрасте // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Кострома, 2019. Т. 1. С. 332-337.

Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья

и болезни. СПб., 2009. Карпинский К. В. Экзистенциальные аспекты переживания военной угрозы // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Кострома, 2019. Т. 1. С. 494-497.

Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение:

современное состояние и перспективы. М., 2008. С. 55-66. Либина А. В. Психология совладания. М., 2019.

Моросанова М. И. Развитие ресурсного подхода к развитию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. М.; СПб., 2020. С. 11-37. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики СОРЕ // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 82-118.

Рядинская Е. Н. Особенности психологических состояний человека, проживающего в зоне вооруженного конфликта, в контексте трансформаций смысложизненных стратегий в постконфликтный период // Психология и право. 2016. Т. 6. № 4. С. 196-208. Станибула С. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе // Проблемы психологии и педагогики. 2017. № 3. С. 195-204. Тукачева Т. П. Основные результаты педагогического эксперимента по формированию совладающего поведения курсантов военных училищ // Современные проблемы нау-

ки и образования. 2019. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29012 (дата обращения: 15.12.2023).

Щелина С. О. Совладающее поведение как ресурс личностно-профессионального развития студентов-психологов (бакалавриата и специалитета): дис... канд. психол. наук. М., 2020.

Abdukadirova L. Basic Scientific and Theoretical Approaches on Learning Coping Behavior of Students Who are in Difficult Life Situations // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Vol. 24. Issue 1. Р. 543-550.

Chin T. Y., Ching C. W., Bit-Lian Y. Coping Behavior in Clinical Practice among Nursing Students // The Malaysian Journal of Nursing. 2020. Vol. 12. Р. 5-9.

Cummings E., Merrilees C., Taylor L., Mondi-Rago C. Political Violence, Armed Conflict, and Youth Adjustment. Springer, 2017.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2024. Vol. 72. P. 111-124 DOI: 10.15382/sturIV202472.111-124

Maria Andreeva, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Institute of Psychology, Pedagogy and Social Technologies,

Udmurt State University Izhevsk, Russia mariia_andreeva@mail. ru https://orcid.org/0000-0003-1995-3074

Alexander Baranov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Institute of Psychology, Pedagogy and Social Technologies,

Udmurt State University Izhevsk, Russia aabaranov@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-1878-8305

Julia Novgorodova, Institute of Psychology, Pedagogy and Social Technologies, Udmurt State University Izhevsk, Russia novgorodova_yulia@inbox.ru https://orcid.org/0000-0003-1021-8591

Features of Students' Mental State, Coping Behaviour and their Relationship in a Situation of Dramatic Social Changes*

M. Andreeva, A. Baranov, J. Novgorodova

Аbstract: The article presents the results of a study of the characteristics of the mental state, self-regulation, coping strategies and their interrelationships among university students during the period of drastic social changes that occurred in the winter and

* We express our gratitude to the students of Udmurt State University who participated in the study.

122

spring of 2022 and continue to influence people's lives at the present time. The relevance of the study is determined by the need to implement support for young people in order to ensure the effective solution of life tasks and further progressive development against the background of modern social challenges. 86 full-time undergraduate students took part in it. The results of the study showed that the tension, comfort, and level of subjective well-being of students are in the middle range, but young people need emotional support from others and assistance in processing unpleasant experiences. Through a rich set of coping strategies (planning, positive reformulation and personal growth, active coping, search for emotional social support, acceptance, concentration on emotions and their active expression), young people search for opportunities for self-realisation in a situation of drastic social changes. Positive reformulation and personal growth, active coping, suppression of competing activities, and the search for emotional social support allow young people to maintain a high level of subjective well-being and a positive attitude, whereas avoiding problems and denial leads to the opposite result. Interest plays the role of a motivational resource for the effective adaptation of young people, and emotional tone provides the energy level necessary for processing unpleasant emotions and carrying out constructive actions in difficult circumstances.

Keywords: coping behaviour, coping strategy, self-regulation of students, difficult life situation, social changes, mental state, emotional well-being, adolescence.

References

Baranov A., Zhuchenko O. (2015) "Stressoustoichivost' i samootsenka akademicheskikh dostizhenii". Psikhologicheskii zhurnal, 2015, vol. 36, no. 4, pp. 16—22 (in Russian).

Danilova M. (2019) "Sovladaiushchee povedenie v trudnykh zhiznennykh situatsiiakh i sub"ektivnoe psikhologicheskoe blagopoluchie v podrostkovo-iunosheskom vozraste", in Psikhologiia stressa i sovladaiushhego povedeniia: vyzovy, resursy, blagopoluchie, Kostroma, vol. 1, pp. 332-337 (in Russian).

Isaeva E. (2009) Koping-povedenie ipsikhologicheskaia zashchita lichnosti v usloviiakh zdorov'ia i bolezni. St. Peterburg (in Russian).

Karpinskii K. (2019) "Ekzistentsial'nye aspekty perezhivaniia voennoi ugrozy", in Psikhologiia stressa i sovladaiushhego povedeniia: vyzovy, resursy, blagopoluchie, vol. 1, Kostroma, pp. 494497 (in Russian).

Kryukova T. (2019) "Chelovek kak sub"ekt sovladaiushhego povedeniia", in Sovladaiushhee povedenie: sovremennoe sostoianie i perspektivy. Moscow, pp. 55-66 (in Russian).

Libina A. (2019) Psikhologiia sovladaniia. Moscow (in Russian).

Morosanova M. (2020) "Razvitie resursnogo podkhoda k razvitiiu osoznannoi samoreguliatsii dostizheniia tselei i samorazvitiia cheloveka", in Psikhologiia samoreguliatsii: evoliutsiia podkhodov i vyzovy vremeni. Moscow; St. Petersburg, pp. 11-37 (in Russian).

Rasskazova E., Gordeeva T., Osin E. (2013) "Koping-strategii v strukture deiatel'nosti i samoreguliatsii: psikhometricheskie kharakteristiki i vozmozhnosti primeneniia metodiki SORE". Psikhologiia. Zhurnal Vyssheishkoly ekonomiki, 2013, vol. 10, no. 1, pp. 82-118 (in Russian).

Riadinskaia E. (2016) "Osobennosti psikhologicheskikh sostoianii cheloveka, prozhivaiushhego v zone vooruzhennogo konflikta, v kontekste transformatsii smyslozhiznennykh strategii v postkonfliktnyi period". Psikhologiia ipravo, 2016, vol. 6, no. 4, pp. 196-208 (in Russian).

Stanibula S. (2017) "Koping-strategii: razvitie v ontogeneze". Problemy psikhologii ipedagogiki, 2017, no. 3, pp. 195-204 (in Russian).

Tukacheva T. (2019) "Osnovnye rezul'taty pedagogicheskogo eksperimenta po formirovaniiu sovladaiushchego povedeniia kursantov voennykh uchilishch". Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2019, no. 4, available at https://science-education.ru/ru/article/view?id=29012 (accessed 15.12.2023; in Russian).

Valiullina M., Gabdreeva G., Mendelevich V., Prohorov A. (2011) Psikhologiiasostoianii. Moscow (in Russian).

Vesnin A. (2021) "Osobennosti ekzamenatsionnogo sovladaiushhego povedeniia studentov fa-kul'teta psikhologii na nachal'nom etape uchebno-professional'noi podgotovki". Vestnik Om-skogo universiteta. Seriia "Psikhologiia", 2021, no. 1, pp. 50—59 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 09.01.2024

The article was submitted 09.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.