Научная статья на тему 'Особенности проявления вербальной агрессии у мужчин и женщин (на материале судебных лингвистических экспертиз по ст. 130 УК РФ «Оскорбление»)'

Особенности проявления вербальной агрессии у мужчин и женщин (на материале судебных лингвистических экспертиз по ст. 130 УК РФ «Оскорбление») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
831
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления вербальной агрессии у мужчин и женщин (на материале судебных лингвистических экспертиз по ст. 130 УК РФ «Оскорбление»)»

Н. В. Визягина

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ

У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

(на материале судебных лингвистических экспертиз по ст. 130 УК РФ «Оскорбление»)

Известно, что мужчины и женщины обладают различными вербальными способностями, что обусловлено строением мозга, гормональными факторами, а также рядом социальных причин. Также известно, что мужчина и женщина обладают различиями в эмоциональной сфере. Нас интересует об-ласть пересечения вербальных способностей и эмоциональной сферы как проблема вербального выражения агрессии мужчинами и женщинами.

Агрессивность как свойство личности и агрессивное поведение как форма проявления агрессии - различные явления. Агрессивность - это склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирую-щей и конфликтной ситуаций. Агрессия - это поведение человека в таких си-

туациях. Существуют определенные различия в агрессивности мужчин и женщин, а также в том, в какой форме ими проявляется агрессия . По данным одних исследований, агрессивность мужчин во всех возрастных группах вы-ше , чем у женщин , хотя некоторыми авторами это положение оспаривается. На основе анализа ряда данных утверждается, что до 6 лет различий в агрессивности между мальчиками и девочками нет, они появляются в дальнейшем как последствия полоролевого воспитания. На самом деле, женщины склон-ны к агрессии не меньше мужчин, но более выраженные эмпатия, тревож-ность и чувство вины не позволяют им открыто проявлять агрессию там, где мужчины себя не сдерживают. Женщинам свойственно больше сомневаться в своей правоте, но в случаях , когда они считают свои действия справедливы-ми, женщины не подавляют в себе проявления агрессии. Кроме того, женщи-нам в большей степени свойственна аутоагрессия (направленная на себя), а мужчинам - гетероагрессия (направленная на других). С обыденной точки зрения, мужчины воспринимаются более агрессивными, чем женщины, а женщины - более конфликтными, подозрительными, обидчивыми и вспыльчивыми, чем мужчины. Женщины более склонны к проявлению скрытых форм враждебности, выраженных в пренебрежительном обращении, игнори-ровании или обесценивании социального статуса объекта агрессии [Ильин, 2010, с. 227 -229].

С вопросом об агрессивности лиц разного пола тесно связан вопрос о свободе выражения эмоций этими лицами. Считается, что женщины свобод-нее мужчин проявляют свою эмоциональность, причем с возрастом эта раз-ница увеличивается за счет маскировки мужчинами своих эмоций в силу социальных норм и запретов. Ряд исследований показал, что женщинам, независимо от возраста, свойственна большая экспрессивность, при этом женщи-ны проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных. Девушки и юноши стараются сильнее контролировать свои эмоции, когда общаются с представителями противоположного пола. Юноши стараются ограничить эмоции симпатии и эмпатии, а девушки - проявления агрессии. Отмечается, что женщины лучше кодируют экспрессивное выра-жение счастья, а мужчины - гнева и злобы. Перечисленные различия имеют причины в воспитании и усваивании представителями разного пола социаль-ных норм: то, что «прилично» женщине, «неприлично» для мужчин, и наоборот [Ильин, 2010, с. 160 - 161].

Предполагается, что мужчины больше женщин склонны шутить, подтрунивать, поддразнивать и получают большее удовольствие от шуток и анекдотов на агрессивные и сексуальные темы, в то время как женщинам больше нравится «бессмысленный », нетенденциальный юмор. Кроме того, сексуальные и агрессивные шутки чаще унижают женщин и выставляют их объектом насмешки - неудивительно, что женщинам они не нравятся . Было выявлено, что женщины чаще мужчин используют юмор (например, смешные случаи из жизни), чтобы добиться сближения с партнером и установить

контакт в группе. Мужчины же чаще женщин используют грубые шутки, анекдоты агрессивного и сексистского содержания, чтобы привлечь к себе внимание, произвести впечатление и построить собственный положительный образ в глазах других. В мужских группах чаще, чем в женских, наблюдается поддразнивание [Ильин, 2010, с. 210 - 211].

В обыденном языке слово «агрессия» обозначает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Термины «речевая агрессия », «вербальная агрессия», «словесная агрессия» широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе, однако феномен агрес-сии как объект изучения современного речеведения до сих пор остается мало исследованным, особенно на отечественном материале. Кроме того, ни одна из существующих научных концепций, объясняющих природу человеческой агрессии ( этологическая, фрустрационная, бихевиористическая, психоанали-тическая ), не рассматривает вербальные проявления агрессии как самостоя-тельный предмет научного анализа [Щербинина, 2006, с. 6]. Вербальная (ре-чевая, словесная) агрессия - «это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме» [Щербинина, 2006, с. 15]. То есть вербальная агрессия является разновидно-стью враждебных действий словесного характера, причиняющих вред их ад-ресату, в данном случае - моральный вред. Таким образом становится оче-видным антисоциальный характер вербальной агрессии.

Актуальность исследования вербальной агрессии обусловлена рядом тенденций, завоевывающих современную сферу речевой практики, среди которых можно назвать общее снижение уровня речевой культуры, инвективи-зацию и вульгаризацию речи, активное проникновение в нормативную речь жаргонных элементов различных сфер, ослабление строгости коммуникативных норм, сдерживавших вербальную агрессию [Щербинина, 2006, с. 6]. Следует отметить также, что в последние годы возросло количество судеб-ных исков по ст. 130 УК РФ - об оскорблении, т.е. унижении чести и досто-инства, выраженном в неприличной форме [УК]. Оскорбление является од-ной из наиболее очевидных форм вербальной агрессии (в ряду таких форм, как угроза, насмешка , порицание (упрек, обвинение), жалоба, сплетня и т.д. [Щербинина, 2006, с. 155 - 156]. В обыденном сознании рядовых носителей языка не различаются оскорбление (намеренное нанесение сильной обиды человеку) и обида (индивидуальная субъективная негативная эмоционально-психологическая реакция человека на сообщение о нем негативной информации) [Стернин]. В данном исследовании мы понимаем оскорбление в лингвистическом, а не юридическом значении, т.е. как инвективу (от лат. «invectiva oratio» - «бранная речь»). К инвективной лексике относится лекси-ка, употребление которой содержит намерение оскорбить или унизить адре-

сата речи или третье лицо [Памятка, 2004, с. 25]. Таким образом, в общем ви-де оскорбление можно определить как «любое слово или выражение, содержащее обидную характеристику адресата, и заключить, что оскорбление реализует чаще всего явную и сильно выраженную вербальную агрессию, поскольку практически всегда оно воспринимается адресатом как однозначно негативное, обидное, унизительное, неприемлемое высказывание». При этом в образе говорящего доминирующими являются признаки психологические (характер, темперамент, индивидуальные речевые навыки), социальные (коммуникативная среда, влияние различных субкультур) и семейные (стереотипы речевого поведения). В образе адресата определяющим выступает чаще всего признак пола: женщин чаще оскорбляют словами, принадлежащими семантическим полям «легкомыслие», «неряшливость», «презрение», для мужчин наиболее обидными являются слова со значением «гомосексуа-лист». Структурная схема оскорбления такова: «Ты - Х» [Щербинина, 2006, с. 155-163].

В вопросе о вербальном проявлении агрессии мужчинами и женщинами нас интересуют три составляющих: 1) субъект и 2) объект агрессии как представители мужского или женского пола, 3) форма выражения агрессии. В качестве материала для исследования нами были использованы заключения лингвистов-экспертов, написанные по уголовным делам в отношении лиц, привлеченных к ответственности по ст. 130 УК РФ. Данный материал был выбран нами по причине наличия в нем зафиксированного конфликта (под конфликтом понимается ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интере-сам другой стороны; особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах) с указанием участников и установленным вербальным выражением агрессии говорящих по отношению друг к другу. Всего нами было рассмотрено около 70 текстов экспертиз, выполненных в период с 2007 по 2010 годы. В мате-риалах экспертиз с целью установить пол участников и вербальные репрезен-танты агрессии нами были изучены обстоятельства дела, а также тексты исследовательской части в случаях, когда вербальные репрезентанты по каким-либо причинам не были указаны в обстоятельствах дела. Относительно динамики количества экспертиз по делам об оскорблении можно отметить, что за рассмотренный период их число возросло с 13 до 29 экспертиз в год. Сре-ди причин подобной градации можно назвать общее снижение уровня рече-вой культуры и вульгаризацию речи, а также актуализацию языка как объек-та права в сознании носителей языка, однако рассмотрение данного вопроса следует привести в отдельном исследовании. В данном исследовании нами не был затронут диахронический аспект.

В результате проведенного анализа конфликтных ситуаций и вербаль-ного выражения агрессии, имевшей место быть в данных ситуациях, нами были выявлены следующие особенности:

1) Ситуации, в которых участники конфликта - лица разного пола, встречаются приблизительно в полтора раза реже, чем ситуации, в которых участники конфликта одного пола. Данный факт свидетельствует, на наш взгляд, о том, что в ситуации общения с лицом противоположного пола чело-век в большей степени контролирует свою речевую деятельность, чем при общении с лицом своего пола.

2) В ситуациях, когда объектом вербальной агрессии является женщина, в брани обязательно присутствует грубая актуализация пола адресата, со-держащая оценку с точки зрения несоответствия гендерным нормам, приня-тым в обществе (например, словами типа «шлюха», «шалава, ребенок у тебя неизвестно от кого», «грязная женщина, у тебя все дети от разных мужчин», «проститутка», «подстилка» и т.п.), а также брань сексуального характера. Кроме того, в ситуациях, когда оба участника конфликта женщины, в брани в негативном ключе репрезентируются особенности внешности адресата («мартышка», «полумужичка», «волосатая» и т.п.).

3) В ситуациях, когда оба участника конфликта - женщины, нередки случаи взаимного оскорбления как защитной реакции на предшествующее проявление агрессии.

4) В ситуациях, когда оба участника конфликта мужчины, объект агрессии номинируется говорящим либо с точки зрения несоответствия ожиданиям говорящего («трус», «проходимец», «аферист», «мелкий человек»), либо с точки зрения несоответствия гендерной норме гетеросексуальной ориен-тации («педераст», «я тебя имел» и т.п.). При этом норма ожиданий для муж-чин, выраженная в показателях вербальной агрессии, является более высо-кой, чем норма ожиданий для женщин.

5) Мужчины, выражая агрессию по отношению к мужчине языковыми средствами, часто используют жаргонную лексику («салага», «мусор», «легавый», «не прыгай кочетом» и т.п.), что свидетельствует, на наш взгляд, во-первых, о более частотном использовании жаргона мужчинами вообще, во-вторых, о стремлении вербально обособить гомогенные мужские группы с помощью использования жаргонных средств.

6) Особую группу лексики, служащей для вербализации агрессии, составляют зоосемантические номинации типа «коза», «козел», «мартышка», «корова», «кобыла», «слизняк» и т.п. Лексика данного типа в равной степени используется как по отношению к мужчинам, так и по отношению к женщи-нам. Наиболее часто к зоонимам прибегают женщины, высказываясь в адрес женщин, и мужчины высказываясь в адрес мужчин. Наиболее редкими являются ситуации, в которых мужчина использует зоонимы, высказываясь в ад-рес женщины, обычно в таких ситуациях используется слово «сука», в со-временной речевой практике почти утратившее связь со значением 'самка собаки' и употребляемое как ругательство с самым широким значением [Елистратов, 2005, с. 395].

Таким образом, нами был выявлен ряд особенностей речевого поведения мужчин и женщин в конфликтных ситуациях, а именно - способы вербального выражения агрессии по отношению к адресату своего или противоположного пола. Следует отметить, что данный ряд не стоит считать завершенным, поскольку при наличии более обширного материала могут быть обнаружены новые особенности или скорректированы полученные ранее.

Библиографический список

1. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010. - 688 с.

2. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. - М.: КомКнига, 2006. -

360 с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Статья 130 УК РФ. Оскорбление [Электронный ресурс]: в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 27.12.2009 № 377-ФЗ. - Режим доступа: http://www.ugolkod.ru/statya-130 (дата обращения 12.10.2010).

4. Памятка по вопросам назначения судебно-лингвистической экспер-тизы: для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвока-тов и юрисконсультов / под. ред. проф. М.В. Горбаневского, - М.: Медея, 2004. - 104 с.

5. Стернин И.А. Оскорбление и неприличная языковая форма как предмет лингвистической экспертизы (бытовое и юридическое понимание) [Электронный ресурс]: Отдельные статьи (2006-2008) // Домашняя страничка И.А. Стернина. - Режим доступа: http://sternin.adeptis.ru/index_rus.html (дата обращения 10.09.2010).

6. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга. - М.: АСТ-ПРЕССКНИГА, 2005. - 672 с.

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.