Научная статья на тему 'Особенности проявления тревожности у дошкольников'

Особенности проявления тревожности у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
642
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова А.А.

Исследования последний лет показывают, что тревожность у детей дошкольного возраста является одним из самых распространенных эмоциональных состояний, заключающихся в наличии чувства опасности и неопределенной угрозы, предчувствием наступающей беды, во внутреннем отношении ребенка к определенным ситуациям. Зачастую тревожность становится пусковым механизмом в формировании расстройств эмоциональной сферы, неврозов. И требует к себе внимание со стороны не только детских психологов, но и медицинских специалистов. Интерес вызывают ситуации, индивидуальный социальный опыт детей, определяющий уровень тревожности. Поэтому целью исследование стало выявление особенностей тревожности детей дошкольников, как личностной черты и связь ее проявлений с определенными жизненными ситуациями.Исследование проводилось с помощью теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Данная методика позволяет исследовать характерную для детей тревожность в типичных для него жизненных ситуациях, когда тревожность как черта личности проявляется в большей степени. В исследовании приняли участие 32 ребенка старшего дошкольного возраста (от 4,5 лет до 6), из которых 16 девочек и 16 мальчиков.По результатам методики у 10 человек (31,2%) выявился высокий уровень тревожности, у 17 человек (53,13%) тревожность выражена средне и у 5 человек (15,6%) определился низкий уровень тревожности.Для выявления статистически значимых различий между мальчиками и девочками мы использовался U-критерий Манна – Уитни. Значимых гендерных различий выраженности тревожности не выявлено (U-критерий Манна – Уитни = 123, при p>0,05, критерий находится в зоне незначимости).Большинство детей сделали отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях, имеющих негативную эмоциональную окраску: «Объект агрессии» 81,2% (26 человек), «Агрессивное нападение» 75% (24 человека), «Изоляция» 75% (24 человека), «Выговор» 65,6% (21 человек). В ситуациях с положительной эмоциональной окраской наименьшее число детей делали негативные выборы: «Игра с младшими детьми» — 21,9% (7 человек), «Игра со старшими детьми» 15,63% (5 человек), «Ребенок с родителями» 15,63% (5 человек). В ситуациях, имеющих двойной смысл и наибольшую проективную нагрузку, получены следующие результаты: «Ребенок и мать с младенцем» 25% (8 человек), «Одевание» 21,9% (7 человек), «Укладывание спать в одиночестве» 34,4% (11 человек); «Умывание» 34,4% (11 человек); «Игнорирование» 34,4% (11 человек); «Собирание игрушек» 59,4% (19 человек), «Еда в одиночестве» 28% (9 человек). Причем, значимых гендерных различий по каждой ситуации также не выявлено ( U-критерий Манна – Уитни = 91, при p>0,05, критерий находится в зоне незначимости). Однако, стоит отметить, что мальчики чаще делали негативный выбор в ситуации «Игра с младшими детьми» (6 человек), нежели девочки (1 человек).Таким образом, у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и высокий уровни тревожности. Наиболее психотравмирующими ситуациями в социальном опыте дошкольников являются: «Агрессивное нападение», «Изоляция», «Выговор», «Собирание игрушек». Уровень тревожности у мальчиков и девочек не имеет значимых различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления тревожности у дошкольников»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2018. Том 8. № 1

ID: 2018-01-1151-T-16309 Тезис

Калашникова А.А. Особенности проявления тревожности у дошкольников

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Исследования последних лет показывают, что тревожность у детей дошкольного возраста является одним из самых распространенных эмоциональных состояний, заключающихся в наличии чувства опасности и неопределенной угрозы, предчувствием наступающей беды, во внутреннем отношении ребенка к определенным ситуациям. Зачастую тревожность становится пусковым механизмом в формировании расстройств эмоциональной сферы, неврозов. И требует к себе внимание со стороны не только детских психологов, но и медицинских специалистов. Интерес вызывают ситуации, индивидуальный социальный опыт детей, определяющий уровень тревожности.

Целью исследования стало выявление особенностей тревожности детей дошкольников, как личностной черты и связь ее проявлений с определенными жизненными ситуациями.

Материал и методы. Исследование проводилось с помощью теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Данная методика позволяет исследовать характерную для детей тревожность в типичных для него жизненных ситуациях, когда тревожность как черта личности проявляется в большей степени. В исследовании приняли участие 32 ребенка старшего дошкольного возраста (от 4,5 лет до 6), из которых 16 девочек и 16 мальчиков. Для выявления статистически значимых различий между мальчиками и девочками мы использовался Ы-критерий Манна - Уитни.

Результаты. У 10 человек (31,2%) выявился высокий уровень тревожности, у 17 человек (53,13%) тревожность выражена средне и у 5 человек (15,6%) определился низкий уровень тревожности.

Значимых гендерных различий выраженности тревожности не выявлено (Ы-критерий Манна - Уитни = 123, при р>0,05, критерий находится в зоне незначимости).

Большинство детей сделали отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях, имеющих негативную эмоциональную окраску: «Объект агрессии» - 81,2% (26 человек), «Агрессивное нападение» - 75% (24 человека/, «Изоляция» - 75% (24 человека), «Выговор» - 65,6% (21 человек). В ситуациях с положительной эмоциональной окраской наименьшее число детей делали негативные выборы: «Игра с младшими детьми» — 21,9% (7 человек), «Игра со старшими детьми» - 15,63% (5 человек), «Ребенок с родителями» - 15,63% (5 человек). В ситуациях, имеющих двойной смысл и наибольшую проективную нагрузку, получены следующие результаты: «Ребенок и мать с младенцем» - 25% (8 человек), «Одевание» - 21,9% (7 человек), «Укладывание спать в одиночестве» - 34,4% (11 человек); «Умывание» - 34,4% (11 человек); «Игнорирование» - 34,4% (11 человек); «Собирание игрушек» - 59,4% (19 человек), «Еда в одиночестве» - 28% (9 человек). Причем, значимых гендерных различий по каждой ситуации также не выявлено ( Ы-критерий Манна - Уитни = 91, при р>0,05, критерий находится в зоне незначимости). Однако, стоит отметить, что мальчики чаще делали негативный выбор в ситуации «Игра с младшими детьми» (6 человек), нежели девочки (1 человек).

Заключение. Таким образом, у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и высокий уровни тревожности. Наиболее психотравмирующими ситуациями в социальном опыте дошкольников являются: «Агрессивное нападение», «Изоляция», «Выговор», «Собирание игрушек». Уровень тревожности у мальчиков и девочек не имеет значимых различий.

Литература

1. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача/ В. И. Гарбузов. - Л.: Медицина, 2009. - 176 с.

2. Дерманова, И.Б. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / И.Б. Дерманова. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб.,

2002. С.19-28

3. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные

проблемы психологии. Сборник статей/ Е. В. Козлова. - Ставрополь, 1997 с. 16-20.

4. Таран, И. И. Гендерные различия тревожности у дошкольников/ И. И. Таран. - С.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2006.

Ключевые слова: тревожность, дошкольный возраст, жизненные ситуации

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2018

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.