Научная статья на тему 'Исследование представлений о счастье у современных дошкольников'

Исследование представлений о счастье у современных дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1461
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ИНТРАВЕРСИЯ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пермякова Маргарита Евгеньевна, Токарская Людмила Валерьевна, Ершова Ирина Анатольевна

Целью статьи является изучение представлений о счастье у детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей выраженности экстраверсии/интраверсии и тревожности. Психологические исследования счастья начались сравнительно недавно в 1930-е годы XX в., в первую очередь с учетом негативных его значений, т.е. того, что З. Фрейд назвал «нормальным несчастьем повседневности». Изучение здоровых, успешных, самоактуализирующихся, счастливых людей началось только во второй половине XX века под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Э. Эриксон и др.). Среди зарубежных и отечественных психологов этим вопросом занимались К. Роджерс, А. Кэмпбелл, М. Аргайл, М. Селигман, Дж. Вейланат, Э. Динер, М. Чиксентмихайи, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Д.А. Леонтьев, Н.М. Зырянова и другие ученые. Однако, до сих пор нет единых, принятых всеми определения и теории счастья. Тем не менее, общим для большинства работ является представление о счастье как субъективном ощущении: счастья, благополучия, удовлетворенности жизни и т.д. [Селигман, Аргайл, Динер, Джидарьян, и др.]. Отечественных эмпирических исследований субъективного ощущения счастья в детском возрасте крайне недостаточно, чаще в литературе можно встретить личное мнение педагогов, родителей по этой проблеме. Изучением осведомленности детей о счастье впервые задалась Зырянова Н.М. в рамках проекта по изучению образа мира у современных дошкольников, когда исследовалось, в том числе и ощущение счастья у детей 6 лет. При этом, выявлено, что для счастья детям необходимо разное любовь и внимание родителей, интересная, насыщенная жизнь, отсутствие наказаний, наличие нужных вещей и игрушек и т.д. [Зырянова, 2010]. Целью проведенного исследования стало выявление взаимосвязи субъективного ощущения счастья и индивидуальных особенностей у детей 5-6 лет. Базой исследования стало муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 209 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 48 детей в возрасте 5-6 лет. Использованные методы и методики: метод интервью (вопросы Н.М. Зыряновой); метод экспертной оценки степени выраженности экстраверсии; методика «Лесенка» (В.Г. Щур); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методика «Сделаем вместе» (Р.Р. Калинина). По результатам методики «Лесенка» 72% детей (35 человек) охарактеризовали себя как счастливых, несчастливым не ощущает себя никто из детей, а 28% детей (13 человек) ответили, что иногда бывают несчастны. Вопрос интервью «Что такое счастье?» оказался для детей не очень простым, заставлял их задумываться. Тем не менее, не было тех, кто не смог бы дать ответ на этот 811 вопрос. Большинство отвечало, что «Счастье это когда ты радуешься чему-либо» или «Когда у тебя все получается». Большое количество детей связывает понимание счастья с семьей. «Счастье это когда родители не на работе», «Когда у тебя есть брат», «Когда бабушка с дедушкой приезжают в гости». Из наиболее оригинальных ответов были: «Счастье это когда у тебя все дома как в мультике», «Счастье это любовь», «Когда люди влюбляются и у них рождается ребенок», «Это когда тебе подарили машинку и ты говоришь: «Какое счастье…». На вопрос «Что нужно сделать, чтобы ты стал счастливым?» многие отвечали, что нужно улыбнуться, поиграть с друзьями, съесть конфету, поиграть в футбол или чтобы его насмешили или обняли. Некоторые дети отвечали, что для того чтобы быть счастливым надо поехать в Париж, или пойти в музей. На основании ответов на вопросы и результатов методики «Лесенка», было выделено 2 группы детей: первая «всегда счастливые» (34 человека) и вторая «иногда несчастные» (14 человек). Количественный анализ результатов «Теста тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) показал, что у 23% детей (11 человек) зафиксирован высокий уровень тревожности, а у 77% детей (37 человек) средний уровень тревожности. С низким уровнем тревожности нет ни одного ребенка. Как правило, наибольший уровень тревожности проявлялся в отношении ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем, Выговор, Игнорирование, Ребенок с родителями»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках моделирующих отношение ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми, Агрессивное нападение, Объект агрессии, Игра со старшими детьми, Изоляция»), и в ситуациях моделирующих повседневное действие («Одевание, Укладывание спать в одиночестве, Собирание игрушек, Еда в одиночестве»). Диагностика степени выраженности экстраверсии показала, что у 26 детей преобладают признаки экстравертов, у 10 детей признаки интровертов, а 12 детей имеют равные показатели, то есть являются амбивертами. Сравнительный анализ результатов «Теста тревожности» по критерию Манна-Уитни показал достоверно более высокий уровень тревожности у детей, ощущающих себя иногда несчастливыми, чем у детей, всегда ощущающих себя счастливыми. При этом, в группе детей, ощущающих себя всегда счастливыми, уровень экстраверсии достоверно выше. Таким образом, большинство детей сташего дошкольного возраста ощущают себя всегда счастливыми, что в целом, соответствует результатам, полученным на взрослой выборке в исследовании Селигмана и Динера. Перспективой исследования может стать сравнение представлений о счастье у родителей с представлениями о счастье у их детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование представлений о счастье у современных дошкольников»

Исследование представлений о счастье у современных дошкольников

Пермякова Маргарита Евгеньевна, Токарская Людмила Валерьевна, Ершова Ирина Анатольевна

ФГАОУ ВПО "УрФУ", г.

Екатеринбург

Ключевые слова:

счастье, современные дошкольники, интраверсия, экстраверсия, тревожность

Аннотация. Целью статьи является изучение представлений о счастье у детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей - выраженности экстраверсии/интраверсии и тревожности.

Психологические исследования счастья начались сравнительно недавно - в 1930-е годы XX в., в первую очередь с учетом негативных его значений, т.е. того, что З. Фрейд назвал «нормальным несчастьем повседневности». Изучение здоровых, успешных, самоактуализирующихся, счастливых людей началось только во второй половине XX века под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Э. Эриксон и др.).

Среди зарубежных и отечественных психологов этим вопросом занимались К. Роджерс, А. Кэмпбелл, М. Аргайл, М. Селигман, Дж. Вейланат, Э. Динер, М. Чиксентмихайи, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Д.А. Леонтьев, Н.М. Зырянова и другие ученые.

Однако, до сих пор нет единых, принятых всеми определения и теории счастья. Тем не менее, общим для большинства работ является представление о счастье как субъективном ощущении: счастья, благополучия, удовлетворенности жизни и т.д. [Селигман, Аргайл, Динер, Джидарьян, и др.].

Отечественных эмпирических исследований субъективного ощущения счастья в детском возрасте крайне недостаточно, чаще в литературе можно встретить личное мнение педагогов, родителей по этой проблеме. Изучением осведомленности детей о счастье впервые задалась Зырянова Н.М. в рамках проекта по изучению образа мира у современных дошкольников, когда исследовалось, в том числе и ощущение счастья у детей 6 лет. При этом, выявлено, что для счастья детям необходимо разное - любовь и внимание родителей, интересная, насыщенная жизнь, отсутствие наказаний, наличие нужных вещей и игрушек и т.д. [Зырянова, 2010].

Целью проведенного исследования стало выявление взаимосвязи субъективного ощущения счастья и индивидуальных особенностей у детей 5-6 лет.

Базой исследования стало муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 209 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 48 детей в возрасте 5-6 лет.

Использованные методы и методики: метод интервью (вопросы Н.М. Зыряновой); метод экспертной оценки степени выраженности экстраверсии; методика «Лесенка» (В.Г. Щур); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методика «Сделаем вместе» (Р.Р. Калинина).

По результатам методики «Лесенка» 72% детей (35 человек) охарактеризовали себя как счастливых, несчастливым не ощущает себя никто из детей, а 28% детей (13 человек) ответили, что иногда бывают несчастны.

Вопрос интервью «Что такое счастье?» оказался для детей не очень простым, заставлял их задумываться. Тем не менее, не было тех, кто не смог бы дать ответ на этот

вопрос. Большинство отвечало, что «Счастье это когда ты радуешься чему-либо» или «Когда у тебя все получается». Большое количество детей связывает понимание счастья с семьей. «Счастье это когда родители не на работе», «Когда у тебя есть брат», «Когда бабушка с дедушкой приезжают в гости». Из наиболее оригинальных ответов были: «Счастье это когда у тебя все дома как в мультике», «Счастье это любовь», «Когда люди влюбляются и у них рождается ребенок», «Это когда тебе подарили машинку и ты говоришь: «Какое счастье...».

На вопрос «Что нужно сделать, чтобы ты стал счастливым?» многие отвечали, что нужно улыбнуться, поиграть с друзьями, съесть конфету, поиграть в футбол или чтобы его насмешили или обняли. Некоторые дети отвечали, что для того чтобы быть счастливым надо поехать в Париж, или пойти в музей.

На основании ответов на вопросы и результатов методики «Лесенка», было выделено 2 группы детей: первая - «всегда счастливые» (34 человека) и вторая - «иногда несчастные» (14 человек).

Количественный анализ результатов «Теста тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) показал, что у 23% детей (11 человек) зафиксирован высокий уровень тревожности, а у 77% детей (37 человек) - средний уровень тревожности. С низким уровнем тревожности нет ни одного ребенка.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявлялся в отношении ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем, Выговор, Игнорирование, Ребенок с родителями»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках моделирующих отношение ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми, Агрессивное нападение, Объект агрессии, Игра со старшими детьми, Изоляция»), и в ситуациях моделирующих повседневное действие («Одевание, Укладывание спать в одиночестве, Собирание игрушек, Еда в одиночестве»).

Диагностика степени выраженности экстраверсии показала, что у 26 детей преобладают признаки экстравертов, у 10 детей - признаки интровертов, а 12 детей имеют равные показатели, то есть являются амбивертами.

Сравнительный анализ результатов «Теста тревожности» по критерию Манна-Уитни показал достоверно более высокий уровень тревожности у детей, ощущающих себя иногда несчастливыми, чем у детей, всегда ощущающих себя счастливыми.

При этом, в группе детей, ощущающих себя всегда счастливыми, уровень экстраверсии достоверно выше.

Таким образом, большинство детей сташего дошкольного возраста ощущают себя всегда счастливыми, что в целом, соответствует результатам, полученным на взрослой выборке в исследовании Селигмана и Динера. Перспективой исследования может стать сравнение представлений о счастье у родителей с представлениями о счастье у их детей.

Список литературы:

1.Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. СПб.: Питер, 2003. - 272 с.

2.Джидарьян И.А. Счастье в представлении обыденного сознания/ И.А. Джидарьян // Психологический журнал Т. 21, № 2. 2000.- 40-48 с.

3.3ырянова Н.М. Счастье есть? (Счастливы ли дети в кризис?) / Н.М. Зырянова // Семья и школа №2, 2010.- 18-19 с.

4.Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу.- СПб.: Питер, 2003. - 352 с.

5.Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ М. Селигман. М.: София, 2006. —368 с.

б.Эриксон, К. Труд и отчуждение / К. Эриксон // Социологические исследования. 1988. №2. с. 127

7.Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг [Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского)]. Спб.: Азбука, 2001.- 768 с.

8. Diener E. The Science of Well-Being: The Collected Works of Ed Diener / E. Diener.-USA: Oxford

University Press, 2006.-560 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.