Научная статья на тему 'Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
622
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева О.Ю.

В статье представлены результаты исследования общей и речевой тревожности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреева О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF UNEASINESS AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH

The article presents results of a study of general and speech anxiety senior preschool children with the general underdevelopment of speech.

Текст научной работы на тему «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 59.922.761

О.Ю. Андреева

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

УО «Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

В настоящее время актуальной проблемой современной системы образования является сохранение психологического здоровья ребенка. Под психологическим здоровьем, согласно Всемирной организации здравоохранения, принято понимать «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества» [1, с.59].

Высокий уровень тревожности негативно сказывается на психическом здоровьи ребенка, а в последствие может закрепляться и становиться чертой личности. Тревожность откладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности ребенка. Тревожные дети - это неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой, которые редко выступают инициаторами деятельности во избежание неудачи [2].

Речевые нарушения, бесспорно, влияют на формирование личности ребенка. В исследованиях В.А. Калягина и Т.С. Овчинниковой отмечается, что у детей с речевыми нарушениями зачастую наблюдаются реакции невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость. Это препятствует нормальному развитию личности ребенка [3, с.69].

Тревожные дети с речевыми нарушениями очень болезненно реагируют на свои неудачи, они часто отказываются от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Существуют так же различия в поведении в директивной обстановке (на занятии) и недирективной обстановке (вне занятий). На занятиях дети испытывают напряжение, тревожность. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, они испытывают длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду или какой-нибудь предмет. Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротического характера (грызут ногти). Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают [4].

Наличие тревожности у детей с речевыми нарушениями препятствует усвоению учебного материала, делает затруднительной вступление в коммуникацию, снижает показатели работоспособности. В этой связи поиск

научных оснований коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями приобретает особую значимость.

В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности ребенка. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства: произвольность поведения, самостоятельность, соподчинение мотивов [6].

Дошкольный возраст является сензитивным для развития личности ребенка, поэтому своевременная коррекционно-педагогическая помощь будет способствовать формированию гармонично развитой личности.

Целью нашего исследования было выявление речевой тревожности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

С этой целью нами было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 20 старших дошкольников с заключениями ПМПК ОНР (3 ур.р.р) и ОНР (Зур.р.р.), дизартрия в возрасте 5 -6лет, которые обучаются на пунктах коррекционно-педагогической помощи. Контрольную группу (КГ) составили 20 дошкольников с нормальным речевым развитием.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе главной задачей было выявление уровня тревожности у дошкольников с речевой патологии и без речевой патологии. Для исследования была выбрана стандартизированная методика «Тест тревожности» авторов Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки [7]. На втором этапе задачей было выявить уровень речевой тревожности у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием. Для решения поставленной задачи мы использовали шкалу Р. Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков, адаптированную В.А. Калягиным и Л.Н. Мацько [8].

Анализ данных, полученных в ходе диагностики по методике «Тест тревожности», показал, что у детей с ОНР уровень тревожности значительно выше, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Так, показатели тревожности ЭГ распределились следующим образом: низкий уровень тревожности имеют 10 % детей, средний уровень - у 50%, высокий уровень тревожности - у 40 %. Для сравнения показатели представим показатели уровня тревожности детей, входивших в КГ: низкий уровень тревожности имеют 35% испытуемых, средний уровень тревожности продемонстрировали 45%, высокий уровень - 20%.

Высокий уровень тревожности демонстрировали в большинстве своем дети с выраженными речевыми нарушениями лексико-грамматического строя речи и нарушением звукопроизношения. Преобладающими ситуациями, в которых дети ЭГ делали отрицательный выбор, были следующие: «игра с младшими детьми», «объект агрессии», «выговор», «укладывание спать в одиночестве», «собирание игрушек», «агрессивность», «игнорирование». Данные ситуации связаны с чувством тревоги в отношениях «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый». У детей КГ наибольшую тревогу вызывали такие ситуации, как «собирание игрушек», «объект агрессии», «выговор», «укладывание спать в одиночестве», «одевание».

Так же нами фиксировались комментарии детей. Некоторые испытуемые ЭГ ситуацию «выговор» комментировали следующим образом: «Логопед всегда меня ругает», «Маме не нравится, как я говорю», «Это мама мне говорит - скажи правильно». Данные комментарии свидетельствуют о том, что взрослые провоцируют речевой негативизм детей с общим недоразвитием речи.

Дети КГ чаще комментировали повседневные ситуации «одевание», «собирание игрушек» так: «воспитательница ругается, что я долго одеваюсь», «меня ругают, что я не умею завязывать шнурки».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детская тревога провоцируется взрослыми.

Анализ шкалы Р. Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков показал, что дети с ОНР испытывают более высокий уровень речевой тревожности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Между КГ и ЭГ была выявлена существенная разница по шкале «речь» и «общение».

70% старших дошкольников с ОНР отметили тот факт, что взрослые недовольны их речью. У 50% испытуемых ЭГ возникают трудности в вербализации потребностей. 60% констатируют, что взрослым не всегда понятна их речь. Качественный анализ результатов данной шкалы в ЭГ показал, что дети в преобладающем большинстве критически относятся к своей речи и осознают наличие речевого нарушения.

Качественный анализ шкалы «Общение» показал, что наибольшую тревогу у детей ЭГ вызывают ситуации, связанные с необходимостью вступать в коммуникацию со взрослыми и с новыми людьми, выступать перед другими людьми. При отрицательном ответе на вопрос «Тебе легко разговаривать почти со всеми?» детям задавался уточняющий вопрос «С кем тебе тяжело разговаривать/ С кем бы ты не хотел разговаривать?». На данный вопрос дети чаще всего отвечали следующим образом: «не хочу разговаривать с мальчиком/девочкой, потому что дразнится», «не хочу говорить с воспитательницей/логопедом, потому что у меня не получается». Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что дети испытывают тревожность в отношении своей речи. При анализе результатов было установлено, что 60% детей с ОНР не хотят выступать с речевым сообщением перед другими детьми, что-либо рассказывать, так как данный вид деятельности требует определенных речевых навыков, которыми они не владеют на достаточном уровне.

Вместе с этим дети дошкольного возраста с нормальным речевым развитием более уверенны в своих речевых возможностях, по сравнению с их сверстниками с ОНР.

Таким образом, все дети независимо от наличия или отсутствия речевых нарушений испытывают ситуативную тревожность. Дети с ОНР демонстрируют более высокий уровень тревожности в ситуациях «ребенок-ребенок», «взрослый-ребенок», когда наряду с этим дошкольники с нормальным речевым развитием демонстрируют более высокий уровень тревожности в повседневных ситуациях и ситуациях «взрослый-ребенок».

У старших дошкольников с ОНР уровень речевой тревожности значительно выше, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. Как следствие дети с ОНР реже вступают в речевую коммуникацию.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы по снижению уровня речевой тревожности старших дошкольников с ОНР.

References:

1. Pantyuk, I.V. Psihologicheskie faktory psihicheskogo zdorov'ya naseleniya Respubliki Belarus' // Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga universitehta. Ser. 2. -2007. - № 2. - S. 14-21.

2. Astapov, V.M. Funkcional'nyj podhod k izucheniyu sostoyaniya trevogi / V.M. Astapov // Trevoga i trevozhnost'. - SPb. : Piter, 2001. - S. 156-165.

3. Zen'kovskij, V.V. Psihologiya detstva / V.V. Zen'kovskij. - M. : Akademiya,1996. - S. 224.

4. Logopsihologiya : hrestomatiya. V 2 ch. CH.2 / N. N. Bal', T.V. Gorudko. -Minsk : BGPU, 2010. - 132 s.

5. Kalyagin, V.A. Logopsihologiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / V.A. Kalyagin, T.S. Ovchinnikova. - M. : Akademiya, 2006. - 320 s.

6. Fadina, G.V. Diagnostika i korrekciya zaderzhki psihicheskogo razvitiya detej starshego doshkol'nogo vozrasta : ucheb.-metod. posobie / G.V. Fadina. -Balashov : «Nikolaev», 2004. - 68 s.

7. Praktikum po vozrastnoj psihologii : ucheb. posobie / pod red. L.A. Golovej, E.F. Rybalko. - SPb. : Rech' , 2006. - 688s..

8. Kalyagin, V.A. Tipologicheskie i lichnostnye harakteristiki vzroslyh zaikayushchihsya / V.A. Kalyagin, L.N. Mac'ko // Zaikanie : Eksperimental'nye issledovaniya i metody reabilitacii. - M. : Akademiya, 1986. - 320 s.

O.Andreeva

CORRECTION OF UNEASINESS AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank

Summary

The article presents results of a study of general and speech anxiety senior preschool children with the general underdevelopment of speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.