Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
612
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / SUBJECTIVITY / STRUCTURE OF SUBJECTIVITY / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Ольга Вячеславовна

В данной статье описаны результаты изучения специфики субъектности и ее структурных компонентов у подростков. Автором представлен анализ понятия «субъектность», описаны ее структурные компоненты: активность, автономность, рефлексивность, опосредованность, стремление к саморазвитию, креативность, целостность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, регулирование границ своего «Я» с внешним миром, самоценностность, внутренний локус контроля. В ходе эмпирического исследования были использованы стандартизированные методики исследования (опросник «Изучение структуры субъектности» (Е.Н. Волковой, А.И. Серегиной в модификации А.А. Каленова) и опросник «Уровень развития субъектности личности», разработанная М.А. Щукиной). Полученные данные позволили доказать преобладание среднего и низкого уровней развития субъектности и его компонентов. Количественный и качественный анализ результатов показал, что личность как целостное свойство подростковом возрасте еще не сформировано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEMONSTRATION OF SUBJECTIVITY IN ADOLESCENCE

This article describes the results of studying the specificity of subjectivity and its structural components in adolescents. The author analyzes the concept of “subjectivity”, describes its structural components: activity, autonomy, reflexivity, mediation, the desire for self-development, creativity, integrity, constructive interaction with the environment, regulation of the boundaries of the “I” with the outside world, self-worth, internal locus of control. In the course of the empirical study, standardized research methods were used (the questionnaire “studying the structure of subjectivity” by E. N. Volkova, A. I. Seregina in the modification of A. A. Kalenov and the questionnaire “level of development of personality subjectivity” developed by M. A. Shchukina). The obtained data allowed us to prove the predominance of medium and low levels of development of subjectivity and its components. Quantitative and qualitative analysis of the results showed that the personality as an integral property of adolescence has not been formed yet.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Августова, Л.И. Представления о критериях здоровья человека / Л.И. Августова, Г.С. Никифоров. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2013. - Сер. 16 (4). - С. 4-11.

2. Арпеньева, М.Р. Здоровьесбережение в ВУЗе: проблемы и перспективы / М.Р. Арпеньева. - Текст : непосредственный // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2018. - № 4 (11). - С. 14 - 36.

3. Римский, Р. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский. - Москва : АСТ-ПРЕСС, 1999. - 376 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Avgustova L.I., Nikiforov G.S. Predstavlenija o kriterijah zdorov'ja cheloveka [Ideas about the criteria of human health]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Vestnik of St. Petersburg University], 2013, Ser. 16 (4), pp. 4-11.

2. Arpen'eva M.R. Zdorov'esberezhenie v VUZe: problemy i perspektivy [Health preservation in the university: problems and prospects]. Zdorov'e cheloveka, teorija i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sport], 2018, no. 4 (11), pp. 14 - 36.

3. Rimskij R., Rimskij S. Prakticheskaja psihologija v testah, ili Kak nauchit'sja ponimat' sebja i drugih [Practical psychology in tests, or How to learn to understand yourself and others]. Moscow: AST-PRESS, 1999. 376 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.Б. Гребенникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск, Россия, e-mail: grebenni-kova-nb@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5372-9378.

Е.Ю. Березнева, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет Минздрава России», г. Омск, Россия, e-mail: katerina_358@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6414-5215.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.B. Grebennikova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, Omsk State University, Omsk, Russia, e-mail: grebennikova-nb@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5372-9378.

E.Yu. Berezneva, Ph. D. in Biological Science, Senior Lecturer, Department of Biology, Omsk State medical University, Omsk, Russia, e-mail: katerina_358@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6414-5215.

УДК 159.9

Ольга Вячеславовна Коновалова

г. Шадринск

Особенности проявления субъектности в подростковом возрасте

В данной статье описаны результаты изучения специфики субъектности и ее структурных компонентов у подростков. Автором представлен анализ понятия «субъектность», описаны ее структурные компоненты: активность, автономность, рефлексивность, опосредованность, стремление к саморазвитию, креативность, целостность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой, регулирование границ своего «Я» с внешним миром, самоцен-ностность, внутренний локус контроля. В ходе эмпирического исследования были использованы стандартизированные методики исследования (опросник «Изучение структуры субъектности» (Е.Н. Волковой, А.И. Серегиной в модификации А.А. Каленова) и опросник «Уровень развития субъектности личности», разработанная М.А. Щукиной). Полученные данные позволили доказать преобладание среднего и низкого уровней развития субъектности и его компонентов. Количественный и качественный анализ результатов показал, что личность как целостное свойство подростковом возрасте еще не сформировано.

Ключевые слова: субъектность, структура субъектности, подростковый возраст.

Olga Vyacheslavovna Konovalova

Shadrinsk

Features of the demonstration of subjectivity in adolescence

This article describes the results of studying the specificity of subjectivity and its structural components in adolescents. The author analyzes the concept of "subjectivity", describes its structural components: activity, autonomy, reflexivity, mediation, the desire for self-development, creativity, integrity, constructive interaction with the environment, regulation of the boundaries of the "I" with the outside world, self-worth, internal locus of control. In the course of the empirical study, standardized research methods were used (the questionnaire "studying the structure of subjectivity" by E. N. Volkova, A. I. Sere-gina in the modification of A. A. Kalenov and the questionnaire "level of development of personality subjectivity" developed by M. A. Shchukina). The obtained data allowed us to prove the predominance of medium and low levels of development of subjectivity and its components. Quantitative and qualitative analysis of the results showed that the personality as an integral property of adolescence has not been formed yet.

Keywords: subjectivity, structure of subjectivity, adolescence.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 148_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291

В условиях развития современного общества значительно возрастает роль субъектных характеристик подрастающего поколения. Высокий уровень субъектности является одним из критериев психологического здоровья личности. М.А. Щукина отмечает, что подростковый возраст является сензитивным периодом для развития компонентов субъектности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дефиниция «субъектность» трактуется как характеристика субъекта (А.К. Осниц-кий), черта (В.А. Петровский, Е.Н. Волкова, способность (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, Е.Ю. Коржова, М.А. Щукина).

В.Д. Шадриков рассматривает субъектность как качество личности, заключающееся в способности противостоять внешним и внутренним условиям, препятствующим реализации ее интересов (достижению целей, самореализации, проявлению индивидуальности), при сохранении субъективности поведения [4, С 177]

В своем исследовании мы опираемся по позицию А.Н. Волковой, которая рассматривает субъ-ектность как свойство личности, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельностном отношении к миру и самому себе в нем и способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке [2].

Обобщение различных подходов позволило выделить следующие показатели субъектности:

- активность, самоорганизация (Е.Н. Волкова, А.Б. Ваньков, Н.И. Дунаева, М.А. Щукина);

- способность к рефлексии (Д.В. Зубов, С.С.Кашлев, Н.И. Дунаева);

- сознательность, осознанность мотивов и потенциалов (Е.Н. Волкова, А.Б. Ваньков);

- свобода выбора и ответственность за него (Е.Н. Волкова, А.Б. Ваньков, Д.В. Зубова, Н.И. Дунаева);

- саморазвитие (Е.Н. Волкова, С.В. Мазова, Д.В. Зубов, Н.И. Дунаев).

Исследование субъектности в подростковом возрасте проведены в трудах Л.А. Головей, В.А. Петровского, А.В. Федоровой, А.Ф. Филатовой, Ф.Г. Ивлевой, Н.А. Нестеренко, В.Т. Кудрявцева, П.К. Уразалиевой, Т.В. Прокофьевой, Н.В. Зотиковой, К.Ю. Ануфриюк, Е.Н. Волковой, А.В. Гришиной, М.А. Пыжьяновой, М.А. Щукиной и других.

К критериям субъектности у младших подростков относятся [1,2,5]:

- активность (К.Ю. Ануфриюк, Е.Н. Волкова, А.В. Гришина, М.А. Щукина) как внутреннее стремление субъекта к эффективному освоению окружающей действительности, к самовыражению

относительно внешнего мира, отношение к себе и окружающей действительности;

- автономность (М.А. Щукина, К.Ю. Ануфриюк), самостоятельность (Е.Н. Волкова, А.В. Гришина), которая рассматривается как независимость выбора и ответственность за результаты своих действий, самодетерминация;

- рефлексивность (К.Ю. Ануфриюк, Е.Н. Волкова, А.В. Гришина, М.А. Щукина) как познание субъектом внутренних психических актов и состояний;

- опосредованность (М.А. Щукина, К.Ю. Ануфриюк) как проявление активности с использованием психологических средств самоуправления;

- стремление к саморазвитию (движение к эмоциональной и когнитивной зрелости, выражающееся в стремлении к достижениям и в адекватном уровне притязаний);

- креативность (М.А. Щукина, К.Ю. Ануф-риюк) как стремление к новому, способность к изменению себя и других;

- целостность (М.А. Щукина, К.Ю. Ануфриюк), конструктивное взаимодействие с окружающей средой (Е.Н. Волкова, А.В. Гришина), регулирование границ своего «Я» с внешним миром;

- самоценностность (М.А. Щукина) как безусловное отношение к себе как к ценности;

- внутренний локус контроля (К.Ю. Ануфриюк).

Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей субъектности и ее компонентов у подростков.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы стандартизированные методики: опросник «Изучение структуры субъектности» (Е.Н. Волковой, А.И. Серегиной в модификации А.А. Калено-ва) и опросник «Уровень развития субъектности личности», разработанная М.А. Щукиной.

В исследовании приняли участие 50 старших подростков (25 мальчиков и 25 девочек) МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» п.г.т. Талинка, Тюменской области ХМАО-Югра. Средний возраст испытуемых 13 лет 9 месяцев.

Анализ ответов испытуемых по методике «Изучение структуры субъектности» (Е.Н. Волковой) показал, что в данной выборке по шкале «Осознанная активность» высокий уровень продемонстрировали 2% подростков. Они способны ставит перед собой реалистичные цели и достигать их, предпочитают самостоятельно принимать решения и не надеяться на помощь других, способны доверять собственным чувствам, переживаниям и мыслям. Оценивают свою личность как значимую ценность. 48 % опрошенных имеют средний уровень выраженности данного показателя.

50 % респондентов продемонстрировали низкий уровень осознанной активности. Подростки, отнесенные к данной группе, часто указывали на недостаток целеустремленности, считают, что не стоит сопротивляться собственной судьбе, события, которые происходят в их жизни, скорее являются результатом везения нежели собственных усилий, предпочитают в принятии решения опираться на помощь других людей.

Высокий уровень развития рефлексии имеют 30 % подростков. Для них характерна способность к осознанию собственной роли в своих достижения, успехах, осознание уникальности. Они способны предвидеть возможные варианты развития событий, проявлять инициативу при планировании жизнь в краткой и дальней перспективе.

Средний уровень проявления данного показателя выявлен у 60 % подростков, участвующих в эксперименте.

Незначительная группа опрошенных (10 % от общей выборки) продемонстрировали низкий уровень развития личностной рефлексии. Им сложно оценить значение собственной активности для результатов деятельности и жизни в целом. Подростки, отнесенные к данной группе, часто перекладывают ответственность за результаты своих поступков на других людей.

По шкале «Свобода выбора» преобладает низкий уровень сформированности данного показателя (54 % от общей выборки). Это указывает на то, что подростки не в состоянии делать самостоятельный выбор жизненных целей, им сложно определить область активности.

Достаточно большую группу (46 % респондентов) составили подростки со средним уровнем развития данного показателя. Подростки, отнесенные к данной группе имеют тенденцию к формирования критичности по отношению к себе и других, учатся самостоятельно определять жизненные цели, принимать решения и нести за это ответственность.

Высокий уровень по данной шкале не выявлен.

Высокую степень осознанности собственной уникальности продемонстрировали 2 % испытуе-

мых. Они общительны, во взаимоотношении с другими способны учитывать индивидуальные особенности партнера. Подростки, отнесенные к данной группе, стремятся отстаивать собственные границы и границы других.

Значительная часть испытуемых (92 % от общего числа респондентов) имеют средний уровень осознанности собственной уникальности. Для них характерна активность, общительность. Выбор активности может зависеть как от собственных интересов, так и от мнения окружающих. Система ценностей и поведение определяется окружающими, иногда подростки способны проявлять собственную независимость.

Низкий уровень имеют 6 % подростков.

По шкале «Понимание и принятие других» значительно преобладает низкий уровень сформи-рованности данного компонента субъектности. 78% подростков продемонстрировали не способность принимать других людей такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками.

22 % респондентов способны анализировать причины неудач и рассматривать их как результат собственных ошибок, для достижения цели необходимо прилагать усилия. Подростки начинают понимать собственные достоинства и недостатки, учатся принимать их. Все вышесказанное указывает на средний уровень выраженности данного показателя.

Высокий уровень выявлен не был.

56 % подростков с трудом решаются на новые дела, не стремятся узнать что-то новое, легко поддаются влиянию окружающих, считают, что изменить себя не возможно. Все это указывает на низкий уровень по шкале «Саморазвитие».

38 % опрошенных имеют средний уровень стремления к саморазвитию.

6% респондентов имеют высокий уровень стремления к саморазвитию. Подростки, отнесенные к данной группе, с легкостью берутся за новое дело, стремятся узнать что-то новое, научиться чему либо, в выбранной сфере активности стать профессионалом, ответственные считаю себя ответственными за свою жизнь и свою судьбу.

Описанные выше результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение испытуемых по группам, в зависимости от уровня сформированности компонентов субъектности, %

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020

Согласно результатам методики «УРСЛ» М.А. Щукиной [3], группа испытуемых продемонстрировала следующие результаты:

Среднее значение субъектности данной выборке составляет 122,68, стандартное отклонение 11,21.

Таблица 1

Среднее значение субъектности и ее компонентов в подростковом возрасте («Уровень развития субъектности личности», разработанная М.А. Щукиной)

Из рисунка следует, что для подростков характерно преобладание низкого уровня сформиро-ванности таких показателей субъектности как понимание и принятие других, саморазвитие, свобода выбора и осознанная активность.

Шкалы Среднее значение (max = 150) Стандартное отклонение

Субъектность 123,76 12,54

Активность - реактивность 27,88 4,59

Автономность - зависимость 25,63 5,14

Целостность - неинтегративность 25,36 5,54

Опосредствованность - непосредственность 23,96 4,47

Креативность - реактивность 24,45 5,45

Самоценность - малоценность 27,16 4,47

Из таблицы следует, что в данной выборке от уровня сформированности субъектности в це-преобладает низкий уровень субъектности с тен- лом и каждого ее компонента. Результаты предло-денцией у объектности личности. жены в таблице 2.

Анализ данных по методике М.А. Щукиной позволил рассмотреть испытуемых, в зависимости

Таблица 2

Распределение испытуемых по группам, в зависимости от уровня сформированности субъектно-

сти и ее показателей у подростков, %

Уровни Субъектность АР АЗ ЦН ОН КР СМ

высокий - - 4 - - - -

средний 44 72 60 68 40 68 80

низкий 56 28 36 32 60 32 20

Из таблицы следует, что по шкале «Активность - реактивность» преобладает низкий уровень. Подростки, отнесенные к данной группе, ждут внешнего импульса, что бы начать действовать. Их взгляды и интересы и ценности неустойчивы, зависимы от социального окружения.

Подростки, имеющие средний уровень проявления активности, становятся способными самостоятельно ставить цели, выбирать способы их достижения. Они способны преодолевать трудности на пути к поставленной цели. Все чаще стараются отстаивать свои ценности и идеалы.

Высокие показатели по шкале «Автономия -зависимость» продемонстрировали 4 % подростков. Они стараются самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои действия и поступки, решения. Неудачи рассматриваются ими как результат недостаточных усилий со своей стороны.

В данной выборке значительно преобладает средний уровень выраженности данного показателя (60 % от общей выборки). Подростки, отнесенные к данной группе, делают попытки самостоятельно определять отношение с окружающими, принимают решения, выбирают цели, но не всегда способны нести ответственность за собственный выбор. Ответственность перекладывается на внешние обстоятельства.

36 % опрошенных полностью ощущают себя слитыми с социальной средой. Их жизнью, деятельностью управляют взрослые или референтные сверстники. Они принимают за них решения, определяют их взгляды и ценности. Подростки стремятся переложить ответственность за свои неудачи на окружающих.

Большая часть подростков (68 %) по шкале «Целостность - неинтегративность» имеют средний уровень. Они стремятся выстраивать отношения с окружающими на основе равных прав и возможностей, учатся видеть в собеседнике субъекта, со своими ценностями, взглядами и личностными особенностями.

32 % респондентов продемонстрировал высокие показатели неинтегрированности. Для них характерно переоценка собственных интересов и недооценка интересов других людей, что проявляется в выстраивании отношений с окружающими. Подросток может испытывать ощущение непреодолимого барьера между собой и окружающими. Могут использовать других людей для достижения собственных целей. Испытывают раздражение, когда взгляды, позиция, ценности окружающих отличаются от его собственных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По шкале «опосредованность - непосредственность» высоких показателей выявлено не было.

40 % подростков демонстрируют способность выстроить собственную программу поведения, в некоторых ситуациях они могут прогнозировать последствия своих действий, планировать выходы из возможных трудных ситуаций, которые могут возникнуть на пути к достижению цели. Они начинают познавать свои потребности, желания и на основе этого учатся формулировать цели деятельности.

В данной выборке значительно преобладают подростки (60% от общей выборки) с высокими показателями непосредственности. Они отличаются испульсивностью. Их поведение отличается слабой осмысленностью, мотивы поведения и поступков часто не осознаются, есть затруднения в прогнозирований действий и их последствий. Такие подростки склонны к частому нарушению правил поведения.

68 % подростков имеют средний уровень проявления креативности. Их система отношений становится более эффективной, они способны менять стратегию поведения, в зависимости от цели. Все чаще выбор средств достижения цели определяется условиями, а не сиюминутными желаниями. Они готовы воспринимать новый опыт, но делают это время от времени. Могут предложить что-то новое, оригинальное. Начинают осознавать свои особенности и появляется возможность самоизменений и коррекции отношений с окружающими.

Низкий уровень по шкале «Креативность -репродуктивность», характерный для 32 % опрошенных, свидетельствует о негибкости социальных отношений, т.е. подростки действуют по зара-

нее продуманному плану и не стремятся его менять, даже если ситуация поменялась. В поведении и в отношениях с окружающими склонны придерживаться ранее сформированных стереотипов. Нестандартная ситуация вызывает у подростков, отнесенных к данной группе стресс. Не изменяя собственного поведения, они стремятся изменить ситуацию под имеющийся шаблон.

Для подростков характерны средние показатели самоценности (80 % опрошенных). Они в большей степени доверяют собственному мнению нежели окружающим, стремятся принимать себя такими какие есть, ценят жизненное пространство и время, готовят их отстаивать.

Достаточную группу составили подростки с низким уровнем самоценности (20 % от выборки). Это указывает на то, что свои взгляды они соотносят с оценками окружающих. Они стремятся быть менее заметными, что бы не вызвать неудовольствие окружающих. В ситуации столкновения позиций, предпочитают принимать позицию противоположной стороны. Их отличает заниженная самооценка.

Таким образом, субъектность как целостное интегральное личностное свойство еще не сформировано, но отдельные его компоненты демонстрируют средний уровень развития с тенденцией к субъектности. В подростковом возрасте наблюдается неравномерность развития компонентов субъектности. Проведенный констатирующий эксперимент показал необходимость разработки и проведения развивающей работы с подростками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ануфриюк, К.Ю. Типы субъектности у подростков / К.Ю. Ануфриюк. - Текст : непосредственный // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы междунар. конф., посвящ. 80-летию А.В. Брушлинского. -Москва : Институт психологии РАН, 2013. - Т. 1. - С. 232-234.

2. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Е.Н. Волкова. -Москва, 2003. - 41 с. - Текст : непосредственный.

3. Головей, Л.А. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л.А. Головей. -2-е изд. - Москва : Юрайт, 2020. - URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya (дата обращения 13.10.2020). - Режим доступа: по подписке ШГПУ. - Текст : электронный.

4. Шадриков, В.Д. Субъект и субъективность деятельности: определение понятий / Д.В. Шадриков. - Текст : непосредственный // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы междунар. конф., посвящ. 80-летию А.В. Брушлинского. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. - Т. 1. - С. 176 - 179.

5. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А. Щукина. - Санкт-Петербург, 2004. - 20 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Anufriyuk K.Yu. Tipy subyektnosti u podrostkov [Types of subjectivity in adolescents] Chelovek. subyekt. lichnost v sovremennoy psikhologii: materialy mezhdunar. konf.. posvyashchennoy 80-letiyu A.V. Brushlinskogo. [Person, subject, personality in modern psychology]. Moscow: Institut psikhologii RAN. 2013, pp. 232 - 234.

2. Volkova E.N. Subyektnost pedagoga: teoriya i praktika. Avtoref. diss. d-ra psikhol. nauk [The subjectivity of teacher theory and practice. Dr. Sci. (Psychlogy) diss.]. Moscow, 2003. 41 p.

3. Golovey L.A. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Eiektronnyi resurs] [Developmental psychology and age psychology]. Moscow: Yurayt. 2020, pp. 303-309. URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya (Accessed 13.10.2020).

4. Shadrikov V.D. Subyekt i subyektivnost deyatelnosti: opredeleniye ponyatiy [Subject and subjectivity of activity: definition of concepts]. Chelovek. subyekt. lichnost v sovremennoy psikhologii: materialy mezhdunar. konf.. posvyashchennoy 80-letiyu A.V. Brushlinskogo [Person, subject, personality in modern psychology]. Moscow: Institut psikhologii RAN. 2013, pp. 176-179.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 152_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_ 2542-0291

5. Shchukina M.A. Osobennosti razvitiya subyektnosti lichnosti v podrostkovom vozraste. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Features of the development of personality subjectivity in adolescence. Dh. D (Psychological) thesis]. Sankt-Peterburg, 2004. 20 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.В. Коновалова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: olgak1997@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2807-5648.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.V. Konovalova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: olgak1997@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2807-5648.

УДК 159.9

Алексей Викторович Северин, Елена Станиславовна Киричик

г. Брест, Беларусь

Проявления ситуативной и личностной тревожности у девочек и мальчиков подросткового возраста

В статье излагаются результаты исследования ситуативной и личностной тревожности у современных подростков с применением «Шкалы самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптация Ю.Л. Ханина (STAI)». Данная методика которая позволяет изучать ситуативную и личностную тревожность, а также направлена на дифференцированное изучение тревожности как личностного свойства, так и как состояния. Были подсчитаны количественные и процентные соотношения подростков с разным уровнем тревожности на примере выборки мальчиков (n=60) и в выборке девочек (n=60). Итогом исследования стало выявление и интерпретация различий в проявлении разных видов тревожности у мальчиков-подростков и девочек-подростков. Особое внимание авторами уделяется вопросу о необходимости разработки программы тренинга, направленной на коррекцию тревожности у подростков посредством коммуникативно-игровой деятельности.

Ключевые слова: тревожность, виды тревожности, девочки-подростки, мальчики-подростки, эмоциональная сфера личности.

Aleksey Viktorovich Severin, Elena Stanislavovna Kirichek

Brest, Belarus

The demonstrations of situational and personal anxiety in adolescent girls and boys

The article presents the results of a study of situational and personal anxiety in modern adolescents using "the Self-Assessment Anxiety Scale by Ch. D. Spielberger, adaptation by Yu.L. Khanin (STAI)". This technique allows you to study situational and personal anxiety and is also aimed at a differentiated study of anxiety as a personal property and as a state. Quantitative and percentage ratios of adolescents with different levels of anxiety were calculated using a sample of boys (n=60) and a sample of girls (n=60). The result of the study was to identify and interpret differences in the demonstration of different types of anxiety in adolescent boys and girls. The authors pay special attention to the necessity to develop a training program aimed at correcting anxiety in adolescents through communication and play activity.

Keywords: anxiety, types of anxiety, adolescent girls, adolescent boys, emotional sphere of personality.

Проблеме тревожности посвящены работы многих авторов. К ним можно отнести таких ученых: З. Фрейда, К. Хорни, В.М. Астапова, Н.Д. Левитова, А.С. Малыгину, Е.В. Новикову, Н.М. Ноговицына, А.М. Прихожан,

И.В. Старшинину и др. Актуальность изучения проблемы тревожности в подростковом возрасте обусловлена как самим непростым возрастным периодом развития подростка, так и влиянием стресса, учебной нагрузки, общения и конфликтов со сверстниками и взрослыми на эмоциональную сферу мальчиков и девочек.

Появление тревожности приводит к нарушению процесса социализации подростка, процесса

общения со сверстниками, к снижению уровня стрессоустойчивости и креативности, негативно сказывается на личностном развитии в целом [2; 3].

Некоторые исследователи [6; 7] рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций. Тревога может проявляться как ощущение, ожидание неопределенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса, то есть повышенной нагрузки из-за необходимости приспособления к неблагоприятным или резко меняющимся условиям. В этом случае тревога мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Однако постоянная или очень сильная по воздействию на ребенка тревога может приводить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.