«Стремление к творчеству» имеет очень тесную связь с «потребностью в познании» (0,786), что можно характеризоваться как творческое отношение к жизни, открытость новым впечатлениям, бескорыстный интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением какой-либо потребности.
Шкала «самопринятия» имеет высокую степень корреляции с «компетентностью во времени» (0,725) и «ценностными ориентациями» (0,567), что свидетельствует о способности испытуемых ощущать связь времен и ценить настоящий момент своей жизни во всей его полноте. Позитивная Я-концепция позволяет видеть свою жизнь целостной и свидетельствует о цельности личности.
В целом, работы Ф. Герцберга, Е.Б. Кра-совского, П. Друкера, С.Б. Каверина, А. Мас-лоу, Дж. Равена, а также результаты проведенного нами исследования позволяют провести ограничение числа индикаторов качества жизни и выделить в качестве основных:
1. уровень жизни и здоровье (полагая, что здоровый образ жизни и качество питания напрямую зависят от уровня благосостояния);
2. социально-психологическое благополучие (любовь, дружба, семья, права человека и т. д.);
3. духовность (имеется в виду удовлетворенность реализацией духовных потребностей и качеством трудовой деятельности). Данный фактор мы предлагаем рассматривать в качестве ведущего, поскольку в целом
он представляет собой основу, фундамент для самореализации и обеспечивает возможность удовлетворения жизненным путем.
Таким образом, цель нашей работы в том, чтобы показать, что вне учета удовлетворенности человека полнотой реализации духовных потребностей категория «качество жизни» не может считаться ни достаточно полной, ни исчерпывающей.
1. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002.
2. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2007.
3. Режим доступа: http://www.stq.ru/riasite/index. phtml?page=48&article_id=1130. Загл. с экрана.
4. Режим доступа: http://www.advtech.ru/vniite/ portfolio. htm. Загл. с экрана.
5. ПРООН. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1997. М., 1997.
6. Воронин Г. // Стандарты и качество. 2006. № 8. С. 13-14.
7. Коваль Н.А. Психология духовности личности. Тамбов, 1996.
8. Режим доступа: http://www.ttw.ru/index.
php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&p=580 25&sid=abb5642dc29a03353 807397b09fa4bc6. Загл. с экрана.
9. Каверин С.Б. Акмеологическая теория потребностей. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 2.08.2007 г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
М. Л. Хуторная
Khutomaya M.L. Manifestation peculiarities of students’ resistance to stress. This article is devoted to the investigation of students’ resistance to stress. On the basis of this diagnostic research it is discovered that students of different specialties show situational anxiety and the students studying Arts are more exposed to stress. The effective method of stress psychocorrection is proposed.
Возросший динамизм повседневной жизни определил понятие «стресс» как устойчивую доминанту. Понимание стресса как неспецифической реакции организма вошло в определения исследователей, стремящихся выявить психологическую сущность данного
явления. Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс -спутник студенческой жизни. Изучая студентов, мы обнаружили, что они особенно подвержены данному явлению из-за необходимости справляться с возрастными проблемами
переходного периода. Достижение эмоциональной независимости от семьи, выбор и подготовка к профессиональной деятельности, выполнение обязательств и подготовка семейной жизни, развитие этической системы - чтобы преодолеть эти переходные трудности, студенту необходимо освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испытывать стресс. В одних случаях говорят об информационном, возникающем в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений, в других случаях говорят об эмоциональном стрессе, проявляющемся в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
Ф.Е. Василюк стремится совместить в понимании стресса идею «экстремальности» и идею «неспецифичности», то есть «обнаружить минимально необходимые условия, точнее, специфические условия порождения неспецифического образования - стресса». В качестве условий он называет внутреннюю необходимость личности реализовать установку на здесь - и - теперь удовлетворение» всякой потребности, т. е. автор выводит категориальное поле явления стресса сугубо из внутренних субъективных установок личности [1].
В настоящее время стресс изучается с позиций физиологического, психологического и поведенческого уровней. По мнению Р. Лазаруса, физиологический и психологический стрессы отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции [2].
Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Р. Лазарус является основоположником субъективистского подхода. Он обусловливал стресс двумя личностными особенностями:
1) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;
2) представлениями о своих способностях влиять на последствия.
Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. В системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности на-
растает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жесткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида [3].
При любом нарушении сбалансированности «человек - среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей является источником тревоги. Тревога представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса.
Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги З. Фрейд [4]. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.
В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями [2-5], прежде всего, важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.
Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу [3, 6].
Свои определения понятию «тревога» давали множество авторов [3, 4, 7]. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей,
причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.
Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», отягощенности его психологическими и односторонними медико-биологическими представлениями
является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое - психическая напряженность. По мнению И.Н. Наенко, это удобно, поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях [8]. Поэтому Ч.Д. Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах [5]. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности.
Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих предвосхищение негативных результатов. Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и мобилизатор резервов психики.
Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю.Л. Ханин отмечает, что тревога как состояние - это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях [5].
Социальный аспект тревоги связывают с неожиданным изменением условий жизни. Еще И. П. Павлов считал, что состояние тревоги вызывается изменениями в условиях жизни, в привычной деятельности, нарушением динамического стереотипа [9]. Сюда нужно отнести затрудненность совместной деятельности, в ходе которой формируется ожидание угрозы самоуважению, конфликты или другие причины, приводящие к социальной изоляции. Состояние также может порождаться задержкой в появлении ожидаемого объекта или действия.
Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном «Я», неадекватным уровнем притязаний, недостаточным обоснованием цели, предчувствием объективных трудностей.
Причины, вызывающие тревогу: субъективные: причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события; объективные: экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека, утомление, беспокойство по поводу здоровья, влияние токсинов на организм.
Тревога может играть охранительную и мотивационную роль. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихиче-ской адаптации.
Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса.
Но существует процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития личности. Этот процесс имеет название адаптация. Процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и сбалансированность в системе «организм -среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм - среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческий реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе [10]. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования и рассмотрения его как общего адаптационного синдрома.
Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов:
1) аллопсихический механизм действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее;
2) интрапсихический механизм обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.
Адаптация по А.А. Ершову понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Цель адаптации - достичь оптимума эффективности, обеспечить развитие организма, сохранить их жизнеспособность [7].
В качестве различных факторов, влияющих на устойчивость человека к психическому стрессу, исследователи называют различные явления: значимость события для личности, субъективную оценку личностью
ситуации, ценности человека, личностный смысл, психологическую переработку, что в совокупности можно назвать теми внутренними субъективными условиями, которые определяют психологическую сущность личности.
В психологическом плане устойчивость деятельности отражает функциональные характеристики профессионально значимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных ситуаций. Свое определение стрессоустойчивости дает С.В. Субботин как индивидуальной психологической особенности, заключающейся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности [11].
При изучении стрессоустойчивости студентов нами было замечено, что после сдачи первого экзамена эмоциональное напряжение значительно ослабевает, но при получении оценки ниже ожидаемой тревога по поводу следующего экзамена усиливается. Исходя из концепции Г. Селье, в стрессе, вызванном напряженной учебной деятельностью или сдачей экзаменов, также можно выделить три «классические» стадии его развития: стадия тревоги, стадия сопротивления или адаптации и стадия истощения [12].
Нами была проведена диагностическая оценка качества жизни студентов 1-3 курсов в количестве пятидесяти человек технических и гуманитарных специальностей. Для диагностики использовались следующие методики: копинг-поведение в стрессовых ситуациях; С. Норман, Д.Ф. Эндлер, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А.. Крюковой, «Прогноз»-методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения В. Качалова, диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых ситуациях, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина [6].
Согласно данным, полученным при проведении методики «копинг-поведение» ко-пинг, ориентированный на решение задачи, показали 80 % опрошенных студентов технических специальностей и 60 % студентов гуманитарных специальностей; копинг, ориентированный на эмоции - 15 % - студенты технических специальностей и 30 % - студенты гуманитарных специальностей; ко-пинг, ориентированный на избегание - соответственно 5 и 10 %. Методикой определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе было выявлено, что низкий уровень устойчивости стрессовым ситуациям наблюдается у 30 % человек от числа всех обследуемых, средний уровень -у 47 %, стрессоустойчивость выявлена только у 23 %.
Полученные данные свидетельствуют о том, что только % часть обследуемых студентов адекватно реагирует на стрессовые ситуации. У остальных проявляется дезадаптация, которая зависит от степени выраженности стрессогена и от того, как студенты будут воспринимать и оценивать для себя сложившие обстоятельства. Дезадаптация будет тем выше, чем более негативно студенты будут оценивать стоящие перед ними проблемы. На фоне негативного восприятия проблемы, как следствие, будут развиваться психосоматические отклонения физического здоровья.
Результаты, полученные при обработке методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения В. Качалова, показывают, что во время сессии преобладающее число студентов 75 % технических специальностей и 90 % студентов гуманитарных специальностей испытывают психический дискомфорт и свое состояние оценивают как неблагополучное. В этот период они чувствуют себя обессиленными, больными, изнуренными, уставшими, вялыми, вследствие чего падает и работоспособность, студенты не способны сосредоточиться на выполнении учебной деятельности. По шкале «активность» также снижаются показатели: студенты оценивают себя как пассивных, малоподвижных, медлительных, рассеянных, постоянно хочется спать и отдохнуть. Причем у некоторых студентов даже большое желание выспаться не приводит к полноценному сну, у многих наблюдается
расстройство сна и бессонница. Все это сопровождается плохим настроением, грустью, пессимистическим настроем, разочарованием и недовольством. В этот период они не могут получать удовлетворение от обычных каждодневных дел. Даже полученный очередной зачет или хорошая оценка по экзамену не оказывают сколь либо сильного положительного эмоционального воздействия.
Кроме того, в период сессии у студентов всех специальностей наблюдается повышенный уровень ситуативной и личностной тревожности:
- высокий уровень ситуативной тревожности во время сессии у «технарей» на
48.5 % и у «гуманитариев» на 52,4 % выше, чем во время семестра;
- высокий уровень личностной тревожности во время сессии увеличивается у «технарей» на 35,5 %, у «гуманитариев» - на
49.5 %.
Совершенно противоположную картину мы наблюдаем в тот момент, когда беспокойство по поводу сдачи экзаменов сведено к минимуму. В середине семестра ситуативная и личностная тревожность студентов значительно уменьшается. Свое состояние они в большинстве случаев оценивают как благоприятное. Они чувствуют себя бодрыми, отдохнувшими, полными сил и энергии, вследствие чего наблюдается высокая работоспособность и низкая утомляемость. По шкале «активность» также прослеживаются высокие показатели: студенты оценивают себя как активных, подвижных, увлеченных, что в свою очередь отражается и на работоспособности: внимание сосредоточено на выполняемой деятельности, полученная информация легко осмысливается. Настроение в большинстве случаев приподнятое: несмотря на происходящие отрицательные моменты в жизни, студенты чувствуют себя жизнерадостно, оптимистично. Согласно данным, полученным при диагностике стратегий поведенческой активности в стрессовых ситуациях, у 52 % студентов «технарей» был выявлен тип «АБ», у «гуманитариев» - 28 %; тип А1 - у 34 % «технарей», у 38 % «гуманитариев»; тип А - у 14 % «технарей», у 34 % «гуманитариев».
Таким образом, наше исследование показало, что у студентов любых специальностей ситуативная тревожность наиболее проявляема, при этом студенты гуманитарных
специальностей наиболее подвержены стрессу. Для большинства из них характерно неумение отвлечься для работы, нехватка времени для отдыха и развлечений, неумение и нежелание выполнять каждодневную и обстоятельную работу, неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания, напряженность мышц лица и шеи, импульсивность, эмоциональность, легкая фру-стрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями. Для студентов технических специальностей характерна активная и целенаправленная деловитость, эмоциональная стабильность, предсказуемость в поведении. Но ситуации «экзаменов» - будь то экзамены в вузе, или любые жизненные испытания - приводят к изменениям в нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и других системах.
Поэтому для коррекции стрессовых состояний нами была создана и успешно апробирована антистрессовая студенческая программа «С ТРЕ СС» (сними тревожность -сбрось стресс). Программа включает 16 занятий по 3 часа, один раз в две недели. Всего 48 часов. У студентов поэтапно формируется умение чередования умственной и физической деятельности, анализа своих стрессов с целью их предупреждения, совершенствование поведенческих навыков, изменение пси-
хологического и физического состояния при применении мышечной релаксации, аутотренинга, техник НЛП, дыхательных техник.
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
2. Лазарус Р. // Эмоциональный стресс. Л., 1970. С. 178-208.
3. ЩербатыхЮ. Психология стресса. М., 2005.
4. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1999.
5. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера Ханина. М.; СПб.; Харьков, 1996.
6. Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. М., 2001.
7. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.
8. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
9. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: в 6 т. М.; Л., 1951-1952.
10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.
11. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2006.
12. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
Поступила в редакцию 2.08.2007 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ПОДРОСТКА В ОТНОШЕНИЯХ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»
О.С. Мордасова
Mordasova O.S. Psychological peculiarities of teenager’s dignity formation in “teacher - student” relationship. The article is devoted to one of the urgent problems of psychology and pedagogics, the problem of formation of teenager’s sense of self-respect in the relations «teacher - pupil».
Чувство собственного достоинства в научной литературе рассматривается в контексте морального самосознания личности, что делает его неотделимым от принятия моральной ответственности за поведение свое и других (А. Л. Ансимов, Л.И. Анцыфирова, В.А. Блюмкин, Б.С. Братусь, Т. Гоббс, О.Г. Дробницкий, Ю.Е. Зайцева, Э.А. Колоб-
кова, Н.В. Лапина, С. Л. Рубинштейн, Ю. Хабермас и др.). Поэтому осознание достоинства себя предполагает существование «достойных ориентиров» в собственном и чужом поведении. Иными словами данное чувство существует не только для себя, но и для других, выступая нравственным ориентиром во взаимоотношениях.