Научная статья на тему 'Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социально-психологического типа личности'

Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социально-психологического типа личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
979
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF PROTECTION / CONFLICT SITUATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TYPES OF A PERSON / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганеева А. А.

В данной статье рассмотрены психологические механизмы защиты в конфликтных ситуациях, а также влияние социально-психологического типа личности на выбор механизма защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF TEENAGERS' PROTECTION IN CONFLICT SITUATIONS DEPENDING ON SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TYPE OF PERSON: FEATURES DISPLAY

The article is devoted to the psychological mechanisms of protection in conflict situations, and also the effect of social and psychological type of a person on the choice of the protection mechanism.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социально-психологического типа личности»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

© 2012 А.А.Ганеева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 09.11.2011

В данной статье рассмотрены психологические механизмы защиты в конфликтных ситуациях, а также влияние социально-психологического типа личности на выбор механизма защиты.

Ключевые слова: психологические механизмы защиты, конфликтная ситуация, социально-психологические типы личности, подростковый возраст.

Проблема системного изучения психологических механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях в современной психологии, на сегодняшний день, признана актуальной научно-исследовательской проблемой. Теоретический анализ литературы показывает, что большинство авторов рассматривают конфликтные ситуации присущие подростковому возрасту, механизмы защиты, которые они используют для выхода из конфликта (Л.Выготский, К.Левин, Р.Плутчик, Г.Келлерман, Э.Костандов, Е.Соколова, Н.Гри-шинаи др.). Несмотря на имеющиеся множество работ по проблеме подросткового возраста, конфликтов, выбора механизмов защиты при выходе из конфликта, не раскрыта проблема, какие механизмы защиты в конфликтных ситуациях выбирают подростки определенного социально-психологического типа личности. Актуальность нашего исследования заключается в том, что мы сопоставляем социально-психологические типы личности подростка тем механизмам защиты, которые он избирает в конфликтных ситуациях. Для этого необходимо раскрыть, в какие конфликтные ситуации наиболее чаще попадают подростки, какие механизмы психологической защиты выбирают при выходе из конфликтных ситуаций и какие механизмы защиты избирают подростки определенного социально-психологические типы личности. В исследовании приняли участие 184 учащихся 6-х классов общеобразовательных школ г. Уфа.

В нашем исследовании мы использовали анкеты и методики для выявления механизмов защиты и определения социально-психологического типа личности подростка. Наши представления основаны также на понимании значимости закономерности созревания различных психических

Ганеева Аида Анваровна, преподаватель Уфимского юридического института МВД России, аспирант кафедры педагогической психологии. E-mail: buawomena&mail. ru

структур и их готовности включиться в работу по защите душевного равновесия подростка. Кроме того, мы учитываем еще два фактора: последовательность прохождения травмирующего сигнала от чувствительного входа до двигательного выхода и возможность его защитного преобразования на каждом этапе и структуру влияния социальной среды через специфические социальные барьеры на репертуар (стиль) используемых подростком защит1.

В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. По мнению Ф.В.Бассина, психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта. Психологическая защита проявляется в тенденции подростка сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других2. У подростка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их формирования выступают возникающие в онтогенезе многообразные типы тревоги, агрессии, конфликтов типичных для подростков. Подобно всем другим психическим процессам, защитные механизмы имеют свои объ-

1 Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: 2006.

2Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие / Под ред. Л.А.Михайлова. - СПб: 2009.

Психология

ективные проявления — внешне наблюдаемые и регистрируемые признаки на уровне действий, эмоций или рассуждений человека. (Например, со стороны заметно, что подросток не обращает внимания на тревожное для себя сообщение, все время забывает дома учебник по нелюбимому предмету или постоянно выгораживает себя). Для некоторых современных исследователей защитный механизм — это, в первую очередь, именно прочный защитный поведенческий рисунок: внешне наблюдаемые действия, эмоции и проявления мышления, функционирующие как обходные маневры для избегания тревожащих сведений или как преобразователи того, что порождает чувство или ощущение тревоги. Для других авторов такие наблюдаемые и регистрируемые виды защитного поведения — всего лишь внешние, иногда даже частные, проявления скрытого психического процесса, который и выступает как истинный защитный механизм3. Во втором случае происходит разнесение понятий «защитная (поведенческая) реакция» и «защитный (интрапсихи-ческий) механизм». На базе такого разнесения выделяют три основные формы адаптации подростка к внешней среде: поиск подростком той среды, которая благоприятна для его функционирования; изменения, которые он совершает в среде для приведения ее в соответствие со своими потребностями; внутренние психические изменения подростка, с помощью которых он приспосабливается к среде4. Эти формы можно рассматривать и как своеобразные этапы в формировании системы защитного приспособления подростка. Защитные механизмы начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда подросток полагает, что оно невозможно. Важно подчеркнуть, что это не способы достижения желаемой цели, а способы организации частичного и временного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, т.е. разрешения конфликта соответствующими поступками. В этом случае подростки по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни, отрицая их существование, подавляют склонности, которые доставляют им неудобства, и отвергают некоторые свои желания как нереальные и невозможные5. Приспособление в этом случае достигается за счет изменения восприятия. Сначала подросток отрицает то, что нежелательно, но постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно забыть болезненные сигналы и действовать так, как если бы их не существова-

3Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: 2006.

4Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: 1997.

5 Психология конфликта: Хрестоматия / Под ред.

Н.В.Гришиной. - СПб.: 2001.

ло. Другие подростки преодолевают конфликты, пытаясь манипулировать беспокоящими их объектами, стремясь овладеть событиями и изменить их в нужном направлении. Третьи находят выход в самооправдании и снисхождении к своим побуждениям, а четвертые прибегают к различным формам самообмана. Личностям с особенно жесткой и косной системой принципов поведения было бы особенно трудно и невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику6.

Конфликты многих подростков обусловлены его индивидуальными, психобиологическими особенностями, условиями среды, в которой он живет, ситуациями и обстоятельствами, в которых, порой независимо от его желания, поведение становиться конфликтным. В зависимости от типа личности, подросток попадает в конфликтные ситуации, присущие определенному типу и выбирает механизм защиты. Изучение типологии личности имеет важное значение для понимания поведения подростков, причин по которым возникают конфликтные ситуации успехов и неудач в усвоении знаний учащимися7.

В таб. 1 отражены результаты нашего исследования, где мы видим, что подростки, попадая в конфликтные ситуации, избирают такой механизм защиты, как рационализация (23,4%), затем проекция (18,9%), вытеснение (19%), отрицание (13%) и менее 10%, такие механизмы защиты, как компенсация, замещение и регрессия. Мы считаем, что психологическая характеристика подростков с ярко выраженным нормальным типом личности выбирают механизм защиты - проекцию (6,3%), это связанно с тем, что подростки данного типа характеризуется: уважительным отношением к людям, гармонией умственного и физического развития, добросовестным отношением к своим обязанностям, исполнительностью и ответственностью, а также высокой требовательностью к себе. Подростки с конформным типом личности выбирают такие механизмы защиты как вытеснение (9%) и проекцию (9%), связанно это с тем, что подростки характеризуются: склонностью к лживости, хвастовством, отсутствием самокритичности, чуткости к людям, умением извлекать личную выгоду, активностью и властолюбием. Подростки с доминирующим типом личности - выбирают такие механизмы защиты как рационализация (7,2%) и проекция (6,3%), это связано с тем, что среди личностных качеств доминирующего типа личности выделяются, такие как, общительность, интеллект, уверенность в

6Насинковская Е.Е., Якубовская М.Я. Психологический барьер как защитный механизм личности в конфликтной ситуации. - М.: 1984.

1Минияров В.М. Диагностика и коррекция характера. -М.: 2006.

себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску и социальная смелость, постоянное стремление к превосходству над сверстниками, а подчас и из-за стремления унизить их, так же подро-

стки доминирующего типа любят командовать и распоряжаться другими людьми, что в основном и является причиной конфликтов.

Таб. 1. Соотношение социально-психологических типов личности и механизмов защиты

Социально-психологические типы личности Механизмы защиты (%)

Вытеснение Регрессия Замещение Отрицание Проекция Компенсация Гиперкомпенсация Рационализация

Нормальный 1,8 - 9 3,6 6,3 2,7 - 4,5

Конформный 9 - - - 9 - - -

Доминирующий 4,5 - 2,7 - 6,3 - - 7,2

Сензитивный 3,6 - - - 3,6 2,7 - 4,5

Инфантильный 9 9 - 7,2 1,8 1,8 - 2,7

Тревожный 4,5 - - 7,2 - - - 1,8

Интровертивный 9 - 9 9 - - - 4,5

Подростки с сензитивным типом личности выбирают механизм защиты - рационализацию (4,5%), это связано с тем, что подростки этого типа проявляют такие качества как ярко выраженную чувствительность, добросовестность, общительность, самоконтроль и достаточную уверенностью в себе, а так же правдивость и искренность, или попытка найти справедливое разрешение конфликтной ситуации. Подростки с инфантильным типом личности выбирают механизмы защиты - вытеснение (9%) и регрессия (9%). Отличительными чертами инфантильного типа являются неторопливость, сдержанность, флегматичность, рассудительность, осторожность, некая расслабленность, спокойствие и безразличие к своей деятельности, нерешительны, есть чувство неполноценности, закомплексованности. Подростки с тревожным типом личности выбирают отрицание как механизм защиты (7,2%). Подростки тревожного типа личности отличаются повышенной тревожностью, возбудимостью, чувствительностью к угрозе, низким самоконтролем, напряженностью и раздражительностью, с настороженным ожиданием агрессивных действий со стороны других людей. Подростки с интровер-

тивным типом личности выбирают такие механизмы защиты как вытеснение (9%), замещение (9%), отрицание (9%).Подростки интровертивно-го типа личности характеризуются следующими личностными качествами: чуткостью и внимательности к окружающим людям, правдивостью, вежливостью, уравновешенностью и спокойствием, а также терпеливостью и простотой в общении с людьми.

Таким образом, исследования показали, что организация защиты и ее способность противостоять внешним вредным воздействиям у разных подростков неодинакова, а зависит от социально-психологического типа личности. Одних защита не ограждает и от того, от чего надо было бы защитить, а других ограждает настолько прочно, что в психику не просачивается даже значимая для личностного развития информация. В зависимости от типа личности, подросток выбирает тот механизм защиты, который подходит ему по типу. Срабатывая автоматически, механизмы защиты снижают напряженность, улучшают самочувствие и тем самым приспосабливают подростка к конфликтной ситуации, так как уменьшает тревогу и страх.

MECHANISMS OF TEENAGERS' PROTECTION IN CONFLICT SITUATIONS DEPENDING ON SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TYPE OF PERSON: FEATURES DISPLAY

© 2012 A.A.Ganeeva" Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article is devoted to the psychological mechanisms of protection in conflict situations, and also the effect of social and psychological type of a person on the choice of the protection mechanism.

Keywords: psychological mechanisms of protection, conflict situation, social and psychological types of a person, adolescence.

Aida Anvarovna Ganeeva, postgraduate of the Pedagogical Psychology department, Teacher of Ufa Institute of Law MIA Russia. E-mail: bugwomena&mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.