Научная статья на тему 'Особенности проявления любознательности у детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями'

Особенности проявления любознательности у детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления любознательности у детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНЫМИ МОЗГОВЫМИ ДИСФУНКЦИЯМИ

Н.В. Прокопенко (Бийск)

До недавнего времени в психолого-педагогической практике недостаточно учитывался факт наличия у обширной группы детей дисфункциональных нарушений в деятельности мозга, которые оказывают воздействие на активность индивида в познавательной сфере, на постоянство стремлений к освоению новой информации. По данным исследователей в настоящее время более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы (Ю.Г. Демьянов, А.И. Захаров, Л.А. Ясюкова).

В связи с этим обучение и воспитание детей должны быть ориентированы на каждого ребенка с учетом особенностей в его развитии и наличия нарушений в созревании и функционировании его нервной системы. Так как нельзя недооценивать влияние вышеуказанных нарушений на учебную и познавательную деятельность, а также на проявление личностных свойств, в том числе и любознательности.

С целью изучения влияния минимальных мозговых дисфункций (ММД) на психологические особенности проявления любознательности у детей младшего школьного возраста был проведен анализ литературы по данной проблеме.

Проблема любознательности является традиционной в психолого-педагогической науке. Различные авторы, в зависимости от исходных методологических позиций и целей, по-разному толковали ее сущность. В настоящее время, несмотря на огромное количество работ посвященных любознательности, отмечается несколько основных подходов к пониманию данного психического образования. Среди них выделяют такие, где указанное свойство интерпретируется как мотив деятельности, познавательная потребность, интерес, интеллектуальное чувство, свойство личности. Данная неоднозначность в определении понятия «любознательность» вносит дополнительные сложности на стадии практической деятельности по формированию, развитию, оценке этого свойства.

В результате анализа литературы по данной проблеме было сформировано представление о любознательности как о самостоятельном свойстве личности, т.е. системе мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности индивида и постоянство стремлений к освоению новой информации.

Теоретической основой исследования явились положения о системном характере качеств личности (К.А. Абуль-ханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Д.И. Фельдштейн, A.M. Матюшкин, и др.). Концепция о многомерно-функциональной организации свойств личности и индиви-

дуальности А.И. Крупнова реализована в ряде исследований (С.И. Кудинов, В.П. Прядеин, Т.А. Гусева, и др.).

При изучении теоретических аспектов проблемы возникновения и психологических особенностей проявления ММД психолого-педагогических проблем воспитания и обучения детей с ММД, возможностей компенсации указанных нарушений были использованы работы 3. Трже-согпавой, Т.Б. Глезерман, О.В. Халецкой, В.М. Трошина, Л.А. Ясюкова и др.

Под минимальной мозговой дисфункцией понимаются наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную невыраженную стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Общую картину нарушений при ММД можно охарактеризовать как общее замедление темпов роста мозга. Электроэнцефалограмма имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке психического развития. Так, отмечается незрелость а-рит-ма, причем его расчетный индекс оказывается ниже возрастной нормы (Ю.А. Александрова). Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур, что, в свою очередь, осложняет процесс формирования связей между ними и координацию их деятельности. Часто дополнительным нарушающим фактором является сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них. Когда деятельность отдельных подструктур несогласована и нескоординирована, то много энергии затрачивается непроизводительно и общая работоспособность мозга оказывается низкой.

Если понимать ММД как основу первичного дефекта, то ближайшие отрицательные воздействия на развитие психических процессов и поведение ребенка выглядят следующим образом:

1. Быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность.

2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.

3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка при эмоциональной активации.

4. Сложности в формировании произвольного внимания.

5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (может удержать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).

6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Материалы сообщений участников Всероссийской школы молодых ученых-психологов

Учитывая влияние вышеперечисленных ближайших отрицательных воздействий на развитие психических процессов и поведение ребенка с ММД, можно предположить, что наличие дисфункциональных нарушений будет оказывать влияние на активность индивида в познавательной сфере, на постоянство стремлений к освоению новой информации, а также та проявление личностных свойств, в том числе и любознательности. Можно представить, что это будет выражаться в особенностях проявления указанного свойства у детей с ММД и у детей в норме.

В рамках указанного предположения было проведено исследование, направленное на выявление психологических особенностей проявления любознательности у детей с ММД. В качестве методов исследования использовались: тест суждений любознательности (ТСЛ), разработанный А.И. Крупновым, модифицированный С.И. Кудиновым (1999), тест Тулуз-Пьерона, наблюдение, методы математической статистики (Б-критерий Колмогорова-Смирнова, 1-критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализ). При проведении исследования использовалась выборка объемом в 60 человек. Все результаты были подвергнуты обработке с помощью методов математической статистики.

Анализ результатов с помощью 1-критерия Стьюдента позволил установить, что в характеристиках любознательности у детей различных групп отмечаются специфические отличия, которые выражаются в преобладании у детей в норме показателей по целому ряду параметров указанного свойства. Особо выраженными являются различия по таким характеристикам как эр-гичность, стеничность, интернальность, осмысленность, предметно-коммуникативная сфера. Менее выраженные различия проявляются по таким переменным любознательности, как социоцентричность, экстернальность.

То есть младшим школьникам с ММД свойственны слабая устойчивость в стремлениях любознательности, сниженная сила и интенсивность стремлений, более узкий круг способов и приемов выражения любознательности. Это выражается в частой смене желаний, отвлечении на посторонние дела, в работе с неполной отдачей сил, частых отказах от ранее запланированного. Мотивационный компонент указанного свойства характеризуется снижением уровня социоцентрической мотивации у детей с ММД по сравнению с детьми в норме. В связи с этим можно ответить преобладание у данной группы детей побуждений, связанных с желанием проявить свои возможности и способности, стремлением быть самостоятельным и независимым, получить личную выгоду, похвалу, одобрение, награду. В процессе реализации цели, дети с ММД чаще, чем дети в норме, бывают раздражительны при неудачах, испытывают разочарование, упадок сил в случае, если не сбылись их ожидания. В начале нового дела им больше свойственна неуверенность, тревожность. Они гораздо реже испытывают чувство радости при преодолении препятствий, гордости при достижении цели, так как часто не

доводят начатое дело до конца. Младшим школьникам с ММД, по сравнению с детьми без указанных нарушений, в большей степени свойственны отсутствие самостоятельности в преодолении препятствий на пути к цели, надежда на помощь со стороны, на благоприятные обстоятельства. В неудачах они склонны обвинять других людей, случай, так как не уверены в собственных силах. Так же различны показатели, характеризующие степень осмысленности в освоении новой информации. Детям указанной группы в большей степени присуща поверхностность знаний, неустойчивость проявлений любознательности, которая чаще определяется внешней привлекательностью. Усвоенная ребенком с ММД информация реализуется в большей степени в субъектно-личностной сфере, таким образом, младшие школьники данной группы в большей степени озабочены решением личных проблем, возможностью укрепить чувство уверенности в себе, повысить самооценку, укрепить самоуважение. Тогда как у детей данного возраста в норме полученная информация чаще реализуется в предметно-коммуникативной сфере, что выражается в выполнении детьми обязательных, но неинтересных дел, решении задач, поставленных коллективом.

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно судить о том, что в характеристиках любознательности у детей с ММД и у детей в норме наблюдаются существенные различия в степени выраженности показателей переменных указанного свойства.

Для установления особенностей психологической структуры любознательности у детей младшего школьного возраста с ММД и у детей в норме использовались методы корреляционного и факторного анализа.

При анализе данных, полученных с помощью корреляционного анализа, следует отметить, что структура любознательности детей с ММД отлична от структуры данного свойства у детей в норме по ряду специфических взаимосвязей. Так, устойчивость в проявлениях любознательности взаимосвязана с наличием у детей как осмысленного и целенаправленного освоения информации, так и с поверхностностью усваиваемых сведений. Наблюдается взаимосвязь с социоцентрической мотивацией и реализацией имеющейся информации в практической деятельности, которая направлена на достижение личного успеха, укрепление уверенности в себе.

Положительные эмоции в процессе реализации любознательного поведения связаны с переменными продуктивного компонента. С содержательной стороны это может характеризоваться тем, что стенические эмоции расширяют сферу применения полученных знаний в предметной среде. Также стеничность положительно коррелирует как со степенью осмысления получаемой информации, так и с наличием поверхностных знаний, обусловленных внешней привлекательностью.

Интернальная регуляция обнаруживает взаимосвязь с осмысленностью, то есть уровень самоконтроля де-

тей положительно влияет на глубину усвоения ими новой информации.

Тогда как у детей в норме наблюдается несколько отличные связи между переменными. Так, сила, устойчивость в проявлениях любознательности взаимосвязаны с уровнем осведомленности, то есть постоянство в проявлениях указанного свойства может быть следствием внешней привлекательности информации. Также эр-гичность обнаруживает связь как с наличием социоцен-трических побуждений, так и с возможностью реализации полученной информации в субьектно-личностной сфере ради достижения личной выгоды.

Положительные стенические эмоции в данной группе детей положительно коррелируют как с социоцент-рической, так и с эгоцентрической мотивацией. Наблюдается взаимосвязь стеничности с обеими переменными продуктивного компонента, то есть положительные эмоциональные состояния оказывают влияние на широту приемов и способов реализации имеющихся знаний в предметной среде.

Самоконтроль в проявлениях любознательности обнаруживает взаимосвязь с социоцентрическими побуждениями, наличие которых обусловливает высокий уровень его проявления. Также интернальная регуляция коррелирует с субьектно-личностной сферой в реализации полученной информации, то есть желание добиться успеха, повысить самооценку, получить выгоду влияет на уровень самоконтроля в проявлениях любознательности.

При проведении сравнительного анализа факторной структуры любознательности у детей в норме и у детей с ММД в обеих группах испытуемых было выделено по три фактора, однако соотношение переменных, сгруп-

пированных в факторах, имеют некоторые различия. Если первый фактор как у детей с ММД, так и у детей в норме представлен сочетанием как гармонических, так и агармонических переменных любознательности, то второй фактор у детей с ММД представлен сочетанием гармонических, а у детей в норме агармонических составляющих указанного свойства. Третий фактор в обеих группах испытуемых выражен разными сочетаниями агармонических переменных для разных групп. Для группы детей с ММД это сочетание трех переменных, в то время как для группы детей в норме данный фактор представлен одной ярко выраженной составляющей любознательности - астеничностью.

Таким образом, данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют о значительных различиях в структуре любознательности у детей с ММД и у детей в норме. Исходя из этого можно говорить о существовании психологических особенностей в проявлении указанного свойства у детей с ММД которые выражаются в степени устойчивости, постоянстве, частоте возникновения стремлений к проявлению любознательности, широте и разнообразии приемов и способов реализации данного свойства в практической деятельности.

Полученные в ходе исследования результаты, указывающие на специфику проявления любознательности у младших школьников с ММД, могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса педагогами и психологами при проведении консультационной работы школьной психологической службой, а также при составлении индивидуальных программ по гармонизации и развитию любознательности детей с указанными нарушениями.

КРИЗИС КРЕАТИВНОСТИ: БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД

А.А. Федоров (Улан-Удэ)

Современная психология настолько увязла в методологических противоречиях между отдельными направлениями, что единый психологический феномен, рассматриваемый с разных позиций, начинает выступать как разрозненные явления, причём каждое направление считает свою точку зрения единственно правильной. Поэтому, прежде чем что-то исследовать, мы должны определиться с методологической позицией. Со мной всё обстоит чрезвычайно просто. Я бихевиорист. Без всяких приставок «нео», «когнитивный», «гепггальт». Для меня психическая реальность исчерпывается двумя схемами: Б -> Я и Я ->• Б. Мой учитель - Скиннер.

Что такое личность с этой точки зрения? Не более чем накопленный набор изученных моделей поведения. Следовательно, креативность как психическая реальность не более чем внешнее поведение, один из видов деятельности. Креативность, творчество - это реакция на определённый стимул. Или же такая реакция, кото-

рая порождает некий стимул. Потому следует выделить два базовых вида творчества, как реакции. Ещё раз подчеркну - реакции.

Респондентная креативность, то есть такая, которая непосредственно стимулируется внешней средой. Это - адаптационное творчество. Изменяется среда, изменяется поведение. Такое творчество я определяю как лабораторное. Оно крайне редко встречается в естественных условиях. И объяснять с его помощью творчество вообще такое же бесполезное занятие, как объяснять поведение человека «в терминах классического обусловливания». Но, к сожалению, именно его исследуют большинство современных психологов (исключая бихевиористов, которые, пока что, оставляли творчество в относительном покое). Тесты, исследующие ди-вергентность, нестандартность мышления, креативный потенциал, являются стимульными методиками, которые должны вызвать определённую реакцию у тести-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.