УДК 159.9
DOI: 10.51522/2307-0382-2024-268-9-45-49
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ВЛАСЮК
ELENA N. VLASYUK
начальник психологической лаборатории ФКУ СИ30-3 ГУФСИН России по г. Москве, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, майор внутренней службы И [email protected], 8РШ-код: 2127-8043
Москва
penitentiary Service of Russia in Moscow, postgraduate student of St. Petersburg State University, Major of Internal Service El [email protected], SPIN-code: 2127-8043
Moscow
The head of psychological laboratory Federal State Institute SIZO-3 Head Office Federal
Особенности проявления кризиса идентичности у сотрудников уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации
Peculiarities of identity crisis manifestation among the employees of the penal enforcement system of the Russian Federation
Аннотация. В статье рассматриваются особенности рассогласования нормативных и личностных ценностей личности, факторы, влияющие на данный феномен, проанализированы причины. Особой категорией лиц, которые вынуждены переживать кризис идентичности, являются сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы. Кризис идентичности фокусируется на определенных сферах, затрагивая значимые аспекты жизни человека. Предметом исследования является феномен рассогласования нормативных и личностных ценностей у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель исследования: изучить особенности кризиса идентичности у лиц с выраженным рассогласованием нормативных и индивидуальных ценностей личности. Методологические идеи исследования отражены в теории личности А. Адлера (акцентирование роли социального фактора как детерминанта человеческого поведения), положении В. С. Мухиной о том, что условия развития и бытия личности могут содействовать нормативному социальному ожиданию, а могут провоцировать личность на развитие девиаций, идеях системно-деятельностного подхода и историко-эво-люционного анализа развития личности Г. А. Асмолова. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что особенности рассогласования личностных и нормативных ценностей у сотрудников уголовно-исполнительной системы различаются в зависимости от функциональных обязанностей. Полученные результаты целесообразно использовать при оптимизации психологической работы с личным составом, ротации кадров и дифференциации сотрудников по специфике выполняемых задач.
Ключевые слова: личностные и нормативные ценности, кризис идентичности, мотивация избегания неудач, эмоциональный комфорт, адаптационные способности
Abstract. In the article there are considered the peculiarities of the misalignment of regulatory and personal values of a personality, the factors influencing this phenomenon, and causes are analyzed The employees of the penal enforcement system are the special category of people who are forced to experience the identity crisis. The identity crisis is focused on certain areas, affecting significant aspects of a person's life. The subject of the study is the phenomenon of misalignment of regulatory and personal values among the employees of the penal enforcement system. The objective of the research is to study the peculiarities of the identity crisis among persons with a distinct misalignment of regulatory and personal values among the employees of the penal enforcement system. The methodological ideas of the study are reflected in the theory of personality by A. Adler (emphasizing the role of the social factor as a determinant of human behavior); in the statement of V. S. Mukhina that the conditions of development and being of a personality can promote to regulatory social expectation, or can provoke a deviant development of a personality; in the ideas ofa systemic-activity approach and historical and evolutionary analysis ofpersonality development by G. A. Asmolova. The conducted research allowed us to make the conclusion that the peculiarities of the misalignment of regulatory and personal values among employees of the penal enforcement system differ depending on their functional duties. The obtained results should be used in optimizing psychological work with personnel, personnel rotation and differentiation of employees according to the specifics of the tasks performed.
Keywords: regulatory and personal values, identity crisis, motivation to failure avoidance, emotional comfort, adaptive abilities
© Власюк E. H., 2024
Для цитирования
Власюк Е. Н. Особенности проявления кризиса идентичности у сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 9. С. 45-49. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-268-9-45-49.
5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки) 5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
For citation
Vlasyuk E. N. Peculiarities of the manifestation of the identity crisis among employees of the penal enforcement system of the Russian Federation // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 9. P. 45-49. https:// www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-268-9-45-49. 5.3.9 Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)
5.3.1 General psychology, personality psychology, history of psychology (psychological sciences)
Внимание к актуальным проблемам исследования рассогласования нормативных и личностных ценностей у сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации возросло по различным причинам, а именно: трудности адаптации в условиях пенитенциарного учреждения, трудности социализации и нестабильность в уровнях мотивации избегания неудач и уровне мотивации достижения.
Указанные факторы, как правило, приводят личность к кризису идентичности. В работах Т. Г. Стефаненко рассматривается кризис социальной идентичности [1], Н. М. Лебедевой изучены смысловые аспекты кризиса идентичности [2], Н. А. Самойлик считает, что важно разделять кризисы идентичности и нормативные кризисы возрастного развития, рассматривать кризис идентичности как отдельную категорию [3].
Анализ исследований С. Г. Елизарова и А. И. Ахмет-зянова показал, что наиболее выражен кризис идентичности в диффузном статусе у сотрудников правоохранительных органов, ранее участвовавших в контртеррористических мероприятиях [4]. В работах Р. И. Канунни-кова и М. Г. Рябовой речь идет о необходимости учета локуса контроля в процессе формирования профессиональной идентичности у сотрудников правоохранительных органов [5]. И. В. Кадочникова в своем исследовании отмечает, что в период прохождения службы сотрудники уголовно-исполнительной системы подвергаются личностным изменениям, которые могут оказывать влияние на профессиональный кризис и кризис идентичности, негативно влиять на процесс их профессиональной самореализации [6].
Интерес к проблеме трансформации кризиса идентичности определяется состоянием современного мира, основными характеристиками социальных процессов в обществе - нестабильностью, неоднозначностью, сложностью, неопределенностью. Интенсификация контактов и взаимодействия между людьми разных культур, полиэтничность многих стран усиливают социальную динамику. Специфика социальных процессов приводит человека к необходимости сопоставлять систему индивидуальных ценностей с актуальной ситуацией ценност-
ных сдвигов. Мир стремительно меняется, так же как и представления человека о самом себе и своем месте в новой реальности.
В истории науки существует традиция обращения к проблеме идентичности. На границе XIX и XX веков значимость и взаимосвязь двух сторон идентичности -социальной и личностной - упоминается в работах Э. Дюркгейма, У Джемса [7]. В. С. Мухина отмечала, что в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, И. С. Кона проблематика идентичности соотносится с понятием самосознания личности [7].
Кризис идентичности - это особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность. Кризис идентичности фокусируется на определенных сферах, затрагивая значимые аспекты жизни человека.
В настоящее время, несмотря на то что результаты изучения данного феномена широко представлены на теоретическом уровне, в литературе и в практической работе психологов, актуальность проблемы не только сохраняется, но и усиливается спецификой социальных процессов.
Особой категорией лиц, вынужденных переживать кризис идентичности, являются сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы, которые, находясь на изолированной территории, ощущая негативное влияние криминальной среды, постоянно испытывают эмоциональные нагрузки, стрессы, в том числе из-за повышенной ответственности за характер и результаты своей служебной деятельности. Социальная ситуация в «закрытых» учреждениях оказывает влияние на формирование мыслей, чувств и ценностей, что подтверждается тюремным экспериментом Ф. Зимбардо (1971) [8]. Его целью стала необходимость выявления влияния социальных ролей на саму личность и ее окружение. Группу из 24 студентов разделили на две: «заключенные под стражу» и «сотрудники, осуществляющие надзор». Со второго дня ситуация эксперимента усугубилась: «со-
трудники, осуществляющие надзор», применили силу, злоупотребляя своей властью. На шестой день эксперимент, рассчитанный на 2 недели, был прекращен. Таким образом, требования социальной роли оказались сильнее, чем моральные представления о самих себе.
В условиях пенитенциарного учреждения социальная ситуация подчинения оказывает прямое воздействие на изменение мыслей, чувств и поведение сотрудника. С целью нейтрализации негативных последствий феномена кризиса идентичности, рассогласования нормативных и личностных ценностей и оптимизации служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо структурировать особенности проявления данного феномена.
Методологическую основу данного исследования составили теория личности А. Адлера, заключающаяся в акцентировании роли социального фактора как детерминанта человеческого поведения; положение В. С. Мухиной о том, что условия развития и бытия личности способны содействовать нормативному социальному ожиданию или провоцировать личность на развитие девиаций; идея системно-деятельностного подхода и историко-эволюционного анализа развития личности Г. А. Асмолова.
С целью изучения особенностей проявления кризиса идентичности как рассогласования нормативных и личностных ценностей личности сотрудника уголовно-исполнительной системы были использованы следующие средства исследования: «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс), методика «Fundamentanal Interpersonal Relation Orientations» (В. Шутц) и методика «Диагностика социально-психологической адаптации личности» (К. Роджерс и Р. Даймонд).
Обработка и анализ полученных данных проводились при помощи программ Microsoft Excel и Statistica с использованием корреляционного анализа (коэффициент корреляции) и факторного анализа (метод главных компонентов).
В исследовании приняли участие 84 сотрудника уголовно-исполнительной системы мужского пола в возрасте от 23 лет до 51 года, из них 42 осуществляли работу в условиях жесткой регламентации, 42 не были ограничены режимными рамками трудовой деятельности. 62 % (52 человека) испытуемых имели среднее образование, 24 % (20 человек) - среднее профессиональное, 14 % (12 человек) - высшее. 83 % (68 человек) не состояли в браке, 14 % (13 человек) состояли в браке, 3 % (3 человека) разведены. Гендерные особенности в рамках данного исследования не рассматривались.
Исследование, проведенное по методике «Мотивация к избеганию неудач» в группе сотрудников, осуществ-
лявших работу в условиях жесткой регламентации, показало следующие результаты: у 64 % (27 человек) преобладала мотивация избегания неудач (высокий уровень), у 27 % (11 человек) был низкий, у 9 % (4 человека) - средний уровень.
Исследование, проведенное по методике «Мотивация к избеганию неудач» в группе лиц, не ограниченных режимными рамками трудовой деятельности, показало, что у 45 % (19 человек) преобладала мотивация избегания неудач (высокий уровень), у 36 % (15 человек) был низкий, у 19 % (8 человек) - средний уровень.
Итак, наблюдались значимые различия в группах на уровне мотивации, а именно: в группе сотрудников, осуществлявших работу в условиях жесткой регламентации, мотивация избегания неудач преобладала. Данные особенности связаны с условиями иерархии служебной деятельности, а также необходимостью соблюдения четких алгоритмов в работе.
Исследование, проведенное по методике «Fundamentanal Interpersonal Relation Orientations» в группе сотрудников, осуществлявших работу в условиях жесткой регламентации, показало, что у данной категории было выражено аффективное стремление к установлению контактов, доверительных отношений. Также при помощи наблюдения и беседы установлено, что у сотрудников, несущих службу в жестко регламентированных условиях, наблюдался перенос социальных отношений из обыденной жизни на служебные отношения, было выражено стремление установить дружеские связи.
Исследование, проведенное по методике «Fundamentanal Interpersonal Relation Orientations» в группе лиц, не ограниченных режимными рамками трудовой деятельности, позволило установить, что данная категория лиц ориентирована на влияние и координацию в социальных отношениях. Диапазон варьирования этой потребности - от желания доминировать над другими, оказывать на них влияние, быть авторитетом, принимать ответственные решения до стремления подчиняться, избегать ответственности, быть контролируемым. То есть сотрудники, не ограниченные режимными рамками трудовой деятельности, склонны проявлять различные социальные роли в зависимости от ситуации. Практически отсутствует аффективное стремление к установлению дружеских взаимосвязей.
Исследование, проведенное по методике «Диагностика социально-психологической адаптации личности» в группе сотрудников, осуществлявших работу в условиях жесткой регламентации, выявило низкий уровень адаптированности у 56 % (24 человека), средний - у 35 % (14 человек), высокий - у 9 % (4 человека). Уровень принятия себя: низкий - 62 % (26 человек), средний - 29 %
(12 человек), высокий - 9 % (4 человека). Уровень принятия других: низкий - 45 % (19 человек), средний - 33 % (14 человек), высокий - 22 % (9 человек). Эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность): низкий уровень - 69 % (29 человек), средний - 21 % (9 человек), высокий - 10 % (4 человека). Ожидание внутреннего контроля: низкий уровень - 52 % (22 человека), средний - 24 % (10 человек), высокий - 24 % (10 человек). По шкале «доминирование» получены следующие результаты: низкий уровень - 60 % (25 человек), средний -21 % (9 человек), высокий - 19 % (8 человек); по шкале «уход в себя»: высокий - 67 % (28 человек), средний -19 % (8 человек), низкий уровень - 14 % (6 человек).
Исследование, проведенное по методике «Диагностика социально-психологической адаптации личности» в группе лиц, деятельность которых не ограничена жесткими рамками, показало высокий уровень адаптированно-сти у 57 % (24 человека) испытуемых, средний - у 36 % (15 человек), низкий - у 7 % (3 человека). Уровень принятия себя: низкий - 38 % (16 человек), средний - 29 % (12 человек), высокий - 33 % (14 человек). Уровень принятия других: высокий - 38 % (16 человек), низкий - 36 % (15 человек), средний - 26 % (11 человек). Эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность): средний уровень - 60 % (25 человек), высокий - 24 % (10 человек), низкий - 16 % (7 человек). Ожидание внутреннего контроля: высокий уровень - 41 % (17 человек), средний уровень - 33 % (14 человек), низкий уровень - 26 % (11 человек). По шкале «доминирование» получены следующие результаты: высокий уровень - 43 % (18 человек), средний - 33 % (14 человек), низкий - 24 % (10 человек); по шкале «уход в себя»: средний уровень - 43 % (18 человек), высокий - 38 % (16 человек), низкий - 19 % (8 человек).
Обработка результатов при помощи корреляционного анализа показала, что в группе исследуемых, осуществлявших работу в условиях жесткой регламентации, имелась положительная корреляция по параметрам «аффект» и «уход от проблем», «мотивация избегания неудач» и «контроль», «аффект (автономность)» и «принятие себя», отрицательная - по параметрам «автономность» - «принятие других», «адаптивность» - «ожидание внутреннего контроля».
В группе исследуемых, не ограниченных режимными рамками трудовой деятельности, имелась положительная корреляция по следующим параметрам: «адаптиро-ванность» - «принятие себя», «принятие себя» - «принятие других», «эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность)» - «включение (требуемое)», отрицательная - по параметрам «адаптированность» - «уход от проблем», «мотивация избегания неудач» - «эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность)».
В группе лиц, осуществлявших работу в условиях жесткой регламентации, факторный анализ позволил выделить следующие факторы:
- фактор № 1 «первичная адаптация» - требуемое поведение, включенность, уход от проблем;
- фактор № 2 «социализация в пенитенциарном учреждении» - включение, принятие других, эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность);
- фактор № 3 «субъективное восприятие пенитенциарного учреждения» - мотивация избегания неудач, контроль, адаптированность.
В группе лиц, не ограниченных режимными рамками трудовой деятельности, факторный анализ позволил выделить следующие факторы:
- фактор № 1 - аффект (требуемый), контроль (автономность), адаптированность;
- фактор № 2 - выраженное поведение, доминирование, принятие других;
- фактор № 3 - контроль (общий), включенность, принятие себя.
Полученные данные дают основание сделать вывод, что у сотрудников, осуществляющих работу в условиях жесткой регламентации, уровень рассогласования нормативных и личностных ценностей связан с адаптационными способностями, с высоким уровнем мотивации избегания неудач, уходом от проблем, аффективными установками на дружественные взаимоотношения.
У лиц, не ограниченных режимными рамками трудовой деятельности, уровень рассогласования нормативных и личностных ценностей выражен в меньшей степени, видно стремление к принятию себя и других, выше среднего уровень эмоционального комфорта.
Полученные результаты целесообразно использовать при оптимизации психологической работы с личным составом, ротации кадров и дифференциации сотрудников по специфике выполняемых задач. С учетом психологических особенностей кризиса идентичности и факторов, способствующих его обострению, например служба в жестко регламентированных условиях, сотрудникам уголовно-исполнительной системы желательно предоставлять возможность изменения специфики выполняемых задач или уровня ответственности (в пределах одного учреждения - перемещение в иной отдел или службу, перемещение по службе в пределах разных учреждений одного территориального органа (смена коллектива, руководства), рассмотрение вопросов о назначении на вышестоящие должности).
Принимая во внимание психологические особенности сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих деятельность в жестко регламентированных условиях (требуемое поведение, уход от проб-
лем, принятие других, мотивация избегания неудач), целесообразно предоставлять им работу, где требуется личная ответственность, с обязательным контролем ее выполнения, акцентировать внимание на формировании позитивных мотивационных установок и идентификации с профессиональной деятельностью, расширении кругозора в рамках саморазвития вне службы, а также на занятиях по служебной подготовке и при проведении индивидуально-воспитательной работы руководителями отделов и служб.
Исходя из психологических особенностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, деятельность которых не ограничена жесткой регламентацией профессиональной деятельности (стремление к принятию себя и других, уровень эмоционального комфорта выше среднего), следует использовать их умение принятия нестандартных решений для повышения качества выполнения поставленных задач, привлекать к наставнической деятельности в учреждении.
1. Стефаненко Т. Г. Социальная психология этнической идентичности : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05. М., 1999, 528 с.
2. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Т. 20, №3. С. 48-58.
3. Самойлик Н. А. Контент-аналитическое изучение ценностных ориентаций личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт» : сетевое издание. 2018. № 11. С. 103-108. URL: https://e-koncept.ru/2018/182033.htm (дата обращения: 15.03.2024).
4. Елизаров С. Г., Ахметзянов А. И. Нарушение идентичности сотрудников правоохранительных органов, имеющих опыт участия в контртеррористических действиях // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2017. № 2. С. 135-139.
5. Канунников Р. И., Рябова М. Г. Развитие профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел с различным локу-сом контроля // Психолог. 2023. № 3. С. 17-27.
6. Кадочникова И. В. Субъектно-личностные изменения сотрудников уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03. Челябинск, 2021, 281 с.
7. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность. Альтернативный взгляд, системный подход, инновационные аспекты : монография. М.: Национальный книжный центр, 2019. С. 389-408.
8. Зимбардо Ф. Застенчивость. Как ее побороть и приобрести уверенность в себе / пер. с англ. М. : Эксмо, 2023. 448 с.
1. Stefanenko T. G. Social psychology of ethnic identity : dis. ... Doctor of Psychological Sciences : 19.00.05. M., 1999. P. 528.
2. Lebedeva N. M. Social identity in the post-Soviet space: from the search for self-respect to the search for meaning // Psychological Journal. 1999. Vol. 20, No. 3. Pp. 48-58.
3. SamoylikN. A. Content-analytical study of personality value orientations // Scientific and methodological electronic journal "Concept" : online edition. 2018. No. 11. Pp. 103-108. URL: https://e-koncept.ru/2018/182033.htm (application date: 03/15/2024).
4. Elizarov S. G., Akhmetzyanov A. I. Violation of identity of law enforcement officers with experience in counter-terrorism actions // Kursk scientific and practical bulletin "Man and his health". 2017. No. 2. Pp. 135-139.
5. Kanunnikov R. I., Ryabova M. G. Development of professional identity of employees of internal affairs bodies with different levels of control locus // Psychologist. 2023. No. 3. Pp. 17-27.
6. Kadochnikova I. V. Subjective and personal changes of employees of the penal enforcement system : dis. ... candidate of Psychology: 19.00.03. Chelyabinsk, 2021. P. 281.
7. Mukhina V. S. Personality: myths and reality. An alternative view, a systematic approach, innovative aspects : monograph. M. : National Book Center, 2019. Pp. 389-408.
8. Zimbardo F. Shyness. How to overcome it and gain self-confidence / trans. from English. M. : Eksmo, 2023. P. 448.