Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Расина Э. О., Литвиненко Н. В.

Данная статья посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы личности с точки зрения анализа психофизиологических показателей эмоционального реагирования в реальном и виртуальном пространстве. Результаты исследования продемонстрировали наличие значимых различий отдельных психофизиологических показателей при выполнении физических и интеллектуальных задач в реальном и виртуальном пространстве. Данные по первому блоку задач (выполнение физических упражнений) продемонстрировали изменения вегетативного коэффициента, которое проявляется сменой тонуса нервной системы. Результаты по второму блоку заданий (интеллектуальные задачи) продемонстрировали значимые различия в балансе личностных свойств при сохранении общих вегетативных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Расина Э. О., Литвиненко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANIFESTATION OF EMOTIONAL STATES AND EMOTIONAL RESPONSE FEATURES IN VIRTUAL SPACE

The purpose of the article is to study the features of the person emotional sphere from the point of view of analyzing the psychophysiological indicators of emotional response and the features of the manifestation of emotional states in real and virtual space. As a hypothesis, an assumption is made that the emotional sphere of a person in the virtual space is a projection of the emotional sphere of a real person. It should be expected that the stimuli that affect the personality in the simulated virtual space will have a psychophysiological reflection in the emotional sphere of the real personality. As diagnostic methods for solving the research problems, the color test of Luscher M. (in electronic format, the Psychotest system), the Method for diagnosing temperament of Strelyau Ya were used. Also, the HTC VIVE virtual reality system was used to analyze and simulate the stimulus situation in virtual reality PRO Eye and The Sims 4, a single-player life simulation computer game. The study involved 29 (n = 29) students of the University of Fevzi Yakubov KIPU (age from 18 to 21 years, 71% women, 29% men, M = 19.5; SD = 5.65) with a strong type of higher nervous system activity, which was determined using the methodology of J. Strelyau (out of 103 subjects, 29 were selected). Statistical analysis of the data obtained during the study was carried out using the SPSS 26.0 software. The Mann-Whitney U-test was used as statistical criteria. Statistical analysis of the research results showed the presence of significant differences in terms of the vegetative coefficient (Uemp=197.000, with Ucrit=294, p≤0.05), performance indicators (Uemp=191.000, with Ucrit=294, p≤0.05. Statistical analysis of physiological indicators showed a significant relationship in terms of body temperature (Uemp=203.500, with Ucrit=294, p≤0.05) and heart rate (Uemp=206.500, with Ucrit=294, p≤0.05). Statistical analysis of the results of the second stage of research showed the presence of significant differences in terms of the balance of personality traits (Uemp=267.500, with Ucrit=294, p≤0.05). Statistical analysis of physiological parameters did not show a significant relationship in terms of body temperature, heart rate, blood pressure. The results of the study demonstrated the presence of significant differences in individual psychophysiological indicators when performing physical and intellectual tasks in real and virtual spaces. The data on the first block of tasks (performing physical exercises) showed changes in the vegetative coefficient, which is manifested by a change in the tone of the nervous system. The results for the second block of tasks (intellectual tasks) showed significant differences in the balance of personality traits while maintaining general vegetative indicators.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. Специальный выпуск. С. 167-176.

УДК 159.9.075

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Расина Э. О., Литвиненко Н. В.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

Симферополь, Республика Крым, Россия

Е-таП: гавта. егеНпа @та11.ги

Данная статья посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы личности с точки зрения анализа психофизиологических показателей эмоционального реагирования в реальном и виртуальном пространстве. Результаты исследования продемонстрировали наличие значимых различий отдельных психофизиологических показателей при выполнении физических и интеллектуальных задач в реальном и виртуальном пространстве. Данные по первому блоку задач (выполнение физических упражнений) продемонстрировали изменения вегетативного коэффициента, которое проявляется сменой тонуса нервной системы. Результаты по второму блоку заданий (интеллектуальные задачи) продемонстрировали значимые различия в балансе личностных свойств при сохранении общих вегетативных показателей.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональные состояния, эмоции, эмоциональное реагирование, виртуальное пространство,

ВВЕДЕНИЕ

Виртуальное пространство (пространство, сформированное техническими средствами и включающее разнообразные виртуальные платформы в Интернете) в современном обществе занимает важную часть человеческого существования. Взаимодействие с виртуальной средой больше не является ситуативным. С каждым годом количество пользователей, которые выбирают виртуальное пространство в качестве среды для деятельности, общения и существования возрастает [1]. В связи с этим возникает закономерный вопрос о трансформационных процессах, которые происходят в эмоциональной сфере личности, как одной их важнейших функциональных систем, регулирующих взаимодействие индивида с окружающей средой.

Целью статьи является изучение особенностей эмоциональной сферы личности с точки зрения анализа психофизиологических показателей эмоционального реагирования и особенностей проявления эмоциональных состояний в реальном и виртуальном пространстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать теоретические основы рассмотрения эмоциональной сферы личности в отечественной и зарубежной науке, рассмотреть ее структурные компоненты и базовые характеристики;

167

— выявить психофизиологические показатели эмоционального реагирования в реальном и виртуальном пространстве с точки зрения их формирующего значения для эмоциональной сферы личности;

— проанализировать различия эмоциональных состояний в реальном и виртуальном пространстве.

Гипотеза: эмоциональная сфера личности в виртуальном пространстве представляет собой проекцию эмоциональной сферы реальной личности. Следует ожидать, что стимулы, влияющие на личность в моделируемом виртуальном пространстве, будут иметь психофизиологическое отражение в эмоциональной сфере реальной личности.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ

Эмоциональная сфера личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Она включает в себя как примитивные влечения, так и сложноорганизованные формы эмоциональной жизни человека. Основной функциональной нагрузкой эмоциональной сферы является отражение и аффективная оценка окружающей среды, организация целостных форм поведения, а также разрешение задач, связанных с адаптацией [2]. В структуру эмоциональной сферы личности входят эмоциональное реагирование (эмоциональные реакции и эмоциональность, как их характеристика), эмоциональные состояния (эмоции, аффекты, чувства, страсть, настроение), эмоциональный интеллект и эмпатия [3-5].

Иванова А.Ю. и Малышкина М.В., изучая информационные и эмоциональные аспекты взаимодействия пользователей с компьютером, сделали заключение, что Интернет позволяет удовлетворить потребность в положительных эмоциях [6]. Вместе с тем, эмоциональные состояния интернет-пользователей отличаются нестабильностью и быстрой сменой положительно и отрицательно заряженных эмоций. При этом положительные эмоции имеют больший вес в общем объеме получаемых эмоций [7-10]. Лучинкина А.И., Лучинкина И.С., Сичкориз Н.А., изучая эмоциональное реагирование и эмоциональные состояния при переходе из реального пространства в виртуальное при помощи систем виртуальной реальности HTC VIVE PRO Eye, установили, что уровень работоспособности и уровень стресса в виртуальном пространстве возрастают [11].

Одной из важнейших особенностей эмоциональной сферы виртуальной личности является отсутствие вегетативных реакций и телесности, что обуславливает трудности в фиксации эмоциональных проявлений (эмоциональных состояний, конкретных эмоций и реакций) [12-14]. Функции эмоциональных реакций выполняют эмотивные маркеры, которые помогают пользователям кодировать эмоции [15, 16]. Отсутствие аффективного компонента взаимодействия приводит к поиску аналогов, в роли которых выступают графические символы, эмоджи, эмотиконы, гифки, мемы и даже текст, написанный прописными буквами (Capslock) [17]. Таким образом, взаимопонимание выстраивается в соответствии с успешным декодированием эмотивных маркеров. Кроме того, пользователь в любой момент может прервать беседу и отреагировать на сообщение через какое-то

168

время - отсроченная реакция. Рассматривая характеристики эмоционального интеллекта в его связи с виртуальным пространством можно отметить снижение уровня проницательности в распознавании эмоций при увеличении уровня вовлеченности пользователя в виртуальное пространство [18, 19]. Руслякова Е.Е., Тимофеева Э.А., Шестакова Ю.В., Чепайкин Д.А. установили значимую связь между увлечённостью подростком компьютерными технологиями и уровнем эмпатии, который он проявляет. Пользователи, имеющие незначительную связь с виртуальным пространством, обладают более высоким уровнем эмпатийности, вовлеченность в виртуальное пространство снижает чувствительность к эмоциям и переживаниям других пользователей [20].

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, ряд характеристик, присущих эмоциональной сфере личности при вхождении в виртуальное пространство. Эмоциональные состояния личности являются нестабильными и характеризуются быстрой сменой эмоций, преобладают положительные эмоции, которые, в свою очередь, повышают интерес человека к виртуальному пространству и способствуют дальнейшему вовлечению пользователей в виртуальную среду. Среди прочих особенностей эмоциональных состояний следует отметить возможность контроля, транслируемого другим пользователям, состояния. Эмоциональное реагирование виртуальной личности осуществляется путем представления эмотивных маркеров другим пользователям. Пользователь имеет возможность контролировать воздействующие стимулы путем ограничения поступающего контента и каналов взаимодействия. Результаты рассмотренных исследований подчеркивают важность и актуальность изучения эмоциональной сферы виртуальной личности и выделяют ряд проблем, которые следует рассмотреть в дальнейших исследованиях. Из этого следует актуальная необходимость рассмотрения и анализа эмоциональной сферы виртуальной личности с точки зрения особенностей эмоционального реагирования личности в реальном и виртуальном пространстве. Возникает необходимость рассмотрения психофизиологических показателей эмоционального состояния для более точной оценки процессов, происходящих в эмоциональной сфере пользователя при погружении в виртуальное пространство.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И ВЫБОРКА

В качестве диагностических методик для решения задач данного исследования были применены цветовой тест Люшера М. (в электронном формате, система «Психотест»), Методика диагностики темперамента Стреляу Я. Также для анализа и моделирования стимульной ситуации в виртуальной реальности были применены система виртуальной реальности HTC VIVE PRO Eye и однопользовательская компьютерная игра в жанре симулятора жизни The Sims 4. Проективная цветовая методика Макса Люшера дает возможность получения данных об актуальном эмоциональном состоянии человека. Методика позволяет фиксировать вегетативный коэффициент, баланс анатомии, баланс личностных свойств, уровень работоспособности и уровень стресса [21]. Методика изучения структуры темперамента Стреляу Я. предназначена для анализа трех основных характеристик

169

нервной системы: силы процессов возбуждения, силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов [22].

В исследовании приняли участие 29 (n = 29) студентов университета КИПУ имени Февзи Якубова (возраст от 18 до 21 года, 71% женщины, 29 % мужчины, M = 19,5; SD = 5,65), имеющие сильный тип высшей нервной деятельности, который определялся при помощи методики Я. Стреляу (из 103 испытуемых были отобраны 29). Статистический анализ полученных в ходе исследования данных был осуществлен с использованием программного обеспечения SPSS 26.0. В качестве статистических критериев использовался U-критерий Манна-Уитни.

Исследование проводилось в 4 этапа. Первый этап предполагал физическую активность в реальном пространстве (игра в мяч), второй - активность в виртуальном пространстве (ловля бабочек в виртуальной реальности, манипулирование предметами при помощи виртуальной руки). Третий этап представлял собой выполнение интеллектуальных задач в реальном и виртуальном пространствах. Промежуточные характеристики эмоционального состояния снимались при помощи методики Люшера М. и фиксации физиологических маркеров - вегетативных реакций (температура тела, артериальное давление, частота сердечных сокращений по кардиограмме).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При анализе показателей эмоционального состояния после выполнения физических задач в реальном пространстве было выявлено, что вегетативный коэффициент у 15 испытуемых больше единицы (ВК>1), у 10 респондентов значения приближаются к единице (0,9, 0,94 и т.д.) и у 4 респондентов показатель составил значение ниже единицы (ВК<1). Полученные данные свидетельствуют о наличии эрготропного тонуса у большей части респондентов, который демонстрирует готовность испытуемых к активным действиям и стремление к затратам энергии. Данные о балансе автономии находятся в пределах нормы (- 9,8 > БА < 9,8). Показатели баланса личностных свойств у 25 респондентов находятся в пределах допустимой нормы (- 9,8 > ЛБ < 9,8), у 4 респондентов превышают норму на 0,2, преобладают низкие (отрицательные) значения, что позволяет сделать вывод о сбалансированном состоянии личностных качеств и структурировании их в целостный комплекс. Работоспособность в пределах нормы (- 9,8 > Р < 20,9). Показатели стресса у 20 превышает норму (- 9,8 > С < 20,9), у 5 испытуемых находятся в пределах нормы, у 4 приближаются к пределу.

При анализе показателей эмоционального состояния после выполнения «физических задач» в виртуальном пространстве было выявлено, что вегетативный коэффициент у 9 испытуемых равен единице (ВК=1), у 20 респондентов показатель ниже единицы (ВК<1). Полученные данные свидетельствуют о наличии трофотропного тонуса у большей части респондентов, который демонстрирует потребность в покое, стремление к сбережению и накоплению энергии. Данные о балансе автономии находятся в пределах нормы (- 9,8 > БА < 9,8). Показатели баланса личностных свойств у всех респондентов находятся в пределах допустимой нормы (- 9,8 > ЛБ < 9,8). Также стоит отметить увеличение всех показателей в

170

среднем на 2,6 единицы и увеличение количества высоких и положительных значений, что позволяет сделать вывод о нарушении сбалансированного состояния личностных качеств и неустойчивости их проявлений. Работоспособность в пределах нормы (- 9,8 > Р < 20,9), у 20 испытуемых показатели увеличились. Показатели стресса у 20 испытуемых превышает норму (- 9,8 > С < 20,9), у 15 испытуемых значения увеличились, у 10 - показатели уменьшились.

Статистический анализ результатов исследований показал наличие достоверных различий по показателям вегетативного коэффициента (Иэмп=197,000, при Икрит =294, р<0,05), показателям работоспособности (Иэмп=191,000, при Икрит =294, р<0,05. Статистический анализ физиологических показателей показал наличие значимой связи по показателям температуры тела (Иэмп=203,500, при Икрит =294, р<0,05) и частоте сердечных сокращений (Иэмп=206,500, при Икрит =294, р<0,05).

Первичные данные свидетельствуют об изменениях показателей баланса личностных свойств и стресса, но не статистически значимых. Также данные анализа показали тонус парасимпатической нервной системы, который свидетельствует о стремлении к накоплению энергии и ее сбережению при выполнении заданий в виртуальном пространстве. Подобные результаты можно объяснить тем, что в виртуальном пространстве физическая активность носит условный характер. Тело испытуемого находится в относительно фиксированном положении, а все движения совершаются путем виртуальных манипуляций. Исходя из этого, нагрузка на эмоциональную сферу увеличивается, что отражается на показателях вегетативного компонента. Повышение уровня работоспособности в виртуальном пространстве демонстрирует готовность к выполнению задач при общем режиме сбережения энергии. Из этого следует, что теория о проекции эмоциональной сферы имеет определенное основание, кроме того, результаты позволяют утверждать об обратной проекции эмоциональных состояний из виртуального пространства на реальную личность, что получает свое отражение в психофизиологических показателях. Отсюда закономерно можно заключить, что эмоциональная сфера играет решающую роль в отреагировании стимулов, требующих физической реакции, и выполняет задачу компенсации телесности в виртуальном пространстве.

При анализе показателей эмоционального состояния после выполнения интеллектуальных задач в реальном пространстве было выявлено, что вегетативный коэффициент у 12 испытуемых больше единицы (ВК>1), у 2 равно единице, у 9 респондентов значения приближаются к единице (0,9, 0,94 и т.д.) и у 6 респондентов показатель ниже единицы (ВК<1). Полученные данные свидетельствуют о наличии эрготропного тонуса у большей части респондентов, который демонстрирует стремление активным действиям. Данные о балансе автономии находятся в пределах нормы (- 9,8 > БА < 9,8). Показатели баланса личностных свойств у 24 респондентов находятся в пределах допустимой нормы, у 5 - ниже нормы на 0,2 (- 9,8 > ЛБ < 9,8), преобладают низкие (отрицательные) значения у 15 испытуемых, что позволяет сделать вывод о сбалансированном состоянии личностных качеств и структурировании их в целостный комплекс.

171

Работоспособность респондентов находится в пределах нормы (- 9,8 > Р < 20,9). Показатели стресса у 15 испытуемых превышает норму (- 9,8 > С < 20,9).

При анализе показателей эмоционального состояния после выполнения интеллектуальных задач в виртуальном пространстве было выявлено, что вегетативный коэффициент у 8 испытуемых больше единицы (ВК>1), у 10 испытуемых равен единице (ВК=1), у 11 респондентов показатель ниже единицы (ВК<1). Полученные данные свидетельствуют о наличии эрготропного тонуса у большей части респондентов, который демонстрирует стремление активным действиям. Показатели вегетативного коэффициента уменьшились, но незначительно, тонус нервной системы не изменился. Данные о балансе автономии находятся в пределах нормы (- 9,8 > БА < 9,8). Показатели баланса личностных свойств у всех респондентов находятся в пределах допустимой нормы (- 9,8 > ЛБ < 9,8). Большинство низких отрицательных. Также стоит отметить увеличение всех показателей и увеличение количества высоких и положительных значений, что позволяет сделать вывод о нарушении сбалансированного состояния личностных качеств и неустойчивости их проявлений. Работоспособность в пределах нормы (9,8 > Р < 20,9), у 20 испытуемых показатели увеличились. Показатели стресса у 21 респондента превышает норму (- 9,8 > С < 20,9), у 16 испытуемых значения увеличились, у 11 - показатели уменьшились.

Статистический анализ результатов исследований показал наличие достоверных различий по показателям баланса личностных свойств (Иэмп=267,500, при Икрит =294, р<0,05). Статистический анализ физиологических показателей не показал наличие значимой связи по показателям температуры тела, частоты сердечных сокращений, артериального давления.

Таким образом, результаты исследований по второму блоку задач демонстрируют нарушение баланса личностных свойств. Подобные результаты свидетельствуют об увеличении значения воздействия при выполнении задач в игре-симуляторе, которая оказалась более сильной стимульной средой для испытуемых. При этом вес воздействия перемещается с вегетативного компонента на личностный, о чем свидетельствует сохранение тонуса симпатической нервной системы. Данный результат объясняется более глубокой степенью погружения и целостностью восприятия моделируемой ситуацией, так как нивелируется отсутствие телесности и онтологической неполноценности.

Исходя из того, эмоциональное состояние личности при погружении в виртуальное пространство претерпевает ряд изменений. При этом первичный анализ показателей, продемонстрировавший обширный спектр изменений в психофизиологических показателях, во многом статистически не подтвердился. Вместе с тем, первичные данные позволили получить расширенную картину процессов эмоционального реагирования и формирования эмоциональных состояний. Исходя из этого, эмоциональная сфера виртуальной личности имеет ряд особенностей как в эмоциональном реагировании, так и в формировании эмоциональных состояний в целом, которые отражаются в психофизиологических показателях. Результаты исследования подтверждают значимую связь между пространством и уровнем сбалансированности личностных свойств, которые

172

подтверждают значимость эмоциональных реакций на стимулы в виртуальном пространстве и формируемых ими состояний на эмоциональную сферу личности и на личностные характеристики в целом. Кроме того, исследование позволяет сделать вывод о различиях в видах и степени нагрузки, которая ложится на эмоциональную сферу при выполнении физических и интеллектуальных задач в виртуальном пространстве, что связано с особыми условиями данной среды.

ВЫВОДЫ

Данное исследование позволило сделать ряд следующих заключений: виртуальное пространство оказывает влияние на процессы эмоционального реагирования и формирование эмоциональных состояний в виду уникальных особенностей среды; психофизиологические показатели позволяют зафиксировать эмоциональные реакции, которые формируются на стимулы виртуального пространства и могут служить маркерами для фиксирования эмоциональных состояний личности в виртуальном пространстве; обнаружены достоверные различия психофизиологических показателей при выполнении разного рода задач в реальном и виртуальном пространстве; психофизиологические показатели при выполнении физических и интеллектуальных задач в виртуальном пространстве имеют ряд отличий. Таким образом, гипотеза о проекционном характере эмоциональной сферы и отличиях в эмоциональном реагировании в реальном и виртуальном пространствах в значительной степени подтверждается, но, вместе с тем, требует уточнений дальнейшими исследованиями. Теоретическая значимость данного исследования заключается в рассмотрении особенностей эмоциональной сферы виртуальной личности, как сложной конструкции. Практическая значимость данного исследования состоит в возможности приложения результатов исследования в рассмотрение особенностей эмоционального реагирования в виртуальном пространстве, которые в дальнейшем позволят выстроить модель работы с различными проявлениями эмоциональных состояний, конструктивными и деструктивными. Вместе с тем данные, полученные в ходе данного исследования, подтверждают необходимость дальнейшего всестороннего изучения особенностей эмоциональной сферы личности. Также данные исследования свидетельствуют о необходимости дальнейшего расширения выборки, путем включения испытуемых с другими типами ВНД и увеличения моделируемых ситуаций для активности в реальном и виртуальном пространствах.

Список литературы

1. Naslund J.A. Social media and mental health: benefits, risks, and opportunities / J.A. Naslund, A. Bondre, J. Torous // Research and Practice. J. technol. behav. sci. - 2020. - № 5. - P. 245-257. https://doi.org/10.1007/s41347-020-00134-x

2. Липунова О.В. Эмоции, поведение и личность как психологическая проблема / О.В. Липунова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15507 (дата обращения: 15.07.2022).

3. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности / М.Е. Гурьев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 41. - С. 125-139.

173

4. Ильин E.R Эмоции и чувства / Ильин E.R - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

5. Гордеев К.С. Эмоциональные состояния человека: аффект и фрустрация / К.С. Гордеев, E^. Eрмолаева, A.A. Жидков, E.C Илюшина, ЛА. Федосеева // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 8. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87342 (дата обращения: 08.07.2022).

6. Иванова A.!. Информационный и эмоциональный аспекты взаимодействия с компьютером у интернет-зависимой личности / A.!. Иванова, М.В. Малышкина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 9. - С. 34-38. https://doi.org/10.24158/spp.2017.9.7

7. Добровидова H.A. Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми / H.A. Добровидова // Вестник Томского гос. ун-та. - 2009. - № 323. - С. 31б - 219.

8. Riva G. Affective interactions using virtual reality: the link between presence and emotions / G. Riva, F. Mantovani, C.S. Capideville, A. Preziosa, F. Morganti, D. Villani, A. Gaggioli, C. Botella, M. Alcaniz // Cyberpsychol Behav. - 2007. - № 10(1). - P. 45-5б. https://doi.org/10.1089/cpb.200б.9993

9. Pavic K. Because i'm happy - an overview on fostering positive emotions through virtual reality / K. Pavic, D. Vergilino-Perez, Th. Gricourt, L. Chaby // Frontiers in Virtual Reality. 2022. - № 3. - P. 3549. https://doi.org/10.3389/frvir.2022.788820

10. Colombo D. Interpersonal Emotion Regulation: Insights From the Virtual Reality Field. / D. Colombo, S. Ventura, R. M. Banos // Advancing Interpersonal Emotion Regulation and Social Regulation. - 2022. -№ 3. - P. 243-272. https://doi.org/10.4018/978-1-6684-2478-0.ch010.

11. Лучинкина A.R Особенности эмоционального реагирования личности с сильным типом ВЦД на смену реальности / A.R Лучинкина, И.С. Лучинкина, ЛВ. Сичкориз // Гуманитарные науки. -2021. - № 2 (54). - С. 101-107.

12. Войскунский A.E. Aльтернативная идентичность в социальных сетях / A.E. Войскунский, A.C Eвдокименко, ЛЮ. Федунина // Вестник Московского университета. - 2013. - Серия 14. - № 1. -С. бб-83.

13. Исаева A.H. «Бестелесность» личности в условиях виртуальной культуры / A.H. Исаева // Журнал Высшей школы экономики. Психология. - 2021. - Т. 18. - № 3. - С. 491-505. https ://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-491-505

14. Eмелин ВА. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе / ВА. Eмелин // Шциональный психологический журнал. - 201б. - № 3(23). - С. 8б-97.

15. Мозговая A^. Средства манифестации эмоций в интернет-коммуникации / A^. Мозговая // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. -2018. - № 13(807). - С. 125-138.

16. Изотова E.R Социальные и когнитивные детерминанты кодирования эмоций в реальном и виртуальном пространстве / E.R Изотова // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - № 42. - С. 7 -14.

17. Пикулёва ОА. Самопрезентация личности в пространстве интернет-коммуникаций / ОА. Пикулёва // Мир, личность, информация: перспективы междисциплинарных исследований: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: РГПУ им. A. И. Герцена. - 2014. - С. 55-58.

18. Густодымова В.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков, склонных к интернетзависимости / В.С. Густодымова, Э.С. Мусаэлян // Гуманитарные науки. - 2018. - № 4(44). - С. 9б-102.

19. Козлова H.C Эмоциональный интеллект и вовлеченность личности в интернет-среду / H.C Козлова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №7 (38). - Часть 4. - С. 120 -122.

20. Руслякова E.E. Исследование уровня эмпатии у подростков, увлечённых компьютерными технологиями. Цифровая эмпатия / E.E. Руслякова, ЭА. Тимофеева, Ю.В. Шестакова, ДА. Чепайкин // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020 - № б. - С. 9-21.

21. Собчик ЛЛ. Психология индивидуальности / ЛЛ. Собчик. - СПб.: Речь, 2005. - б24 с.

22. Миронова E.E. Сборник психологических тестов / E.E. Миронова. - Мн.: Женский институт ЭКВИ-ЛЛ, 2005. - 155 с.

174

THE MANIFESTATION OF EMOTIONAL STATES AND EMOTIONAL RESPONSE FEATURES IN VIRTUAL SPACE

Rasina E. O., Litvinenko N. V.

Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

Е-mail: rasina. evelina @mail.ru

The purpose of the article is to study the features of the person emotional sphere from the point of view of analyzing the psychophysiological indicators of emotional response and the features of the manifestation of emotional states in real and virtual space. As a hypothesis, an assumption is made that the emotional sphere of a person in the virtual space is a projection of the emotional sphere of a real person. It should be expected that the stimuli that affect the personality in the simulated virtual space will have a psychophysiological reflection in the emotional sphere of the real personality.

As diagnostic methods for solving the research problems, the color test of Luscher M. (in electronic format, the Psychotest system), the Method for diagnosing temperament of Strelyau Ya were used. Also, the HTC VIVE virtual reality system was used to analyze and simulate the stimulus situation in virtual reality PRO Eye and The Sims 4, a singleplayer life simulation computer game. The study involved 29 (n = 29) students of the University of Fevzi Yakubov KIPU (age from 18 to 21 years, 71% women, 29% men, M = 19.5; SD = 5.65) with a strong type of higher nervous system activity, which was determined using the methodology of J. Strelyau (out of 103 subjects, 29 were selected). Statistical analysis of the data obtained during the study was carried out using the SPSS 26.0 software. The Mann-Whitney U-test was used as statistical criteria.

Statistical analysis of the research results showed the presence of significant differences in terms of the vegetative coefficient (Uemp=197.000, with Ucrit=294, p<0.05), performance indicators (Uemp=191.000, with Ucrit=294, p<0.05. Statistical analysis of physiological indicators showed a significant relationship in terms of body temperature (Uemp=203.500, with Ucrit=294, p<0.05) and heart rate (Uemp=206.500, with Ucrit=294, p<0.05). Statistical analysis of the results of the second stage of research showed the presence of significant differences in terms of the balance of personality traits (Uemp=267.500, with Ucrit=294, p<0.05). Statistical analysis of physiological parameters did not show a significant relationship in terms of body temperature, heart rate, blood pressure.

The results of the study demonstrated the presence of significant differences in individual psychophysiological indicators when performing physical and intellectual tasks in real and virtual spaces. The data on the first block of tasks (performing physical exercises) showed changes in the vegetative coefficient, which is manifested by a change in the tone of the nervous system. The results for the second block of tasks (intellectual tasks) showed significant differences in the balance of personality traits while maintaining general vegetative indicators.

Keywords: emotional sphere, emotional condition, emotions, emotional response, virtual space, virtual self.

175

References

1. Naslund J.A., Bondre A., Torous J. Social media and mental health: benefits, risks, and opportunities, Research and Practice. J. technol. behav. Sci., 5, 245 (2020). https://doi.org/10.1007/s41347-020-00134-x

2. Lipunova O.V. Emocii, povedenie i lichnost' kak psihologicheskaya problema, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 6 (2014). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15507 (date of access: 15.07.2022).

3. Gur'ev M.E. Sushchnost' i struktura emocional'noj sfery lichnosti, Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki ipsihologii. 41, 125 (2014).

4. Ilyin E. P., Emotions and feelings, 752 p. (Piter, St. Petersburg, 2001).

5. Gordeev K.S., Ermolaeva E.L., ZHidkov A.A., Ilyushina E.S., Fedoseeva L.A. Emocional'nye sostoyaniya cheloveka: affekt i frustraciya, Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 8 (2018). URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87342 (date of access: 08.07.2022).

6. Ivanova A.YU., Malyshkina M.V. Informacionnyj i emocional'nyj aspekty vzaimodejstviya s komp'yuterom u internet-zavisimoj lichnosti, Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 9, 34 (2017). https://doi.org/10.24158/spp.2017.9J

7. Dobrovidova N.A., Osobennosti emocional'nyh sostoyanij podrostkov, uvlekayushchihsya komp'yuternymi igrami, Vestnik Tomskogo gos. un-ta. 323, 316 (2009).

8. Riva G., Mantovani F., Capideville C.S., Preziosa A., Morganti F., Villani D., Gaggioli A., Botella C., Alcaniz M., Affective interactions using virtual reality: the link between presence and emotions, Cyberpsychol Behav. 10(1), 45-56 (2007). https://doi.org/10.1089/cpb.2006.9993

9. Pavic K., Vergilino-Perez D., Gricourt Th., Chaby L. Because i'm happy - an overview on fostering positive emotions through virtual reality, Frontiers in Virtual Reality. 3, 35-49 (2022). https://doi.org/10.3389/frvir.2022.788820

10. Colombo D., Ventura S., Banos R. M. Interpersonal Emotion Regulation: Insights From the Virtual Reality Field, In book: Advancing Interpersonal Emotion Regulation and Social Regulation. 3, 243-272 (2022) https://doi.org/10.4018/978-1-6684-2478-0.ch010.

11. Luchinkina A.I., Luchinkina I.S., Sichkoriz N.V. Osobennosti emocional'nogo reagirovaniya lichnosti s sil'nym tipom VND na smenu real'nosti, Gumanitarnye nauki. 2 (54), 101 (2021).

12. Vojskunskij A.E., Evdokimenko A.S., Fedunina N.YU., Al'ternativnaya identichnost' v social'nyh setyah, Vestnik Moskovskogo universiteta. 1, 66 (2013).

13. Isaeva A.N. «Bestelesnost'» lichnosti v usloviyah virtual'noj kul'tury, ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. Psihologiya. 18 (3), 491 (2021). https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-491-505

14. Emelin V.A. Simulyakry i tekhnologii virtualizacii v informacionnom obshchestve, Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 3(23), 86 (2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Mozgovaya A.O. Sredstva manifestacii emocij v internet-kommunikacii, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 13(807), 125 (2018).

16. Izotova E.I., Social'nye i kognitivnye determinanty kodirovaniya emocij v real'nom i virtual'nom prostranstve, Psihologicheskie issledovaniya. 42, 7 (2015).

17. Pikulyova O.A., Samoprezentaciya lichnosti v prostranstve internet-kommunikacij, Mir, lichnost', informaciya: perspektivy mezhdisciplinarnyh issledovanij: mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. SPb.: RGPU im. A. I. Gercena. 55 (2014).

18. Gustodymova V.S., Musaelyan E.S., Osobennosti emocional'nogo intellekta podrostkov, sklonnyh k internetzavisimosti, Gumanitarnye nauki. 4(44), 96 (2018).

19. Kozlova N.S. Emocional'nyj intellekt i vovlechennost' lichnosti v internet-sredu, Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 7 (38), 120 (2015).

20. Ruslyakova E.E., Timofeeva E.A., SHestakova YU.V., CHepajkin D.A., Issledovanie urovnya empatii u podrostkov, uvlechyonnyh komp'yuternymi tekhnologiyami. Cifrovaya empatiya, Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 6, 9 (2020).

21. Sobchik L.N., Psychology of individuality, 624 p. (St. Petersburg, Rech, 2005).

22. Mironova E.E., Collection of psychological tests, 155 p. (Mn., ENVILA Women's Institute, 2005).

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.