Научная статья на тему 'Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников'

Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
диагностика / письменная речь / нарушения письма / дисграфия / младшие школьники / младшие школьники с дисграфией / diagnosis / writing / writing disorders / dysgraphia / primary school students / primary school students with dysgraphia

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мингалева Полина Сергеевна, Башмакова Светлана Борисовна

С каждым годом наблюдается тенденция к увеличению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста, одно из них – дисграфия. Этим фактом обусловлена актуальность нашего исследования. Цель статьи – выявление и характеристика особенностей проявления дисграфии у современных младших школьников. Нами были рассмотрены операции процесса письма, авторские подходы к классификации и проявлениям дисграфии, проведено экспериментальное исследование, в результате которого мы выявили акустическую дисграфию и дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Установленные особенности должны лечь в основу дальнейшего логопедического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мингалева Полина Сергеевна, Башмакова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of dysgraphia manifestation in modern primary school children

Every year there is a tendency towards an increase in writing disorders in primary school age, which include dysgraphia. In this regard, our research is relevant. The purpose of the article is to identify and characterize the features of dysgraphia in modern primary school children. We examined the operations of the writing process, the original author's approaches to the classification and manifestations of dysgraphia, conducted an experimental study, as a result of which we identified acoustic dysgraphia and dysgraphia based on violations of language analysis and synthesis. The identified characteristics should form the basis for further speech therapy.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мингалеева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. -URL http://e-koncept.ru/2024/242008.htm.

ART 242008 DOI 10.24412/2304-120X-2024-12008 УДК 159.9.072

Мингалева Полина Сергеевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров

[email protected]

Башмакова Светлана Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]

Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников

Аннотация. С каждым годом наблюдается тенденция к увеличению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста, одно из них - дисграфия. Этим фактом обусловлена актуальность нашего исследования. Цель статьи - выявление и характеристика особенностей проявления дисграфии у современных младших школьников. Нами были рассмотрены операции процесса письма, авторские подходы к классификации и проявлениям дисграфии, проведено экспериментальное исследование, в результате которого мы выявили акустическую дисгра-фию и дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Установленные особенности должны лечь в основу дальнейшего логопедического воздействия. Ключевые слова: диагностика, письменная речь, нарушения письма, дисграфия, младшие школьники, младшие школьники с дисграфией. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Научиться правильно читать и писать - цель обучения в начальных классах, а в дальнейшем - средство получения новых знаний.

По данным Ю. В. Микадзе [1], более 30% обучающихся являются неуспевающими по отдельным предметам (в том числе и школьники с дисграфией), что составляет 15-40% всех младших школьников.

Дисграфия - серьезное препятствие для овладения письменной речью, влекущее за собой изменения в характере ребенка. Именно поэтому основной задачей школьного учителя-логопеда становится своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения, а при невозможности - своевременное устранение специфических ошибок для недопущения их влияния на дальнейшее обучение.

В исследованиях Р И. Лалаевой дается следующее определение дисграфии: «Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письменной речи, связанное с недостаточной развитостью высших психических функций, которые реализуются в процессе письма» [2].

Методология и результаты исследования

Изучением дисграфии занимались Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия и другие.

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Мингалеева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. -URL http://e-koncept.ru/2024/242008.htm.

Для перевода устной речи в письменную необходимо осуществить ряд операций, которые носят последовательный характер. Начинается всё с появления мотива и задачи, при этом составляется план будущего письменного высказывания, определяется структура предложений, которые в последующем разделяются на составляющие их слова. Далее происходит переход на следующую операцию, заключающуюся в анализе фонетической структуры слова при помощи речеслухового и речедвигательного анализаторов, а также проговаривания. После реализации данной операции осуществляется соотнесение выделенного звука с соответствующим визуальным образом буквы. Для выполнения данной операции должен быть хорошо развит зрительный анализ и синтез, а также оптико-пространственные функции. Завершающей является моторная операция, заключающаяся в передаче визуального изображения буквы при помощи автоматизированных движений руки с постоянным прочтением написанного, а также при осуществлении кинестетического контроля и координации со стороны зрительного анализатора [3].

Рассмотрев операции процесса письма, мы перейдем к психолого-педагогической классификации дисграфии, разработанной Р И. Лалаевой [4]. Она выделила пять форм дисграфии: артикуляторно-акустическую, в этиологии которой лежит опора на неправильное проговаривание, акустическую, характеризующуюся затруднениями дифференциации звуков речи на слух, аграмматическую, проявляющуюся из-за недостаточной сформированности лексики и грамматики, оптическую, связанную с нарушениями в формировании зрительного гнозиса и мнезиса, оптико-пространственных функций, а также дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В патогенезе последней формы лежат нарушения как на уровне фонемы, так и на уровне слога или слова в целом.

В исследованиях Т. В. Ахутиной [5] были представлены дифференцированно-диагностические маркеры проявлений по каждой из форм дисграфии, к которым относятся замены и смешения графем, обусловленные сходством фонем по акустическому и артикуляционному признаку (звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие/шипящие и др.), оптические (при написании визуально похожих графем), моторные (ошибки осуществления двигательного запуска, лишние или недописанные элементы букв) и зрительно-моторные (смешения визуально похожих букв и неадекватное начертание графем) ошибки, а также ошибки фонематического анализа и синтеза (вставки, перестановки, пропуски и антиципации графем).

Для выявления особенностей проявлений дисграфии у современных младших школьников мы провели логопедическое обследование на базе МБОУ с УИОП № 32 города Кирова. Нами было продиагностировано 40 обучающихся младшего школьного возраста с нарушением письма (дисграфией). При обследовании учащихся был составлен диагностический комплекс из двух частей. Первая направлена на обследование навыков письма при помощи написания диктанта и списываний с печатного и рукописного текстов. Каждая работа обучающихся оценивалась отдельно. Также мы провели вторую часть дифференциальной диагностики расстройств письма, по результатам которой определялась симптоматика, механизмы и виды дисграфии.

Для проведения экспериментального исследования нами был составлен диагностический комплекс, включающий задания из методик А. М. Быховской, Н. А. Казовой [6], Р. И. Лалаевой [7], Т. В. Ахутиной, Т. А. Фотековой [8] для диагностики устной речи и задания для обследования письма по Т. В. Ахутиной и О. Б. Иншаковой [9].

Анализ результатов начнем с первого блока, который направлен на исследование навыков письма. Полученные данные представлены на рис. 1.

При написании письменных работ преобладают ошибки звукового анализа и синтеза, проявляющиеся в пропусках букв и слов («пдойдёшь» подойдёшь, «топу» тропу, «разноцветью» разноцветные, «похают» порхают и др.), вставках букв («куличики» кулички), перестановках букв («вылетиле» вылетели), антиципациях букв («чытыре» четыре).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

38%

Мингалеева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242008.htm.

80%

30%

20% 1

1 2% 2% 5% 10% 2%0%

0% 0% 0% 0% 0% 0%

о >

о

01 I

S <u

го ^

m ш

- S

I £

I Ю

0) о

3 0J

Q.

о

Q. О

Q.

m

^ го

I

го о о

о >

3 О

■ Диктант ■ Списывание с печатного текста ■ Списывание с рукописного текста Рис. 1. Результаты исследования навыков письма у младших школьников с дисграфией, %

Следующие по распространенности ошибки - смешения и замены букв, обусловленные акустическим и артикуляторным сходством гласных и согласных фонем. В данную группу ошибок входят замены согласных по звонкости/глухости («идёжь» идёшь, «крушится» кружится и др.), гласных букв («неждонный» нежданный, «тоески» туески, «узкою» узкую, «высошило» высушило, «тёплою» тёплую и др.), согласных одинаковых по месту образования («ценят» цедят).

При написании работ наблюдались также единичные моторные ошибки, такие как недописывание элементов письменных букв («иаёшь» идёшь, «кумчков» куличков, «подойдешь» подойдёшь, «березовой» берёзовой», «крылыиками» крылышками).

Также у учащихся присутствовали единичные зрительно-моторные ошибки, а именно смешения визуально похожих графем («граниуы» границы, «птиуы» птицы, «солнуе» солнце, «бабоики» бабочки, «уветы» цветы»).

Оптических и зрительно-пространственных ошибок, а также зрительно-моторных ошибок при списывании с рукописного текста у диагностируемой группы не наблюдалось.

Проанализировав письменные работы учащихся, мы можем предположить, что у обследуемой группы проявляется артикуляторно-акустическая дисграфия, акустическая дисграфия, а также дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В связи с эти мы проведем диагностику устной речи с целью выявления этиологии и уточнения формы дисграфии.

Исследование устной речи начинается с обследования органов артикуляции, которое проводится визуально. Полученные данные представлены на рис. 2.

По результатам диагностики мы видим, что нормальное строение артикуляционного аппарата было выявлено у всех обследуемых.

Нарушений в строении артикуляционного аппарата у диагностируемой группы выявлено не было.

Далее перейдем к описанию результатов исследования особенностей моторики артикуляционного аппарата. Полученные в ходе диагностики данные представлены на рис. 3.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мингалеева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242008.htm.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

100%

-0%

Нарушенное строение артикуляционного аппарата

Отсутствие нарушений в строении артикуляционного аппарата

Младшие школьники с дисграфией

Рис. 2. Результаты исследования анатомического строения артикуляционного аппарата

у младших школьников с дисграфией, %

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

100%

0%

Нарушение моторики артикуляционного аппарата

Отсутствие нарушений моторики артикуляционного аппарата

■ Младшие школьники с дисграфией

Рис. 3 . Результаты исследования особенностей моторики артикуляционного аппарата

у младших школьников с дисграфией, %

По результатам обследования у всей группы младших школьников отсутствуют нарушения моторики артикуляционного аппарата. Диагностируемая группа артикуляционные движения выполняет в полном объеме, точно и в нормальном темпе. Отсутствуют повышенный и пониженный мышечный тонус, а также нарушения при переключении артикуляционных движений. Также не были выявлены гиперкинезы и слюнотечение.

Затем проанализируем результаты уровня сформированности звукопроизноше-ния. Полученные данные представлены на рис. 4.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

100%

0%

Нарушение звукопроизношения

Отсутствие нарушений звукопроизношения

■ Младшие школьники с дисграфией Рис. 4. Результаты исследования звукопроизношения у младших школьников с дисграфией, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мингалеева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242008.htm.

По результатам диагностики мы видим, что нарушений звукопроизношения не было выявлено.

Далее проанализируем результаты, полученные при обследовании звукослого-вой структуры слова. Полученные в ходе диагностики данные представлены на рис. 5.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

0 0

0 0

4,0 4^0 sp О4 О4 О4 ООО NpSPSP %%% ООО % LO о^о4 ОО

2%

m

18% 10

10

5? о? ¡л ;

ll ll l. I

I

% . Ж

о? гм 1Л ■ .1 1.1 0% 20%

о

Q. О

с; о ю

о

.

н

01

I Четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе Замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры Искажение звукослоговой структуры слова

I Грубое нарушение слоговой структуры слова или невыполнение задания

Рис. 5. Результаты исследования звукослоговой структуры слова у младших школьников

с дисграфией, %

Исходя из полученных данных, мы видим, что все, кто прошел логопедическое обследование, четко и правильно, в нормальном темпе произносят слова «скакалка», «танкист». Точно так же 95% младших школьников произносят слово «космонавт», 25% обследуемых - «милиционер», 20% младших школьников - слова «баскетбол», «кинотеатр», «термометр», 18% детей - «сковорода», а также 15% диагностируемых -слова «перепорхнуть» и «аквалангист».

Замедленно и по слогам, но без нарушения структуры воспроизвели 13% учащихся начальных классов слово «милиционер», 10% продиагностированных - слово «сковорода», 5% обучающихся - слова «кинотеатр», «космонавт», «перепорхнуть», «аквалангист».

Также нами были выявлены искажения при повторении предложенных слов. У 75% учеников - при воспроизведении слова «кинотеатр», у 72% детей при проговари-вании слова «сковорода», у 62% обследуемых - «милиционер», у 43% диагностируемой группы было выявлено искажение при воспроизведении слова «баскетбол», а также у 25% младших школьников - при воспроизведении слов «аквалангист», «перепорхнуть», «термометр».

Грубые нарушения были выявлены у 55% младших школьников при воспроизведении слов «термометр», «перепорхнуть» и «аквалангист», а также у 37% при повторении слова «баскетбол».

Замедленного, напряженного или послогового воспроизведения слов «танкист», «баскетбол», «скакалка», «термометр», а также искажений при повторении слов «космонавт», «танкист», «скакалка» не наблюдалось у диагностируемой группы. Грубых

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мингалеева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242008.htm.

нарушений при повторении слов «танкист», «кинотеатр», «милиционер», «скакалка», «сковорода», «космонавт» или невыполнения задания также не наблюдалось у обследуемой группы.

Далее проанализируем результаты диагностики сформированности фонематического восприятия. Полученные после проведения логопедической диагностики данные представлены на рис. 6.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

62%

38%

Норма

Младшие школьники с дисграфией

Наруние фонематического восприятия

Рис. 6. Результаты исследования сформированности фонематического восприятия

у младших школьников с дисграфией, %

Исходя из результатов обследования, мы видим, что у 38% учеников младших классов недостаточно развито фонематическое восприятие, проявляющееся в отождествлении второго члена пары, а также в перестановке слогов, их замене и пропусках. Нормальная сформированность фонематического восприятия наблюдается у 62% обучающихся.

Далее перейдем к описанию уровня сформированности языкового анализа и синтеза. Полученные данные представлены на рис. 7 и 8.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

0 0

с П Ol

SP

so SP SP %%% ООО % 7 %% _ о о

о

Q.

О Q.

О Q.

ll

О

.

0 5

5% 1510%

и о

.

о

.

0 2

0 2

о

Q.

О

.

О

.

0 2

_5? о 5?

5?1ЛГ01л 02 2 0

Illl I II I II I II I II

о

.

Правильный ответ с первой попытки ■ Правильный ответ со второй попытки Правильный ответ с третьей попытки ■ Неверный ответ с третьей попытки

Рис. 7. Результаты исследования сформированности навыков языкового анализа у младших школьников с дисграфией, %

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мингалеева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242008.htm.

По результатам обследования мы видим, что правильно ответили с первой попытки все ученики на 1-й вопрос, 93% - на 2-й и 3-й вопросы, 73% - на 4-й вопрос, половина диагностируемой группы - на 5-й вопрос, по 20% - с 6-го по 10-й вопросы.

Дали верный ответ со второй попытки 25% обучающихся при ответе на вопросы с 4-го по 6-й, а также 7% - на вопросы 2-й и 3-й.

В третью категорию вошли обучающиеся, которые правильно ответили только с третьего раза: 2% младших школьников - на 4-й вопрос, 15% - на 5-й вопрос, 30% -на 6-й вопрос и по 55% - на вопросы с 7-го по 10-й.

Неправильный дали ответ с третьего раза 10% учащихся на 5-й вопрос, а также по 25% - на вопросы с 6-го по 10-й.

Младших школьников, ответивших правильно на вопросы 1, 7-10-й со второй попытки и на вопросы с 1-го по 3-й с третьей попытки, а также неправильно ответивших с третьего раза на вопросы с 1 -го по 4-й не наблюдалось.

80% 60% 40% 20% 0%

75%

5%

0%

0%

Навык слогового синтеза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правильное воспроизведение всех предложенных слов

Неправильное воспроизведение пятисложных и четырехсложных слов со стечением согласных

Неправильное воспроизведение пятисложных, четырехсложных и трехсложных слов различной звукослоговой структуры

Правильное воспроизведение только двусложных слов различной звукослоговой структуры

Правильное воспроизведение только простых двухсложных слов (без стечений согласных)

Рис. 8. Результаты исследования сформированности навыков слогового синтеза у младших школьников с дисграфией, %

Исходя из результатов диагностики, видим, что у 20% обучающихся наблюдается нормальная сформированность навыков слогового синтеза. У 80% человек наблюдается нарушение слогового синтеза, из которых 75% младших школьников произносят неправильно пятисложные и четырехсложные слова, но только со стечением согласных, а остальные 5% неправильно воспроизводят пятисложные, четырехсложные и трехсложные слова.

Младших школьников, которые правильно воспроизводят только двусложные слова, а также только простые двухсложные слова (без стечений согласных), не было выявлено.

Исходя из обследования письма и устной речи, мы провели анализ результатов. Результаты обследования представлены на рис. 9.

По результатам логопедической диагностики у 38% обучающихся начальных классов выявлена акустическая дисграфия, проявляющаяся в заменах звонких/глухих согласных, а также одинаковых по месту образования. Также у группы были выявлены замены гласных под ударением. У 80% младших школьников наблюдается дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которая проявляется в ошибках на уровне буквы и слова.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мингалеева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. -URL http://e-koncept.ru/2024/242008.htm.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

0%

0 к

1 го CP *

о °

fc т Ъ

к J го

5. Н &

* " ь

k I ^

< IP

38%

0%

ш -©■

т го ? &■

Si ё

£ ч <

Ш S

? -е-

I -

го ч

О. к

< *

80%

I

£ О :

s S

Ш 1 о „

m ш m го

т 3 о S

° 3 * 1

■= CP -О ¡та

го m I

I к го

0%

о ■%■ ф го

Т CP

О ч

Младшие школьники с дисграфией

Рис. 9. Результаты исследования письма и устной речи у младших школьников с дисграфией, %

Заключение

По результатам проведенного обследования нами были выявлены следующие особенности проявлений дисграфии: у диагностируемой группы присутствует акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, причем последний вид проявляется у подавляющего большинства.

Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы проведем формирующий этап экспериментального исследования, цель которого - разработка и апробация методики создания и использования мультимедийных презентаций в коррекции дисгра-фии у младших школьников.

Ссылки на источники

1. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2024. - 136 с.

2. Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи: логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - С. 345-382.

3. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 83 с.

4. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 1997. - 170 с.

5. Ахутина Т. В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция / под ред. О. А. Величенковой. - М.: Логомаг, 2018. - С. 76-95.

6. Быховская А. М., Казова Н. А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. - СПб.: Детство-пресс, 2012. - 32 с.

7. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушения речи: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Наука-Питер, 2006. - 102 с.

8. Ахутина Т. В., Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2024. - 157 с.

9. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.

Polina S. Mingaleva,

Graduate Student, Vyatka State University, Kirov

[email protected]

Svetlana B. Bashmakova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov [email protected]

Characteristics of dysgraphia manifestation in modern primary school children Abstract. Every year there is a tendency towards an increase in writing disorders in primary school age, which include dysgraphia. In this regard, our research is relevant. The purpose of the article is to identify and characterize the features of dysgraphia in modern primary school children. We examined the operations of the

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мингалеева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2024/242008.htm.

writing process, the original author's approaches to the classification and manifestations of dysgraphia, conducted an experimental study, as a result of which we identified acoustic dysgraphia and dysgraphia based on violations of language analysis and synthesis. The identified characteristics should form the basis for further speech therapy.

Key words: diagnosis, writing, writing disorders, dysgraphia, primary school students, primary school students

with dysgraphia.

References

1. Korsakova, N. K., Mikadze, Yu. V., & Balashova, E. Yu. (2024). Neuspevayushchie deti: nejropsiholog-icheskaya diagnostika mladshih shkol'nikov: ucheb. posobie dlya vuzov, 3-e izd., ispr. i dop, Yurajt, Moscow, 136 p. (in Russian).

2. Lalaeva, R. I. (1989). Narusheniya pis'mennojrechi: logopediya, Prosveshchenie, Moscow, pp. 345-382.

3. Luriya, A. R. (1950J. Ocherki psihofiziologii pis'ma, Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, Moscow, 83 p. (in Russian).

4. Lalaeva, R. I., & Venediktova, L. V. (1997). Differencial'naya diagnostika i korrekciya narushenij chteniya ipis'ma u mladshih shkol'nikov, St. Petersburg, 170 p. (in Russian).

5. Ahutina, T. V. (2018). "Nejropsihologicheskij analiz oshibok na pis'me", Narusheniya pis'ma i chteniya u detej: izuchenie i korrekciya, Logomag, Moscow, pp. 76-95 (in Russian).

6. Byhovskaya, A. M., & Kazova, N. A. (2012). Kolichestvennyj monitoring obshchego irechevogo razvitiya detej s ONR, Detstvo-press, St. Petersburg, 32 p. (in Russian).

7. Lalaeva, R. I. (2006). Metodika psiholingvisticheskogo issledovaniya narusheniya rechi: ucheb.-metod. posobie, Nauka-Piter, St. Petersburg, 102 p. (in Russian).

8. Ahutina, T. V., & Fotekova, T. A. (2024). Diagnostika rechevyh narushenij shkol'nikov: prakt. posobie, 3-e izd., ispr. i dop, Yurajt, Moscow, 157 p. (in Russian).

9. Ahutina, T. V. (2008). Hejpopsihologicheskaya diagnostika, obsledovanie pis'ma i chteniya mladshih shkol'nikov, V. Sekachev, Moscow, 128 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 14.02.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.03.24

Принята к публикации Accepted for publication 28.03.24 Опубликована Published 30.04.24

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Мингалеева П. С., Башмакова С. Б., 2024

9772304120241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.