Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВИКТИМИЗАЦИЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВИКТИМИЗАЦИЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ГИПЕРСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖЕРТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вербицкая Алина Денисовна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями виктимизации и агрессивного поведения старшеклассников, а также взаимосвязи виктимности и агрессивности учеников старшей школы. Внимание к данной теме можно объяснить сразу несколькими факторами. Во-первых, тяжелым эмоциональным фоном школьников, из-за которого мы имеем неконтролируюмую агрессию и виктимизацию. Во-вторых, отсутствием методов, которые могли бы использоваться в обществе в целях предотвращения виктимизации учеников старшей школы. В статье указаны методики, с помощью которых проводилось исследование, и дается подробное их описание. Отражена степень выраженности основных показателей агрессивного поведения по нашей методике и общее проявление агрессивного поведения среди испытуемых. Даются описания особенностей виктимных старшеклассников, а также результаты эмпирического исследования агрессивности в группе испытуемых с различным уровнем виктимности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR AND ITS RELATIONSHIP WITH VICTIMIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

This article discusses issues related to the peculiarities of victimization and aggressive behavior of high school students, as well as the relationship between victimization and aggressiveness of high school students. Attention to this topic can be explained by several factors at once. Firstly, the heavy emotional background of schoolchildren, because of which we have uncontrolled aggression and victimization. Secondly, the lack of work aimed at timely prevention of victimization of schoolchildren. The article indicates the methods by which the study was conducted and their detailed description. The degree of severity of the main indicators of aggressive behavior, according to our methodology, and the general manifestation of aggressive behavior among the subjects are reflected. Descriptions of the characteristics of victimized high school students are given, as well as the results of an empirical study of aggressiveness in a group of subjects with different levels of victimization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВИКТИМИЗАЦИЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Шаг в науку • № 2, 2022

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВИКТИМИЗАЦИЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Вербицкая Алина Денисовна, студент, направление подготовки 37.03.01 Психология, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: alinaverbickaa2@gmail.com

Научный руководитель: Логутова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: logutovae@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями виктимизации и агрессивного поведения старшеклассников, а также взаимосвязи виктимности и агрессивности учеников старшей школы. Внимание к данной теме можно объяснить сразу несколькими факторами. Во-первых, тяжелым эмоциональным фоном школьников, из-за которого мы имеем неконтролируюмую агрессию и виктимизацию. Во-вторых, отсутствием методов, которые могли бы использоваться в обществе в целях предотвращения виктимизации учеников старшей школы. В статье указаны методики, с помощью которых проводилось исследование, и дается подробное их описание. Отражена степень выраженности основных показателей агрессивного поведения по нашей методике и общее проявление агрессивного поведения среди испытуемых. Даются описания особенностей виктимных старшеклассников, а также результаты эмпирического исследования агрессивности в группе испытуемых с различным уровнем виктимности.

Ключевые слова: виктимность, агрессивность, старшеклассники, гиперсоциальное поведение, жертва.

Для цитирования: Вербицкая А. Д. Особенности проявления агрессивного поведения и его взаимосвязь с виктимизацией старшеклассников // Шаг в науку. - 2022. - № 2. - С. 62-65.

FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR AND ITS RELATIONSHIP WITH VICTIMIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Verbitskaya Alina Denisovna, student, training program 37.03.01 Psychology, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: alinaverbickaa2@gmail.com

Research advisor: Logutova Elena Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology, Orenburg State University, Orenburg e-mail: logutovae@mail.ru

Abstract. This article discusses issues related to the peculiarities of victimization and aggressive behavior of high school students, as well as the relationship between victimization and aggressiveness of high school students. Attention to this topic can be explained by several factors at once. Firstly, the heavy emotional background of schoolchildren, because of which we have uncontrolled aggression and victimization. Secondly, the lack of work aimed at timely prevention of victimization of schoolchildren. The article indicates the methods by which the study was conducted and their detailed description. The degree of severity of the main indicators of aggressive behavior, according to our methodology, and the general manifestation of aggressive behavior among the subjects are reflected. Descriptions of the characteristics of victimized high school students are given, as well as the results of an empirical study of aggressiveness in a group of subjects with different levels of victimization.

Key words: victimization, aggressiveness, high school students, hypersocial behavior, victim.

Cite as: Verbitskaya, A. D. (2022) [Features of aggressive behavior and its relationship with victimization of high school students]. Shag v nauku [Step into Science]. Vol. 2, pp. 62-65.

Виктимность или виктимогенность - разного рода признаки, которые делают личность предрасположенной к жертвенности. Виктимность можно

связывать с разными факторами: социальный статус, семья, возраст, пол и т. п. Также индивид может иметь предрасположенность к виктимизации

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. OA. Д. Вербицкая, 2022

за счет определенных качеств, которые выражены очень активно [8].

Процесс, когда личность обретает качества вик-тимности, т. е. превращается в жертву преступлений, называют виктимизацией [5].

Агрессия - это поведение, при котором человек наносит различного рода ущерб. Ущерб может быть нанесен как себе, так и в сторону другого лица, прямо или косвенно, физически или психологически. В зависимости от этого и подразделяют агрессию на разные формы [6].

Имеются определенные различия в понятии агрессивности и агрессивного поведения. В ситуации с агрессивным поведением упор сделан на нанесении ущерба другому человеку и, чаще всего, контролируется личностью. Когда же понятие агрессивности имеет другое значение [2].

Агрессия не возникает просто так, на это всегда имеется причина. Она может быть вызвана либо нарушением личных границ, либо проблемами психики [3].

Возраст старшей школы характеризуется спецификой личностного становления, на которое оказывает влияние, в первую очередь профессиональная подготовка, направленная на формирование необходимых личностно профессиональных качеств будущего специалиста [1].

Для изучения виктимизации и ее взаимосвязи с уровнем агрессивного поведения старшеклассников было проведено исследование, в котором при-

няли участие обучающиеся МОАУ «Лицей № 1» г. Оренбург (п = 47) в возрасте 16-17 лет.

Испытуемые были поделены на 2 группы по критерию виктимности. Выявление уровня вик-тимности старших школьников осуществлялось с помощью методики О. О. Андронниковой «Диагностика склонности к виктимному поведению». Данная методика позволяет определить степень жертвенности и ее тип, также помогает выявить предрасположенность школьников к виктимизации. Тест используется для старшеклассников и юношей от 16 до 23 лет [4].

Следующей методикой, используемой для того, чтобы установить уровень агрессивности школьников, был «Опросник агрессивности» Басса-Дарки. Он включает в себя 8 показателей и имеет разделение на агрессивное и враждебное поведение. Агрессивность - восприятие поведения окружающих людей как плохое, т. е. предполагающее злые умыслы. Враждебность - ответ или обратная связь, которая воспринимается у других как негативная [7].

Нами было проведено эмпирическое исследование, в результате которого были выявлены различия по уровню агрессивности виктимных и невиктим-ных учеников старшей школы. Значительные различия были выявлены по следующим шкалам: физическая агрессивность, косвенная агрессивность, раздражение, обида, подозрительность, вербальная агрессивность (рисунок 1).

Рисунок 1. Степень выраженности форм агрессивного поведения

Источник: разработано автором

По рисунку 2 мы видим, что средние значения агрессивности в группе виктимных старшеклассников значительно выше, нежели в группе невиктим-ных. Это свидетельствует о том, что с увеличением

виктимизации старшеклассников растет и уровень их агрессивного поведения. Таким образом, наша гипотеза о наличии взаимосвязи между виктимиза-цией старшеклассников и их агрессивным поведе-

Вербицкая А. Д.

Рисунок 2. Сравнительный анализ проявления агрессивного поведения среди виктимных и невиктим-ных старшеклассников

Источник: разработано автором

а

Виктимные Невиктимные

■ л гр еки в н ость ■ ян нтим и ость

нием подтверждается. Наиболее значимая взаимосвязь была выявлена между следующими шкалами группы виктимных школьников:

1. На уровне р > 0,05 наблюдается прямая связь между физической агрессией и шкалой склонности к агрессивному поведению. Данные шкалы имеют прямое отношение друг к другу, так как физическая агрессия является отдельным видом агрессивного поведения. Наличие связи говорит нам о том, что данные испытуемые предпочитают выражать свою агрессию в физической форме, т. е. нанесения физического вреда в виде побоев, толчков, шлепков и т. п.

2. Тут мы также выделяем, что наблюдается прямая связь на уровне р > 0,05. Если выше мы отметили то, что в связи с увеличением агрессивного поведения жертвы растет ее физическая агрессия, то здесь происходит рост вербальной агрессии.

3. И в продолжение вербальной агрессии, выделим, отмеченную нами, ее обратную взаимосвязь со шкалой склонности к гиперсоциальному поведению на уровне р > 0,05. Обратную взаимосвязь можно объяснить тем, что на самом деле такие люди очень отзывчивы и доброжелательны, поэтому всегда руководствуются только положительными моментами.

4. На уровне р > 0,05 наблюдается прямая связь между косвенной агрессией и склонностью к зависимому и беспомощному поведению. Наличие связи вполне можно обосновать тем, что для обоих типов свойственно приобретать пассивную модель, которая направлена на окружающих нецелесообразно. Таких личностей в обществе достаточно трудно распознать, т.к. они скрытны, застен-

чивы и редко выражают собственное мнение.

5. На уровне р > 0,05 наблюдается обратная связь между косвенной агрессией и склонностью к некритичному поведению. Наличие обратной связи говорит нам о том, что при увеличении косвенной агрессивности уменьшается склонность к некритичному поведению и наоборот, т.е. когда происходит увеличение одной шкалы, то другая уменьшается. Это можно объяснить наивностью некритичных жертв. Когда личность столь наивна и легкомысленна, то в принципе не задумывается об окружающих, о себе. Они довольно легко и свободно относятся ко всему, соответственно, и уровень косвенной агрессии у них понижается, так как потребности в обсуждении и унижении других нет.

6. Сейчас мы вновь вернемся к зависимому поведению, описанному в пункте 4. На уровне р > 0,05 наблюдается прямая связь между подозрительностью и склонностью к зависимому поведению. Для зависимых жертв свойственна низкая самооценка. Подозрительность, она тоже от нестабильной самооценки. Когда человек не уверен в себе, то он подсознательно ставит других выше себя. Он убежден в том, что у него отнимут самое ценное, поэтому держится вдали, чтобы этого не допустить. Еще одной причиной подозрительности жертвы является негативный опыт. Таким образом, мы видим следующую цепочку. Чем больше человек зависим от других, тем больше делает то, что ожидают другие, хоть и не доволен этим. Чем чаще такое происходит, тем больше вероятность попадания в плохую обстановку. Чем больше накапливается подобный негативный опыт, тем осторожнее и недоверчивее становится человек.

В заключение мы можем сказать, что в результате теоретического и эмпирического исследования были выявлены особенности виктимизации старшеклассников, а также различия по средним значениям виктимизации старшеклассников и агрессивным поведением. Также было доказано, что при доминировании различных форм виктимности доминируют и определенные компоненты агрессив-

ного поведения. Таким образом, мы можем сказать, что анализ личностной агрессивности позволил сделать вывод о том, что агрессивность более характерна для виктимных личностей. Данное исследование поможет нам в дальнейшем выявить иные личностные особенности виктимных старшеклассников этой же выборки, связанные с предстоящими экзаменами и переходом на новый этап.

Литература

1. Андронникова О. О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 9. - С. 120-126.

2. Бибишева Л. В. К вопросу различения понятий «агрессивность поведения» и «агрессивность личности» в психологической науке // Международный центр научного партнерства «Новая наука». - 2021. -137 с.

3. Вишняков А. И., Буцына К. Е. Причины немотивированной агрессии у трудных подростков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - 576 с.

4. Ескендирова А. У Особенности проявления агрессивности в системе личностных свойств студентов // Психология обучения. - 2012. - № 8. - 36 с.

5. Ефимова Д. В. Кросс-культурное исследование особенностей виктимности в рамках профилактики суицидального поведения в подростковой и молодежной среде // Akademicka psychologie. - 2017. - № 2. -С. 9-14.

6. Нечет А. Ю. Психологические особенности проявления уровня агрессивности в юношеском возрасте // Политерра. - 2017. - С. 66-69.

7. Свободный Ф. К. Определение психологических склонностей личности преступника с помощью методики Басса-Дарки // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2001. - № 2. - С. 114-116.

8. Стаценко В. Г. Виктимность несовершеннолетних как модель поведения лиц с повышенной вик-тимностью // Материалы XVI (63) Региональной научно-практической конференции «Наука - образованию, производству, экономике». - 2011. - 346 с.

Статья поступила в редакцию: 29.04.2022; принята в печать: 01.06.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.