Научная статья на тему 'Особенности проявления агрессии у подростков-делинквентов'

Особенности проявления агрессии у подростков-делинквентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления агрессии у подростков-делинквентов»

и выраженная негибкость поведения (Qj) с сопутствующей эмоциональной неустойчивостью (С).

Кроме того, у подростков с психопатическими чертами самооценка отличается тем, что будучи завышенной или заниженной, она не становится активным фактором регуляции планируемых действий. Ретроспективная оценка собственных поступков также не способствует коррекции поведения ввиду высокой ригидности (фактор Qj). Прошлый опыт не обучает.

В связи с изложенным, актуализируется вопрос о психологическом обследовании подростков с асоциальным поведением, попавших в поле зрения соответствующих служб МВД. Кадровое обеспечение психодиагностами на сегодняшний день вполне реально: в России десятки факультетов переподготовки по специальности «Психология» ежегодно выпускают узкопрофилированнык психологов. Психологическое сопровождение подростков в этом случае обеспечит научно обоснованные превентивные меры в профилактике возможных криминальных действий с их стороны.

И последнее оптимистическое замечание. Исследование С. В. Прокуровой, проведенное в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД Волгоградской области (n = 100; 94 мальчика и 6 девочек) показало, что в ЦВСНП попадают правонарушители, имеющие не только психопатические черты характера и отрицательное отношение к социуму, но и высокую социальную активность. Проведение факторного анализа позволило выделить фактор «Позитивное, деятельное отношение к миру» (3). Выыв-ленный фактор свидетельствует о том, что среди несовершеннолетних правонарушителей есть подростки с положительной направленностью, которые имеют перспективы на хорошее будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Королев В. В. Психические отклонения у подростков-пра-вонарушителей. - М., 1992.

2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

3. Прокурова С. В. Психологические особенности работы с подростками, находящимися в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

4. Юсупов И. М. Социопатические предпосылки криминальных деяний. - Казань, 1996.

5. Look L. W., Warren M. Q. Differential Treatment Environments for Delinquents. - California, 1966.

6. Sullivan C. E., Grant M. Q., Grant J. O. The development of Interpersonal Maturity Applications to Delinquency. - N.-Y., 1957.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ-ДЕЛИИКВЕНТОВ

Н. В. Федорова, аспирантка

Омский государственный педагогический университет

Агрессия - это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей (3, 13). Одну из причин агрессивного поведения подростков ученые усматривают в депривирующем влиянии среды (1, 26). В нашей стране происходит рост преступлений, совершенных молодыми людьми. Половина всех осужденных судами за совершение преступлений имеют возраст менее 21 года, а среди подростков моложе 14 лет правонарушители составляют более одной шестой. Особую остроту приобретает эта проблема в связи с увеличением преступлений агрессивно-насильственного характера (1).

Следует сразу оговоритыся, что мы склонны разделяты точку зрения тех, кто определяет депривацию как психическое состояние, возникшее в резулытате таких жизненныгх ситуаций, где субъекту не предоставляются возможности для удовлетворения некоторый его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение определенного, дли-телыного времени (2, 18).

Проблема психической депривации, несмотря на проведенные научные исследования и накопленный практический материал, остается по-прежнему малоизученной. Немногочисленные исследования велисы в основном в области сенсорной и эмоционалыной депривации и касалисы депривации у детей, воспитывающихся вне семыи (в детских домах и домах ребенка).

Однако на сегодняшний дены этих знаний недостаточно, так как депривация может иметы место и в условиях семейного воспитания, поэтому мы посчитали необходимым исследо-ваты уровены и характер агрессии у подростков, депривиро-ванных в семые и вне семыи.

В исследовании приняли участие подростки 11-15 лет, воспшывающиеся в семые (основная группа) и характеризующиеся делинквентным поведением, и подростки из детских домов г. Омска и Омской области (контролыная группа) с нормотипичным поведением. Формируя контролыную выборку, мы исходили из того, что, по мнению многих исследователей, у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, в подавляющем болышинстве случаев отмечается тот или иной вид депривации.

При этом в контролыную группу вошли исключителыно те дети, которые потеряли связы с семыей и попали в детские дома (дома ребенка) в младенчестве и раннем детстве. Таким образом, они быши практически лишены опыта жизни в семые. Это означает, что у этих детей может быты депривация, но это не будет депривация, возникшая в условиях семыи.

Исследование особенностей агрессии мы изучали с помо-щыю опросника А. Басса и А. Дарки, предназначенного для диагностики агрессивных и враждебных реакций. С помощыю опросника выявляются следующие формы агрессивных и враждебных реакций: физическая, косвенная, вербалыная агрессия; склонносты к раздражению; негативизм; обида, подо-зрителыносты. Кроме того, выделяются также угрызения совести и чувство вины.

Проведенное исследование показало, что у депривиро-ванных подростков, независимо от вида депривации, наблюдается в основном средний уровены агрессии. Данный факт можно объясниты особенностями подросткового возраста, посколыку в этом периоде жизни особенно усиливаются эмо-ционалыная нестабилыносты и подверженность незрелой личности кризисным влияниям. Агрессия в данном случае выступает как замещение непринятия подростка в мир социалыно значимых отношений взрослых.

Вместе с тем высокий уровены агрессии почти в два раза реже встречается у депривированных подростков из семыи по сравнению с воспитанниками детских домов (13,8 и 24,0% соответственно). Кроме того, сравнивая показатели по отделы-ным видам агрессии, мы обнаружили, что в основной группе высокий уровены вербалыной агрессии фиксируется почти в два раза реже (8,0 против 14,0%), обиды - более чем в три раза (12,0 против 40,0%), а раздражителыности - в семы раз реже (2,0 против 14,0%), чем в контролыной группе.

Наличие высокого уровня проявления вывделенных видов агрессии указывает на то, что подростки из детских домов более вспылычивы1, резки, грубы. На фоне подростков из семыи у них чаще можно наблюдатъ зависты и ненавистъ к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весы мир, на собственные страдания. Свою агрессию они обыино выражают в форме крика, ссор, через угрозы, руганы и т. д.

Возникает мыслы, что дети основной группы испытуемых менее агрессивны, чем дети из контролыной группы. Чтобы уточниты данное умозаключение, следует обратиты внимание на различия между двумя группами испытуемыгх по

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2006, N2(26)

83

выраженности негативизма и чувства вины. Нами обнаружено, что подросткам, воспитывающимся в семье, чувство вины менее свойственно, чем их сверстникам из детских домов. «Детдомовские» дети в гораздо большей степени убеждены в неправильности своих поступков, чаще переживают это и соотносят себя с плохими людьми. Сильное чувство вины, согласно К. Хорни, «.. .является результатом страха неодобрения и защитой от этого страха. Его носители преследуют двойную цель - достичь успокоения и уйти от реального положения дел» (4, 207).

Что касается негативизма, то здесь речь идет об оппозиционном поведении, обычно направленном против авторитета или руководства. В нашем эксперименте негативизм в целом (по совокупности среднего и высокого уровней) более выражен в основной группе, чем в контрольной. В поведении это может выражаться в более активной форме сопротивления установленным законам и порядкам, что подтверждается допущенными ими многочисленными правонарушениями.

Далее мы рассчитали суммарные индексы агрессивности (физическая, косвенная, вербальная агрессия; склонность к раздражению) и враждебности (негативизм, обида, подозрительность) в обеих группах, которые оказались различными. Следует отметить, что А. Басс разграничивал эти два понятия. Враждебность он понимал как реакцию отношения, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Враждебность имеет переживательный и экспрессивный компоненты, но не включает в себя вербальные и физические действия. Поскольку враждебность сопровождается негативными эмоциями, то у подростков она может приобретать форму уничижительных замечаний, негативных высказываний, презрительных реплик и т. п. Различительным маркером враждебности является ее направленность на определенный объект. В то же время это более легкое негативное реагирование, поскольку оно не содержит стимулов, способных причинить вред другому. Враждебность может не сопровождаться агрессией, и наоборот, возможны проявления агрессии без враждебности.

В нашем случае у подростков, депривированных в семье, соотношение агрессивности и враждебности - в пользу агрессивности, в то время как у депривированных подростков из детских домов - в пользу враждебности.

Таким образом, можно сказать, что подростки основной группы проявляют более яркие реакции агрессии, направленные на причинение вреда (как физического, так и психологического) другим людям или окружающим объектам. А подростки в контрольной группе, хотя и демонстрируют более высокий уровень агрессии, она менее разрушительна, это в основном враждебные аффективно-эмоциональные реакции, а не действия.

С позиции теории социального научения подобная ситуация легко объяснима. Жизненный опыт подростков из семьи содержит достаточное количество образцов агрессивного поведения. Они привыкли решать свои проблемы агрессивным путем, о чем свидетельствует достаточно высокий процент правонарушений агрессивно-насильственного характера. В противовес им подростки из детских домов воспитывались в «педагогически правильных» условиях.

Рассмотрение общей структуры агрессии позволило сделать заключение о том, что среди видов враждебно-агрессивного реагирования у всех испытуемых ведущее место занимает вербальная агрессия (86%), что в целом соответствует возрастному проявлению агрессии.

Кратко резюмируя анализ агрессивности, можно выделить следующее: все испытуемые характеризуются средним уровнем агрессивности, в структуре которой преобладает вербальная агрессия. Подростки, депривированные в семье, имеют менее высокий уровень агрессии, чем их сверстники из контрольной группы, но эта агрессия более разрушительная. У них сильнее выражен негативизм, проявляющийся в противодействии установленным социальным нормам. Кроме того,

у этих подростков меныше выражено чувство вины, в резулы-тате чего они менее невротичны и реже прибегают к защитным формам поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоционалыных связей. - М., 2004.

2. Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.

3. Началджян А. А. Психологический словары. - Ереван, 1984.

4. Фреджер Р., Фейдимен Дж. Личносты: теории, эксперименты, упражнения. - СПб., 2002.

| ПСИХОПАТОЛОГИЯ ТЕРРОРА

Канд. юрид. наук И. М. Клейменов, А. Б. Нуртазин, аспирант

Омский государственный университет

Посколыку сущносты террора заключается в массовом превентивном устрашении, то это явление психопатологично по определению (4, 48). Нормалыное, здоровое сознание не может формулироваты задачу превентивного устрашения общества или социалыныгх групп: эта идея возникает и получает свое обоснование толыко в ущербном, неадекватном воображении. Действителыно, вся история террора и терроризма показышает, что террористические акции планируются людыми патологически циничными, а осуществляются, как правило, лицами, характеризующимися серыезными психическими дефектами.

С особой отчетливостыю это показышает цитата из «Катехизиса революционера» С. Нечаева, в разделе которого, озаглавленном «Отношение революционера к обществу», провозглашено: «Все это поганое общество должно быты раздроблено на несколыко категорий. Первая категория - нео-тлагаемо осужденных на смерты. Да будет составлен товариществом список таких осужденных по порядку их относителы-ной зловредности для успеха революционного дела, так, чтобы предыдущие нумера убралисы прежде последующих». Самым мучителыным образом должны быты казнены сотрудники полиции. Не оставлена без внимания интеллигенция: «Нам надо очиститы мыслы от гнилыгх наростов, нам надо искоре-ниты продажно сты и подлосты современной русской науки и литературы, воплощающуюся в огромной массе публицистов, писак и псевдоученых, состоящих на жалованые III Отделения или стремящихся получиты это жалованые. Надо изба-витыся тем или другим путем от лжеучителей, доносчиков, предателей, грязнящих знамя истины, в которое они драпируются как ее служители» (1, 41-42).

Свой «катехизис» Нечаев начал воплощаты в действителы-носты с убийства члена своей организации студента И. Иванова, который критически высказался в отношении лидера. Это убийство, послужившее поводом для создания Ф. Достоевским романа «Бесы», вызвало в обществе закономерную реакцию отторжения, а со стороны других революционеров -негативные оценки. Это показышает, что и российскому обществу, и революционной среде нужно было время для «психо-патологизации», для привыжания к обескураживающим учениям, диким и социалыно недопустимым поступкам. Период такой адаптации в России был успешно пройден в конце XIX - начале XX столетия. И уже покушение на убийство столичного генерал-губернатора Трепова, совершенное членом украинской националистической террористической организации В. Засулич, бышо воспринято как героический акт. Суд присяжных оправдал заведомую убийцу, и это решение сопровождалосы массовыми манифестациями поклонников террористки.

84

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2006, №в2(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.