Научная статья на тему 'Особенности проверки льгот по налогу на имущество, применяемых организациями'

Особенности проверки льгот по налогу на имущество, применяемых организациями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедев Д. Ю.

Одной из основных проблем проверки правильности исчисления налога на имущество является проблема правомерности применения льгот. В частности, сложность представляет поиск и изучение нормативно-правовой базы, определяющей деятельность, служащую основанием для освобождения от налогообложения. Цель данной статьи систематизировать правовые основания применения льгот и документов, служащих подтверждением для их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проверки льгот по налогу на имущество, применяемых организациями»

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО, ПРИМЕНЯЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Д. Ю. ЛЕБЕДЕВ, заместитель начальника отдела межрегиональной инспекции № 6 г. Москвы

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» № 2030-1 плательщиками налога являются предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ. Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства и нематериальные активы учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности, устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается.

Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.

Одной из основных проблем проверки правильности исчисления налога на имущество является проблема правомерности применения льгот. В частности, сложность представляют поиск и изучение нормативно-правовой базы, определяющей деятельность, служащую основанием для освобождения от налогообложения.

Проверяя налог на имущество, необходимо помнить, что льготы, предоставляемые пп. 3, 12 — 15, 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ, предоставляются только специализированным организациям и распространяются на все имущество, принадлежащее указанным организациям. Предприятия, не являющиеся таковыми, не могут применять льготы ни на филиалы, ни на деятельность, если деятельность, изложенная в указанных пунктах ст. 381 НК РФ, не является основной, а организация — специализированной. Льгота, предоставляемая пп. 1, 2, 4, 12 ст. 381 НК РФ, также предоставляется только специализированным

организациям, однако распространяется только на имущество, используемое для специализированной деятельности. Льготы по пп. 5 — 11 применяются только в отношении льготируемого имущества и не зависят от деятельности организации.

Правовые основания для применения льгот по налогу на имущество приведены в таблице.

Отдельно следует сказать о проверке отдельных льгот, предоставляемых специализированным организациям для осуществления специализированной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 381 НК РФ льгота предоставляется исключительно для осуществления деятельности по исполнению наказаний, однако в соответствии с действующим порядком любая деятельность предприятий уголовно-исполнительной системы служит либо для исполнения наказания и привлечения осужденных к труду, либо для развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, что также относится к деятельности по исполнению наказаний. На взгляд автора, следует руководствоваться ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в соответствии с которой имущество таких предприятий (учреждений) находится в федеральной собственности и передается указанным предприятиям (учреждениям) в оперативное управление. Таким образом, льгота будет распространяться только на федеральное имущество, переданное предприятиям системы ФСИН России, вопрос о предоставлении льготы по иному имуществу таких предприятий необходимо решать исходя из условий использования данного имущества.

При проверке льготы, предоставляемой п. 2 ст. 381 НК РФ, рекомендуется руководствоваться письмом Минюста России от 24.12.1997 № 08-18257-97 в части, имеющей отношение к определению, что осуществляемая деятельность является религи-

Правовые основания использования льгот по налогу на имущество

Основание в соответствии с НК РФ Правовые основания применения льгот Примечания

Пункт 1 ст. 381 Статья 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 № 89 Учреждения, исполняющие наказания, являются специализированными учреждениями, с особыми условиями хозяйствования. Такие учреждения создаются Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России), их цели и задачи прописаны в уставе учреждения (предприятий)

Пункт 2 ст. 381 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» Льгота применяется только в отношении имущества, которое используется для ведения религиозной деятельности. Иное имущество подлежит налогообложению в общем порядке

Пункт 3 ст. 381 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Общественными организациями инвалидов признаются те, которые созданы инвалидами и лицами, представляющими их интересы. Цель такой организации — защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов. Статус таких организаций определяется по уставным документам

Пункт 4 ст. 381 Положение о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 500 Предприятие, занимающееся производством лекарств, должно иметь лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Льгота предоставляется только предприятиям, у которых указанная деятельность является основной, и только в отношении имущества, предназначенного для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. В отношении иного имущества налог уплачивается в общем порядке

Пункт. 5 ст. 381 Положение «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ от 30.11.1992 № 1487 Отнесение объектов к особо ценным осуществляется указом Президента РФ. Объекты должны быть включены в Государственный свод особо ценных объектов находящийся в Минкультуры России

Пункт 6 ст. 381 (действует до 01.01.2006) Положение «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 Объекты жилищного фонда и их инженерной инфраструктуры определяются согласно техническому паспорту БТИ

Пункт 7 ст. 381 (действует до 01.01.2006) Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359. Инструкция по проведению паспортизации и единовременного учета спортивных сооружений, утвержденная приказом Государственного комитета РФ по физкультуре и туризму от 08.04.1996 № 117. Положение об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 Рекомендациями Минфина России объекты социально-культурной сферы определяются в соответствии с ОКОФ. Все объекты спортивных сооружений в 1997 г. проходили паспортизацию и имеют соответствующий паспорт. Организация не может использовать льготу по объектам, не используемым по назначению, если имущество используется по назначению частично, то льгота предоставляется в части имущества, используемого по назначению, при этом организация ведет раздельный учет имущества, используемого по различным видам деятельности

Основание в соответствии с НК РФ Правовые основания применения льгот Примечания

Пункт 8 ст. 381 (действует до 01.01.2005) Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденное Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13-6-5/9564, МНС России от 02.12.2002 № БГ-18-01/3 Подтверждается следующими документами: сводным перечнем имущества мобилизационного назначения (ф. № 1), перечнем сооружений, оборудования и инвентаря, закрепленного за мобилизационным имуществом (ф. № 2), планом мобилизационных работ (ф. № 3), сметой мобилизационных работ (ф. № 4)

Пункт 9 ст. 381 Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Положение о порядке выдачи разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов ядерного топливного цикла, утвержденное приказом Госатомнадзора России от 28.06.2001 № 64 Объекты, относящиеся к атомным, определяются в соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об использовании атомной энергии». На эти объекты должны быть выданы разрешение и лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. На объекты, функционирование которых возможно без указанных разрешения и лицензии, льгота не распространяется

Пункт 10 ст. 381 Статья 24 Кодекса торгового мореплавания РФ Тип судна определяется согласно классификационному свидетельству, выданному органами технического надзора и классификации судов

Пункт 11 ст. 381 Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 При проверке указанной льготы необходимо пользоваться соответствующим Перечнем имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ

Пункт 12 ст. 381 Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности». Положение о лицензировании космической деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 № 422 Организации, занимающиеся космической деятельностью, обязаны иметь лицензию. Объекты космической деятельности подлежат специальной регистрации и имеют соответствующую маркировку. На каждый объект космической деятельности выдается соответствующий сертификат. Указанные документы выдаются Федеральным космическим агентством (Роскосмос)

Пункт 13 ст. 381 Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.05.2002 № 309 Предприятие должно иметь специализированную лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)

Пункт 14 ст. 381 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ, утвержденный приказом Минюста России от 29.07.2002 г. № 211 Адвокатские образования могут учреждаться только адвокатами, имеющими соответствующее удостоверение и внесенные в реестр территориального органа Минюста России. Деятельность адвокатских образований лицензированию не подлежит

Пункт 15 ст. 381 Порядок присвоения статуса государственного научного центра РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 22.06.2003 № 939 Присвоение статуса государственного научного центра осуществляется Правительством РФ по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Льгота распространяется на все имущество научного центра не зависимо от видов осуществляемой деятельности

Основание в соответствии с НК РФ Правовые основания применения льгот Примечания

Пункт 16 ст. 381 (действует до 01.01.2006) Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Положение о государственной аккредитации научных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.10.1997 № 1291 Организации, претендующие на статус научных, обязаны иметь свидетельство о государственной аккредитации, выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнад-зор)

Пункт 17 ст. 381 (действует с 01.01.2006) Федеральный закон «Об особых экономических зонах» от 22.06.2005 № 116-ФЗ; Резидент ОЭЗ — юридическое лицо, зарегистрированное на территории ОЭЗ. Сведения о статусе резидента предоставляет федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ)

озной. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, контроль за исполнением законодательства о свободе совести осуществляется органами прокуратуры, а контроль за соблюдением устава религиозных организаций регистрирующим органом — органами ФНС России.

Пунктом 12 ст. 381 НК РФ предусмотрена льгота исключительно для космических объектов, однако указанные объекты могут принадлежать и использоваться только организациями, имеющими лицензию.

Научные организации, не получившие статуса научного центра и получающие льготу в соответствии с п. 16 ст. 381 НК РФ, лишаются льготы в случае если имущество используется не для осуществления научной деятельности. Научная деятельность включает в себя научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность, а также деятельность по подготовке научных работников, осуществляемую в соответствии с планом научных работ и развития научной организации, утвержденным ученым советом научной организации.

* * *

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы.

Издание осуществляется за счет средств автора.

Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@financepress.ru

V_______________________________________________________________________J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.