ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО, ПРИМЕНЯЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Д. Ю. ЛЕБЕДЕВ, заместитель начальника отдела межрегиональной инспекции № 6 г. Москвы
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» № 2030-1 плательщиками налога являются предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ. Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства и нематериальные активы учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности, устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается.
Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.
Одной из основных проблем проверки правильности исчисления налога на имущество является проблема правомерности применения льгот. В частности, сложность представляют поиск и изучение нормативно-правовой базы, определяющей деятельность, служащую основанием для освобождения от налогообложения.
Проверяя налог на имущество, необходимо помнить, что льготы, предоставляемые пп. 3, 12 — 15, 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ, предоставляются только специализированным организациям и распространяются на все имущество, принадлежащее указанным организациям. Предприятия, не являющиеся таковыми, не могут применять льготы ни на филиалы, ни на деятельность, если деятельность, изложенная в указанных пунктах ст. 381 НК РФ, не является основной, а организация — специализированной. Льгота, предоставляемая пп. 1, 2, 4, 12 ст. 381 НК РФ, также предоставляется только специализированным
организациям, однако распространяется только на имущество, используемое для специализированной деятельности. Льготы по пп. 5 — 11 применяются только в отношении льготируемого имущества и не зависят от деятельности организации.
Правовые основания для применения льгот по налогу на имущество приведены в таблице.
Отдельно следует сказать о проверке отдельных льгот, предоставляемых специализированным организациям для осуществления специализированной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 381 НК РФ льгота предоставляется исключительно для осуществления деятельности по исполнению наказаний, однако в соответствии с действующим порядком любая деятельность предприятий уголовно-исполнительной системы служит либо для исполнения наказания и привлечения осужденных к труду, либо для развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, что также относится к деятельности по исполнению наказаний. На взгляд автора, следует руководствоваться ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в соответствии с которой имущество таких предприятий (учреждений) находится в федеральной собственности и передается указанным предприятиям (учреждениям) в оперативное управление. Таким образом, льгота будет распространяться только на федеральное имущество, переданное предприятиям системы ФСИН России, вопрос о предоставлении льготы по иному имуществу таких предприятий необходимо решать исходя из условий использования данного имущества.
При проверке льготы, предоставляемой п. 2 ст. 381 НК РФ, рекомендуется руководствоваться письмом Минюста России от 24.12.1997 № 08-18257-97 в части, имеющей отношение к определению, что осуществляемая деятельность является религи-
Правовые основания использования льгот по налогу на имущество
Основание в соответствии с НК РФ Правовые основания применения льгот Примечания
Пункт 1 ст. 381 Статья 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 № 89 Учреждения, исполняющие наказания, являются специализированными учреждениями, с особыми условиями хозяйствования. Такие учреждения создаются Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России), их цели и задачи прописаны в уставе учреждения (предприятий)
Пункт 2 ст. 381 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» Льгота применяется только в отношении имущества, которое используется для ведения религиозной деятельности. Иное имущество подлежит налогообложению в общем порядке
Пункт 3 ст. 381 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Общественными организациями инвалидов признаются те, которые созданы инвалидами и лицами, представляющими их интересы. Цель такой организации — защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов. Статус таких организаций определяется по уставным документам
Пункт 4 ст. 381 Положение о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 500 Предприятие, занимающееся производством лекарств, должно иметь лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Льгота предоставляется только предприятиям, у которых указанная деятельность является основной, и только в отношении имущества, предназначенного для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. В отношении иного имущества налог уплачивается в общем порядке
Пункт. 5 ст. 381 Положение «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ от 30.11.1992 № 1487 Отнесение объектов к особо ценным осуществляется указом Президента РФ. Объекты должны быть включены в Государственный свод особо ценных объектов находящийся в Минкультуры России
Пункт 6 ст. 381 (действует до 01.01.2006) Положение «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 Объекты жилищного фонда и их инженерной инфраструктуры определяются согласно техническому паспорту БТИ
Пункт 7 ст. 381 (действует до 01.01.2006) Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359. Инструкция по проведению паспортизации и единовременного учета спортивных сооружений, утвержденная приказом Государственного комитета РФ по физкультуре и туризму от 08.04.1996 № 117. Положение об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 Рекомендациями Минфина России объекты социально-культурной сферы определяются в соответствии с ОКОФ. Все объекты спортивных сооружений в 1997 г. проходили паспортизацию и имеют соответствующий паспорт. Организация не может использовать льготу по объектам, не используемым по назначению, если имущество используется по назначению частично, то льгота предоставляется в части имущества, используемого по назначению, при этом организация ведет раздельный учет имущества, используемого по различным видам деятельности
Основание в соответствии с НК РФ Правовые основания применения льгот Примечания
Пункт 8 ст. 381 (действует до 01.01.2005) Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденное Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13-6-5/9564, МНС России от 02.12.2002 № БГ-18-01/3 Подтверждается следующими документами: сводным перечнем имущества мобилизационного назначения (ф. № 1), перечнем сооружений, оборудования и инвентаря, закрепленного за мобилизационным имуществом (ф. № 2), планом мобилизационных работ (ф. № 3), сметой мобилизационных работ (ф. № 4)
Пункт 9 ст. 381 Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Положение о порядке выдачи разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов ядерного топливного цикла, утвержденное приказом Госатомнадзора России от 28.06.2001 № 64 Объекты, относящиеся к атомным, определяются в соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об использовании атомной энергии». На эти объекты должны быть выданы разрешение и лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. На объекты, функционирование которых возможно без указанных разрешения и лицензии, льгота не распространяется
Пункт 10 ст. 381 Статья 24 Кодекса торгового мореплавания РФ Тип судна определяется согласно классификационному свидетельству, выданному органами технического надзора и классификации судов
Пункт 11 ст. 381 Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 При проверке указанной льготы необходимо пользоваться соответствующим Перечнем имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ
Пункт 12 ст. 381 Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности». Положение о лицензировании космической деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 № 422 Организации, занимающиеся космической деятельностью, обязаны иметь лицензию. Объекты космической деятельности подлежат специальной регистрации и имеют соответствующую маркировку. На каждый объект космической деятельности выдается соответствующий сертификат. Указанные документы выдаются Федеральным космическим агентством (Роскосмос)
Пункт 13 ст. 381 Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.05.2002 № 309 Предприятие должно иметь специализированную лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)
Пункт 14 ст. 381 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ, утвержденный приказом Минюста России от 29.07.2002 г. № 211 Адвокатские образования могут учреждаться только адвокатами, имеющими соответствующее удостоверение и внесенные в реестр территориального органа Минюста России. Деятельность адвокатских образований лицензированию не подлежит
Пункт 15 ст. 381 Порядок присвоения статуса государственного научного центра РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 22.06.2003 № 939 Присвоение статуса государственного научного центра осуществляется Правительством РФ по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Льгота распространяется на все имущество научного центра не зависимо от видов осуществляемой деятельности
Основание в соответствии с НК РФ Правовые основания применения льгот Примечания
Пункт 16 ст. 381 (действует до 01.01.2006) Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Положение о государственной аккредитации научных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.10.1997 № 1291 Организации, претендующие на статус научных, обязаны иметь свидетельство о государственной аккредитации, выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнад-зор)
Пункт 17 ст. 381 (действует с 01.01.2006) Федеральный закон «Об особых экономических зонах» от 22.06.2005 № 116-ФЗ; Резидент ОЭЗ — юридическое лицо, зарегистрированное на территории ОЭЗ. Сведения о статусе резидента предоставляет федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ)
озной. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, контроль за исполнением законодательства о свободе совести осуществляется органами прокуратуры, а контроль за соблюдением устава религиозных организаций регистрирующим органом — органами ФНС России.
Пунктом 12 ст. 381 НК РФ предусмотрена льгота исключительно для космических объектов, однако указанные объекты могут принадлежать и использоваться только организациями, имеющими лицензию.
Научные организации, не получившие статуса научного центра и получающие льготу в соответствии с п. 16 ст. 381 НК РФ, лишаются льготы в случае если имущество используется не для осуществления научной деятельности. Научная деятельность включает в себя научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность, а также деятельность по подготовке научных работников, осуществляемую в соответствии с планом научных работ и развития научной организации, утвержденным ученым советом научной организации.
* * *
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы.
Издание осуществляется за счет средств автора.
Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]
V_______________________________________________________________________J