Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СТУДЕНТЫ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилова Наталия Васильевна, Мишакин Владимир Федорович

Основным требованием к проведению занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту для специальной группы относится снижение нагрузки на организм. Остальные особенности зависят от физических возможностей и заболевания обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данилова Наталия Васильевна, Мишакин Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ»



SCIENCE TIME

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ культуре и спорту

В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Данилова Наталия Васильевна, Мишакин Владимир Федорович, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, г. Саранск

E-mail: danilova-ksd@yandex. ru

Аннотация. Основным требованием к проведению занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту для специальной группы относится снижение нагрузки на организм. Остальные особенности зависят от физических возможностей и заболевания обучающегося.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, специальная группа, студенты, спорт.

Здоровый образ жизни - это фактор, от которого зависит существование каждого человека, это залог продолжительности энергичной полноценной и яркой жизни. Современная молодежь все чаще пренебрегает этим фактором, в пользу вредных и отравляющих привычек, которые сильно укоренились среди молодого поколения.

Кроме того, происходит увеличение болезней из-за снижения их общего уровня физической подготовки. Одной из причин которой является уменьшение двигательной активности. Студенты много сидят за компьютерами, долго сидят на парах, выбирают поездки на такси или автобусе вместо пеших прогулок.

Учитывая актуальные условия, наиболее важный вопрос в педагогике - это проблема воспитания учащихся, развитие их личности, их физических способностей. Следовательно, развивать культуру здорового образа жизни и моду на постоянные спортивные нагрузки важнейшая задача предметов «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в ВУЗе.

Большое внимание при этом уделять студентам подготовительной и специальной медицинской группам. С каждым годом численность основной группы уменьшается, а в специальную и подготовительную группы переходят ребята из основной. Повышенная утомляемость, стресс, недосып студентов приводят к снижению их уровня здоровья. Часто такие ребята совсем отказываются ходить на физическую культуру, боясь «навредить» себе еще больше или склоняются к тому, что для них это сложно или невозможно сделать. Однако для учащихся с проблемами здоровья занятия по физической культуре должны быть оздоровительным средством, которое улучшит их физическое

1 SCIENCE TIME 1

состояние и работоспособность. Физические упражнения наоборот будут содействовать развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, уменьшению недостатков в физическом развитии. На парах студенты получат навыки закаливания и методики проведения самостоятельных тренировок. Занятия спортом в ВУЗе должны сформировать потребность к постоянным занятиям физическими упражнениями, привить интерес к здоровому образу жизни, чтобы обеспечить крепкий и здоровый организм в будущем.

Обучение на парах физической культуры для таких студентов должно иметь индивидуальных подход и особые требования к физическим упражнениям, которые предотвратят возможные риски здоровью.

Важно отметить по какому принципу обучающиеся попадают в специальную группу здоровья, которая также делится на группу «А» и «Б». К специальной группе «А» относятся студенты с отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронического заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера. Студенты этой группы могут заниматься с ограничением физических нагрузок и исключением противопоказанных физических упражнений [3]. При этом важно учитывать степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом и функциональном развитии.

К специальной группе «Б» относятся обучающиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий.

Физическая культура для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, включает в качестве обязательного минимума теоретические, практические, в том числе и консультативно-методические занятия. Также разработаны свои правила и методы проведения занятий, для повышения стимула студентов специальной медицинской группы к физическому совершенствованию организма.

Обучение спорту для студентов специальной медицинской группы следует проводить по методике базово-вариативного подхода. Основное занятие (70-80 мин.) делится на две части: базовую, которую проводит преподаватель, 60-70 % от времени основного содержания, и вариативную (40-30 %), в течение которой студент занимается по своему плану, в соответствии со своими физическими возможностями и задачами занятия [1].

Студентам специальной медицинской группы рекомендовано использовать упражнения без дополнительного веса, чтобы не давать дополнительную нагрузку на организм. Достаточно работы с собственным весом, чтобы способствовать укреплению сердечно-сосудистой и мышечной системы, увеличить работоспособность студентов. Кроме того, эффективным средством для укрепления и тренировки сердечной мышцы являются: ходьба на лыжах, бег трусцой, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон. Главным на занятиях для студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями должны быть физические упражнения с постепенно возрастающей нагрузкой.

Большое место среди заболеваний занимают проблемы нервной системы и травмы головного и спинного мозга. При травме головного мозга могут быть

17

1 SCIENCE TIME 1

ушибы, ранения и сотрясения [5]. План занятий при заболевании ЦНС, травм головного и спинного мозга должен быть направлен на поднятие общей активности организма, поддержку психики, совершенствование двигательных и чувствительных функций. Спортивные упражнения необходимо выполнять общего и специального уровня. Тренировка должна начинаться в медленном ритме с постепенным увеличением нагрузки, важно обращать внимание на количество физической нагрузки и интенсивность. Хорошее воздействие оказывают дыхательные упражнения статического и динамического характера. Таким образом, улучшается работа дыхательной и сердечнососудистой систем, укрепляется мышечно-связочный механизм.

Распространены также заболевания органов дыхания, влекущие за собой нарушение газообмена в лёгких и тканях. Наиболее часто встречаются заболевания лёгких: пневмония, бронхит или астма [5]. Для студентов, которые недавно переболели, или имеющих хронические заболевания дыхательной системы, занятия физическими упражнениями способствуют улучшению вентиляции легких, восстановлению нормального газообмена, предупреждают развитие осложнения в лёгких, а также исправляют нарушения дыхательной функции.

При заболевании органов дыхания обучающимся рекомендовано выполнять общие и специальные упражнения. Принцип работы на занятиях определяется степенью заболевания и физической подготовленностью студента. Вначале выполняют дыхательные упражнения статического характера, а затем динамического.

Общие тренировки выполняются в медленном темпе, потому что при быстром собьется ритм дыхания, увеличится вывод углекислоты, что негативно отразится на организме учащегося. Специальные упражнения улучшают дыхание в покое и в движении, делают дыхательную мускулатуру сильной, увеличивают подвижность грудной клетки. Для результата таких физических упражнений необходимо знать правильное положение рук: если руки поднять за голову или вверх улучшится вентиляция нижних долей лёгких, а если руки поставить на пояс - станет лучше вентиляция верхушки легкого.

В тренажерном зале студенты специальной медицинской группы должны заниматься по дифференцированный подходу, который будет отталкиваться от состояния здоровья и физической подготовленности учащегося. При развитии силовой выносливости возможны небольшие отягощения, но также не перегружающие позвоночник. Такие тренировки выполняются сидя на тренажере с наклонной спинкой, или лёжа. Силовые упражнения на занятиях физической культурой не только поддерживают спортивные качества занимающихся, но и оказывают влияние на хорошую работу их средечно-сосудистой системы.

Причиной перевода в специальную группу здоровья является и гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, нарушение обмена веществ. Занятия спортом для таких студентов должны быть общеукрепляющими и специальными, которые будут улучшать кровообращение, перистальтику, секторную функцию желудка, и решать другие проблемы. Выполняют упражнения лежа на спине, сидя, в медленном или среднем темпе, при этом учитывают дозировку нагрузки.

18

1 SCIENCE TIME 1

При нарушении обмена веществ, студенты могут страдать ожирением. Оно может возникать из-за излишнего потребления пищи и малоподвижного образа жизни или из-за нарушения деятельности желез внутренней секреции. Методика занятий должна быть направлена на улучшение сердечнососудистой системы, которая страдает от лишнего веса. Упражнения должны развивать кровообращение, дыхательную систему, укреплять опорно-двигательный аппарат и уменьшать избыточный вес. Если студент страдает ожирением из-за малоподвижного образа жизни и избыточной пищи в рационе, то упражнения необходимо выполнять длительное время с использованием нагрузок на большую группу мышц. При заболеваниях, являющихся причиной ожирения, уменьшается нагрузка, и в выполнении физических упражнений задействованы средние группы мышц.

Таким образом, общими особенностями по проведению занятий по элективным модулям по физической культуре и спорту в специальной медицинской группе являются - меньшее количество нагрузки на организм студента; особые требования к физическим упражнениям, которые предотвратят возможные риски здоровью; индивидуальный подход из-за особенностей разных болезней; занятия направлены на оздоровление студентов, увеличения из работоспособности. Поддержание и укрепление здоровья, повышение физических способностей студентов специальных медицинских групп является важной составляющей при обучении, потому что в ВУЗе формируются основы для успешной и долголетней профессиональной деятельности молодых специалистов. Потому что без спортивных нагрузок невозможно пожить долгую и здоровую жизнь. Французский клиницист Клеман Жозеф Тиссо писал: «Движение как таковое может заменить все лечебные средства мира, но ни одно лекарство по своему действию не может заменить движение» [4].

Литература:

1. Борисова Н.Ю. Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Н.Ю. Борисова, Т.Н. Галкина, Я.Е. Якимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 248-251.

2. Ильницкая Т.А. Элективные курсы по физической культуре и спорту: метод указания / Т.А. Ильницкая, Е.А. Калашник. - Краснодар: КубГАУ, 2019. -29 с.

3. Токарева А.В. Организации занятий со студентами специальной медицинской группы в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// web.snauka.ru/issues/2013/09/26246

4. Физические упражнения при болезнях сердца и сосудов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fizkultura-vsem.:гu/физические-упражнения-при-болезнях-с/

5. Элективные дисциплины по физической культуре и спорту: описание, цели и задачи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/ fizicheskaya_kultura/

elektivnye_discipliny_po_fizicheskoy_kulture_i_sportu_opisanie_celi_i_zadachi/

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.