Научная статья на тему 'Организация занятий по физической культуре со студентами с избыточным весом'

Организация занятий по физической культуре со студентами с избыточным весом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
400
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС / ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ / PHYSICAL EDUCATION CLASSES / ПЕРЕМЕННЫЙ И РАВНОМЕРНЫЙ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ / VARIABLE AND UNIFORM TRAINING METHODS / EXCESSING WEIGHT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеева Мария Васильевна, Гилко Валентина Николаевна, Хмырова Ольга Анатольевна

Последние научные исследования, посвященные проблемам здоровья населения, выявили тревожную тенденцию снижения уровня двигательной активности и роста заболеваний среди студенческой молодежи. Одно из наиболее серьезных заболеваний ожирение. В статье приводятся данные по типу, формам и степени ожирения; уточняется организация и методика проведения занятий по физической культуре со студентами с избыточным весом с применением переменного и равномерного методов тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеева Мария Васильевна, Гилко Валентина Николаевна, Хмырова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH OVERWEIGHT STUDENTS

Last scientific research, which devoted to the health problems of people, identified disturbing tendency of reduced level of motor activity and development diseases among students. One of the most serious diseases is obesity. This article has facts about types, forms and degrees of obesity, it is specified the organization and technique of physical education classes for students with excessing weight using variable and uniform training methods.

Текст научной работы на тему «Организация занятий по физической культуре со студентами с избыточным весом»

Литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. 7-еизд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2011. - 616 с.

2. Жарова Т.А, Панцева Е.Ю., Тойшева О.А Необходимость использования системного подхода при организации образовательного процесса в военном вузе // Мир науки. - 2017. - № 2 (Т. 5) - С. 36.

3. Военсервис. РФ информационное обеспечение военнослужащих [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka/ogp/znat-i-strogo-vyipolnyat-meryi-bezopasnosti-v-hode-boevoy-uchebyi-i-povsednevnoy-deyatelnosti-podrazdeleniy/ (Дата обращения 20.01.2018)

4. Основные принципы учета человеческого фактора в руководстве по проведению проверок безопасности полетов [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Docs/9806_cons_ru.pdf (Дата обращения 20.01.2018)

5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 20.01.2018 г.)

Педагогика

УДК 796.011.3:616 - 056:378.17 доцент Алексеева Мария Васильевна

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Гилко Валентина Николаевна

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Хмырова Ольга Анатольевна

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ С ИЗБЫТОЧНЫМ

ВЕСОМ

Аннотация. Последние научные исследования, посвященные проблемам здоровья населения, выявили тревожную тенденцию снижения уровня двигательной активности и роста заболеваний среди студенческой молодежи. Одно из наиболее серьезных заболеваний - ожирение. В статье приводятся данные по типу, формам и степени ожирения; уточняется организация и методика проведения занятий по физической культуре со студентами с избыточным весом с применением переменного и равномерного методов тренировки.

Ключевые слова: студенты, избыточный вес, занятия по физической культуре в вузе, переменный и равномерный методы тренировки.

Annotation. Last scientific research, which devoted to the health problems of people, identified disturbing tendency of reduced level of motor activity and development diseases among students. One of the most serious diseases is obesity. This article has facts about types, forms and degrees of obesity, it is specified the organization and technique of physical education classes for students with excessing weight using variable and uniform training methods.

Keywords: students, excessing weight, physical education classes, variable and uniform training methods.

Введение. Избыточный вес (ожирение) - это заболевание, связанное с нарушением обмена веществ и проявляющееся в увеличении массы жировой ткани как составной части всего организма. Это вызывает ряд биохимических и патофизиологических расстройств, которые могут быть субклинического характера (являются фактором риска возникновения в будущем осложнений в отдельных органах) или клинического характера, когда диагностируются уже вторичные патологические симптомы [1, 4]. Избыточное отложение жировой ткани является добавочным грузом, затрудняет функционирование сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем, ускоряет утомление, понижает работоспособность и сопротивляемость организма. При ожирении ухудшается внешний вид, наблюдается преждевременное старение и сокращение жизни человека. Общественные последствия ожирения в отношении укорочения средней продолжительности жизни можно сравнить только с влиянием заболеваний систем кровообращения или опухолей. По мнению экспертов, элиминация ожирения может привести к увеличению средней продолжительности жизни людей в США на 4 года, а ликвидация опухолей - только на 2 года [2, 5].

На возникновение и развитие ожирения влияют ряд внутренних и внешних факторов. Например, в основе развития наиболее распространенной обменно-алиментарной формы ожирения лежат избыточное питание и недостаточное окисление введенных пищевых продуктов. Также значимыми факторами являются перенапряжение нервной системы, сниженная физическая активность, неадекватный расход энергии, что ведет к нарушению гомеостаза, энергетического обмена и выражается в повышенном отложении жира в организме [5].

Избыточный вес - наиболее часто встречающаяся разновидность нарушений жирового обмена. Различают две формы ожирения:

- экзогенное ожирение - является следствием излишнего питания и ограниченной физической (двигательной) деятельности;

- эндогенное ожирение - обусловлено нарушением функций желез внутренней секреции (щитовидной железы, передней доли гипофиза, коры надпочечников, половых желез, поджелудочной железы) или регуляции жирового обмена в центральной нервной системе [3].

Различают четыре степени ожирения:

- I степень - избыток массы тела превышает норму на 15-20 %;

- II степень - вес тела превышает норму на 21-50 %;

- III степень - вес тела превышает норму на 51-100 %;

- IV степень - вес тела превышает норму более чем на 100 %.

Кроме того, не следует упускать из поля зрения лиц, имеющих превышение веса только на 10 %, особенно если это молодые люди, и они патогенетически предрасположены к ожирению.

Даже у лиц средней упитанности в жировой ткани находится обычно огромный запас энергии -достаточный на целый месяц полного голодания. В современных условиях такой большой резерв биологически неоправдан, его наличие в такой или даже увеличенной форме - это проявление адаптационной инертности человеческого организма к изменяющимися условиям окружающей среды в цивилизованных странах. За последние 30-40 лет наблюдается рост числа сердечнососудистых заболеваний, тяжелых форм нарушения обмена веществ, сахарного диабета, гипертонии, «ожирения печени». Эти заболевания врачи не случайно называют «спутниками ожирения». По самым скромным оценкам в России избыточный вес имеется у 25-30 % россиян, а ожирением страдают почти 20 % населения. В некоторых возрастных группах и «группах риска» эти показатели существенно выше. У 75 %, женщин в возрасте 35-55 лет регистрируется избыток веса, а показатель ожирения приближается к 50 % [7, 8].

Учитывая пугающую статистику, многие государства начали широкомасштабную программу по оздоровлению питания и уменьшению массовой доли высококалорийных продуктов. Например, ежегодные затраты США на решение данной проблемы составляют более 65 миллионов долларов. Решение проблем, связанным с глобальным ожирением нации стоит в первых рядах с проблемами по обеспечению национальной безопасности. В Великобритании за последние десять лет число людей, страдающих ожирением, увеличилось втрое. Британцы возглавили список самых толстых наций Европы. Ежегодно эта проблема обходится им в 13 млрд. фунтов стерлингов. С января 2011 года правительство Великобритании планировала выделять каждой британской семье 50 фунтов стерлингов в качестве помощи для перехода на здоровое питание. Финансовая поддержка будет осуществляться в рамках борьбы за здоровье нации [4].

Таким образом, проблема борьбы с ожирением, особенно у молодых людей, представляется весьма важной и актуальной.

Формулировка цели исследования. Изучить особенности проведения занятий физической культурой со студентами с избыточным весом и показать возможность применения переменного и равномерного методов тренировки как средства эффективной нормализации всех видов обмена, значительного увеличения энерготарт, повышения общей работоспособности студентов.

Организация и методика исследования. Неоспоримым является тот факт, что оптимальный уровень физической активности является одним из условий нормализации веса тела. О пользе рационально организованного движения для людей, страдающих ожирением, говорил еще великий врач Древнего Рима Гален, который исцелял ожиревших и немощных патрициев, заставляя их косить траву, копать землю, рубить дрова, бегать, заниматься гимнастикой, водными процедурами, прописывая специальную (весьма скромную) диету. Эти простые средства снижали массу тела, укрепляли сердечнососудистую систему, избавляли от одышки, способствовали сохранению здоровья [2]. Соответственно необходимо совершенствовать содержательно-организационные аспекты физического воспитания студентов, имеющих избыточный вес, в направлении создания условий для решения следующих задач:

- повышение обмена веществ и профилактика дальнейшего отложения жира;

- нормализация функции сердечнососудистой и дыхательной систем, урегулирование деятельности органов брюшной полости, укрепление мышц передней поверхности туловища;

- улучшение осанки и координации движений;

- повышение активности и работоспособности;

- уменьшение избыточной массы тела;

- нормализация и улучшение двигательной сферы студентов с избыточным весом.

Для реализации цели исследования был организован и проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 29 студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко (19 девушек и 10 юношей). У всех студентов был избыточный вес, но отсутствовали какие-либо выраженные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Для получения разного рода информации об испытуемых применялись такие методы исследования как опрос, антропометрия, тестирование, пульсометрия (в покое и после физических нагрузок). Для более объективной оценки функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем были использованы:

- индекс Скибиньского, дающий представление о динамике функционального состояния кардиореспираторной системы и определяющейся по формуле: I = V х Т/100 х Н, где V - жизненная емкость легких, Т - проба с задержкой дыхания (Штанге), Н - ЧСС;

- двухступенчатый степ-тест (Ноак - Руффир) определяющий уровень аэробной физической работоспособности. Достоинством этой модификации являются ее простота, доступность и возможность оценивать мощность выполняемой работы (по принципу PWC-170) без использования сложных формул и велоэргометрии.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных антропометрических измерений показал, что 17 студентов имеют первую степень ожирения, 10 студентов - вторую и два студента - третью степень. В результате проведенного опроса выяснилось, что у 20 студентов кто-нибудь из родителей - отец или мать, а иногда и оба - тучные люди; у 3 - кто-нибудь из родственников имеют избыточный вес, 6 студентов подтвердили явную склонность к употреблению обильного количества пищи и не могут себе отказать в употреблении булочных изделий и сладостей. Почти все опрошенные признали, что физическим трудом занимаются мало, а направленными физическими упражнениями занимаются только на занятиях по физическому воспитанию (при этом выяснилось, что уже в школе некоторые освобождались от уроков физической культуры). Режим питания у них нерациональный, несмотря на то, что питаются они 3 раза в день: первый прием пищи т.е. завтрак - после 11 часов, обед - от 16 до 19 часов, ужин - от 20 до 22 часов. Все студенты ведут малоподвижный образ жизни. У 15 студентов в детстве вес был в норме и стал увеличиваться после 12-14 лет, у 5 студентов увеличение веса произошло после 16 лет, 9 человек полными были всегда.

На этом этапе обследования мы сделали вывод, что все студенты имеют наследственно-конституционную форму ожирения, спровоцированную фактором нерационального питания, переедания, малоподвижного образа жизни. Другие формы ожирения - церебральная и эндокринная - нами не устанавливались (для их диагностики необходимо медицинское обследование).

По типу ожирения студенты распределились следующим образом:

- верхнее ожирение (т.е. ожирение в области лица, шеи, туловища, верхней части живота) - 6 студентов;

- среднее ожирение (т.е. отложение жира вокруг таза, ягодиц и нижней части живота) - у 20 студентов;

- общее ожирение - у 3 студентов.

Пульсометрия позволило нам также сделать вывод, что непосредственное действие вида физических нагрузок вызывает учащение пульса в среднем на 50 - 60 ударов в минуту. В восстановительном периоде этот показатель быстро возвращается к исходному.

С учетом того, что для занятий физической культурой со студентами, имеющими избыточный вес, особенно показаны упражнения «на выносливость» (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, и др.), способствующие расходованию большого количества углеводов и выходу из депо нейтральных жиров и их расщеплению, они и составили основу содержания экспериментальной программы [7]. Было также учтено, что при экзогенной форме ожирения преимущественно следует использовать упражнения для крупных мышечных групп, в том числе для мышц брюшного пресса. Движения рекомендуется выполнять с большой амплитудой. Помня о липолитической активности легких, необходимо умело сочетать движения с глубоким дыханием. Скоростные упражнения планировалось применять редко по причине того, что они, во-первых, не являются энергозатратными и, во-вторых, для студентов, имеющих избыточный вес, трудно выполнимы. В качестве основных методов тренировки были выбраны переменный и равномерный методы, так как их применение способствует значительному увеличению энергетических затрат организма, нормализации всех видов обмена, усилению липолитических процессов в различных органах, стимуляции функций всех органов и систем, повышении адаптации к нагрузкам и росту общей работоспособности [4].

Занятия физической культурой со студентами с избыточным весом проводились три раза в неделю по два часа. Для адаптации студентов к предлагаемым нагрузкам весь цикл занятий условно разделили на два периода: подготовительный и тренировочный.

Задачи подготовительного периода - обучение технике бега, улучшение показателей внешнего дыхания и гемодинамики. Использовался переменный метод тренировки - бег в медленном темпе чередовался с ускоренной ходьбой. Нагрузка подбиралась таким образом, чтобы работа протекала в аэробных условиях, так как для большинства студентов с избыточным весом нежелательно образование кислородного долга. Максимальное увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) после бега допускалось на 30-50 % (в среднем 120-130 уд/мин). Продолжительность интервалов активного отдыха подбирались таким образом, чтобы ЧСС в это время почти достигала исходных величин (70-90 уд/мин). В общем, к концу первой половины подготовительного периода протяженность беговых отрезков увеличивалась с 500 м до 3000 м у девушек и до 4000 м у юношей.

С середины подготовительного периода в занятиях стали использовать равномерный метод тренировки -бег в медленном и среднем темпе сначала в течение 2 мин. Постепенно время непрерывного бега увеличивалось до 6 мин (тест Купера).

Задачи тренировочного периода - совершенствование техники бега на длинные дистанции, дальнейшее улучшение показателей гемодинамики и внешнего дыхания, повышение физической работоспособности. Отличительной чертой этого периода являлось увеличение дистанции непрерывного бега - у девушек до 5 км, у юношей - до 6 км. Время выполнения равномерного бега увеличили с 6 мин. до 12 мин. (тест Купера). Максимальное увеличение ЧСС после бега допускалось до 150 - 160 уд/мин.

Студентам, участвующим в эксперименте, были даны следующие рекомендации:

1. Заниматься в тренировочных костюмах (предпочтительно теплых) для усиления потоотделения, после занятий принимать теплый душ.

2. Сочетать рациональный режим двигательной деятельности с применением диетотерапии (ограничение общей калорийности пищи и нормы жиров и углеводов уменьшении потребления жидкости, соли, сахара).

3. Исключить алкогольные напитки, которые ослабляют самоконтроль за употреблением пищи и сами являются источником энергии.

4. Исключить из пищи возбуждающие аппетит блюда и продукты (пряности, крепкие бульоны, соусы).

5. Употреблять продукты, способствующие нормальному опорожнению кишечника (чернослив, курага, красная свекла).

6. Соблюдать режим 5-6 разового (дробного) питания с добавлением к рациону между основными приемами пищи овощей и фруктов.

7. Самостоятельно выполнять физические упражнения, обращая внимание на следующие положения:

- силовые упражнения выполнять в умеренном темпе;

- постепенно вводить в занятия скоростно-силовые упражнения (прыжки, подскоки);

- использовать статические напряжения разной интенсивности;

- чередовать статические и динамические дыхательные упражнения с упражнениями на координацию и расслабление;

- исключить большие физические нагрузки, не допускать выполнения упражнений и бега до сильного утомления [6].

В конце педагогического эксперимента, который длился в течении учебного года (в ПГУ им. Т.Г. Шевченко занятия по физкультуре проводятся с сентября до декабря и с марта до июня) было проведено повторное диагностическое обследование, показавшее достоверное улучшение функционального состояния студентов, занимающихся по экспериментальной программе. Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем улучшилось на 13,3 % (на начало учебного года индекс Скибиньского составил 20,09 + 4,02, а в конце учебного года - 26,9 + 4,44). По результатам степ-эргометрии физическая работоспособность повысилась у юношей на 11,8 %, у девушек - на 10,7 %.

За время эксперимента студенты похудели от 5 до 9 кг.

По общему мнению всех студентов, занятия по экспериментальной программе на открытом воздухе способствовали улучшению самочувствия и настроения. Применение переменного и равномерного методов тренировки создали условия для успешного выполнения постоянно усложняющихся заданий, связанных с продолжительной работой, что в свою очередь повысило самооценку и интерес к занятиям физкультурой. Результат в виде сниженного веса способствовал формированию убежденности в необходимости занятий физическими упражнениями и бегом.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование подтвердило имеющийся оздоровительный потенциал циклических упражнений, и таких методов тренировки как переменный и равномерный. При проведении занятий физкультурой со студентами, имеющими избыточный вес, в каждое необходимо

включать длительную ходьбу и бег, максимально насыщать движениями весь режим дня студентов (ходьба пешком в университет и домой, утренняя гимнастика, самомассаж и др.).

Литература:

1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. Учебное пособие. - М.: Альфа-М Инфра-М., 2010.

2. Виленский М.Я., Горшков А.В. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Учебное пособие. - М.: «КноРус», 2012.

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. - М.: Медицина, 1999.

4. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012.

5. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

6. Попов С.Н. Физическая реабилитация. Учебник для академий и институтов ФК. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

7. Сальников А.Н. Физическая культура. Конспект лекций. - М.: Приор, 2005.

8. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - Волгоград.: Учитель, 2009.

Педагогика

УДК: 37.042

кандидат педагогических наук, профессор Алешин Игорь Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Слинкина Надежда Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); аспирант кафедры теории и методики спортивных игр Самойлова Елена Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И НЕЛИНЕЙНОСТЬ В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ: НАПРАВЛЕНИЯ,

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация. Непрерывная эволюция теории, программ и технологий спортивной подготовки, приведшая к небывалому росту спортивных достижений, увеличению параметров задаваемых нагрузок, улучшению качества и условий реализации тренировочных и соревновательных воздействий требует серьезного анализа, обобщения и обновления содержания, форм и принципов познания и построения спортивной подготовки, выдвигает в качестве целого ориентира для научного поиска и практической реализации идею управления процессом спортивной подготовки через преодоление неопределенности, проявляющуюся в нелинейности. Преодоление неопределенности и нелинейности, придание процессу спортивной подготовки упорядоченности и предсказуемости возможно на основе осмысления ведущих направлений модернизации спортивной подготовки, разработку эффективных программ и технологий реализации данных направлений с учетом объективных научных данных и проведения комплексного контроля.

Ключевые слова: спортивная подготовка, неопределенность, нелинейность, разновидности и следствия современного спорта, комплексный контроль.

Annotation. The continuous evolution of theory, programs and technologies of sports training which led to unprecedented growth of sports achievements, to the increase of parameters of loads, to improve the quality and implementation of training and competitive influences requires a serious analysis, compilation and updating of the content, forms and principles of knowledge and the construction of sports training, put forward as a benchmark for scientific research and practical implementation of the idea management process of sports training through overcoming uncertainty, which manifests itself in a nonlinearity. Addressing uncertainty and nonlinearity, make the process of sports training of orderliness and predictability perhaps based on the understanding of leading directions of modernization of athletic training, the development of effective programs and technologies implement these areas based on objective scientific data and the comprehensive control.

Keywords: sports training, uncertainty, nonlinearity, varieties and consequences of modern sport, integrated control.

Введение. Современная теория и практика спорта содержит в себе существенные элементы неопределенности (точно не установленные), связанные с многообразием методологических подходов к исследованию, программам и технологиям построения спортивной подготовки. Неопределенность связана, во-первых, с чрезвычайной сложностью (до конца во многом не познанной) организма человека и его поведения как объекта управления; во-вторых, высокими (часто предельными) двигательными и психоэмоциональными нагрузками, экстремальными условиями тренировочной и соревновательной деятельности; в-третьих, с возникновением несоответствия между постоянно увеличивающимися требованиями к подготовленности спортсменов, непрекращающимся ростом спортивных достижении, ограниченными адаптационными возможностями организма человека, чрезмерным использованием активных (в том числе запрещенных) средств восстановления и стимуляции работоспособности; в-четвертых, с ярко выраженной индивидуальностью одаренных спортсменов, определяющих необходимость ее объективной диагностики и разработку соответствующей про граммы подготовки с применением оригинальных технологических решений; в-пятых, с ростом конкуренции на крупнейших соревнованиях, постоянно замедляющимися и даже снижающимися результатами спортсменов на международной арене при констатации высокого уровня развития спортивной науки. Последнее можно объяснить невостребовнаностью (или неспособностью) эффективного использования результатов научных исследований со стороны практических работников, излишней «теоретизированностью» научных материалов. В-шестых, с формированием разновидностей современного спорта: детско-юношеского, массового (студенческий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.