Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки в обеспечении безопасности авиационных специалистов'

Особенности профессиональной подготовки в обеспечении безопасности авиационных специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTORS / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / HUMAN-CENTERED SYSTEM / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ЦЕНА ОШИБКИ / PRICE ERROR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Ольга Борисовна, Дрожжин Михаил Анатольевич, Моисейкин Дмитрий Александрович

В статье рассмотрены причины возникновения опасных ситуаций в ходе выполнения профессиональной деятельности военнослужащими, что вызывает необходимость в воспитание личности, осознающей важность вопроса всесторонней безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional training in the security of aviation professionals

The article describes the causes of dangerous situations in the course of performing professional activities by military personnel, thus necessitating the education of the individual, aware of the importance of the issue of comprehensive security.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки в обеспечении безопасности авиационных специалистов»

Педагогика

УДК 37.02

доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат исторических наук Дрожжин Михаил Анатольевич Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат технических наук, доцент Моисейкин Дмитрий Александрович Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ

АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены причины возникновения опасных ситуаций в ходе выполнения профессиональной деятельности военнослужащими, что вызывает необходимость в воспитание личности, осознающей важность вопроса всесторонней безопасности.

Ключевые слова: профессиональное образование, человеческий фактор, антропоцентрическая система, безопасность, цена ошибки.

Annotation. The article describes the causes of dangerous situations in the course of performing professional activities by military personnel, thus necessitating the education of the individual, aware of the importance of the issue of comprehensive security.

Keywords: vocational education, human factors, human-centered system, security, price error.

Введение. Военная служба это сложное социальное и правовое явление. Ее исполнением достигаются цели обеспечения безопасности личности и общества от внешних угроз, противостояния агрессии, защиты территориальной целостности и суверенитета государства. Воинская служба относится к одной из самых опасных профессий и сопряжена с многими опасностями, которые влияют на здоровье и жизнь военнослужащих.

Военные летчики взаимодействуют с летательным аппаратом и образуют единую эргатическую систему «вертолет-летчик». Сложность данной системы заключается не только в управлении не простым техническим средством, но и в том, что летчик находится в непривычных для человека условиях, где испытывает определенные перегрузки на организм, приводящие к нарушению нормальных функций жизнедеятельности.

В настоящее время безопасность, как в повседневной жизни, так и в профессиональной является актуальной темой. Повысить уровень знаний в области безопасности жизнедеятельности гарантирует снижение негативных последствий от несчастных случаев.

Изложение основного материала статьи. В окружающем нас мире возникают новые взаимодействия живой и неживой материи в развивающихся техносферных условиях, что приводит к потребности одновременной защиты и природы и человека от негативных влияний. Поэтому возникает необходимость в объединении общих методических основ в единые знания, которые призваны обеспечивать комфортное состояние и безопасность человека при взаимодействии со средой обитания.

Актуальность безопасного существования человека в техносреде обуславливается стремительным развитием научно-технического прогресса. Новый положительный результат соседствует с потенциальной опасностью. Все действия человека обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы, что требует от каждого специалиста умение определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного действия на человека. Не случайно последнее время уделяется большое внимание образованию в области безопасности жизнедеятельности. Оно предусматривает три уровня [1]:

первый уровень - общеобразовательный, проводится в средней школе, нацелен на получение навыков личной и коллективной безопасности;

второй уровень - обучение в вузе, по направлениям подготовки специалистов, изучаются отдельные вопросы безопасности труда и негативные последствия профессиональной деятельности;

третий уровень - подготовка инженеров по безопасности жизнедеятельности, осуществляющих комплексную оценку технических систем и производств.

Человек постоянно находится во взаимодействие с различными средами: средой обитания, техносредой, социальной, профессиональной и т.п., образуя при этом антропоцентрическую систему, что требует выработки определенных норм и правил безопасности в различных сферах.

Воинская служба относится к одной из самых опасных профессий. Военнослужащий должен быть готов рисковать своей жизнью и здоровьем ради других. В этой связи каждый курсант обязан обладать объемом знаний, умений и навыков необходимых для практического применения и организации безопасности жизнедеятельности в воинских частях в мирное время, в боевой обстановке и быть готовым оказать помощь гражданскому населению при возникновении чрезвычайных ситуаций [3].

Военный летчик в совокупности со своей боевой машиной создает систему «человек - машина - среда», в которой используются возможности каждого. В такой системе нет неуязвимых звеньев: человеческий фактор, конструктивно производственный недостаток летательного аппарата, влияние внешних факторов (метеорологических, орнитологических, радиотехнических и т.д.) обуславливают высокую степень случайности и связанное с ней поле повышенной опасности. Каждый элемент системы имеет слабые места и для того чтобы произошла катастрофа достаточно сбоя в любой ее составляющей.

Пилот - главный элемент системы. Благодаря наличию человека в этой системе ставится цель и задачи, выбирают средства их достижения, система становится целеустремленной [2]. Эффективное и безопасное функционирование такой системы достигается при оптимальном сочетании возможностей человека и машины. На погодные условия повлиять практические не возможно, за надежность машины отвечают инженеры и конструкторы, а за человека может отвечать только сам человек. Но даже самый подготовленный пилот не всегда может противостоять двум другим элементам системы. Любая машина при неправильной эксплуатации, не профессиональном подходе может нести в себе угрозу. Грамотное управление летательным

аппаратом является основным фактором, влияющим, как на безошибочное выполнение боевой задачи, так и определяющее личную безопасность пилота.

Любой полет это совокупность потенциально возможных особых случаев. В экстренной ситуации помощь летчику может оказать только он сам. Статистика причин авиакатастроф следующая [5]: 50% -ошибки пилота; 22% - технические проблемы; на третьем месте погодные условия - 12%. Ошибки пилота спровоцированные техникой составляю 5%; обусловленные погодой - 16%; неспровоцированные - 29%. Данная статистика свидетельствует о том, что причина многих ошибок летного состава носит субъективный характер: низкая профессиональная подготовка; личная недисциплинированность; переутомление из-за не соблюдения установленных норм труда и отдыха; и определяется как «человеческий фактор».

Ошибки, квалифицированные в данную группу носят не преднамеренный характер. Человеческий фактор самая сильная и самая слабая сторона в военном деле, так как без человека любая техника груда металла. В авиации это не образ, а итог любой человеческой ошибки. Летчик выполняет неверные действия, будучи уверенным в их правильности, при этом он может испытывать в это время:

- эмоциональное напряжение, которое проявляется как чрезмерное волнение в ожидании результата;

- снижение внимания, находясь в привычной, спокойной обстановки не ожидая каких-либо осложнений;

- неудовлетворенное психическое состояние, проявляющееся в рассеивание внимания.

Постоянные перегрузки и эмоциональное напряжение приводит к быстрой утомляемости, потере внимания, совершению ошибок. Ошибки являются важным элементом учета человеческого фактора в авиации, поэтому необходимо добиться полного понимания приводящих к ним причин. Совершение ошибок может быть вызвано следующими причинами [4]:

Организационная (управленческая) причина:

- не были распределены обязанность надлежащим образом;

- командир воздушного судна не правильно использовал имеющиеся ресурсы и т.п.

Техническая причина:

- чрезмерное доверие автоматизации;

- нарушение стандартных эксплуатационных процедур;

- разная компоновка панелей на различных типах воздушных судов и т.п.

Информационная причина:

- ошибки при передаче информации;

- сбой связи, не внятная речь и т.п.

Разнообразные факторы влияют на работоспособность летчика, снижая ее и приводя к ошибкам. Правильное понимание причин, по которым человек совершает ошибки, позволит разработать более эффективную стратегию их предупреждения и повысить контроль над ними.

Рассматривая ошибки пилота нельзя упускать из виду такие аспекты как возможности и ограничения человека, что является главной причиной при рассмотрении проблемы человеческого фактора. Многие проблемы связанные с человеческим фактором изначально были связаны с оказанием на пилота таких внешних воздействий как шум, вибрация, температурный режим (жара или холод), сила ускорения [4].

Ошибки пилота могут быть вызваны несовершенством системы «человек - машина», которые можно свести к минимуму путем усовершенствования интерфейса между пилотом и оборудованием кабины экипажа. Для этого используют такое направление как эргономика, изучающее закономерности взаимодействия человека и технической системы. Эргономика проектирует и совершенствует процессы выполнения деятельности и способы специальной подготовки. Как результат - повышение эффективности в системе «человек - машина», направленный на сохранение здоровья человека.

При рассмотрении ошибок пилота нельзя пренебрегать отношениями между людьми, которое при неудовлетворительном взаимодействие может приводить к снижению эксплуатационной эффективности, вызванной недопониманием.

Ошибки совершаются в любой сфере деятельности, главное - это цена ошибки. Неблагоприятный исход может иметь разное значение для здоровья, жизни человека. Полностью исключить ошибки из реальной жизни невозможно, а следовательно необходимо научиться управлять уже совершенными ошибками. Для контроля над человеческими ошибками используют два подхода [4]:

Первый подход к снижению ошибок осуществляется на основе высокой квалификации персонала и конструирования органов управления (снижение уровня шума, вибрации, экстремальных температура, взаимодействие между членами экипажа).

Второй подход нацелен на уменьшение последствий уже свершенных ошибок за счет перекрестного мониторинга и взаимодействия членов экипажа.

Устранение ошибок также происходит за счет конструктивных изменений оборудования, что обеспечивает обратимость ошибок и поддерживает эффективность человеческой деятельности.

Как правило, ошибки человека в полете связаны с эксплуатационным персоналом, к которому относятся не только пилоты, но и инженерный состав, диспетчерские службы. При обеспечении безопасности полетов необходим расширенный подход к анализу недостатков системы авиации в целом, а не замыкаться на рассмотрении работоспособности отдельных служащих. В связи с этим актуальной становится задача подготовки специалистов, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций.

В целях повышения уровня безопасности необходимо уделить особое внимание при подготовке авиационного персонала основам человеческого фактора, который условно можно разделить на две составляющие: человеческий элемент, включающий авиационную физиологию и психологию, профессиональную пригодность; и среду взаимодействия пилота - пилот и оборудование, межличностные отношения, рабочая среда.

При рассмотрении человека, как элемента системы «человек - машина - среда» необходимо уделить внимание предельным возможностям анализаторов (зрительного, слухового, вестибулярного), рассмотреть вопросы пространственной дезориентации, причины нарушения биоритмов, особенности переработки информации (оценка и принятие решения) в условиях полета, способность восстанавливаться после стрессовой ситуации.

В рамках рассмотрения пилота в средах взаимодействия рассмотреть типы реагирования на срабатывание аварийных систем, проблемы передачи вербальной и невербальной информации, рассмотреть влияние на пилота внутренней, внешней и социально-экономической среды.

Курсанты в процессе обучения приобретают определенные компетенции (умения) и способности к выполнению определенных действий на основе полученных знаний. В ходе многократного повторения действия доводятся до автоматизма и совершаются без участия сознания, что приводит к быстрому исполнению с минимальными физическими и психическими затратами. Действия, которые осуществляются на основе индивидуального опыта, и функционируют автоматически, называются навык. Каждое новое действие должно выполняться на более высоком уровне, только в этом случае можно говорить о навыке. Становление навыка проходит ряд этапов:

1. Этап - начальный, при не большом количестве тренировок качество осуществляемых действий улучшается, но после достижения определенного уровня, повышения результата останавливается.

2. Этап - продолжение тренировки, что приводит к повышению результата действий, т.к. навык не имеет жестких элементов в своей составляющей и регулируется зависимости от цели и условий ее достижения.

3. Этап - закрепление навыка умение доводится до автоматизма и при выполнении операции с высоким навыком легко замечается допущенная ошибка.

Отрабатывая отдельные операции и повышая навыки их исполнения, авиационный персонал может работать эффективно и с меньшей степенью утомления и усталости, что позволит сократить ошибки при выполнении сложных действий.

На защищенность авиационного персонала влияет также не соблюдение установленных правил безопасности, как в обыденной жизни, так и при выполнении профессиональной деятельности, что свидетельствует о низком уровне культуры безопасности жизнедеятельности.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.

Необходимо знать, что культура безопасности жизнедеятельности - это собственно часть общей культуры.

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Объектом формирования начального уровня безопасности является человек. Поэтому качества личности, которые проявляются в обыденной жизни и при возникновении опасностей и будут определять поведение, как индивидуума, так и поведение группы людей, зависящее от личностных качеств входящих в нее, являются определяющими в том, чтобы не допустить возникновение опасных ситуаций и уменьшить негативные последствия.

Культура безопасности жизнедеятельности включает три уровня:

1. Индивидуальный: привитие ценностей и убеждений в вопросах собственной безопасности и безопасно окружающей среды; приобретение знаний, умений и навыков по вопросам обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности; сохранение природы.

2. Корпоративный: установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации; создание атмосферы психологической готовности к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; развитие у работников организации чувства персональной ответственности по безопасности.

3. Общественно-государственный: проведение политики обеспечения безопасности личности, общества и государства; развитие нормативно-правовой базы; формирования системы социальных ценностей и приоритетов в области безопасности; духовно-нравственное воспитание, пропаганда знаний по вопросам безопасности, социальная реклама и др.

Факторы, влияющие на культуру безопасности: национальная культура; социально-политическая атмосфера; атмосфера регулирования; организационная атмосфера; индивидуальная характеристика человека.

Культура безопасности как часть общей культуры включает следующие социальные явления:

- профилактические меры, устраняющие и снижающие воздействие на человека вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

- социальные институты, действие которых направлено на обеспечение безопасности, как отдельного человека, так и общества в целом;

- формы организации жизни и деятельности людей;

- личное восприятие культуры безопасности в жизнедеятельности конкретным человеком и профессиональными специалистами.

Авиационный командир должен быть способен применять на практике основы обеспечения безопасности полетов в различных ситуациях, организовать защиту войск и оказание помощи местному населению при возникновении различных чрезвычайных ситуаций в районе дислокации подразделения (части). Повысить степень культуры безопасности жизнедеятельности возможно комплексным, системным подходом в образовании на всех уровнях, что увеличит образованность людей в других смежных областях знаний.

Выводы. Таким образом, безопасность авиационного персонала - это защищенность военнослужащих при выполнении профессиональной деятельности и в обыденной жизни. Степень безопасности зависит от различных факторов: организационных, технических, социальных, психических, информационных и др., которые нужно рассматривать комплексно, системно, что требует определенного уровня знаний в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Для этого необходимо повышать культуру безопасности на всех уровнях: индивидуальный, корпоративный, общественно-государственный, и уделять особое внимание качеству личности, т.к. именно человек является объектом формирования начального уровня знаний.

Литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. 7-еизд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2011. - 616 с.

2. Жарова Т.А, Панцева Е.Ю., Тойшева О.А Необходимость использования системного подхода при организации образовательного процесса в военном вузе // Мир науки. - 2017. - № 2 (Т. 5) - С. 36.

3. Военсервис. РФ информационное обеспечение военнослужащих [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka/ogp/znat-i-strogo-vyipolnyat-meryi-bezopasnosti-v-hode-boevoy-uchebyi-i-povsednevnoy-deyatelnosti-podrazdeleniy/ (Дата обращения 20.01.2018)

4. Основные принципы учета человеческого фактора в руководстве по проведению проверок безопасности полетов [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Docs/9806_cons_ru.pdf (Дата обращения 20.01.2018)

5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 20.01.2018 г.)

Педагогика

УДК 796.011.3:616 - 056:378.17 доцент Алексеева Мария Васильевна

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Гилко Валентина Николаевна

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Хмырова Ольга Анатольевна

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ С ИЗБЫТОЧНЫМ

ВЕСОМ

Аннотация. Последние научные исследования, посвященные проблемам здоровья населения, выявили тревожную тенденцию снижения уровня двигательной активности и роста заболеваний среди студенческой молодежи. Одно из наиболее серьезных заболеваний - ожирение. В статье приводятся данные по типу, формам и степени ожирения; уточняется организация и методика проведения занятий по физической культуре со студентами с избыточным весом с применением переменного и равномерного методов тренировки.

Ключевые слова: студенты, избыточный вес, занятия по физической культуре в вузе, переменный и равномерный методы тренировки.

Annotation. Last scientific research, which devoted to the health problems of people, identified disturbing tendency of reduced level of motor activity and development diseases among students. One of the most serious diseases is obesity. This article has facts about types, forms and degrees of obesity, it is specified the organization and technique of physical education classes for students with excessing weight using variable and uniform training methods.

Keywords: students, excessing weight, physical education classes, variable and uniform training methods.

Введение. Избыточный вес (ожирение) - это заболевание, связанное с нарушением обмена веществ и проявляющееся в увеличении массы жировой ткани как составной части всего организма. Это вызывает ряд биохимических и патофизиологических расстройств, которые могут быть субклинического характера (являются фактором риска возникновения в будущем осложнений в отдельных органах) или клинического характера, когда диагностируются уже вторичные патологические симптомы [1, 4]. Избыточное отложение жировой ткани является добавочным грузом, затрудняет функционирование сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем, ускоряет утомление, понижает работоспособность и сопротивляемость организма. При ожирении ухудшается внешний вид, наблюдается преждевременное старение и сокращение жизни человека. Общественные последствия ожирения в отношении укорочения средней продолжительности жизни можно сравнить только с влиянием заболеваний систем кровообращения или опухолей. По мнению экспертов, элиминация ожирения может привести к увеличению средней продолжительности жизни людей в США на 4 года, а ликвидация опухолей - только на 2 года [2, 5].

На возникновение и развитие ожирения влияют ряд внутренних и внешних факторов. Например, в основе развития наиболее распространенной обменно-алиментарной формы ожирения лежат избыточное питание и недостаточное окисление введенных пищевых продуктов. Также значимыми факторами являются перенапряжение нервной системы, сниженная физическая активность, неадекватный расход энергии, что ведет к нарушению гомеостаза, энергетического обмена и выражается в повышенном отложении жира в организме [5].

Избыточный вес - наиболее часто встречающаяся разновидность нарушений жирового обмена. Различают две формы ожирения:

- экзогенное ожирение - является следствием излишнего питания и ограниченной физической (двигательной) деятельности;

- эндогенное ожирение - обусловлено нарушением функций желез внутренней секреции (щитовидной железы, передней доли гипофиза, коры надпочечников, половых желез, поджелудочной железы) или регуляции жирового обмена в центральной нервной системе [3].

Различают четыре степени ожирения:

- I степень - избыток массы тела превышает норму на 15-20 %;

- II степень - вес тела превышает норму на 21-50 %;

- III степень - вес тела превышает норму на 51-100 %;

- IV степень - вес тела превышает норму более чем на 100 %.

Кроме того, не следует упускать из поля зрения лиц, имеющих превышение веса только на 10 %, особенно если это молодые люди, и они патогенетически предрасположены к ожирению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.