многих, избивать, изсекатъ и т.д. позначению основы; ылаттаа [1Ш:еш. от ыл+атгаа] - побиратъ (брать во множестве) и т.д. по значению основы.
Приведенных примеров достаточно, чтобы наглядно продемонстрировать тот факт, что слова одного языка в большинстве случаев не просто соответствуют словам другого языка, а находятся с ними в весьма сложных или многообразных отношениях. Таким образом, анализ лексикографической разработки итеративных глаголов в «Словаре якутского языка» Э.К. Пекарского показал, что значение многократности действия глагола может быть передано не только при помощи помет, указывающих его видовую принадлежность, но, кроме того, можно применять и другие различные методы и приемы семантической характеристики, такие как синонимическое определение, толкование-определение, развернутое определение, иллюстрация, различные отсылочные пометы и, наконец, комбинирование всех этих способов с целью наиболее полного раскрытия значения слова-оригинала.
Литература
1. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. СПб., 1959.
2. Харитонов Л.Н. «Словарь якутского языка» Э.К.Пекарс-кого и его значение // Эдуард Карлович Пекарский (к 100-летию со дня рождения). Якутск, 1958. С. 10-18.
3. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. 352 с.
4. Оконешников Е.И. Русский язык в якутской лексикографической традиции //Якутский язык: лексикология, лексикография. Якутск, 1989. С. 51-63.
5. Оконешников Е.И. Э.К.Пекарский как лексикограф. Новосибирск: Наука, 1982. 144 с.
6. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 265-314.
7. Балаж Я. Синтагматизация и лексиколизация (к теоретическим вопросам лексикологии и лексикографии) // Лексикология и лексикография. М: Наука, 1972. С. 23-47.
E.M. Samsonova
Methods of sense characteristics for iterative verbs in the «Yakut language dictionary» by E.K. Pekarsky
The author studies features of iterative verbs conformities in Yakut and Russian languages. There has been given analyses of lexicographic elaboration, devices and methods of semantic characteristics for verbs with repeated action meaning.
Key-words: bilingual lexicography, Yakut-Russian conformity, plural-multiple type, semantic characteristics, aspect formations, iterative verbs.
УДК 316
Л.А. Сидорова
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
Включенное наблюдение имеет большое значение при исследовании таких объектов социальной реальности, как религиозные организации. Этот метод является необходимым дополнение опросного метода при изучении конфессиональной структуры и был использован, в частности при исследовании организаций протестантизма г. Якутска и Нерюнгри в 2006-2007 гг. автор обосновывает необходимость технической и этической особенностей исследовании. Использование инструментария: карточек регистрации событий, протоколов их описания и фиксирование контекста событий позволяет обеспечить необходимую объективность и достоверность результатов исследования.
Ключевые слова: включенное наблюдение, карточки регистрации, степень включенности, степень открытости, конфессия, регистрация событий, протестантизм.
Понятие «конфессия» - это основное понятие, которое дает название исследуемой структуре. «Конфессия» означает «вероисповедание», и это слово является синонимом
СИДОРОВА Лена Алексеевна - аспирант ФЭП ЯГУ
слову «церковь» в значении «церковная организация». Существует и другой синоним слова церковь - «деноминация», который чаще всего используется применительно к протестантским организациям. Это понятие означает «подразделение» или «иное наименование». В нашем исследо-
вании термин «конфессия» будет применяться к различным церквям и к деноминациям как к религиозным организациям.
Исследование конфессиональной структуры населения предполагает рассмотрение отдельных конфессий как ее элементов. Основой их типологизации являются цели, осуществляемый контроль и коммуникации внутри этих организаций. Для исследования этих вопросов применялись как количественные, так и качественные методы сбора информации. Что касается рассмотрения целей и существующего контроля основные данные были получены опросным методом. В исследовании коммуникаций также использовался опрос, который был дополнен использованием метода включенного наблюдения.
Одной из наиболее динамично развивающихся конфессий в г. Якутске и Нерюнгри является протестантизм, в исследовании организаций которого и был применен метод включенного наблюдения.
Этот метод чаще всего используется как дополняющий количественные методы сбора данных. Он позволяет уточ-нять гипотезы, особенно когда объектом изучения являются малоисследованные области социальной реальности. Ссылка на качественные методы исследования религиозной ситуации имеется в результатах исследований Республиканского Информационно-консалтингового агентства РС (Я) (РИКА), проведенных в рамках изучения общественного мнения в 2002 и в 2006 годах. В анализе полученных результатов исследований было упомянуто и включенное наблюдение, которое было проведено одновременно при проведении нескольких нестандартизированных интервью с респондентами.
Задачей данного включенного наблюдения было изучение осуществляемых коммуникаций или отношений ме^ду членами организации, а также ме^ду «новичками» и ее членами.
Использование этого метода представлялось необходимым по следующим причинам:
1) малоисследованность организаций протестантизма в республике;
2) недостаточность использования только опросного метода для изучения коммуникаций;
3) возможность эффективного использования этого метода в организациях, принадлежность к которым осуществляется через прямое членство.
Фролов С. С. различает ряд основных видов социальных отношений на основе соединения потребностей в ценностях и обладании ими, которые носят вероятностный характер [1].
Отношения в любой религиозной организации можно отнести к следующим видам: «отношениям морального авторитета» и «морального влияния», если иметь в виду отношения, основанные на потребности в ценностях морали, и, с другой стороны, - во владении ценностями морали со стороны руководителей. При анализе отношений или коммуникаций внутри религиозных организаций мы
будем иметь в виду, что большая часть их членов предполагает именно такие основания отношений внутри организации.
В нашем исследовании задачей являлось определение коммуникаций или отношений по степени (открытые-зак-рытые, формализованные-неформализованные, враждеб-ные-доброжелательные). Это становится возможным при наблюдении следующих событий:
- как люди общаются друг с другом внутри общины;
- как люди общаются с исследователем в роли «нович-ка» и каково отношение к исследователю, воспринимаемому как «неверующий»;
- как развиваются коммуникативные отношения между руководителем и рядовыми членами организации.
При планировании исследования основным методологическим вопросом является определение степени включенности или роли, которая зависит от целей исследования.
В определении роли наблюдателя известен подход в разграничении ролей исследователя Р. Гоулда, на которые ссылается в главе, посвященной включенному наблюдению, И.Ф. Девятко [2]. Этот подход основан на таких критериях, как степень вовлеченности-отстраненности исследователя в ситуации наблюдения, степень закрытости-откры-тостиего этнографической, научной деятельности. В соответствии с этим различаются следующие роли: полный участник, участник как наблюдатель, наблюдатель как участник, полный наблюдатель.
Это значит, что включенным наблюдением будет являться и такое наблюдение, в котором исследователь находится в роли полного наблюдателя без какой-либо степени участия в событиях.
В отечественной социологии под включенным наблюдением понимается не всякое полевое исследование, а только то, что предполагает определенную степень участия исследователя. Следовательно, если использовать типологию ролей Р. Гоулда, которую приводит в той же главе И.Ф. Девятко, включенными будут являться только две первые роли: «полный участник» и «участник как наблюдатель».
А.Г. Здравомыслов выделяет три основных типа наблюдений, среди которых включенное, участвующее и обычное наблюдения. При последнем наблюдатель-исследователь находится вне наблюдаемого коллектива, но его исследовательская позиция не является тайной для всех членов наблюдаемого коллектива. При участвующем наблюдении оно ведется как бы изнутри. А при включенном наблюдении, в котором наблюдатель «включается сам в качестве участника в данную группу и остается там, на протяжении более или менее длительного периода в положении инкогнито» [3, с. 159]. В этойтипологии особенность включенного наблюдения становятся еще более определенной. Это не только наблюдение, в котором наблюдатель находится внутри ситуации и наблюдает изнутри инкогнито, но и является участником события. Во всех остальных случаях речь идет о простом наблюдении.
В данном исследовании для наблюдения коммуникаций между членами общины вхождение в роль «полного участника» или «наблюдателя как участника» не представлялось необходимым. Поэтому в начале исследования она (роль) была определена как «наблюдатель» и «полный наблюдатель». Но в дальнейшем в процессе исследования небольших общин численностью менее 15 человек эта роль менялась. Степень включенности исследователя становилась более значительной и ее можно определить в качестве «участник как наблюдатель».
После определения степени включенности наблюдателя были определены случаи и исследуемые ситуации. Выбор исследуемых ситуаций был невелик. Это молитвенные собрания, которые для всех организаций протестантизма проходят по субботам и воскресеньям - у адвентистов Седьмого Дня, братские (сестринские) встречи, молодежные собрания, воскресные школы. Исследуемыми ситуациями были выбраны молитвенные собрания. Это события, в которых участвует большое количество членов организаций, они дают более полное представление о структуре социальной организации.
К конкретным из числа признаков, зафиксированных в качестве предмета наблюдения, относятся степень формализованности-не-формализованности, которая выражается в частоте проведения собраний и встреч участников; открытости-закрытости - реакции на появление «новичка», на проведение анкетного опроса и т.д.; доброжелательности
- нейтральности в отношении к «новичку».
Включенные наблюдения проводились в протестантских организациях г. Якутска и Нерюнгри в течение 20062007 гг.:
1. Местная религиозная организация «Якутская община Дальневосточного Регионального управленческого Центра Новоапостольской церкви»;
2. Местная религиозная организация «Община № 1 г. Якутска Церкви христиан-адвентистов Седьмого Дня»;
3. Религиозная организация - Церковь христиан веры евангельской «Слово жизни»;
4. Местная религиозная организация - Церковь евангельских христиан г. Якутска;
5. Религиозная организация - Церковь евангельских христиан г. Нерюнгри.
Местом наблюдения являлись молитвенные собрания, в том числе ситуации до и после собрания. Это время, когда можно наблюдать, насколько формализованы отношения ме^ду членами организации. Также для определения степени открытости или закрытости были важны особенности вхождения в ситуацию наблюдения, в частности, наблюдение:
1) реакции на появление новичка среди членов общин,
2) реакции на появление пастора,
3) согласия или отказа на проведение анкетирования.
Проведение научных исследований с использованием
методов включенного наблюдения помимо методологических, таких как определение роли исследователя и мест наблюдения, имеет ряд других особенностей.
В частности, начало наблюдения ставит социолога перед рядом не только теоретических, но и практических вопросов, связанных с получением доступа в полевую ситуацию, и рядом технических сложностей. При разработке программы наблюдения было учтено использование обязательного инструментария проведения включенного наблюдения: карточек регистрации единиц наблюдения, протокола наблюдения и записи контекста наблюдения. Протокол наблюдения - это методический документ, который обобщает данные всех карточек.
Были использованы карточки регистрации основных единиц наблюдения и протокол описания основных событий Ядова В.А. [4, с. 205], но более упрощенной формы (табл. 1).
Таблица 1
Запись контекста событий велась в виде таблицы. За основу был взят контрольный лист для фиксации полевых наблюдений, который был предложен Дж. Спрэдли; он приводится в учебнике Девятко И.Ф. [2, с. 17] по девяти ключевым признакам-маркерам:
1) пространство: физическое местоположение или местоположения;
2) актор (деятель): люди, участвующие в происходящем;
3) деятельность: совокупность взаимосвязанных действий, совершаемых людьми;
4) объект: наличествующие физические предметы;
5) акт: отдельные действия, совершаемые людьми;
6) событие: множество взаимосвязанных деятельностей, ведущихся людьми;
7) время: временное упорядочивание происходящего;
8) цель: то, чего люди стремятся достичь;
9) чувства: ощущаемые и выражаемые эмоции.
Технические особенности заключаются, во-первых, в
сложности сохранения инкогнито в общинах Якутска. Автору приходилось часто сталкиваться со знакомыми, с бывшими студентами, коллегами, учителями. Это вызывало расспросы и ненужный в исследовании интерес со стороны других членов общины. Фиксирование событий также вызывало интерес со стороны ведущих молитвенное собрание. Присутствие на службе представляет особую степень сосредоточения, и потому ведение записей неуместно, особенно при сохранении своего инкогнито. Поскольку общины, как правило, небольшие по численности, их члены хорошо знают друг друга и сразу выделяют в них
Карточка регистрации основных единиц наблюдения
Время Элементы наблюдаемых событий Особые отметки, примечания
10.00-10.30
и ііі
новичков. Применение исследователем записывающих устройств без ведома участников исследуемой ситуации представляется не совсем этичным. После окончания службы в таких небольших общинах исследователь все же знакомился с пастором и объяснял цель своего посещения. Во-вторых, в возможной утрате роли «наблюдателя как участника» или «полного наблюдателя». В полной мере эти трудности проявились при полевом исследовании небольшой якутской общины организации адвентистов Седьмого Дня, которая стала оформляться как отдельная община в 2007 г.
Помимо технических приемов (ведение карточек и протокола наблюдений) для получения достоверной, объективной информации одними из важнейших особенностей являются этические особенности проведения исследования среди религиозных организаций. Излишне упоминать о том, что эта сфера является одной из наиболее сложных, поскольку затрагивает религиозные чувства личности. Поэтому требования научной объективности, отсутствие предвзятости являются принципиально важными.
О некоторых этических вопросахупоминалось выше. Действительно, этические особенности проведения включенного наблюдения - это одна из наиболее значительных проблем ведения исследований с применением этого метода. Оправдывает ли научный интерес действия наблюдателя? Особенно в таких сферах, как вероисповедание и свобода совести, где наука, оперируя рациональными способами, вторгается в сферу иррациональную, использует средства, которые с точки зрения некоторых верующих вообще неприемлемы. Как можно исследовать группу верующих? Подобные вопросы вполне правомерны, их часто задавали автору и руководители религиозных общин, и простые ее члены. К примеру, такие вопросы: «Как, будучи неверующим человеком, вы собираетесь изучать религиозную жизнь? Можно ли сделать это объективно?».
Автор руководствовался тем, что при всей иррациональности, непознаваемости отдельных сторон религиозной жизни, вопросов веры, большинство действий верующих социальны. Например, для деятельности верующие создают социальные организации - церкви, объединения и группы, взаимодействуют друг с другом.
В исследовании, в особенности во включенном наблюдении, определенную роль может играть возраст наблюдателя. Зрелый возраст, определенная психологическая устойчивость - необходимые условия проведения исследований религиозных организаций. Это нужно для соблюдения баланса в позиции ме^ду исследователем и участником событий, научной объективностью и влиянием идеологических штампов, социальных стереотипов, неизбежно довлеющих над исследователем. Успех исследования на предварительном этапе, на наш взгляд, зависит и от учета гендерного аспекта в отборе исследователем религиозных сообществ. Это касается большинства религиозных организаций протестантизма в РС (Я), в общественном сознании населения воспринимаемых как нежелательные, чуж-
дые или даже опасные. Как правило, это осознается самими членами исследуемых общин, они не декларируют свою религиозность в обыденной жизни и некоторые из них недоверчивы по отношению к интересующимся.
Исследование, проводимое в Церкви адвентистов Седьмого Дня, можно отнести к ситуации открытого наблюдения. В процессе взаимодействия с членами якутской общины Церкви исследователю приходилось конструировать свою роль от наблюдателя до участника. Исследователь старался избегать роли полного участника, поскольку в отдельных случаях верующие проявляли степень доверия, что исследователю казалось столько не этичным, сколько могло привести к потере необходимой отстраненности от событий и объективности в их интерпретации.
Полная включенность при данном исследовании не могла быть достигнута в силу того, что она предполагает принятие исследователем всех нормативных ограничений, которым следуют настоящие участники. Что касается религиозных организаций, то в каждой из них нормативные ограничения основаны на особом психологическом чувстве веры, на принятии основ вероисповедания конкретной конфессии. Безусловно, даже в целях исследования и полного включения исследователь не может реконструировать эту роль, стать настоящим участником религиозной организации. Следовательно, наблюдение велось, в основном, с позиции наблюдателя или полного наблюдателя. Поскольку длительное нахождение в позиции полного участника может привести к потере научности исследования, по крайней мере, научности его как социологического исследования. Исследователю действительно пришлось столкнуться с трудностями включенного наблюдения, которые были описаны И.Ф. Девятко: «Социологу, оказавшемуся в реальном полевом контексте, приходится использовать самые разные роли в поисках компромисса ме^ду объективностью, профессиональной автономией, эмпатической вовлеченностью и интеллектуальной честностью. Достигнуть такого компромисса удается далеко не всегда» [2, с. 14].
Действительно такого компромисса достичь трудно, и в этом исследователь придерживалась следующей тактики поведения:
1. На отдельных молитвенных собраниях исследователь присутствовала после начала службы, чтобы избежать предварительных расспросов, характерных для общин евангелистов и адвентистов. В них существуют более тесные взаимоотношения, связанные со структурой организации в целом. Это типичные общинные связи, предполагающие постоянные контакты между членами общины.
2. В молитвах исследователь частично следовала правилам, принятым в общине, но только в необходимых пределах, например, не участвовала в обрядах коленопреклонения (адвентисты Седьмого Дня) или причащения (Новоапостольская церковь) по этическим соображениям.
3. В случае, когда инкогнито сохранять представлялось затруднительным, исследователь не считала необходимым
сохранять его любыми способами. Исследователь присутствовала на нескольких молитвенных собраниях и только в отдельных случаях раскрывала цели своего визита руководителям организаций. В дальнейшем исследователь просила разрешения присутствовать на собраниях и на проведение анкетирования. В большинстве случаев в протестантских организациях это не вызывало никакого неприятия. Более того, многие пасторы приветствовали проведение исследований, соглашались на интервью и анкетирование. К примеру, пасторы Новоапостольской церкви, Церкви евангельских христиан-баптистов были заинтересованы в проведении анкетирования. Пасторы Церкви адвентистов Седьмого Дня г. Якутска и Новоапостольской церкви
г. Нерюнгри помимо доступа к собраниям и воскресным встречам в церкви сами способствовали проведению анкетирования. Отдельные общины, в частности Евангельская церковь г. Нерюнгри была единственной церковью, руководитель которой уклонился от встречи с исследователем и отказался от проведения анкетирования.
Все карточки регистрации событий были сведены в протоколы описания основных наблюдаемых событий -проведения молитвенных собраний, праздников, молодежных встреч, проанализированы и определены типы отношений (открытые-закрытые, формализованные-неформа-лизованные, доброжелательные-враждебные), которые показаны в табл. 2.
Таблица 2
Типы отношений религиозных организаций
Церковь евангельских христиан г. Нерюнгри, апрель 2007 г. Новоапостольская церковь, с октября 2006 г. по июнь 2007 г. Община адвентистов Седьмого Дня, с марта 2006 г. по май 2007 г. Церковь «Слово жизни» с января 2005 г. по май 2007 г. Церковь евангельских христиан г. Якутска, с марта 2007 г. по июнь 2007 г.
Как люди общаются друг с другом внутри общины Формализованные, но более тесные отношения внутри групп, например, молодежной группы. Цель собраний -достичь экстатического СОСТОЯНИЯ, СЛИЯНИЯ С группой. Формализованные отношения Отношения неформальные, тесные связи внутри «поурочных» групп. Тенденция к отходу якутской общины Цель собраний ДОСТИЧЬ экстатического СОСТОЯНИЯ индивидуально. Отношения В ОСНОВНОМ формализованные Отношения неформальные, СТИЛЬ богослужения ориентирован на сокращение дистанции между пастором и членами организации. Помощь во многих вопросах
Как люди общаются с исследователем в роли «новичка» Закрытость руководства, отказ от встречи с исследователем Открытость Открытость, ГОТОВНОСТЬ к сотрудниче- ству Закрытость Открытость
Каково отношение к исследователю, воспринимаемому как «неверующий» Нейтральное Нейтральное, доброжела- тельное Доброжела- тельное Нейтральное Доброжелательное, стремление к общению, навязчивость
и 113
К примеру, формализованность отношений определялась по числу контактов между членами организаций до и после молитвенного собрания: приветствуют ли пришедшие на собрание друг друга, беседуют ли после молитвенного собрания, как долго они остаются в церкви или молитвенном доме после службы?
Открытость или закрытость отношений определялась по тому, как относятся рядовые члены общины к появлению «новичка». Приветствуют ли его, стремятся ли наладить контакт, как они реагируют на слова «новичка», приглашают ли на собрание, на другие встречи, предлагают ли литературу. Также открытость может быть определена и по содержанию проповеди, насколько нейтральным или дружественным описывается окружающий светский мир проповедником. В данной статье не представляется возможным приведение карточек регистрации событий, которые стали основой для выводов таблицы.
В целом, данные включенного метода наблюдения позволили дополнить результаты исследования коммуникаций в религиозных организациях, полученные автором при помощи опросного метода, который проводился в этих организациях в городах Якутске и Нерюнгри в 2006-2007 гг. Подтвердилась гипотеза об институциональной религиозности протестантских организаций. Большинство организаций являются деноминациями, и лишь некоторая часть имеет признаки культовых организаций.
Можно сделать вывод о том, что включенное наблюдение имеет большое значение при исследовании таких объектов, как религиозные организации. Оно является, на наш взгляд, необходимым дополнением при исследовании
конфессиональной структуры такими распространенными социологическими методами, как опросный метод, метод анализа документов и интервьюирование.
К особенностям этого метода можно отнести его ка -жущуюся доступность, которая часто приводит к субъективности и низкой валидности исследования. Необходим учет технической и этической сложности проведения исследования, учет гендерного аспекта в ситуациях вхождения в религиозную организацию. Обязательно использование основных инструментов проведения включенного наблюдения: карточек регистрации событий, протоколов их описания и фиксирование контекста событий. Учет этих особенностей метода включенного наблюдения при проведении социологического исследования позволяет обеспечить объективность и достоверность его в вопросах исследования конфессиональной структуры населения.
Литература
1. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. 256 с.
2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2000-2007 <^еЬ-апё-Ргезз».
3. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969. 205 с.
4. ЯдовВ.А.Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 6-е изд. М.: НКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003. 596 с.
L.A. Sidorova
Features of inclusive observation in the study of confessional structure
The inclusive observation has a great significance in the study of such objects of social reality as religious organizations. This method is an important additional part of the contingent evaluation method in the study of confessional structure.
This method was used in the study of confessional structure. In particular, at investigating of protestant organization in Yakutsk and Nerungri in the period of 2006-2007 the author explains a necessity to control technical and ethic peculiarities of the research. The applied tools: event registration cards, description protocols and fixing of the event context allow to provide an important objectiveness and true research results.
Key words: inclusive observation, registration cards, degree of the inclusion, confession, event registration, protestant faith.