Научная статья на тему 'Религиозные конфессии в Еврейской автономной области: история и современное состояние'

Религиозные конфессии в Еврейской автономной области: история и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1687
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИЯ / ЕПАРХИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воложенина Н. Ю.

В статье представлены основные религиозные организации Еврейской автономной области, их краткая история возникновения, возрождения и современное состояние. Статья представляет интерес для религиоведов и изучающих вопросы религии на Дальнем Востоке России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious groups in the Jewish Autonomous Region: their formation and the present state

The most significant religious groups in the Jewish autonomous region, their brief history of recovery, and the present state are considered in the article. This could be of interest for the specialists in religious studies and those studying the issues of religion in the Russian Far East.

Текст научной работы на тему «Религиозные конфессии в Еврейской автономной области: история и современное состояние»

УДК 267(571.621)

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Н.Ю. Воложенинова Аппарат губернатора ЕАО, г. Биробиджан

В статье представлены основные религиозные организации Еврейской автономной области, их краткая история возникновения, возрождения и современное состояние. Статья представляет интерес для религиоведов и изучающих вопросы религии на Дальнем Востоке России.

Современная социально-политическая ситуация в России неразрывно связана с государственно-конфессиональными отношениями и различными мировоззренческими ориентациями её граждан. Дальний Восток России является зоной взаимовлияния культур и религий. Регион стал поликонфессиональным с первых лет своего освоения. В Еврейскую автономную область иудаизм и все течения христианства пришли вместе с переселенцами из западных областей России, с первыми казаками, основавшими поселения на Амуре. При всём многообразии вероисповеданий в Еврейской автономной области сложилась обстановка веротерпимости, ставшая характерной чертой региональной культуры.

По данным регистрирующих органов, в стране насчитывается более 20 тысяч религиозных организаций, принадлежащих почти к 70 религиозным течениям. На 1 июля 2008 г. в Еврейской автономной области осуществляли свою деятельность 38 зарегистрированных религиозных организаций. Ведущие позиции принадлежат Русской Православной Церкви Московского Патриархата. На территории области действуют 18 организаций РПЦ, в том числе одна - централизованная религиозная организация - Биробиджанская Епархия Русской православной церкви (Московский Патриархат). Активно работают 2 иудейские общины. Помимо этого в области представлено 18 протестантских религиозных организаций.

В конце XIX - начале XX века на территории, которую занимает сейчас область, было более двух десятков церквей. Помимо духовного окормления паствы священники выполняли таку ю государственную функцию, как ведение книг регистрации актов гражданского состояния (метрические книги). По метрическим книгам [1], хранящимся в государственном архиве Еврейской автономной области, можно узнать, какие церкви действовали на нынешней территории области. Это церкви Екатерино-Никольская и Михайло-Семёновская, Раддевская и Пу-зиновская, Нагибовская и Венцелевская, Благословенская и Головинская, Дежнёвская и Биджанская. После введения в эксплуатацию в 1915 г. железнодорожных станций Ин и Бира образовались Инская и Бирская церкви. Если в населенном пункте не было действующей церкви, прихожане могли посетить часовню - как правило, небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы. Часовни стояли в поселках Союзном (1870 г.),

Квашнинском (1891 г.) и Воскресеновском (1891 г.).

С установлением на Дальнем Востоке советской власти начинаются гонения на православную Церковь, священнослужители подвергаются репрессиям. В апреле 1936 г. председатель Далькрайисполкома Г.М. Крутов направляет письма в облиспокомы с просьбой представить сведения о количестве молитвенных зданий. Председатель облисполкома ЕАО Либерберг отвечает:

«...По Еврейской автономной области было 26 молитвенных зданий, из них: закрыто до 1 января 1936 г. 26, переоборудовано под культурно-просветительские учреждения 24, занято под торговое предприятие 1 и складское помещение 1.

Зарегистрированных служителей культа разных течений не имеется...» [2].

В январе 1944 г. председатель исполкома облсовета депутатов трудящихся ЕАО Зильберштейн на запрос секретаря Хабаровского крайисполкома сообщает, «...что действующих церквей в Еврейской автономной области нет, есть недействующие церкви, которые используются на культурно-хозяйственные цели.» [3]. Под школу в селах Кукелево, Венцелево, Екатерино-Никольское, избу-читальню в селах Союзное и Столбовое, погранзаставу в селах Сторожевое, Башурово, в Пашково - под рабочую столовую МТС. В связи с невозможностью совершения богослужений по месту проживания верующие, по возможности, посещали хабаровские церкви.

В октябре 1990 г. принимается Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». В преамбуле Закона говорится: «Свобода вероисповеданий является неотъемлемым правом граждан РСФСР, гарантированным Конституцией РСФСР и международными обязательствами Российской Федерации...». Поэтому верующие, проживающие в области, начинают изучать возможность регистрации обществ Русской православной церкви. Одновременно они проводят благотворительную работу: жертвуют деньги в различные фонды, посещают места отбытия наказания осужденных (п. Бира).

Возрождение православных приходов автономии началось в Биробиджане - городе, в котором никогда ранее церквей не было. Первый приход появился здесь в 1991 г. Ему дали имя первого епископа Иерусалимского - Святого Апостола Иакова, брата Господня. Хотя храм и расположился в приспособленном помещении, но устроили его по всем православным канонам.

Еще один приход появился в Биробиджане в юнце 1994 г., еш отдали под покровительство Святош Великомученика и Целителя Пантелеймона. Приход стал уникальным в своем роде не только в ЕАО, но и среди православных храмов зоны Сибири и Дальнего Востока. Помимо своего религиозного назначения, он выполнял задачи церковно-социального служения: здесь открылись приходская больница и благотворительная столовая. В 1999 г. настоятель прихода отец Сергий Матвеев (ныне -протоиерей Сергий, настоятель прихода Святителя Николая) «За широкую подвижническую деятельность» получил премию Мантулова, учрежденную хабаровским пред-принимателем-меценатом. Сейчас богослужения в приходе уже не ведутся, но медицинску ю и социальную помощь здесь по-прежнему оказывают всем страждущим.

К 2008 г. в области насчитывается уже почти два десятка православных приходов. Есть они во всех районах автономии, в селах Екатерино-Никольском, Ленинском, поселках Николаевка, Кульдур, Теплоозерск, городе Облучье, других населенных пунктах. Но большинство из них располагаются в приспособленных помещениях. Первая, построенная по православным канонам, церковь, появилась в областном центре накануне последнего в XX столетии Рождества. Большую помощь при её строительстве оказали губернатор области Н.М. Волков, руководители организаций и предприятий области. Первая праздничная служба состоялась 19 декабря 1999 г. в день Святителя Николая Чудотворца, имя которого носит первая церковь автономии.

В конце 2001 г. в г. Биробиджане была возведена часовня в память о воинах, павших за Отечество. Расположилась она в самом центре города - в Сквере Победы. Идея создания этого необычного памятника принадлежит воинам-интернационалистам. Часовня была открыта в канун празднования христианами Воздвижения животворящего Креста Господня. В центре часовни икона Божьей Матери «Державная» - особо почитаемая Русской православной церковью. Именно она покровительствовала российскому воинству.

В конце XX века все православные приходы автономии входили в состав Хабаровской епархии. В октябре 2002 г. на территории Еврейской автономной области была образована самостоятельная Биробиджанская епархия, которую возглавил епископ Биробиджанский и Куль-дурский Иосиф (Балабанов).

В сентябре 2005 г. в г. Биробиджане состоялось открытие Благовещенского кафедрального собора - первого каменного собора в области. В соборе находятся основные святыни епархии - Иверская икона Божией Матери, написанная и освящённая на святой горе Афон, и мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

В феврале 2004 г. подписано Соглашение о сотрудничестве правительства Еврейской автономной области и Биробиджанской епархии. В рамках Соглашения ведется совместная работа по вопросам совершенствования патриотического воспитания, духовно-нравственного просвещения молодежи, приобщения населения к историческому и д\ \о в но - ку л ьт\ р но му наследию православия.

Правительство области совместно с Биробиджанской епархией проводят научно-практические конференции, с 2006 г. ежегодно проводятся Иннокентьевские чтения во имя святителя Иннокентия (Вениаминова).

В сентябре 2007 г. начал свою работу социально-про-светительский центр, расположенный возле кафедрального собора.

Большое внимание епархия уделяет социальному служению. Во многих приходах области действуют благотворительные столовые, в которых ежедневно получают горячую пищу несколько сот малоимущих. Каждый приход проводит сбор и распределение одежды для малообеспеченных людей. Не остаются без внимания епархии и пенсионеры. Им оказывают помощь в приобретении лекарств, регулярно проводят с ними встречи, так необходимые пожилым людям. Ежегодно на благотворительной основе работают детские летние оздоровительные площадки при приходах.

7 октября 2007 г. состоялось празднование 5-тилетия создания Биробиджанской епархии. В честь этого события вышел специальный выпуск епархиальной газеты «Благовест».

Необходимо отметить, что значительная часть населения области с сочувствием относится к Русской православной церкви: по данным социологического исследования, проведенного нами в 2005 г., к исповедующим православную веру отнесли себя 47,9 % респондентов.

Большинство побывавших в области отмечают, что автономия - это самобытный субъект федерации, где созданы все условия для развития культуры проживающих здесь людей разных национальностей, в том числе, естественно, и еврейской. Национальной религией евреев является иудаизм. Об иудейской религиозной организации, действующей на территории области, впервые упоминается в «Списке зарегистрированных религиозных общин Хабаровского края на 1 октября 1950 г.». Там отмечено, что 26 ноября 1946 г. в г. Биробиджане была зарегистрирована община, культ которой «иудеи» [4]. В 1947 г. построена синагога.

На октябрь 1950 г. «По Еврейской автономной области имеется официально зарегистрированная одна еврейская религиозная община в г. Биробиджане, в которой числится верующих, постоянно посещающих синагогу, 57 чел., из них 39 мужчин, 18 женщин. Из этого количества работают на предприятиях и в учреждениях города 19 мужчин, женщина ни одна не работает, являются домохозяйками или иждивенцами...

Периодически посещающих синагогу, особенно в дни больших праздников Иом-Кипур (Судный день), Рош-Гошано (Новый год), Суккот (Кущи) или праздник урожая и Пасху, до 400 чел. и более...» [5].

О дальнейшей судьбе еврейской религиозной общины узнаём из обзора религиозной обстановки в Хабаровском крае 1990 г.: «...В г. Биробиджане ЕАО, по неточным данным, с 1934 г. действует общество иудеев. В настоящее время оно практически прекратило свое существование - верующих осталось мало, нет исполнительного органа, священнослужителя...» [6]. Следует отметить, что еврейская традиция разрешает молиться

не только в синагоге, но и в любом другом подходящем для этого месте. Духовенства в общепринятом смысле этого слова в иудаизме нет. Для общественного богослужения и для ряда религиозных церемоний необходим миньян - группа из 10 взрослых мужчин-евреев. Ведущим молитву (кантором) может быть любой достаточно грамотный еврей, желательно - обладающий приятным голосом и музыкальными способностями.

В сентябре 1996 г. в Еврейской автономной области была зарегистрирована впервые созданная в соответствии с действующим законодательством религиозная иудейская община «Бейт Тшува». Община входит в состав централизованной религиозной организации «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России» (КЕРООР). Она была создана для совместного исповедания и распространения религии ортодоксального иудаизма. За 12 лет существования община организовывала и проводила обряды «Брит-мила» (обрезание), «Бар-мицва» и «Бат-мицва» (совершеннолетие), «Хевра кадиша» (похороны), отмечала иудейские праздники и знаменательные даты. Осуществляла различные благотворительные акции, оказывала помощь узникам гетто и представителям малоимущих социальных групп.

Общину часто посещают туристы, российские и зарубежные журналисты.

Чуть позже, в июле 1997 г., создана Биробиджанская еврейская религиозная община «Фрейд». Община входит в состав централизованной религиозной организации «Федерация еврейских общин России» (ФЕОР). В ноябре 2000 г. был открыт общинный центр, в котором разместились молельный зал, библиотека, компьютерный класс, благотворительная служба Хэсед. Эта служба проводит большую работу. Помощь оказывают малообеспеченным членам общины: им предоставляют продуктовые наборы, бесплатные лекарственные препараты, медицинское реабилитационное оборудование. В настоящий момент действует несколько новых интересных проектов, например, программа «Медикаменты, реабилитационное оборудование». Благополучателей по этой программе более ста человек, часть из них относится к категории жертв нацизма.

В сентябре 2002 г. по предложению главного раввина России Берл Лазара в общину «Фрейд» прибыл гражданин Израиля, сын выходцев из СССР Мордехай Шей-нер. В конце года М. Шейнер был официально назначен главным раввином Еврейской автономной области, а уже через два года благодаря стараниям раввина и всех членов общины была открыта первая в области синагога, расположенная не в приспособленном помещении, а в специально построенном здании.

При религиозной общине действует Биробиджанский еврейский народный университет - единственный в своем роде на Дальнем Востоке. Основу учебного курса составляет изучение иврита, истории, классических еврейских текстов.

Общинная деятельность включает работу творческих коллективов. Работают молодежный клуб «Хаверим», женский клуб «Хавэртэ», клуб бывших малолетних уз-

ников гетто и концлагерей, культурно-просветительское общество «Эйникайт». Члены клубов проводят познавательные мероприятия, вместе встречают шабаты и еврейские праздники. «Фрейд» имеет свое печатное издание - газету «Община».

Известно, что христианство как мировая религия зародилось на основе иудаизма.

Сам Иисус Христос и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира.

Одним из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, является протестантизм, представляющий собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций. В Еврейской автономной области представлены 18 религиозных организаций различных направлений протестантизма: евангельские христиане-баптисты (5), в том числе одна централизованная религиозная организация «Объединение церквей Евангельских Христи-ан-баптистов ЕАО»; христиане веры евангельской пятидесятники (4); пресвитериане (3); адвентисты седьмого дня (2); евангельские христиане (1), Новоапостольская церковь (1); Церковь Христа (1); Свидетели Иеговы (1).

Нужно заметить, что помимо зарегистрированных религиозных организаций в области образовалось более двух десятков групп верующих, не имеющих статуса юридического лица. Практически во всех крупных поселках и селах есть группы Свидетелей Иеговы, существует несколько групп евангельских христиан-баптис-тов, в п. Новый (Кабала) живут староверы.

По данным социологического исследования, проведенного нами в 2005 г., к исповедующим христианство протестантского направления отнесли себя 7 % респондентов.

По сведениям церкви евангельских христиан-бап-тистов г. Биробиджана, первая семья верующих приехала в г. Биробиджан в 1934 г. Служение не проводили, но когда в 1945 г. в город приезжает И. Томашев, они собираются и проводят первое молитвенное собрание, на котором присутствовало 8 человек. В это время на ст. Бира уже была группа верующих, которой руководил Куликов. Биробиджанская группа евангельских хри-стиан-баптистов стала расти. Первое крещение было в 1947 г. - 10 человек. В 1948 г. численность группы возросла до 40 человек. По возможности верующие посещали Хабаровскую церковь, особенно в праздничные дни.

Из справки о религиозной обстановке в Хабаровском крае (август 1980 г.):

«По состоянию на 1 августа 1980 г. в крае действуют 17 религиозных общин (объединения, в которых насчитывается 20 и более членов или прихожан)...

Из них... 7 общин евангельских христиан-баптистов ВСЕХБ (...Биробиджанская...)... признают законодательство о религиозных культах, зарегистрированы в Совете по делам религий при СМ СССР.

Верующие... групп евангельских христиан-баптис-тов в городах... Облучье и Амурске, в поселках Бира и Кукане, ... признают законодательство о религиозных культах, вопроса о регистрации не ставят, периодически собираются на богослужебные собрания с разрешения местных советских органов...» [7].

В 1985 г. в Биробиджанской церкви ЕХБ пресвитером был избран В.Н. Локайчук. Он проводит пасторское служение и в настоящее время. С 1988 г. при церкви начала работать передвижная христианская библиотека. В 1989 г. открылась воскресная школа, которая продолжает работать и в наши дни.

За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций Указом Президента Российской Федерации Локайчук В.Н. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В мае 2006 г. в области зарегистрирована централизованная религиозная организация Объединение церквей Евангельских Христиан-баптистов ЕАО, возглавил которую В.Н. Локайчук.

Все религиозные организации евангельских христи-ан-баптистов помимо богослужений проводят благотворительную работу, посещают места лишения свободы в поселках Бира и Будукан.

Адвентисты седьмого дня чтят субботу - день общения с Богом и друг с другом. Эта религиозная конфессия упоминается в справке о религиозной ситуации в ЕАО (октябрь 1950 г.), составленной уполномоченным Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Хабаровскому краю Б.М. Гребенниковым:

«...Там же, в Биробиджане, есть небольшая группа адвентисток 7 дня. Одна такая адвентистка работает кочегаром в городской бане, считается стахановкой, но каждую субботу без разрешения бросает работу и идет молиться. За самовольный уход с работы администрация ее судила раза два, но это не помогло, поэтому руководство согласилось установить ей выходной день вместо воскресенья - субботу, иначе говоря, потворствует религиозникам...»[8].

В 1993 г. в г. Биробиджане 34 верующих объединились в религиозную группу, первым пресвитером был Д. А. Винников [9]. По субботам собирались на квартире, проводили молитвенные собрания, изучали Библию. В мае 1997 г. зарегистрировались как религиозная организация. Кульдурская группа зарегистрировалась в феврале 2000 г.

Верующие адвентисты уделяют серьезное внимание вопросам, связанным не только с духовным, но и физическим здоровьем человека. От ожидающих скорого возвращения Христа на землю требуется сохранить «и дух, и душу, и тело во всей целости, без порока» (1Фес. 5:23). В библиотеке Биробиджанской церкви АСД много книг, посвященных сохранению и восстановлению здоровья, правильному питанию. Журнал «Гармония жизни», который приходит в библиотеку, также посвящен этим вопросам. Проводится служение «Литературный евангелизм», прихожане собирают вещи для малоимущих, ведут другую благотворительную работу.

Христиане веры евангельской-пятидесятники

упоминаются в архивных документах с 1979 г. Из информации Облученского райисполкома становится известным:

«...Группа пятидесятников в пос. Известковый... В группе 12 чел. Возраст верующих с 1896 г. до 1957 г. рождения... Группа пятидесятников в пос. Биракан в количестве трех человек, возраст с 1882 г. по 1911 г. рождения...» [10].

В 1985 г. деятельность незарегистрированных религиозных объединений пятидесятников г. Биробиджана (8 верующих) и пос. Известковый (7 верующих) была «... прекращена административным путем, ввиду отказа от регистрации» [11].

В апреле 1993 г. регистрируют церковь христиан веры евангельской «Благодать» с. Пашково, в июне 1997 г. Христианский Миссионерский Центр в г. Биробиджане. Обе организации работают и в настоящее время.

Вероучение пятидесятников находится в развитии. Стремление верующих устроить свою жизнь на основе библейских принципов, особый акцент на исследовании Библии с целью постижения ее смысла - все это привело к образованию в 60-х гг. XX столетия нового движения в пятидесятничестве, известного в наши дни как харизматическое.

В Еврейской автономной области первые общины этой веры образовались в конце 90-х гг. (церковь «Благодать» в п. Хинганск, церковь «Славная ветвь» в г. Биробиджане). В церквях совершают богослужения, проводится евангелизационная и благотворительная деятельность.

Религиозная организация Свидетелей Иеговы официально существует в области с марта 1994 г. Единственным источником вероучения признается Библия. Собрания проводятся в здании, которое называется Зал Царства. Признанными членами собрания считаются принявшие водное крещение, но посетить собрание может любой желающий. У Свидетелей Иеговы нет профессиональных священнослужителей. Старейшиной назначается мужчина, имеющий опыт в изучении и проповедовании Библии. Все виды служения выполняются безвозмездно.

В богослужебную деятельность, помимо посещения собраний, входит проповедование другим людям и проведение изучений Библии с интересующимися, распространение журналов «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!».

Свидетели Иеговы соблюдают здоровый образ жизни - не ку рят, не употребляют наркотиков, не делают аборты, избегают внебрачных половых связей. Они рассматривают кровь как жизнь, данную Богом, и поэтому отказываются от ее употребления в пищу и переливания в медицинских целях. Несение воинской службы противоречит религиозным взглядам и убеждениям Свидетелей Иеговы, но верующему предлагается самому принимать решение по этому вопросу, на основании совести.

Остальные религиозные организации, представленные в Еврейской автономной области, принадлежат к так называемым неопротестантским конфессиям, которые появились в России сравнительно недавно, в конце 80-х гг. XX века в результате деятельности иностранных

миссионеров из США, стран Европы, Южной Кореи. Это церкви пресвитерианские, Церковь Христа, Новоапостольская церковь.

По данным социологического исследования, проведенного управлением по связям с общественностью и СМИ аппарата губернатора ЕАО в 2005 г., к верующим отнесли себя 61,9 % респондентов, проживающих в области, не исповедуют никакую веру - 28,2 %.

В настоящее время взаимодействие религии и светского общества протекает в режиме своеобразного наступления религиозной культуры, которое после десятилетий всеобщего атеизма выглядит как своего рода «обратное движение маятника», социально-культурных изменений в религиозную сторону. Религиозные организации различных конфессий укрепляют свои позиции и предпринимают более или менее интенсивную экспансию в социально-культурное пространство современной общественной жизни. Эта экспансия обретает самые различные формы и бывает, в зависимости от конкретных обстоятельств, более или менее успешной.

Поэтому религиозное возрождение на современном этапе представляет собой выработку механизмов диалога и налаживание диалога между религиями и общественной жизнью. Обзор религиозных конфессий в области

показывает, что большинство религиозных организаций уделяет большое внимание социальной деятельности. Конечно, деятельность эта специфична - как правило, это духовно-нравственная работа по профилактике алкогольной и наркотической зависимости, которая включает проповеди соответствующего содержания; беседы с прихожанами; дела милосердия и благотворительности; религиозное образование, обучение и воспитание (деятельность воскресных школ); участие в теле- и радиопрограммах на духовно-нравственные темы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. ГАЕАО. Ф. 490. Оп. 1.

2. ГАХК. Ф. Р-137. Оп. 10. Д. 236. Л. 6.

3. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 2. Д. 1. Л. 48.

4. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 3. Д. 6. Л. 40.

5. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 3. Д. 6. Л. 48-49.

6. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 4. Д. 177. Л. 15.

7. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 4. Д. 83. Л. 114-116.

8. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 3. Д. 6. Л. 50.

9. Юнак Д. История Церкви христиан адвентистов

седьмого дня в России. Т. 2. С. 289.

10. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 4. Д. 73. Л. 40.

11. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 4. Д. 129. Л. 5.

The most significant religious groups in the Jewish autonomous region, their brief history of recovery, and the present state are considered in the article. This could be of interest for the specialists in religious studies and those studying the issues of religion in the Russian Far East.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.