УДК 37
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ШКОЛЕ
Минина Наталья Николаевна
Кандидат биологическихнаук, доцент Бирского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» еmail: mnn27@mail.ru
Александрова Ольга Гавриловна
Студент Бирского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
В статье описан педагогический эксперимент, который проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения марийская гимназия им. Я. Ялкайна с. Чураево. Исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий. По результатам констатирующего этапа показано, что уровень знаний обучающихся примерно одинаков. На формирующем этапе, чтобы повысить уровень знаний по теме «Арелы. Миграция. Закономерности размещения животных» в экспериментальной группе был проведен урок с применением виртуальной экскурсии «Виртуальный тур в Государственный Дарвиновский музей». Результаты контрольного этапа показали, что при использовании виртуальных экскурсий качественная успеваемость знаний повышается на 10%.
Ключевые слова: обучение, виртуальная экскурсия, абсолютная успеваемость, качественная успеваемость.
FEATURES OF VIRTUAL EXCURSIONS AT SCHOOL
Minna N.N.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Birsky branch of the Bashkir State University E-mail: mnn27@mail.ru
Alexandrova O. G.
Student of the Birsky branch of the Bashkir State University
The article describes a pedagogical experiment that was conducted on the basis of the Municipal budgetary educational institution Mari Gymnasium named after Ya. Yalkain S. Churaevo. The study was conducted in 3 stages: ascertaining, forming and controlling. According to the results of the ascertaining stage, it is shown that the level of knowledge of students is approximately the same. At the formative stage, in order to increase the level of knowledge on the topic "Areles. Migration. Patterns of animal placement" in the experimental group, a lesson was conducted using a virtual excursion "Virtual tour to the State Darwin Museum". The results of the control stage showed that when using virtual excursions, the quality of knowledge performance increases by 10%.
Keywords: training, virtual excursion, absolute academic performance, high-quality academic performance.
Основной фактор эффективности обучения - это интерес обучащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед учителем встаёт необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Данный подход заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а обучающиеся получают их сами
в процессе самостоятельной
исследовательской деятельности [4].
Виртуальная экскурсия ак форма учебной деятельности является одной из эффективных форм использования инновационных технологий при развивающем обучении. Такая форма проведения урока универсальна и может быть использована практически в каждом учебном предмете [5].
Понятие экскурсия находится в тесной связи с образованием. Ее образовательный
потенциал давно известен педагогам, опирающимся на принцип наглядности в обучении. Следовательно, экскурсия выступает как форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственное ознакомление с ними. В рамках развивающего обучения экскурсия позволяет сформировать, обобщить и систематизировать новые знания, а также представляет условия для раскрытия практических умений и умений исследовательского характера. Правильно подготовленные с методической точки зрения экскурсии позволяют значительно расширить и обновить полученные на уроках биологии знания и является одним из самых эффективных способов представления новых знаний [1].
Виртуальные экскурсии производят на обучающихся сильное эмоциональное впечатление, которое благоприятно сказывается на повышении мотивации к изучению предмета школьного курса. Методически продуманные задания с использованием данной технологии развивают внимание и память школьников [2].
Виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной деятельности, направленной на получение предметных знаний и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса к предмету [3].
Цель исследования - показать эффективность использования виртуальных экскурсий для повышения познавательного интереса к изучению биологии.
Экспериментальное исследование
проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения марийская гимназия имени Яныша Ялкайна с. Чураево Мишкинского района Республики Башкортостан. В нашем педагогическом эксперименте принимали участие обучающиеся параллельных 7-х классов. Всего 22 обучающихся.
Обучающиеся этих классов имеют средний уровень знания и среднюю работоспособность. В 7 «А» классе провели традиционный урок по биологии без применения виртуальных экскурсии, а в 7 «Б» классе - урок с применением виртуальных экскурсий. Для сбора информации был использован метод педагогического эксперимента, который проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На первом этапе исследования мы проводили констатирующий эксперимент, цель которого - выявить начальный уровень сформированности знаний обучающихся по биологии. На данном этапе проводился контроль знаний по ранее изученным темам в виде тестовых заданий, с выбором одного
ответа. Проверка знаний обучающихся обеих групп проходила по одному плану. Проверочная работа по биологии для 7 класса на тему «Доказательства эволюции животных»
По результатам тестирования на констатирующем этапе в 7 «А» классе из 12 обучающихся оценку «5» получили 5 обучающихся, оценку «4» - 6 обучающихся, оценку «3» - 1 обучающийся. Абсолютная успеваемость составила 100%, качественная -91,67%. А в 7 «Б» классе из 10 обучающихся оценку «5» получили 4 обучающихся, оценку «4» - 4 обучающихся, оценку «3» -2 обучающихся. Абсолютная успеваемость составила 10о%, качественная - 80%.
Полученный анализ результатов позволил разработать методические рекомендации для последующего проведения уроков и составление конспектов.
Второй этап исследования. Цель формирующего эксперимента - повышение уровня знаний обучающихся по теме «Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных» с применением виртуальной экскурсии.
Первая группа - контрольная группа 7 «А» класс, а вторая - это опытная 7 «Б» класс. В 7 «А» классе был проведён классический урок без применения виртуальной экскурсии, в 7 «Б» классе - урок с применением виртуальной экскурсии.
Методика применения виртуальных экскурсий при изучении учебного материала по биологии предполагает различные варианты их использование на различных типах уроков: новых знаний, комбинированном или уроке обобщения и систематизации знаний. Урок в целом может быть построен в форме виртуальной экскурсии. Иногда целесообразно применять виртуальную экскурсию лишь в части урока, что также будет способствовать повышению познавательного интереса обучающихся.
На данном уроке виртуальная экскурсия была использована нами на этапе изучения части нового материала о классификации ареалов и какие в них обитают животные. Нами было предложено ученикам отправиться в небольшую экскурсию - «Виртуальный тур в Государственный Дарвиновский музей» по различным ареалам и познакомиться с самыми яркими представителями.
Затем рассмотрели закономерности размещения животных, так как в процессе эволюции животные каждого вида приспособилась к определенным условиям существования.
Продолжилась экскурсия знакомством с мигрирующими животными. Были рассмотрены многообразие животных с периодическими и нерегулярными миграциями. Например, в Дарвиновском музее рассмотрели песцов, северных оленей, росомах с периодической миграцией. А из нерегулярно мигрирующих
животных - это белки, лемминги, кедровки и другие.
Таким образом, наш опыт говорит о том, что в виде виртуальной экскурсии может быть организован как урок в целом, так и целесообразно их применение в отдельных частях урока на различных его этапах. Чаще всего виртуальные экскурсии целесообразно применять для изучения нового материала, получения новой информации.
В свою очередь в контрольной группе обучение биологии осуществлялось без применения виртуальных экскурсий. Уроки проводились в традиционном формате. Основным методом работы на уроках биологии в контрольном классе являлся метод рассказа учителя с элементами беседы. Во время изложения нового материала учитель привлекал к беседе учащихся, задавая наводящие вопросы. Рассказ сопровождался демонстрацией наглядных материалов (схем, плакатов, слайдов). Однако каждый урок был типичен. Основную массу времени урока занимал монологический диалог учителя.
Таким образом, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы в контрольном и экспериментальном классах проводились уроки биологии. В каждом классе темы уроков были одинаковы. Однако в контрольном классе уроки проводились в традиционной форме, основным методом обучения являлся рассказ с элементами беседы. В экспериментальном классе проводились уроки биологии с использованием виртуальных экскурсий.
Цель контрольного этапа - выявить эффективность использования виртуальной экскурсии на уроке биологии. Для того чтобы проверить эффективность формирующего этапа эксперимента, обучающимся было предложено пройти тестирование по теме «Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных». Данная проверочная работа проводилась и в экспериментальной, и в контрольной группах обучающихся. Задания проверочной работы были одинаковыми.
Контрольное задание по теме «Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных» включало в себя 15 вопросов с выбором одного правильного ответа.
По результатам тестирования в 7 «А» классе из 12 обучающихся оценку «5» получили
4 ученика, оценку «4» -8 обучающихся, оценку «3» - 0 обучающихся. Процент абсолютной успеваемости составили 100%, а качественная успеваемость- 90%.
По результатам тестирования в экспериментальном 7 «Б» классе из 10 обучающихся оценку «5» получили
5 обучающихся, оценку «4» - 4 обучающихся, оценку «3» - 1 обучающийся. Абсолютная успеваемость - 100%, а качественная успеваемость - 90%. В экспериментальной группе качественная успеваемость повысилась на 10%.
Таким образом, применение
виртуальных экскурсий в школе целесообразно применять для формирования знаний у школьников при развивающем обучении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дашкова Е.В. Особенности организации экскурсий для современных школьников / Е.В. Дашкова, Е.Б. Ивушкина. - Педагогика и современность, 2014. - 60 с.
2. Кислицина Е.Н. Виртуальная экскурсия: технология создания / Е.Н. Кислицина, Д.Ю. Кислицин. - Современная библиотека, 2015. - 40-44 с.
3. Устюжанина, Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н.В. Устюжанина. - Наука и перспективы, 2017. - 10-14 с.
4. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru . (Дата обращения: 18.05.2022).
5. Черкесова В. Что такое виртуальная экскурсия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/virtualnyeekskursiisvenerockoj/cto-takoevirtualnaa-ekskursia. (Дата обращения: 16.03.2019).