Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожина Н.Д., Парникова И.И., Софронов Р.П.

В статье актуализируется проблематика развития познавательного интереса обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Автор подходит к решению данной проблемы путем реализации в преподавании учебной дисциплины биологии виртуальных экскурсий, виртуальных моделей и интерактивных заданий. В статье представлены результаты совершенствования мотивации обучающихся, познавательных интересов и образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожина Н.Д., Парникова И.И., Софронов Р.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EXCURSIONS AS A MEANS TO IMPROVE THE COGNITIVE INTEREST OF CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES IN BIOLOGY LESSONS

The article actualizes the problems of students with limited health abilities’ developing the cognitive interest. The author approaches this problem by implementing virtual excursions, virtual models and interactive tasks in teaching the biology discipline. The article presents the results of students’ improving the motivation, cognitive interests and educational results.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

УДК 373.1 РОЖИНА Н.Д.

студент, педагогическое отделение института естественных наук, Северо-Восточный университет им. М.К. Аммосова E-mail: thebaishnadya@gmail.com ПАРНИКОВА И.И.

учитель, средняяобщеобразовательнаяшкола № 35, Якутск

E-mail:iraida.krivoshpkina@mail.ru СОФРОНОВ Р.П.

кандидат педагогических наук, профессор, педагогическое отделение института естественных наук, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: vorovul@yandex.ru

UDC 373.1 ROZHINA N.D.

Student, Pedagogical Department, Pedagogical Department of the Institute of Natural Sciences, NorthEastern federal university M.K. Ammosov E-mail: thebaishnadya@gmail.com PARNIKOVA I.I. Teacher, secondary school No. 35, Yakutsk E-mail:iraida.krivoshpkina@mail.ru SOFRONOV R.P.

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogical Department of the Institute of Natural Sciences, NorthEastern federal university M.K. Ammosov E-mail: vorovul@yandex.ru

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

VIRTUAL EXCURSIONS AS A MEANS TO IMPROVE THE COGNITIVE INTEREST OF CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES IN BIOLOGY LESSONS

В статье актуализируется проблематика развития познавательного интереса обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Автор подходит к решению данной проблемы путем реализации в преподавании учебной дисциплины биологии виртуальных экскурсий, виртуальных моделей и интерактивных заданий. В статье представлены результаты совершенствования мотивации обучающихся, познавательных интересов и образовательных результатов.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, преподавание биологии в школе, виртуальные экскурсии, познавательный интерес, мотивация.

The article actualizes the problems of students with limited health abilities' developing the cognitive interest. The author approaches this problem by implementing virtual excursions, virtual models and interactive tasks in teaching the biology discipline. The article presents the results of students' improving the motivation, cognitive interests and educational results.

Keywords: students with disabilities, teaching biology at school, virtual tours, cognitive interest, motivation.

На сегодняшний день перспективная научная мысль провозглашает инклюзивное образование как один из путей оптимального стратегического направления в плане обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) в среде обучающихся, не имеющих таких отклонений, на основе создания дополнительных специализированных образовательных возможностей социально-средового назначения.

В такой образовательной среде дети не только учатся проявлению взаимодействия, уважению равенства личностных прав и свобод, признанию индивидуальности каждого человека, но и имеют широкий спектр возможностей для самореализации в учебной деятельности, самоактуализации на основе творческого опыта [5; 8].

Исследуя направленность рассматриваемой специфики образовательного процесса детей с ОВЗ, необходимо отметить, что образование в рамках данной проблемы требует реализации возможностей адаптации преподавания отдельных учебных предметов, в частности биологии к нуждам, потребностям и способностям каждого ребенка. В настоящее время, современные обра-

зовательные инновации которого расширены педагогическим потенциалом информационно-коммуникационных, цифровых технологий в образовании, существенно преумножают эти возможности, способствуя ликвидации барьеров в получении полноценного образования, увеличивая разнообразие путей и средств поддержки и сопровождения, а также, на основе широкого использования средств визуализации и виртуализации, способствуют наиболее полному вовлечению детей с ОВЗ в учебную деятельность, задействуя полноценно их сохранные анализаторы [1; 6].

Считаем необходимым также отметить, что педагогический потенциал средств виртуализации учебного материала, особенно в преподавании естественнонаучных дисциплин, где визуализация является мощнейшим инструментом познания, следует рассматривать в условиях современных реалий развития образования и как основной концепт инновационной образовательной технологии, и как особую действенную форму образовательной деятельности [7].

Так, например, эскалационную значимость в обу-

© Рожина Н.Д., Парникова И.И., Софронов Р.П. © Rozhina N.D., Parnikova I.I., Sofronov R.P.

чении на основе виртуальных экскурсий как одного из наиболее успешных и распространенных вариантов реализации информационных технологий, необходимо раскрыть ее прогрессивные перспективы в преподавании дисциплин естественной направленности. В рамках преподавания биологии обучающимся с ОВЗ в 7 классе общеобразовательной школы, виртуальная экскурсия (на примере изучения темы «Класс Млекопитающие») позволяет наглядно и контекстно познакомиться с отрядами млекопитающих, визуально воспринять среду их обитания, подробно рассмотреть признаки сходства и отличий, устанавливая впоследствии соответствия методом синтез-вычленения структур на контрольном этапе.

Виртуальная экскурсия как инновационная форма преподавания (со стороны педагога) и изучения (со стороны обучающихся) биологии прогрессивна тем, что позволяет знакомиться с классом млекопитающих в рамках отражения реально существующих объектов и специфики их приспособленности к условиям окружающей природы.Так, в нашем случае, объектами виртуальной экскурсииявились млекопитающие животные республиканского зоопарка «Орто Дойду» расположенного в живописном месте, у основания коренного берега реки Лены, в 50 км от города Якутск - столицы Республики Саха (Якутия). В экспозиции зоопарка представлены не только аборигенные, но и экзотические для Якутии виды животных, а также такие редкие, занесенные в Красную книгу животные, как пятнистый олень, амурский тигр, овцебык, бобр и др.

Помимо этого, виртуальная экскурсия, содержащая в себе интегрированные виртуальные модели, например строение и функционирование кровеносной системы, органов пищеварения, нервной системы и т.д., способствует значительному повышению интереса школьников к предмету биология. Бесспорно, важными дидактическими достоинствами виртуальных экскурсий является доступность, наглядность и широкие возможности визуализации, наличие возможностей многократного просмотра, который эффективно может быть использован наряду с прочтением учебного материала. Является важным и еще одна особенность виртуальных экскурсий - содействие продуктивной систематизации материала, который требует от обучающихся с ОВЗ способности классифицировать новое знание, успешно его запоминать, хранить в памяти и эффективно использовать. К таким преимуществам приизучении темы «Класс Млекопитающие» можно отнести освоение знаний об отрядах млекопитающих животных непарнокопытных, парнокопытных и др., о биологических особенностях млекопитающих, позволяющих им осваивать различные среды обитания и т.п.

Наличие интерактивных заданий, интегрированных в методику изучения биологии на основе виртуальной экскурсии также обеспечивает активизацию учебной деятельности детей с ОВЗ, позволяя стадийно совершенствовать их познавательный интерес [2].

В процессе исследования было предпринято развитие познавательного интереса школьников с ОВЗ при изучении темы «Класс Млекопитающие» в разделе «Животные» на основе использования дидактико-методологического потенциала виртуальных экскурсий. Так, на первой стадии (известно, что развитие познавательного интереса имеет 4 стадии [3]) была поставлена задача формирования любопытства обучающихся

с ОВЗ, что выражалось развитием у данной категории обучающихся избирательного отношения к предмету, активизацией психических процессов и формированием соответствующей мотивации. Для решения этих задач использовали виртуальные экскурсии и интегрированные виртуальные модели, позволяющие детям с ОВЗ воочию наблюдать многие явления и процессы жизнедеятельности мира млекопитающих.

Так, например, определяя цель урока по обозначенной в статье теме, благодаря использованию технологий виртуальной экскурсии можно сделать наиболее эффективным изучение многообразия млекопитающих, а также их природного значения и роли в жизни человека. Решение задачи урока, направленной на изучение многообразия и богатства мира млекопитающих в природе, достигается за счет визуализации, позволяющей максимально результативно реализовывать образовательный аспект на основе познавательного интереса, подкрепленного сосредоточением внимания школьников.

В контексте развивающих задач при использовании виртуальной экскурсии прослеживается направленность на развитие критического мышления школьников с ОВЗ, происходит формирование более высокого уровня наблюдательности, регулируемой активным проявлением познавательного интереса. Помимо этого, в рамках развивающих задач происходит интенсивное овладение навыками работы с информацией, ее структуризацией, умением оперировать ей в процессе учебной деятельности.

Процессы сравнения, анализа визуальной информации, а также приобретаемые обучающимися навыки вычленения главного, конструктивного подхода к выделению главной мысли и идеи делают целенаправленным и результативным решение воспитательных задач урока.

Необходимо также отметить, что в рамках урока, включающего использование виртуальных экскурсий, отмечается эффективное решение коррекционных задач учебной деятельности, проявляющихся в обеспечении учебного процесса адаптивным демонстративным материалом, цветовыми и звуковыми решениями, обусловливающими задействование сохранных анализаторов школьников с ОВЗ, а также организационным вовлечением их в активную деятельность на уроке на основе должного сопровождения.

Урок, построенный с использованием виртуальной экскурсии, позволяет достигать прогнозируемых образовательных результатов, которые, в свою очередь подкрепляются активной деятельностью обучающихся. Среди таких планируемых результатов особое образовательное значение имеют: предметные (приобретение общих знаний о классе млекопитающих, их особенностях и значения в окружающем мире; формирование умений характеризовать отряды класса млекопитающих, на материале виртуальной экскурсии различать их представителей, соотнося с фактором регионального компонента и среду обитания; владеть соответствующей терминологией в рамках изучаемой темы), личностные (формирование экологической культуры и экологического сознания школьников с ОВЗ), метапредметные (развитие способности к целеполаганию и постановке задач под руководством педагога, формулирование выводов, постановка простейшей гипотезы, аргументирование, поиск и объяснение причинно-следственных связей и т.п.

Необходимо отметить, что по типу урок, включающий виртуальную экскурсию (в нашем случае, виртуальную экскурсию в республиканский зоопарк «Орто Дойду»), являлся комбинированным и включал следующие основные этапы:

- организационный, направленный на создание соответствующего климата в образовательной среде и обеспечение настроя на предстоящую работу; на данном этапе (длительность 1 мин.) педагог направляет деятельность на концентрацию внимания обучающихся для обеспечения рабочей дисциплины, чем достигается готовность школьников к уроку; обеспечивается формирование личностных универсальных учебных действий (далее УУД), отражающих развитие умений самоорганизации и самодисциплины;

- этап актуализации знаний, предполагающий подготовку к синтезу нового знания обучающимися на основе имеющихся (длительность 10 мин.); на данном этапе педагог осуществляет деятельность, направленную на повторение пройденного ранее материала на основе приема мини-конкурса «Умники и умницы»; на данном этапе осуществляется формирование познавательных (становление связей, синтез), коммуникативных (организация сотруднической деятельности на уроке, способность к ней) и регулятивных (определение способов действий в заданных условиях) УУД; также на данном этапе целесообразно включение упражнений для профилактики утомляемости школьников с ОВЗ;

- этап мотивации к учебной деятельности (длительность 3 мин) направлен на активизацию заинтересованности к изучаемому материалу и познавательной активности школьников; в рамках данного этапа педагог обозначает название виртуальной экскурсии, создавая эффект любопытства и подкрепления дальнейшей заинтересованности; следом за данным этапом идет этап целеполагания (1 мин.), в рамках которого конкретизируется цель урока;

- этап первичного усвоения новых знаний (12 мин.); на данном этапе обучающиеся уже включаются в целенаправленную учебную деятельность, содержащую элементы исследования; разнообразие видов деятельности, а именно заполнение таблицы; погружение в мир зоопарка на основе виртуальной экскурсии с богатыми акустическими и визуальными эффектами; переключение внимания в контексте связей «животные-ареал обитания-климатические условия-приспособление к условиям» и др. позволяют на основе удержания внимания и активного познавательного интереса познакомиться со многообразием мира млекопитающих и их значением в жизни человека; на данном этапе формируемые УУД уже усложняются сообразно деятельности обучающихся: осуществляется продуктивное преобразование информации, ее структурирование, построение высказываний, вычленение синтез-структур и т.д.; следующие за данным этапом этапы первичного закрепления, включения в систему знаний и повторения, а также итогов и рефлексии обеспечивают развитие способности обучающихся к оцениванию своей роли в проделанной работе, результатов учебной деятельности, расширение кругозора и соотнесения итогов с поставленными задачами. Такая деятельность формирует умения анализа, сравнения, прогнозирования дальнейших перспектив, критического восприятия собственного участия в по-

знавательной деятельности и мн. др. Это во многом обеспечивает не только развитие и устойчивую активизацию познавательного интереса, но и мотивацию к дальнейшему самообучению, самостоятельной поисковой деятельности, которая прогнозируется педагогом на этапе информирования о домашнем задании.

Такая технология разработки методики уроков на основе виртуальных экскурсий позволяет эффективно осуществлять переход обучающихся на более высокие уровни формирования познавательного интереса, характеризующиеся усложнением умений, навыков и уровнем мотивации.

Таким образом, в исследовании наблюдали переход к следующей стадии (любознательности), в рамках которой отмечали значительноеповышение уровня мотивации и познавательных потребностей (по методике В.С. Юркевич). Так, среди испытуемых (n=20) показатель высокого уровня мотивации был диагностирован у 55 % обучающихся, что составило на 40 % больше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Достаточно большое количество детей с ОВЗ характеризовались средним уровнем мотивации в обучении, который на формирующем этапе эксперимента составил 45% от общего количества обучающихся до педагогического эксперимента. С низким уровнем мотивации школьников зарегистрировано не было.

Необходимо отметить, что третья стадия формирования познавательного интереса характеризовалась уже активным включением детей с ОВЗ в образовательный процесс, подкреплялась их вопросами, активным поиском дополнительной информации, что характеризовало значительное повышение интереса к предмету. Так, например, дети с ОВЗ после обучающего педагогического эксперимента стали предпочитать вопросы на сообразительность (77,4 %), демонстрировали более эмоционально выраженное отношение к предмету (58,4 %). Помимо этого, родители детей отмечали, что в свободное время дети чаще и систематичнее стали обращаться к деятельности умственного характера (64,8 %).

Исследование развития познавательных интересов детей с ОВЗ предопределило и их успешный переход к заключительной стадии, а именно стадии познавательной активности. Диагностика познавательных интересов обучающихся по методике К. Н. Волкова, показала, что многие дети с ОВЗ стали задумываться о дальнейшем обучении, связанном с областью биологии и естественного знания (37,4 %). Часть детей с ОВЗ стали, помимо обязательного учебного материалаобращаться к более углубленному изучению предмета биология (46,1 %), что позволило детям с ОВЗ осуществлять направленную поисковую исследовательскую деятельность, использовать эвристический метод в процессе применения в рамках виртуальных экскурсий и моделей интерактивных творческих заданий. К проектной деятельности по биологии проявили высокий интерес 63,2 % детей с ограниченными возможностями здоровья.

Достигнутые результаты показали, что использование на уроках биологии виртуальных экскурсий и интерактивных форм заданий в их рамках повлияли на повышение познавательной устойчивости и познавательного интереса, что отразилось на значительном улучшении образовательных результатов обучающихся.

В процессеопытно-экспериментальной работы было

отмечено, что динамика усвоения учебного материала изменилась положительно: средний показатель продуктивности усвоения на формирующем этапе педагогического эксперимента составил 5,8 балла, что превысило его начальное значение (4, 7 балла) на 1,1 (при Т =1,729). Таким образом, можем сделать вывод, что показатель усвоения испытуемых после проведенного педагогического эксперимента увеличился статистически достоверно (р<0,05).

Подводя итоги статьи, считаем необходимым еще раз

отметить, что инновационные формы и методы, используемые в учебной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, являются эффективным средством удовлетворения их образовательных потребностей, позволяют обучающимся не только получить положительную социализацию в образовательной среде, но и личностно самореализоваться, повысить собственную самооценку и образовательные результаты, обеспечив тем самым дальнейшую прогрессивную образовательную социализацию.

Библиографический список

1. Бисултанова А.А. Методология адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе с помощью мультимедийных обучающих систем / А. А. Бисултанова, Д. А. Мачуева, Д. А. Вахаева // Концепт. 2018. № 11. С. 1004 - 1011. doi:10.24411/2304-120X-2018-11083

2. Дробаха Т.Н. Виртуальная экскурсия на уроках биологии и географии [Электронный ресурс]. 2018. - Режим доступа: https:// infourok.ru/virtualnaya-ekskursiya-na-urokah-biologii-i-geografii-2578239.html

3. Дудкова А.Н. Формирование познавательного интереса [Электронный ресурс] // Школьное образование. 2019. - Режим доступа:https://урок.рф/library/formirovanie_poznavatelnogo_interesa

4. Неретина Т.Г. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России / Т.Г. Неретина, Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. № 2. С. 14 - 23.

5. Салимова Ф.М. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях / Ф. М. Салимова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4 (31). С. 156 - 163.

6. УстюжанинаН.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Наука и перспективы. 2017. № 2. С. 70 - 74.

7. Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С.214 - 216.

References

1. Bisultanova A.A. Methodology of adaptation of children with disabilities in modern society using multimedia teaching systems / A.A. Bisultanova, D. A. Machueva, D. A. Vakhaeva // Concept. 2018. No. 11. Рр. 1004 - 1011. doi: 10.24411 / 2304-120X-2018-11083

2. Drobakh T.N. Virtual tour of the lessons of biology and geography [Electronic resource]. 2018. - Access mode: https://infourok.ru/virtual-naya-ekskursiya-na-urokah-biologii-i-geografii-2578239.html

3. DudkovaA.N. The formation of cognitive interest [Electronic resource] // School education. 2019. - Access mode: https: //urok.rf/library/ formirovanie_poznavatelnogo_interesa

4. NeretinaT.G. Problems and prospects for the development of inclusive education in Russia / T. G. Neretina, T. V. Kruzhilina, T.F. Orekhova // Humanitarian and pedagogical research. 2018. No. 2. Рр. 14 - 23.

5. Salimova F.M. Features of working with children with disabilities in secondary schools / F. M. Salimova // Domestic and foreign pedagogy. 2016. No. 4 (31). Рр. 156 - 163.

6. UstyuzhaninaN.V. Virtual tour as an innovative form of training // Science and prospects. 2017. No. 2. Рр. 70 - 74.

7. FetalievaL.P. A modern view ofinclusive education / L.P. Fetalieva // World of science, culture, education. 2018. No. 4 (71). Рр. 214 - 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.