общности действий разных животных, людей, предметов; обучение поддержанию диалога с применением изученной лексики.
Основная форма работы - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Их количество определялось сеткой занятий и специфическими индивидуальными особенностями детей. Индивидуальные логопедические занятия организовывались в рамках реализации адаптированных образовательных программ, составленных для каждого ребенка с учетом его речевого и психического развития. Таким образом, специально разработанные и подобранные занятия включали работу, направленную на формирование понимания общности действий разных животных, людей, предметов; изучение профессиональной деятельности человека; обучение подбору антонимов и синонимов; накопление предикативного словаря. Реализация данной методической разработки в целом способствовала формированию у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом умений строить простые предложения и обеспечила активное использование накопленной лексики в процессе непосредственного общения, а также расширила коммуникативные возможности детей.
В заключение следует подчеркнуть, что обучение детей с расстройствами аутистического спектра участвовать в коммуникации способствует поддержке их адекватного, соответствующего возможностям и способностям темпа психического развития, реализацию их внутреннего потенциала и эффективной социализации. При этом получение положительных результатов достигается за счет проведения целостной, системной, комплексной, интегративной работы, основанной на тесном взаимодействии всех специалистов образовательной организации и родителей. Формирование лексической стороны речи протекает более успешно, если основывается на непосредственной коммуникативной ситуации.
Выводы. Логопедическую работу по преодолению речевых расстройств у детей с аутизмом нужно начинать как можно раньше, так как для преодоления аутистического барьера потребуется очень длительный период комплексной системной работы всех специалистов психолого-педагогического сопровождения (дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, специального психолога, психиатра, социального педагога и т. д.), а также родителей, воспитывающих ребенка с данным нарушением. Для успешной социализации ребенка с аутизмом реализация логопедической работы должна основываться на таких принципах, как системность, комплексность и интегративность.
Литература:
1. Гринспен, С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления = EngagingAutism [Электронный ресурс] / С. Гринспен, С. Уидер. - М.: Теревинф, 2015. - 51 с.
2. Золоткова, Е.В. Теоретические и практико-ориентированные основы развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников / Е.В. Золоткова, И.В. Цыплякова // Методология, теория и практика обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования: монография / под ред. Н.В. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2019. - С. 6-46.
3. Морозова, С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии [Электронный ресурс] / С.С. Морозова. - URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=150&vol=0.
4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, - М.: Теревинф, 2015. - 288 с.
5. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей : методические разработки [Электронный ресурс] / Л.Г. Нуриева. - М.: Теревинф, 2015. - 138 с.
6. Рудик, О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком [Электронный ресурс]: методическое пособие / О.С. Рудик. - М.: Владос, 2015. - 190 с.
7. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособ. / Г.В. Чиркина. - М.: Аркти, 2011. - 122 с.
Педагогика
УДК 372.8
кандидат биологических наук, доцент Зыков Игорь Евгеньевич
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Шурыгина Антонина Ивановна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Рассмотрена возможность использования виртуальных экскурсий в школьной проектной деятельности, разработкой и внедрением которых педагоги могут заниматься вместе с обучающимися. Подобная экскурсия на тему «Одомашнивание животных» позволит обучающимся повысить их уровень знаний, ознакомиться с полезной информацией из области фермерского производства. Для проведения экскурсии может быть использован материал литературных и интернет-источников, презентации с текстовыми и графическими элементами.
Ключевые слова: проектная деятельность, проектная компетентность, виртуальная экскурсия, доместикация, породы рогатого скота.
Annоtation. The possibility of using virtual field trips in the school project activities, development and implementation of which teachers can engage with students. Such an excursion on the theme "Domestication of animals" will allow students to increase their level of knowledge, get acquainted with useful information from the field of farm production. Material from literary and Internet sources, presentations with text and graphic elements can be used for the tour.
Keywords: project activity, project competence, virtual tour, domestication, cattle breeds.
Введение. Современные учебно-образовательные стандарты позволяют рассмотреть в каждом российском школьнике какое-либо особенное, отличное от остальных подростков личностное качество. Благодаря ему подрастающее поколение имеет возможность приложить все силы для выработки присущих
им наклонностей, которые в перспективе помогут обучающимся проявить себя как будущим инженерам, учителям, представителям рабочего класса, медицины, искусства, науки. Ещё в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях у юношей и девушек наблюдаются осознанные предпочтения к тому или иному предмету. Учителям необходимо работать с каждым обучающимся в отдельности, что дает им возможность определить, на каком этапе следует обратить внимание в сторону конкретного участника учебного процесса, какой подход для него эффективнее применить.
Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность является отличным способом раскрытия индивидуальных способностей и творческих потенциалов школьников. Метод проектов — это специализированный приём для получения необходимых знаний, базирующийся на коллективно составленном и впоследствии осуществимом плане решения актуальных проблем, на детальном изучении значимого объекта или продвижении собственных, полученных практическим путем, открытий в научной области.
В современной школе, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), подросток учится в процессе учебно-познавательной и проектной деятельности. При организации учебного процесса предполагается, что обучающийся работает с содержанием и материалом учебного предмета под прямым руководством учителя. В проектной деятельности школьники при поддержке учителя сами ставят конкретные задачи и подбирают средства для их решения, при этом «мерилом успешности проекта является его продукт» [7].
ФГОС задаёт эталон грамотного поколения XXI века, поэтому он коренным образом меняет сущность системы образования, включая организационные и учебные регламентации. Его вектором является помощь обучающимся сформировать навык «умения учиться». Школьникам, помимо восприятия нужной информации от учителя, требуется самим добывать обзорный материал из доступных источников. Главное, чтобы взятый для ознакомления с конкретной темой научный труд опирался на достижения современной науки [10]. Однако, при осуществлении проектной деятельности, учителя муниципальных образовательных учреждений часто приравнивают метод проектов к одной из форм внеурочной исследовательской работы, имеющей групповой характер и объединяющей заинтересованных эрудированных обучающихся [9].
До недавнего времени проектная деятельность имела статус добровольной формы занятости подростков с «уникальным складом ума». Теперь она носит обязательный характер, при котором преподаватель должен осуществлять вышеупомянутые действия именно в ходе урока, отведя для этого часть учебного времени. Раньше итоговым продуктом школьного проекта были, в основном, рекомендации по корректировке некоторых моментов работы, по новым стандартам сюда причисляются как творческие работы обучающихся, так и их научные изыскания. Проектная деятельность по естественнонаучным предметам ранее затрагивала в основном научно-исследовательскую проблематику, сегодня она может приобретать не только исследовательский, но и реферативный характер. Разработка проекта направлена на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата, путем подборок докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой деятельности обучающихся, как способов достижения результатов этого приёма в обучении.
Главная функция проектной деятельности базируется на приобщении обучающихся к активной учёбе, на поддержку развития их учебно-познавательных умений и навыков, на стимулирование к образованию для качественного усвоения учебного курса (в частности, биологии) [1, 3, 8].
Критерии оценки проектов по биологии:
• чёткость поставленных приоритетов;
• актуальность темы и достаточность объёма источников информации;
• использование современных методов исследований;
• степень раскрытия темы проекта;
• уровень достоверности полученных данных, их обработка с помощью методов математической статистики;
• анализ результатов исследования;
• наличие в работе практических рекомендаций;
• четкость и обоснованность выводов, их соответствие поставленным задачам;
• оформление проекта в соответствии с предъявляемыми требованиями (наличие фотоматериалов, таблиц, диаграмм, списка литературных источников).
Одним из видов проектной деятельности в школьном курсе биологии можно считать создание виртуальной экскурсии на определенную тему. Например, на изучение темы «Одомашнивание животных» в школьном курсе биологии отводится довольно мало времени. В связи с этим для получения дополнительной информации по вышеуказанной теме обучающимися 7 класса может быть разработана и проведена виртуальная экскурсия с использованием презентации и текстового материала, что позволит им лучше усвоить материал по доместикации животных. Подобная проектная работа даст возможность обучающимся пополнить запас собственных знаний, подробно и занимательно ознакомиться с полезной информацией из области фермерского производства.
Виртуальная экскурсия рассчитана на часть урока. По ходу её проведения может быть использован материал из достоверных литературных и интернет-источников, презентация с текстовыми и графическими элементами. Цель экскурсии донести обучающимся ключевую информацию по доместикации млекопитающих для повышения их уровня знаний по данному разделу зоологии.
План виртуальной экскурсии на тему «Одомашнивание животных».
1. История одомашнивания млекопитающих человеком.
2. Крупный рогатый скот:
• Тур — древний вид крупнорогатого скота, его видовые особенности.
• Породы крупного рогатого скота в фермерских хозяйствах России.
• Значение крупнорогатого скота в жизни человека.
3. Мелкий рогатый скот:
• Овцеводство как наиболее распространённая форма ведения животноводческого хозяйства, его основные преимущества.
• Породы овец в фермерских хозяйствах России.
• Козоводство, его рентабельность в фермерских хозяйствах.
• Породы коз в российском животноводстве.
4. Скотоводство — неотъемлемая отрасль сельского хозяйства в России.
1. История одомашнивания млекопитающих человеком.
Раньше считалось, что люди начали одомашнивать диких животных для того, чтобы иметь рядом источник молока и мяса. При этом необходимость ходить на охоту и подвергать свою жизнь опасности отпадала. Однако израильские учёные считают эту теорию ошибочной и выдвигают свою версию. Согласно ей, одомашнивать животных люди начали потому, что в дикой природе те начали встречаться всё реже и реже. Проведя анализ динамики популяций диких свиней и коров, исследователи установили, что перед тем, как люди начали их одомашнивать, популяции таковых резко изменились. Размеры животных стали меньше, в стадах преобладали самки и детеныши. По мнению авторов работы, подобные явления были вызваны охотой людей, которые истребляли животных, и ресурсы восстановления популяций были значительно истощены. Первые попытки одомашнивания диких животных проводились около 10 тысяч лет назад и явились важным этапом на пути перехода к неолитическому обществу. В те времена домашние животные мало чем отличались от диких, разве что были немного крупнее из-за изменившегося рациона питания и отсутствия необходимости самостоятельно добывать пищу и воду, проходя большие расстояния [11]. Таким образом, одомашнивание (или доместикация) — это процесс изменения животных (или растений), при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору [12].
2. Крупный рогатый скот.
Развитие культуры животноводства наблюдалось у древних народов Средней Азии, Северо-Восточной Африки и Средиземноморья. На территории России домашние породы млекопитающих стали появляться в южных частях страны, в областях Нижнего и Среднего Поволжья [13].
Предком крупного рогатого скота является вымерший бык тур [4, 13]. Это дикое парнокопытное животное рода настоящих быков семейства полорогих, встречавшееся со второй половины антропогена в лесостепях и степях Восточного полушария (в Европе, Северной Африке, Малой Азии, на территории современного Кавказа). Считается вымершим в результате хозяйственной деятельности человека: распашки степей, вырубки лесов, интенсивной охоты. Так, в Центральной Европе его исчезновению послужила интенсивная вырубка лесов в 1Х-Х1 веках.
Тур являлся мощным животным с мускулистым, стройным телом высотой в холке около 170-180 см. Вес его достигал 800 кг и более. Голова была высоко посажена (что характерно для степных животных), с длинными острыми рогами. Окраска взрослых самцов была черной, с узким белым «ремнём» вдоль спины, а самок и молодых особей — рыжевато-бурой.
В леса они откочёвывали только зимой, хотя последние туры доживали свои дни именно в лесах. Питались травой, побегами и листьями деревьев и кустарников. Гон приходился на осень, телята появлялись весной. Жили туры небольшими группами или в одиночку, на зиму объединялись в более крупные стада. Естественных врагов у туров было мало: сильные и весьма агрессивные животные легко справлялись с любым хищником [14].
В результате одомашнивания крупного рогатого скота произошли значительные преобразования его биологических особенностей:
• изменение соотношений параметров тела: сейчас на фермах разводят животных с удлинённым туловищем в совокупности с уменьшенной высотой особи;
• ослабление крепости и массивности скелета, более компактная форма черепа;
• трансформация конечностей: произошло их видимое укорачивание в связи с уменьшением подвижности животных;
• замена характерной для диких форм покровительственной однотонной окраски животных на многообразие мастей у современных видов крупного рогатого скота;
• снижение остроты слуха и зрения у одомашненных пород [13].
У фермеров Российской Федерации наиболее популярны такие породы крупного рогатого скота, как холмогорская, бурая латвийская, чёрно-пестрая, костромская, калмыцкая, тагильская, абердин-ангусская, казахская белоголовая, ярославская [15].
По продуктивным признакам крупный рогатый скот подразделяется на:
животных молочных, молочно-мясных и мясных пород [5].
Соответственно, из вышеупомянутого следует вывод, что для человека крупный рогатый скот позиционируется как основной источник молока и мяса, в чем и заключается ключевая роль выращиваемых на фермах животных по отношению к населению разных континентов.
3. Мелкий рогатый скот.
Многим фермерам рентабельней содержание мелкого рогатого скота. Овцеводство является одним из видов традиционной фермерской деятельности в мире. Овец выращивали в качестве домашних животных с давних времен, в основном, для получения мяса и шерсти. Животные плодовиты и неприхотливы в уходе. Большую часть времени питаются пастбищным кормом. Овцы отлично себя чувствуют на любых пастбищах и подходят для разведения практически в любой климатической зоне.
Преимущества ведения овцеводства:
• не требует больших материальных вложений;
• овцы неприхотливы в уходе и в потреблении пищи;
• овцы отличаются высокими показателями репродуктивности и роста;
• продукты овцеводства пользуются большой популярностью и занимают почти лидирующие позиции в сферах животноводческой деятельности;
• выносливы, легко переносят перепады температур;
• обладают спокойным нравом, подходят для совместного разведения с другими видами животных на ферме [16].
Из большого числа диких форм баранов начало домашним овцам дали, главным образом, муфлон, архар, аргали [17].
Наиболее распространенными в России шерстными породами являются такие как: меринос, ставропольская, кавказская, алтайская, цигейская, романовская. Мясные породы овец: гиссарская, тексель, куйбышевская, вандейская [16].
Козоводство — успешно развивающаяся во всем мире отрасль животноводства, продукцией которой является молоко, мясо, шкуры, шерсть. Козы, в отличие от других травоядных животных, не требовательны к корму и едят большее количество растений [18].
Преимущества козоводства:
• возможность почти ежедневного получения нескольких литров молока;
• перспектива в получении мяса;
• неприхотливость в содержании;
• небольшие размеры животных;
• получение мягкой и пушистой шерсти;
• низкие затраты на содержание [19].
В большинстве случаев фермеры заводят этих животных для получения молока и мяса. Козье молоко — источник множества витаминов и микроэлементов, которые способствуют нормальной работе организма. Его врачи рекомендуют к употреблению детям, т.к. оно практически не вызывает аллергических реакций, питательно, имеет небольшую калорийность и богаче витаминами и микроэлементами по сравнению с коровьим молоком [19].
Мясо коз характеризуется высокими пищевыми качествами. По составу основных жирных кислот оно сходно с бараньим и говяжьим, но в сравнении с ними имеет несколько большее количество воды и меньшее количество жира, содержание холестерина в нем в несколько раз ниже, чем в говяжьем и свином, по содержанию витаминов А (ретинола), В1 (тиамина), и В2 (рибофлавина) козье мясо значительно превосходит мясо других сельскохозяйственных животных. Козы редко болеют и, в сравнении с крупным рогатым скотом, их мясо не подвергается заражению паразитами. Блюда из козьего мяса по вкусовым качествам не уступают таковым из свинины или говядины [20].
Дикими предками современных коз считаются безоаровый, или бородатый, козёл и винторогий козёл, или мархур [2]. Самые популярные, в том числе в России, молочные породы коз: зааненская; нубийская; горьковская; альпийская, мясные — бурская и греческая [19].
4. Скотоводство — неотъемлемая отрасль сельского хозяйства в России.
В общем объёме животноводческой продукции в России доля скотоводства составляет примерно 55%. Несмотря на снижение этого показателя в последнее время, с экономической точки зрения его значение остается важнейшим для большинства регионов нашей страны. Продукты скотоводства выпускаются разными производителями, однако наибольшие показатели молочной и мясной продукции крупного рогатого скота наблюдаются на специализированных предприятиях [21].
Выращивание и содержание крупного рогатого скота — самая обширная и продуктивная отрасль животноводства. Её развивают для получения молока во всех земледельческих районах, близких к крупным городам и промышленным центрам. В местах, удалённых от промышленных центров, развитие молочной отрасли возможно при наличии достаточной кормовой базы, с последующей переработкой молока в транспортабельную продукцию (масло, сыр, сухое молоко).
Мясо и мясопродукты являются важнейшими продуктами питания, неотъемлемыми элементами структуры стратегической продовольственной безопасности страны. В мясном отношении на долю говядины и телятины в России приходится около 50%. Разведение крупного рогатого скота мясных пород позволяет производителю круглогодично использовать трудовые и материальные ресурсы [6]. Выращивание овец и коз, в отличии от содержания крупного рогатого скота имеет лишь ту особенность, что здесь основными продуктами производства, помимо мяса и молока, являются шерсть и пух [22].
В настоящее время правительство принимает всевозможные меры по развитию скотоводства в России. Существует федеральная программа, предусматривающая значительные изменения в животноводстве. На ближайшие годы планируется увеличение поголовья крупного рогатого скота молочного и мясного направления продуктивности, что потребует от государства дополнительных инвестиций в сельскохозяйственную отрасль и, прежде всего, в рентабельное производство.
Перед экскурсией и после нее учителем проводятся два контрольных тестирования обучающихся по теме «Одомашнивание животных». Результаты теста, проведенного в 2018-2019 годах в МБОУ СОШ № 83 имени кавалера ордена Мужества Е.Е. Табакова г. Ногинска Московской области РФ, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования обучающихся по теме «Одомашнивание животных»
Уровень знаний Результаты тестирования (%)
Начальное Итоговое
Низкий (1-3 балла) 20 7
Средний (4-7 баллов) 57 16
Высокий (8-10 баллов) 23 77
Выводы. Из вышеизложенного следует, что при использовании дополнительного (в том числе иллюстративного) материала, уровень знаний обучающихся по теме «Одомашнивание животных» имеет положительную динамику. Соответственно, разработка и реализация в рамках школьной программы тематических виртуальных экскурсий, как одного из видов проектной деятельности, является вполне эффективной.
Литература:
1. Белов А.А., Зыков И.Е. Использование гидропонных установок в школьной проектной деятельности. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования, 2019, вып. 63, ч. 2, с. 54-57.
2. Звонарев Н.М. Прибыльное разведение коз. Породы, кормление, уход. — М.: Центрполиграф, 2011. — 61 с.
3. Зыков И.Е., Ющенко Ю.А. Зоологический музей Государственного гуманитарно-технологического университета и его место в реализации ФГОС ВПО. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования, 2018, вып. 61, ч. 3, с. 83-87.
4. Зыков И.Е., Ющенко Ю.А. Дидактические материалы и рекомендации к самостоятельной работе студентов по зоологии: Учебно-методическое пособие для студентов факультета биологии, химии и экологии. - Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017. - 128 с.
5. Лапин А.О. и др. Энциклопедия домашнего фермера. — М.: АСТ, 2017. — 768 с.
6. Особенности разведения крупного рогатого скота мясных пород — М.: Росагролизинг. — 41 с.
7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
8. Самошкина Т.Г. Проектная деятельность на уроках биологии. Педагогическое мастерство: Материалы II Международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012, с. 138-140.
9. Токарева М.И., Марина А.В. Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности. - Молодой ученый, 2016, №21, с. 934-937.
10. Хотулёва О.В., Воронин Д.М., Завальцева О.А. Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения биологии в школе. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования, 2018, вып. 60, ч. 1, с. 357-361.
11. http://www.ecos.org.ua/?p=3222
12. https://ru.wikipedia.org/
13. http://myfarm-online.ru/korovy/priruchenie-domestikaciya-i-izmeneniya-krupnogo-rogatogo-skota.html
14. http://kontinentusa. com/dikij -byk-tur-i streblyonnye-chelovekom/
15. http://www.fadr.msu.ru/rin/breeds/cows/cows.html
16. https://сельхозпортал.рф/articles/ovtsevodstvo/
17. http://www.bibliotekar.ru/7-razvedenie-zhivotnyh/5.htm
18. http://doferm.ru/козоводство
19. http://oblagorod.ru/fermerskoe-hozyajstvo/givotnovodstvo/mrs/podbor-porodi/porody-koz.html
20. https://www.sobstvennik.org/livestock/goat_breeding/04.php
21. https://goferma.ru/zhivotnovodstvo/obshhie-dannye/narodno-hozyajstvennoe-znachenie-zhivotnovodstva.html#skotovodstvo
22. https://www.syl.ru/article/168017/new_otrasli-jivotnovodstva-razvitie-jivotnovodstva-vidyi-jivotnovodstva
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент Иваненко Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Уфимцева Ольга Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург)
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ
Аннотация. В данной статье авторы сделали акцент на психолого-педагогическом сопровождении социальной адаптации первокурсников вузе. В статье рассмотрены новообразования, которые характерны для первокурсника как вчерашнего школьника; определено понятие «социальная адаптация», выделены результат социальной адаптации и признаки неуспешной социальной адаптации студента первого курса вуза; определены понятия «сопровождение» и «психолого-педагогическое сопровождение»; описаны этапы психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации первокурсников вузе.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, социальная адаптация, первокурсники, вуз.
Annotation. There have been issues of social-pedagogical support of social adaptation of the first year students at a higher school focused in the article. The authors describe the new features that are characterize the freshman like yesterday's schoolchildren; define the term "social adaptation", pointed out the result of social adaptation and indications of failure of social adaptation of first-year student of the University; define the concepts "maintenance" and "psychological-pedagogical support"; describe the stages of psycho-pedagogical support, social adaptation of freshmen to the higher school.
Keywords: social-pedagogical support, social adaptation, first-year students, higher school.
Введение. В настоящее время существует необходимость в формировании у студентов, в частности - у первокурсников, ценного отношения к высшему образованию и избранной ими будущей профессии. При поступлении в вуз первокурсник не только входит в новую для него систему социальных и межличностных отношений, но также входит в систему профессиональных и деловых отношений. Социальная адаптация при этом требует от первокурсника проявления определенных качеств и способностей.
Для некоторых первокурсников период социальной адаптации протекает без больших осложнений, при условии - что студент осознает и помает конечные цели, которые он должен достичь. Но сегодня можно наблюдать, что студенты, в том числе и первокурсники не понимают или не могут представить, с какой деятельностью они хотели бы связать свою дальнейшую жизнь. Таким студентам требуется помощь преподавателей и специалистов службы сопровождения. В связи с этим в своей статье мы и хотели бы рассмотреть, как можно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации первокурсников в вузе.
Изложение основного материала статьи. Выбор вуза, подача документов и поступление в вуз для старших подростков, как и для их родителей, период волнительный. Так как вчерашний школьник с приходом в вуз должен освоить новую социальную роль - роль студента вуза. Процесс обучения в вузе для