Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скрипкина Татьяна Петровна, Мазеина Ольга Николаевна

Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперед - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей». Воспитание детей всегда было сложным процессом, всегда в реализации педагогических идей возникали проблемы, связанные с объективными трудностями воспитания как педагогического процесса. На современном этапе развития общества происходит смена ценностных ориентаций, дети из-за новых увлечений испытывают отчуждение от ближайшего окружения, что усиливает социальное одиночество. Ранее известные модели воспитания оказываются неэффективными, поэтому растет детская преступность. Кроме того, жизнь подростков до совершения преступления в большинстве случаев протекала в условиях психо-эмоционального напряжения, стресса, последствием которого стали различные формы девиаций, приведших к совершению преступлений. В связи с этим данная категория преступников нуждается в оказании адекватной (согласно возрасту, жизненной ситуации, моделям поведения, криминальному опыту и др.) психологической помощи, проведении индивидуальных психокоррекционных мероприятий, повышении результативности исправительного воздействия. В статье рассматриваются понятия «психологическая коррекция», «психологическая коррекция осужденных» в интерпретациях различных ученых. Акцентируется внимание на уровнях проведения психокоррекционного процесса с учетом достижения одной из целей уголовно-исполнительной политики - создание условий для исправления осужденных. При проведении психологических коррекционных мероприятий с лицами несовершеннолетнего возраста специалистам-психологам необходимо учитывать разнообразные взаимосвязанные и взаимообусловленные факторы девиации осужденных несовершеннолетнего возраста, а также внешние и внутренние условия и проблемы формирования и развития личности до осуждения и имеющиеся внешние и внутренние ресурсы для последующей реабилитации. Определяются задачи проведения психокоррекционных мероприятий, классифицируются данные мероприятия, рассматриваются различные подходы к их проведению, обозначаются стратегии их осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скрипкина Татьяна Петровна, Мазеина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF CONVICTED JUVENILES

Folk wisdom says: "If you think about tomorrow - sow grain, if for 10 years ahead - plant a forest, if for 100 years - raise children". The upbringing of children has always been a complex process, there have always been problems and difficulties associated with the objective difficulties of upbringing as a pedagogical process in the implementation of pedagogical ideas. The realities of modern life are such that at the present stage of development of society there is a change of value orientations, children, due to new hobbies, experience alienation from their immediate environment, which increases social loneliness. Previously known parenting models turn out to be ineffective, so child crime is growing. In addition, the life of teenagers before committing a crime in most cases took place under conditions of psycho-emotional tension, stress, the consequence of which were various forms of deviations that led to the commission of crimes. Because of this, this category of criminals needs adequate (according to age, life situation, behavioral patterns, criminal experience, etc.) psychological assistance, individual psychocorrective measures, improving the effectiveness of corrective action. In the article, the authors consider the concept of "psychological correction", "psychological correction of convicts" in the interpretations of various scientists and generalize these concepts. They focus on the levels of conduct of the behavior of the psycho-correction process, taking into account the achievement of one of the goals of the penal policy - the creation of conditions for the correction of convicts. The authors believe that when conducting psychological corrective measures with juveniles, psychologists need to take into account a variety of interrelated and interdependent factors of deviation of convicted juveniles, as well as external and internal conditions and problems of personality formation and development before conviction and the available external and internal resources for subsequent rehabilitation. The authors define the tasks of carrying out psychocorrective measures, classify these measures, consider various approaches to their implementation, identify strategies for their implementation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9:343.815

DOI 10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).4.549-556

ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА СКРИПКИНА,

доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация; профессор Государственного университета управления, г. Москва, Российская Федерация, ORCID 0000-0002-3605-847X, e-mail: skripkinaurao@mail.ru; ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА МАЗЕИНА, кандидат психологических наук, начальник факультета правоохранительной деятельности, Кузбасский институт ФСИН России, е-mail: ollv1309@vandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Для цитирования

Скрипкина, Т. П. Особенности проведения психологической коррекции осужденных несовершеннолетнего возраста / Т. П. Скрипкина, О. Н. Мазеина // Человек: преступление и наказание. - 2021. - Т. 29(1-4), № 4. - С. 549-556. - DOI : 10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).4.549-556.

Аннотация. Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне -сей зерно, если на 10 лет вперед - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей». Воспитание детей всегда было сложным процессом, всегда в реализации педагогических идей возникали проблемы, связанные с объективными трудностями воспитания как педагогического процесса. На современном этапе развития общества происходит смена ценностных ориентаций, дети из-за новых увлечений испытывают отчуждение от ближайшего окружения, что усиливает социальное одиночество. Ранее известные модели воспитания оказываются неэффективными, поэтому растет детская преступность. Кроме того, жизнь подростков до совершения преступления в большинстве случаев протекала в условиях психоэмоционального напряжения, стресса, последствием которого стали различные формы девиаций, приведших к совершению преступлений. В связи с этим данная категория преступников нуждается в оказании адекватной (согласно возрасту, жизненной ситуации, моделям поведения, криминальному опыту и др.) психологической помощи, проведении индивидуальных психокоррекционных мероприятий, повышении результативности исправительного воздействия. В статье рассма-

© Скрипкина Т. П., Мазеина О. Н., 2021

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

триваются понятия «психологическая коррекция», «психологическая коррекция осужденных» в интерпретациях различных ученых. Акцентируется внимание на уровнях проведения психокоррекционного процесса с учетом достижения одной из целей уголовно-исполнительной политики - создание условий для исправления осужденных. При проведении психологических коррекционных мероприятий с лицами несовершеннолетнего возраста специалистам-психологам необходимо учитывать разнообразные взаимосвязанные и взаимообусловленные факторы девиации осужденных несовершеннолетнего возраста, а также внешние и внутренние условия и проблемы формирования и развития личности до осуждения и имеющиеся внешние и внутренние ресурсы для последующей реабилитации. Определяются задачи проведения психокоррекционных мероприятий, классифицируются данные мероприятия, рассматриваются различные подходы к их проведению, обозначаются стратегии их осуществления.

Ключевые слова: коррекция, психокоррекция, психологическая коррекция, психологическое вмешательство, психокоррекционное воздействие, психокоррек-ционные мероприятия, психокоррекционная работа, психокоррекционный процесс, психокоррекционные технологии, психокоррекционные программы.

Проведение в отношении несовершеннолетних осужденных мероприятий психокор-рекционного воздействия - одна из важнейших задач настоящего времени. Программы, направленные на изменение и развитие личности, позволят преступникам сформировать новые качества личности, освоить правила и нормы поведения в обществе, разрешить внутриличностные и межличностные конфликты. Отечественные психологи и педагоги на протяжении многих десятилетий проводят исследования по проблемам подростковой преступности. Этому посвящены работы Ю. М. Антоняна, С. А. Беличе-вой, В. М. Бехтерева, А. Д. Глоточкина, П. В. Голодова, И. В. Дубровиной, К. Е. Игошева, Д. Д. Исаева, Д. Н. Исаева, А. Г. Ковалева, И. С. Кона, В. Т. Кондратенко, А. Е. Личко, Г М. Миньковского, И. А. Невского, О. Б. Пановой, В. Ф. Пирожкова, К. К. Платонова, Г М. Потанина, А. М. Рудакова, Д. И. Фельдштейна и др. Ученые отмечают, что девиант-ное поведение лиц, не достигших зрелости, имеет глубинные истоки, и для того, чтобы грамотно подобрать формы, методы и приемы работы по профилактике негативных проявлений, необходимо осуществлять системный подход к выявлению причин и условий, оказывающих влияние на формирование личности, определять их взаимосвязь; проводить анализ обстоятельств благоприятного и неблагоприятного социального развития личности в период ее формирования, используя при этом достижения различных отраслей психологии.

Понятие «коррекция» (с лат. correcto - поправка) означает частичное изменение. Отечественные ученые для обозначения каких-либо форм и методов работы по исправлению особенностей психического развития используют термин «психологическая коррекция», зарубежные - «психологическое вмешательство». Б. Д. Карвасарский психологическую коррекцию определяет в виде психокоррекционной работы с целью оказания психологического влияния на определенные психологические структуры личности для обеспечения ее полноценного развития и дальнейшего функционирования [9]. Ю. Д. Злобин считает, что такое воздействие необходимо для выявления и ликвидации источников, оказавших негативное воздействие на индивида в период его форми-

рования и развития, а также предоставления ему возможности раскрыть собственные внутренние ресурсы [6].

По мнению А. С. Спиваковской, наиболее значимым в проведении психокоррекцион-ных мероприятий является создание индивидуальных условий и индивидуального подхода к развитию психологических качеств личности [10]. Р. С. Немов под психологической коррекцией понимает одновременное применение различных психологических приемов с целью устранения у личности поведенческих проблем [7].

Т. Ю. Артюхова определяет психологическую коррекцию в виде психолого-педагогического процесса по изменению тех особенностей психического развития личности, которые не соответствуют норме (ориентиру) определенного этапа возрастного развития человека, а также проведению реабилитационной и коррекционной работы, направленной на профилактику и преодоление дальнейших отклонений в психическом развитии личности [1].

В пенитенциарной психологии вопросам психологической коррекции личности преступников несовершеннолетнего возраста уделялось внимание в трудах Ф. И. Ушкова, А. В. Новикова, М. Г. Дебольского, А. В. Кокурина, Б. В. Александрова, О. Г. Ананьева, Д. А. Дворецкого, Е. А. Дядченко, Е. В. Ильичевой, В. Н. Казанцева, О. М. Климовой, Н. Е. Колесниковой, С. Ю. Ковтуна, О. А. Шиманской, С. Д. Хачатуряна, Д. Е. Дикополь-цева, О. В. Тетеухиной, И. И. Краснянской, Е. В.Крюковой, А. Н. Ломакиной, О. Е. Макар-киной, В. Е. Матвеенко, Е. А. Рассказчиковой, В. В. Чугаевой и др. Ф. И. Ушков в психологической коррекции осужденных видит целенаправленное воздействие на мысли, чувства, установки, ценностные ориентации преступников, формирование и развитие у них коммуникативных способностей, навыков межличностного взаимодействия, устойчивости к неблагоприятным стресс-факторам [11].

По мнению А. В. Новикова, психокоррекция осужденных представляет собой психо-коррекционное воздействие, направленное на когнитивные уровни имеющихся у осужденных лиц психологических проблем [8]. М. Г. Дебольский и А. В. Кокурин в понятии «психокоррекция осужденных» видят процесс восстановления психического здоровья личности, направленный на исправление ее криминально значимых свойств, развитие социальных умений и профессиональных способностей [4].

Обобщая указанные понятия, можно прийти к выводу о том, что психологическая коррекция осужденных - это психолого-педагогический процесс, осуществляемый путем психологического воздействия на психику осужденного, его личностные качества, ценностные ориентации, мировоззрение, чувства, мысли; использования психотехнологий (совокупность специальных способов, методов, приемов и техник взаимодействия субъектов деятельности) с целью исправления личности, развития его индивидуальности, активизации и реализации внутреннего потенциала, оптимизации складывающихся взаимоотношений.

Психокоррекционные технологии являются частью психокоррекционного процесса, результатом которого должно стать общее благополучное развитие человека. Грамотно подобранные психотехнологии способны оказать положительное влияние не только на развитие личности отдельных осужденных, но и на психологическую обстановку в исправительном учреждении.

Психокоррекционный процесс в уголовно-исполнительной системе направлен на достижение одной из целей уголовно-исполнительной политики - создание условий для исправления осужденных и осуществляется на трех уровнях.

1. Коррекционный - исследование причин отклонений и нарушений развития психики осужденного, оказание содействия в преодолении дальнейших (возможных) трудностей и проблем.

2. Профилактический - предупреждение аномалий в развитии психики осужденного.

3. Развивающий - стимулирование и обогащение содержания дальнейшего развития психики осужденного.

Психокоррекционная работа с несовершеннолетними осужденными представляет собой сложный, целенаправленный процесс перестройки, ломки уже сложившихся стереотипов отношения к жизни и поведения, требующий от специалистов, осуществляющих психологическое сопровождение, не только базовых психологических знаний, но и специальных профессиональных компетенций в области проведения психокоррек-ционных мероприятий.

По мнению О. А. Шиманской и О. М. Климовой, при проведении психологических коррекционных мероприятий с лицами несовершеннолетнего возраста специалистам-психологам необходимо учитывать разнообразные взаимосвязанные и взаимообусловленные факторы девиации осужденных [12]:

- индивидуальный фактор (биологические предпосылки делинквентного поведения -отягощенная наследственность, дефекты внутриутробного развития, врожденные аномалии и др.);

- психолого-педагогический фактор (дефекты внутри семейного воспитания, со-циошколярный синдром): отсутствие авторитета членов семьи, школы, общественных организаций; сложные отношения с родителями; грубые ошибки в воспитании детей (воспитание на окрике, эмоциональной грубости; проявление деспотизма и угнетения всех членов семьи, воспитание в ежовых рукавицах; воспитание по типу «золушка»; потакание прихотям, капризам ребенка; игнорирование отрицательных привычек и примитивных влечений; гиперопека - гипоопека ребенка и т. д.);

- социально-психологический фактор (особенности взаимодействия со своим ближайшим окружением: семья, сверстники, друзья и др.): проявление жестокости к окружающим людям; обесценивание жизни окружающих и своей; склонность попадать под воздействие ровесников; совершение уголовных преступлений, в том числе совместно со взрослыми преступниками либо под их непосредственным влиянием;

- личностный фактор (ценностные ориентации подростка, способности к саморегуляции своего поведения, личное отношение к окружению, его нормам и ценностям): ранняя алкоголизация / наркотизация подростков; искажение ценностных ориентиров, протест-ные и (или) асоциальные тенденции; беспризорность; стремление к удовольствиям;

- социально-экономический фактор (условия проживания в семье, финансовое благополучие семьи, нехватка карманных денег и др.).

С. В. Бабурин, рассматривая природу девиации обучающейся молодежи, описывает психологические механизмы, способствующие асоциальному поведению подрастающего поколения: конвенциональный механизм, как следствие аддиктивной социализации личности; диссоциальный механизм приводит к аффективному поведению и диссоци-альным расстройствам и интегрирующий механизм провоцирует развитие латентных психических аномалий развития личности [2].

Ученые, изучая причины и условия подростковой преступности, приходят к выводам о том, что большинство несовершеннолетних осужденных до осуждения были знакомы с элементами тюремной субкультуры. Часть их них почерпнули знания из социальных сетей, телевидения. Однако значительная часть преступников имеют ранний криминаль-

ный опыт - это выходцы из неблагополучных семей, имеющих низкий уровень дохода (воровство, грабеж, разбой - единственно доступные способы для существования). Однако значительная часть несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, проживали в достаточно комфортных условиях и не имели криминальной отягощенности. Нельзя упускать из виду, что делинквентное поведение несовершеннолетних преступников обусловлено как влиянием факторов внешней среды (особенно внешнего окружения), так и индивидуальными особенностями личности, которые побуждают их на индивидуальное реагирование в случаях возникновения проблем [5]. Это еще раз подтверждает необходимость проведения психокоррекционных мероприятий с несовершеннолетними преступниками с учетом условий и проблем формирования и развития личности до осуждения (внутренние: дефицит интеллектуального и личностного развития; психические расстройства; внутриличностные конфликты; асоциальные установки и внешние; приведшие к деликту: проблемы семьи (ее социальный статус и экономическое положение); окружение сверстников с асоциальной направленностью и др.), а также имеющихся ресурсов для последующей реабилитации (внутренние, способствующие позитивному личностному росту: интеллектуальные возможности, имеющиеся умения и навыки, содержание интересов, увлечений, потребностей, отношения и привязанности; внешние: определение социально-позитивно ориентированного общества из окружения осужденных, отдельных лиц, способных оказать поддержку).

Известные методы и приемы психологической коррекции скоординированы с решением проблем личности, поэтому при проведении психокоррекционных мероприятий целесообразно рассматривать различные формы, методы и приемы, способные оказать эффективное корригирующее воздействие на личность. Цель психокоррекции несовершеннолетних преступников - содействие индивидуальному развитию подростков с учетом их личностных особенностей, положительных качеств личности, раскрытие скрытых (подавляемых) возможностей. Все проводимые с несовершеннолетними осужденными психологические коррекционные мероприятия нацелены на решение следующих основных задач.

1. Формирование адекватной самооценки (анализируются обстоятельства и условия жизни, содержание труда, учебы, отношения с семьей, лицами, мнение которых значимо для несовершеннолетнего).

2. Обучение саморегуляции и самоконтролю (освоение различных навыков самоконтроля, позитивно снижающих напряжение, нейтрализации агрессивности, обучение методам аутогенной тренировки, мышечной релаксации и дыхательной гимнастики).

3. Формирование положительной концепции окружающего мира, построение адекватной и приемлемой картины будущего (проведение мероприятий, направленных на развитие личности, целеполагание, формирование навыка поиска положительного в явлениях, оцениваемых подростком как негативных, построения адекватных планов на будущее и стратегии их реализации).

4. Обучение адекватному социальному взаимодействию (установление позитивных социальных контактов, поиск своего места в социуме, формирование и развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия).

5. Формирование положительного отношения к себе, другим, обучение рефлексии (формирование навыков коммуникативной грамотности, бесконфликтного общения, взаимоуважения, адекватного восприятия окружающих, развития ощущений, прогнозирования поведения).

Психокоррекционные мероприятия можно представить в виде следующей классификации:

- по характеру направленности - симптоматические и каузальные;

- содержанию работы - определение конкретной области для коррекционного воздействия;

- форме работы - индивидуальные; групповые (открытая и закрытая группы); смешанные (индивидуально-групповые);

- наличию специальных программ - программа в наличии либо психокоррекционное мероприятие проводится экспромтом;

- характеру управления корригирующими воздействиями - авторитарные; лояльные;

- продолжительности - сверхкороткие (период длительности - от нескольких минут до нескольких часов, результат неустойчивый, применяется для решения острой проблемы); короткие (длительность проведения - от нескольких часов до нескольких дней, проводится для решения актуальной проблемы); длительные (от нескольких месяцев до года, направлены на разрешение имеющихся личностных проблем; имеют стойкий результат); сверхдлительные (продолжительность - от одного года и более, оказывают влияние на бессознательный уровень психики, имеют стойкий, длительный результат);

- характеру решаемых задач - общие (мероприятия общего психокоррекционного порядка); частные (психокоррекционное воздействие оказывается с учетом особенностей возраста подростка, актуальных для возраста проблем); специальные (психокор-рекционные мероприятия проводятся с учетом индивидуальных личностных проблем подростка, связанных с особенностями воспитания, социализации, индивидуально-психологических характеристик).

При проведении психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными целесообразно осуществлять следующие подходы.

1. Социально-педагогический подход: выявление индивидуальных факторов формирования криминального поведения: составление полной характеристики личности; получение образования: формирование и развитие жизненных навыков; обучение общественно одобряемому поведению; духовно-нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, физическое, санитарно-гигиеническое, эстетическое воспитание.

2. Психологический подход: диагностика психологических параметров личности; составление психологической характеристики; формирование и развитие коммуникативных навыков; обучение противостоянию групповому давлению, бесконфликтному поведению; оказание помощи в осознании своих желаний, мотивов поведения, актуальных потребностей, поиск адекватных способов их удовлетворения.

3. Социальный подход: восстановление социально значимых связей, формирование и развитие социальных навыков, подготовка к освобождению, взаимодействие с общественными организациями.

4. Реабилитационный подход: психокоррекция личности, восстановление психического и общего здоровья.

В местах лишения свободы лица несовершеннолетнего возраста отбывают наказания за совершение тяжких преступлений. А. А. Григорьева отмечает, что по сравнению с преступлениями, совершаемыми взрослыми, преступления, совершаемые на этапе взросления, отличаются непредсказуемостью, изощренностью и жестокостью. Порой преступные деяния сопровождаются глумлением, издевательством над потерпевшим, нередко преступники используют фото- и видеосъемкку, что еще в большей степени подстегивает их к истязанию [3]. Это указывает на серьезные проблемы в психике, ха-

рактере подростков, моделях и сценариях их поведения. В силу этого для проведения психокоррекционной работы необходимо учитывать различные сферы личности несовершеннолетних как мишени для психолого-педагогического воздействия.

При проведении психокоррекционных мероприятий целесообразно применять методы психологической коррекции несовершеннолетних осужденных, направленные на решение их личностных проблем, способные оказывать эффективное корригирующее воздействие на личность преступников. Предлагаем в качестве психокоррекционного воздействия применять следующие подходы:

- телесно-ориентированная психологическая коррекция личности;

- психологическая коррекция по развитию продуктивной ориентации характера (Э. Фромм);

- экзистенциальный гештальт-терапевтический подход (Ф. С. Перлз);

- клиентцентрированный подход (К. Р. Роджерс);

- нейролингвистическое программирование.

Психокоррекционные программы несовершеннолетних осужденных могут базироваться на различных стратегиях:

- обучение жизненным навыкам: ассертивности (настойчивости, уверенности в себе, напористости), общения, эмоциональной саморегуляции, принятия решений, преодоления проблем (цель - повышение личностной и социальной индивидуальной компетентности; устойчивости к негативным социальным влияниям);

- коррекция мотивационной сферы посредством самокоррекции и саморазвития;

- коррекция моральных принципов через понимание аномальности и недопустимости аморального и антиобщественного образа жизни (наиболее успешно реализуют представители традиционных религиозных конфессий, общественных организаций и молодежных движений);

- коррекция фактических знаний: предоставление объективной информации, разбор реальных фактов и их последствий с целью предоставления возможности делать самостоятельный общественно полезный ответственный выбор;

- оказание социальной поддержки: принятие несовершеннолетним себя как члена социальной сети, ощущающего на себе любовь, заботу и имеющего взаимные обязательства (в результате - смягчение влияния стрессогенов; облегчение пенитенциарной и постпенитенциарной адаптации; легкость в преодолении повседневных жизненных трудностей; сохранение физического и психического здоровья; стимулирование инициативы; способствование психологическому и личностному благополучию, социальному и духовно-нравственному развитию; формирование позитивной мотивации, адекватной самооценки).

- формирование копинг-поведения (от англ. coping - преодоление стресса, совла-дание с ним): поддержание и сохранение баланса между требованиями окружающей действительности и собственными ресурсами; развитие эмпатии, социальной компетентности;

- пропаганда здорового образа жизни;

- стратегия эмоциональной стабильности: обучение навыкам регулирования эмоционального состояния;

- стратегия альтернативной деятельности: формирование и развитие активной жизненной позиции; удовлетворение актуальных потребностей посредством общественной и социальной активности (в итоге: адекватная самооценка, уважение себя, контроль поведения, рефлексия, умение эффективно действовать в определенных условиях).

Несмотря на значительный опыт проведения психокоррекционной работы с несовершеннолетними преступниками, специалисты-психологи нуждаются в разработке новых методик и психокоррекционных программ, способствующих изменению личности подростков, снижению рецидивной преступности, перестройке сложившихся систем поведения и отношения к жизни. Для этого необходимо адекватно подбирать психотехнологии для возможности индивидуального подхода к коррекции личности.

Библиографический список

1. Артюхова Т. Ю., Шелкунова Т. В. Психокоррекция и психотерапия : учеб. пособие. Красноярск : Изд-во Сиб. федер. ун-та, 2019. 170 с.

2. Бабурин С. В. Особенности природы девиантного поведения обучающейся молодежи // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2(39). С. 69-72.

3. Григорьева А. А., Афонина Ю. С., Кабанова Т. Н. Криминализация несовершеннолетних как проблема современного общества (психологические, социально-психологические и клинико-психопатологические факторы) // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4(45). С. 49-59.

4. Дебольский М. Г., Кокурин А. В. Современное состояние и основные направления совершенствования психокоррекционной работы с осужденными // Психокоррекци-онные технологии в работе пенитенциарных психологов : сб. материалов психологов уголовно-исполнительной системы. М. : ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005.

5. Дегтярева О. Л. Влияние микросоциума на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2(39). С. 95-101.

6. Злобин Ю. Д. Психологическая коррекция личности: задачи, подходы, приемы : учеб. пособие : в 2 ч. Челябинск : ЮУрГУ, 2005. Ч. 2. 35 с.

7. Немов Р. С. Психология : учебник : в 3 кн. 4-е изд. М. : Владос, 2001. Кн. 3. 640 с.

8. Новиков А. В., Слабкая Д. Н. Психокоррекционная работа с осужденными, проявляющими агрессивно-деструктивные формы поведения // Психология. Историко-крити-ческие обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 1А. С. 146-152.

9. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. 3-е изд., пе-рераб. и доп. СПб. : Питер, 2006. 944 с.

10. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.

11. Технологии социально-психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества : науч.-практ. пособие / Ф. И. Ушков [и др.] ; под общ. ред. Н. Е. Колесниковой. Псков : Псков. фил. Академии ФСИН России, 2017. 121 с.

12. Шиманская О. А., Климова О. М. Психология несовершеннолетних правонарушителей : учеб. пособие. Новокузнецк : Изд-во Кузбас. ин-та ФСИН России, 2012. 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.