Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2060
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
психологическое консультирование / этапы психологического консультирования / принципы и условия выбора техник консультирования.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

В статье определена сущность, этапы, принципы, техники вмешательства при проведении психологического консультирования. Особое внимание уделено выбору техник психологического консультирования: психоаналитическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия, терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиористическом направлении, экзистенциально-гуманистическая психотерапия, трансперсональная терапия, нейролингвистическое программирование и гештальт-терапия. Все эти техники могут быть положены в основу психологического консультирования при условиях, описанных в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-218-224 NIION: 2018-0076-9/21-182 MOSURED: 77/27-023-2021-09-381

ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна,

кандидат психологических наук, Петрозаводский государственный университет,

e-mail: naty_sy@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье определена сущность, этапы, принципы, техники вмешательства при проведении психологического консультирования. Особое внимание уделено выбору техник психологического консультирования: психоаналитическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия, терапия и развитие личности в когнитив-но-бихевиористическом направлении, экзистенциально-гуманистическая психотерапия, трансперсональная терапия, нейролингвистическое программирование и гештальт-те-рапия. Все эти техники могут быть положены в основу психологического консультирования при условиях, описанных в данной статье.

Ключевые слова: психологическое консультирование, этапы психологического консультирования, принципы и условия выбора техник консультирования.

SHELSHAKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Psychological Sciences, Petrozavodsk State University

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Annotation. The article defines the essence, stages, principles, techniques of intervention during psychological counseling. Special attention is paid to the choice of psychological counseling techniques: psychoanalytic therapy, behavioral and cognitive-behavioral psychotherapy, therapy and personality development in the cognitive-behavioral direction, existential-humanistic psychotherapy, transpersonal therapy, neuro-linguistic programming and gestalt therapy. All these techniques can be used as a basis for psychological counseling under the conditions described in this article.

Key words: psychological counseling, stages of psychological counseling, principles and conditions for choosing counseling techniques.

При проведении психологического консультирования психолог сталкивается не только с многочисленными переживаниями воспоминаний, но и значительно поврежденной картиной мира. Начатая З. Фрейдом [4] работа по осмыслению феномена личности как объекта психологического консультирования была продолжена в рамках разных подходов и школ.

Рассматривая развитие взглядов о проведении психологического консультирования с разными группами клиентов, которые получают психологическую помощь, переходящую в глубинно ориентированную (психодинамическую) практику, можно выделить ряд тенденций и подходов. Еще в начале развития психоаналитической теории и практики были попытки обратиться к целесообразности внедрения главных идей психоанализа в практике работы психолога с целью адаптации во время различных этапов консультирования. Эти попытки имели разные результаты в связи с динамичным изменением социального строя: в начале внедрения они имели успех, а впоследствии отсутствие квалифицированных кадров и

проблем в социуме - нивелировали предыдущие достижения. Но сейчас эта проблема становится вновь актуальной.

Как отмечает Н.Е. Харламенкова, даже положения, сформулированные еще в 40-х гг. А. Фрейдом, имеют актуальное звучание в современной практике психолога, но лишь при условии полной интеграции [5]. Здесь имеется ввиду не изолированное использование методики работы и соблюдение к ней требований, а понимание сущности личности клиента, условий его психологического комфорта, предвосхищения собственных достижений в будущем. В современной практике психологического консультирования среди инсайтов можно выделить четыре аспекта, в которых психоанализ может оказать помощь:

1) психоанализ может помочь увидеть недостатки и ограничения, присущие острой стадии какого-либо переживания;

2) психоанализ является источником знаний об особенностях взаимоотношений между людьми;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

3) психоанализ может оказать терапевтическую помощь в ситуации, когда человек не может справиться с процессом самостоятельно.

Те пациенты, которые не готовы к такому тесному сотрудничеству с психологом, приглашаются на регулярные отдельные консультации, на которых они могут обсуждать свои проблемы, как по поводу отдельных ситуаций, так и личностного характера. Надо отметить, что переживания по поводу различных ситуаций преломляются через личностные ресурсы и сферы существования (принятие и непринятие окружающих, способы решения проблем и т.д.). Поэтому поиск решения того или иного вопроса происходит только через восприятие своего отношения к данной ситуации, т.е. посредством познания себя. Надо отметить, что задача психолога - точное отслеживание эмоционального состояния клиента во время консультаций, а не вербализация положительных результатов консультации. Клиент в процессе консультирования находится в межличностных отношениях с другими, что не может быть точно проанализировано психологом, и именно внешнее невидимое поле общения клиента (особенно для детей) может стать для психолога ресурсным полем понимания наличной жизненной ситуации до следующей встречи, когда на консультации клиент не полностью раскрывается или сокращает процесс консультирования. Для психолога в этом случае достаточно информации о наличии ближайшего окружения, где возможно и происходит высвобождение скрытых потенциалов.

Главное в психоанализе - преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий.

При проведении метода свободных ассоциаций надо учитывать, что на слова клиент может озвучивать определения, не связанные с понятием: воспоминания из детства, жизненный опыт и т.д. Например, костер - река времени (военнослужащий вспомнил службу в армии), жизнь - незабудка, яма, пустошь, рассвет. Психологу надо анализировать не только содержание вызванных ассоциаций, и устанавливать взаимосвязи с прошлого с настоящим, но и провести психолингвистический анализ сказанных слов на предмет использования сочетания звуков, направленных на успокоение, снижение тревоги или повышение эмоционального состояния. Так, в примере жизнь

- незабудка, яма, пустошь, рассвет. В слове «незабудка» -срединный слог закрывает грудной отдел легких, что способствует закрытости клиента на начало сеанса (это нормальное состояние), «яма»

- по содержанию отрицательное значение, по звучанию - открытость психологу, «пустошь» - возможно, константа состояния клиента на данный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

момент с тревожным успокоением, «рассвет» - в конце цепочки могут использоваться слова, направленные на будущее.

Пациент во время сессии лежит на кушетке, и это помогает ему перестать контролировать внешнюю реальность - ведь он не может следить за реакцией аналитика (тот сидит у него в изголовье), а только слышит его голос. У пациента возникает ощущение, что он разговаривает одновременно с реальным человеком, с самим собой и с фантазийным образом аналитика, который у него возникает [2, с. 45].

Пациент говорит все, что приходит ему в голову, даже то, о чем сообщать неприятно, стыдно или больно (это и есть свободные ассоциации). Пытаясь следовать этому правилу, он проецирует на аналитика свои бессознательные желания, чувства и конфликты и переживает их с новой силой (этот феномен в психоанализе называется переносом). Но не менее важно для результата работы, чтобы и аналитик улавливал эмоции, которые возникают у него в ответ на переживания пациента (такие реакции называются «контрпереносом»). Это помогает понимать даже самые глубокие бессознательные переживания пациента и интерпретировать их, т.е. преобразовывать бессознательное в осознаваемое [1].

На основе своего клинического опыта автор выделила следующие подходы к работе с пациентами (по З. Фрейду) во время проведения психологического консультирования:

1) психолог встречается с пациентом для проведения подготовительной беседы;

2) работа проводится в соответствии с моделью, предложенной Д. Пайнз, в рамках которой пациентам помогают сохранить образ внутреннего ребенка и отделить собственные детские переживания от потребностей и поведения взрослого человека. Исходя из диагностического материала, направленного на выявление отношения к детству, можно на консультациях воссоздавать образ, необходимый клиенту, детализация реального образа детства не нужна, это может только усилить травму.

Анализ сновидений возможен только по желанию клиента с запросом проработки страшных снов, в остальных случаях - как свободно выбранный метод психолога, его лучше не использовать, т.к. функции бессознательного до конца не изучены.

Представленным выше материалом, конечно, не исчерпывается все разнообразие пси-хокоррекционных подходов при проведении психологического консультирования, но уже на основе этого материала можно выделить две принципиальные ориентации - работа непосредственно с

пациентом и работа с его социальным окружением.

В то же время, психологу не стоит забывать о разработке индивидуальной стратегии работы с пациентом, в которую целесообразно включить ряд сеансов-бесед, предложенных Г. Хорн [6], а именно:

1) первая ознакомительная беседа, формулировки запроса;

2) общая консультативная беседа;

3) сбор анамнестических данных;

4) подготовительная беседа перед началом процесса психологического консультирования;

5) встречи с пациентом, которые сопровождают ход психотерапии;

6) беседа в случае обострения состояния пациента, помощь в кризисных ситуациях;

7) беседа во время посещения психологом семьи / дома (при необходимости);

8) заключительная беседа.

Западные специалисты охотно используют психоанализ в различных формах. В некоторых странах посещение психоаналитика считается престижным и характеризует анализируемого как человека, который заботится о своем психическом здоровье. Один известный американский психолог, отвечая на вопрос о том, как ей удалось воспитать таких замечательных детей, сказала: «Просто они много лет посещали аналитика, и это была, наверно, самая удачная инвестиция в моей жизни».

Кроме «ортодоксального», в семейство психоаналитических направлений входит множество «боковых ответвлений», объединяемых под общим названием «неопсихоанализ». От классического направления они отличаются, как уже было сказано, либо изменениями в теоретической базе, либо применяемыми терапевтическими приёмами. Важнейшим из таковых является:

1. Психоаналитическая терапия.

Психотерапия в данном подходе основана на принципах и методиках психоанализа, но менее интенсивна. Она проводится лицом к лицу с частотой 1-3 раза в неделю. Фокус внимания здесь обращён к реальным проблемам и конфликтам клиента.

Здесь рассматриваются внутренние конфликты между структурами психики, подавленные желания и эмоции. Главной целью психоаналитической психотерапии является достижение инсайта — своеобразного озарения, осознавания глубинных личностных противоречий, о существовании которых человек прежде мог и не подозревать, но которые препятствовали его полноценной жизни. Поэтому психоаналитическую психотерапию также называют инсайт-ориентированной.

Психоаналитическая терапия основывается на следующих теоретических принципах:

1. В человеческой психике существует бессознательная часть, которая во многом определяет чувства, мысли, поступки, желания людей.

2. События, происходившие с человеком в детстве, особенно до пять лет, влияют на его дальнейшую жизнь.

3. Все характерные черты человека, паттерны поведения, защиты, способы думать и чувствовать, особенности восприятия и т.д. проявляются во взаимоотношениях со всеми людьми, в т.ч. во взаимоотношениях с терапевтом.

4. Ребенок может забыть о событиях детства, но знание родителей о произошедшем может менять стиль воспитания и эмоциональные отношения в семье от отгороженности от близких до полного ухода от социума. Поэтому особое внимание при работе с детскими воспоминаниями и понимании клиента о его застревании на воспоминаниях из прошлого. Необходимо анализировать поступки и действия ближайшего окружения, которые также находились в эмоциональном стрессе, и могли в отличие от ребенка дать определенным событиям теоретическое значение в отличие от ребенка. Понятие о преступлении против ребенка ложится в основу долговременной памяти, у ребенка такое не происходит. Действия преступников рассматриваются как отдельные фрагменты, отдельно запоминается физическая боль, отдельно отрицательные эмоции, но если данное явление не обозначено клиенту словом «такой-то вид преступления», и идет объяснение через спокойное состояние родителей, то данные события ребенком не запоминаются. У родственников теоретический склад ума не позволяет быстро забыть данные действия, и порой действия в отношении семьи могут переплетаться с образами из когнитивного поля мышления (знание законов, фильмы и т.д.). Поэтому ребенок, забывший события прошлого, будучи взрослым, не нуждается в опознавании эмоций из прошлого, в конкретизации воспоминаний, здесь требуется только понимание отношения родителей к нему, ближайшего окружения, само по себе событие детства не требует детализации.

Психоаналитическая психотерапия незаменима для тех, кто хочет избавиться от депрессии, страхов, панических состояний, улучшить взаимоотношения с близкими людьми, справиться с зависимостями и навязчивыми состояниями. Этот

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

вид терапии подходит для тех, кто настроен на серьёзную и длительную работу над собой. Кроме того, психоаналитическая психотерапия — один из мощных инструментов в познании и понимании себя.

Важнейшие направления психоаналитического «семейства»: классический психоанализ, аналитическая психотерапия (юнгианский анализ), индивидуальная психология (адлерианский анализ), психодрама, гипноанализ, символдрама (кататимное переживание образов, кататимно-и-магинативная психотерапия по Х. Лёйнеру), тран-зактный анализ.

2. Поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия.

Психолог, использующий этот метод, выявляет основные паттерны мышления и поведения человека, определяет, как именно человек их подкрепляет, и какое влияние они оказывают на его жизнь. Особое внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется иррациональному мышлению, например, автоматическим и катастрофическим мыслям. После того, как будет проведен детальный анализ мышления и поведения, терапевт и пациент вместе будут решать, что именно нужно изменить, чтобы решить имеющиеся проблемы. Этот процесс может повторяться неоднократно, до тех пор, пока не будут достигнуты цели психотерапии.

Некоторые из техник, которые используют в когнитивно-поведенческой психотерапии: релаксация, системная десенсибилизация, тренинги социальных навыков, а также тренинги, укрепляющие уверенность в себе. Многие техники, которые относятся к данному виду психотерапии, происходят из работ И. Павлова, Джона Уотсона, Джозефа Вольпе, Б.Ф. Скиннера.

Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение. Сложно сказать, что является реальностью, воображаемый мир человека - это тоже его реальность, соприкосновение с реальным неудобным миром возможно в рамках своего другого, но также реального мира посредством психологических защит. При этом необязательно понимание, принятие и осознавание клиентом мира, который принес ему отрицательные эмоции, душевный дискомфорт. Здесь в процессе работы с душевными травмами, объясняя действия партнера находить выход на изменение его как личности, которая оказывается в измененном состоянии непринятой именно клиентом: не она или он обидел, а вы не прощаете, есть дискомфорт, который возник при изменении постоянной частицы, и любую вышедшую из строя постоян-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ную частицу можно возвести в образ мудреца для тебя в определенный период жизни, тебя лучшего на данный момент. И когда ученик становится мудрее старца, мудрец идет к другим ученикам.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности, в исследованиях Ж.-Ж. Пиаже были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение.

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенсибилизация, например,использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладания с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.

3. Терапия и развитие личности в когнитив-но-бихевиористическом направлении.

Сторонники когнитивно- бихевиористиче-ского направления исходят из того, что:

А. Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление - от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэффективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда - ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевио-ральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.

Б. Если человек привык видеть себя жертвой, он ведет себя как жертва. Научившись видеть себя автором своей жизни, он начинает вести себя более активно и ответственно.

4. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия.

Сторонники гуманистического направления психотерапии рассматривают человека как целостную систему, состоящую из разума, тела и духа. В разные периоды жизни: здоровье, болезнь, главенствующую роль начинает выполнять та или иная структурная единица. Во время болезни первоочередной задачей является поддержка духа, дух способствует раскрытию всех ресурсов человека и быстрейшему выздоровлению (расстановка приоритетов, включение восстановления в режим дня, уход от дискомфорта и т.д.). Разум -

точка движения духа. Дух наполнен идеальными помыслами, не отграничивает комфорт от дискомфорта, у этого состояния отсутствует критичность, в свою очередь разум позволяет в критических ситуациях расставить приоритеты и отойти от дискомфорта. Тело как форма существования разума и духа. Методы, используемые в гуманистической психотерапии, основаны на представлении о том, что у каждого человека есть способность к самоисцелению. Среди наиболее известных представителей этого метода психотерапии - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Основной задачей экзистенциальной психотерапии является помощь пациенту в поиске конструктивных решений, которые позволят ему справляться с трудностями повседневной жизни. Специалист, использующий этот метод психотерапии, сосредоточивается на индивидуальном опыте человека, изучает его личную систему ценностей и представлений, и выявляет их связь с конкретными социальными и психологическими проблемами пациента. Терапевт придает одинаковое значение прошлому и настоящему человека, а также тому, чего он ожидает от будущего. Специалист в процессе консультирования предлагает разнообразные способы решения проблем: конструктивные, неконструктивные, адекватные. У клиента на «странные» способы выхода из ситуации могут появиться ассоциации, исходя из своего жизненного опыта и выход на новые нестандартные для себя способы выхода из кризиса.

В экзистенциально-гуманистической психотерапии одновременно используются методы гуманистической и экзистенциальной терапии. В отличие от, например, психоаналитиков, терапевты, которые применяют такие методы, не считают, что у всех проблем человека есть общие корни (конфликты, коренящиеся в бессознательном). В то же время, выделяются основные понятия, вокруг которых возникает большая часть психологических проблем: смерть, свобода, ответственность, изоляция и чувство бессмысленности.

Рекомендуется отходить от понятия «смерть», в программы общеобразовательных школ надо включать раздел геофизики, в котором доказывается, что во время смерти от тела отходит эфимерная субстанция (белое облако-душа) и поселяется (соприкасается) в любящем его человека рядом или по телефонной связи в слушающего. Душа складывается из добрых дел и забот о себе и ближнем, и если у человека есть злые намерения, и он в этом не раскаивается, то душа не возродится.

На консультации идет обсуждение выше указанных понятий:

Смерть - облако души поселилось в любящем.

Ответственность - безусловность слова.

Изоляция (вынужденное) - безусловное принятие себя вне рамок общественного мнения.

Изоляция как выбор - жизнь в соответствии с личным выбором.

Чувство бессмысленности - познавательный интерес без найденного ответа.

5. Трансперсональная терапия.

Возвращаясь к первоначальному смыслу психологии - учению о душе (греч. psyhe - душа, logos - учение, наука), трансперсональная психология рассматривает заботу о душе как первостепенную задачу психотерапии. Трансперсональная психология - направление, фокусирующее внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляющее и научно обосновывающее представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследовательских и практических парадигм и проектов трансперсональной психологии - творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек.

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: измененное состояние сознания, множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация,холотропное дыхание,телесно-ориен-тированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др.

Если в классических психологических и психотерапевтических подходах, например, как в психоанализе, проблемы человека рассматриваются только на биографическом уровне, то в трансперсональной психотерапии используется более широкий подход, который включает в себя кроме биографического уровня, перинатальный (история и переживание рождения) и трансперсональный (сверхбиографический опыт, включающий в себя переживания человеком: истории предков, филогенетический опыт, мировой культуры; переживания опыта идентификации с растениями, животными, с другими личностями, с различными формами сознания - от отождествления с отдельными органами до планетарного сознания; архи-тепические переживания и осознание сакральных знаний).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Одна из особенностей трансперсональной терапии заключается в том, что, выбирая техники для работы, психотерапевт учитывает как личностные особенности, так и общечеловеческие -трансперсональные. Поэтому как широки трансперсональные представления о человеке и его окружающем, так же широки и методы, используемые в практике трансперсональной терапии.

6. Нейролингвистическое программирование (НЛП).

Одно из самых противоречивых и окутанных легендами направлений современной психотерапии — и, шире — психотехники (технические приёмы из арсенала НЛП в настоящее время широко используются в разнообразных областях взаимодействия между людьми: педагогике, риторике, рекламе и пр.).

Противоречивость данного направления состоит, прежде всего, в несоответствии между декларируемой теоретической базой и используемыми терапевтическими приёмами, а также противоречивости внутри самой теоретической базы. Теоретическая база НЛП, согласно высказываниям его основателей и современных адептов, представляет собой синтез современных лингвистических, нейрофизиологических и кибернетических знаний. При внимательном же рассмотрении «теория» НЛП оказывается эклектичным смешением вульгаризированных вариантов ряда популярных в 60-х гг. ХХ в. частных концепций в рамках перечисленных научных дисциплин. Прежде всего, к таковым относится т.н. «трансформационная грамматика» Н. Хомского, из которой авторы НЛП заимствовали лишь произвольно интерпретированное ими различение «поверхностных» (реально звучащих) и «глубинных» («внутрипси-хических») структур человеческой речи, отождествляемых с психической структурой субъекта.

Предполагается, что, во-первых, на основе «поверхностной» структуры может быть реконструированы «глубинная», а во-вторых, применением специальных приёмов (под общим названием «рефрейминга»), изменяющих «поверхностную» структуру, могут быть достигнуты изменения в «глубинной» (заметим, что такая процедура имеет явную параллель в изменении неадаптивных когниций в рамках когнитивно-поведенческой терапии). Собственно, именно в этом и видится суть психотерапевтического вмешательства, т.е. декларируется патогенетический характер НЛП-психотерапии.

В реальной же терапевтической практике НЛП зачастую сводится к изменению поведения (в т.ч. речевого) пациента с помощью создания ряда новых, более адаптивных поведенческих стереотипов методом классического павловского обу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

словливания (которое в рамках НЛП именуется «созданием якорей» или просто «якорением»).

Таким образом, на поверку, НЛП оказывается замаскированным вариантом поведенческой симптоматической психотерапии. Впрочем, к чести НЛП, надо отметить, что арсенал конкретных технических приёмов изменения поведения является исключительно широким, разнообразным и позволяет весьма тонким образом подбирать приёмы, соответствующие индивидуальным особенностям пациента и его наличному состоянию [16, с. 35]. Что же касается якобы присутствующих в теоретической базе НЛП «современных нейрофизиологических и кибернетических» знаний, то это утверждение сложно доказуемо и часто опасно. Так, спецслужбы используют усиление звуковых частот по отношению к определённым словам, услышанным в повседневной жизни или СМИ. Например, по СМИ идет информация: «Количество заболевших вирусным заболеванием увеличилось многократно (усиление на данное слово) по сравнению со вчерашним днем (вчера был предположительно 1 человек). При уточнении многократно - озвучивается в 4 раза. То есть, всего 4 человека. Далее: при этом из них заболевших простудой все вышеуказанные 100% (усиление на 100, а не на слово «простуда»).

7. Гештальт-терапия.

Это психотерапевтическое направление основано Ф. Перлсом (1893 - 1970), американским психотерапевтом германского происхождения и представляет собой обособившуюся ветвь психоаналитической терапии. Теоретическая база этого направления складывалась на основе синтеза глубоко проанализированных Перлсом идей классического фрейдовского психоанализа и ряда постулатов гештальтпсихологии (общепсихологического направления, поставившего в центр своих изысканий понятие «гештальта» — целостности, несводимой к сумме своих элементов), а также некоторых принципов экзистенциально-феноменологической психологии и психотерапии.

В методический арсенал гештальт-терапии входят, в основном, приёмы разговорного и игрового типов, осуществляемые в режиме групповой психотерапии. Характерной особенностью геш-тальттерапии как психотерапевтического направления является её открытость, неортодоксальность — готовность как к привнесению в собственную практику «чужих» методических приёмов, так и к более глубокой интеграции с другими направлениями. В частности, весьма охотно гештальт-те-рапевты применяют методические приёмы из арсенала психодрамы, а зачастую представители этих двух направлений и вовсе образуют единое профессиональное сообщество, использующее

всё теоретическое и методическое богатство обеих традиций.

Необходимо создать как внешне, так и внутренне совершенно определенную психическую атмосферу восприятия, дабы получить доступ к сохраненной психотравмирующей информации [3]. Поэтому можно говорить о выгоде проведения психотерапии в интегративном подходе и оказания комплексной помощи, и возможно доказать принцип областей переживания взаимных мульти-модальных соединений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершая краткое изложение основных направлений оказания психологической помощи в работе с комплексным посттравматическим расстройством, можно сделать следующие выводы. Исследование феноменологии комплексного ПТСР различного происхождения позволяют выделить направления оказания поддержки восстановления:

• способность испытывать полноценный спектр эмоций, без проявления эмоциональных нарушений;

• способность избегать регресса и сохранять спокойствие в ситуациях стресса;

• возможность чувствовать себя безопасно и эмоционально защищенно в отношениях;

• ощущение личностных границ;

• возможность создавать полноценные отношения с помощью эмпатического взаимодействия с другими людьми;

• когнитивные способности, нужные для развития самосознания;

• способности к саморегуляции;

• способности сохранить свои ценностные ориентации и смысл жизни.

Используя в психологическом консультировании оговоренные выше правила выбора методик работы, этапность и принципы с постоянной ориентации на клиента, исследуя трудности как единую систему и применяя свой опыт специалиста с опорой на мотивацию этого клиента, можно рассчитывать на получение положительных результатов.

Список литературы:

[1] Беда А.А. Основные направления оказания психологической помощи при психической травме // Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и

образовательной среде. - СПб: «СОФИЯ», 2020.

- С. 238 -247.

[2] Болотникова О.П. Психотерапия и психологическое консультирование. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 60 с.

[3] Дмитриева Н.В., Защиринская О.В., Пере-возкина ЮЖ и др. Коррекция травматических переживаний, вызванных супружеской изменой, с помощью ассоциативных карт // Смальта. - 2016.

- № 4. - С. 18 - 31.

[4] Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - M., 1995. - 455 с.

[5] Харламенкова Н.Е. Копинг-ресурсы и ресурсность социальной поддержки в период поздней взрослости // Горизонты зрелости: сборник тез. участников Пятой Всеросс. науч.-практ. конф. по психологии развития / под ред. Л.Ф. Обуховой, И.В. Шаповаленко, M.A. Одинцовой. - M.: ГБОУ ВПО MH^X 2015. - С. 328 - 332.

[6] Хорн Г. Память, импринтинг и мозг: исслед. механизмов / пер. с англ. О.С. Виноградовой. - M.: Mир, 1988. - 343 с.

Spisok literatury:

[1] Beda A.A. Osnovnye napravleniya okaza-niya psihologicheskoj pomoshchi pri psihicheskoj travme // Aktual'nye voprosy izucheniya travmatich-eskogo stressa i psihotravmy v social'noj i obrazova-tel'noj srede. - SPb: «SOFIYa», 2020. - S. 238 -247.

[2] Bolotnikova O.P. Psihoterapiya i psiholog-icheskoe konsul'tirovanie. - Tol'yatti: TGU, 2011. - 60 s.

[3] Dmitrieva N.V., Zashchirinskaya O.V., Perev-ozkina Yu.M. i dr. Korrekciya travmaticheskih perezhivanij, vyzvannyh supruzheskoj izmenoj, s pomoshch'yu associativnyh kart // Smal'ta. - 2016. -№ 4. - S. 18 - 31.

[4] Frejd Z. Vvedenie v psihoanaliz. Lekcii. - M., 1995. - 455 s.

[5] Harlamenkova N.E. Koping-resursy i resursnost' social'noj podderzhki v period pozdnej vzroslosti // Gorizonty zrelosti: sbornik tez. uchast-nikov Pyatoj Vseross. nauch.-prakt. konf. po psi-hologii razvitiya / pod red. L.F. Obuhovoj, I.V. Shapovalenko, M.A. Odincovoj. - M.: GBOU VPO MGPPU, 2015. - S. 328 - 332.

[6] Horn G. Pamyat', imprinting i mozg: issled. mekhanizmov / per. s angl. O.S. Vinogradovoj. - M.: Mir, 1988. - 343 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.