Научная статья на тему 'МЕТАФОРЫ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ'

МЕТАФОРЫ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
917
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метафоры / психологическое консультирование / психотерапия.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

В последние десятилетия метафоры все чаще становятся предметом исследования в различных областях знания. В психологии метафора определяется как психический конструкт, представляющий собой объединение двух понятий, где вспомогательное используется для акцентирования и объяснения существенных для автора метафоры характеристик основного. Повышенный интерес к изучению метафор может объясняться универсальностью данного феномена культуры: метафора может выступать как средство коммуникации, как художественный троп, как способ самовыражения. В психологическом консультировании метафора выполняет различные функции: познания, суггестии, структурирования опыта клиента и др. Во всех основных направлениях психологического консультирования и психотерапии подчеркивается высокая эффективность метафоры как психологического приема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРЫ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

О^ ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-435-439 ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна,

NIION: 2018-0076-9/21-220 кандидат психологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-419 Петрозаводский государственный университет,

г. Петрозаводск, Россия, e-mail: naty_sy@mail.ru

МЕТАФОРЫ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Аннотация. В последние десятилетия метафоры все чаще становятся предметом исследования в различных областях знания. В психологии метафора определяется как психический конструкт, представляющий собой объединение двух понятий, где вспомогательное используется для акцентирования и объяснения существенных для автора метафоры характеристик основного. Повышенный интерес к изучению метафор может объясняться универсальностью данного феномена культуры: метафора может выступать как средство коммуникации, как художественный троп, как способ самовыражения. В психологическом консультировании метафора выполняет различные функции: познания, суггестии, структурирования опыта клиента и др. Во всех основных направлениях психологического консультирования и психотерапии подчеркивается высокая эффективность метафоры как психологического приема.

Ключевые слова: метафоры, психологическое консультирование, психотерапия.

SHELSHAKOVA Natalya Nikolaevna,

candidate of psychological sciences, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

METAPHORS IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Annotation. In recent decades, metaphors have increasingly become the subject of research in various fields of knowledge. In psychology, metaphor is defined as a mental construct, which is a combination of two concepts, where the auxiliary is used to accentuate and explain the characteristics of the main that are essential to the author of the metaphor. The increased interest in the study of metaphors may be explained by the universality of this phenomenon of culture: metaphor can act as a means of communication, as an artistic path, as a way of self-expression. In psychological counseling, the metaphor performs various functions: cognition, suggestion, structuring the client's experience, etc. In all the main areas of psychological counseling and psychotherapy, the high effectiveness of metaphor as a psychological intake is emphasized.

Key words: metaphors, psychological counseling, psychotherapy.

В последние десятилетия метафоры все чаще становятся предметом исследования в различных областях знания. В психологии метафора определяется как психический конструкт, представляющий собой объединение двух понятий, где вспомогательное используется для акцентирования и объяснения существенных для автора метафоры характеристик основного. Повышенный интерес к изучению метафор может объясняться универсальностью данного феномена культуры: метафора может

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

выступать как средство коммуникации, как художественный троп, как способ самовыражения. В психологическом консультировании метафора выполняет различные функции: познания, суггестии, структурирования опыта клиента и др. Во всех основных направлениях психологического консультирования и психотерапии подчеркивается высокая эффективность метафоры как психологического приема. Метафора помогает сформулировать запрос на получение психологической помощи, когда предмет беседы табуирован или

недостаточно осознан клиентом, устранить противоречия между рациональным и эмоциональным отношением к ситуации, найти доступ к ресурсам клиента, определяющим путь к решению его проблемы.

Психотерапевты, обосновывающие необходимость имплицитного использования метафор в психотерапии, в частности Гордон, автор книги «Терапевтические метафоры: оказание помощи другим с использованием зеркала», отмечает, что в истории развития культуры метафоры использовались как приемы, при помощи которых развивались и передавались идеи. Шаманы, древние философы, проповедники - все они в сходной манере интуитивно сознавали и применяли силу метафоры. Начиная с известной аллегории о пещере Платона, с проповедей Будды и Христа, метафора всегда выступала как средство изменения идей и воздействия на поведение.

Одним из первых, кто ввел метафору в поле работы с клиентами, стал З. Фрейд. Вся теория психоанализа З. Фрейда, так же, как и его последователей, пронизана метафорическим содержанием.

В практике психоаналитической работы с клиентами использовал два метода: анализ содержания свободных ассоциаций и сновидений, являются яркими примерами возможного использования метафорических смыслов.

К понятию метафоры З. Фрейд впервые обратился в книге «Толкование сновидений», где выделил главные механизмы работы сновидения: сгущение, смещение, учет изобразительных возможностей и вторичную переработку. Понятие сгущения полностью соответствует метафорической логике образования смысла. Суть сгущения (Verdichtung) заключается в том, что один образ (словесный или предметный) соединяет в себе несколько других образов (ассоциативных рядов) и образует особое представление путем их пересечения.

Принцип сгущения проявляется в сновидении по-разному: например, появляется персонаж, составленный из черт различных людей, которого сновидцу трудно опознать как отдельное лицо. В процессе рассказывания сновидения этот персонаж может принимать черты то одного, то другого человека. Сгущению также могут подвергаться образы предметов или местностей, где выявляется и акцентируется определенная общая черта, которая становится ведущей, заслоняет собой все остальные и не позволяет отделить один предмет от другого. В основе теории К. Г. Юнга лежит символ. Он, как и метафора, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Юнг считал, что вся картина нашего психического мира опосредована символами. С их помощью наше

«Я» проявляет все свои грани, от самых низменных до высочайших. Юнговское определение символического совпадает с существующими определениями метафор.

Основной ролью символа, по мнению Юнга, является выражение архетипа. Архетипы - это врожденные элементы человеческой психики, отражающие общие модели чувственного опыта, выработанные в ходе развития человеческого сознания. Иначе говоря, архетипы - это метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапы эволюции человечества. Для Юнга архетипы - «живые психические силы», не менее реальные, чем наши тела. По содержанию архетип, в первую очередь, представляет собой иносказание. Если речь идет о солнце, и оно отождествляется со львом, земным властелином, охраняемым драконом несметным золотым кладом или с некоей силой, от которой зависит жизнь и здоровье человека, то все эти тождества неадекватны, ибо существует третье неизвестное, которое более или менее приближается к перечисленным сравнениям, но, к постоянной досаде интеллекта, так и остается неизвестным, не вписываясь ни в одну формулу.

В индивидуальной психологии А. Адлера формула жизненного стиля: ранние воспоминания и сновидения - тоже трактуются метафорически. В условиях консультирования клиента могут использоваться длинные истории, истории внутри историй (множественные включенные метафоры), аналогии, афоризмы, анекдоты, каламбуры, загадки, экспериментальные домашние задания, художественные метафоры, шутки и юмор; в процессе разыгрывания историй могут использоваться метафорические объекты (Бэккер, 1985).

Загадка.

Сидели, пели и свистели. Кто это? (варианты: птицы, люди). Правильный ответ: те, кто знают музыку. Отвечающие: неужели, птицы и люди - неправильный ответ? Ответ: правильных ответов нет. На любой вопрос ищи свой ответ и избегай тех, кто тебя проверяет тебя на знания. Знание - это ответы на вопросы по научному источнику. Жизнь - это собственные ответы на вопросы, которые порождает знание. Прекрасная жизнь - это жизнь.

В предпринятом обзоре трудов известных психологов и психотерапевтов достойное место нашли работы Шелдона Коппа. В своей книге «Гуру: метафоры от психотерапевта», написанной в 1971 году, Копп рассказывает о спасительной роли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он заново открыл воспитательную силу преданий и поэзии.

Шелдон Копп определяет «метафору» следующим образом: «В общем смысле метафору

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

можно определить, как способ сообщения, в котором одни вещи выражаются через термины, принадлежащие к другой области вещей, что вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее» [6].

Таким образом, метафора представляет собой новеллистический способ репрезентации чего-либо (например, пословица, гласящая: «Кошку можно ободрать более чем одним способом»). Копп исследовал метафорические смыслы таких сборников историй, как мифология, религия, литература, научная фантастика, газеты, поп-культура.

В современной психотерапевтической практике терапевтические истории, используемые М. Эриксоном, получили большую популярность. Милтон Эриксон придавал большое значение активизации психического механизма научения при работе с метафорами.

В эриксоновской терапии обширно используются метафоры в самой разной форме: метафорические истории, сказки, анекдоты, притчи, разговорные метафоры пациента (такие как, например, «камень на сердце», «ярмо на шее», «сердце разрывается»). Метафора является одним из средств структурирования опыта. Метафора представляет собой словесную формулировку реальности во всём её многообразии, воспринимаемом как сложная, но упорядоченная совокупность свойств.

За клинической работой М. Эриксона наблюдали ученики-лингвисты, Р. Бендлер и Дж. Грин-дер, и на основе этих наблюдений выстроили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия метафоры. Метафора, согласно их теории, действует по принципу триады, проходя через три стадии значения. Метафора представляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную в словах рассказа. Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную с ней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем. Понимание клиентом отнесенности рассказа к себе, при наличии доверительного общения с консультантом, приводит к высвобождению скрытых переживаний и эмоций: от радости до грусти. Это, в свою очередь, приводит в действие возвращенную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю.

Как пишет Бачков И.В., главным средством психологического воздействия является метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми при семейном и индивидуальном консультировании.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Итак, в семейном консультировании психологи и психотерапевты очень часто сталкиваются с метафорическими описаниями мира и происходящих событий. Во-первых, это связано с тем, что существует множество словесных метафор, описывающих семейную систему, начиная от «ячейки общества» и заканчивая «банкой с морским песком, в котором невидно, что песчинка, что соринка». Во-вторых, во время работы консультант видит перед собой, как минимум, две разные картины мира, а это значит, различные вербальные и невербальные сообщения репрезентируют для него реальные характеры людей, их ценности, ход мыслей и чувств. «Кроме того, - как пишет И.Г. Кутергина - многие семьи сами по себе, без всяких терапевтических ухищрений, содержат много гротеска, аллегорических сравнений» [4]. Например, жена, во всем похожая на свою мать (это могут быть поведение, способности, убеждения, ценности и даже личностное своеобразие), и внешне начинает походить на нее: она может выглядеть старше своих лет, иметь специфическую походку, выражение лица, речевые обороты и др.

Классификация метафор в психологическом консультировании пользования

1. По субъекту:

а) Метафора клиента. Метафора, автором которой является клиент.

б) Метафора специалиста. Метафора, автором которой является психолог или психотерапевт.

Примеры.

1. Говорит человек мудрецу: «Хочу встретить бога». Мудрец спросил: «Зачем, ты все можешь сам». Человек сказал: «Хочу увидеть чудо». Мудрец: «Как оно выглядит?». Человек сказал: «Не знаю, не видел, пусть исполнит желание, это и будет чудо». Мудрец уточнил: «Ты сам почему не можешь сотворить чудо?». Человек ответил: «Я устал, много работаю». Мудрец сказал: «Тебе нужны только помощники и умение отказываться от неважного и вовремя. Ищи друзей, создавай семью, и все желания исполнятся». Человек обрадовался и улыбнувшись уточнил: «Я мечтаю о несбыточном, Бог говорят помогает». Мудрец сказал: «Не общайся с теми, кто так говорит, они умеют только говорить».

2. Крестится верующий, со лба и в живот троекратно- кланяюсь я тебе увиденное и услышанное, чуду и истине, с правового плеча на левое - но не преклоняюсь перед теми, кто называет словами грехи человека и не помогает делами ему насущными; не испугаю силой своей, за свои грехи отвечу только сам; готов кланяться тебе и

защищать тебя враг мой, потому что нет ни в тебе и во мне истины.

3. Собрался молодой человек стать главнокомандующим, говорит ему друг: заберись на саму высокую гору и ответь на мои вопросы. Долго взбирался молодой человек и наконец взобрался, посмотрел вниз на своих сослуживцев. Друг крикнул: «Спускайся, туча плывет», сотоварищ на горе не услышал, толпа друзей крикнула - не услышал, взобрался друг к желающему стать главнокомандующим и сказал: «На недосягаемой высоте - не услышать нас», и спустился друг обратно вниз, служивый остался. Закапал дождь, промок на горе служивый, внизу все собрались под куртками, и стало теплее, позвал друг служивого вниз и сказал: «Только природа у нас главнокомандующий и властвует над нами. Но она безусловно и нас вдохновляет».

4. Мудрец сидел у моря и бросал песок, море с каждым разом все больше мелело. Подошли родные и спросили: «Зачем ты это делаешь, дедушка?». Мудрец сказал: «Сначала я вместе с песком выкидывал воспоминания, и почувствовал, что в душе становится легче, да и у берега становиться теплее (так появился бриз)». Родные спросили: «А что важнее избавиться от воспоминаний или радоваться появлению теплого воздуха?». Старик ответил: «Без воспоминаний нет меня, без моего здоровья песка не было бы в море, без моря не было бы теплого воздуха рядом. Нет важных вещей, у них нет души: ни у воспоминаний, ни у теплого воздуха. Есть важное время, определенное человеком, и вовремя пришедшие люди».

5. Живет в горах старик, смотрит вниз и видит: тучи, облака, голубое небо. Подошел ребенок и говорит ему: «Дедушка ты ошибаешься, природа вниз не падает». Старик сказал: «Докажи свою правду, любимый внучок». Мальчик повел дедушку вниз и описывает: «Тучи с гор - это лики людей сверху, а рядом на них смотришь - натюрморты (злой мужчина - кислый лимон, добрая женщина - спелое яблоко) и иконы (дети), облака - это и дым из печи и тандыра, голубое небо - это озеро». Старик сказал: «Твоя правда, внучок, только это все зеркало, каким взглядом посмотришь - то и увидишь».

2. По новизне:

а) Авторская метафора. Уникальная метафора, которая создается в результате творческого акта и репрезентирует личный опыт автора метафоры (например, «абсурд в квадрате», «липкий холод», «нежданная радость», «сухой родник»).

б) Стертая метафора. Общеупотребительная метафора, которая широко используется в культуре (например, «закат жизни», «разобрать полет»).

3. По сфере репрезентации и воздействия на психику клиента:

а) Метафора, связанная с когнитивной сферой. Метафора, посредством которой клиент выражает свое представление относительно феномена, являющегося предметом обсуждения во время консультации («дождь не может идти вечно», «железобетонные фасады», «любви сердце открыто»), или посредством которой специалист помогает клиенту сформировать представление об определенном феномене («верхняя оболочка личности»).

б) Метафора, связанная с эмоциональной сферой. Метафора, которая описывает эмоциональное состояние клиента («черная дыра внутри», «немой крик») или нацеленная на его изменение («пропустите тревожные мысли через сито», «спрячьте тревогу под зонтик» о значении первой консультации).

в) Метафора, связанная со сферой поведения. Метафора, посредством которой клиент выражает свое представление относительно его внешней активности («сотрясать воздух без надобности», «нести все в себе») или посредством которой специалист помогает клиенту сформировать представление об определенном способе действия («съесть слона по кусочкам», «дать себе остынуть»).

4. По функции:

а) Метафора-определение. Метафора, посредством которой клиент выражает такие представления, для которых, по его мнению, в русском языке еще нет понятий («вампир в юбке», «ментальное удушье»).

б) Оценочная метафора. Метафора, используемая для сравнения описываемого феномена с другим («быть как рыбка-прилипала», «отбиваться как собачонка», «сердиться как тишина», «обидеться как туча и ждать дождя»).

в) Познавательная метафора. Метафора, с помощью которой осуществляется акт познания за счет переноса смысла с понятного клиенту феномена на сферу неясного ему феномена («отношения - это танец двух партнеров»; «застывшие слезы - талант музыканта»).

Выводы

Метафоры в психологическом консультировании можно классифицировать по разным основаниям: по субъекту (метафоры клиентов и специалистов), по новизне (авторские и стертые), по сфере репрезентации и воздействия на психику (связанные с когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферами), по функции (метафора-определение, оценочная, познавательная). В психологическом консультировании встречаются преимущественно клиентские общеупотребительные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

метафоры, главным образом репрезентирующие когнитивную и эмоциональную сферы. Метафоры клиентов чаще выполняют функции определения и оценки, помогающие найти подходящие слова для выражения мыслей и чувств, а метафоры специалистов - функцию познания, направленную на обучения клиентов, расширение их картины мира.

Список литературы:

[1] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. - 175 с.

[2] Гордон Д. Терапевтические метафоры. Оказание помощи другим при помощи зеркала. -М., 1995.

[3] Кроль Л., Пуртова Е. Использование метафор в организационном консалтинге и тренинге. - М., 2002.

[4] Кутергина И.Г. Использование метафор в семейной терапии. - М., 2005.

[5] Ласая Е. Телесные метафоры в гештальт-терапии. - СПб., 2002.

[6] Осипова А.А. Общая психокоррекция. -М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.

Spisok literatury:

[1] Adler A. Praktika i teoriya individual'noj psi-hologii. - M., 1993. - 175 s.

[2] Gordon D. Terapevticheskie metafory. Oka-zanie pomoshchi drugim pri pomoshchi zerkala. - M., 1995.

[3] Krol' L., Purtova E. Ispol'zovanie metafor v organizacionnom konsaltinge i treninge. - M., 2002.

[4] Kutergina I.G. Ispol'zovanie metafor v seme-jnoj terapii. - M., 2005.

[5] Lasaya E. Telesnye metafory v geshtal'ttera-pii. - SPb., 2002.

[6] Osipova A.A. Obshchaya psihokorrekciya. - M.: TC «Sfera», 2000. - 512 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.