ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ХИЩЕНИЙ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СОВЕРШАЕМЫХ РАБОТНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Яшин А.А., доцент кафедры методологии криминалистики Саратовской государственной юридической академии
Среди комплекса оперативно-розыскных мероприятий наиболее эффективным для выявления хищений наркотических или психотропных препаратов, совершаемых медработниками, установления факта незаконного сбыта (продажи) указанных препаратов является проверочная закупка, предусмотренная ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Проверочная закупка - это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в «специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получении услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений»1.
Проведение данного оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) в отношении наркотических средств и психотропных веществ допускается на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ОРД), в котором в обязательном порядке должны быть указаны основания для проведения данного ОРМ. Эти требования являются необходимым условием законности его проведения.
Порядок подготовки, проведения и оформления результатов проверочной закупки имеет свои организационно-тактические и процессуальные особенности, знание которых обеспечивает результативность ее проведения, а в последующем и возможность использования ее результатов в качестве доказательств преступной деятельности.
Лица, в отношении которых проводится проверочная закупка, изначально не предупреждаются о ее проведении. Факт проведения
1 Теория оперативно-розыскной деятельности: Краткий учебный курс / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М., 2006. - С. 191.
самой закупки (в зависимости от ее цели и обстоятельств дела) может носить как гласный характер (объявляется о ее проведении, на месте составляется и оглашается акт) либо негласный - факт ее проведения не разглашается, с актом заинтересованных лиц не ознакомляют. Это имеет место в случаях, когда после первоначальных проверочных закупок возникает необходимость проведения повторных закупок (например, в случае некачественности проведения первичной закупки, а так же для установления многоэпизодности преступного деяния, выявления соучастников преступных групп).
Так, п. 12 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, предусматривает, что «если в результате проведения проверочной закупки не удалось в достаточной степени задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки, содержащим признаки преступления».1
Мы согласимся с позицией В.Н. Курченко о том, что «проведение серии проверочных закупок в продолжительный период времени в рамках дела оперативного учета, с последующим предоставлением результатов оперативно-розыскных мероприятий для возбуждения уголовного дела оправдано лишь в исключительных случаях, при оперативной разработке преступных сообществ и организованных преступных групп. В таких ситуациях недостаточно проведения одной проверочной закупки для установления признаков организованной группы или преступного сообщества. Следовательно, отпадает необходимость после однократной проверочной закупки с изъятием наркотиков незамедлительно передавать ее материалы следователю для принятия решения о возбуждении уголовного дела»2.
1 См.: Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: Приказ МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 // Российская газета. - 2007. - 16 мая.
Курченко В.Н. Судебная практика использования проверочной закупки наркотиков // Российская юстиция. - 2007. - №11. - С. 58.
Однако необходимо учитывать, что данные ситуации могут быть связаны с определенным тактическим риском, так как промедление с возбуждением уголовного дела в отношении уже установленных лиц, а соответственно и их задержание, может привести к переходу данных лиц на нелегальное положение, их переезду в другой регион или страну.
В качестве «покупателя» при проведении проверочной закупки, как правило, выступает оперативный работник. Однако в этой роли могут выступать и иные лица, изъявившие свое добровольное желание оказать содействие в проведении данного ОРМ.
Нецелесообразно в данном случае привлекать лиц, страдающих наркоманией из-за возможности срыва операции ввиду возможного нахождения последних в состоянии наркотического опьянения или состоянии абстиненции, либо работы «на два фронта», сознательного нежелания обличать сбытчика.
У лица, привлекаемого в качестве «покупателя», отбирается заявление (расписка) о его добровольном согласии на участие в ОРМ. С ним должен быть проведен инструктаж о порядке и характере его действий и поведения в ходе встречи со сбытчиком, предмета его разговора с ним, возможных вариантах развития событий, условных знаках, его действиях при задержании.
Перед началом проведения проверочной закупки лицо, которое будет выступать в качестве «покупателя», должно быть досмотрено, о чем составляется соответствующий протокол (акт). Это необходимо для удостоверения отсутствия у него посторонних предметов, веществ, в частности, наркотических средств или психотропных веществ.
Также производится осмотр и обработка специальным химическим (люминесцирующим) составом денежных купюр, которые будут вручаться сбытчику, о чем составляется соответствующий протокол, с указанием достоинства и количества купюр, их серий и номеров, особенностей упаковки, вида пометки и состава специального раствора.
Данные купюры вручаются «покупателю», а также необходимые технические средства - аудио- и видеозаписывающие устройства, использование которых способствует эффективному доказыванию преступной деятельности виновного, о чем составляются соответствующие акты.
Все вышеперечисленные действия должны быть проведены в присутствии понятых - незаинтересованных лиц, для удостоверения факта проведения данных действий (их характера, содержания). Однако Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусматривает обязательного участия при проведении ОРМ понятых (в отличие от уголовно-процессуального законодательства), но в сложившейся практике, по тактическим соображениям, данные лица привлекаются при подготовке и проведении проверочной закупки и в последующем их показания могут выступать в качестве ценных доказательств.
Вместе с тем, законодательно закреплено обязательное участие понятых при изъятии наркотических средств или психотропных веществ, в том числе и при проведении ОРМ1.
При этом, некоторые авторы говорят о необходимости употребления в отношении лиц, привлекаемых для участия в проведении и подготовке ОРМ для удостоверения факта проведения необходимых действий термина не «понятой», а, например, «незаинтересованные лица», «представители общественности», «присутствующие» и т.п.2
Известно, что на данных лиц не распространяются те процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. 60 УПК РФ. Однако термин «понятой» предопределяет целевую направленность участия данных лиц при подготовке и проведении ОРМ - удостоверения факта проведения соответствующих действий оперативными работниками, содержания данных действий, в отличие от иных целей привлечения представителей общественности для участия в ОРМ, оказании содействия в его проведении. Поэтому, считаем нецелесообразным отказаться от употребления термина «понятой» в оперативно-
1 См.: Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: утв. Приказом МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 9 ноября 1999 г. №№ 840, 320, 388, 472, 726, 530, 585 // Экспресс-закон. - 2000. - январь. - №2 (официально опубликована не была).
См., например: Гармаев Ю.П. Проверочная закупка наркотиков // Законность. - 2004. - №10. - С. 18.
розыскной деятельности. При этом необходимо учитывать специфику положения и участия понятых в ОРМ.
Как уже отмечалось, при выявлении и расследовании рассматриваемого вида хищений, проверочная закупка проводится, как правило, с целью выявления конкретного расхитителя и его задержания с поличным в момент реализации (сбыта) им похищенных наркотических или психотропных препаратов.
Если при проведении проверочной закупки планируется задержание фигуранта с поличным, момент задержания должен быть выбран сразу после завершения расчета за проданные наркотические средства и получения данных средств у продавца (расхитителя).
Для выбора момента непосредственного задержания используются данные осуществляемого наружного наблюдения или условные сигналы «покупателя».
Задерживать фигуранта сразу же после его прибытия на место встречи нецелесообразно, так как в этом случае вероятнее всего не удастся доказать цель сбыта. Однако не следует и слишком затягивать момент задержания, поскольку преступник может осуществить сокрытие следов преступления, уничтожение вещественных доказательств (сбываемых наркотических средств, полученных меченые денежных купюр), скрыться с места происшествия.
Сразу после задержания необходимо произвести личный досмотр, досмотр вещей расхитителя (сбытчика), его транспортного средства, изъять переданные «покупателем» помеченные денежные купюры. Возможно также обнаружение и изъятие еще не реализованной партии похищенных наркотических средств. Все изымаемые предметы, вещества должны быть подробно описаны по правилам описания вещественных доказательств, должным образом упакованы, для обеспечения относимости и достоверности собранной доказательственной базы (порядок изъятия и описания наркотических средств определяется выше указанной Инструкцией «О порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ...»). Необходимо также незамедлительно произвести опрос (получить объяснения) задержанного.
В случае привлечения штатных сотрудников или иных лиц, оказывающих содействие оперативным органам, в качестве «покупателей» наркотических средств, факт изъятия у них указанных средств оформляется протоколом личного досмотра.
Для установления принадлежности изъятого вещества к наркотическим средствам или психотропным веществам, определения его количества (веса, объема) изъятое должно быть подвергнуто химическому исследованию, результаты которого оформляются справкой специалиста об исследовании.
При условии допустимости расшифровки «покупателя» производится его опрос (отбираются объяснения) с целью выяснения обстоятельств, связанных с подготовкой и производством проверочной закупки.
По результатам проверочной закупки составляется соответствующий акт.
Одним из важных вопросов подготовки и проведения проверочной закупки наркотиков является вопрос об отсутствии в действиях оперативных работников, а также привлекаемых ими иных лиц признаков провокации преступления, т.е. «склонение к его совершению лиц, не обнаруживших противоправных намерений, а равно искусственное создание доказательств совершения преступления или обстоятельств, имеющих доказательственное значение по уголовным делам»1.
Как уже отмечалось, в постановлении о проведении проверочной закупки наркотиков должны быть четко определены цели и основания проведения данного ОРМ, в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности» (должны быть указаны формальные признаки преступного деяния), что является необходимым условием законности ее проведения.2
На практике, к сожалению, имеют место отсутствие в указанных постановлениях четких оснований для проведения проверочной закупки, а допрашиваемые оперативные работники не могут пояснить, какие сведения и из каких источников ими была получена информация, ставшая основанием для проведения данного ОРМ.
Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с тре-
1 Теория оперативно-розыскной деятельности: Краткий учебный курс / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К Синилова. - М., 2006. - С. 240.
См.: пункт 14 постановления Пленума ВС РФ от 15 июня 2006 г. №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (в ред. от 23.12.2010 г.) // Российская газета. - 2006. - 28 июля.
бованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для проведения противоправного деяния.
Поэтому, «если умысел на сбыт наркотиков у конкретного лица отсутствовал, и в дальнейшем сформировался исключительно в результате действий сотрудников оперативных подразделений, то в этом случае имеет место склонение к совершению преступления лица, не обнаружившего преступных намерений»1.
Инициатива на совершение преступных действий с наркотическими средствами в каждом случае должна исходить непосредственно от соответствующего лица (сбытчика), что должно быть подтверждено показаниями свидетелей, участниками ОРМ, должным образом зафиксировано (материалами аудио- и видеозаписи).
Проверочная закупка может проводиться также и в аптечных учреждениях с целью выявления хищения наркотических препаратов путем замены или недовложения наркотических веществ при их изготовлении и хранении. При проведении данного ОРМ используются рецепты на получение соответствующих лекарственных препаратов, которые могут быть получены от должностных лиц вышестоящих медучреждений, либо от лиц, которым эти рецепты выданы на законных основаниях. В качестве покупателей могут выступать как оперативные работники, так и привлекаемые иные лица (представители общественности). В отношении работников аптек данное мероприятие проводится негласно, но с соответствующим ее документированием (составлением акта). Приобретенные наркотические лекарственные препараты направляются на лабораторное исследование для установления факта фальсификации наркотического препарата. В дальнейшем, как правило, организуется проведение инвентаризации, документальной ревизии в данном аптечном учреждении, решается вопрос о возбуждении уголовного дела и проведении необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
1 Курченко В.Н. Судебная практика использования проверочной закупки наркотиков // Российская юстиция. - 2007. - №11. - С. 58.