Научная статья на тему 'Особенности проведения промежуточной аттестации обучающихся на занятиях по ОБЖ в учебном процессе ГБПОУ во вгппк'

Особенности проведения промежуточной аттестации обучающихся на занятиях по ОБЖ в учебном процессе ГБПОУ во вгппк Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ / АТТЕСТАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБЖ / ВГППК / INTERMEDIATE / CERTIFICATION / STUDENTS / LIFE SAFETY / VGPPK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряжев В. Г., Самусева Г. В.

В статье затрагивается проблема периодической и целенаправленной проверки знаний, умений и навыков в процессе проведения занятий по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющей определить уровень усвоения учебного материала, его глубину и полноту, прочность знаний на разных этапах обучения, а также существенно повысить значимость и необходимость изучения данной учебной дисциплины, активизировать умственную деятельность по усвоению материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряжев В. Г., Самусева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the intermediate assessment of students in the classroom to life safety in the learning process college

The article addresses the issue of periodic and targeted inspections of knowledge and skills in the process of training on discipline "Basics of life safety" to determine the level of assimilation of educational material, its depth and fullness, solidity of knowledge at different stages of learning, as well as to improve the relevance and necessity of studying this discipline, strengthen mental activity in learning.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения промежуточной аттестации обучающихся на занятиях по ОБЖ в учебном процессе ГБПОУ во вгппк»

Перспективы Науки и Образования. 2016. 6 (24)

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Дата публикации: 1.01.2017 № 6 (24). С. 69-71. УДК 37

В. Г. РяЖЕВ, Г. В. САМУСЕВА

Особенности проведения промежуточной аттестации обучающихся на занятиях по ОБЖ в учебном процессе ГБПОУ ВО ВГППК

В статье затрагивается проблема периодической и целенаправленной проверки знаний, умений и навыков в процессе проведения занятий по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющей определить уровень усвоения учебного материала, его глубину и полноту, прочность знаний на разных этапах обучения, а также существенно повысить значимость и необходимость изучения данной учебной дисциплины, активизировать умственную деятельность по усвоению материала.

а: промежуточная, аттестация, обучающиеся, ОБЖ, ВГППК

Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Accepted: 1 December 2016 Published: 1 January 2017 No. 6 (24). pp. 69-71.

V. G. Rajeev, G. V. Samuseva

The features of the intermediate assessment of students in the classroom to life safety in the learning process college

The article addresses the issue of periodic and targeted inspections of knowledge and skills in the process of training on discipline "Basics of life safety" to determine the level of assimilation of educational material, its depth and fullness, solidity of knowledge at different stages of learning, as well as to improve the relevance and necessity of studying this discipline, strengthen mental activity in learning.

Keywords: intermediate, certification, students, life safety, VGPPK

ценивая достижения выпускников средних профессиональных учебных заведений с позиции образовательного стандарта необходимо акцентировать внимание на двух критериях: текущая профессиональная подготовленность и профессиональная компетентность. Первый критерий определяет профессиональную обученность студента в момент проверки, второй - прогнозирует будущие профессиональные успехи. В процессе обучения необходимо знать, как студенты усваивают материал и применяют или готовы применить его на практике в повседневной жизни. Контроль способствует установлению «обратной связи» между преподавателем и студентами, которая позволяет определить динамику усвоения изучаемого материала, эффективность владения системой знаний, умений и навыков и, проанализировав внести соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. Контроль знаний и умений студентов - один из ключевых элементов

учебного процесса. От правильной организации контроля существенно зависит качество подготовки студентов к решению задач, возникающих в повседневной жизни, а также эффективность управления учебно-воспитательным процессом. Интенсивность и регулярность работы студентов зависит, главным образом, от частоты и регулярности проведения контроля. От этого же зависит и длительность сохранения в памяти усвоенных знаний. Чем чаще проходит контроль, тем лучше студент адаптируется к контрольной процедуре: его нервное напряжение значительно снижается. Другая цель контроля - дать возможность студенту сопоставить свою работу с требованиями преподавателя, выяснить недочеты, недоработки и внести, если нужно, необходимые коррективы в свою подготовку.

Периодическая и целенаправленная проверка знаний, умений и навыков в процессе проведения занятий по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) имеет

О

Перспективы Науки и Образования. 2016. 6 (24)

для студентов необходимое обучающее и воспитательное значение. Такая проверка позволяет определить уровень усвоения учебного материала, его глубину и полноту, прочность знаний на разных этапах обучения, и, таким образом, обеспечивает накопление необходимой в быту информации. Систематический контроль знаний существенно повышает значимость и необходимость изучения данной учебной дисциплины, способствует активизации умственной деятельности по усвоению материала, вырабатывает осознанное отношение к основам безопасности жизнедеятельности. Содержание современного образовательного процесса рассчитано на среднего студента из-за чего возникает сложность объективной диагностики знаний и умений студентов. Контроль за усвоением знаний и умений должен быть ориентирован личностно, необходимо активно привлекать самих студентов к участию в нем для осуществления самоконтроля и самооценки. Важнейшая особенность дифференцированного контроля состоит в предъявлении различных уровней требований к знаниям и умениям студентов. Здесь можно выделить уровень обязательной подготовки, который задает достаточно необходимую нижнюю границу усвоения материала, на основе которого и будут базироваться очередные уровни овладения курсом.

Самыми эффективными методами контроля проверки знаний, умений и навыков является проведение зачетов и тестов. В свою очередь зачеты отличаются от традиционных контрольных работ по способу оценивания, и по характеру проведения (в случае отрицательного результата предусматривается пересдача).

Таким образом, зачетом можно считать специальный самостоятельный этап контроля, цель которого состоит в проведении проверки достижения студентами уровня обязательной подготовки по каждой теме курса ОБЖ. Результаты сдачи зачета оцениваются по двухбалльной шкале: «зачтено» или «незачтено». Зачет будет считаться сданным, если студент выполнил правильно все предложенные ему задания базового (основного) уровня, если нет, то оценка «зачтено» не может быть выставлена, а зачет подлежит дальнейшей пересдаче. Задания базового уровня при проведении зачетов необходимо усложнять. Студенту, выполнившему их и сдавшему зачет в целом, дополнительно выставляется оценка «хорошо» или «отлично». Этим во время зачета достигается сочетание проверки обязательных результатов с проверкой на более высоком уровне.

Подводя итог знаний студента (за семестр, год) необходимо ориентироваться на результаты сдачи зачетов. Только при условии, что сданы все зачеты за этот период оценка будет положительной. Зачеты повышают объективность и содержательность итогового оценивания. Они по своей сути больше нацелены на конечный

результат, нежели традиционный способ оценивания в семестре. Исчезает ситуация, когда оценка «удовлетворительно» за одну тему закрывает «неудовлетворительно» за другую. Оценка «удовлетворительно» за семестр, в данном случае, определенно означает, что студент усвоил обязательный материал, добился конкретных результатов. Однако такие традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительно больше времени, поэтому напрашивается необходимость в новых видах проверки знаний. Для более оперативного контроля знаний, умений и навыков по основам безопасности жизнедеятельности в последнее время применяются тесты.

Тестирование в образовании - современный подход к оценке знаний учащихся. На первый взгляд может показаться, что данный способ чрезвычайно прост, но методика требует грамотного отношения. Изначально тесты были разработаны для эскпресс-диагностики, которая решала несколько важных образовательных проблем.

Преимущества тестирования: возможность разбивки учащихся на отдельные группы в зависимости от их интеллектуального потенциала; проверка знаний проводится по единым стандартам для большого количества учеников или студентов (яркий пример - вступительные экзамены); тестирование в образовании может применяться на любой стадии образовательного процесса (к примеру, перед началом семестра преподаватель может оценить уровень подготовленности учащихся); также существует возможность детализированной проверки знаний при изучении каждой темы; в ходе тестирования проверяются не только практические, но и теоретические знания; мотивация учащихся к получению знаний.

Основное достоинство проверки с помощью тестов - это минимизация времени, а традиционной проверки путем дидактических материалов - в основательности. Тестовый контроль характеризует, прежде всего, объективность результатов проверки: благодаря заранее подготовленному эталону проверяющие приходят к одному и тому же результату (ответу) по проверяемой работе студента. Применение тестов в учебном процессе снижает время контролирующей деятельности преподавателя и дает возможность повысить частоту и интенсивность контроля. Однако тестовый контроль имеет и значительный недостаток: он не помогает студенту в развитии устной и письменной речи. Увеличение темпа работы во время тестирования в некоторой мере повышает интерес студентов в хорошем результате. Замечено, что даже неважный результат тестирования у студента не вызывает обиды ни на кого, кроме себя. Тест оказывает благополучное влияние на развитие интуиции и логического мышления у студентов.

Дифференцированный подход к контролю знаний, умений и навыков позволяет каждому сту-

Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)

денту иметь право самому добровольно выбирать для себя уровень усвоения учебного материала и отчетности в течение семестра. Такой подход способствует психологическому комфорту, формирует

чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность и способность к принятию наиболее правильного решения задач, возникающих в повседневной жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод пособие/ Авт. сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО РГППУ, 2010. 72с.

2. Трайнев В.А.Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. Обобщение и практика / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев, Ун-т информатизации и управления. - М.: Дашков и К, 2006 . - 294 с.

Инфомация об авторах Ряжев В.Г.

Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж E-mail: [email protected]

Самусева Г.В.

Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж E-mail: [email protected]

Information about the authors

Rajeev V. G.

Voronezh State Professional-Pedagogical College E-mail: [email protected]

Samuseva G.V.

Voronezh State Professional-Pedagogical College E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.