Научная статья на тему 'Рабочая программа учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая политика»'

Рабочая программа учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая политика» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1687
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Владимир Васильевич

Журнал публикует рабочую программу курса « Государственное регулирование экономики и экономическая политика ». Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности): 080100.68 Экономика. ФГОС введен в действие приказом №543 от 20.05.2010 г., регистрационный номер: 17819, дата утверждения: 14.07.2010 г. Место дисциплины в структуре учебного плана: М2, вариативная. Рабочая программа разработана на основе компетентностной модели выпускника по направлению (специальности): 080100.68 Экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program course "State regulation of the economy and economic policy"1

The Journal publishes the program course "State regulation of the economy and economic policy". This program is based on the federal state educational standard of higher education in the direction (specialty): 080100.68 Economy. FSES was introduced by the order № 543 from 20.05.2010, registration number: 17819, Date of approval: 14/07/2010. The subject place in the structure of the curriculum: M2, variability, the student's choice. The program was developed on the basis of competence graduate model in the direction (specialty): 080100.68 Economy.

Текст научной работы на тему «Рабочая программа учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая политика»»

ОТКРЫТАЯ АУДИТОРИЯ

www.hjournal.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА »

МЕЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Новосибирский государственный технический университет,

e-mail: vvm_ru@mail.ru

Журнал публикует рабочую программу курса «Государственное регулирование экономики и экономическая политика». Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности): 080100.68 Экономика. ФГОС введен в действие приказом №543 от 20.05.2010 г., регистрационный номер: 17819, дата утверждения: 14.07.2010 г. Место дисциплины в структуре учебного плана: М2, вариативная. Рабочая программа разработана на основе компетентностной модели выпускника по направлению (специальности): 080100.68 Экономика.

PROGRAM COURSE "STATE REGULATION OF THE ECONOMY AND ECONOMIC POLICY"

MELNIKOV VLADIMIR, V.,

candidate of economic sciences (PhD), associate professor of the department "Economic theory",

Novosibirsk State Technical University, e-mail: vvm_ru@mail.ru

The Journal publishes the program course "State regulation of the economy and economic policy". This program is based on the federal state educational standard of higher education in the direction (specialty): 080100.68 Economy. FSES was introduced by the order № 543 from 20.05.2010, registration number: 17819, Date of approval: 14/07/2010. The subject place in the structure of the curriculum: M2, variability, the student’s choice. The program was developed on the basis of competence graduate model in the direction (specialty): 080100.68 Economy.

Курс: 2, семестр: 3.

Семестр

№ Виды учебной работы 3

1 Лекции, час. 14

2 Практические занятия, час. 30

3 Лабораторные занятия, час 0

4 Индивидуальная работа, час. 0

5 Всего аудиторных занятий, час. 44

6 из них в активной и интерактивной форме, час. 12

© В. В. Мельников, 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

Семестр

7 Самостоятельная работа, час. 64

8 в том числе курсовой проект, курсовая работа, РГЗ, подготовка к контрольной работе, час КР,контр.

9 консультации, час

10 зачет, диф. зачет, час ДЗ

11 Сессия (экзамен), час

12 Всего часов 108

13 Всего зачетных единиц (кредитов) 3

1. Внешние требования

Таблица 1.1

Компетенции Знания, умения, навыки

ФГОС НГТУ ФГОС НГТУ

ОК21. Обладает способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно - производственного профиля своей профессиональной деятельности ОП.19. Обладает способностью проводить научные исследования в профессиональной сфере С.В.1. Владеет методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере ОП.19.З-1.1. Владеет методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере

С.В.2. Владеет навыками самостоятельной исследовательской работы ОП.19.З-1.2. Владеет навыками самостоятельной исследовательской работы

ПК8. Обладает способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне СК.2/ИЭП/АД. Обладает способностью оценивать воздействие инструментов государственного регулирования на экономических агентов и функционирование национальной экономики СК.2/ИЭП/АД.З-1.1/ИЭП/АД. Знает принципы и правила применения методов и инструментов государственного регулирования, а также последствия их применения

СК.2/ИЭП/АД.З-1.2/ИЭП/АД. Умеет оценивать основные последствия от применения базовых инструментов государственного регулирования

СК.2/ИЭП/АД.З-1.3/ИЭП/АД. Владеет навыками обработки социально-экономической информации для оценки последствий государственных регуляций

1 Основные сокращения: ОК - общекультурные компетенции, ПК - профессиональные компетенции, ИЭП - шифр магистерской программы «Институциональная экономика и экономическая политика», ОП - общепрофессиональные компетенции, СК - социокультурные компетенции, АД - аналитическая деятельность, В. - вариативная дисциплина.

Продолжение табл. 1.1

Компетенции Знания, умения, навыки

ФГОС НГТУ ФГОС НГТУ

ПК9. Обладает способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов СК.2/ИЭП/АД.З-1.1/ИЭП/АД. Знает принципы и правила применения методов и инструментов государственного регулирования, а также последствия их применения

СК.2/ИЭП/АД.З-1.2/ИЭП/АД. Умеет оценивать основные последствия от применения базовых инструментов государственного регулирования

СК.2/ИЭП/АД.З-1.3/ИЭП/АД. владеет навыками обработки социальноэкономической информации для оценки последствий государственных регуляций

2. Особенности (принципы) построения дисциплины

Таблица 2.1

Особенности (принципы) построения дисциплины

Особенность (принцип) Содержание

Основания для введения дисциплины в учебный план по направлению или специальности Решение ученого совета факультета бизнеса, протокол № 1 от 25.01.2012 г.

Адресат курса Читается для магистрантов 2-го года обучения в 3-м семестре.

Основная цель (цели) дисциплины Цель дисциплины — формирование представления о поведении государства в социально-экономической системе при создании экономических порядков и регулировании макроэкономических процессов. Усвоение дисциплины необходимо для изучения экономической теории в ее взаимосвязи с вопросами экономической политики.

Ядро дисциплины Дисциплина состоит из 8 основных тем. 1) Сущность и основные концепции государственного регулирования экономики. 2) Функции государственного регулирования и цели макроэкономической политики. 3) Государственное регулирование экономических процессов. 4) Формирование рыночной конкурентной среды. 5) Регулирование общеэкономических и отраслевых пропорций. 6) Политика регулирования инвестиций и научно-технического развития. 7) Политика регулирования международных взаимодействий. 8) Государственное регулирование социальной сферы.

Связи с другими учебными дисциплинами основной образовательной программы Тематика дисциплины связана с макроэкономикой, историей экономических институтов, институциональной экономикой, экономической теорией контрактов и др.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся Дисциплина основывается на знании студентами микроэкономики, макроэкономики (базового уровня), мировой экономики, институциональной экономики (базового уровня), теории государственных финансов и др.

Особенности организации учебного процесса по дисциплине В процессе преподавания курса используется лекционная и семинарская форма аудиторных занятий, применяется модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов, включающая выполнение двух контрольных работ, упражнений на занятиях, участие в дискуссиях. Итоговый контроль осуществляется путем проведения письменного дифференцированного зачета, включающего ответ на вопрос и выполнение сквозного теста.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

3. Содержание и структура учебной дисциплины Лекционные занятия Таблица 3.1

(Модуль), дидактическая единица, тема Часы

Семестр: 3 14

Модуль: Методология и концепции государственного регулирования

Дидактическая единица: Методология и концепции государственного регулирования

Сущность и основные концепции государственного регулирования экономики 2

Функции государственного регулирования и цели макроэкономической политики 1

Модуль: Государственное регулирование отдельных сфер хозяйствования

Дидактическая единица: Государственное регулирование отдельных сфер хозяйствования

Государственное регулирование экономических процессов 4

Регулирование общеэкономических и отраслевых пропорций 2

Политика инвестиций и научно-технического развития 2

Политика регулирования международных взаимодействий 1

Государственное регулирование социальной сферы 2

Практические занятия Таблица 3.2

Семестр: 3 30

Модуль: Методология и концепции государственного регулирования

Обоснование экономической роли государства. Определение целей и задач экономической политики 4

Роль государственного вмешательства в работах представителей различных экономических школ 4

Модуль: Государственное регулирование отдельных сфер хозяйствования

Основы монетарного и бюджетно-налогового регулирования 8

Политика формирования рыночной конкурентной среды 4

Проведение структурной, промышленной и отраслевой политики 4

Дифференциация подходов научно-технической и инновационной политики. Регулирование инвестиционной активности 2

Социальное государство. Социальная политика 4

4. Самостоятельная работа студентов Семестр- 3, Подготовка к зачету Текущая оценка знаний осуществляется в соответствии с модульно-

рейтинговой системой, итоговый контроль - дифференцированный зачет в виде письменного ответа на вопрос и выполнение сквозного теста. Подготовка к зачету предусматривает 15 ч. самостоятельной работы. Основные вопросы по дисциплине выносятся на государственный экзамен по магистерской программе.

Семестр- 3, Контрольные работы

Домашняя контрольная работа предусматривает 5 ч. самостоятельной

работы для раскрытия одного из вопросов в соответствии с полученным вариантом задания. Время на подготовку к контрольной работе №2 включается в расчет самостоятельной работы для подготовки к занятиям.

Семестр- 3, Индивидуальная работа

Студенты, получившие от преподавателя индивидуальные задания сверх основной программы, выполняют их дома или в библиотеке. Баллы за выполнение этих заданий включаются в 100 баллов балльно-рейтинговой системы. Предусматривается 4 ч. групповых консультаций с преподавателем.

Семестр- 3, Подготовка к занятиям

Успешное усвоение материала курса предполагает выполнение обучающимся следующих видов самостоятельной работы:

1. Проработка конспекта лекций с целью подготовки к опросу (желательно непосредственно перед семинарскими занятиями).

2. Для лучшего освоения лекционного материала и подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется самостоятельное изучение источников из списка основной литературы. Достаточно ознакомиться с материалами главы, соответствующей теме лекции по одному из предложенных источников на выбор студента или по рекомендации преподавателя.

3. Источники из списка дополнительной литературы можно использовать как для самостоятельной подготовки с целью лучшего понимания темы, так и для углубленного изучения темы.

В целом, подразумевается не менее 10 ч самостоятельной работы.

Семестр- 3, Курсовая работа

Курсовая работа является самостоятельным учебно-научным исследованием. Она имеет своей целью закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении экономической теории, научить студентов применять эти знания для анализа и выработки решений по конкретным проблемам. В процессе выполнения развиваются навыки научного труда, аналитической работы, использования научной литературы и информационно-справочных материалов. В курсовой работе должны быть отражены актуальность социально-экономических проблем и понимание сущности экономических явлений и законов развития экономики. Ее написание предусматривает 30 ч. самостоятельной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подробные рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы представлены в методических рекомендациях: Экономическая теория:

методические рекомендации к выполнению курсовых работ для студентов 2 курса бакалавриата ФБ (направление 080100 - Экономика) / Новосиб. гос. техн. ун-т; [сост.: Е.А. Стукаленко, В.П. Поплеев, Н.Б. Севастьянова]. - Новосибирск, 2010. -108 с.

Работа над курсовой работой осуществляется в 2 этапа:

1) Написание курсовой работы.

2) Защита курсовой работы.

1) Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из списка, предложенного преподавателем. Темы курсовых работ в группе не должны повторяться.

Курсовая работа должна состоять из следующих структурных элементов: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На титульном листе указывается название университета, факультета, кафедры, тема курсовой работы, ФИО исполнителя, ученая степень, должность, ФИО научного

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

руководителя, место и год выполнения работы.

Оглавление включает введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы.

Во введении необходимо обосновать актуальность избранной темы (должна быть четкая постановка проблемы), сформулировать цель работы и те задачи, которые будут решаться в работе. Задачи должны быть сформулированы в повелительном наклонении и начинаться с глаголов (изучить, рассмотреть, построить, структурировать и др.) Для каждого из 2-х разделов основного текста должно быть сформулировано 2 - 3 задачи.

Во введении следует описать сущность объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание курсовой работы. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Например: объект - денежные доходы населения. Предмет — факторы усиления дифференциации доходов в Российской Федерации.

Также во введении необходимо определить хронологические границы исследования (т.е. указать временной интервал анализируемый в работе), дать характеристику информационной (т.е. источник статистических данных) и теоретической баз исследования. Во введении должна быть показана структура работы (с указанием названий разделов и подразделов), собственный вклад автора с указанием номеров таблиц, рисунков, страниц, а также указаны методы анализа и обработки материала.

Основной текст курсовой работы определяется её темой.

В работах, представляющих собой теоретическое исследование, можно описать историю развития вопроса, раскрыть понятие и сущность изучаемого явления, уточнить формулировки и др. Автору рекомендуется подробно остановиться на тенденциях развития того или иного вопроса, рассмотреть существующие в литературе точки зрения различных учёных, на основании анализа которых обосновать собственную концепцию и аргументировать научную, экономическую и социальную ценность результатов исследования.

В курсовой работе, являющейся научно-исследовательской разработкой, рекомендуется раскрыть теоретическую сущность проблемы, дать характеристику объекта исследования, провести экономический анализ собранного материала, обосновать эффективность полученных результатов и сделать рекомендации по их практическому применению.

Основной текст работы рекомендуется разделить на 2 или, по согласованию с руководителем, на 3 главы в зависимости от особенностей избранной темы.

Каждую главу работы следует делить на 2 - 3 подраздела. Изложение основного материала курсовой работы должно быть строго логичным и отражать сущность проблемы, постановку и исследование ее в работах отечественных и зарубежных экономистов, критическое осмысление студентом рассматриваемых вопросов в разделах работы, анализ теоретического, фактического и статистического материала и выводы из приведенного анализа.

В курсовой работе желательно отразить экономические процессы и явления в современной России и показать их влияние на социально-экономическую жизнь страны за последние годы. Временной ряд должен составлять не менее 10 лет. В основной части курсовой работы для иллюстрации теоретических положений необходимо использовать таблицы и рисунки (диаграммы, схемы, графики). Необходимо делать постранично библиографические ссылки на источники используемой литературы с указанием авторов, названия работы (книга, монография, статья из журнала или газеты, информационные сайты) и страницы, с которых взят материал. Основная часть работы должна быть изложена на 20 - 25

страницах. Объем разделов и подразделов должен быть соразмерен.

В заключении подводится итог проведённой работы. Необходимо сформулировать краткие выводы по результатам выполнения работы. Последовательность изложения выводов в заключении должна соответствовать сформулированным во введении задачам и демонстрировать выполнение поставленных задач. Объём заключения должен составлять не более 3 страниц.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении курсовой работы. Список должен быть отсортирован по алфавиту. Сначала располагаются русскоязычные источники, затем источники на других языках.

В приложениях рекомендуется включать материалы, связанные с выполнением курсовой работы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть: промежуточные математические доказательства, формулы, расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, используемые в процессе выполнения курсовой работы, иллюстрации вспомогательного характера и др. Наличие приложений не является обязательным.

Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 - 2001 и Изменениями №1 к ГОСТ 7.32 - 2001. Работу оформляют на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327. Сокращения русских слов и словосочетаний - по ГОСТ 7.12. Библиографические ссылки - по ГОСТ Р 7.0.5 - 2008.

Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль не менее 12). Текст работы следует печатать, используя шрифт Times New Roman через 1,5 интервала, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм. Выравнивание - по ширине текста. Полужирный шрифт не применяется.

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Курсовая работа, как на проверку, так и итоговый вариант, сдается преподавателю в непереплетенном виде, не скрепленная скоросшивателем. Обязательны ссылки на источники с указанием страниц.

2) Защита курсовой работы осуществляется в сроки, установленные научным руководителем, но не позднее 10 учебной недели. Защита проводится либо в форме собеседования руководителя по теме работы, либо, по усмотрению руководителя, может быть публичной.

Итоговая оценка за курсовую работу (КР) выставляется, согласно балльно -рейтинговой системе (БРС), на основе набранных баллов в процессе выполнения двух этапов. Первый этап - написание текста курсовой работы, второй этап - защита курсовой работы. При проверке и защите преподаватель указывает набранные на каждом этапе баллы, заполняя таблицу "Итоговые баллы", и ставя под ней Ф.И.О., дату проверки текста (допуск к защите), дату защиты курсовой работы и свою подпись. Лист с таблицей и подписью преподавателя вкладывается в курсовую работу студента.

5. Список тем курсовых работ

1. Анализ экономических процессов с точки зрения теории спроса на регуляции.

2. Приватизация и разгосударствление собственности: мировой и российский опыт.

3. Границы государственного вмешательства в экономику: пределы

дерегулирования.

4. Сравнительный анализ директивного и индикативного планирования.

5. Опыт государственного планирования в международной практике.

6. Содержание взаимоотношений Центрального банка с правительством.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

7. Управление сбалансированностью бюджета.

8. Значение и функции стабилизационных фондов.

9. Назначение валютных резервов и оценка их эффективного объема.

10. Валютные интервенции и проблемы стерилизации прироста денежной массы.

11. Дефицит государственного бюджета и проблема гиперинфляции.

12. Инфляционные факторы и причины гиперинфляции в ХХ и XXI веке.

13. Экономические ловушки в системе национальной экономики.

14. Государственный заказ как механизм политики протекционизма.

15. Эффективность размещения государственного и муниципального заказа в РФ.

16. Эволюция антимонопольной политики в политику защиты конкуренции.

17. Роль технического регулирования в системе экономической политики.

18. Экономическая сущность и применение концессионных контрактов.

19. Преимущества и риски государственно-частного партнерства в России.

20. Использование межотраслевого баланса для решения задач государственного регулирования.

21. Использование программно-целевого метода в практике государственного регулирования экономики.

22. Государственное регулирование межрегиональных экономических связей.

23. Спрос на проведение инновационной политики в современной России.

24. Роль технических барьеров в международной торговле.

25. Модели структурной политики и их выбор в условиях экономики РФ.

26. Глобализация и проблема деиндустриализации национальных экономик.

27. Проблема дерегулирования рынка труда: экономические и социальные последствия.

28. Границы сферы государственных услуг в современной экономике.

29. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды в РФ.

30. Модели «устойчивого развития» и экологическая составляющая экономической политики.

6. Правила аттестации студентов по учебной дисциплине

Для аттестации студентов по дисциплине используется балльно-рейтинговая система (БРС). Рейтинг студента определяется как сумма баллов за работу в семестре (текущий рейтинг) и баллов, полученных в результате итоговой аттестации (дифференцированного зачета). В табл. 1 приведено максимальное количество баллов, которое может набрать студент по видам учебной деятельности в течение семестра и диапазоны баллов, соответствующие минимальному и максимальному количествам баллов. Максимальная сумма баллов за семестр составляет 100 баллов (текущий рейтинг — 80 баллов, итоговая аттестация (дифф.зачет) — 20 баллов).

Правила текущей аттестации

В течение семестра оценивается присутствие на занятиях (см. табл. 6.1). В случае пропуска занятий магистрант предоставляет конспект занятий и получает за занятие минимальное количество баллов.

В начале каждого практического занятия проводится опрос студентов по материалам предыдущих 1-2 лекций.

В течение семестра каждый студент выполняет 2 контрольные работы: первую — домашнюю, вторую — на семинарском занятии.

За выполнение учебных заданий сверх основной программы дисциплины начисляются дополнительные баллы (см. табл. 6.1). Если с учетом работ, предусмотренных сверх основной программы курса, студент набрал 90 баллов и более итоговая оценка выставляется без проведения итоговой аттестации (зачтено —

А).

Правила итоговой аттестации

К зачету допускаются студенты, выполнившие все задания, и набравшие не

менее 40 баллов по результатам текущего рейтинга.

Если по итогам текущей аттестации студент набрал от 20 до 39 баллов, то он может быть допущен к зачету, если выполнит все предусмотренные программой виды работ в семестре и наберет количество баллов, не ниже минимально допустимого.

Если по итогам текущей аттестации студент набрал меньше 20 баллов, то в текущем семестре к зачету не допускается.

Зачет проводится в письменном виде, предполагается написание ответа на теоретический вопрос (10 баллов) и выполнение тестовых заданий (10 баллов). Максимальное количество — 20 баллов выставляется, если ответ на вопрос дан полностью, и тесты выполнены верно. Количество баллов 5—9 за теоретический вопрос выставляется, если ответ дан с небольшими замечаниями. Минимальное количество баллов 1—4 выставляется, если теоретическое содержание курса освоено частично, в ответе имеются ошибки. Если в результате итоговой аттестации студент набрал менее 10 баллов по совокупности, то прохождение дисциплины считается неудовлетворительным (несмотря на любое количество баллов, набранных по текущей аттестации).

Итоговые баллы по результатам аттестации приведены в табл. 6.2.

До 15 учебной недели необходимо представить и защитить курсовую работу. Оценивание курсовой работы осуществляется в виде дифференцированного зачета, исходя из 100 баллов. Студент, не защитивший курсовую работу, к зачету по дисциплине не допускается. Правила аттестации по курсовой работе представлены отдельно.

Таблица 6.1

Текущая аттестация студентов

№ п/п Вид учебной работы (учебной деятельности) Максимальное количество баллов Диапазоны баллов Срок представления (неделя семестра)

3 семестр:

1. Участие в семинарских занятиях (14 занятий) 28 14-28 В течение семестра

2. Выполнение домашней контрольной работы №1 12 6-12 7 неделя

3. Контрольная работа №2 (1 занятие) 20 10-20 14 неделя

4. Задания сверх основной программы** 20 10-20 В течение семестра

Итого по текущему рейтингу 80 40-80

3. Зачет 20 10-20 По графику учебного процесса

Итого за семестр 100 50-100 (зачтено)

3 семестр:

Курсовая работа 100 50-73 (удовл.) 74-85 (хор.) 86-100 (отл.) 15 неделя

** Включается в 100 баллов.

Соответствие набранных баллов и БСТ8 в БРС представлено в табл. 6.2.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

Таблица 6.2

Итоговая аттестация студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика работы студента Диапазон баллов, всего Оценка по ECTS

отлично 98 1 0 0 A+

94 97 A

90 93 A-

очень хорошо 86 89 B+

83 85 B

80 82 B-

хорошо 77 79 C+

74 76 C

70 73 C-

удовлетворительно 66 69 D+

63 65 D

60 62 D-

посредственно 50 59 E

неудовлетворительно с возможностью пересдачи 25 49 FX

неудовлетворительно без возможности пересдачи 0 24 F

Традиционная шкала оценки

экзамен (дифференцированный зачет) зачет

отлично

хорошо зачтено

удовлетворительно

неудовлетворительно не зачтено

7. Правила аттестации студентов при выполнении курсовой работы

Итоговая оценка за курсовую работу (КР) — дифференцированный зачет — выставляется, согласно балльно-рейтинговой системе (БРС), на основе набранных баллов в процессе выполнения двух этапов. Первый этап — написание текста курсовой работы, второй этап — защита курсовой работы. Порядок увязки набранных баллов в процессе выполнения двух этапов, оценок по ECTS и оценок по пятибалльной шкале приведен в табл. 7.1.

Если в процессе выполнения первого этапа, студент набирает менее 40 баллов, в том числе вследствие выявления плагиата, то он не допускается к защите КР.

Если при защите КР студент набирает менее 10 баллов, демонстрируя этим неудовлетворительное знание темы, то набранные на первом этапе баллы аннулируются, и выставляется оценка «неудовлетворительно». Студент, не защитивший работу, к зачету по дисциплине не допускается.

При проверке и защите студентом КР преподаватель указывает набранные на каждом этапе баллы, заполняя таблицу, приведенную в приложении, и ставя под ней Ф.И.О., дату проверки текста (допуск к защите) и дату защиты курсовой работы, оценку и свою подпись. Лист с таблицей и подписью преподавателя вкладывается в курсовую работу студента.

Таблица 7.1

Порядок определения итоговой оценки - дифференцированного зачета - за

курсовую работу

Характеристика работы студента Диапазон набранных баллов Оценка по ECTS Оценка по пятибалльной шкале

Всего в том числе:

Текст КР Защита КР

отлично 98 100 78 80 20 20 А+ отлично

94 97 75 78 19 19 А

90 93 72 74 18 19 А-

очень хорошо 86 89 69 71 17 18 В+

83 85 66 68 17 17 В хорошо

80 82 64 66 16 16 В-

хорошо 77 79 62 63 15 16 С+

74 76 59 61 15 15 С

70 73 56 58 14 15 С- удовлетворительно

удовлетворительно 66 69 53 55 13 14 D+

63 65 50 52 13 13 D

60 62 48 50 12 12 D-

посредственно 50 59 40 47 10 12 E

неудовлетворительно с возможностью пересдачи 25 49 20 39 5 10 FX неудовлетворительно

неудовлетворительно без возможности 0 24 0 19 0 5 F

Порядок расчета баллов за текст курсовой работы и за ее защиту приведен в табл. 7.2.

Таблица 7.2

Порядок расчета баллов за курсовую работу

№ Параметры оценки Мин. -Макс. количество баллов

Текст курсовой работы

1 своевременность выполнения основных этапов написания курсовой работы, соответствие оформления основным требованиям (соблюдение ГОСТ: титульный лист, содержание, шрифт, оформление графиков, таблиц, рисунков, формул, ссылок, списка литературы; соотношение между частями работы; объем работы) 5 - 10

2 умение грамотно формулировать проблему курсовой работы, свои мысли и выводы, соответствие структуры работы ее задачам 5 - 10

3 соответствие проведенного анализа и полученных результатов поставленным цели и задачам 5 - 10

4 качество изучения теоретических аспектов рассматриваемой проблемы: - все основные вопросы темы освещены логично, подробно и полно - присутствует обзор литературы по теме, включающий учебные пособия различных авторов, монографии, периодические издания и т.д. - анализ различных точек зрения по данной проблеме - присутствуют необходимые примеры - отсутствует лишний материал, не имеющий отношения к теме работы 5 - 10

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

Продолжение табл. 7.2

№ Параметры оценки Мин. - Макс. количество баллов

5 каче ство проведенного анализа объекта исследования: - определены наиболее важные характеристики объекта исследования, взаимосвязи, тенденции, факторы - выводы подкреплены фактическим статистическим материалом, а не находятся на уровне бытовых (журналистских) высказываний; - отсутствует лишний материал, не имеющий отношения к теме работы; - статистические показатели представлены в динамике, включают актуальные данные, охватывают период последних 5 лет; - конкретизированы ссылки на мнения экспертов, альтернативных исследо-вате лей, опросов 10 - 20

6 наличие и глубина авторского вклада в решение поставленных цели и задач: - в работе видны собственные мысли, оценки, обдуманное отношение автора к пр иводимым фактам; - выполнены расчеты экономических показателей и проведен анализ их результатов; - имеется критический анализ полученных лично автором и другими исследователями результатов и выводов; - теоретический материал структурирован (построены таблицы, рисунки); - используются переведенные автором тексты из источников на иностранных языках 10 - 20

Итого — количество баллов за текст курсовой работы 40 - 80

Защита курсовой работы

1 качество ответов на поставленные вопросы 5 - 10

2 умение формулировать основные выводы и результаты, полученные в курсовой работе в соответствии с поставленными целью и задачами, обосновывать и защищать их 5 - 10

Итого — количество баллов за защиту курсовой работы 10 - 20

Всего баллов 50 - 100

Таблица 7.3

Сводная таблица для заполнения по курсовой работе

Студент______________________________ Группа____________

№ Параметры оценки Мин. -Макс. количество баллов Баллы студента

Текст курсовой работы

1 своевременность выполнения основных этапов написания курсовой работы, соответствие оформления основным требованиям (соблюдение ГОСТ: титульный лист, содержание, шрифт, оформление графиков, таблиц, рисунков, формул, ссылок, списка литературы; соотношение между частями работы; объем работы) 5 - 10

2 умение грамотно формулировать проблему курсовой работы, свои мысли и выводы, соответствие структуры работы ее задачам 5 - 10

3 соответствие проведенного анализа и полученных результатов поставленным цели и задачам 5 - 10

Продолжение табл. 7.3

4 качество изучения теоретических аспектов рассматриваемой проблемы: - все о сновные вопросы темы освещены логично, подробно и полно - присутствует обзор литературы по теме, включающий учебные пособия различных авторов, монографии, периодические издания и т.д. - анализ различных точек зрения по данной проблеме - присутствуют необходимые примеры - отсутствует лишний материал, не имеющий отношения к теме 10 - 20

5 качество проведенного анализа объекта исследования: - опре делены наиболее важные характеристики объекта исследования, взаимосвязи, тенденции, факторы - выводы подкреплены фактическим статистическим материалом, а не наход ятся на уровне бытовых (журналистских) высказываний; - отсутствует лишний материал, не имеющий отношения к теме работы; - статистические показатели представлены в динамике, включают актуальные данные, охватывают период последних 5 лет; - конкретизированы ссылки на мнения экспертов, альтернативных исследователей, опросов 5 - 10

6 наличие и глубина авторского вклада в решение поставленных цели и задач: - в работе видны собственные мысли, оценки, обдуманное отношение автора к приводимым фактам; - выполнены расчеты экономических показателей и проведен анализ их результатов; - имеется критический анализ полученных лично автором и другими исследователями результатов и выводов; - теоретический материал структурирован (построены таблицы, рисунки); - используются переведенные автором тексты из источников на иностранных языках 10 - 20

Итого - количество баллов за текст курсовой работы 40 - 80

Защита курсовой работы

1 качество ответов на поставленные вопросы 5 - 10

2 умение формулировать основные выводы и результаты, полученные в курсовой работе в соответствии с поставленными целью и задачами, обосновывать и защищать их 5 - 10

Итого — количество баллов за защиту курсовой работы 10 - 20

Всего баллов 50 - 100

Дата проверки текста работы (допуск к защите) Оценка

Дата защиты курсовой работы Преподаватель

8. Список литературы

8.1 Основная литература В печатном виде

1. Капканщиков С. Г. (2012). Государственное регулирование экономики:

учебное пособие. М.: КНОРУС, 528 с. Рекомендовано УМО.

2. Кучуков Р. А. (2012). Государственное регулирование национальной экономики в современной России: учебник. М.: Экономика, 412 с. (Высшее образование). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

3. Мельников В. В. (2012). Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. М.: Омега-Л, 336 с. (Высшее экономическое

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

образование). Рекомендовано УМО.

4. Тамбовцев В. Л. (2010). Теории государственного регулирования экономики: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 158 с. Рекомендовано УМО.

В электронном виде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мельников В. В. (2009). Государственное регулирование национальной экономики. Ч. 2: учебное пособие; Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск, 118, [2] с.: табл. (http://www.ciu.nstu.ru/fuUtext/textbooks/2009/melnikov.pdf).

8.2 Дополнительная литература

В печатном виде

1. Авдашева С. Б. и Шаститко А. Е. (2003). Соотношение промышленной и конкурентной политики. Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа, № 39, 21 с.

2. Антонова Н. Б. (2002). Государственное регулирование экономки: учебник. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 775 с. Утверждено Министерством образования Республики Беларусь (Разд. 1-5).

3. Атаманчук Г. В. (2000). Государственное управление (организационнофункциональные вопросы): учеб. пособие. М.: НПО «Экономика», 302 с. (Гл. 3).

4. Афанасьев К. С., Казеннов А. С. и Попов М. В. (2011). Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: монография. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 148 с. (Разд. 1.3-1.4, гл. 3).

5. Бажанов В. А. (2005). Государственное регулирование экономики: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 154 с. Рекомендовано УМО. (Гл. 3, 4, 6).

6. Бикмуллин А. Л. (2010). Государственное регулирование экономики: учебник. Казань: Центр инновационных технологий, 328 с. (Разд. 1.2, 1.4, 1.7, гл. 2, 6).

7. Васильев В. П. (2010). Государственное регулирование экономики: учебное пособие. М., 175 с. Рекомендовано УМО.

8. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008, 653 с. (Гл. 2, 4, 10, 12-14).

9. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / Под ред. И. Н. Мысляевой, Н. П. Кононковой. М.: Изд-во МГУ, 2010, 440 с. (Гл. 3, § 2; Раздел

II).

10. Дюмулен И. И. (2009). Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник. М.: ВАВТ, 579 а (Гл. I, IV, IX, X).

11. Жидков Н. И. (2011). Государственное регулирование экономики: учебное пособие. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 408 с. Рекомендовано УМО. (Разделы 1, 2).

12. Завадовский В. В. (2009). Государственное регулирование национальной экономики: практикум. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 150 с.

13. Кирдина С. Г.(2001). Институциональные матрицы и развитие России: монография. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 308 с. (http://www.kirdina.ru/ book/content.shtml). (Гл. 2, 3, 9).

14. Князева И. В. (2011). Антимонопольная политика в России: учебное пособие. М.: Омега-Л, 505 с. (Высшее экономическое образование). Рекомендовано УМО. (Гл. 3, 9-11).

15. Кузнецов Б. (2002). Нужна ли России промышленная политика? Промышленная политика в России: быть или не быть? Материалы 4-го заседания семинара «Стратегия развития» от 17 декабря 2001 г. М.: ТЕИС, 79 с.

16. Курьянов А. М. (2006). Денежно-кредитная политика: от теории к практике. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 176 с. (Гл. 1).

17. Лексин В. Н. (2008). Федеративная Россия и ее региональная политика. М.: ИНФРА-М, 352 с. Рекомендовано УМО. (Гл. 3).

18. Ларина Н. И. (2005). Государственное регулирование регионального развития: мир, Россия, Сибирь. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 512 с. (Гл. 2, 7).

19. Литвинцева Г. П., Стукаленко Е. А. и Воронкова О. В. (2012). Дифференциация доходов населения и государственная политика ее снижения в Российской Федерации: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 340 с. (Гл. 4).

20. Маколов В. И. (2007). Инвестиционная политика государства в посткризисный период. М.: Наука, 175 с. (Гл. 1-2).

21. Малочко В., Береснева Е. и Житковский В. (2002). Государственные закупки: принципы, законодательные нормы и институциональные схемы. Турин, 244 с. (Гл. 1).

22. Мельников В. В. (2009). Государственное регулирование национальной экономики. Ч. 2. Государственное регулирование экономических процессов: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 118 с. (Гл. 3-5).

23. Мельников В. В. (2008). Институциональная трансформация механизма государственных закупок в постсоветской России: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 220 с. (Гл. 1).

24. Бабашкина А. М. (2008). Методы государственного регулирования экономики: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 300 с. Рекомендовано УМО. (Гл. 2-5, 7).

25. Мокров Г. Г. (2006). Государственное регулирование внешнеторговой

деятельности: учебное пособие. М.: ЮРКНИГА, 320 с. (Гл. 7, 9).

26. Пансков В. Г. и Федоткин В. В. (2008). Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 368 с. (Гл. 1-2).

27. Пахомова Н. В. и Рихтер К. К. (2009). Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 815 с. (Гл. 13).

28. Петросян Д. С. (2012). Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 300 с. (Гл. 1, 3-4, 6).

29. Погиба И. Н. (2003). Таможенная политика как инструмент обеспечения национальной безопасности РФ. Социально-философское исследование. М.: Компания Спутник +, 150 с. (Разд. 1-2).

30. Рисин И. Е., Трещевский Ю. И. и Сотников С. М. (2003). Государственное регулирование экономики. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 240 с. Рекомендовано УМО. (Гл. 1, 3-5, 7, 11-13).

31. Самофалова Е. В. (2008). Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова; под ред. Э. Н. Кузьбожева. М.: КНОРУС, 272 с. (Гл. 2-3, 6).

32. Фетисов Г. Г. (2006). Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 493 с. (Гл. 1, 2, 4).

33. Харченко Е. В. и Вертакова Ю. В. (2011). Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. М.: КНОРУС, 328 с. (Гл. 2-3, 6).

34. Ходов Л. Г. (2006). Государственное регулирование национальной экономики: учебник. М.: Экономист, 620 с. (Разделы I, V, УП-УШ).

35. Шишкин С. Н. (2007). Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 256 с. (Гл. П-ГУ).

В электронном виде

1. Мельников В. В. (2007). Государственное регулирование национальной экономики. Ч. 1 : учебное пособие; Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск, 76 с. (http://www.ciu.nstu.ru/fulltext/textbooks/2007/07_melnik.rar).

2. Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И. и Мамонова И. Д. (2010). Организация деятельности центрального банка. М., 1 электрон. опт. диск (СБ-КОМ). Загл. с этикетки диска. Рекомендовано УМО.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

8.3. Методическое и программное обеспечение

Методическое обеспечение в электронном виде

1. Мельников В. В. (2011). Государственное регулирование национальной экономики: электронный учебно-методический комплекс; Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск, (http://courses.edu.nstu.ru/ index.php?show=155&curs=194).

8.4. Рекомендуемые ресурсы Интернет

1. Официальная Россия. Сервер органов государственной власти РФ. (http:// www.gov.ru/).

2. Министерство экономического развития и торговли РФ. (http:// www.economy.gov.ru).

3. Министерство финансов РФ. (http://www1.minfin.ru).

4. Центральный банк РФ. (http://www.cbr.ru).

5. Бюджетная система РФ. (http://www.budgetrf.ru).

6. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). (http:// www.oecd.org).

7. Всемирная торговая организация (ВТО). (http://www.wto.org/).

8. Всемирный банк. (http://www.worldbank.org/russian).

9. Институт народохозяйственного прогнозирования. (http://www.ecfor.ru/ index.php).

10. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. (http://www.forecast.ru/).

11. Центр экономической социологии. (http://www.ecsoc.ru).

12. Российско-Европейский центр экономической политики. (http:// www.recep.ru).

13. Центр стратегических разработок. (http://www.csr.ru).

14. Информационный центр поддержки малого бизнеса. (http:// smb.economy.gov.ru/analysis/greg).

15. Журнал «Вопросы регулирования экономики». (http://

institutional.narod.ru/j er/jer.htm).

16. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». (http://www.ecsocman.edu.ru).

17. Проект института «Экономическая школа». (http://economicus.ru).

9. Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине:

вопросы к зачету

1. Система государственного регулирования экономики и структура

экономической политики.

2. Государственное регулирование в теории меркантилизма.

3. Идеи невмешательства государства и классический либерализм.

4. Система государственного участия Д.М. Кейнса.

5. Роль государства в концепции монетаризма и новых классиков.

6. Государственное регулирование в подходах неолиберализма (неоавстрийская и фрайбургская школы).

7. Роль государства в работах институционалистов.

8. Монетарное регулирование в системе экономической политики.

9. Влияние глобализации на монетарное регулирование.

10. Инструменты монетарной политики и последствия их применения.

11. Экономические ловушки (ликвидности, долговая, стагфляции, стерилизационная, «голландская болезнь»).

12. Описание каналов трансмиссионного механизма монетарной политики

(валютного курса, процентных ставок, кредитный канал, канал цен активов).

13. Инструменты валютной политики; стерилизационные операции ЦБ.

14. Функции валютных резервов и оценка их эффективного объема.

15. Создание стабилизационных фондов: предпосылки, источники, проблемы управления.

16. Способы финансирования бюджетного дефицита; государственный долг и методы его реструктуризации.

17. Государственный заказ и инструменты дискриминации при его размещении.

18. Методы и инструменты реализации антиинфляционной политики.

19. Государственная политика регулирования цен.

20. Российское законодательство и практика конкурентной политики.

21. Модели структурной политики, методы и инструменты ее проведения.

22. Промышленная политика (цель, задачи, методы, инструменты).

23. Отраслевая политика (цель, задачи, методы, инструменты).

24. Инвестиционная политика (цель, задачи, методы, инструменты).

25. Научно-техническая политика (объекты, цель, задачи, методы, инструменты).

26. Инновационная политика (цель, задачи, методы, инструменты).

27. Внешнеторговая политика: методы, инструменты и последствия их

применения (3 инструмента по выбору студента).

28. Таможенная политика (цель, задачи, методы, инструменты).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Региональная экономическая политика (цель, задачи, методы, инструменты).

30. Направления и модели социальной политики. Политика доходов и заработной платы.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.