Научная статья на тему 'Особенности проведения оперативного внедрения в рамках оперативно-разыскного мероприятия «Контролируемая поставка»'

Особенности проведения оперативного внедрения в рамках оперативно-разыскного мероприятия «Контролируемая поставка» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1231
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРОВОКАЦИЯ / ИНФОРМАТОР / СУД / INTEGRATION / CRIME / OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY / STATE PROVOCATION INFORMANT COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дикарев В.Г., Гаврюшкин Ю.Б.

Рассматриваются особенности проведения оперативного внедрения в рамках оперативно-разыскного мероприятия «Контролируемая поставка», а также опыт внедрения правоохранительными органами стан Западной Европы и США. Анализируются особенности проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия, получения оперативной информации в ходе его проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Operational implementation in the operational-search actions «Controlled delivery»

This article discusses the features of the operational implementation within the operational-search activities “Controlled delivery”, as well as experience in implementation of the law enforcement agencies mill in Western Europe and the United States. The features of the said operational-search activities, getting operational information during the meeting.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения оперативного внедрения в рамках оперативно-разыскного мероприятия «Контролируемая поставка»»

УДК 34 ББК 67

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В РАМКАХ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА»

ВЯЧЕСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ ДИКАРЕВ,

начальник кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева ВИПК МВД России, подполковник полиции;

ЮРИЙ БОРИСОВИЧ ГАВРЮШКИН, профессор кафедры ПНОН Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

E-mail: sla-clava@rambler.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке нИИон

Аннотация. Рассматриваются особенности проведения оперативного внедрения в рамках оперативно-разыскного мероприятия «Контролируемая поставка», а также опыт внедрения правоохранительными органами стан Западной Европы и США. Анализируются особенности проведения указанного оперативно-розыскного мероприятия, получения оперативной информации в ходе его проведения.

Ключевые слова: внедрение, преступления, оперативно-разыскная деятельность, государство, провокация, информатор, суд.

Annotation. This article discusses the features of the operational implementation within the operational-search activities "Controlled delivery", as well as experience in implementation of the law enforcement agencies mill in Western Europe and the United States. The features of the said operational-search activities, getting operational information during the meeting.

Keywords: integration, crime, operatively-search activity, state provocation informant court.

Оперативно-разыскное мероприятие «Контролируемая поставка» в теории и практике ОРД считается довольно сложным, комплексным мероприятием, которое нередко включает в себя элементы иных оперативно-разыскных мероприятий. Одним из важным из них, является оперативное внедрение, проводимое в рамках контролируемой поставки. В связи с тем, что необходимость внедрения негласного источника в криминогенную среду при проведении контролируемой поставки является неизбежной мерой, а замысел и легенда оперативной комбинации, применяемой при этом, способствуют решению поставленных перед данным ОРМ задач. Это связано с необходимостью более эффективной разработки лиц, подозреваемых в незаконном обороте предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а так же получение достоверной информации: о структуре преступной группы, ее членах (в том числе из числа граждан иностранного государства), каналах поступления и сбыта на территории Российской Федерации, возмож-

ных способах маскировки контролируемых предметов, маршрутах их транспортировки и т.д.

Так как в теории оперативно-разыскной деятельности нет единого мнения о том, что же следует понимать под оперативно-разыскным мероприятием «оперативное внедрение» вообще и не только применительно к контролируемой поставке.

Можно лишь выделить некоторые общие для всех авторов, исследующих данную проблематику, суждения о понятии «оперативное внедрение»:

• оперативное внедрение — это оперативно-разыскное мероприятие, заключающееся в ле-гендированном вводе и продвижении сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел или лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, в криминогенную среду и объекты для разведывательно-поискового сбора информации, необходимой для оптимального решения задач борьбы стяжкими и особо тяжкими престу-

плениями в конкретных условиях сложившейся оперативной обстановки, когда решение этих задач с использованием других оперативно-разыскных мероприятий невозможно.

• оперативное внедрение — способ, метод получения информации для решения задач оперативно-разыскной деятельности. Естественно, данное представление не раскрывает всей значимости и сущности этого оперативно-разыскного мероприятия;

Наряду со сходствами в подходах к определению «оперативное внедрение» существует также и ряд отличий и особенностей.

Первая особенность заключается в постановке задач, которые должны быть решены с помощью оперативного внедрения. По мнению одних авторов, они ограничены разведывательным сбором информации для решения задач оперативно-разыскной деятельности. Другие же видят задачи оперативного внедрения в более широком аспекте: в уголовно-процессуальном и оперативно-тактическом. Применительно к проведению оперативного внедрения в рамках контролируемой поставки такая точка зрения представляется верной, так как одной из основных задач контролируемой поставки является дальнейшее использование ее результатов в процессе доказывания по уголовному делу.

Исходя из субъекта оперативного внедрения оно подразделяется на: а) оперативное внедрение штатных негласных сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, принадлежность которых к этим органам зашифрована; б) оперативное внедрение сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, исполняющих свои должностные обязанности на гласной основе; в) оперативное внедрение лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел; г) приобретение конфидента из числа лиц, принадлежащих к членам организованной преступной группы.

Вышеназванные разновидности оперативного внедрения предлагается обозначить одним наименованием — автономное внедрение, т.е. внедрение одного лица.

По срокам проведения оперативное внедрение может быть:

• кратковременным (от нескольких часов до нескольких суток);

• долговременным (длящимся несколько месяцев или даже лет).

Оперативное внедрение в рамках контролируемой поставки осуществляется при соблюдении определенных условий. Основные из них предусмотрены либо оговорены в Федеральном законе «Об оперативно-разыскной деятельности».

Одним из важнейших основных условий оперативного внедрения в рамках контролируемой поставки является недопустимость превышения пределов правомерности действий со стороны органов внутренних дел в случае вынужденного причинения вреда

правоохраняемым интересам граждан, физических и юридических лиц. Следует также иметь в виду, что специфика внедрения при проведении контролируемой поставки в том и состоит, что внедряемым лицам приходится действовать в сфере и инфраструктуре преступности, где нормой является противоправное, а не законопослушное поведение. Поэтому не исключаются случаи совершения ими в составе преступного сообщества общественно опасных деяний, имеющих признаки, предусмотренные Особенной частью УК РФ. Такие деяния могут причинить реальный вред, но они совершаются вынужденно. Совершаться они должны с соблюдением установленных законодательством условий и пределов в целях пресечения деятельности преступных формирований. В ходе оперативного внедрения причинение вреда может быть, на наш взгляд, признано правомерным:

• если при выполнении внедренным лицом служебного или общественного долга в соответствии с требованиями законодательства этот долг при данных обстоятельствах не мог быть выполнен иным образом;

• если вред причинен при обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Необходимо заметить, что во многих странах западной Европы, а также США законодатель учитывает конкретные ситуации, в которых приходится действовать оперативным работникам. В связи с этим противоправные действия разрешаются, когда необходимо получить информацию или доказательства, имеющие первостепенное значение для привлечения подозреваемых к уголовной ответственности, поддержать достоверность легенды в глазах лиц, деятельность которых расследуется; предупредить опасность для жизни и здоровья людей.

Попытка российского законодателя в этом плане с учетом реалий существующей криминогенной обстановки и опыта зарубежных коллег предпринята в проекте Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью». В п. 2 ст. 5 проекта предлагалось учесть отдельные обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и наказание в случаях проведения ОРМ. Предписывалось не считать преступным деяние, подпадающее под признаки уголовного преступления, но совершаемое при проведении оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лицами, оказывающими им содействие в проведении таких мероприятий. Заранее оговоренные задания, выполняемые в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, должны быть соответствующим образом и в установленном порядке оформлены. Но, к сожалению, проект закона в 1995 г. был отклонен Советом Федерации в связи с недоработкой ряда положений, а в 1996 г. был отправлен на согласование комиссии после того, как данный законопроект был отклонен Президентом Российской Федерации. До настоящего времени данный законо-

проект находится на согласовании и не вступил в законную силу, хотя необходимость его принятия назрела уже очень давно.

При соблюдении перечисленных условий такое лицо может быть освобождено от уголовной ответственности или наказания по основаниям, предусмотренным в уголовном законе, и в пределах процедур закрепленных в уголовно-процессуальном и оперативно-разыскном нормативных правовых актах.

Второй вид условий, при которых осуществляется оперативное внедрение в рамках проведения контролируемой поставки, относится к числу дополнительных, выработанных самой практикой ее проведения, когда:

• оперативное внедрение проводится в тех случаях, если применение других ОРМ в рамках контролируемой поставки объективно не может обеспечить полное и эффективное решение поставленных перед ней задач;

• оперативное внедрение проводится только в случае подбора и подготовки субъекта оперативного внедрения, способного решить поставленную задачу.

Такая категория лиц, как иные сотрудники органов внутренних дел, используется для внедрения достаточно редко, как правило, в случаях, когда у них появляются разведывательные возможности в силу стечения определенных обстоятельств (например, случайное знакомство с лицами, представляющими оперативный интерес).

Опрос сотрудников оперативных подразделений свидетельствует о том, что, по их мнению, лицо, внедряемое в криминальную среду в рамках контролируемой поставки, должно обладать такими качествами, как:

• профессиональная убежденность, ответственное отношение к порученному делу, иммунитет к влиянию криминальной среды и профессиональной деформации, решительность и хладнокровие (так называемые личные качества);

• профессиональная подготовленность. Имеется в виду правовая и организационно-тактическая подготовка;

• интеллектуальные качества: оперативное мышление, развитое внимание и наблюдательность, интуиция;

• профессиональная память;

• аналитические качества;

• разведывательные возможности: коммуникабельность, умение устанавливать контакты и доверительные отношения с представителями различных слоев общества, этнической принадлежности, способность к перевоплощению, умение сыграть смоделированную негласную социальную роль, способность убеждать и уметь слушать собеседника, способность к планированию своих действий, оптимальный темперамент и функциональная подвижность;

• психофизиологические качества: хорошее са-

мочувствие и работоспособность, физическая выносливость, способность контролировать собственные чувства и психологическое состояние, быстро принимать решения.

Кроме того, важнейшим условием, выработанным практикой проведения оперативного внедрения, является разработка легенды, под прикрытием которой внедренный сотрудник будет выполнять задание в криминальной среде. Легенда оперативного работника разрабатывается таким образом, чтобы его воспринимали в преступной среде как «своего» либо как нужного, очень полезного человека.

Соблюдение всех основных и дополнительных условий при внедрении конфидентов, правильный подход к подбору кандидатов внедрения, профессиональное решение организационно-тактических задач являются гарантом достижения успеха оперативного внедрения в рамках проведения контролируемой поставки.

литература

1. Абдулаева Н.Д. Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел: Дис. к.ю.н. Иркутск. 2007.

2. Квитко А. В. Оперативное внедрение в деятельности аппаратов БЭП: правовая и организационно-тактическая основа: Дис. к.ю.н. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 27-29;

3. Московский университет МВД России. Пилякин М. И., 2009.

4. Шумилов А. Ю. Толковый словарь понятий и терминов, используемых в законодательстве в области оперативно-разыскной деятельности. М., 19%. С. 34; Шумилов А. Ю. Юридические основы оперативно-разыскных мероприятий: Учебное пособие. М., 1999. С. 23; Попов В. И. Основы организации деятельности органов внутренних дел по документированию и разобщению преступных сообществ. М., 2000. С. 145-148; Чечетин А. Е. Правовое регулирование освобождения от уголовной ответственности лиц, содействующих оперативным аппаратам // Проблемы агентурно-опе-ративной работы подразделений криминальной милиции. М., 2001. С. 21-27.

5. Михайлов В. И. Контролируемая поставка как оперативно-разыскная операция / Под ред. А. Ю. Шумилова. М.: Издательский дом Шумиловой И. 1998. С. 8-9.

6. Гаврюшкин Ю.Б. Организация и проведение оперативно-розыскного мероприятия «Контролируемая поставка» — лекция; Домодедово 2014г.

7. См.: Бирюлькин В. Г. Оперативное внедрение в сфере борьбы с организованной преступностью: Ав-тореф. дис. ... к.ю.н. Волгоград: Волгоградский ЮрИ МВД России. 2000. С. 31-34.

8. См.: Киселев А. П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». М.: ОСЬ-89,2006.

9. См.: Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности»: науч практический комментарий / Под ред. В. В. Николюка. М.: Спарк, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.