УДК 343.98 ББК 67.401.213
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
АДАМ ГАМИДОВИЧ БОГАТЫРЕВ,
адъюнкт кафедры ООРД Академии управления МВД России
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - криминалистика, судебно-экспертная деятельность, оперативно-розыскная деятельность Научный руководитель: доцент кафедры ООРД Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции С.В. Харченко
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Показано развитие и нормативное регулирование оперативного внедрения в некоторых зарубежных государствах, его регламентация в уголовно-процессуальном и оперативно-разыскном законодательстве; различные аспекты, связанные с использованием этого оперативно-разыскного мероприятия в борьбе с преступностью его регламентация. Высказывается утверждение, что использование оперативного внедрения в борьбе, прежде всего, с организованной преступностью признается исключительным средством правоохранительными органами зарубежных государств.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативное внедрение, тайная операция, имитация преступления.
Annotation. Showed the development and regulation of operational implementation in some foreign countries, regulation in the criminal-procedural and investigative law. Various aspects associated with the use of this investigative activities in the fight against crime. Argued that the use of operational implementation in the struggle primarily with organized crime recognizes the exclusive means by law enforcement agencies of foreign States.
Keywords: operational-investigative activity, operational implementation, a covert operation, imitation of a crime.
Борьба с преступностью и преодоление негативных явлений, порождающих правонарушения в обществе, составляют основу уголовной политики социально ориентированного государства. Исторический опыт свидетельствует, что преступность - это неотъемлемая часть общественных отношений. Она была, есть и будет. Различие её в современных государствах только в масштабах, криминальной активности и количестве населения, вовлеченного в эти преступные деяния. Более того, определяющим критерием преступности в мире является ее абсолютный и относительный рост. Это общепризнанный среди отечественных и зарубежных криминологов факт, подтверждаемый мировой практикой.
Общество не может смириться с преступностью и активно ищет пути противодействия ей. Основные направления противодействия преступности - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений посредством осуществления оперативно-разыскных мер и уголовно-процессуальных действий специально уполномоченными на то государственными органами. Практика противоборства государственных правоохранительных органов и криминальной среды в ХХ в. свидетельствует, что современные средства правоохранительных органов не в состоянии должным образом оказывать превентивное воздей-
ствие на формирующиеся высокоорганизованные мафиозные группы и преступные сообщества.
Исторически сложилось так, что, в отличие от уголовно-процессуальной деятельности, регламентированной законами, оперативно-разыскная деятельность до последнего времени регулировалась ведомственными актами, имевшими гриф «секретно» и «совершенно секретно». Распад СССР, образование независимых государств, проблемы социально-экономического развития, политическая нестабильность, многочисленные вооруженные конфликты на постсоветском пространстве сыграли немаловажную роль в повышении уровня тяжких и особо тяжких преступлений в России и странах СНГ. Итогом работы по поиску эффективных средств борьбы с преступностью, прежде всего, - с организованной преступностью явилось, то, что наиболее действенным средством были признаны негласные средства борьбы с преступностью. По эффективности решаемых задач, связанных документированием преступной деятельности, одним из наиболее эффективных мероприятии признано оперативное внедрение -проникновение в криминальную среду.
Лишь вначале 1990-х гг. в странах СНГ появились законы, регламентирующие оперативно-разыскную деятельности1.
В России первым законодательным актом в сфере оперативно-разыскной деятельности стал Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» 1992 г. В последующем ему на смену пришел Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»2, в котором впервые было предусмотрено такое оперативно-разыскное мероприятие, как оперативное внедрение.
В соответствии с ФЗ об ОРД организация и тактика проведения ОРМ в Российской Федерации регламентируется ведомственными законодательными актами. Следует напомнить, что сведения об использованных при проведении негласных оперативно-разыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности относятся к государственной тайне.
ФЗ об ОРД в ст. 6 ч. 1 допускает проведение оперативного внедрения как одного из 14 ОРМ, не раскрывая содержания этого ОРМ. Автор не ставит перед собой задачу раскрыть содержание этого ОРМ, а пытается рассмотреть накопленный опыт проникновения в криминальную среду, его правовое закрепление в законодательстве ряда зарубежных стран.
В целом по содержанию различных трудов специалистов в области ОРД рассматриваемое ОРМ понимается как, оперативное внедрение - это легендирова-ный ввод (проникновение) сотрудников, конфидентов, иных лиц в криминальную среду для решения общих и частных задач ОРД. В России оперативно-разыскное законодательство находится под постоянным вниманием со стороны ученых. В частности, вносятся предложения и отзывы по совершенствованию социально-правовой защиты, уточнения и регламентации правовых основ, в том числе, наиболее сложного по проведению оперативного внедрения.
Наряду с отечественной правовой регламентацией ОРД, которая включает и рассматриваемое нами ОРМ, представляет интерес опыт законодательного регулирования изучаемого ОРМ в ряде зарубежных стран, которые в вопросе отражения и содержания оперативного внедрения на законодательном уровне в своих странах достигли положительных результатов и внедрения в своих оперативно-разыскных законах особенностей и условии проведения разведывательных операции.
В настоящей статье нами предпринята попытка проанализировать рассматриваемое мероприятие в законодательных актах некоторых зарубежных государств. С точки зрения оперативно-разыскной практики в зарубежных странах стало закономерностью ОРД положение, согласно которому конкретные криминальные задачи сотрудник сыскного ведомства должен решать лично. Реальное воплощение этого в жизнь предполагает наличие в составе органа, осуществляющего ОРД, во-первых, оперативных работников, во-вторых, офицеров особого назначения с тем, чтобы они могли быть направлены для внедрения в преступные организации, а также негласный аппарат из числа конфидентов, состоящих на связи в оперативных под-
разделениях, для обеспечения и участия в оперативных комбинациях, подготовки и проведения ОРМ3.
Первая категория предназначается для проведения тех оперативно-разыскных мероприятий, которые не требуют сокрытия принадлежности детектива к сыскному ведомству. Эти сотрудники могут практиковать и добывание информации путем контакта с объектами ОРД под вымышленными предлогами, наблюдения и др. Однако, для этого должны быть благоприятные обстоятельства, нейтрализующие угрозу их распознания в преступной среде. Успешной деятельности такого детектива способствует наличие у него опыта полицейской разведки и хорошая оперативно-разыскная подготовка. Вместе с тем, под влиянием негативных внешних обстоятельств, различного рода криминальных ситуаций шансы реально действующих оперработников выступить в роли исполнителя оперативно-розыскных действий, адекватных подлежащей разрешению проблеме довольно часто сводятся к минимуму. Для того чтобы компенсировать это, орган, осуществляющий ОРД, согласно рассматриваемой закономерности должен располагать составом как гласных, так и негласных сотрудников - профессионалов. С учетом этого законодательная регламентация комментируемого ОРМ отличается рядом особенностей.
Главной особенностью является признание оперативного внедрения легитимным способом, правомерно используемым оперативным подразделениями правоохранительных органов и спецслужб для разрешения возложенных на них задач. Это признано практически всеми государствами, нормативные акты которых упоминаются ниже.
В свою очередь, прослеживаются и различия в правовой регламентации режима добывания информации сыскными ведомствами в РФ и за рубежом. Правовые акты ФРГ, США, Великобритании и ряда других стран, посвященные ОРД, более открыты по своему содержанию. В них достаточно полно, без двусмысленности и полутонов, регламентируются наиболее «привлекательные» с точки зрения общественности процедуры разведывательно-поисковой работы и, в частности, мероприятия, относимые в их классификации к секретным операциям. Например, в соответствии с «Указаниями генерального Прокурора США по тайным операциям ФБР» 1987 г. (Attorney Generals Guidelines on FBI Undercover Operations) «секретный агент» - это штатный сотрудник ...работающий под руководством и контролем ФБР в определенном расследовании, чьи отношения с Бюро скрываются от третьих лиц в ходе операции путем использования прикрытия или вымышленных установочных данных. «Тайная операция» - операция негласного расследования, в которой используется «секретный агент». Инструкция регламентирует проведение секретных операций, прямо указывая, что офицер особого назначения вправе опираться на содействие конфидентов - частных лиц. Это вполне закономерно, так как содействие конфидента позволяет ему не только успешно проникнуть в социально аномальную среду, но и ориенти-
роваться в ней, добывая соответствующую информацию. Аналогичные методы правовой регламентации проникновения в криминальную среду имеются во Франции, где французская полиция, в частности «бригады сыска и захвата» - БРИ, сотрудники которых осуществляют наблюдение за преступной средой изнутри. В Швейцарии в последние годы в криминальную среду, наряду с обычной агентурой, внедряют штатных сотрудников полиции, именуемых «taupe» - «крот». Венгерская полиция располагает подразделениями глубоко законспирированных сотрудников, специально подготовленных для работы в преступном мире.
Такой вариант законодательной регламентации рассматриваемого ОРМ, когда определяется его «ведомственная» принадлежность имеет место в ФРГ Здесь Закон о полиции земли Северный Рейн-Вестфалия определяет, что полиция имеет право собирать данные о преступных группах, иных гражданах, причастных к противоправной деятельности, с помощью оперативного работника полиции, действующего по разработанной для него на определенное время легенде. Оперативная деятельность отдела «ОП» Гамбургского криминального ведомства основывается на использовании так называемых «прикрытых сотрудников» («verdecktevermittler») в криминогенной среде. Следует отметить, что к разрешению проблемы представления дискреционных полномочий кадровым тайным полицейским агентам существует диаметрально противоположный подход. Так, немецким тайным агентам законом запрещена продажа наркотических средств, содействие проникновению наркотиков на нелегальный рынок и распространению средств, полученных от продажи наркотиков. С точки зрения регламентации оперативного внедрения, подготовки и организации, опыт США имеет наиболее широкие права и условия для проведения секретных операции, которые имеются в американской системе тайных агентов, которые свободно и бесконтрольно могут выслеживать преступников, совершать уголовные преступления и даже продавать наркотики. Вместе с тем, по содержанию вышеуказанная Инструкция - только один из количества правовых актов, регламентирующих оперативно-разыскную деятельность ФБР; в ней содержатся указания относительно допустимости совершения секретным сотрудником полиции или содействующим ему частным лицом в ходе выполнения секретных операции действий прямо запрещенных законом. Эти действия допускаются и могут быть разрешены в случаях, когда необходимо получить информацию или доказательства, имеющие первостепенное значение для привлечения подозреваемых к уголовной ответственности; поддержать достоверность легенды в глазах лиц, деятельность которых расследуется, предупредить опасность для жизни или здоровья людей или избежать этой опасности4.
Например, правовые акты, регламентирующие деятельность ФБР, которые касаются проведения секретных операции5, устанавливают пределы допустимости противозаконных действий в ходе такой спецоперации. В частности, они допускаются со стороны кадрового се-
кретного сотрудника, а также содействующих ему частных лиц и могут быть разрешены в случаях, когда необходимо: получить информацию или доказательства, имеющие первостепенное значение для привлечения подозреваемых к уголовной ответственности; поддержать достоверность «легенды» в глазах лиц, деятельность которых расследуется. Однако, при этом должностные лица ФБР, осуществляющие руководство секретными операциями, должны предпринимать «разумные меры», чтобы свести к минимуму участие секретного сотрудника (или содействующего частного лица) в каком-либо виде противозаконной деятельности. Более того - они несут персональную ответственность за то, чтобы она не выходила за пределы допустимости, установленные соответствующими правовыми актами. Для этого установлена специальная процедура предварительного санкционирования, если это необходимо и предполагается в процессе внедрения совершения выхода за пределы норм законов. Так, руководство ФБР в письменном виде предварительно санкционирует участие секретного агента или осведомителя в действиях, квалифицируемых по законам штата как фелония6 (исключая приобретение похищенных или контрабандных товаров либо обман третьих лиц относительно своей личности или подлинного владельца коммерческого предприятия, служащего оперативным прикрытием).
Наряду с этим, правом предварительного санкционирования соучастия в незаконных торговых операциях или в иных противоправных действиях, квалифицируемых как менее тяжкое преступление из категории мисдиминоров7, обладает старший специальный агент, контролирующий проведение операции.
При чрезвычайных ситуациях и обстоятельствах, препятствующих получению санкции на проведение (продолжение, возобновление) операции, старший специальный агент вправе самостоятельно санкционировать оперативные мероприятия в рамках операции, включая допускаемые Инструкцией генерального атторнея США противоправные действия. Установлен и порядок, согласно которому о каждом серьезном инциденте, связанном с применением насилия, или факте соучастия секретного агента (или содействующего частного лица) в противозаконных действиях, старший специальный агент должен немедленно докладывать руководству ФБР, а последние - помощнику Генерального атторнея, возглавляющему уголовный отдел министерства юстиции.
Развитие и совершенствование уголовного законодательства, норм регламентирующих специальные тайные операции в бывших странах СССР, к которым относятся, в различной интерпретации, сформулированные в законодательствах своих стран мероприятия (оперативное внедрение, проникновение в криминальную среду, работа под прикрытием, имитация преступления), привело к изменению его правовой регламентации в своем законодательстве.
В частности по соотношению уголовного закона и ОРД (специальных тайных мероприятий) выделились две группы:
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
• государства стран Балтии, Украины, Молдовы, где в частности оперативное внедрение, в числе прочих тайных мероприятий, трансформировалось и стало частью уголовно-процессуального законодательства;
• государства - Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан - в которых оперативно-разыскная деятельность в числе тайных специальных мероприятий существенно разграничена с уголовно-процессуальным законодательством8.
Регулирование в первой группе стран тайных действий с помощью норм УПК не означает обязательного исключения этих норм из действующих Законов об ОРД. Изменения в 2012 г. стали важными для большинства стран первой группы; в Эстонии отменен Закон о разыскной деятельности 1994 г. и одновременно УПК дополнен отдельной гл. 31 «Разведывательная деятельность»9. Эта деятельность стала неотъемлемой частью уголовного расследования. Таким образом, Эстония стала первой страной из бывшего СССР, полностью отказавшейся от советского подхода к организации ОРД.
Рассмотрим, как регулируется и в каком виде представлено оперативное внедрение в этих зарубежных странах. УПК Эстонии в ст.ст. 118, 119 регламентирует как оперативно-разыскное действие имитацию преступления в целях раскрытия преступления, задержания лица его совершившего. Выступать в качестве субъекта этого действия может только полицейский агент - чиновник, т.е. должностное лицо органов полиции, которому предоставлено право собирать доказательства в уголовном судопроизводстве в качестве подставного лица. Использовать граждан, оказывающих содействие органам полиции, в качестве субъектов этого разыскного действия запрещено. Разрешение санкционируется судьей по представлению прокурора на определенный срок.
В Литве, вместо старого Закона об оперативной деятельности 2002 г., принят в 2012 г. новый Закон об оперативной деятельности10. Из содержания этого нормативного акта усматривается, что полицейские агенты могут пользоваться методами сбора уголовной информации только в качестве превентивных мер, а полноценное проведение мероприятий допускается в рамках УПК Литвы. Где, в частности (ст. 158 Действия должностных лиц досудебного следствия без раскрытия своей личности)11, предусматривается проникновение в криминальную среду по преступлениям только в делах о тяжких и особо тяжких преступлениях. Должностные лица, которые осуществляют досудебное следствие, при исполнении своих обязательств могут не раскрывать свою личность. В постановлении кроме информации ,которая ранее могла быть передана исключительно только по правилам секретного делопроизводства, теперь перечисляются личность лица которое занимается секретным мероприятиям, а также к кому оно применяется. В исключительных случаях могут быть использованы в качестве субъектов этих процессуальных действии лица не являющиеся должностными лицами.
Правовую регламентацию тайных мероприятий закрепили в виде специальных следственных действий в гл. 11 УПК Латвии 2005 г.12. Ст. 227 подразумевает под контролем преступной деятельности проведение проникновения в криминальную среду сотрудников полиции; ст. 228 - мероприятия по обеспечению специальных следственных действий. Для обеспечения специального следственного действия, вовлеченные в него должностные лица могут использовать заранее специально подготовленные сведения и документы, заранее специально созданные организации или предприятия; допускаются: имитация предметов и веществ; специально подготовленных технических средства; имитирование участия в совершении преступного деяния или соучастия в форме пособничества.
В Молдове, вместо старого Закона об оперативно-разыскной деятельности 1994 г., принят новый Закон о специальной разыскной деятельности 2012 г.,13 а в УПК 2003 г. внесена новая ч. 5 гл. III «Специальная разыскная деятельность»14. Из диспозиции статей этих 2-х нормативных актов (ст. 136 УПК «Разыскная деятельность под прикрытием»), и (ст. 30 2Деятельность под прикрытием») Закона усматривается, что офицерам поли-ции-агентам под присвоенной личиной предоставлено право проникать в преступную среду под прикрытием, документируя противоправную деятельность. Разыскной офицер, согласно Закону Молдовы, осуществляющий специальную разыскную деятельность, выполняет свои задачи в условиях независимости, за исключением случаев, когда специальная разыскная деятельность осуществляется по распоряжению и координируется или управляется в рамках уголовного процесса прокурором или офицером по уголовному преследованию во взаимодействии или в сотрудничестве с конфиденциальными сотрудниками. Разыскным офицерам при нахождении в преступной среде в условиях выполнения задач, указанных в ст. 2 Закона, по личной инициативе, либо разработке в условиях подразделения, допускается планирование и разработка организационно-тактических форм наиболее удачного выполнения задания, а в случае выполнения задания по форме, предусмотренной в УПК Молдовы в качестве агента, работающего под прикрытием (для достижения одних и тех целей, идентичных по способу), его действия строго регламентированы в части добывания информации и отчета о достигнутых результатах.
Подобная практика ранее регламентированных мероприятий как тайных и включения их в новое уголовно-процессуальное законодательство страны может быть представлена на примере Украины. В соответствии с ст. 8 Закона об ОРД Украины15 оперативные подразделения наделены правом, в числе прочих, осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника оперативного подразделения или лица, сотрудничающего с последним, с сохранением в тайне достоверных данных об их личности.
После того как в новый УПК Украины 2012 г16. включили гл. 21 о негласных следственных (разыскных)
действиях, законодатель, в числе ранее проводимых как тайных оперативно-разыскных мероприятий, предусмотрел в этой главе выполнение специального задания по раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации ст. 272 УПК. Согласно диспозиции статьи, во время досудебного расследования тяжких или особо тяжких преступлений могут быть получены сведения, вещи и документы, имеющие значение для досудебного расследования, лицом, которое согласно закону выполняет специальное задание, принимая участие в организованной группе или преступной организации, либо является участником указанной группы или организации и на конфиденциальной основе сотрудничает с органами досудебного расследования. Выполнение указанными лицами такого специального задания, как негласное следственное (сыскное) действие, осуществляется на основании постановления следователя, согласованного с руководителем органа досудебного расследования, или постановления прокурора с сохранением в тайне достоверных сведений о лице. При сравнении эффективности использования на практике мероприятия проникновения в преступную среду в виде ОРМ и следственного (разыскного) действия можно предположить, что в п. 8 ч. 1 ст. 8 Закона говорится о праве оперативных подразделений выполнять специальные задания по раскрытию деятельности организованной группы и преступной организации в соответствии с положениями ст. 272 УПК Украины. В то же время, ч. 1 ст. 272 УПК предусматривает, что во время досудебного расследования тяжких и особо тяжких преступлений могут быть получены сведения, вещи или документы, имеющие значения для досудебного расследования, лицом, которое в соответствии с законом выполняет специальное задание, принимая участие в организованной группе или организации, которое на конфиденциальной основе сотрудничает с органами досудебного расследования. Иными словами, буквальное толкование этой нормы гласит, что выполнять специальное задание по раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации можно лишь в процессе досудебного расследования тяжких или особо тяжких преступлений. Таким образом, формально в рамках ОРД (до начала досудебного расследования) осуществлять такое мероприятие закон не позволяет17.
Несмотря на определенные сложности процессуальной регламентации и обязательного судебного согласования и контроля тайных мероприятий, вопросы, возникающие, в том числе, на организационном этапе - недостаточная эффективность контроля над тайным следствием со стороны судов; не разграничение на практике отдельных гласных и негласных действий - требуют уточнения и дальнейшего изучения законодателями. Курс, который взяли на вооружение по трансформации негласного следствия (следственных действий) во многих постсоветских странах, является неотложной задачей реформирования уголовно процессуального законодательства, что обусловлено необ-
ходимостью реализации международных стандартов защиты прав человека.
Незначительный анализ рассматриваемого оперативно-разыскного мероприятия показывает, что оперативное внедрение как разведывательную операцию предусматривают практически все оперативно-разыскные законы, принятые в странах СНГ и Балтии, несмотря на очевидные направления, которые избрали для совершенствования тайных мероприятий в своих странах в рамках уголовно-процессуального законодательства одни государства, и оперативно-разыскное регламентирование в других. Содержание этого мероприятия позволяет сделать вывод о том, что специалисты в зарубежных странах при формировании отечественного оперативно-разыскного законодательства в области секретных операции в целом едины, утверждая что успех оперативному внедрению приносит только гибкость, находящаяся на грани оперативного риска и крайней необходимости. В связи с этим, на наш взгляд, не может быть наложен запрет или установлены сложные процедуры для осуществления действий оперативных сотрудников, направленных на поддержание легенды и введение в заблуждение третьих лиц относительно своей личности или подлинного положения дел, мер по обеспечению собственной безопасности при обстоятельствах, требующих необходимой обороны для защиты своей жизни, а также жизни других лиц от преступных посягательств.
1 Здесь и далее ОРД - оперативно разыскная деятельность.
2 Далее может использоваться сокращение ФЗ «Об ОРД».
3 Сурков К.В. Принципы полицейской разведки: Учебное пособие. Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. СПб., 1996. С. 28-52; Смирнов М.П. Полиция зарубежных стран и ее оперативно-разыскная деятельность. Учебное пособие. М.: Академия МВД РФ, 1996. С. 31-41; Организация деятельности органов внутренних дел зарубежных стран. Управление полициями буржуазных стран Учебник. М.: Академия МВД СССР, 1990. С. 48-49; Николайчик В.М. США: Полицейский контроль над обществом. М.: 1987, С. 103-144; Даллес А. Исскуство разведки. М., 1992. С. 88-90.
4 Правовая регламентация ОРД ФБР: Информационно-аналитические материалы (Фонд Института США и Канады АН Российской Федерации). С.19-20.
5 Секретная операция-деятельность кадровых тайных агентов полиции под оперативным прикрытием «крышей» легенди-рованных экономических структур.
6 Фелония - уголовное правонарушение, караемое лишением свободы на срок свыше 1 года или смертной казнью.
7 Мисдиминор - любое преступление, караемое лишением свободы на срок до 1 года или штрафом.
8 Аналитический обзор. Правовое регулирование специальных следственных (тайных) действий в постсоветских странах. Бишкек 2014 г. М1р:/Лрге.Ы:А^/НЬгагу/206/г^/%Р0%А1%Р0% BF%D0%B5%D 1%86%Р0%В8%Р0%В0%Р0%ВВ%Р1%8С%Р 0%ВР%Р1%8В%Р0%В5%20%Р1%81%Р0%ВВ%Р0%В5%Р0 %В4%Р1%81%Р1%82%Р0%В2%Р0%В5%Р0%ВР%Р0%ВР% D 1%8В%Р0%В5%20%Р0%В4%Р0%В5%Р0%В9%Р1%81%Р 1 %82(^0%В2(^0%В8(^1(^^.
9 Уголовно-процессуальный кодекс Эстонии. Принят 12 декабря 2003 г. RT I 2003, 27, 166. Вступил в силу 1 июля 2004 г. https://www.riigiteataja.ee/akt/129062012002#
10 Закон об оперативной деятельности Литовской Республики 2012 г.: Официальный вестник, нет.. 122-6093 http://www3.lrs. lt/docs2/QCDVEEQU.DOC.
11 Уголовно-процессуальный кодекс Литовской Республики. 2002. Нет. IX-785 http://www3.lrs.lt/pls/inter2/dokpaieska. showdoc_bin?p_id=163482.
12 Уголовно-процессуальный кодекс Латвийской Республики 2005 г. http://www.pravo.lv/likumi/29_upz.html.
13 Закон Республики Молдова № 59 от 29 марта 2012 г. «О специальной разыскной деятельности». Опубликован: 8 июня 2012 г. в Monitorul Oficial Nr. 113-118 ст. № 373. Дата вступления в силу: 8 декабря 2012 г. http://lex.justice.md/ru/343452/.
14 Кодекс Республики Молдова № 122 от 14 марта 2003 г. Уголовно-процессуальный кодекс Опубликован: 7 июня 2003 г. в Monitorul Oficial Nr. 104-110 ст. № : 447 Дата вступления в силу : 12.06.2003 http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view= doc&id=326970&lang=2.
15 Закон Украины об оперативно-разыскной деятельности. Закон введен в действие со дня опубликования в газете «Голос
Украины» - 27 марта 1992 г. (Согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 18 февраля 1992 г. № 2136-Х11) с изменениями в соответствии с Законом Украины от 14 октября 2014 г. № 1698-У11. http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T213500.html.
16 Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 13 апреля 2012 г. № 4651-У1 http://kodeksy.com.ua/ka/upku-2012.htm.
17 При этом, в принятом в 2009 г. новом УПК Грузии предусматривались такие тайные действия: визуальный и другой контроль; контрольная закупка, контролируемая поставка; засылка секретного сотрудника в преступную группировку; создание конспиративной организации; любое другое негласное следственное действие, направленное на сбор доказательств. Но до момента вступления в силу этого Кодекса 1 октября 2010 г. все указанные новации были исключены. Теперь в УПК остаются традиционные для постсоветского законодательства виды негласных действий. В проекте УПК Республики Армения по состоянию на январь 2013 г. предусматривается гл. 31 о тайных действиях, которая содержит правила о 6 видах таких действий. В проекте УПК Республики Казахстан по состоянию на 1октя-бря 2013 г. предусматривается гл. 30 о негласных следственных действиях как части досудебного производства. В ней предлагается урегулировать 10 негласных действий.
УДК 343.98.064 ББК 67.5
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ НАЗНАЧЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЯНИН,
начальник кафедры организации следственной работы Учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена организационно-тактическим особенностям назначения судебных баллистических экспертиз в ходе расследования незаконной охоты. Рассмотрены возможности данной экспертизы для процесса доказывания; представлены этапы ее назначения; очерчено содержание и организация работы дознавателя (следователя), способы оценки заключения эксперта.
Ключевые слова: судебная баллистическая экспертиза, незаконная охота, огнестрельное оружие, боеприпасы, уголовное дело, идентификация.
Annotation. The article is devoted to organizational and tactical features of the purpose of forensic ballistic examination in the investigation of illegal hunting. Possibilities of this examination for the process of proof, presents the stages of its purpose, outlined the content and organization of work of the investigator (investigator) at the same time, the evaluation methods of expert elicitation.
Keywords: forensic ballistic examination, illegal hunting, firearms, ammunition, criminal case identification.