Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФОТБОРА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФОТБОРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.И. Новичкова, Л.Н. Левина, О.В. Соболевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФОТБОРА»

30. Цыганова Т. Б., Борисова О. В. // Применение соево-сы-вороточной пасты в производстве хлебобулочных изделий (Инф'орм. сборник ЦНИИТЭМинхлсбопродукта СССР. Вып. 11). - М., 1989. - С. 17-22.

31. Adler-Nissen J. // Dan. Kcmi. - 1986. - Vol. 67. - P. 19-25; 36-43.

32. Bressani R., Elias L. G., Braham /. E. // Adv. Med. Biol. — 1978. - Vol. 105. - P. 29-65.

33. Egana l„ Fuentes A., Steinke H. et al. // Nutr. Res. — 1983. — Vol. 3. — P. 195-202.

34. Gunstone J. V. // Nat. Provisioner. — 1980. — Vol. 182, N 23. - P. 20, 25-28.

35. Haenel H., Render F., Rothe M. et al. // Dtsch. Gesundh. — 1978. - Bd 33, N 11. - S. 501-506.

36. Haffner S., Knapp J., Hazuda H. // Amer. J. clin. Nutr. — 1985. - Vol. 42, N 6. - P. 1266-1275.

37. Hamm R. // Technologie lind Verfahrenstechnik. — 1979. — Bd 30, N 4. - S. 145.

38. Heilbrun L.. Pomare E., Heaton К. I I Amer. J. clin. Nutr. — 1986. - Vol. 43. N 2. - P. 306-309.

39. Heinz G. // Fleischcrci. - 1979. - Bd 29, N 12. - S. 46-50; 53.

40. Horan F. E. /'/ New Protein Food / Ed. A. Altschul. — New York, 1974. - P. 367-411.

41. Katsuhiro J. e: al. // Coll. Diiry. - 1977. - Vol. 1. - P. 39.

42. Mauron J. II Int. Vitaminol. - 1969. - Vol. 39. - P. 212-216.

43. Ostrowski H. Т. U Adv. cxp. Med. Biol. - 1978. - Vol. 105.

- P. 497-547.

44. Phamchay В., Del Rossario R. R. // J. Food Technol. - 1983.

- Vol. 18, N I. - P. 36-43.

45. The Biological Efficiency of Protein Production / Ed. J. G. W. Jones. - Cambridge, 1973. - P. 179-253.

46. VanHoung G.// Amer. J. clin. Nutr. - 1982. - Vol. 35, N 2.

- P. 152-156.

Поступила 26.01.96

Гигиена детей и подростков

Ф КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 614.331.361.658.311.44-07

Н. И. Новичкова, Л. Я. Левина, О. В. Соболевская ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФОТБОРА

МНИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В современных условиях экономической реформы, перехода страны к новым рыночным отношениям перед системой профессиональной подготовки рабочих кадров встают новые задачи: подготовить рабочие кадры, отвечающие современным требованиям промышленности и производственным отношениям.

Неэффективность существующих ранее традиционных экстенсивных направлений профессиональной подготовки рабочих кадров (увеличение количества училищ, численности преподавателей, учащихся и пр.) диктует необходимость использования новых интенсивных направлений обучения профессии.

Важнейшими факторами интенсификации технологий обучения являются информатизация (увеличение качественно-количественных затрат информации в единицу времени), структурные и организационные изменения, научно-технические новшества (персональные ЭВМ, обучающие тренажерные комплексы, полигоны и пр.) [21.

Изучение проблемы педагогического реформирования профессионального обучения показало, что в ее практической реализации в основном не учитываются гигиенические, медицинские аспекты.

Однако эта сторона проблемы не менее важна и актуальна, так как для полноценного труда в сложных производственных условиях, для успешной конкуренции на рынке труда современный рабочий, кроме профессиональных знаний и умений, должен обладать высокой работоспособностью, достаточным уровнем здоровья. Высокий уровень здоровья — это та основа, на которой формируются все остальные показатели производительности труда и трудового долголетия рабо-

чих. Именно поэтому одной из самых актуальных проблем развития промышленности является проблема подготовленности будущих рабочих к реальным условиям производства, т. е. формированию у них высокого исходного уровня здоровья, механизмов адаптации к производственным факторам, обучению необходимым профессиональным навыкам и умениям.

Интенсификация профессиональной подготовки путем использования различных видов технических средств производственного обучения (ТСПО) — перспективное и гигиенически обоснованное направление при формировании у подростков механизмов адаптации к производственным условиям, позволяющее сохранять и улучшать здоровье большинства учащихся за период обучения профессии в училище. Исследования, проведенные в МНИИГ им. Ф. Ф. Эрисмана, показали, что использование интенсивных форм профподготовки строителей способствовало повышению времени максимальной работоспособности в динамике рабочего дня, недели, увеличению на 14% количества учащихся, мотивированных на труд по осваиваемой специальности, снижению в 2—3 раза заболеваемости по обращаемости и с временной утратой трудоспособности по сравнению с традиционными формами обучения [4, 5]. При изучении интенсивных форм профподготовки водительским специальностям [10] выявлено, что регламентированное применение тренажерных обучающих устройств способствовало повышению работоспособности учащихся на 9,5%, улучшению их функционального состояния, сохранению и улучшению исходного уровня здоровья у 95% учащихся, а также обеспечивало рост профессиональной успешности на 10%.

Проведенные исследования позволили установить, что использование тренажерных обучающих устройств смещает активный контакт учащихся с производственными вредностями к более старшему возрасту, целенаправленно ограничивает влияние неблагоприятных факторов производства, что особенно актуально в период повышенной возрастной чувствительности. Технические средства позволяют формировать рабочий динамический стереотип, используя дозированные нагрузки, соответствующие возрасту. Моделируя и регламентируя производственные нагрузки с помощью технических средств, можно в процессе обучения управлять механизмами адаптации подростков к реальным производственным условиям.

Следовательно, цель профессиональной подготовки должна заключаться не только в том, чтобы обучить подростков навыкам и умениям будущей специальности на высоком профессиональном уровне, но и в том, чтобы с меньшим риском для здоровья учащихся сформировать адаптационные механизмы организма, обеспечивающие вхождение подростка в трудовой процесс [6, 13].

Реализация данной цели возможна только при условии сохранения и укрепления здоровья рабочих кадров на всех этапах профессиональной подготовки: профессиональной ориентации, профотборе, профобучении, профадаптации.

Профотбор выполняет одну из важнейших задач в системе профподготовки рабочих кадров. Цель профотбора — выявление и отбор из исходного контингента подростков только тех, кто сможет успешно освоить конкретную специальность и без ущерба для своего здоровья квалифицированно трудиться достаточно длительное время по этой специальности на производстве (см. схему).

На практике профотбор проводится при приеме на обучение профессии по данным медицинских противопоказаний и психофизиологических критериев профотбора.

Реальные гигиенические особенности условий труда, научно-технический уровень производства, прогноз формирования профессиональной патологии формируют комплекс требований к организму рабочего, которые учитываются при разработке указанных выше документов. Однако эти требования могут быть реализованы только в том случае, если существует контингент подростков, имеющих качества, необходимые для их выполнения, а именно — имеется достаточное количество мотивированных на эту профессию подростков, которые по состоянию здоровья, уровню сформированное™ психофизиологических функций и качеств, интеллектуальному уровню способны освоить конкретную профессию.

Следует отметить, что возможна ситуация, когда из-за отсутствия необходимого для производства количества подростков, желающих освоить конкретную профессию (оптантов), профотбор теряет смысл и становится невыполним, т. е. из-за отсутствия достаточного контингента, мотивированного на обучение конкретной профессии, возможности выбора крайне ограниченны и даже невозможны.

Он также затруднен, если подростки-оптанты по состоянию здоровья и низкому уровню сформированное™ необходимых психофизиологиче-

Причипно-слсдствспная связь профотбора с другими подсистемами

Подсистема

Элементы

Цель

Подсистема

Элементы

Принятие ре тений

1. Профпригоден 2. Условно годен 3. Профнепригоден

Профобученис

ских качеств не в состоянии освоить и трудиться по выбранной профессии, например, если подростки, желающие освоить ряд профессий в химической промышленности, страдают повышенной аллергической чувствительностью, болезнями крови, недостаточностью функции печени и пр. Это возможно в регионах с развитой промышленностью, когда из-за несоблюдения гигиенических требований на производстве растут антропогенные нагрузки на проживающее в этих регионах население, в том числе и детское. В результате воздействия неблагоприятных факторов среды на ' детей и подростков уже в детстве формируется патология, затрудняющая в дальнейшем профессиональную деятельность будущих рабочих на местных предприятиях.

Таким образом, при нарушении гигиенических требований производство заранее формирует условия, снижающие исходный уровень здоровья, профессиональную работоспособность, трудовое долголетие своих будущих рабочих, что выразится в увеличении текучести рабочих кадров и соответственно в росте экономических вложений на подготовку новых рабочих.

Именно поэтому для оптимальной работы системы профессиональной подготовки рабочих необходим постоянный контроль (мониторинг) за состоянием здоровья детского и подросткового населения с целью ранней диагностики нарушений в их здоровье и проведения комплекса мероприятий по их своевременной коррекции на этапе профориентации.

Профориентация

Производство

Мотивация

2. Исходный уро-вень здоровья:

физическое развитие биологическое раз-питие

функциональное состояние

нервно-психический статус заболеваемость хроническая патология

3. Общсобразова-"^~*~ 3 тельный уровень

. Кадровая потребность

. Требования к здоровью:

медицинские проти вопоказания психологические критерии профотбора

. Требования к общеобразовательным и техническим знаниям

Профотбор

1. Медицинский

2. Психофизиологический

3. Общеобразовательный

К сожалению, исследования последних лет показывают отрицательную тенденцию к снижению уровня здоровья детей и подростков [1, 3, 7, 8, II). В динамике обучения в школе здоровье школьников ухудшается, число здоровых детей снижается в 4—5 раз, распространенность хронических заболеваний увеличивается в 1,5 раза. Уже в 15-летнем возрасте 33,6% мальчиков и 50% девочек имеют те или иные заболевания, ограничивающие их выбор профессии. В то же время из-за неблагоприятных условий труда в большинстве отраслей промышленности уровень требований большинства профессий к состоянию здоровья и психофизиологическим функциям подростков, поступающих на профессиональное обучение, остается достаточно высоким [9, 12].

В сложившейся ситуации ввиду неопределенности прогноза формирования некоторых профессионально значимых функций и качеств с возрастом представляется целесообразным принимать на обучение профессии "условно годных" подростков, имеющих те или иные функциональные отклонения или заболевания, характерные только для подросткового возраста и имеющие положительный прогноз. Такое решение может быть принято только при строгом выполнении определенных условий: 1) при наличии в училище комплекса тренажерных обучающих устройств, позволяющих целенаправленно формировать необходимые профессиональные качества; 2) при создании условий индивидуального медицинского и педагогического контроля за здоровьем этих учащихся и формированием необходимых профессиональных навыков и 3) при возможности предоставления условий обучения смежной, с меньшими профессиональными требованиями специальности при отсутствии положительных результатов формирования необходимых качеств.

Таким образом, интенсификация профессиональной подготовки путем активного гигиенически рационального использования ТСПО является гигиенически перспективным направлением для обучения сложным и вредным профессиям, позволяющим путем использования научно обоснованных режимов обучения с учетом возраста и профессиональных особенностей осваиваемой профессии управлять процессами адаптации подростков к сложным реальным условиям производства.

Особенностью этой интенсификации является возможность индивидуального формирования недостающих профессиональных качеств с помощью специальных тренировок на обучающей тренажерной технике и создания щадящих, ступенчатых режимов вхождения подростков в производство с учетом их возрастных возможностей. Все это позволяет расширить границы допуска подростков при приеме на обучение профессии, что крайне важно в современных условиях.

Литература

1. Антонова Л. Т., Шатунова Л. В. // Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников.

- М„ 1991. - С. 15-20.

2. Игнатьев С. В. // Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения. - СПб.. 1992. - С. 32-37.

3. Кардашенко В. Н., Суханова Н. Н. // Сов. здравоохр. — 1990. - № 1. - С. 55-56.

4. Левина Л. И. Социально-гигиенические аспекты обучения подростков в строительных профтехучилищах: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1975.

5. Новичкова Н. И. Гигиеническая оценка использования технических средств при профессиональной подготовке учащихся строительных училищ: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1989.

6. Новичкова Н. И., Соболевская О. В., Левина Л. Н. и др. // Всероссийское совещание по гигиене детей и подростков: Доклады. — М., 1993. — С. 37—40.

7. Потапов А. И., Северин Е. С., Ястребов Г. Г., Талалаев А. А. Концепция совершенствования национальной системы обеспечения безопасности среды обитания и жизнедеятельности и охраны здоровья населения России: Проект. (Разрабатывается по договору № 18сб от 29 апреля 1994 г. Советом Безопасности РФ) — М., 1994.

8. Рыбинский Е. М. // Сов. педагогика.— 1991. — № 4. — С. 58-64.

9. Сердюковская Г. //., Сухарева Л. М. // Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников. — М., 1991. — С. 3—14.

10. Соболевская О. В. Гигиеническая оптимизация процесса интенсификации профессиональной подготовки подростков водительским специальностям: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1993.

11. Чурьянова М. И., Ананьева Н. А., Белявская В. И. и др. // Гиг. и сан. - 1994. - № 4. - С. 39-42.

12. Шубочкина Е. И. // Медицинские и психофизиологические аспекты профориентации школьников. — М., 1991.

- С. 47-55.

13. Ястребов Г. Г. // Всероссийское совещание по проблемам подготовки рабочих кадров, незанятой молодежи и переподготовки незанятого населения: Сборник основных докладов, выступлений и рекомендаций — Люберцы, 1994.

Поступила I6.0S.95

© М. в. АНТРОПОВА, Н. В. СОКОЛОВА, 1996 УДК 613.73-053.2-02:613.11-07

М. В. Антропова, Н. В. Соколова

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1-4-Х КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Институт возрастной физиологии РАО, Москва; Международный педагогический университет, Магадан

Лонгитудинальные исследования учащихся начальных классов были осуществлены в одной из школ Магадана. Последовательно в 1, 2, 3 и 4-м классах по одной неделе в каждой четверти учебного года и во все 6 дней недели трижды от начала к концу занятий контролировали учебную нагрузку, режим занятий методикой дозирования работы во времени [1, 8, 9]; в условиях естествен-

ного эксперимента изучали динамику умственной работоспособности (УР). В течение каждого года регистрировали острую заболеваемость детей.

Санитарное состояние и содержание помещений школы находились в пределах гигиенических нормативов.

В 1-й класс были приняты дети I—IV группы здоровья, готовые по своим морфофункциональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.