Научная статья на тему 'Особенности проведения инвентаризации в условиях несостоятельности экономического субъекта'

Особенности проведения инвентаризации в условиях несостоятельности экономического субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / УЧЕТ / КОНТРОЛЬ / БАНКРОТСТВО / УПРАВЛЯЮЩИЙ / ОПИСЬ / ИЗЛИШКИ / НЕДОСТАЧА / ТОРГИ / ИМУЩЕСТВО / INVENTORY / ACCOUNTING / CONTROL / BANKRUPTCY / MANAGER / INVENTORY LIST / SURPLUSES / SHORTAGE / BIDDING / PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Надживат Магомедовна

В статье рассматриваются вопросы организации проведения и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации при банкротстве юридического лица. Инвентаризация имущества является обязательной процедурой, проводимой коммерческими предприятиями при рассмотрении дел о признании объекта банкротом. Важно отметить, что отдельного нормативного документа, регламентирующего процедуру инвентаризации при банкротстве, на сегодняшний день отсутствует. При проведении инвентаризации, опираются на нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и Методических указаний по инвентаризации имущества №49. В соответствии Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротствеинвентаризация является обязательной процедурой при банкротстве. Результаты инвентаризации документально оформляются и отражаются в бухгалтерском учете. Рассмотрены ситуации отражения в учете результатов инвентаризации, проиллюстрированы наглядно в таблицах. Порядок проведения инвентаризации на предприятии в процессе его банкротства ничем не отличается от стандартной процедуры, осуществляемой в ходе его нормального функционирования. Имеющиеся различия автором выделены и обобщены. К таким особенностям относятся, в частности: инвентаризация конкурсным управляющим проводится до момента составления промежуточного баланса, сведения о результатах инвентаризации имущества должника должны быть включены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты ее окончания. Инвентаризация имущества является важным этапом при банкротстве предприятия, так как обеспечивает точной информацией о наличии имущества и его достоверной оценки, столь важной для формирования конкурсной массы. Таким образом, инвентаризация является одним из важнейших методов бухгалтерского учета и представляет собой проверку наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными регистров бухгалтерского учёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of carrying out inventory in the conditions of insolvency of the economic subject

The article deals with the organization and reflection in accounting of the results of inventory in the bankruptcy of a legal entity. Inventory of property is a mandatory procedure carried out by commercial enterprises when considering cases of recognition of the object bankrupt. It is important to note that there is no separate regulatory document regulating the procedure of inventory in bankruptcy. At carrying out inventory, are based on norms of the Federal law "about insolvency (bankruptcy)" and Methodical instructions on inventory of property No. 49. In accordance with the Federal law of 26.10.2002 No. 127-FZ "on insolvency (bankruptcy)" inventory is a mandatory procedure in bankruptcy. The results of the inventory are documented and recorded in the accounting records. Situations of reflection in the account of results of inventory are considered, are illustrated visually in tables. The procedure for carrying out inventory at the enterprise in the process of its bankruptcy does not differ from the standard procedure carried out in the course of its normal operation. The existing differences are highlighted and generalized by the author. Such features include, in particular: the inventory by the bankruptcy Trustee is carried out until the interim balance sheet is drawn up, information on the results of the inventory of the debtor's property must be included in the Unified Federal register of bankruptcy information within three working days from the date of its termination. Inventory of property is an important stage in the bankruptcy of the enterprise, as it provides accurate information about the availability of property and its reliable assessment, so important for the formation of the bankruptcy estate. Thus, inventory is one of the most important methods of accounting and is a check of the presence of the organization's property and the status of its financial liabilities at a certain date by comparing the actual data with the data of accounting registers.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения инвентаризации в условиях несостоятельности экономического субъекта»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №6, Том 11 / 2019, No 6, Vol 11 https://esj.today/issue-6-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/49ECVN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Алиева Н.М. Особенности проведения инвентаризации в условиях несостоятельности экономического субъекта // Вестник Евразийской науки, 2019 №6, https://esj.today/PDF/49ECVN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Alieva N.M. (2019). Features of carrying out inventory in the conditions of insolvency of the economic subject. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(11). Available at: https://esj.today/PDF/49ECVN619.pdf (in Russian)

Особенности проведения инвентаризации в условиях несостоятельности экономического субъекта

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации проведения и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации при банкротстве юридического лица. Инвентаризация имущества является обязательной процедурой, проводимой коммерческими предприятиями при рассмотрении дел о признании объекта банкротом. Важно отметить, что отдельного нормативного документа, регламентирующего процедуру инвентаризации при банкротстве, на сегодняшний день отсутствует. При проведении инвентаризации, опираются на нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и Методических указаний по инвентаризации имущества №49. В соответствии Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» инвентаризация является обязательной процедурой при банкротстве. Результаты инвентаризации документально оформляются и отражаются в бухгалтерском учете.

Рассмотрены ситуации отражения в учете результатов инвентаризации, проиллюстрированы наглядно в таблицах.

Порядок проведения инвентаризации на предприятии в процессе его банкротства ничем не отличается от стандартной процедуры, осуществляемой в ходе его нормального функционирования. Имеющиеся различия автором выделены и обобщены. К таким особенностям относятся, в частности: инвентаризация конкурсным управляющим проводится до момента составления промежуточного баланса, сведения о результатах инвентаризации имущества должника должны быть включены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.

Инвентаризация имущества является важным этапом при банкротстве предприятия, так как обеспечивает точной информацией о наличии имущества и его достоверной оценки, столь важной для формирования конкурсной массы.

Таким образом, инвентаризация является одним из важнейших методов бухгалтерского учета и представляет собой проверку наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными регистров бухгалтерского учёта.

For citation:

УДК 657.2

Алиева Надживат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Махачкала, Россия

Старший преподаватель E-mail: nadjivat20@mail.ru

Ключевые слова: инвентаризация; учет; контроль; банкротство; управляющий; опись; излишки; недостача; торги; имущество

В соответствии Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ активы и обязательства предприятий подлежат инвентаризации. Инвентаризация является одним из важнейших методов бухгалтерского учета и представляет собой проверку наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными регистров бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств [1].

Роль и значение инвентаризации в организации бухгалтерского учета рассматривается в научных трудах многих экономистов, например, таких как: Кутер М.И., Сергеева Л.А., Маслова Т.С., Костюкова И.Н., Луговской Д.В., Глибко В.Н., Джабраилова Н.Д., Силантьева А.Н. и других.

Для определения значимости процесса инвентаризации важно установить понимание данной дефиниции. Анализируя трактовки, приведенные различными специалистами, нами выделены некоторые, которые более полно раскрывают суть процесса инвентаризации.

Кутер М.И. трактует инвентаризацию как определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации в целях обеспечения достоверности данных учета и отчетности и выполнения контрольной функции учета [2].

Л.А. Сергеева привела следующее определение инвентаризации - это проверка, оценка и документальное подтверждение фактического наличия числящего на балансе имущества учреждения по данным бухгалтерского учета [3].

Т.С. Маслова считает, что инвентаризация - это проверка фактического наличия финансовых и нефинансовых активов учреждений и их обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета [4].

И.Н. Костюкова и Д.В. Луговской определили, что инвентаризация - это методический прием бухгалтерского учета, заключающейся в установлении фактического наличия, состояния и оценки имущества и финансовых обязательств организации [5]. Она направлена на реализацию контрольной функции бухгалтерского учета и проводится в целях обеспечения соответствия учетных и фактических данных.

Таким образом, обобщая мнения выше перечисленных авторов, можно констатировать, что инвентаризация как один из важнейших методов ведения бухгалтерского учета обеспечивает не только сохранность имущества и вскрытия фактов порчи и хищений, но и обеспечивает точной информацией при составлении бухгалтерской отчетности, обеспечивая достоверность и качественность отчетной информации.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев, когда ее проведение является обязательным. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлено, что проведение инвентаризации обязательно:

1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

3. при смене материально ответственных лиц;

4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

5. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6. при реорганизации или ликвидации организации.

Инвентаризация имущества является достаточно важным этапом в делах о банкротстве коммерческих предприятий. Отдельного нормативного документа, который бы регламентировал процедуру инвентаризации при банкротстве, на данный момент не существует. Арбитражный управляющий, который проводит инвентаризацию, опирается на нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии данного закона управляющий не просто имеет право, обязан провести инвентаризацию при внешнем управлении и конкурсном производстве.

Инвентаризация при банкротстве юридического лица - это определенная последовательность действий уполномоченных лиц по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки принадлежащего предприятию имущества [6]. Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия и при необходимости могут быть привлечены внешние аудиторы и оценщики.

Опись и оценка собственности предприятия-должника имеет следующее целевое предназначение:

1. выявление фактического наличия ценностей, обязательств и имущественных прав;

2. сопоставление полученных сведений с данными налоговой и бухгалтерской отчетности;

3. проверка полноты отображения обязательств в учете.

На подготовительном этапе управляющему передается вся необходимая документация, которая позволяет определить остатки на счетах, перечень

активов и обязательств

На втором этапе устанавливается фактическое наличие имущества и

обязательств

: L

На третьем этапе производится стоимостная оценка полученных данных (по сути, она ложится в основу формирования конкурсной массы в процессе

конкурсного производства)

На четвертом аналитическом этапе анализируются и сравниваются фактические данные со сведениями бухгалтерского учета

На заключительном этапе документально оформляются результаты инвентаризации и отражаются обнаруженные расхождения

Рисунок 1. Основные этапы инвентаризации при банкротстве предприятия Страница 3 из 8

Порядок проведения инвентаризации на предприятии в процессе его банкротства ничем не отличается от стандартной процедуры, осуществляемой в ходе его нормального функционирования и включает в себя несколько этапов (рис. 1). В процессе наблюдения и финансового оздоровления опись имущества должника не является обязательной, однако она будет полезна при осуществлении мер по повышению эффективности работы предприятия. На данных этапах управляющий может, как использовать готовые результаты ранее проведенной инвентаризации, так и принимать непосредственное участие в процедуре или инициировать ее

[7].

На этапах внешнего управления и конкурсного производства инвентаризация является обязательной процедурой [8]. Так как внешнее управление при банкротстве является, по сути, реабилитационной процедурой, инвентаризация в этом случае не играет определяющую роль. Тогда как при конкурсном управлении ее значение сложно переоценить: именно на основании результатов инвентаризации формируется конкурсная масса, которая в последующем будет распродаваться на торгах в целях погашения обязательств перед кредиторами.

В соответствии с законодательством о банкротстве за бывшим руководством предприятия закрепляется обязанность передать всю необходимую бухгалтерскую и иную документацию для описи в течение трех дней после назначения арбитражного управляющего. Тем не менее, на практике назначенный управляющий, обычно, получает в свои руки разоренное предприятие, на котором не формируется достоверная финансовая отчетность и не оформляется должным образом документация. Более того, работники предприятия зачастую создают различные барьеры для нормальной работы управляющего. В связи, с чем инвентаризация, осуществляемая при банкротстве предприятия, является достаточно трудоемким процессом [9].

Несмотря на то, что инвентаризация в процессе банкротства производится в общем порядке, можно все же выделить ряд особенностей:

1. проверка должна охватывать все категории имущества независимо от его местонахождения, а также имущество, не принадлежащее компании на правах собственности, но числящееся на балансе организации;

2. инвентаризация конкурсным управляющим проводится до момента составления промежуточного баланса;

3. в случае больших площадей или удаленности объектов могут создаваться несколько инвентаризационных комиссий;

4. сведения о результатах инвентаризации имущества должника должны быть включены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.

По окончании инвентаризации оформляется акт инвентаризации, если выявлен излишек либо недостача товарно-материальных ценностей, заполняется сличительная ведомость [10]. Выявленные излишки товарно-материальных ценностей приходуются по рыночной стоимости на дату инвентаризации. Выявленная недостача ценностей возмещается за счет виновных лиц либо списывается на финансовые результаты организации, если виновные лица не выявлены.

Инвентаризация также должна касаться и расчетов предприятия, по ее результатам оформляется акт инвентаризации, согласно которому дебиторская задолженность может подразделяться на подтвержденную, неподтвержденную и задолженность с истекшим сроком исковой давности. Дебиторская задолженность, не погашенная в срок и не обеспеченная гарантиями, признается сомнительным долгом. По итогам инвентаризации дебиторская задолженность делится на реальную и нереальную к взысканию. Задолженность считается

нереальной к взысканию, если истек срок исковой давности (3 года), либо если во взыскании задолженности с дебитора отказано судом.

Бухгалтерские записи, формируемые при отражении в учете результатов инвентаризации, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Бухгалтерские проводки по отражению в учете результатов инвентаризации

Дебет Кредит Факт хозяйственной жизни

10,43,41 91.1 Выявлен излишек товарно-материальных ценностей

94 10,43,41 Выявлена недостача товарно-материальных ценностей

20 94 Списана недостача в пределах норм естественной убыли

91.2 94 Виновное лицо не выявлено

73.2 94 Недостача отнесена на виновное лицо

70 73.2 Сумма недостачи удержана с зарплаты виновного лица

50 73 Сумма недостачи внесена виновным лицом в кассу

63,91.2 62,76 Списана дебиторская задолженность, нереальная для взыскания

60,76 91.1 Списана кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности

Можно определить возможности взыскания долга, оценив финансовое состояние дебитора и подробно изучив договоры, на основании которых возникла задолженность. Если организация-дебитор игнорирует просьбу арбитражного управляющего погасить возникшую задолженность, то необходимо предъявить письменную претензию дебитору и направить исковое заявление в арбитражный суд на взыскание долга с дебитора. При этом целесообразно сопоставить сумму взыскиваемой задолженности с предполагаемой величиной судебных расходов, связанных с ее взысканием. Операции по погашению дебиторской задолженности отражаются бухгалтерскими записями, представленными в таблице 2.

Таблица 2

Отражение в учете операций, связанных с погашением дебиторской задолженности

Дебет Кредит Факт хозяйственной жизни

51 62 Погашена задолженность за проданную продукцию (товары, работы, услуги)

50 (51) 71 Погашена задолженность подотчетными лицами по неизрасходованным и не возвращенным в срок авансам

50 (51) 73.2 Погашена задолженность работниками по возмещению материального ущерба

51 76 Погашена задолженность прочими дебиторами (по штрафным санкциям, процентам)

После проведения инвентаризации арбитражный управляющий вправе приступить к продаже имущества должника. При этом продаже на торгах, проводимых в электронной форме, в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ подлежат:

1. недвижимое имущество;

2. заложенное имущество;

3. имущественные права;

4. ценные бумаги;

5. предметы, имеющие художественную или историческую ценность;

6. вещи, рыночная стоимость которых превышает 500,0 тыс. руб.

Хозяйственные операции по реализации имущества предприятия-должника представлены в таблице 3.

Таблица 3

Бухгалтерские записи по учету операций, связанных с реализацией имущества предприятия

Дебет Кредит Факт хозяйственной жизни

51 76 Зачислена предоплата от покупателя имущества

91.2 68 Начислен НДС с предоплаты

01.2 01.1 Списана первоначальная стоимость основных средств

02 01.2 Списана начисленная амортизация по проданным основным средствам

91.2 01.2 Списана остаточная стоимость основных средств

51 76 Получена доплата от покупателя имущества

91.2 68 Начислен НДС с доплаты

76 91.1 Отражена выручка от продажи имущества

91.2 76 Списаны прочие расходы, связанные с реализацией имущества

91.9 99 Отражен финансовый результат от продажи (прибыль)

99 91.9 Отражен финансовый результат от продажи (убыток)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подведя итоги, можно констатировать, что инвентаризация имущества является важным этапом при банкротстве предприятия, так как обеспечивает точной информацией о наличии имущества и его достоверной оценки, столь важной для формирования конкурсной массы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Н.М. Инвентаризация - метод обеспечения достоверности учетно-аналитической информации о финансовом состоянии организации // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 3. - С. 5-10.

2. Кутер М.И., Тхагапсо Р.А. Роль инвентаризации в процедурах несостоятельности // Экономический анализ: теория и практика. 2005. №19. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-inventarizatsii-v-protsedurah-nesostoyatelnosti (дата обращения: 27.11.2019).

3. Сергеева Л.А. Порядок проведения инвентаризации в бюджетной организации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. -2010. - № 1. - С. 27-34.

4. Маслова Т.С. Инвентаризация нефинансовых и финансовых активов и обязательств в бюджетных учреждениях нового типа // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2013. - № 2. - С. 14-19.

5. Костюкова И.Н., Луговской Д.В. Инвентаризация - основной прием выявления товарных потерь // Бухгалтер и закон. - 2011. - №10. - С. 6-14.

6. Супроткина В.И. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств (окончание следует) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inventarizatsiya-imuschestva-finansovyh-aktivov-i-obyazatelstv-okonchanie-sleduet (дата обращения: 27.11.2019).

7. Силантьева А.Н., Широченко Н.В. Современные технологии инвентаризации на торговом предприятии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-inventarizatsii-na-torgovom-predpriyatii (дата обращения: 27.11.2019).

8. Глибко В.Н. Понятие, порядок проведения и оценка материалов инвентаризации // Теорiя i практика правознавства. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-poryadok-provedeniya-i-otsenka-materialov-inventarizatsii (дата обращения: 27.11.2019).

9. Джабраилова Н.Д., Гайбатова К.Д. Нормативно-правовые и методические основы проведения инвентаризации в государственных учреждениях // Актуальные вопросы современной экономики. - 2013. - № 1. - С. 401.

10. Фасхутдинова А.Т. Финансовый учет и отчетность в условиях банкротства организации // Экономика. Социология. Право. Материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - с. 233-237.

Alieva Nadjivat Magomedovna

Dagestan state university, Makhachkala, Russia E-mail: nadjivat20@mail.ru

Features of carrying out inventory in the conditions of insolvency of the economic subject

Abstract. The article deals with the organization and reflection in accounting of the results of inventory in the bankruptcy of a legal entity. Inventory of property is a mandatory procedure carried out by commercial enterprises when considering cases of recognition of the object bankrupt. It is important to note that there is no separate regulatory document regulating the procedure of inventory in bankruptcy. At carrying out inventory, are based on norms of the Federal law "about insolvency (bankruptcy)" and Methodical instructions on inventory of property No. 49. In accordance with the Federal law of 26.10.2002 No. 127-FZ "on insolvency (bankruptcy)" inventory is a mandatory procedure in bankruptcy. The results of the inventory are documented and recorded in the accounting records.

Situations of reflection in the account of results of inventory are considered, are illustrated visually in tables.

The procedure for carrying out inventory at the enterprise in the process of its bankruptcy does not differ from the standard procedure carried out in the course of its normal operation. The existing differences are highlighted and generalized by the author. Such features include, in particular: the inventory by the bankruptcy Trustee is carried out until the interim balance sheet is drawn up, information on the results of the inventory of the debtor's property must be included in the Unified Federal register of bankruptcy information within three working days from the date of its termination.

Inventory of property is an important stage in the bankruptcy of the enterprise, as it provides accurate information about the availability of property and its reliable assessment, so important for the formation of the bankruptcy estate.

Thus, inventory is one of the most important methods of accounting and is a check of the presence of the organization's property and the status of its financial liabilities at a certain date by comparing the actual data with the data of accounting registers.

Keywords: inventory; accounting; control; bankruptcy; manager; inventory list; surpluses; shortage; bidding; property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.