Научная статья на тему 'Информационное обеспечение и учет процедур банкротства аграрных организаций'

Информационное обеспечение и учет процедур банкротства аграрных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ / ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС / BANKRUPTCY PROCEDURE / ACCOUNTING AND ANALYTICAL SYSTEM / CASH BASIS ACCOUNTING / LIQUIDATING BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дусаева Евгения Муслимовна, Курманова Алия Хамитовна

Обоснована необходимость информационного обеспечения потребностей собственников и других заинтересованных лиц при проведении процедур банкротства аграрных организаций в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. С целью обеспечения оперативного учета, контроля и анализа доходов и расходов при осуществлении процедур банкротства разработана система аналитических счетов к счетам бухгалтерского учета. Для своевременного и достоверного отражения итогов каждого этапа ликвидации организации-банкрота, оценки реального имущественного и финансового положения, определения величины имущественной массы и сумм требований кредиторов рекомендована форма промежуточного и заключительного ликвидационного баланса. Использование предложенных направлений совершенствования учетно-аналитического обеспечения при проведении процедур конкурсного производства позволит повысить полноту и достоверность отражения учетно-отчетной информации, оценить полноту требований кредиторов, итоги реализации имущества, эффективность проведения процедур банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT AND ACCOUNTING BANKRUPTCY PROCEDURES OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

The authors justify the necessity for information supporting the needs of owners and other parties concerned when carrying out bankruptcy procedures in agricultural organizations in accordance with the laws of the Russian Federation. Aiming at providing operational accounting, controlling and analyzing cash basis when carrying out bankruptcy procedures the authors worked out the system of analytical accounts to the accounts of bookkeeping accounting. For present-day and authentic reflection of the results of each stage of liquidation of organization-bankrupt, evaluation of real property and financial status, definition of the assets of estate and sums of creditors’ claims the authors recommend a form of intermediate and final liquidating balance sheet. The use of the suggested directions for improving accounting and analytical support when carrying out bankruptcy procedures will help to raise authenticity of reflection of accounting and reporting information, evaluate creditors’ claims, results of realizing property, and effectiveness of carrying out bankruptcy procedures.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение и учет процедур банкротства аграрных организаций»

УДК 657.2.016.8

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УЧЕТ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА АГРАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Дусаева Евгения Муслимовна,

Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства, ведущий научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор г. Оренбург, Россия. E-mail:gachok_muslim@mail.ru

Курманова Алия Хамитовна,

Оренбургский государственный университет,

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук, доцент, г. Оренбург, Россия. E-mail: aleka_k@mail.ru

Аннотация Обоснована необходимость информационного обеспечения потребностей собственников и других заинтересованных лиц при проведении процедур банкротства аграрных организаций в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. С целью обеспечения оперативного учета, контроля и анализа доходов и расходов при осуществлении процедур банкротства разработана система аналитических счетов к счетам бухгалтерского учета. Для своевременного и достоверного отражения итогов каждого этапа ликвидации организации-банкрота, оценки реального имущественного и финансового положения, определения величины имущественной массы и сумм требований кредиторов рекомендована форма промежуточного и заключительного ликвидационного баланса. Использование предложенных направлений совершенствования учетно-аналитического обеспечения при проведении процедур конкурсного производства позволит повысить полноту и достоверность отражения учетно-отчетной информации, оценить полноту требований кредиторов, итоги реализации имущества, эффективность проведения процедур банкротства.

Ключевые понятия: процедура банкротства, учетно-аналитическая система, аналитический учет, учет доходов и расходов, ликвидационный баланс.

В рыночной экономике жесткая конкуренция предполагает постоянное стремление хозяйствующих субъектов к обеспечению финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Менеджмент организации должен оперативно реагировать на внешние угрозы и эффективно управлять активами. Но в реальной действительности многие организации аграрного сектора экономики России не могут быстро измениться в проведении новых стратегий на рынке, принятии управленческих решений по оптимизации и сокращению расходов, создании организационных структур для финансового оздоровления. Медлительность во времени действий к преобразованиям в соответствии с рыночной конъюнктурой объясняется не столько качеством и квалификацией кадров, хотя данная проблема имеет место быть, сколько особенностями сельскохозяйственного производства, длительностью производственных циклов, зависимостью от природных, климатических и биологических факторов.

Аграрным организациям особенно трудно при изменении экономических условий хозяйствования. Рост цен на затрато-образующие элементы себестоимости продукции (нефтепродукты, энергию и другие ресурсы), а также природно-климатические катаклизмы, приводящие к недобору и потерям урожая сельскохозяйственных культур, усугубляют положение. Оперативно отреагировать и сохранить финансовое благополучие аграрным организациям в таких условиях крайне сложно. Неизбежно наступает период, когда невыполнение обязательств перед поставщиками, бюджетом, банками приводит к банкротству, что означает прекращение любой хозяйственной деятельности и полную ликвидацию предприятия. Обозначенные проблемы демонстрируют неумолимость законов рынка и рыночных отношений, обусловливающих перераспределение ресурсов в пользу более успешных предпринимателей, созданию условий для развития новых структур, стремящихся занять освободившуюся нишу. Практическое положение дел в сельской местности, на территории которой базировались крупные сельскохозяйственные организации, после прекращения хозяйственной деятельности ухудшается. Как правило, увеличивается незанятость сельского населения, выходят из хозяйственного оборота посевные площади, в первую очередь уничтожается поголовье животных. Возникает множество социальных и экономических проблем, разрешить

которые не всегда удается из-за отсутствия экономического интереса и возможностей у людей. Трудоспособные активные люди уезжают из сельской местности, нарушается традиционный уклад жизни населения [3]. Детальный анализ причин, приведших к банкротству аграрных организаций, показывает, что в большей степени превалируют внешние факторы: во-первых, это экономические условия хозяйствования (высокие проценты и краткосрочность банковских кредитов, отсутствие залога земель под кредиты, высокие тарифы на энергию и топливо, жесткие надзорные регламенты) и вмешательство в виде разных форм регулирования цен в сторону снижения на рынках сельскохозяйственной продукции, что делает нерентабельным производство в первичном звене - в сельскохозяйственной организации; во-вторых, сокращение соотношений между благоприятными и неблагоприятными по природно-климатическим условиям периодами, участились засухи, наводнения, не позволяющие получить запланированные объемы продукции; в-третьих, техногенные и биогенные катастрофы.

Проведение процедур банкротства является сложным процессом, в котором задействованы многие субъекты, что требует особых подходов в информационном обеспечении. Учетно-аналитическая система хозяйствующего субъекта должна отвечать всем требованиям ФЗ «О бухгалтерском учете» 1. При угрозе банкротства и ликвидации организации основополагающий принцип учета - непрерывность деятельности организации не только нарушается, но и предполагает усиление других, например денежной оценки активов, так как затронуты интересы многих субъектов. Принцип (допущение) непрерывности деятельности организации исходит из того, что бухгалтерский учет осуществляется, а бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в предположении, что у организации отсутствуют намерения и необходимость прекращать или существенно сокращать фи нансово-хозяйственную деятельность в обозримом будущем. Он предполагает оценку имущества и обязательств организации в соответствии с правилами оценки объектов учета и статей бухгалтерского баланса на основе действующих стандартов по бухгалтерскому учету. В случае состав-

ления ликвидационных балансов вступают в силу особые правила оценки, основная имущественная масса оценивается по ценам возможной продажи [2; 4].

Учетно-аналитическая система коммерческой организации базируется на сборе и обработке бухгалтерских данных и оценке всех видов информации: оперативных данных, статистической, технической, социальной, используемой для экономического анализа и принятия управленческих решений. При банкротстве хозяйствующего субъекта в системе бухгалтерского учета наблюдаются определенные трудности в получении учетной информации о процедурах и участниках этого процесса. В настоящее время методические рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета при проведении процедур банкротства не разработаны. Поэтому считаем, что для решения проблемы учетно-информа-ционного обеспечения целесообразно организовать систему бухгалтерского учета операций предприятия в разрезе процедур банкротства согласно Федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»2 (далее - Закон о банкротстве) [6] с учетом требований действующего законодательства (таблица 1).

Сложившаяся учетно-аналитическая система при проведении процедур банкротства не в полной мере соответствует потребностям заинтересованных лиц (собственников и кредиторов), а также лиц, принимающих участие в ликвидации организации-банкрота.

По данным бухгалтерского учета сложно получить информацию и правильно отнести те или иные виды доходов и расходов на конкретные процедуры банкротства, следовательно, усложняется определение эффективности их проведения. Полнота и достоверность отраженных хозяйственных операций, связанных с проведением процедур банкротства, может быть достигнута путем введения рациональной системы субсчетов первого и второго порядка к счетам бухгалтерского учета.

Для учета расходов, понесенных в ходе проведения процедур банкротства, необходимо использовать счет 26 «Общехозяйственные расходы». Рекомендуемая система субсчетов к счету 26 представлена в таблице 2.

1 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2012 г. № 402-ФЗ.

2 О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 г. № 482-ФЗ)

Таблица 1

Процедуры банкротства организации

Наименование процедуры Основная цель Основание введения Срок проведения

Наблюдение Обеспечение сохранности активов организации-должника, финансовый анализ, составление реестра требований кредиторов и проведение с ними первого собрания Вынесение арбитражным судом определения о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения Не более 7 месяцев с даты поступления заявления в суд или арбитражный суд о признании должника банкротом

Финансовое оздоровление Восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности кредиторам в сроки, установленные графиком Вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов Не более 2-х лет

Внешнее управление Восстановление платежеспособности должника Вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов Не более чем 18 месяцев (может быть продлен на 6 месяцев)

Конкурсное производство Соразмерное удовлетворение требований кредиторов Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом До 6 месяцев (продление по ходатайству лиц, участников дела, не более чем на 6 месяцев)

Мировое соглашение Прекращение дела о банкротстве при достижении соглашения между должником и кредиторами Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения На любой стадии рассмотрения судом или арбитражным судом дела о банкротстве

Таблица 2 Система субсчетов к счету 26 «Общехозяйственные расходы» в условиях банкротства организации

Счет бухгалтерского учета Субсчета первого порядка Субсчета второго порядка

счет 26 «Общехозяйственные расходы» 1. Расходы наблюдения. 2. Расходы финансового оздоровления. 3. Расходы внешнего управления. 4. Расходы конкурсного управления. 5. Расходы при заключении мирового соглашения. 1. Судебные расходы: оплата труда арбитражного управляющего; работы и услуги сторонних организаций; прочие расходы. 2. Оплата труда. 3. Отчисления на социальные нужды. 4. Амортизация основных средств. 5. Услуги вспомогательных производств. 6. Налоги, сборы и другие платежи. 7. Прочие расходы.

Для получения оперативных данных ведения контроля предъявленных и непредъ-явленных требований, а также проведения анализа возможности их наиболее полного удовлетворения считаем целесообразным осуществлять сбор данных на счетах учета расчетов в разрезе очередности погашения требований кредиторов. Так, например, к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» для достижения указанной цели рекомендуем открывать субсчета, представленные в таблице 3.

Система аналитического учета по другим счетам учета расчетов может быть построена аналогичным образом. Использование предложенной системы субсчетов позволит получать информацию о размере задолженности, а также очередности ее погашения по каждому кредитору организации.

С целью ведения своевременного и полного учета, а также контроля доходов и расходов, понесенных в ходе проведения процедур банкротства, с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» целесообразно открытие следующих субсчетов к нему:

1) доходы, связанные с проведением процедур банкротства;

2) расходы, связанные с проведением процедур банкротства;

3) сальдо доходов и расходов, понесенных в ходе проведения процедур банкротства.

Расходы, понесенные при проведении конкурсного производства, по нашему

мнению, следует учитывать на субсчетах к счету 91, поскольку фактически происходит ликвидация предприятия - должника, а эти расходы относятся на уменьшение его конкурсной массы.

Аналитический учет доходов, полученных в ходе проведения процедур банкротства, осуществляется на субсчете «Доходы, связанные с проведением процедур банкротства» в разрезе видов доходов. Учет расходов ведется с применением субсчета «Расходы, связанные с

проведением процедур банкротства» по видам расходов.

Разработанная система аналитического учета имеет практическую значимость, так как позволит не только контролировать предъявленные и непредъявленные требования кредиторов, доходы и расходы организации - банкрота, но и получать своевременную и полную информацию о результатах проведения той или иной процедуры банкротства. Такая система аналитического учета позволит сделать работу арбитражного управляющего при расчетах с кредиторами оперативной и прозрачной, а данные учета более понятными и наглядными для заинтересованных пользователей.

Итоги каждого этапа ликвидации организации - банкрота находят отражение в промежуточном и заключительном ликвидационных балансах. Данные формы отчетности составляются в обязательном порядке согласно ст. 63 Гражданского кодекса

Таблица 3

Система субсчетов к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в условиях банкротства организации

Счет бухгалтерского учета Субсчета первого порядка Субсчета второго порядка

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 1. Требования, включенные в реестр требований кредиторов: - внеочередные иски; - кредиторы первой очереди; - кредиторы второй очереди; - кредиторы, обеспеченные залогом имущества; - кредиторы, не обеспеченные залогом имущества; - требования в части финансовых санкций; - прочие кредиторы. 2. Требования, не включенные в реестр требований кредиторов: - незаявленные требования; - прочие требования; 3. Текущие расчеты. В разрезе каждого открытого субсчета первого порядка аналитический учет ведется по каждому кредитору

Таблица 4

Проект промежуточного ликвидационного баланса организации-банкрота (по данным аграрной организации)

Актив Пассив

Наименование статей Сумма, тыс. руб. Наименование статей Сумма, тыс. руб.

I. Конкурсная (ликвидационная) масса III. Обязательства

Денежные средства 34 Внеочередные иски 308

Краткосрочные финансовые вложения 92760 Кредиторы первой очереди 147

Дебиторская задолженность 11100 Кредиторы второй очереди 7143

Товары отгруженные - Кредиторы, обеспеченные залогом имущества 196854

Готовая продукция и товары для перепродажи 159962 Кредиторы, не обеспеченные залогом имущества 269892

Затраты в незавершенном производстве 7920 Требования в части финансовых санкций 91

Животные на выращивании и откорме 71853 Прочие кредиторы 86513

Сырье и материалы 180848 Незаявленные требования 5712

Долгосрочные финансовые вложения 66260 Итого по разделу III 566660

Основные средства 312701 IV. Капитал

Итого по разделу I 903438 Уставный капитал 207

II. Исключения из конкурсной массы Добавочный капитал 37369

Судебные расходы 176 Резервный капитал 872

Прочие расходы на ликвидацию 98 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 298604

Нематериальные активы - Итого по разделу IV 337052

Итого по разделу II 274

Баланс 903712 Баланс 903712

РФ3. Основная цель составления промежуточного ликвидационного баланса состоит в определении реального имущественного и финансового положения организации, а также в отражении величины конкурсной (ликвидационной) массы, суммы требований, предъявленных и непредъявленных кредиторами, величины собственного капитала организации [7].

Применяемая форма промежуточного ликвидационного баланса имеет существенные недостатки, так как не позволяет получить подробную информацию о различных видах активов организации, а также о составе требований кредиторов. Для получения полной и достоверной информации об осуществлении деятельности организации на стадии конкурсного произ-

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.05.201 5г. № 133-Ф3).

водства, предлагается следующее содержание формы промежуточного ликвидационного баланса (таблица 4).

В основу формирования актива промежуточного ликвидационного баланса положен принцип ликвидности, т.е. статьи актива расположены в порядке уменьшения их ликвидности.

Такое расположение является более информативным и корректным для кредиторов в условиях банкротства организации. В разработанной форме строка «Запасы» представлена с подразделением на следующие статьи: «Товары отгруженные», «Готовая продукция и товары для перепродажи», «Затраты в незавершенном производстве», «Животные на выращивании и откорме», «Сырье и материалы».

При формировании актива промежуточного ликвидационного баланса особое внимание следует обращать на долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения организации. Из состава статей баланса необходимо исключить те виды финансовых вложений, которые не принесут дохода при продаже имущества организации - банкрота. В промежуточном ликвидационном балансе дебиторская задолженность, а также обязательства не подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Это связано с тем, что при введении процедуры конкурсного производства срок исполнения всех обязательств считается наступившим и составляет менее 12 месяцев (так как срок конкурсного производства в соответствии со ст. 124 Закона о банкротстве не может превышать 12 месяцев) [1].

При формировании актива промежуточного ликвидационного баланса из строки «Дебиторская задолженность» необходимо исключить безнадежную дебиторскую задолженность [5]. В разработанной форме раздел II «Исключения из конкурсной массы» состоит из следующих статей: «Судебные расходы», «Прочие расходы на ликвидацию», «Нематериальные активы». В данный раздел следует включить имущество, которое не принадлежит организации на праве собственности, а также имущество, утратившее свою стоимость по причине банкротства организации.

При формировании пассива промежуточного ликвидационного баланса целесообразно расположить статьи баланса в соответствии с очередностью удовлетво-

рения требований кредиторов в порядке убывания срочности их погашения. Отдельной строкой «Внеочередные иски» следует отразить требования кредиторов, которые возникли до принятия заявления о признании должника банкротом, а также расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных, экологических катастроф, гибели людей по причине прекращения функционирования организации-банкрота. Строки «Кредиторы первой очереди» и «Кредиторы второй очереди» включают в себя требования кредиторов, указанные в ст. 134 Закона о банкротстве4. Требования кредиторов третьей очереди отражаются в разработанной форме промежуточного ликвидационного баланса с подразделением на следующие статьи: «Кредиторы, обеспеченные залогом имущества», «Кредиторы, не обеспеченные залогом имущества», «Требования в части финансовых санкций». Требования кредиторов, предъявленные к организации, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек и других финансовых санкций следует учитывать отдельно как в промежуточном ликвидационном балансе, так и в реестре требований кредиторов. Требования в части финансовых санкций подлежат удовлетворению только после уплаты основной суммы задолженности и начисленных процентов. Требования кредиторов четвертой очереди отражаются в промежуточном ликвидационном балансе с разбивкой на следующие статьи: «Прочие кредиторы» и «Незаявленные требования». Требования, которые не были заявлены на момент составления баланса, подлежат обособленному отражению и оплачиваются после полного погашения всех остальных предъявленных организации требований. Исключением являются лишь требования кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, выплату заработной платы и различных пособий [7].

Остаточный интерес учредителей организации вызывает капитал. В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ имущество организации - банкрота, которое осталось после погашения всех требований кредиторов, подлежит передаче учредителям. Раздел IV «Капитал» должен быть представлен в разрезе статей: «Уставный

4 О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 г. № 482-ФЗ).

капитал», «Добавочный капитал», «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Промежуточный ликвидационный баланс является связующим звеном между системой бухгалтерского учета до банкротства организации и учетом всех процедур на стадии конкурсного производства [7]. Представленный проект промежуточного ликвидационного баланса отвечает информационным и управленческим потребностям заинтересованных пользователей, так как позволяет провести анализ имеющихся средств, оценить реальность

сроков и возможности погашения требований кредиторов путем сопоставления средств по активу баланса с обязательствами по пассиву. После проведения расчетов с кредиторами и завершения конкурсного производства ликвидационная комиссия обязана составить заключительный ликвидационный баланс, основной целью которого является отражение убытков собственников организации и его кредиторов. Проект заключительного ликвидационного баланса представлен в таблице 5.

Данный проект заключительного ликвидационного баланса позволяет отразить результаты проведенной процедуры конкурсного производства, оценить итоги реализации имущества организации и полноту удовлетворения требований кредиторов. До составления ликвидационного баланса все имущество организации должно быть реализовано. В случае если имущество не было продано и на него не заявляют права учредители, то

оно подлежит передаче органам власти муниципального образования.

Практическое применение мер по совершенствованию учетно-аналитической системы организации при проведении процедур банкротства способствует повышению степени полноты и достоверности учетной информации, оперативности, улучшению его контрольно-аналитических функций учета и выполнение требований российского законодательства.

Авторы считают, что банкротство крупных аграрных организаций приводит к упадку селений, нарушению при-

вычного для сельских жителей уклада. Огромные территории остаются незаселенными, что имеет далеко идущие последствия геополитического характера. Можно критиковать отраслевой подход к развитию сельских территорий в советский период хозяйствования, при котором и были освоены большие территории целинных и залежных земель. Но в настоящее время для финансового оздоровления аграрного сектора следует на законодательном уровне обеспечить обоснованность требований банков по кредитам в неурожайные годы, оказывать государственную помощь сельскохозяйственным предприятиям в их пролонгации, исключить все формы преднамеренного подведения к банкротству аграрных организаций. Не помешает, на наш взгляд, и более глубокий анализ причин создавшихся экономических условий функционирования аграрного бизнеса и необходимости принятия решений на самом высоком уровне.

Таблица 5

Проект заключительного ликвидационного баланса организации - банкрота

Актив Пассив

Наименование статей Сумма, тыс. руб. Наименование статей Сумма, тыс. руб.

I. Конкурсная (ликвидационная) масса - III. Обязательства

Непогашенные требования 235320

IV. Капитал

Капитал организации -

Непокрытый убыток (235320)

Баланс - Баланс -

1. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование: учебное пособие [Текст] / К.В. Балдин, В.В. Белугина, С.Н. Галдицкая, И.И. Пере-деряев. М.: Дашков и Ко, 2012. 376 с.

2. Богатая, И.Н. Учетно-аналитическая система коммерческих организаций как основа для управления денежными потоками при банкротстве [Текст] / И.Н. Богатая, Е.М. Евстафьева // Учет и статистика. 2013. № 3. С. 69-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дусаева, Е.М. Анализ процедуры банкротства и пути финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций Оренбургской области [Текст]/ Е.М. Дусаева, Ю.О. Шаврина // Социум и власть. 2016. №2(58). С 94-100.

4. Курманова, А.Х. Повышение качества бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственных организаций [Текст] / А.Х. Курманова // Бухучет в сельском хозяйстве. 2009. № 6. С. 23-30.

5. Никулина, Л.Н. Формирование учетно-ана-литической системы обязательств [Текст] / Л.Н. Никулина: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Орел, 2010. 24 с.

6. Тхагапсо, Р.А. Промежуточные ликвидационные балансы: проблемы и перспективы [Текст] / Р.А. Тхагапсо // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1(15). С. 276-281.

References

1. BaIdin K.V., Belugina V.V., Galditskaya S.N., Perederyaev I.I. (2012) Bankruptcy of the enterprise: analysis, account and forecasting: manual. Moscow, Dashkov and Ko, 376 p. [in Rus].

2. Rich I.N., Evstafyeva E.M. (2013) Account and statistics, no 3, pp. 69-74 [in Rus].

3. Dusaeva E.M., Shavrina Yu.O. (2016) Society and power, no. 2 (58), pp. 94-100 [in Rus].

4. Kurmanova A.H. (2009) Accounting in agriculture, no. 6, pp. 23-30 [in Rus].

5. Nikulina L.N. (2010) Formation of registration and analytical system of obligations. Eagle, 24 p. [in Rus].

6. Tkhagapso R. A. (2011) Vector of science of the Tolyatti state university, no. 1 (15), pp. 276-281 [in Rus].

UDC 657.2.016.8

INFORMATION SUPPORT AND ACCOUNTING BANKRUPTCY PROCEDURES OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Dusaeva Evgeniya Muslimovna,

All-Russia Scientific and Research Institute of Beef Raising,

Leading Research Scientist, Doctor of Economics, Professor. Orenburg, Russia. E-mail:gachok_muslim@mail.ru

Kurmanova Aliya Khamitovna,

Orenburg State University,

Associate Professor of the Department Chair

of Accounting, Analysis and Audit,

Cand. Sc. (Economics), Associate Professor,

Orenburg, Russia.

E-mail: aleka_k@mail.ru

Annotation

The authors justify the necessity for information supporting the needs of owners and other parties concerned when carrying out bankruptcy procedures in agricultural organizations in accordance with the laws of the Russian Federation. Aiming at providing operational accounting, controlling and analyzing cash basis when carrying out bankruptcy procedures the authors worked out the system of analytical accounts to the accounts of bookkeeping accounting. For present-day and authentic reflection of the results of each stage of liquidation of organization-bankrupt, evaluation of real property and financial status, definition of the assets of estate and sums of creditors' claims the authors recommend a form of intermediate and final liquidating balance sheet. The use of the suggested directions for improving accounting and analytical support when carrying out bankruptcy procedures will help to raise authenticity of reflection of accounting and reporting information, evaluate creditors' claims, results of realizing property, and effectiveness of carrying out bankruptcy procedures.

Key concepts: bankruptcy procedure, accounting and analytical system, cash basis accounting, liquidating balance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.