Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОР / АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимченко А.И., Кузнецова В.С.

Статья посвящена особенностям проведения аудита в государственных и муниципальных предприятиях. В статье рассматривается ФЗ РФ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Приведено понятие термина аудит. Уделяется внимание порядку проведения аудиторских проверок, действия аудитора до и после проведения аудита.The article is devoted to features of carrying out audit of state and municipal enterprises. The article discusses the Federal law "On state and municipal unitary enterprises". Given the definition of the term audit. Focuses on conducting audits, the action of the auditor before and after the audit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 657.6

Тимченко А.И. студент 1 курса магистратуры социально-теологический факультет имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород Кузнецова В.С. студент 1 курса магистратуры факультет математики и естественного научного образования

НИУ БелГУ Россия, г.Белгород

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Аннотация. Статья посвящена особенностям проведения аудита в государственных и муниципальных предприятиях. В статье рассматривается ФЗ РФ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Приведено понятие термина аудит. Уделяется внимание порядку проведения аудиторских проверок, действия аудитора до и после проведения аудита.

Ключевые слова: (аудит, аудитор, аудиторская проверка, бухгалтерская отчетность, государственные предприятия, экономика) FEATURES OF AUDIT OF STATE AND MUNICIPAL ENTERPRISES

Abstract . The article is devoted to features of carrying out audit of state and municipal enterprises. The article discusses the Federal law "On state and municipal unitary enterprises". Given the definition of the term audit. Focuses on conducting audits, the action of the auditor before and after the audit.

Keywords: (audit, auditor, auditing, accounting and reporting, state enterprise, economy)

В современных экономических условиях, переход к рыночной экономике требует повышения эффективности работы предприятий государственного сектора. Реформирование экономики РФ в качестве одной из главных составляющих предполагает проведение комплекса мероприятий, по повышению управляемости и эффективности государственных предприятий.

Концепции управления государственным имуществом определено, что необходимо проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий. Однако, порядок проведения аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий теоретически не обобщен, не определены методические подходы к проведению аудита как формы независимого финансового контроля за деятельностью таких

хозяйствующих субъектов. Из этого следует, что актуальность затронутого вопроса определяется его очевидной практической значимостью.

В соответствии с ФЗ РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определяет, что организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия или муниципальные унитарные предприятия заключают с аудиторской организацией договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности [1,с.12].

Аудит — это деятельность, по независимой проверке состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая проводится в соответствии с требованиями ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» №Э07-ФЗ.

Целью проведения аудита государственных и муниципальных предприятий является оценка деятельности данного учреждений с точки зрения достоверности его бухгалтерской отчетности.

Если аудиторская проверка обязательная, то она проводится аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе. Инициативный аудит может проводиться как аудиторскими организациями, так и индивидуальными аудиторами. Предприятия самостоятельно осуществляют выбор аудиторской организации из числа прошедших конкурс, после чего заключают с ней договор на проведение аудита [5, с. 49].

После заключения договора, аудитор занимается планированием. Планирование аудита является одним из обязательных этапов, и заключается в определении стратегии аудита, объема аудиторских процедур, разработке общего плана и программы аудита. В плане аудита описан предполагаемый характер его проведения, особенности проверяемого экономического субъекта и специфики предполагаемой аудиторской проверки. Программа аудита предполагает совокупность приемов и методов аудита, перечень аудиторских процедур, которые будут применены в данной аудиторской проверке, а также их характер, объем, сроки и конкретные ответственные исполнители.

При проведении аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий необходимо осуществить:

- ознакомление с деятельностью проверяемого экономического субъекта, с его учредительными документами, а также порядком организации бухгалтерского и налогового учета;

- аудиторскую проверку объектов бухгалтерского учета, т.е. их фактическое наличие и отражение в учете;

- аудит объектов налогового учета и отчетности;

- аудит целевого использования средств, полученных от предпринимательской деятельности, а также бюджетных средств;

- аудит общих вопросов деятельности проверяемого предприятия;

- аудит бухгалтерской отчетности.

После проведения проверки, аудитору необходимо сформировать мнение о достоверности данных, отраженных в бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Если в ходе проверки были выявлены несоответствия и отклонения, то они отражаются в рабочих документах аудитора. При обобщении результатов аудиторской проверки, определяется влияние выявленных отклонений на прибыль и величину начисленных налогов [3,с.263].

По результатам аудита представляется Заключение и Информационное письмо о проведенной аудиторской проверке, которое содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета учреждения, подробное описание выявленных в результате проверки нарушений в бухгалтерском и налоговом учете, а также рекомендации по устранению ошибок.

Порядок проведения аудита государственных и муниципальных предприятий имеет немаловажное значение, так как позволяет сформировать достаточную доказательственную базу, необходимую для выражения обоснованного мнения аудитора о достоверности как учетной, так и отчетной информации об проверяемом субъекте. Поэтому, мы считаем, что необходимо уточнение методики проведения государственных и муниципальных предприятий, которую необходимо разработать и отразить в законодательных и нормативных актах РФ, так как это позволит избежать ошибок, а также обеспечит надежность в выражении мнения аудитора.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-Ф3 (в ред. от 04.03.2014 г.) Режим доступа: http://mvf.klerk.ru.

2. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. №161-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) Режим доступа: http://mvf.klerk.ru.

3. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит. Москва, Изд-во: «ИНФРА-М», 2015. - 368 с.

4. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А., Сошникова Л.В. Аудит. Москва, Изд-во: «ЮНИТИ», 2014. - 304 с. 5. Саунин А.Н. Аудит

эффективности использования государственных средств. Москва, Изд-во: Московского университета, 2015. - 336 с.

УДК 159.923.2

Тимченко А.И. студент 1 курса магистратуры социально-теологический факультет имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород Кузнецова В.С. студент 1 курса магистратуры факультет математики и естественного научного образования

НИУ БелГУ Россия, г.Белгород ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Аннотация: Статья посвящена теме: тренинг как инструмент для развития личности. В статье рассказывается, когда появились первые тренинги и для чего они были нужны, также рассматриваются особенности тренинга. В статье большое внимание уделяется влиянию тренингов не только на взрослый, но и на детский организм. Ключевые слова: (игра, тренинг, личность, самосовершенствование, саморазвитие)

TRAINING AS A TOOL FOR PERSONAL DEVELOPMENT Abstract: The article is devoted to the subject: training as a tool for personal development. This article explains that when the first trainings and why they were needed, also discusses the features of the training. In the article great attention is paid to the impact of training not only for adult but also the child's body.

Keywords: (play, training, personality, self-improvement, self-development)

Первые тренинги появились в первой половине прошлого столетия и получили огромную популярность благодаря трудам Дейла Карнеги, Курта Левина, Карла Роджерса, Александра Эверетта, Манфреда Форберга. Слово «тренинг» происходит от английского «обучать, воспитывать», поэтому такая форма предполагает активные методы обучения для совершенствования личной и профессиональной сферы человека.

Двигательной силой тренингов выступало, прежде всего, желание больше зарабатывать при минимальном расходовании ресурсов человека. Они были направлены на развитие потенциальных способностей человека, расширение его возможностей, а также эффективного использования скрытых талантов и резервов. В результате применения обучающих программ А. Эверетта обычные служащие превращались в эффективных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.