Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ, НЕ ПРОШЕДШИХ ПРОВЕРКУ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ, НЕ ПРОШЕДШИХ ПРОВЕРКУ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АТТЕСТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / STATE SERVICE / INTERNAL AFFAIRS BODIES / PERSONNEL CERTIFICATION / COMPETENCY / PHYSICAL FORCE / SPECIAL TOOLS / FIREARMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотова Елена Владимировна

Рассматриваются отдельные вопросы оценки личных и деловых качеств, умений и навыков сотрудников, позволяющих им выполнять задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан и иных лиц. Одним из правовых институтов, позволяющих дать такую оценку, является аттестация. В частности, аттестации подлежат сотрудники, не прошедшие проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Анализ нормативной правовой базы свидетельствует о том, что действующий механизм проведения проверки на профессиональную пригодность сотрудников в сочетании с институтом аттестации позволяет, с одной стороны, объективно оценить умения и навыки сотрудников, а с другой - обеспечить укомплектованность органов внутренних дел на уровне, необходимом для эффективного выполнения ими своих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Золотова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC OF CERTIFICATION OFFICERS, WHO HAVE NOT PASSED A PROFESSIONAL TEST TO ACT IN CONDITIONS ASSOCIATED WITH THE USE OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL MEANS AND FIREARMS

The article deals with some issues of assessing personal and business qualities, skills and abilities of officers of internal affairs, allowing them to protect the life, health, rights and freedoms of citizens and other persons. One of the legal institutions that allows to give such an assessment is certification. In particular, certification is subject to officers who have not passed a professional test to act in conditions associated with the use of physical force, special means and firearms. The analysis of the legal framework suggests that the current mechanism for conducting an officer professional competency test in combination with the institute of certification allows, on the one hand, to objectively assess the skills of the employees, and on the other hand, to ensure that the internal affairs bodies are staffed at the level required to effectively carry out their tasks.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ, НЕ ПРОШЕДШИХ ПРОВЕРКУ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ»

УДК342.9 ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА ЗОЛОТОВА,

помощник начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России по правовой работе -начальник отдела нормативно-правового обеспечения

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ, НЕ ПРОШЕДШИХ ПРОВЕРКУ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Аннотация: Рассматриваются отдельные вопросы оценки личных и деловых качеств, умений и навыков сотрудников, позволяющих им выполнять задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан и иных лиц. Одним из правовых институтов, позволяющих дать такую оценку, является аттестация. В частности, аттестации подлежат сотрудники, не прошедшие проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Анализ нормативной правовой базы свидетельствует о том, что действующий механизм проведения проверки на профессиональную пригодность сотрудников в сочетании с институтом аттестации позволяет, с одной стороны, объективно оценить умения и навыки сотрудников, а с другой - обеспечить укомплектованность органов внутренних дел на уровне, необходимом для эффективного выполнения ими своих задач.

Ключевые слова: государственная служба, органы внутренних дел, аттестация, профессиональная пригодность, физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие.

E. V. Zolotova, Chief of Department of regulatory support of Department of state service and personnel of the Ministry of Internal affairs of the Russian Federation; email: zolotovaelen@yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-62-14.

The specific of certification officers, who have not passed a professional test to act in conditions associated with the use of physical force, special means and firearms

Abstract: The article deals with some issues of assessing personal and business qualities, skills and abilities of officers of internal affairs, allowing them to protect the life, health, rights and freedoms of citizens and other persons. One of the legal institutions that allows to give such an assessment is certification. In particular, certification is subject to officers who have not passed a professional test to act in conditions associated with the use of physical force, special means and firearms. The analysis of the legal framework suggests that the current mechanism for conducting an officer professional competency test in combination with the institute of certification allows, on the one hand, to objectively assess the skills of the employees, and on the other hand, to ensure that the internal affairs bodies are staffed at the level required to effectively carry out their tasks.

Key words: state service, internal affairs bodies, personnel certification, competency, physical force, special tools, firearms.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. значительна, ибо именно сотрудники полиции, № З-ФЗ «О полиции»1 (далее - ФЗ «О полиции») нередко с риском для жизни, делают многое для определил, что полиция предназначена для за- охраны и защиты прав и свобод человека, обеспе-щиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан чения личной безопасности граждан России» [2]. Российской Федерации, иностранных граждан, Вместе с тем эффективность реализа-лиц без гражданства, для противодействия пре- ции полномочий Министерства внутренних дел ступности, охраны общественного порядка, соб- Российской Федерации во многом зависит от ственности и для обеспечения общественной профессиональной пригодности сотрудников безопасности. органов внутренних дел. Первостепенность повы-Как отмечает Е. В. Киричёк, «ее роль весьма шения профессионального уровня сотрудников __органов внутренних дел неоднократно отмечал

1 См.: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ Министр внутренних дел Российской Федерации

// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев2.

Важность уровня профессиональной подготовки сотрудников подчеркивают также большинство руководителей органов внутренних дел. Так, начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Ростовской области полковник полиции С. В. Басов в интервью газете «Полицейские ведомости Дона» сказал, что сотрудник, прежде всего, должен быть всесторонне развитым профессионалом3.

В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Е. В. Киричка, который полагает, что для формирования и функционирования современной профессиональной полиции требуется осуществление работы по повышению профессиональной квалификации сотрудников [3].

В ходе реформирования органов внутренних дел в 2011 г. был принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение службы в органах внутренних дел, позволивший коренным образом перестроить всю систему работы с личным составом.

Первым шагом стало принятие в 2011 г. ФЗ «О полиции», которым впервые предусмотрена обязанность сотрудника полиции проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (далее - проверка на профессиональную пригодность). При этом предусматривается, что сотрудник, не прошедший такую проверку, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Следует отметить, что указанные положения ФЗ «О полиции» распространялись исключительно на сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции.

Дальнейшее развитие нормативно-правового регулирования профессионального развития сотрудников органов внутренних дел связано с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 (далее - ФЗ «О службе»).

Так, пп. 6 и 15 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О службе» к основным обязанностям сотрудника органов внутренних дел отнесено поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего выполнения служебных обязанностей, и соответствие по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел.

При этом до 2016 г. ФЗ «О службе», несмотря на предъявляемые к сотрудникам требования о соответствии определенному уровню квалификации, не содержал обязанности сотрудника по прохождению проверки уровня профессиональной пригодности. Данная обязанность была закреплена, как уже отмечалось выше, ФЗ «О полиции» исключительно для сотрудников полиции.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5 в целях дальнейшего развития правового регулирования ч. 1 ст. 12 ФЗ «О службе» дополнена п. 15, возложившим на всех сотрудников обязанность проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность.

С изменением законодательства, а также в связи с повышенным вниманием руководства Министерства к вопросам модернизации и совершенствования ведомственной системы подготовки кадров обновилась и правовая база, регламентирующая проверку сотрудников на профессиональную пригодность.

Порядок проведения проверки сотрудников на профессиональную пригодность, в том числе

2 См.: Текст официального выступления Министра внутренних дел Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России 2014 г. URL : М1^:/мвд.рф/ document/2850548; Текст официального выступления Министра внутренних дел Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России 2016 г URL : М1^:/мвд.рф/ document/7393866; Текст официального выступления Министра внутренних дел Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России 2017 г URL : М1^:/мвд.рф/ document/10091957

3 См.: Наш сотрудник должен быть профессионалом // Полицейские ведомости Дона. 2012. № 2. C. 5.

4 См.: О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49, ст. 7020.

5 См.: О внесении изменений в Федеральный закон о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 3 июля 2016 г. № 300-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ст. 4233.

на их профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, последовательно раскрывался в ранее действовавших приказах МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»6 и от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»7.

С изданием нового Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 2758 (далее - Порядок подготовки кадров), процедура проверки уровня профессиональной подготовленности сотрудников претерпела значительные преобразования.

В настоящее время профессиональная подготовленность сотрудников проверяется в следующих случаях.

1. При обучении сотрудников на учебных занятиях в течение учебного года - в ходе их опроса (тестирования) на тренажах и инструктажах перед заступлением на службу.

2. При инспектировании деятельности органов, организаций, подразделений МВД России, проведении контрольных и целевых проверок.

3. При проведении итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников - до окончания учебного периода.

4. При повторной проверке сотрудников, оцененных в ходе итогового занятия, инспектирования, контрольных и целевых проверок «неудовлетворительно».

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел, прошедший проверку на профессиональную пригодность в ходе инспектирования,

6 См.: Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 // Рос. газ. 2012. 31 авг. (№ 200).

7 См.: Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 14.05.2015).

8 См.: Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 5 мая 2018 г № 275 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 28.06.2018).

контрольной или целевой проверки в течение учебного года, вынужден повторно проходить такую проверку еще при проведении итоговых занятий. В связи с этим можно обратить внимание на позицию К. А. Юдина относительно того, что от участия в итоговых занятиях должны автоматически освобождаться сотрудники органов внутренних дел, успешно прошедшие проверку на профессиональную пригодность по правовой, служебной, физической и (или) огневой подготовке соответственно при инспектировании, контрольных и целевых проверках, проведенных в соответствующем учебном периоде [4].

При этом проверка уровня профессиональной подготовленности сотрудников при инспектировании, контрольных и целевых проверках, проведении итоговых занятий является проверкой на их профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Индивидуальная оценка сотруднику по профессиональной служебной и физической подготовке определяется на основании оценок за правовую, служебную, огневую и физическую подготовки: «удовлетворительно», если все четыре индивидуальные оценки «удовлетворительно», и «неудовлетворительно» - в остальных случаях.

Результаты проверки сотрудников по профессиональной служебной и физической подготовке оформляются следующим образом.

В ходе итоговых занятий - заносятся в протокол, который подписывается председателем и членами комиссии, с принятием решения (выводом). В случае получения сотрудником удовлетворительной индивидуальной оценки принимается решение (вывод) о его пригодности к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в случае получения неудовлетворительной оценки - решение (вывод) о направлении сотрудника на повторную проверку.

В период инспектирования и контрольной проверки - отражаются в справке о проверке, с которой знакомится начальник проверенного органа, организации, подразделения МВД России или его заместитель по соответствующему направлению деятельности и подписывает ее. При этом протокол не оформляется.

Во время целевой проверки - отражаются в справке о проверке. При этом протокол не оформляется.

Ранее действовавший Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в

органах внутренних дел Российской Федерации (приказы МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 и от 31 марта 2015 г. № 3859) безальтернативно предусматривал, что выписка из протокола (либо его копия) в отношении сотрудников, признанных профессионально непригодными к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, направляется руководителям (начальникам) органов, организаций, подразделений МВД России для принятия решения в соответствии с ч. 4 ст. 33 ФЗ «О службе».

Новеллой Порядка подготовки кадров является норма, предусматривающая дополнительную подготовку сотрудника и повторную проверку в случае получения оценки «неудовлетворительно» при проверке уровня профессиональной подготовленности:

по огневой, служебной и (или) правовой подготовкам - не позднее двух месяцев после завершения итогового занятия, инспектирования, контрольной или целевой проверок;

физической подготовке - не позднее шести месяцев после завершения итогового занятия, инспектирования, контрольной или целевой проверок.

Проведение повторной проверки осуществляется теми же лицами, которые проводили первичную проверку уровня профессиональной пригодности сотрудника.

Индивидуальная оценка сотруднику по профессиональной служебной и физической подготовке при повторной проверке определяется на основании оценок за правовую, служебную, огневую и физическую подготовки, при этом если одна из этих оценок - «неудовлетворительно», то общая оценка сотруднику выставляется «неудовлетворительно».

Сотрудник, получивший повторно оценку «неудовлетворительно» по профессиональной служебной и физической подготовке, признается непригодным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудник считается не прошедшим проверку на профессиональную пригодность с момента

9 См.: Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел

Российской Федерации : приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 // Рос. газ. 2012. 31 авг. (№ 200); Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://www. pravo.gov.ru (дата обращения : 14.05.2015).

подписания протокола повторной проверки председателем и членами комиссии.

Указанный протокол направляется руководителям (начальникам) органов, организаций, подразделений МВД России для принятия решения в соответствии с ч. 4 ст. 33 ФЗ «О службе». Таким образом, результаты проверки на профессиональную пригодность напрямую связаны с проведением в отношении сотрудников аттестации.

Частью 1 ст. 33 ФЗ «О службе» определено, что аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел. Действующее законодательство разделяет аттестацию на очередную, проводимую один раз в четыре года и на внеочередную, основания для которой предусмотрены в ч. 4 ст. 33 ФЗ «О службе».

Пункт 4 ч. 4 ФЗ «О службе» относит к основаниям проведения внеочередной аттестации в отношении сотрудника случаи, когда сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ранее существовавшая система проведения проверки на профессиональную пригодность, при которой сотрудник признавался непригодным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, после подписания соответствующего протокола предусматривала принятие аттестационной комиссией при проведении внеочередной аттестации по основанию, установленному п. 4 ч. 4 ст. 33 ФЗ «О службе», рекомендации, предусмотренной п. 4 ч. 13 ст. 33 ФЗ «О службе», о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового.

В данном случае сотруднику устанавливался срок для подготовки и последующей повторной проверки на профессиональную пригодность. По окончании предоставленного сотруднику срока проводилась повторная аттестация, по результатам которой принималось одно из решений: о со-

ответствии сотрудника замещаемой должности -в случае признания его пригодным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, либо о расторжении с ним контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел - в случае признания сотрудника непригодным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Вопрос конституционности проведения внеочередной аттестации в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также возможности увольнения сотрудника в связи с несоответствием замещаемой должности на основании рекомендации аттестационной комиссии являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации10, который указал, что проведение внеочередной аттестации в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 33 ФЗ «О службе» в отношении сотрудника, не прошедшего проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, имеет целью обеспечение вышеуказанных требований, направлено на формирование профессионального кадрового состава органов внутренних дел, способного эффективно выполнять служебные обязанности, и не является видом юридической ответственности.

С введением повторной проверки на профессиональную пригодность сотрудников, оцененных в ходе итогового занятия, инспектирования, контрольных и целевых проверок «неудовлетворительно», претерпела изменения и процедура проведения аттестации сотрудника.

В связи с тем, что в настоящее время сотрудник может быть признан не прошедшим проверку

10 См.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лосевой Ангелины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 4 части 4 статьи 33 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 29 сент. 2016 г. № 1866-О // СПС КонсультантПлюю; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Никитиной Оксаны Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 26 окт. 2017 г. № 2337-О // СПС КонсультантПлюс.

на профессиональную пригодность только после дополнительной подготовки и повторной проверки, предусмотренной п. 213 Порядка подготовки кадров, при проведении внеочередной аттестации аттестационными комиссиями не даются рекомендации о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового.

В данном случае безальтернативным становится принятие рекомендации, предусмотренной п. 6 ч. 13 ФЗ «О службе», о несоответствии сотрудника замещаемой должности и увольнении его со службы в органах внутренних дел.

До заседания аттестационной комиссии сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей. Порядок временного отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей урегулирован главой XV Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 (далее - Порядок организации прохождения службы)11.

Подпунктом 324.1 Порядка организации прохождения службы установлено, что в случае, предусмотренном п. 4 ч. 4 ст. 33 ФЗ «О службе», сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, со дня издания приказа о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей.

Процедура проведения аттестации сотрудника органов внутренних дел предусмотрена главой X Порядка организации прохождения службы.

Проведению аттестации сотрудника предшествует подготовительный период, направленный на подготовку наиболее объективного отзыва о выполнении служебных обязанностей, содержащего мотивированные предложения аттестационной комиссии. Так, в соответствии с п. 205 Порядка организации прохождения службы не позднее чем за три рабочих дня до даты про-

11 См.: Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 февр. 2018 г. № 50 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://www. pravo.gov.ru (дата обращения : 23.03.2018).

ведения аттестации непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника в соответствующую аттестационную комиссию представляется отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей, содержащий мотивированные предложения аттестационной комиссии.

В соответствии с подп. 209.2 Порядка организации прохождения службы не позднее чем за пять рабочих дней до проведения внеочередной аттестации непосредственному руководителю (начальнику) аттестуемого сотрудника для подготовки мотивированного отзыва представляются сведения об уровне профессиональной служебной и физической подготовки сотрудника и сведения о соблюдении сотрудником служебной дисциплины, ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел.

Непосредственный руководитель (начальник) ознакамливает аттестуемого сотрудника под расписку с мотивированным отзывом не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации и направляет его в аттестационную комиссию (п. 213 Порядка организации прохождения службы).

Таким образом, срок подготовительных мероприятий с момента принятия решения о проведении аттестации до момента ее проведения не может составлять менее пяти рабочих дней. Одновременно следует отметить, что в случае представления аттестуемым сотрудником при проведении аттестации дополнительных сведений о своей служебной деятельности, а также в целях проверки доводов аттестуемого сотрудника о несогласии с представленным на него мотивированным отзывом аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на более поздний срок для истребования дополнительных материалов и ознакомления с представленными сведениями членов аттестационной комиссии.

В таком случае непосредственный руководитель (начальник) сотрудника и иные подразделения по запросу аттестационной комиссии в течение четырех рабочих дней обязаны направить в аттестационную комиссию истребуемые дополнительные материалы.

В случае выявления в ходе аттестации несоответствия сведений, изложенных в мотивированном отзыве, фактическим обстоятельствам прохождения сотрудником службы мотивированный отзыв возвращается непосредственному руководителю (начальнику) сотрудника для пересоставления, а аттестация сотрудника переносится.

При этом весь указанный период сотрудник остается отстраненным от исполнения служебных обязанностей. Это не вызывало бы большой озабоченности, если бы служебные обязанности сотрудника исполнял другой сотрудник. Однако в сложившихся условиях постоянного сокращения численности личного состава длительное неисполнение сотрудниками органов внутренних дел обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, особенно сотрудниками полиции, делает невозможным эффективное использование личного состава и осложняет выполнение задач, поставленных перед МВД России. Например, как верно замечает С. В. Азаренко, на практике, как правило, невозможно (особенно в условиях сменного графика) исполнение обязанностей временно отстраненного сотрудника другим сотрудником [1].

Анализируя особенности проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел, не прошедших проверку на профессиональную пригодность, остановимся на нюансах аттестации сотрудников органов внутренних дел женского пола. Аттестация данной категории сотрудников отличается своей спецификой.

Частью 2 ст. 3 ФЗ «О службе» установлено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно регламентирующими вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 56 ФЗ «О службе» предусмотрено предоставление сотруднику органов внутренних дел отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации. Предоставление отпуска по беременности и родам сотрудникам органов внутренних дел женского пола предусмотрено ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации, а отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет - ч. 8 ст. 56 ФЗ «О службе».

Законодательством о службе в органах внутренних дел четко обозначена цель проведения аттестации сотрудника органов внутренних дел - определение соответствия замещаемой должности, при этом при проведении очередной аттестации законодатель делает исключение в отношении сотрудников, замещающих должность менее одного года. Их аттестация проводится не ранее чем через год после назначения на долж-

ность. В отношении внеочередной аттестации законодатель не предусмотрел аналогичного ограничения.

Вместе с тем, учитывая необходимость защиты прав сотрудников органов внутренних дел с семейными обязательствами, ФЗ «О службе» в ч. 5 ст. 33 установил, что сотрудники органов внутренних дел женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

Спорным является вопрос о том, относится ли ограничение, предусмотренное в ч. 5 ст. 33 ФЗ «О службе», только к очередной аттестации либо указанная норма должна применяться и при проведении внеочередной аттестации. Правоприменительная практика, сложившаяся в органах внутренних дел с учетом позиций подразделений центрального аппарата МВД России, ориентированная на защиту прав сотрудников, пошла по пути применения вышеуказанной нормы во всех случаях проведения аттестации.

Вместе с тем до вступления в силу приказа от 5 мая 2018 г. № 275 складывалась правовая неопределенность применения п. 4 ч. 4 ст. 33 ФЗ «О службе», предусматривающего обязательность проведения аттестации сотрудника, не прошедшего проверку на профессиональную пригодность, и ч. 5 ст. 33 ФЗ «О службе», определяющей, что сотрудники органов внутренних дел женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

При этом сотрудники органов внутренних дел женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, признанные не прошедшими проверку на профессиональную пригодность, отстранялись от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, но при этом внеочередная аттестация в отношении указанной категории в силу закона не могла быть проведена.

Данное обстоятельство влекло отрицательные последствия как для сотрудника, которому в соответствии с подп. 32.1 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, ут-

вержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 6512, за период отстранения его от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не выплачивалась премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей, так и для органов внутренних дел в целом, поскольку до признания аттестационной комиссией сотрудника соответствующим замещаемой должности невозможно допущение его до исполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Издание нового Порядка подготовки кадров позволило разрешить эту давно существовавшую проблему. Так, в подп. 177.2 Порядка подготовки кадров в настоящее время определено, что сотрудники, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат проверке на профессиональную пригодность не ранее чем через один год после выхода из отпуска. Таким образом, за счет корректировки одной правовой нормы удалось разрешить системную проблему, существовавшую на протяжении последних шести лет.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что принятые МВД России меры, направленные на модернизацию системы ведомственной подготовки кадров и совершенствование нормативно-правового обеспечения указанной деятельности, позволили создать действенную систему профессиональной подготовки кадров, которая обеспечивает формирование у сотрудников органов внутренних дел такого уровня умений и навыков, который позволяет принимать действенные меры по защите граждан и общества, что в свою очередь способствует повышению уровня доверия граждан Российской Федерации к по-лиции13.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения проверки на профессиональную пригодность, надлежащим образом соотносятся с законодательными актами и приказами МВД России по вопросам прохождения службы, включая вопросы проведения аттестации. Это позволяет на практике, во-первых, из-

12 См.: Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 янв. 2013 г. № 65 // Рос. газ. 2013. 17 мая (№ 104).

13 См.: Данные исследования ВЦИОМ от 9 ноября 2018 г. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9418

бежать спорных ситуаций, связанных с их применением, а во-вторых, создает дополнительные условия для обеспечения прав самих сотрудников.

Российской Федерации (теоретико-прикладной аспект) : автореф. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Юдин Константин Александрович. - Н. Новгород, 2017.

Список использованной литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Азаренко С. В. К вопросу об отстранении сотрудников органов внутренних дел, не прошедших проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3. С. 44-48.

2. Киричёк Е. В. Место и роль полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: постановка проблемы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 2. С. 68-73.

3. Киричёк Е. В. Реформа полиции: проблемы и перспективы // Власть. 2014. № 7. С. 59-63.

4. Юдин К. А. Правовое стимулирование служебной деятельности органов внутренних дел

1. Azarenko S. V. Vestnik Sankt-Peterburgsko-go universiteta MVD Rossii (Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2014, No. 3, pp. 44-48.

2. Kirichyok E. V. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii (Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2013, No. 2, pp. 68-73.

3. Kirichyok E. V. Vlast' (Power), 2014, No. 7, pp. 59-63.

4. Yudin K. A. Pravovoe stimulirovanie sluzheb-noj deyatel'nosti organov vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii (teoretiko-prikladnoj aspekt) : avtoref. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01 (Legal incentives for the service activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation (theoretical and applied aspect): Extended abstract of candidate's thesis), Nizhny Novgorod, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.