Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АТТЕСТАЦИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ АТТЕСТАЦИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АТТЕСТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотова Елена Владимировна, Сумина Екатерина Анатольевна

Рассматриваются отдельные вопросы аттестации личного состава органов внутренних дел Российской Федерации в контексте организационных и правовых основ ее проведения. Аттестация представляет собой правовой институт и особую управленческую процедуру, направленную на оценку личных и деловых качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Изучен и предоставлен исторический материал по процедуре аттестации сотрудников органов утренних дел. Анализ нормативной правовой базы позволяет выделить отдельные стадии процедуры аттестации и особенности ее проведения в различных случаях, что даст возможность объективно оценить умения, навыки и компетенции сотрудников органов внутренних дел. Определены субъекты аттестации и их полномочия. Рассмотрены и проанализированы документы, образующиеся в процессе организации и проведения аттестации. Даются рекомендации по совершенствованию организации и проведению аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе по нормативному правовому регулированию данной процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Золотова Елена Владимировна, Сумина Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CERTIFICATION OF PERSONNEL OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Separate issues of certification of personnel of internal Affairs bodies of the Russian Federation in the context of organizational and legal bases of its carrying out are considered. Certification is a legal institution and a special management procedure aimed at evaluating the personal and business qualities of employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation. Historical material on the procedure of certification of employees of the morning Affairs bodies was studied and provided. Analysis of the regulatory framework allows you to identify individual stages of the certification procedure and the specifics of its implementation in various cases, which allows you to objectively assess the skills, abilities and competencies of employees of internal Affairs bodies. The subjects of certification and their powers are defined. The documents that are formed in the process of organizing and conducting certification are considered and analyzed. Recommendations are given for improving the organization and conduct of certification in the internal Affairs bodies of the Russian Federation, including the regulatory legal regulation of this procedure.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АТТЕСТАЦИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.9 Е. В. Золотова

ДГСК МВД России; Е. А. Сумина

Академия управления МВД России

К вопросу об аттестации личного состава органов внутренних дел Российской Федерации

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются отдельные вопросы аттестации личного состава органов внутренних дел Российской Федерации в контексте организационных и правовых основ ее проведения.

Аттестация представляет собой правовой институт и особую управленческую процедуру, направленную на оценку личных и деловых качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Изучен и предоставлен исторический материал по процедуре аттестации сотрудников органов утренних дел. Анализ нормативной правовой базы позволяет выделить отдельные стадии процедуры аттестации и особенности ее проведения в различных случаях, что даст возможность объективно оценить умения, навыки и компетенции сотрудников органов внутренних дел. Определены субъекты аттестации и их полномочия. Рассмотрены и проанализированы документы, образующиеся в процессе организации и проведения аттестации.

Даются рекомендации по совершенствованию организации и проведению аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе по нормативному правовому регулированию данной процедуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственная служба, органы внутренних дел, аттестация, профессиональная пригодность.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Золотова Е. В., Сумина Е. А. К вопросу об аттестации личного состава органов внутренних дел Российской Федерации // Научный портал МВД России. 2020. № 3 (51). С. 103-110.

E. V. Zolotova

Department of state service and personnel of the Ministry of Internal affairs of the Russian Federation;

E. A. Sumina

Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia candidate of legal Sciences

On the issue of certification of personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation

ABSTRACT. Separate issues of certification of personnel of internal Affairs bodies of the Russian Federation in the context of organizational and legal bases of its carrying out are considered.

Certification is a legal institution and a special management procedure aimed at evaluating the personal and business qualities of employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation. Historical material on the procedure of certification of employees of the morning Affairs bodies was studied and provided. Analysis of the regulatory framework allows you to identify individual stages of the certification procedure and the specifics of its implementation in various cases, which allows you to objectively assess the skills, abilities and competencies of employees of internal Affairs bodies. The subjects of certification and their powers are defined. The documents that are formed in the process of organizing and conducting certification are considered and analyzed.

Recommendations are given for improving the organization and conduct of certification in the internal Affairs bodies of the Russian Federation, including the regulatory legal regulation of this procedure.

KEYWORDS: state service, internal affairs bodies, personnel certification, competency.

FOR CITATION: Zolotova E. V., Sumina E. A. On the issue of certification of personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation// Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 3 (51). P. 103-110 (in Russ.).

Важнейшими задачами в области кадрового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) для руководителей (начальников) в системе МВД России являются грамотный подбор и расстановка личного состава, создание условий для карьерного роста подчиненных, продвижение по службе наиболее отличившихся и определение служебных перспектив лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям. Решению данных задач способствует аттестация личного состава органов внутренних дел. Сразу оговоримся, что под личным составом органов внутренних дел можно понимать как граждан, состоящих в трудовых (служебных) отношениях с МВД России, включая работников, федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники), так и только последних. Трудовое законодательство и законодательство о государственной гражданской службе предусматривают проведение аттестации и в отношении работников и федеральных государственных гражданских служащих. Вопросы, связанные с проведением аттестации указанных лиц, чрезвычайно актуальны в системе МВД России. Об этом может свидетельствовать, например, недавнее обновление нормативной правовой базы, а именно издание приказа МВД России от 4 декабря 2019 г. № 904 «Об утверждении Порядка проведения аттестации работников подразделений центрального аппарата МВД России, а также работников организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности, назначение на которые производится Министром внутренних дел Российской Федерации и заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации»1.

Однако применительно к настоящей статье под личным составом органов внутренних дел, в отношении которого может проводиться аттестация, понимаются именно сотрудники органов внутренних дел, которые в большинстве своем осуществляют те функции и выполняют те служебные

1 См.: Об утверждении Порядка проведения аттестации работников подразделений центрального аппарата МВД России, а также работников организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности, назначение на которые производится Министром внутренних дел Российской Федерации и заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 4 дек. 2019 г. № 904 // СПС СтрастЮрист (дата обращения : 18.02.2020).

(должностные) обязанности, которые составляют специфику деятельности МВД России.

Итак, аттестация - это необходимый элемент системы оценки личных и деловых качеств сотрудников, результатов их оперативно-служебной деятельности, на основе которого становится возможным принятие соответствующих кадровых решений. Применительно к кадровым решениям аттестация сотрудников и ее результаты могут иметь не только положительные последствия. В этом отношении можно говорить о двойной роли аттестации. С одной стороны, она позволяет выявить наиболее отличавшихся сотрудников, в организационном и правовом плане подготовить перевод их на вышестоящие должности. С другой стороны, в ходе аттестации может быть установлено несоответствие сотрудника замещаемой должности, даны рекомендации по переводу его на нижестоящую должность или же увольнению со службы в органах внутренних дел.

Обращаясь к общей теории, можно увидеть, что различные авторы по-разному определяют аттестацию. Так, А. Я. Кибанов аттестацию работников рассматривает как «процедуру определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности»2. А. И. Турчинов считает, что аттестация как форма оценки государственных гражданских служащих является комплексной организационно-кадровой технологией, способом получения информации о работнике в целях оценки его профессионально-личностных качеств и определения соответствия его требованиям замещения должности государственной гражданской службы3.

Обобщая приведенные позиции, можно констатировать, что аттестация - это один из наиболее устоявшихся, широко применяемых кадровых инструментов, имеющих давнюю историю своего становления на государственной службе в целом и в органах внутренних дел в частности. Вопросы, связанные с определением понятия «аттестация», раскрытием ее сущности и содержания как в общем, так и отношении сотрудников, в достаточной объеме проработаны на теоретическом

2 Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации : учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2016. С. 245.

3 См.: Управление персоналом: учебник. 2-е изд., доп.

и перераб. / под общ. ред. А. И. Турчинова. М. : РАГС, 2008. С. 397.

уровне. Вместе с тем анализ имеющихся научных трудов свидетельствует о том, что проблема аттестации сотрудников еще далеко не исчерпана.

Во-первых, уделяя значительное внимание поиску наиболее удобного, полного, правильного определения аттестации, научное сообщество безосновательно оставляет без внимания вопросы содержания аттестации, технологий ее проведения и т. д.

Во-вторых, актуальность исследованию придает принятие вступившего в силу в 2012 г. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 (далее - Закон о службе). Несмотря на почти десятилетнее существование данного законодательного акта, далеко не все его положения нашло свое достаточное отражение и разработку, а некоторые и вовсе проигнорированы до настоящего времени научной средой.

В-третьих, даже если научные работы и берут за основу Закон о службе и последние приказы МВД России, они во многом носят декларативный характер, копируют текст нормативных правовых актов, не содержат конкретных выводов и предложений.

И, в-четвертых, несомненную ценность любому научному исследованию придает его связь с практикой как в плане правоприменения, так и правотворчества. В этой части в рамках настоящей статьи институт аттестации сотрудников, его состояние, проблемы и перспективы развития рассматриваются с позиции практики ведущих отраслевых департаментов МВД России.

Приведенные доводы определяют необходимость разработки проблемы аттестации сотрудников на новом, совершенно ином уровне. Полноценное изучение аттестации сотрудников в свете действующего законодательства - задача отдельного большого диссертационного или монографического исследования. В рамках настоящей статьи мы обозначим наиболее важные референтные точки, которые могут быть опорой для проведения подобных исследований в дальнейшем.

Начнем с исторического аспекта. Аттестация сотрудников согласно Закону о службе - явление и процедура не новые, не уникальные. Аналогичным образом еще в XIX в. был установлен «экза-

мен на чин» для претендентов на управленческую должность. Свое полноценное развитие аттестация личного состава органов внутренних дел приобрела в советский период, с момента создания рабоче-крестьянской милиции5. Сохранился механизм аттестации и в правоохранительных органах Российской Федерации, ставшей правопреемницей СССР. На современном этапе вопросы аттестации сотрудников регулируются Законом о службе и Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 506 (далее - Порядок организации прохождения службы).

Основополагающей для аттестации является ст. 33 Закона о службе, в которой определяются цели аттестации, ее периодичность, основания для проведения внеочередной аттестации, основные субъекты аттестации - аттестационные комиссии и требования к их составу, общие правила проведения аттестации и связанные с ней сроки, виды рекомендаций аттестационных комиссий и решений уполномоченного руководителя, МВД России наделяется полномочиями по определению порядка проведения аттестации. Важно отметить, что, помимо специальной ст. 33, аттестация упоминается в п. 3 ч. 2 ст. 75 Закона о службе, где она определяется одним из основных направлений формирования кадрового состава органов внутренних дел. Данная оговорка весьма важна для формулировки понятия аттестации, поскольку многие авторы, не анализируя Закон о службе в целом, говорят о том, что в отличие от целей аттестации нормативно такое понятие не закреплено.

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о службе аттестация сотрудника проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел. Указание на замещение сотрудником должности в органах внутренних дел имеет непосредственное значение при разрешении вопроса о проведении аттестации в случае сокращения должностей в органах внутренних дел. Так, ч. 6 ст. 36 Закона о службе установлено, что

4 См.: О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 1 марта 2011 г. № 251 // СПС Консультант-Плюс (дата обращения : 18.02.2020).

5 См.: Аттестация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : учеб.-методич. пособие / Кубы-шко В. Л., Краснов В. Г., Кухаренок С. Е., Ольшевский А. В., Комиссарова Л. Б., Золотова Е. В., Егошкин И. В., Амелина И. Н., Заяев Е. Д.; под общ. ред. В. Л. Кубышко. ия_ : А1е:///С:/ и8ег8/%Р0%9Е%Р0%ВВ%Р0%В5%Р0%В3/Рошп1оаС8/ исИеЬпо- те1оС1сЬ|е8кое_ро8оЫе_АТТЕ8ТАТ81Уа.рС1.

6 См.: Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 февр. 2018 г. № 50 // СПС СтрастЮрист (дата обращения : 18.02.2020).

в течение двух месяцев до даты предполагаемого увольнения сотрудников в связи упразднением (ликвидацией) органа, организации или подразделения МВД России или в связи с сокращением должностей может проводиться внеочередная аттестация, по результатам которой сотрудникам могут быть предложены для замещения в порядке перевода иные должности. В указанный период сотрудники могут быть зачислены в распоряжение, т. е. не замещать должности в органах внутренних дел. Учитывая, что проведение аттестации сотрудников, не замещающих должности в органах внутренних дел, Законом о службе не предусмотрено, проведение на основании ч. 6 ст. 36 Закона о службе внеочередной аттестации сотрудников, зачисленных в распоряжение, не требуется.

Помимо так называемой очередной аттестации, в случаях, перечисленных в ч. 4 ст. 30 Закона о службе, проводится внеочередная аттестация сотрудников. Несмотря на то что сам по себе термин «внеочередная аттестация» до 2011 г. в юридических документах не употреблялся, аналогичная процедура проводилась ранее на основании приказа МВД СССР от 22 мая 1987 г. № 105 в рамках реализации комплексной программы перестройки системы подготовки кадров МВД СССР на 1987-1990 гг. [6]. Таким же образом ситуация повторилась с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»7 (далее - Закон о полиции), ч. 3 ст. 54 которого предписывалось провести внеочередную аттестацию сотрудников в порядке и сроки, устанавливаемые Президентом Российской Федерации. Как и в 1987 г., внеочередная аттестация личного состава органов внутренних дел в 2011 г. была нацелена на качественное обновление кадров и представляла собой одно из ключевых мероприятий в рамках реформирования МВД России. Сроки и особенности проведения внеочередной аттестации регламентировались Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»8 и приказом МВД России от 22 марта 2011 г. № 135 «Об организации проведения внеочеред-

7 См.: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 18.02.2020).

8 См.: О службе в органах внутренних дел Российской

Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 18.02.2020).

ной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»9.

Всем руководителям системы МВД России были даны распоряжения о подготовке к началу аттестации и формировании обоснованных и мотивированных предложений по возможности использования сотрудников на службе в полиции с учетом повышенных требований, содержащихся в ст. 29 и 35 Закона о полиции. До проведения заседаний аттестационных комиссий кадровыми подразделениями были приняты зачеты на знание законодательных актов, определяющих права и обязанности сотрудников полиции; оценена физическая готовность сотрудников спецподразделений к способности действовать в экстремальных ситуациях; проведено тестирование личного состава, направленное на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, а также злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и т.д. Всего внеочередной аттестации подверглись 875,3 тыс. сотрудников, а ее результаты сказались на значительном, до 20 %, сокращении численности сотрудников органов внутренних дел [3, с. 61].

Таким образом, внеочередная аттестация личного состава органов внутренних дел в 2011 г. представляла собой не рядовое, а специальное, масштабное и крайне важное мероприятие. А учитывая ее инициатора в лице Президента Российской Федерации, внеочередную аттестацию в данном случае можно назвать не просто частью механизма оценки личных и деловых качеств сотрудника, а инструментом претворения в жизнь политических решений.

Характеризуя следующий нормативный правовой акт - порядок организации прохождения службы, - отметим, что при его разработке были учтены результаты мониторинга правоприменения, инициативные предложения подразделений центрального аппарата МВД России и территориальных органов МВД России, а также мнение рядовых сотрудников и граждан (в рамках общественного обсуждения проекта приказа). Результатом этого стало издание нормативного правового акта, не просто отвечающего потребностям кадровых подразделений, но и непосредственно легализовавшего отдельные передовые правовые практики в сфере прохождения службы в органах внутренних дел [4].

9 См.: Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 22 марта 2011 г. № 135 // СПС СтрастЮрист (дата обращения : 18.02.2020).

Учитывая данное обстоятельство, утвержденная Порядком организации прохождения службы процедура аттестации хоть и является «преемницей» процедуры, ранее утвержденной приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»10, но была во многом усовершенствована и оптимизирована. Используемый нами термин «процедура» очень важен при характеристике Порядка организации прохождения службы. Если Закон о службе определяет общее предназначение аттестации, включая ее проведение в число правоотношений, возникающих на службе в органах внутренних дел, то Порядок организации прохождения службы служит для внутренней регламентации процедуры аттестации.

На основе Закона о службе и Порядка организации прохождения службы становится возможным полноценно раскрыть содержание и технологию проведения аттестации, определить ее субъектов, их полномочия, установить стадии аттестации, систематизировать образующиеся в ходе подготовки и проведения аттестации документы.

Очертим круг субъектов аттестации. Частью 6 ст. 33 Закона о службе установлено, что для проведения аттестации сотрудников приказом соответствующего руководителя создается аттестационная комиссия. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений. Пунктом 195 Порядка предусмотрено, что в состав Центральной аттестационной комиссии МВД России и аттестационных комиссий территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в обязательном порядке включаются еще и сотрудники подразделения собственной безопасности. Кроме того, в случае необходимости к работе аттестационной комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса члены общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах, общественных организаций, ветераны органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители образовательных и научных организаций - специалисты по вопросам деятельности органов внутренних дел.

10 См.: О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 // СПС СтрастЮрист (дата обращения : 18.02.2020).

В число членов аттестационной комиссии входят ее председатель, его заместитель, секретарь и иные члены. Аттестационные комиссии формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на выносимые ею рекомендации. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников, замещающих должности, выполнение служебных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Кроме того, особым образом формируется состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий. Таким образом, аттестационные комиссии - это ключевой и специальный субъект проведения аттестации [1, с. 26-27].

Помимо аттестационных комиссий, субъектами аттестации являются сотрудник, в отношении которого она проводится, его непосредственный руководитель (начальник), кадровое подразделение, а также лица, приглашенные на заседание аттестационной комиссии. Отдельно следует выделить руководителя (начальника), уполномоченного на основе рекомендаций аттестационной комиссии принимать решение в отношении аттестуемого сотрудника.

Проведение аттестации сопряжено с подготовкой и оформлением ряда документов, имеющих юридическое значение, среди которых следует выделить: план проведения аттестации, аттестационный лист, мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей (на сленге кадровых подразделений часто называемый служебной характеристикой, далее - мотивированный отзыв), протокол заседания аттестационной комиссии, рапорт сотрудника с согласием на проведение аттестации в его отсутствие. Кроме того, к числу документов, образующихся в деятельности аттестационной комиссии, можно отнести различного рода акты, справочные материалы, уведомления и т. п.

Особое место среди перечисленных документов занимает мотивированный отзыв, рекомендуемый образец которого утвержден приложением № 40 к Порядку организации прохождения службы. Мотивированный отзыв должен содержать служебную характеристику сотрудника, в которой в зависимости от замещаемой аттестуемым сотрудником должности, а также основания про-

ведения аттестации отражаются: достигнутые результаты в служебной деятельности, сведения о соблюдении сотрудником служебной дисциплины, о применении к нему мер поощрения и наложении на него дисциплинарных взысканий, о соблюдении сотрудником требований профессиональной этики и служебного этикета, степень его самообладания, наличие или отсутствие выдержанности в отношении с окружающими, сведения о сформированности профессионально важных (значимых) личностных качеств, уровень профессиональной служебной и физической, а также морально-психологической подготовки сотрудника. От того, насколько качественно и объективно составлен мотивированный отзыв, и от соответствия его содержания фактическим обстоятельствам прохождения сотрудником службы зависит то, будет ли проведена аттестация или она будет перенесена для устранения выявленных недостатков. Сотрудник может быть не согласен с текстом мотивированного отзыва, а также может и вовсе отказаться с ним знакомиться. Во избежание неопределенности и служебных споров п. 214 Порядка организации прохождения службы закреплено, что в таких случаях составляется соответствующий акт в произвольной форме.

На основе мотивированного отзыва и по результатам проведения аттестации оформляется аттестационный лист, содержащий рекомендации аттестационной комиссии. Важно отметить, что аттестационные комиссии выносят именно рекомендации, а не принимают конкретные решения. Кроме рекомендаций, предусмотренных ч. 13 ст. 33 Закона о службе, аттестационная комиссия может принять рекомендации о поощрении сотрудника, а также внести другие предложения. Решение же в отношении сотрудника по результатам аттестации принимает соответствующий руководитель (начальник). Это предполагает, что, несмотря на положительные или отрицательные рекомендации, окончательное решение в отношении сотрудника может быть прямо противоположным.

Аттестация сотрудников имеет определенную процедуру, т. е. порядок действий. Поскольку эти действия осуществляются не одновременно, а на протяжении определенного периода времени, проведение аттестации можно подразделить на несколько стадий (этапов). Наиболее часто в юридической литературе встречается подразделение аттестации на четыре стадии (этапа): подготовительную, организационную или основную, итоговую (резолютивную) и фа-

культативную (обжалования результатов) [5]. Нам же представляется, что основных стадий аттестации все же три, а не четыре. Право обжалования результатов аттестации реализуется в рамках служебного спора в органах внутренних дел (ст. 72 Закона о службе, глава XVII Порядка организации прохождения службы), который является самостоятельным правовым институтом, а не стадией аттестации сотрудников. Подразделение аттестации на стадии имеет не только теоретический, но и практический смысл. Понимая, чем данные стадии отличаются между собой и какой набор юридически значимых действий должен быть в обязательном порядке совершен на каждой из них, становится возможным обеспечить полноту и качество аттестации. В связи с этим представляется целесообразной и полезной разработка на уровне МВД России типового алгоритма проведения аттестации в привязке к ее основным стадиям.

Завершая анализ организационных и правовых основ проведения аттестации, хотелось бы обратиться к некоторым новеллам и перспективам правового регулирования.

Так, в части легализации правовой практики и совершенствования на ее основе законодательства о службе нельзя не отметить следующее. Ранее нами говорилось о том, что конструкция ст. 33 Закона о службе во взаимосвязи с требованиями иных норм данного законодательного акта и приказов МВД России создавала правовую неопределенность по поводу проведения внеочередной аттестации сотрудников женского пола, находившихся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудников, находившихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет [2, с. 130]. Данная правовая неопределенность была устранена с вступлением в силу Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Теперь исключение сроков для проведения аттестации сотрудников рассматриваемой категории предусмотрено только для «очередной» аттестации.

Дискуссионным моментом является закрепление в Законе о службе специальных принципов проведения аттестации. Противоположными полюсами дискуссии о внесении подобных изменений являются представители научного и практических сообществ (в особенности сотрудники кадровых подразделений). Несмотря

на то что обе группы сходятся во мнении о том, что, как и всякая юридическая процедура, аттестация должна осуществляться на основе ряда специальных принципов, практики в большинстве своем идею о нормативном их закреплении не поддерживают. Логика такой отрицательной позиции в российских правовых реалиях вполне ясна: наличие законодательно определенных принципов аттестации - лишний повод обжаловать ее результаты на соответствие им. Вместе с тем речь о принципах при оспаривании аттестационных процедур и результатов аттестации так или иначе ведется - все большее количество судебных решений выносится именно в привязке к правовым принципам.

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы.

История аттестации личного состава органов внутренних дел свидетельствует о том, что аттестация в отношении сотрудников может осуществляться как ординарно - при решении текущих кадровых вопросов, так и специально - в контексте политических решений, направленных на реформирование правоохранительной системы.

В современном виде институт аттестации сотрудников имеет четкую нормативную регламентацию, основанную на богатом историческом опыте и правовой практике. Одновременно аттестация - это важнейший кадровый «инструмент», средство управления личным составом органов внутренних дел. Результаты аттестации сотрудников позволяют не только объективно оценить их личные роста, но и соответствие требованиям, предъявляемым обществом к представителям правоохранительных органов.

Нормативная правовая база, составляющая основу проведения аттестации, а именно Закон о службе, Порядок организации прохождения службы, др., сформирована с учетом последних потребностей кадровых подразделений. Основным направлением, определяющим перспективу совершенствования правовых основ проведения аттестации является приведение ведомственных нормативных правовых актов в соответствие с изменяющей редакцией Закона о службе.

Для воплощения института аттестации сотрудников в жизнь, соответствия реально проводимой аттестации тому идейному и функциональному предназначению, которое заложено в Законе о службе, перед руководителями и сотрудниками кадровых подразделений стоят задачи по исключению формального подхода, обеспечению прав и свобод аттестуемых сотрудников, принятию принципиальных решений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Золотова Е. В. Специфика полномочий Центральной аттестационной комиссии МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2019. № 2. С. 26-27.

2. Золотова Е. В. Особенности проведения аттестации сотрудников, не прошедших проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Научный портал МВД России. 2019. № 3 (47). С. 124-131.

3. Киричек Е. В. Реформа полиции в России: проблемы и перспективы // Власть. 2014. № 7. С.59-63.

4. Кулик О. В. Значение правовой практики для правотворчества в сфере прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 3. С. 115-123.

5. Рыдченко К. Д., Разуваева Н. И. Стадии аттестационной процедуры в органах внутренних дел: содержание и проблемы реализации // Административное право и процесс. 2016. № 11. С. 48-51.

6. Хисамутдинова Г. И. Организационно-правовые основы деятельности советской милиции в период 1985-1989 гг. // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. № 3. Т. 8. С.271-276.

REFERENCES

1. Zolotova E. V. Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii (Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2019, No. 2, pp. 26-27.

2. Zolotova E. V. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2019, No. 3 (47), pp. 124-131.

3. Kirichek E. V. Vlast' (Power), 2014, No. 7, pp. 59-63.

4. Kulik O. V. Problemy pravookhranitel'noj deyatel'nosti (Problems of law enforcemen), 2017, No. 3. pp. 115-123.

5. Rydchenko K. D., Razuvaeva N. I. Аdministrativnoe pravo iprotsess (Administrative law and process), 2016, No. 11, pp. 48-51.

6. Khisamutdinova G. I. Аktual'nye problemyprava i gosudarstva vXXI veke (Actual problems of law and state in the XXI century), 2016, No. 3, Vol. 8, pp. 271-276.

Рукопись поступила 25.03.2020, принята к публикации 14.09.2020.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Елена Владимировна Золотова, помощник начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России по правовой работе - начальник отдела нормативно-правового обеспечения (Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 12-А)

E-mail: zolotovaelen@yandex.ru Тел.: 8 (495) 667-19-66

Екатерина Анатольевна Сумина, кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России (Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8)

ORCID ID : 0000-0002-2069-1510 E-mail: katren-sum@yandex.ru

chief of regulatory support Department (Zhitnaya Str., 12-A, Moscow, 119991, Russian Federation) E-mail: zolotovaelen@yandex.ru Tel.: 8 (495) 667-19-66

Ekaterina A. Sumina, candidate of legal Sciences, associate Professor of the Department of psychology, pedagogy and personnel management Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia (Moscow, Zoya and Alexander Kos-modemyanskikh str., 8, 125993, Russian Federation) ORCID ID : 0000-0002-2069-1510 E-mail: katren-sum@yandex.ru

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Авторы внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

AUTHORS' CONTRIBUTION

Elena V. Zolotova, assistant of Head of Department of state service and personnel of the Ministry of Internal affairs of the Russian Federation -

All authors made an equal contribution to the work both at the stage of the study and during the writing of the article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.