Научная статья на тему 'Особенности проведения анализа финансового экономического состояния в рамках оценки стоимости организации доходным подходом'

Особенности проведения анализа финансового экономического состояния в рамках оценки стоимости организации доходным подходом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Татьяна Анатольевна

В данной статье рассматриваются особенности определения реальной рыночной стоимости предприятия (бизнеса), в которую включен потенциал дальнейшего роста доходности. Оценка бизнеса доходным подходом базируется на определении текущей стоимости будущих доходов организации. Одним из критериев оценки стоимости экономического субъекта является анализ его финансово-экономического состояния. В статье отражены аналитические возможности бухгалтерской отчетности и рассмотрены основные элементы анализа финансового экономического состояния организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения анализа финансового экономического состояния в рамках оценки стоимости организации доходным подходом»

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В РАМКАХ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ

Козлова Т.А.

Козлова Татьяна Анатольевна - старший преподаватель, кафедра экономики организации производства, Мытищинский филиал Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Мытищи, Московская область

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности определения реальной рыночной стоимости предприятия (бизнеса), в которую включен потенциал дальнейшего роста доходности. Оценка бизнеса доходным подходом базируется на определении текущей стоимости будущих доходов организации. Одним из критериев оценки стоимости экономического субъекта является анализ его финансово-экономического состояния. В статье отражены аналитические возможности бухгалтерской отчетности и рассмотрены основные элементы анализа финансового экономического состояния организации.

Ключевые слова: доходный подход при определении стоимости организации, аналитические возможности бухгалтерской отчетности, основные элементы анализа финансового экономического состояния организации.

Доходный подход — это определение стоимости объекта как текущей стоимости ожидаемых будущих доходов или денежных потоков, создаваемых данным объектом.

Оценка бизнеса базируется на том предположении, что потенциальный владелец не заплатит за бизнес сумму большую, чем текущая стоимость будущих доходов за интересующий его период [1].

Исходную информацию о текущих доходах оценщик берет из финансовой отчетности компании; перспективы получения будущих доходов определяются им на основе прогнозов, составленных самой компанией, и общих перспектив данного бизнеса. В процессе работы оценщик привлекает данные первичной бухгалтерской отчетности для укрупнения и анализа отдельных статей баланса.

Одним из критериев оценки стоимости экономического субъекта является анализ его финансово экономического состояния.

Основные элементы анализа финансового экономического состояния:

1. Состав и структура активов (имущества, материальных и нематериальных ценностей, являющихся ресурсами производственно-хозяйственной деятельности организации), их состояние и динамика;

2. Состав и структура пассивов (собственного и заемного капитала), их состояние и динамика;

3. Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости организации и оценка изменений ее уровня;

4. Платежеспособность организации и ликвидность активов баланса [2].

Более подробно основные элементы анализа финансового состояния организации отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные элементы анализа финансового состояния организации

Финансовая устойчивость является основой финансовой стабильности экономики России, именно финансовая устойчивость служит залогом основой прочного положения организации и выживания. Не менее важной является оценка финансовой устойчивости в краткосрочном плане, что связано с ликвидностью баланса и оборотных активов, а также платежеспособностью организации [2]. В таблице 1 отражены аналитические возможности бухгалтерской отчетности.

Таблица 1. Аналитические возможности бухгалтерской отчетности

Формы бухгалтерской отчетности Аналитические возможности

«Бухгалтерский баланс» Оценка активов предприятия, его обязательств и собственного капитала. Рассчитываются показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, деловой активности и др.

«Отчет о финансовых результатах» Оценка объемов произведенной и реализованной продукции, объема полученных доходов и расходов организации, объема осуществленных предприятием затрат на проданную продукцию. Рассчитываются показатели рентабельности (прибыльности), доходности, показатели оборачиваемости др.

«Отчет об изменениях капитала» Оценка динамики собственного капитала и прочих фондов и резервов. Проводится факторный анализ изменения статей

«Отчет о движении денежных средств» Показатели наличия, поступления и расходования денежных средств организаций от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности

Для оценки финансового состояния предприятия необходимо провести следующие виды анализа:

- Анализ платежеспособности и ликвидности.

- Анализ финансовой устойчивости.

- Анализ деловой активности.

- Анализ рентабельности.

- Рейтинговая оценка финансового состояния организации

Анализ платежеспособности и ликвидности.

Ликвидность характеризует текущее состояние расчетов, а также состояние расчетов на перспективу, так как организация может быть платежеспособной на отчетную дату, но иметь неблагоприятные перспективы. С одной стороны, ликвидность — это способность поддерживать платежеспособность, а с другой — если организация постоянно является платежеспособной и у нее высокий имидж, то ей легче поддерживать ликвидность [2].

Платежеспособность характеризуется степенью ликвидности оборотных активов и говорит о том, что организация имеет возможность полностью расплатиться по своим обязательствам по мере наступления срока погашения долга. Очевидно, что ликвидность и платежеспособность организации взаимосвязаны [2].

Анализ финансовой устойчивости.

Анализ финансовой устойчивости организации, осуществляющей свою деятельность в условиях рыночной нестабильности и неопределенности существующих коммерческих рисков, в том числе и со стороны государства.

Анализ финансовой устойчивости можно проводить с помощью системы как абсолютных показателей, так и относительных. Абсолютными показателями финансовой устойчивости характеризуется степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования. Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат [2].

Анализ деловой активности

Одним из важнейших направлений аналитического исследования финансовой деятельности организации является анализ деловой активности, на основе которого можно судить о качестве управления активами и капиталом организации, его деловой активности. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота средств.

Показатели деловой активности позволяют оценить финансовое положение предприятия с точки зрения платежеспособности: каков производственный потенциал предприятия, эффективно ли используется собственный капитал и трудовые ресурсы, как использует предприятие свои активы для получения доходов и прибыли [2].

Анализ рентабельности

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия, поэтому они обязательные элементы сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия [3].

Рейтинговая оценка финансового состояния организации

Рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности фирмы. При её построении используются данные о производственном потенциале фирмы, рентабельности её продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном выборе показателей. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться на основе теории финансов предприятия, исходить из потребностей субъектов управления в аналитической оценке. Применяются различные методы рейтинговой оценки финансового состояния организации. Самый распространенный из них основан на сравнении показателей финансового состояния различных организаций с условной эталонной организацией, имеющей лучшие значения по всем показателям.

В общем случае доходный подход имеет больший вес, если:

- имеющейся информации достаточно для построения прогноза ожидаемых доходов;

- доходы компании устойчивы и положительны;

- труд и нематериальные активы имеют существенную долю в образовании прибыли компании.

Исходя из мировой практики оценочной деятельности в странах с развитой и стабильной экономикой, можно говорить о том, что доходный подход позволяет

получить наиболее обоснованную рыночную стоимость действующего объекта

бизнеса. На практике его применяют для предприятий всех размеров.

Список литературы

1. Бусов В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) учебник 2-е издание / В.И. Бусов, О.А. Землянский. М: Юрайт, 2017. 359 с.

2. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2014. 320 с.

3. Канхва В.С. Методологические указания к курсовой работе по дисциплине «Анализ и диагностика производственно-хозяйственной деятельности», 2014. 19 с.

4. Козлова Т.А. Особенности применения затратного похода при оценке стоимости предприятия (бизнеса). // Научные исследования. 4/24. 2018. 42-48 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федер. закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-Ф3.: // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. -правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»от 20 июля 2007 года № 256 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ Зубарева А.А.

Зубарева Анна Александровна - магистрант, кафедра экономики и инновационного предпринимательства, экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский институт радиотехники, электроники и автоматики Российский технологический университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные аспекты работы с сегментом HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe), а также особенности формирования потребительской лояльности в данном сегменте. Описываются некоторые маркетинговые приемы, реализуемые в данном направлении услуг индустрии гостеприимства. Помимо этого, в статье выявлены возможные проблемы при работе с сегментом HoReCa. Как итог, приведена группа правил, соблюдение которых позволит фирме, реализующей себя в данном сегменте, решить задачу привлечения и удержания клиентов.

Ключевые слова: HoReCa, маркетинг, потребительская лояльность, сегмент, привлечение клиентов.

УДК 339.138

Обострение конкуренции, увеличение коммуникационных затрат, возникновение эффекта дефицита потребителей и рост их ожиданий обуславливают развитие концепции маркетинга взаимоотношений с потребителями, которая приходит на смену классическому маркетингу. В 21-м веке в условиях высокой конкуренции на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.