Научная статья на тему 'Особенности процессов социальной адаптации и профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации в Иркутской области'

Особенности процессов социальной адаптации и профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
86
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / НАУКА В РОССИИ / АСПИРАНТУРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ / ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ / SOCIAL GROUP / SOCIAL STATUS / SOCIAL GROUP OF YOUNG SCIENTISTS / SOCIAL STATUS OF YOUNG SCIENTISTS / SCIENCE IN RUSSIA / POST GRADUATE / SCIENTIFIC INSTITUTES / SCIENTIFIC INSTITUTES OF IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мордвинов Ю. В.

Статья посвящена анализу особенностей процессов социальной адаптации и повышения профессиональной квалификации исследователей и молодых специалистов высших профессиональных образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов Иркутской области. Наряду с увеличением количества специалистов высшей квалификации и повышением мотивации получения высшего и послевузовского образования среди молодежи отмечаются и более сложные тенденции, не имеющие однозначной оценки. Это, во-первых, смещение центра тяжести подготовки специалистов из научно-исследовательских институтов в образовательные учреждения высшего профессионального образования и, во-вторых, рост привлекательности общественных и гуманитарных наук сравнительно с техническими и естественно-научными специальностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of postgraduate education process at Irkutsk region

The article is devoted to analysis of the social adaptation processes and professional qualification increasing of the scientists and young specialists in the universities and scientific institutes at the Irkutsk region. Statistics shows that more and more young people prefer to get higher education. While this one positive tendency there are some peculiarities, which can be interesting. The first one is displacing of science education center from scientific institutes into universities. The second one is popularization of social and humanitarian sciences instead of technical and natural sciences.

Текст научной работы на тему «Особенности процессов социальной адаптации и профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации в Иркутской области»

селекции самых лучших для различных сфер социальной жизни» [8, р.401].

Литература

1. Вебер М. Избранные произведения.- М., 1984.

2. Дюркгейм, Э. Социология и социальные науки. В кн.: Метод в науках.- Спб, 1914.

3. Захаров И.В., Ляхович, Е.С. Культурная миссия университета, или социальная педагогика как политическая программа // Alma Mater. 1991. № 10.

4. Durkheim Е. Education et sociologie.- Paris: Presses univ. de France, 1966. XI.

5. Durkheim E. Essays Morals and Education / Ed. by Pickering W. - L. etc Routledge & К. Paul, 1979.

6. Durkheim E. L'education morale. P.,: F. Alcan, 1925.

7. Ferullo S. The Origins of the University. The Schools of Paris and Their Critics. - Stanford, 1985.

8. Mannheim K. and Stewait W. An Introduction to Sociology of Education. L., Routledge & K. Paul, 1962, XVIII.

9. Mannheim K. Freedom, Power and Demociatic Planning. N.Y. Oxford Univ. Press, 1950.

10. Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages / Ed. by F.M. Powicke and A.B. Emden.-L.iOxford Univ. Press, 1942. - Vol. I-III.

11. Thompson Jo Ann Gerdermann. The Modern Idea of the University. N. Y. etc: Lang, 1984.

Literature

1. Weber М. Selected works./ М. Weber.- М., 1984.

2. Durkheim E. Sociology and social sciences. In the volume: Methodology in sciences, S-P, 1914.

3. Zakharov I.V., Lyakhovich E.S. Cultural mission of a university or the social pedagogics as a political program// Alma Mater, 1991, № 10.

Сведения об авторах

Родермель Татьяна Алексеевна - соискатель, заведующий организационно-методическим отделением БУ СО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона», г.Сургут.

Data on authors

Rodermel Tatyana Alekseevna - the competitor, Supervisor of coordinate - methodological department at the Social service organization of Khanty-Mansyisk Area “The center of the social help for family and for children” "Yunona", Surgut.

УДК 316.4, 316.346.32-053.6 ББК 60.54

Ю.В. Мордвинов

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена анализу особенностей процессов социальной адаптации и повышения профессиональной квалификации исследователей и молодых специалистов высших профессиональных образовательных учреждений и научноисследовательских институтов Иркутской области. Наряду с увеличением количества специалистов высшей квалификации и повышением мотивации получения высшего и послевузовского образования среди молодежи отмечаются и более сложные тенденции, не имеющие однозначной оценки. Это, во-первых, смещение центра тяжести подготовки специалистов из научно-исследовательских институтов в образовательные учреждения высшего профессионального образования и, во-вторых, рост привлекательности общественных и гуманитарных наук сравнительно с техническими и естественнонаучными специальностями.

Ключевые слова: социальная группа, социальный статус, социальная группа молодых ученых, социальный статус молодых ученых, молодые ученые, наука в России, аспирантура, научно-исследовательские институты, научноисследовательские институты Иркутской области, Высшая аттестационная комиссия.

пень понимания, которую можно ожидать от разных людей, и, соответственно, уровень образования, который является для них достаточным»* [9, р.46]. Такая дискриминация не повлечет за собой социального возмущения, потому что демократическое общество располагает достаточным ассортиментом различных видов деятельности, чтобы каждому нашлась «карьера» по душе и способностям.

Одной из функций массового образования К.Маннгейм считал осуществление социальной селекции наиболее талантливых людей для участия в процессе общественного управления. Готовя массы для участия в процессе материального и культурного воспроизводства, общество одновременно получит возможность отбора и перемещения наиболее талантливых людей из всех социальных слоев в лидирующие группы. Правящая группа неизбежна в любом обществе, и социальное лекарство против олигархии заключается не в том, чтобы заменить одну олигархию другой, а в том, чтобы облегчить одаренным из нижних слоев доступ к ведущим позициям. Целью социального прогресса не может являться воображаемое общество без правящего класса. Социальный прогресс должен заключаться в «улучшении экономических, социальных, политических и образовательных возможностей для того, чтобы люди могли учиться лидерству, а также в улучшении методов

Yu.V.Mordvinov

PECULIARITIES OF POSTGRADUATE EDUCATION PROCESS AT IRKUTSK REGION

The article is devoted to analysis of the social adaptation processes and professional qualification increasing of the scientists and young specialists in the universities and scientific institutes at the Irkutsk region. Statistics shows that more and more young people prefer to get higher education. While this one positive tendency there are some peculiarities, which can be interesting. The first one is displacing of science education center from scientific institutes into universities. The second one is popularization of social and humanitarian sciences instead of technical and natural sciences.

Key words: social group, social status, social group of young scientists, social status of young scientists, young scientists, science in Russia, post graduate, scientific institutes, scientific institutes of Irkutsk region.

Современный период в России характеризуется бурным развитием общественных наук, в том числе социологии. Одним из побудительных факторов являются значительные структурные изменения в социальной сфере, обусловленные как естественными процессами адаптации общества к новым условиям рыночного регулирования, так и реализацией государственных программ в различных областях общественного производства. Одной из таких областей является наука и сфера высоких технологий. Увеличение бюджетных отчислений в эти сферы сделали их более привлекательными и конкурентными в социально-экономическом поле. Тем не менее проблемы в их развитии остаются и связаны они во многом с подготовкой молодых специалистов [1, 2]. Начальный социальный статус членов этой социальной группы невысок, а его рост тесно связан с возможностями повышения квалификации. Эти возможности различны не только в разных отраслях науки, но и в разных организациях, занимающихся научной деятельностью.

Чтобы проанализировать эти тенденции на региональном уровне мы использовали статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области [3]. Учитывая достаточно высокий количественный и качественный уровень научных исследований, а также большое количество образовательных учреждений высшего профессионального образования в Иркутской области, результаты анализа, на наш взгляд, должны отражать общие тенденции в этой сфере. Отметим, что в 2007 г/ в Иркутской области научными исследованиями и разработками занимались 49 организаций, из них 27 научноисследовательских организаций, 10 образовательных учреждений высшего профессионального образования, 1 проектная организация, 4 промышленных предприятия и 7 организаций прочих видов деятельности.

Даже по региональном данным хорошо видно, что положение работников науки в социальноэкономическом поле значительно изменилось за последние один-два года. Так в 2006 г. средняя заработная плата работников науки и научного обслуживания в Иркутской области составляла 13087 р. (7 место среди других видов экономической деятельности). А уже в 2007 г. она поднялась на 55,7% до 20380 р. (второе место после работников финансовой сферы со среднемесячной заработной платой 30576 р.). Отношение заработной платы работников науки к среднеобластному уровню поднялось до 142%.

Показательно, что повысилась не только заработная плата. Увеличился объем научно-технических работ. Если в 2000 г. он составлял 456,4 млн р., в 2004 - 1392,6 млн р., в 2005 г. - 1694,2 млн р., в 2006 г. - 2249,8 млн р., то в 2007 г. - 3125,9 млн р. (на 39% выше показателя предыдущего года). Любопытно, что в объеме выполненных работ превалировали фундаментальные исследования (44%). Может быть, для практики это и не столь значимый показатель, однако знаменательно то, что была увеличена доля фундаментальных исследований - наиболее уязвимой составляющей бюджетных расходов.

Следующим этапом после начала реформы является этап социальной адаптации - приспособления индивидов и социальных групп к изменившимся структурным параметрам социального поля. От того, как он будет происходить, зависит эффективность деятельности социальных групп и их стабильность. Анализировать эту составляющую социальной динамики гораздо сложнее, так как необходимо учитывать сложные межгрупповые взаимодействия и процессы, протекающие внутри социальных групп. Особенно важно учитывать эти особенности при анализе социальной динамики подгруппы молодых специалистов, потому что эта подгруппа наиболее подвижна, активно стремится повысить свой социальный статус, и в силу этого склонна к горизонтальным и вертикальным миграциям.

Следует отметить, что общие положительные изменения социального статуса работников науки затронули молодежь в меньшей степени. Действительно, доходы молодых специалистов гораздо меньше средних региональных и федеральных показателей, проблема жилья решается не столь быстро и эффективно, как хотелось бы. Особенно важным в этих условиях становится показатель времени адаптации молодых специалистов, необходимого для повышения социального статуса. Этот период никак не может быть меньше времени, необходимого для защиты диссертации. Этот временной масштаб различен в разных организациях, занимающихся научной деятельностью, например, в научно-

исследовательских институтах и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, что ставит их в неравное положение в отношении привлекательности для молодых выпускников вузов. И это время достаточно велико (минимум 3 года), чтобы создавать ощутимую конкуренцию со стороны сектора реальной экономики. Некоторую важную информацию относительно особенностей процесса адаптации молодых специалистов в совре-

менных условиях можно извлечь из статистических данных.

Отметим сначала общую положительную тенденцию. Согласно данным статистики, растет общее количество выпускников вузов и специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). Эта тенденция говорит об общей востребованности квалифицированных специалистов в различных сферах производства и повышении значимости высшего образования для молодых людей.

Отметим любопытные особенности в тенденциях роста специалистов высшей квалификации. Если количество докторов наук росло непрерывно (1995 -191 человек, 2000 - 257 человек, 2005 - 345 человек, 2007- 368 человек), то количество кандидатов наук -следующим образом: 1995 - 1123 человек, 2000 -1032 человек, 2005 - 988 человек 2007- 1018 человек, то есть к 2005 г. количество кандидатов наук стабилизировалось, а затем снова начало расти. Прекращение роста количества кандидатов наук было ожидаемым. Специалисты Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации связывали это с естественным сокращением количества руководителей. Приведем цитату из статьи, опубликованной в «Российской газете» № 5 (4829) от 16 января 2009 г.: «В начале 1990-х гг. число научных сотрудников, которые были способны готовить себе на смену кадры высшей квалификации, достигало 1.2 миллиона человек (в России). К 2006-2007 гг. когорта учителей и наставников сократилась до 350 тысяч. При этом число аспирантур примерно за тот же период (с 1996 по 2006 гг.) увеличилось как минимум вдвое, а количество аспирантов - с 60 до 150 тысяч. Спрашивается, кто же их учил?»

Как показывает статистика, рост аспирантов связан со смещением центра тяжести подготовки специалистов из научно-исследовательских институтов в сферу высшего образования. Этот фактор - конкуренция между образовательными учреждениями высшего профессионального образования и научноисследовательскими институтами за молодых специалистов - начинает играть все большую роль в социальной динамике и адаптации специалистов в послевузовский период.

Рассмотрим его более подробно, пользуясь все теми же данными статистики по Иркутской области.

Итак, во-первых, по данным статистики, на фоне сокращения численности работников, выполнявших научные исследования и разработки в государственном и предпринимательском секторах, произошло увеличение почти на треть (29, 8%) численности работников в высшем образовании. Причем значительный скачок произошел в течение 2007 г.: 305 человек

- на конец 2006 г. и 410 - на конец 2007 г.

Наибольшее количество исследователей покинуло такие отрасли науки, как физика, астрономия (34,1%), технические науки (-33,3%), химия, фармацевтическая химия (-27,9%), естественные науки (20,4%), науки о Земле (-15,6%), математика, механика (-10,2%), биология, психофизиология (-5,2%). Заметим, что именно эти специальности большей частью сосредоточены в научно-исследовательских ин-

ститутах и именно по этим специальностям научноисследовательские институты занимаются подготовкой аспирантов.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования помимо перечисленных специальностей готовят аспирантов по следующим направлениям: сельскохозяйственные, исторические, философские, филологические, юридические, педагогические, ветеринарные, фармацевтические, психологические, социологические науки, архитектура, культурология, искусствоведение. Именно по этим направлениям наблюдается увеличение численности исследователей: в экономической науке (в 4,5 раза: 20 человек - в 1995 г. и 110 - 2007 г.), в филологии (почти в 3 раза: 12 и 46 человек), в общественных (более чем в 1,5 раза: 47 и 125 человек), в гуманитарных (почти в 2 раза: 29 и 53 человека) и медицинских науках (на треть: 185 и 243 человека).

Заметно изменился возрастной состав аспирантов. По сравнению с 1995 г., значительно возросла в общей возрастной структуре аспирантов группа в возрасте до 26 лет (с 49,9% - в 1995 до 71,2 - в 2007 г.), при этом снизилась доля аспирантов в возрасте 27-29 лет (с 22,5% - в 1995 г. до 12,5% - в 2007 г.). Это означает, что в аспирантуру все больше приходит молодежь сразу после получения высшего образования. Молодые люди не имеют практического опыта исследований и для них проблема выбора стоит более остро, чем перед более взрослыми абитуриентами.

Статистика объясняет и причины привлекательности учебы в аспирантуре образовательных учреждений высшего профессионального образования. Согласно статистическим данным, выпуск аспирантов с защитой диссертации по отраслям наук в 2007 году выглядел следующим образом: социологические

науки - 83,3% (5 из 6 поступивших); педагогические

- 63,6% (7 из 11 поступивших); химические - 55% (11 из 20 поступивших); медицинские - 52,5% (21 из 40 поступивших); сельскохозяйственные - 30% (10 из 30 поступивших); технические - 29,5% (38 из 129 поступивших); юридические - 24,3% (12 из 49 поступивших); исторические - 24% (6 из 25 поступивших); экономические - 21,6% (22 из 102 поступивших); науки о Земле - 21,4% (9 из 42 поступивших); филологические - 19% (8 из 42 поступивших); физикоматематические - 18,5% (5 из 27 поступивших); философские - 14,3% (1 из 7 поступивших); биологические - 13,3% (4 из 30 поступивших); психологические - 10,5% (2 из 19 поступивших).

Если сравнивать выпуск аспирантов с защитой диссертации по отраслям наук, подготовка которых ведется и в аспирантурах научно-исследовательских институтов, и в аспирантурах образовательных учреждений высшего профессионального образования, мы увидим, что процент выпуска с защитой диссертации в последних выше: физико-математические науки (НИИ - 0%, вуз - 25%); химические (НИИ -50%, ВУЗ - 60%); биологические (НИИ - 8,3%, вуз -16,7%); науки о Земле (НИИ - 12%, вуз - 35,3%); технические (НИИ - 4,2%, вуз - 35,2%); медицинские (НИИ - 30%, вуз - 60%);

Этот вывод, в общем, подтверждает на региональном уровне результаты исследований Высшей аттестационной комиссии. При этом специалисты ВАК считают, что тенденция массовых защит кандидатских и докторских диссертаций отрицательно сказывается на качестве научных исследований и качестве подготовки специалистов высшей квалификации. Думаю, этот вывод верен все же отчасти. Более привлекательными в последние годы стали вузовские исследования в области общественных наук, что можно только приветствовать. Решение, которое предлагает Высшая аттестационная комиссия - отказаться от единого государственного образца дипломов кандидатов и докторов наук, помогло бы в какой-то степени решить эту проблему. Вероятно, возможны и иные пути поднятия престижа «классических» направлений научных исследований. Главное, что проблема вовремя диагностирована, причем не только на федеральном, но и на региональных уровнях.

Гораздо сложнее оценить степень влияния на процесс социальной адаптации времени, необходимого для повышения квалификации молодых специалистов. Как мы уже отмечали, этот временной масштаб имеет основное значение для повышения социального статуса молодых специалистов в науке и мало зависит от социальной активности индивида. Это отличает рассматриваемую нами социальную группу от социальных групп в других областях об-

щественного производства, где возможности вертикальной миграции в гораздо большей степени зависят от активной социальной позиции индивидов. Анализа только статистических данных для ответа на поставленные вопросы недостаточно, необходимо более глубокое исследование, которое позволило бы оценить внутригрупповые процессы и личностные мотивации членов группы к данному виду профессиональной деятельности.

Литература

1. Актуальные задачи воспроизводства кадров в научнообразовательной сфере и пути их решения. Доклад, 2007 г. / Координационный Совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. - М, 2007, 87 с.

2. Индикаторы науки. / Статистический сборник. - М: ГУ-ВШЭ, 2006, 320 с.

3. О науке и научных кадрах, 2007 г. / Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. - Иркутск, 2008, 92 с.

Literature

1. Aktualnie zadachi vosproizvodstva kadrov v nauchno-obrazovatelnoy sfere i puti ih reshenija. Doklad, 2007 / Koordinatsion-niy Sovet po delam molodeji v nauchnoy i obrazovatelnoy sferah pri Sovete pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po nauke, tehnologijam i obrazovaniju. - M, 2007, 87 p.

2. Indikatori nauki. / Statisticheckiy sbornik. - M: GU-VSHE, 2006, 320 p.

3. O nauke i nauchnih kadrah, 2007 / Statisticheskiy sbornik. Territorialniy organ Federalnoy slujbi gosudarstvennoy statictiki po Irkutskoy oblasti. - Irkutsk, 2008, 92 p.

Сведения об авторах

Мордвинов Ю.В. - аспирант кафедры социологии и социальной работы Иркутского государственного технического университета, г. Иркутск, e-mail: mordvinovyuriy@mail.ru Data on authors

Mordvinov Y.V. - post graduate student of sociology and social work department, Irkusk State Technical University, Irkutsk, e-mail: mordvinovyuriy@mail.ru

УДК 316.344.27

ББК 74.58:60.561.23 (2Рос-4Крн)

Е.Э. Лобанова, А.И.Таюрский

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье изучены научные основы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Практическая значимость заключается в выявлении и оценке моделей содействия занятости выпускников вузов Красноярского края, которые могут быть использованы для формирования кадровой политики края.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, модели содействия занятости выпускникам, кадровая политика.

E.E. Lobanova, A.I. Tayursky

MODELS OF REGION TO SUPPORT THE EMPLOYMENT FOR THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS GRADUATES

The scientific basics of interaction between education market and labour market are investigated in the article. The practical significance consists in revealing and assessment of models to support the employment for the professional educational institutions graduates of the Krasnoyarsk region which may be usedfor staff development policy of the region.

Key words: The market of educational services, market of work, model of assistance of employment to the graduates, personnel selection.

Проблема занятости выпускников учреждений условиях начавшегося в стране финансовопрофессионального образования (ВУПО), по- экономического кризиса и роста напряженности на

прежнему, не теряет своей актуальности, особенно в рынке труда (РТ) как в целом по России, так и по от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.