Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЯПОНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ТЕНДЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альдебенева М.М.

В работе изучен процесс государственных закупок в Японии и сформированы его ключевые особенности. Выявлено наличие института равного доступа к тендерам как у местных, так и у зарубежных фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PUBLIC PROCUREMENT PROCESS IN JAPAN

The process of public procurement in Japan has been studied and its key features have been formed. The availability of an equal access to tenders for both local and foreign firms has been revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЯПОНИИ»

УДК 34

Альдебенева М.М. студент 4 курса Институт национальной экономики научный руководитель: Паулов П.А., к.ю.н.

доцент

кафедра публичного права ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» Россия, г. Самара

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В

ЯПОНИИ

Аннотация: В работе изучен процесс государственных закупок в Японии и сформированы его ключевые особенности. Выявлено наличие института равного доступа к тендерам как у местных, так и у зарубежных фирм.

Ключевые слова: Япония, государственные закупки, тендер.

Aldebeneva M.

Student, member of the Academic Council Samara State University of Economics 4 year, Institute of National Economy

Russia, Samara The supervisor of studies: Paulov P.

Candidate of Law, Associate Professor, Public Law Chair

Samara State University of Economics FEATURES OF THE PUBLIC PROCUREMENT PROCESS IN

JAPAN

Abstract: The process of public procurement in Japan has been studied and its key features have been formed. The availability of an equal access to tenders for both local and foreign firms has been revealed.

Key words: Japan, state purchases, tender.

На сегодняшний день законодательные нормы Японии, отвечающие за проведение государственных закупок, опираются на нормы Всемирной торговой организации. Но по части позиций, например, по строительным работам, медицине и сфере IT Япония взяла те обязательства, которые выходят за пределы данной организации.

Все условия допуска отечественных и иностранных компаний к процессу муниципальных и государственных закупок в Японии регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

- Закон о местном самоуправлении (Local Autonomy Law) от 17.04.1947 с последними изменениями от 18.05.2007.

- Приказ Министерства финансов о специальных процедурах для правительственных закупок или определенных услуг (Ministerial Ordinance

Stipulating Special Procedures for Government Procurement of products or Specified Services) от 18.11.19;

- Приказ Кабинета о специальных процедурах правительственных закупок продукции или определенных услуг;

- Императорский указ о бюджете, обслуживании счетов и регулировании деятельности по обслуживанию счетов (The Budget, Settlement of Account and Accounting Regulations) от 30.04.1947;

- Закон о государственном бюджете (The Accounts Law) от 31.03.1947.

Важнейшим условием допуска к тендерным процедурам в данной

стране является наличие статуса «квалифицированного поставщика». Квалификация поставщика товаров или услуг должна быть подтверждена специальными уполномоченными на то государственными органами. На получение и подтверждение данного статуса влияют такие показатели, как: собственный капитал фирмы, величина оборотных средств, численность персонала, цена оборудования, примерный уровень продаж в год, опыт и время, в течение которого субъект государственной закупки занимается бизнесом. Здесь напрашивается вопрос о коррупционной составляющей: насколько прозрачные подобные процедуры и не создает ли это поле для коррупционных махинаций в государственных органах Японии?

Сегодня выделяют три вида тендеров в системе государственных закупок Японии:

1) Открытые. Это значит, что заинтересованная фирма публично заявляет о желании произвести закупки и приглашает к участию в тендере поставщиков, имеющих статус «Квалифицированный». Как правило, в этом случае контракт заключается с тем, кто предложил наименьшую стоимость.

2) Выборочные. Желающая фирма публично сообщает о намерении стартовать прием заявок к участию в тендере. По итогам скриннинга заявок выбираются поставщики, которые, по оценкам желающей фирмы, способны реализовать предстоящий контракт. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену.

3) Лимитированные (единоличные) тендеры. Подобные тендеры проводят закрытые учреждения, деятельность которых публично не афишируется. Обычно заказчиками здесь выступают учреждения, работающие с государственной тайной, лаборатории, тюрьмы, а также ведомства, деятельность которых требует реализации контракта на территории иностранного государства. В данном случае проведение конкурса не требуется: организации сами вправе выбрать себе фирму.

Органом, контролирующим процесс отбора заявок и определение победителей тендеров является управление организации государственных закупок (The Office of Government Procurement Review) Администрации кабинета министров по имеющемуся соглашению в рамках ВТО.

Отбором контрактов для центральных министерств и ведомств занимается совет по организации государственных закупок (Government

Procurement Review Board).

Законодательство страны не запрещает иностранным поставщикам принимать участие в закупках и не ставит жестких преференций японским товарам. А значит, можно сказать о функционировании института равного доступа к тендерам как у местных компаний, так и у зарубежных фирм.

Таким образом, можно сформулировать следующие ключевые особенности процесса государственных закупок в Японии:

1) Многолетние законодательные институты, регулирующие сферу оказывают позитивное влияние на ее развитие. Отсутствие резкой смены законов и режима власти, по мнению автора, только совершенствуют тот или иной процесс.

2) Приобретение и подтверждение статуса «квалифицированного» поставщика может провоцировать почву для коррупционных преступлений.

3) Исходя из многообразия видов тендеров и их особенностей, можно сделать вывод, что к закупкам могут быть допущены фирмы и не имеющие статус «квалифицированного поставщика» (в случаях, когда организация самостоятельно определяет поставщиков без конкурса)

4) При ситуации, когда организация вправе самостоятельно определить поставщика без конкурса, возможны случаи участия в закупках фирм, аффилированных с организацией.

Использованные источники:

1. Naija L., Warren G. Procurement for Sustainable Local Economic Development // International Journal of Public Sector Management. 2012. Vol. 25. N 2. P. 133-153.

2. Руководство. Инструкция по устойчивым рентабельным государственным закупкам. Procura+, ICLEI. Фрейбург, 2007. URL: http://www.analitika.kz/images/procura.pdf (дата обращения: 11.12.2017).

3. Ясуда Риэ. Правовое регулирование закупок акционерными обществами с государственным участием в Японии // Предпринимательское право. №2, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.