Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ ПРОДАЖ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (ПОДМЕНЕ ПРОДУКТА)'

ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ ПРОДАЖ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (ПОДМЕНЕ ПРОДУКТА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССЕЛИНГ / БАНК РОССИИ / ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СРЕДА / СЛОЖНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжов В.В.

Статья посвящена актуальным методам противодействия недобросовестным практикам продаж финансовых продуктов и услуг со стороны государственных регуляторов по отношению к участникам отечественного финансового рынка. В статье проанализирована специфика данных о нарушениях, поступающих в Банк России, на основе жалоб от участников финансового рынка. Проанализированы основные направления и методы политики Банка России в отношении противодействия недобросовестным прутикам продаж финансовых услуг и продуктов. На основании анализа тематики жалоб, поступающих в банк России от потребителей финансовых услуг и участников финансового рынка определены основные рекомендации, направленные на совершенствование механизмов противодействия продажи недобросовестных финансовых услуг и продукт, что в свою очередь сможет способствовать развитию инвестиционной среды Российской Федерации и снижению уровня недоверия к отечественному фондовому рынку у рядовых инвесторов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COUNTERACTION TO UNFAIR SALES PRACTICES OF FINANCIAL INSTRUMENTS (PRODUCT SUBSTITUTION)

The article is devoted to current methods of counteracting unfair practices of sales of financial products and services by state regulators in relation to domestic financial market participants. The article analyzes the specifics of data on violations received by the Bank of Russia on the basis of complaints from financial market participants. The main directions and methods of the policy of the Bank of Russia in relation to counteracting unfair twigs of sales of financial services and products are analyzed. On the basis of the analysis of the topics of complaints received by the Bank of Russia from consumers of financial services and financial market participants the main recommendations aimed at improving the mechanisms to counteract the sale of unscrupulous financial services and products are defined, which in turn will be able to contribute to the development of the investment environment of the Russian Federation and reduce the level of distrust of ordinary investors to the domestic stock market as a whole.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ ПРОДАЖ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (ПОДМЕНЕ ПРОДУКТА)»

Особенности противодействия недобросовестной практике продаж финансовых инструментов (подмене продукта)

Рыжов Валентин Владимирович

магистрант кафедры экономики инновационного развития, Факультет государственного управления, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, RyzhovVV@spa.msu.ru

Статья посвящена актуальным методам противодействия недобросовестным практикам продаж финансовых продуктов и услуг со стороны государственных регуляторов по отношению к участникам отечественного финансового рынка. В статье проанализирована специфика данных о нарушениях, поступающих в Банк России, на основе жалоб от участников финансового рынка. Проанализированы основные направления и методы политики Банка России в отношении противодействия недобросовестным прутикам продаж финансовых услуг и продуктов. На основании анализа тематики жалоб, поступающих в банк России от потребителей финансовых услуг и участников финансового рынка определены основные рекомендации, направленные на совершенствование механизмов противодействия продажи недобросовестных финансовых услуг и продукт, что в свою очередь сможет способствовать развитию инвестиционной среды Российской Федерации и снижению уровня недоверия к отечественному фондовому рынку у рядовых инвесторов в целом.

Ключевые слова: мисселинг, Банк России, финансовая культура, инвестиции, финансовый рынок, инвестиционная среда, сложные финансовые продукты, финансовая политика, меры государственного регулирования.

(0 сч о сч

in

Одним из видов деятельности Банка России, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ является развитие финансового рынка [1]. Важным фактором, тормозящим данный процесс, снижающим комфортность инвестиционной среды и доверие к ней, являются недобросовестные практики со стороны участников рынка. В новых условиях функционирования финансовых институтов многие инвесторы изменили свое отношение к вложению собственных средств в негативную сторону, недобросовестные практики представляют существенную угрозу для развития инвестиционной среды ввиду и без того снизившего уровня доверия к инвестициям в фондовые рынок у граждан. Еще большее распространение недобросовестных практик продаж со стороны участников финансового рынка может нанести значительный удар по доверию к инвестициям у частных лиц, принудив их искать другие формы вложения собственных средств, а в худшем случае - использовать «серые» схемы для покупки иностранных финансовых инструментов [5].

Под недобросовестной практикой, в данном случае, понимается продажа финансовой услуги клиенту с умышленным искажением данных о продукте для получения выгоды профессиональным участником финансового рынка. Недобросовестные практики, согласно разъяснению Банка России, подразделяют на 5 основных видов, к которым можно отнести [2]:

- подмену продукта (misselling) - продажа одного финансового продукта под видом другого. Например, инвестиционных облигаций (доход, по которым зависит от поведения базового актива) под видом вклада, только более выгодного;

- непрозрачное ценообразование (mispricing) -введение в заблуждение относительно размера комиссий или справедливой стоимости: от сложных тарифов, в которых скрыта переплата, до случаев, когда клиент платит за дешевую услугу по цене дорогой;

- связанную продажа (tied selling) - ее классическим проявлением стало навязывание страховки при выдаче кредита, хотя банк в любом случае должен предложить вариант на сопоставимых по сроку и сумме условиях без страхования;

- недобросовестное информирование (misinforming) - например, обещание гарантированного дохода по продуктам, не являющимся вкладом с фиксированным процентом;

- продажу неподходящих продуктов (unsuitable selling) - отказ от учета знаний, склонности к риску, возраста и других особенностей человека.

По статистике Банка России, острой остается проблема мисселинга - недобросовестной продажи финансовых продуктов и услуг, поэтому с февраля 2019 года регулятор выделил ее в отдельную категорию жалоб и распределил по двум критериям: по типу поднадзорной организации и по тематикам. Всего за январь-декабрь 2021 года было зафиксировано 185,2 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. Лидирующую позицию занимают жалобы в отношении кредитных организаций (44,5%), а остальные 55,5% жалоб фиксируются в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов, а также микрофинансовых организаций (МФО) [6].

Благодаря подобному подходу удается отследить наиболее часто встречающиеся категории жалоб. Так, 44,5% жалоб приходится на реализацию инвестиционного страхования жизни, 13,7% - на продажу векселя, 11,4% - на реализацию продуктов/услуг доверительного управляющего, 11,8% - на реализацию продуктов и услуг брокеров, 11,1% - на продажи прочих страховых продуктов и услуг. Встречаются жалобы на реализацию кредитных продуктов НФО, инвестиционных паев ПИФ и т.д., как показано на рисунке 1 [6].

Рис.1 Группировка тематики жалоб [6]

Тематика жалоб разнообразна. Если проанализировать жалобы, поступившие в Банк России за 2022 год, можно увидеть, что большая часть жалоб связана с продуктами инвестиционного страхования жизни - 48%. Также жалобы встречаются в сфере продуктов по доверительному управлению, в реализации услуг доверительного управляющего и накопительном страховании жизни.

Анализ представленных статистические данных доказывает, что недобросовестные практики продаж глубоко укоренились среди рынка финансовых услуг и негативно влияют на всю финансовую систему страны. Отсутствие надлежащей квалификации у розничного инвестора и низкий уровень его финансовой грамотности приводят к тому, что последний не замечает применения в отношении него недобросовестной практики продажи, осознавая,

что его обманули лишь через некоторое время. Эксперты отмечают, что недобросовестные практики проблематично определить без надлежащего уровня подготовки, что в свою очередь, затрудняет выработку методов по противодействию им [3].

Применение недобросовестных практик на финансовым рынке противоправно и преступно, как отмечает Банк России. Вместе с тем, регулятор не исключает определённых ситуаций, при которых определенные виды недобросовестных практик не будут подлежать юридической ответственности [4]. Отсюда возникает противоречие, которое связно с методами определения и признания определённых видов действий недобросовестными практиками продажи финансовых услуг.

В связи с постоянным изменением и обновлением видов и форм недобросовестных практик продаж финансовых услуг появляется необходимость разделения их по подгруппам для более эффективного принятии управленческих решений по противодействию им и работе по предотвращению таких практик. Жертвой противоправных действий становится не только непрофессиональные инверторы, но и профессиональные участники рынка, в связи с чем необходима работа по повышению бдительности потребителей за счет постоянного повышения их уровня финансовой грамотности.

Затруднения при выявление недобросовестных практик проявляются в их рассредоточении во времени и пространстве. Если одни случаи недобросовестной продажи финансовых продуктов выявляются в момент предложения данного продукта, то другие валяются либо через время при наступлении момента, когда ситуация уже необратима и клиент получил определённый финансовый ущерб от предоставления ему данной услуги. Развитие интернет-банкинга также дает простор для распространения данных практик за счет нетривиальных способов и охвата количества пользователей.

По своей природе российский финансовый рынок сегментарен. Ввиду данной особенности специфика недобросовестных практик разделится на применимые в отдельных сегментах рынка и совершаемые на всем рынке финансовых услуг. Разделить по специфики факты недобросовестных практик можно по критериям (см. Таблица 1).

Органы государственной власти активно противодействуют развитию недобросовестных практик, используя следующие способы противодействия [5]:

- выявление и устранение недостатков нормативного правового регулирования деятельности участников финансового рынка;

- устранение проблемы недостоверности и необъективности информации, используемой для принятия решений, недостаточного информационного обмена;

- повышение уровня финансовой грамотности потребителей финансовых услуг;

- содействие деятельности правоохранительных органов по предупреждению, расследованию, пресечению преступлений на финансовом рынке;

О *

О X

о 3

S *

и

с т ■и о

S

т

ф

а т

о т

а

8)

- совершенствование инструментов выявления в ходе надзорной деятельности практик,

- связанных с продажами финансовых продуктов и услуг потребителям.

Таблица 1

Классификация недобросовестных практик на рынке финансовых услуг [7]__

Квалификационный признак Вид недобросовестной практики

По видам ответственности подлежащие юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной)

не подлежащие юридической ответственности

По статусу субъекта недобросовестной практики совершаемые сотрудниками финансовых организаций

совершаемые физическими лицами (потребителями)

совершаемые третьими лицами

По объекту нанесения вреда наносящие вред физическому лицу

наносящие вред финансовым организациям

наносящие вред государству

По способу реализации посредством личного контакта

с использование технических средств, сети Интернет

По масштабности распространения распространенные

нераспространенные

По сроку выявления выявляемые в момент совершения недобросовестной практики

выявляемые после реализации недобросовестной практики

По уровню скрытности открытые

латентные

По размеру причинённого ущерба не причиняющие ущерб

причиняющие незначительный ущерб

причиняющие средний ущерб

причиняющие крупный ущерб

причиняющие особо крупный ущерб

В 2022 году в Банк России на рассмотрение поступило 368,1 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 18,4% больше, чем за 2021 год. Основной фактор роста - введение санкций в отношении Российской Федерации. На жалобы, связанные с введением санкций, пришлось 12,5% от общего количества, большинство из них поступило в отношении кредитных организаций и субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка. Подобные практики наносят существенный ущерб инвестиционной среде Российской Федерации.

В свою очередь, Банк России в период за январь - декабрь 2022 года в отношении участников финансового рынка принял следующие меры [6]:

- в отношении кредитных организаций было выдано 4 предписания об устранении/недопущении нарушений, составлено 130 протоколов об административном правонарушении, выдано 333 рекомендации/ надзорных письма, направленных поднадзорным организациям;

- в отношении профучастников, субъектов коллективных инвестиций выдано 199 предписаний об устранении/ недопущении нарушений, составлено 1

п 108 протоколов об административном правонару-О шении: выдано 926 рекомендаций / надзорных пии сем, направленных поднадзорным организациям. ^ Представленные данные свидетельствуют, что

2 рынок финансовых услуг подвержен существенному

влиянию недобросовестных практик. С точки зрения развития инвестиционной среды, такие практики наносят существенный ущерб доверию инвесторов к отечественному финансовому рынку, замедляя инвестиционные процессы и привлечение большего объёма средств в экономику.

Одним из методов минимизации недобросовестных может стать совершенствование взаимодействие между клиентами и участниками финансового рынка - повышение доверия между рядовым инвестором и брокером, повышения уровня осведомлённости инвестора о финансовых продуктах и услугах. Все это может повысить доверие к отечественному фондовому рынку со стороны неквалифицированных инвесторов и направить их средства в отечественную экономику.

Целесообразно предложить ряд мер, которые смогут стабилизовать отечественный финансовый рынок и обезопасить частных инвесторов [5]:

- принятие мер по стимулированию частных инвесторов к повышению собственного уровня финансовой культуры и осведомлённости о свойствах и рисках предлагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг;

- запрет на маржинальную торговлю ценными бумагами недружественных государств;

- ограничение, а не исключение возможности покупки ценных бумаг эмитентов из недружественных стран для неквалифицированных инвесторов;

- дополнительное предупреждение для частных инвесторов о рисках, связанных с покупкой определенных финансовых услуг и продуктов.

Предложенные меры требуют осторожного и постепенного внедрения для адаптации частных инвесторов, а также работы по их информированию. Сегодня, для успешного продолжения перехода в новые условия, необходимо дать возможность диверсифицировать свои портфели, а рынку приспособиться к замещению иностранных бумаг на отечественные, сопровождая данные процессы введением налоговых послаблений для частных лиц, что в свою очередь поспособствует снижению числа недобросовестных практик.

Стоит признать, что розничные инвесторы, несмотря на своевременные действия регулятора, находится в непростом положении и далеко не каждый из представленных методов может обеспечить защиту их интересов. Также необходима работа по повышению финансовой грамотности и повышению доверия к отечественному финансовому рынку. Вместе с тем, самые острые проблемы находятся под контролем регулятора, что, безусловно, может повлечь за собой необходимый результат.

Литература

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (действующая редакция). Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7570/

2. Виды недобросовестного поведения участников финансового рынка. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 7570/ (дата обращения: 16.01.23).

3. Итоги реализации первого этапа проекта «Мониторинг кредитных организаций» // Ассоциация развития финансовой грамотности. [Электронный ресурс]. URL: https://fincubator.ru/company/docs/research/ (дата обращения: 21.02.22).

4. Концепция по совершенствованию защиты розничных инвесторов // Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/41186/20220720_concept .pdf (дата обращения: 16.01.23).

5. Концепция противодействия недобросовестным действиям на финансовом рынке// Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/48603/concept_c ountering_unfair_actions.pdf

6. НАУФОР раскритиковала жесткую "розничную" концепцию ЦБ - Интерфакс, 2 августа 2022 // НАУФОР. [Электронный ресурс]. URL: https://naufor.ru/tree.asp?n=24190 (дата обращения: 16.01.23).

7. Отчет о работе с обращениями январь-декабрь 2022 года 2023 Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг // Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43709/2022_4.p df (дата обращения: 21.02.22).

7. Некрасова Татьяна Николаевна Анализ влияния недобросовестных практик на рынок финансовых услуг // Известия СПбГЭУ. 2020. №1 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-nedobrosovestnyh-praktik-na-rynok-finansovyh-uslug (дата обращения: 01.05.2023).

8. Решение Совета директоров Банка России об установлении режима счетов типа «С» для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций), на которые распространяется порядок исполнения обязательств, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» // Банк России . [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/about_br/dir/rsd_2022-11-21_31-4-1/ (дата обращения: 18.01.23).

Peculiarities of counteraction to unfair sales practices of financial

instruments (product substitution) Ryzhov V.V.

Lomonosov Moscow State University

The article is devoted to current methods of counteracting unfair practices of sales of financial products and services by state regulators in relation to domestic financial market participants. The article analyzes the specifics of data on violations received by the Bank of Russia on the basis of complaints from financial market participants. The main directions and methods of the policy of the Bank of Russia in relation to counteracting unfair twigs of sales of financial services and products are analyzed. On the basis of the analysis of the topics of complaints received by the Bank of Russia from consumers of financial services and financial market participants the main recommendations aimed at improving the mechanisms to counteract the sale of unscrupulous financial services and products are defined, which in turn will be able to contribute to the development of the investment environment of the Russian Federation and reduce the level of distrust of ordinary investors to the domestic stock market as a whole. Keywords: misselling, Bank of Russia, financial culture, investments, financial market, investment environment, complex financial products, financial policy, state regulation measures.

References

1. Federal Law of 10.07.2002 N 86-FZ "On the Central Bank of the Russian

Federation (Bank of Russia)" (current edition). Consultant plus. [Electronic resource]. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/

2. Types of dishonest behavior of financial market participants. [Electronic

resource]. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (date of reference: 16.01.23). Results of implementation of the first phase of the project "Monitoring of credit institutions" // Association for Development of Financial Literacy. [Electronic resource]. URL: https://fincubator.ru/company/docs/research/ (date of reference: 21.02.22).

4. Concept to improve the protection of retail investors // Bank of Russia.

[Electronic resource]. URL:

https://cbr.ru/StaticHtml/File/41186/20220720_concept.pdf (date of reference: 16.01.23).

5. Concept of Counteraction to Unfair Actions on the Financial Market // Bank

of Russia. [Electronic resource]. URL:

https://cbr.ru/Content/Document/File/48603/concept_countering_unfair_ac tions.pdf.

5. NAUFOR criticized the Central Bank's tough "retail" concept - Interfax, August

2, 2022 // NAUFOR. [Electronic resource]. URL: https://naufor.ru/tree.asp?n=24190 (date of reference: 16.01.23).

6. Report on the work with appeals January-December 2022 2023 Service for

the protection of consumer rights and accessibility of financial services // Bank of Russia. [Electronic resource]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43709/2022_4.pdf (date of reference: 21.02.22).

7. Nekrasova Tatiana Nikolaevna Analysis of the influence of unfair practices

on the market of financial services // Izvestia SPbSEU. 2020. №1 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-nedobrosovestnyh-praktik-na-rynok-finansovyh-uslug (date of reference: 01.05.2023).

8. Decision of the Board of Directors of the Bank of Russia on the establishment

of the "C" type accounts regime for settlements and the execution (performance) of transactions (operations), which are subject to the procedure of fulfillment of obligations stipulated by Presidential Decree No. 95 of March 5, 2022 "On Temporary Order of Obligations to Certain Foreign Creditors" // Bank of Russia. [Electronic resource]. URL: https://cbr.ru/about_br/dir/rsd_2022-11-21_31-4-1/ (date of reference: 18.01.23).

О *

о

X

о

s

s *

8)

с т ■и о s т о а г

о т

09 8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.