МИССЕЛИНГ - НЕДОБРОСОВЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ФИНАНСОВОМ
РЫНКЕ
К.А. Завгородняя, студент Е.Н. Михайлова, студент
Научный руководитель: Н.В. Рейхерт, канд. экон. наук, доцент Смоленский государственный университет (Россия, г. Смоленск)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-1-105-109
Аннотация. В статье раскрывается проблема недобросовестных продаж на финансовом рынке. Рассмотрен прямоугольник Номуры в мисселинге, объясняющая схему недобросовестной практики продаж в финансовом секторе экономики. Проанализированы статистические данные о количестве жалоб на участников финансового рынка, связанных с мисселингом. Уделено внимание выявлению и устранению практики предоставления недобросовестных финансовых операций со стороны государства в разных странах.
Ключевые слова: мисселинг, финансовый продукт, финансовый рынок, недобросовестные продажи, финансовый сектор.
Все большее количество людей и различных организаций, фирм инвестируют на финансовом рынке. Но не всегда участники этого рынка ведут себя добросовестно. Одним из видов такого поведения является мисселинг, который представляет собой недобросовестную практику продаж, когда под видом одного финансового продукта продается другой.
Мисселинг или «неправильная продажа» означает безрассудное искажение информации о продукте или услуге с целью успешного завершения продажи. Финансовые продукты обычно «неправильно продаются», чтобы заставить человека или компанию совершить покупку, которая не соответствует их потребностям [1].
По словам председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной сейчас проблема миссе-линга достигла своего максимума, наблюдается тенденция к ведению продажи недобросовестным методом. Сюда относятся как банковские продукты, так и действие
других агентов в сфере продаж. Поэтому необходимо организовать свод правил и алгоритмов по контролю, а что не менее важно, по предотвращению таких случаев. Финансовый рынок - место, где совершается большое количество рисковых сделок. Так, например, финансовые учреждения часто при оформлении вклада со своими клиентами вместо простых договоров вклада используют комбинированные договоры (структурные, суть которого сводится к тому, что только 80-90% денежных средств инвестора будут зачислены на вклад, а остальные будут инвестированы в финансовые инструменты), не ставя граждан в известность об особенностях и рисках такого договора [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовый рынок - это особая «порочная» конструкция, которую можно представить в виде треугольника Номура (рис. 1).
Рис. 1. Треугольник Номура в мисселинге
Одной из причин активизации миссе-линга на российском финансовом рынке стало снижение уровня инфляции и ключевой процентной ставки, которые в свою очередь привели к тому, что банки снизили доходность по вкладам. Возник своеобразный диссонанс: многие инвесторы не готовы были психологически на низкую процентную ставку годовых, предлагаемые банками, а сами банки не могли клиентам обеспечивать сверхдоходность (при инфляции 4% ни один банк не будет выплачивать 15% по вкладам) [3].
Наиболее известный случай крупного мисселинга - это случай с Lloyd's Banking Group. Банки этой финансовой группы были замечены в недобросовестной продаже своим клиентам финансовых продукт, за что теперь несут серьезные последствия и выплачивают компенсации потерпевшим, также не стоит забывать про навсегда испорченную деловую репутацию и потерянное доверие клиентов. Самый крупный из этих скандалов, в котором участвовали четыре крупнейших банка Великобритании (и несколько других) - это неправильная продажа страховки для защиты платежей, также известной как PPI.
Скандал с PPI был одним из крупнейших за последние годы, потрясших британский финансовый сектор, и управление
по финансовому контролю FCA отчаянно пытается исправить положение. Более 400000 дел до сих пор не раскрыты, и некоторые банки продолжают отрицать серьезность скандала. Тем не менее, по состоянию на март 2016 года банки выплатили более 23,8 млрд. фунтов стерлингов в качестве компенсации, связанной с РР1 [4].
В России в 2018 - начале 2019 гг. широкое распространение получила продажа продукта по инвестиционному страхованию жизни в виде депозита. В данном случае люди не имели понятия, какой финансовый продукт они приобретали. Но только, когда они хотели досрочно изъять свои средства, выяснялось, что невозможно вернуть полностью свои денежные средства, так как они инвестированы в активы с определенным сроком. В 2019 году Банк России получил от граждан 2400 жалоб на мисселинг или недобросовестное навязывание финансовых продуктов и услуг. Население жаловались на навязывание продукта ИСЖ (в 43% случаев), акций, облигаций, векселей, договоров доверительного управления. С января по сентябрь 2021 года количество жалоб, поступивших по вопросам мисселинга, составило 2,4 тысячи, что больше на 14,8% с аналогичным периодом в 2020 году (рис. 2).
Рис. 2. Распределение жалоб по участникам, январь-сентябрь 2021 г., % [8]
Как показывает статистика, большая часть недовольств с января по сентябрь 2021 года (59,7%) - относились к деятельности банков, 22,9% - субъектов страхового дела, а 13,1% - профессиональных участников рынка ценных бумаг. Малая
часть пришлась на управляющие компании.
С января по сентябрь 2020 года жалобы распределялись следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Распределение жалоб по участникам, январь-сентябрь 2020 г., % [8]
Как можно заметить, чуть больше половины - 53,6% относились к деятельности банков и 37,3% - субъектов страхового
дела. Распределение жалоб, связанных с мисселингом, в разрезе тематик можно увидеть на рисунке 4.
100
55,6
i 16,2
3,6
о
Январь-сентябрь 2020 года, % Реализация ИСЖ
46,1
9 i ^ 10,6 10,6 6;5 м 8Л
Январь-сентябрь 2021 года, % Реализация НСЖ
Реализация продуктов/услуг брокера
I Реализация продуктов/услуг доверительного управляющего
Рис. 4. Распределение жалоб, связанных с мисселингом, в разрезе тематик за январь-
сентябрь 2020-2021 гг., % [8]
Как можно заметить, что за январь-сентябрь 2020 г. и 2021 г. большая часть жалоб, которые уменьшились в 2021 году по сравнению с 2020 г., относилась к теме реализации инвестиционного страхования
жизни (ИСЖ) - 55,6% в 2020 г. и 46,1% в 2021 г.; реализации НСЖ (16,2% было в 2020 г., а в 2021 г. - 14,3%); реализации продуктов или услуг доверительного управляющего (в 2020 г. составили 12,7%,
в 2021 г. - 9,6%). А в теме реализации продуктов или услуг брокера, а также реализации инвестиционных паев ПИФ и реализации структурных продуктов, наоборот, увеличилось количество жалоб. В настоящее время борьбе с мисселингом уделяется большое внимание со стороны органов надзора, а также осуществляется регулирование на данном рынке. Основным регулятором и органом, осуществляющим контроль и мониторинг финансового рынка, является ЦБ РФ [5].
Поскольку в 2021 году недобросовестные продажи продуктов увеличились, Банк России ужесточил наказание за мисселинг. Уже сейчас ЦБ РФ прописал борьбу с недобросовестным поведением в инструкции о проверках финансовых организаций, а также проведение поведенческого надзора, включающего как анализ жалоб, так и целый комплекс мер для обнаружения, пресечения данных продаж. К эффективному средству противодействия мисселингу относится регламентация информирования клиентов о том или ином продукте или услуге. Например, профессиональный стандарт, использующийся для продаж полисов страхования жизни, который принял Всероссийский союз страховщиков, а ЦБ РФ опубликовал требования к страховым организациям, а также их агентам. Также очень важно, чтобы клиенты сами внима-
тельно изучали договор и приложения к нему и подписывали только в том случае, если все пункты ясны и не вызывают каких-либо вопросов. 2021 год стал поворотным моментом в борьбе с мисселингом, так как был принят законопроект, запрещающий банковским учреждениям и финансовым посредникам предлагать сложные финансовые инструменты неквалифицированным инвесторам. Законодатели обязали все финансовые организации информировать своих клиентов (в электронном или печатном виде) о предоставляемых финансовых продуктах, их особенностях, о рисках, которые они несут [6].
Цифровые технологии стали неотъемлемой частью финансового рынка, делая его более прозрачным, информативным, эффективным. Поэтому повышение финансовой цифровой грамотности населения - это еще один способ борьбы с мис-селингом, так как способствует формированию доверия к предлагаемым продуктам на финансовом рынке [7].
Таким образом, проблема недобросовестных продаж финансовых услуг в финансовом секторе экономики является одной из актуальных. Мисселинг оказывает негативное влияние не только на клиентов финансового рынка, но и на деловую репутацию финансовых институтов, на доверие к ним.
Библиографический список
1. Дендиберя М.Ю. К вопросу о «мисселинге» как разновидности недобросовестных финансовых операций // Сибирская финансовая школа. - 2019. - №3. - С. 82-88.
2. Рейхерт Н.В. Финансовый рынок России: проблемы и его развитие в рамках реализации государственной программы//В сборнике: Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях. сборник XV Международной научно-практической конференции. Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Волгоград, 2020. - С. 102-109.
3. Рейхерт Н.В. Влияние инфляционных процессов на потребительский спрос населения // Экономический журнал. - 2018. - №3 (51). - С. 121-138.
4. Свиридов О.Ю., Некрасова И.В. Мисселинг как основная форма недобросовестных продаж финансовых продуктов в России: причины и способы противодействия// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2018. - №4. - С. 134-138.
5. Сапожникова С.М., Рейхерт Н.В. Особенности организации финансового мониторинга в России // Наука Красноярья. - 2019. - Т. 8. №2. - С. 72-82.
6. Нурмухаметов Р.К., Новикова Т.Р. Некоторые вопросы формирования доверительной среды на финансовом рынке // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. -№1. - С. 306-316.
7. Сапожникова С.М., Рейхерт Н.В. Применение цифровых технологий в финансовом секторе экономики//В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики управления. Сборник научных статьей IX Международной научной конференции. - 2019. - С. 279-285.
8. Официальный сайт ЦБ РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
MISSELING - UNFAIR BEHAVIOR IN THE FINANCIAL MARKET
K.A. Zavgorodnyaya, student E.N. Mikhailova, student
Supervisor: N.V. Reichert, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Smolensk State University (Russia, Smolensk)
Abstract. The article reveals the problem of unfair sales in the financial market. The Nomura rectangle in misseling is considered, which explains the scheme of unfair sales practices in the financial sector of the economy. Statistical data on the number of complaints against financial market participants related to misselling are analyzed. Attention is paid to identifying and eliminating the practice of providing unscrupulous financial transactions by the state in different countries.
Keywords: misselling, financial product, financial market, fraudulent sales, financial sector.