Научная статья на тему 'Особенности протекания кризиса юности'

Особенности протекания кризиса юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1277
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / THE IDENTITY CRISIS STAGE / СТАДИЯ / СТРЕСС / STRESS / ВОЗРАСТ / AGE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЮНОСТЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофименкова Анастасия Геннадьевна

В статье раскрыто понятие возрастного кризиса, описаны стадии психосоциального развития личности. Особое внимание уделяется юношескому кризису, так как в этот возрастной период личность достигает зрелости. Делается вывод о том, что на пути к достижению личностной зрелости ребенок сталкивается со многими трудностями и проблемами, что приводит к частым стрессовым ситуациям и состояниям. В завершении юношеского кризиса происходит переосмысление норм, мотивов и ценностей. Очень важно определиться со своим жизненным смыслом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CRISIS OF ADOLESCENCE

The article describes the concept of the age crisis, describes the stages of psychosocial development of the individual. Particular attention is paid to the youth crisis, since in this age period the personality reaches maturity. It is concluded that on the way to achieving personal maturity, the child faces many difficulties and problems, which leads to frequent stressful situations and conditions. At the end of the youth crisis, there is a rethinking of norms, motives and values. It is very important to determine your life's meaning.

Текст научной работы на тему «Особенности протекания кризиса юности»

УДК 159.9

Трофименкова Анастасия Геннадьевна,

АСА ДГТУ г. Ростов-на-Дону e-mail: nastya.trofimenkova@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА ЮНОСТИ

Аннотация: В статье раскрыто понятие возрастного кризиса, описаны стадии психосоциального развития личности. Особое внимание уделяется юношескому кризису, так как в этот возрастной период личность достигает зрелости. Делается вывод о том, что на пути к достижению личностной зрелости ребенок сталкивается со многими трудностями и проблемами, что приводит к частым стрессовым ситуациям и состояниям. В завершении юношеского кризиса происходит переосмысление норм, мотивов и ценностей. Очень важно определиться со своим жизненным смыслом.

Ключевые слова: кризис, развитие личности, кризис идентичности, стадия, стресс, возраст, ценности, юность.

Trofimenkovа Anastasia Gennadievna,

student of the Academy of Construction and Architecture of DSTU, Rostov-on-don

e-mail: nastya.trofimenkova@mail.ru

FEATURES OF THE CRISIS OF ADOLESCENCE

Abstract: The article describes the concept of the age crisis, describes the stages of psychosocial development of the individual. Particular attention is paid to the youth crisis, since in this age period the personality reaches maturity. It is concluded that on the way to achieving personal maturity, the child faces many difficulties and problems, which leads to frequent stressful situations and conditions. At the end of the youth crisis, there is a rethinking of norms, motives and values. It is very important to determine your life's meaning.

Keywords: crisis, personal development, the identity crisis stage, stress, age, values, youth.

За все время развития своей личности, индивид проходит несколько критических этапов в своей жизни. Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, которые приводят к появлению

количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Ученый Л.С. Выготский первый ввел термин "возрастной кризис", для того чтобы описать общее изменение личности, которое периодически возникает во время перехода из одного периода развития в другой. Кризис развития - сосредоточение резких и капитальных сдвигов, изменений и переломов в личности ребенка. Основой каждого кризиса становится выбор перед человеком, который он должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения. Именно это решение может повлиять на результат дальнейшего развития в будущем на всех этапах взросления личности [5, с. 184]. На сегодняшний день, считается, что возрастные кризисы необходимы для нормального развития каждого человека.

Эрик Эриксон выделил 9 стадий психосоциального развития личности. Он говорил, что каждая из стадий сопровождается «кризисом — поворотным моментом в жизни человека». В настоящее время выделяют кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7, пубертатный, кризис 17 лет, или юношеский кризис идентичности, кризис 30 лет, кризис 40 лет, кризис ухода на пенсию [2, с.34].

Мы остановимся на одном из этих кризисов, который на наш взгляд, является самым интересным и на сегодняшний день мало изучен. По Э.Эриксону, это шестая стадия психосоциального развития, он говорил, что это очень важный период в психосоциальном развитии. Самый главный результат, к которому человек должен прийти за этот период -достижение личностной зрелости, сюда относится и самостоятельность, контроль над своим поведением, осмысление своих ценностей, убеждений и моральных норм [3, с.213].

Этот возрастной период сопровождается частыми стрессовыми ситуациями и состояниями. А происходит это по ряду многих причин:

1.Одна из таких причин, это стремление к идентификации с собой, а также друг с другом.

2. Следующая причина, это появление ответственности, которой до этого момента не было и страх перед ней.

3. Проблемы, связанные с выбором жизненных ценностей. Тем самым происходит формирование внутренней позиции по отношению к себе и другим.

4. Очень низкая удовлетворенность собой и неуверенность в своем будущем. Известно, что больше половины учеников, которые оканчивают школу, профессионально дезориентированы. Они не понимают чему себя отдать и от этого недовольство собой только растет.

5. Внутренние противоречия и конфликты, с которыми трудно справиться самостоятельно в этой возрастной период. Происходит это потому что, зачастую нормы, принятые у молодежи не совпадают с устоявшимися нормами семьи.

6. Спад интереса к собственному отдаленному будущему. Им ближе мысли «здесь и сейчас», но в результате такого подхода и происходят разочарования.

Решающим звеном в становлении личности, по мнению Э. Эриксона является кризис идентичности. Под воздействием новых социальных и биологических факторов, юноши определяются с выбором своей будущей профессией. Но важно заметить, что окружающие тоже переосмысливают свое отношение к молодежи. Это происходит потому что, внешний облик и поведение в этом периоде значительно изменяется.

Э. Эриксон говорил, что только кризис идентичности может создать основу для выбора успешной профессии в будущем. 10% выпускников склоны к профессиональному авантюризму. Они готовы рисковать, даже если есть шанс потерять все, главное для них, это заработать как можно больше денег. Приблизительно столько же молодых людей пытаются

максимально избежать риска, выбирая для себя стабильную позицию, пусть даже не самую высокую.

Исследователь Шарлотта Бюлер, которая изучала юношеские дневники, смогла описать основные проблемы этого возраста.

1. Интерес к собственному «Я», которое сложно понять самому.

2. Боязнь стать одиноким, даже когда рядом есть близки люди.

3. Болезненное отношение ко времени, которое быстро бежит и невозвратимо.

4. Поиск личного совершенства и желание подлинной любви.

Именно в этот возрастной период происходит максимальное

количество суицидов, употребление всякого рода наркотических средств, которое разрушает сознание. Весьма неожиданным оказалось отношение молодежи к смерти. По данным С.Б. Борисова, который исследовал студентов института Подмосковья, 70 % опрашиваемых, так или иначе признают бытие души после физической смерти, из них 40 % верят в переселение души в тело другого организма. 9 % опрашиваемых, без всякого сомнения, отрицают бытие души после смерти.

Ученый А.Маигег проводил анкетирование среди 700 старшеклассников. Задавая всем один и тот же вопрос: «Что тебе приходит на ум, когда ты думаешь о смерти?» Ему удалось выявить наиболее встречающиеся ответы: понимание, отвергание, любопытство, пренебрежение и уныние. Ж. Пиаже говорил, что именно с момента понимания идеи смерти подросток становится агностиком, то есть он начинает, как взрослый, понимать неизбежность смерти [4, а28].

Еще один важный фактор, который влияет на характер протекания данного возрастного кризиса, это образ будущей профессии. Сложнее кризис протекает тогда, когда будущая профессия не до конца прояснена и раскрыта, когда нет соответствующих условий для освоения практических навыков. И наоборот, когда в рамках учебного процесса предусмотрено

практическое усвоение профессиональных навыков и применение их на практике [1, с.60].

Юношеский кризис - это кризис дебюта, дебюта самостоятельной жизни. А новый опыт всегда сложный и непредсказуемый. Нужно лишь быть немного терпеливым и не спешить с принятием сложных решений. Важно, попытаться рассмотреть в жизненных ситуациях что-то свое и определиться со своим выбором в жизни.

Список литературы

1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов -на-Дону: Рост. гос. строит. унт. 2005. - 60 с.

2. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология): Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.

3. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. - 213 с.

4. Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакции детей на процесс умирания / Журн. обозрение психиатр. и мед. психологии им. В.М. Бехтерева.-1992. 17-28с.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.