Научная статья на тему 'Особенности пространственной организации тела детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией'

Особенности пространственной организации тела детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
271
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛА / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ СО СЛУХОВОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ / ПРОСТОРОВА ОРГАНіЗАЦіЯ ТіЛА / АДАПТИВНЕ ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / СЛУХОВА ДЕРИВАЦіЯ / THE SPATIAL ORGANIZATION OF A BODY / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / SCHOOLCHILDREN WITH HEARING DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зияд Хмаид Ахмад Насралла

В статье представлена информация о количественных соматоскопических показателях младших школьников с нарушениями слуха. Важным показателем здоровья подрастающего поколения является пространственная организация их тела. Уникальность этого показателя здоровья состоит в том, что пространственная организация тела отражает как эпохальные изменения биологической природы человека, так и сравнительно кратковременные эффекты влияния природной и социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зияд Хмаид Ахмад Насралла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the spatial organization of a child body in young school age with hearing deprivation

This paper contains the information about quantitative somatoscopic parameters of younger schoolchildren with hearing impairments. The important parameter of health of rising generation is the spatial organization of their body. Uniqueness of this parameter of health will be, that the spatial organization of a body reflects both epoch-making changes of biological human nature, and rather short-term effects of influence of the natural and social environment.

Текст научной работы на тему «Особенности пространственной организации тела детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией»

культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 172 с.

35. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю.Круцевич. - В 2-х томах. - К.: Олимпийская литература, 2003. - Т. 1. - 423 с.

36. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учеб. пособие / Авторы-составители О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев / Под ред. С.П.Евсеева. - М.: Советский спорт, 2004. - 29б с.

37. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М.: ФиС, 1992.

- 183 с.

38. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А.Гросс и др.

- М.: Советский спорт, 2000. - 224 с.

39. Хилтман Р. Йога для здоровья. - М., 1991. - 200 с.

40. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П.Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.

41. Barry M.J. Physical therapy interventions for patients with movement disorders due to cerebral palsy // Jour. Child. Neurol.

- 199б. - Suppl. - P^^.

42. Bumin G. et al. Effectiveness of two different sensory-integration programmers for children with spastic diplegic cerebral palsy // Disabil. Rehabil.-2001.- Vol.23. - N9. -P.394-399.

43. Chia M., Lee K.S., Teo-Koh S.M. Exercise performance of young people with intellectual disability // MINDS Millennium Conference. - Singapore, 2002. - P. 5б-б8.

44. Russell D., Rosenbaum P., Gowland C. and al. Gross motor function measure manual: McMaster universal children’s development rehabilitation program, Chedoke-McMaster hospital and Hugh McMillan rehabilitation center. - N.Y., 1990. - б8 p.

Надійшла до редакції 19.01.2007р.

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛУХОВОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ

Зияд Хмаид Ахмад Насралла Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье представлена информация о количественных соматоскопических показателях младших школьников с нарушениями слуха. Важным показателем здоровья подрастающего поколения является пространственная организация их тела. Уникальность этого показателя здоровья состоит в том, что пространственная организация тела отражает как эпохальные изменения биологической природы человека, так и сравнительно кратковременные эффекты влияния природной и социальной среды.

Ключевые слова: пространственная организация тела, адаптивное физическое воспитание, школьники со слуховой депривацией.

Анотація. Зияд Хмаид Ахмад Насралла. Особливості просторової організації тіла дітей молодшого шкільного віку зі слуховою деривацією. У статті подано на розгляд інформацію про кількісні стоматоскопічні показники молодших школярів з вадами слуху. Важливим показником здоров’я підростаючого покоління є просторова організація їхнього тіла. Унікальність цього показника здоров’я полягає в тому, що просторова організація тіла відбиває як епохальні зміни біологічної природи людини, так і порівняно короткочасні ефекти впливу природного й соціального середовища. Ключові слова: просторова організація тіла, адаптивне фізичне виховання, слухова деривація.

Annotation. Zijad Khmaid Ahmad Nasralla. Features of the spatial organization of a child body in young school age with hearing deprivation. This paper contains the information about quantitative somatoscopic parameters of younger schoolchildren with hearing impairments. The important parameter of health of rising generation is the spatial organization of their body. Uniqueness of this parameter of health will be, that the spatial organization of a body reflects both epoch-making changes of biological human nature, and rather short-term effects of influence of the natural and social environment.

Key words: the spatial organization of a body, adaptive physical education, schoolchildren with hearing deprivation.

Введение.

Вертикальная поза человека, как биологической системы, отличается крайне выгодным положением его тела в пространстве среды обитания. В ходе эволюции наибольших успехов в развитии достигли те организмы, совершенствование тела которых шло именно в этом направлении. Это позволило им иметь максимум потенциальной энергии, необходимой для успешной реализации многих сложных двигательных задач. Приняв ортоградное положение, человек становится как бы подобным сжатой пружине, которая может в любой момент выпрямиться, реализовав свой запас потенциальной энергии, превратив его в кинетическую энергию движения [7].

В биомеханике осанка рассматривается как непринужденная поза тела человека, находящегося в вертикальном положении, оцениваемая с учетом пространственного расположения основных биозвеньев тела человека относительно соматической системы координат [3].

В последние годы благодаря исследованиям ряда авторов [2, 4, 5] доказано, что знание биомеханических закономерностей пространственной организации звеньев тела позволяет успешно управлять взаимодействиями организма с окружающей средой с целью сохранения здоровья, профилактики заболеваний, развития двигательных (физических) качеств и создания нормальных условий жизнедеятельности человека.

Человек, перемещая массы своего тела с ускорением, вызывает определенные возмущения гравитационного поля, которые в конечном итоге приводят к тому, что биологический детектор, воспринимающий этот параметр-мышца, испытывает привычные силовые воздействия, постоянные по точкам приложения, ее векторам, но переменные по модулю. Рецепторный аппарат мышцы и другие отделы нервной системы в процессе жизни как бы запечатлевают динамику этих взаимодействий. Именно поэтому у человека функционирует целая система безусловных и условных двигательных рефлексов. Это же свойство мышечной системы, по-видимому, следует использовать в педагогическом процессе при формировании правильной осанки и построении рациональных биомеханических моделей гравитационных взаимодействий тела детей школьного возраста [7].

На рис. 1. показана система механизмов регуляции пространственной организации тела человека.

Рассматривая тело человека как систему взаимно подвижных масс, следует отметить, что оно обладает вполне определенными динамическими свойствами. В зависимости от того, как эти массы располагаются в пространстве друг относительно друга зависят и динамические свойства всего тела человека.

Человек, перемещая массы своего тела с ускорением, вызывает определенные возмущения гравитационного поля, которые в конечном итоге приводят к тому, что биологический детектор, воспринимающий этот параметр - мышца, испытывает привычные силовые воздействия, постоянные по точкам приложения, ее векторам, но переменные по модулю.

В связи с тем, что физическое развитие многими исследователями [7] оценивалась по совокупности соматометрических и физиометрических признаков, а в последнее время в ряде исследований отмечалась дисгармония процессов роста с отставанием массовых, обхватных параметров от длин-нотных [1, 5], то представляет интерес изучения пространственной организации тела детей младшего школьного возраста в процессе адаптивного физического воспитания.

Работа выполнена согласно плана научно-

исследовательской работы кафедры кинезиологии Национального университета физического воспитания и спорта Украины и «Сводного плана НИР в области физической культуры и спорта на 2006-2010 гг.» Государственного комитета Украины по вопросам физической культуры и спорта по теме 3.2.1. «Совершенствование биомеханических технологий в физическом воспитании и реабилитации с учетом пространственной организации тела человека».

Формулирование целей работы.

Цель работы - исследование особенностей пространственной организации тела детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией.

Результаты исследований.

С целью изучения пространственной организации тела детей с нарушениями слуха было обследовано 43 школьника 8-9 лет, специализированной школы-интерната №9.

В процессе исследований нами изучены 12 угловых характеристик правильной осанки детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией в сагиттальной и фронтальной плоскостях табл. 1, 2.

Для даного возрастного контингента угол, образованный вертикалью и линией, соединяющей остистый отросток позвонка С7 и центра масс головы (а1) в среднем равен - 21,56°, что подтверждает данные других авторов [4, 5].

Угол, образованный горизонталью и лини-

Пространственная организация тела человека

т

Регуляция биогеометрического профиля осанки

т

Регуляция суставных углов биозвеньев

Целевая регуляция вертикальной позы

т

т

т

Отдельных

суставов

Г

X

2

Системная

1 1

3 6

Прямая

Экстраполяционная

9

10

і і

4 5

Рис. 1. Механизмы регуляции пространственной организации тела человека: 1-автоматизированные тонические регуляции, 2-осознаваемые коррекции угла биозвена по его “установочной” величине, 3-взаимо-компенсаторные регуляции, 4-регуляции по пространственному расположению контрольных точек и биозвеньев тела, 5-регуляции по пространственной ориентации биозвеньев тела и взаимной ориентации его контрольных точек, 6-регуляции по изменению нагрузки на биозвенья опорных цепей, 7-неосознавае-мые коррекции позы, 8-осознаваемые коррекции позы, 9-предваряющие тонические коррекции, 10-предва-

ряющие коррекции позы [4].

1

7

8

ей, соединяющей наиболее выступающую точку лобной кости и подбородочный выступ (а5) в среднем равен - 97,22°, в то же время если же сравнивать полученные показатели с данными исследования В.А. Кашубы [3], то этот показатель несколько увеличен (разница составляет 10°).

Таблица 1

Характеристика сагиттального профиля правильной осанки детей 8-9 лет, имеющих нарушения слуха (п=14)

Характеристики X 8

Угол наклона головы (а1) 21,56 5,62

Угол зрения (а 5) 97,22 5,06

Угол наклона туловища (а6) 2,39 3,37

Задний угол устойчивости (а2) 2,65 2,25

Передний угол устойчивости (а3) 12,23 2,07

Угол наклона голени к о поре (а4) 73,97 3,39

Показатели угла наклона туловища характеризующего степень асимметрии положения плеч (а6 - угол наклона линии, проходящей через оба акромиона к горизонтали) составил - 2,39°, эти показатели полностью согласуются с результатами аналогичных исследований [4, 5].

При оценке степени устойчивости тела ребенка относительно сагиттальной и фронтальной плоскостей установлено, что передний угол устойчивости (а3) в среднем равен - 12,23°, задний угол

устойчивости (а2), - 2,65°, правый угол устойчивости (а9) - 7,61° и левый угол устойчивости (а10) соответственно - 8,96°.

Таблица 2

Характеристика фронтального профиля правильной осанки детей 8-9 лет, имеющих нарушения слуха (п=14)

Характеристики X 8

Правый угол устойчивости (а9) 7,61 1,75

Левый угол устойчивости (а10) 8,96 1,98

Левый угол асимметрии плечевого пояса (а11) 26,82 2,45

Правый угол асимметрии плечевого пояса (а12) 28,29 2,86

Угол асимметрии лопаток (а13) 0,64 2,42

Угол асимметрии акрамионов (а8) 0,17 2,20

Степень наклона туловища вперед оценивалась по углу наклона голени к опоре, по нашим данным он был в среднем равен - 73,97°.

Пространственная организация тела биозвеньев тела относительно фронтальной плоскости может оцениваться по правым и левым углам асимметрии плечевого пояса (а11, а12 - углы, образованные вертикалью и линиями, соединяющие акромиальные точки и Ь5), по нашим данным, у детей с правильной осанкой, эти углы находятся в интервале от 26,82° до 28,29°. В то же время угол асимметрии лопаток (а13) (угол наклона к горизонтали линии, проходящей через точки нижних углов лопаток) не должен превышать 0,64°, а угол асимметрии

Нормальная осанка -32%

Рис. 2. Характеристика сагиттального профиля осанки детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

акрамионов, характеризующий положения плеч (а8) (угол наклона линии, проходящей через оба акромиона к горизонтали) 0,17°, так как увеличение этих углов более чем на 1° свидетельствует о возможных нарушениях пространственной организации тела.

В результате проведенных исследований было установлено, что больше 70% школьников со слуховой депривацией имеют различные функциональные нарушения пространственной организации тела (рис. 2).

Гониометрические показатели тела детей со слуховой депривацией представлены в табл. 3.

Анализируя показатели сагиттального и фронтального профиля осанки обследуемых детей имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, мы пришли к выводу о том, что особый интерес могут представлять данные ряда угловых характеристик имеющих статистически достоверны различия с показателями нормальной осанки (Р<0,05).

В результате проведенных исследований установлено, что у детей имеющих различные нарушения осанки угол наклона головы увеличен, а максимальное его значение 31,32° (Р<0,05) было зарегистрировано у детей с кругло-вогнутой осанкой.

Угол, образованный горизонталью и линией, соединяющей наиболее выступающую точку лобной кости и подбородочный выступ у детей, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата так же был увеличен и достигал в среднем 101°, но данные изменения статистически были не достоверны (Р>0,05).

Статистически достоверные отличия нами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

были отмечены у показателей переднего, заднего и левого углов устойчивости: 1,08°, 13,14° и 7,64° (Р<0,05), у детей со сколиотической осанкой. В то же время у детей, имеющих круглую и кругло-вогнутую осанку, эти показатели отличались от количественных показателей нормальной осанки незначительно (Р>0,05).

Угловые характеристики фронтального профиля нормальной осанки, так же имеют достоверные отличия от показателей детей имеющих ее нарушения. Прежде всего, это выражается в изменении правого и левого углов устойчивости и нарушении асимметрии туловища, что свидетельствует о несогласованности работы отдельных мышечных групп и о включении компенсаторных механизмов, для обеспечения устойчивости всего тела.

Выводы.

Для того чтобы адаптивное физическое воспитание могло эффективно выполнять свою функцию, очевидно, что в этой области необходимы белее глубокие знания структуры моторики детей и общих ее изменений на разных этапах онтогенеза.

Важным показателем здоровья подрастающего поколения является пространственная организация их тела. Уникальность этого показателя здоровья состоит в том, что пространственная организация тела отражает как эпохальные изменения биологической природы человека, так и сравнительно кратковременные эффекты влияния природной и социальной среды.

В процессе исследований нами были изучены гониометрические показатели тела детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией от-

Таблица 3. Характеристика нарушений пространственной организации тела детей 8-9 лет со слуховой депривацией

Гониометрические характеристики тела Сколиотическая осанка (п=17) Кругло- вогнутая спина (п=6) Круглая спина (п=6)

X 8 X 8 X 8

Угол наклона головы (а1) 23,08 7,01 31,32* 2,80 27,07 5,19

Угол зрения (а5) 97,43 4,68 101,20 2,77 100,4 5,95

Угол наклона туловища (а6) 3,69 2,68 4,48 1,65 0,73 0,61

Задний угол устойчивости (а2) 1,08* 0,78 2,62 1,68 1,80 0,88

Передний угол устойчивости (а3) 13,44* 1,16 11,30 1,79 12,32 0,44

Угол наклона голени к опоре (а4) 76,85* 3,42 76,63 3,62 76,53 5,22

Правый угол устойчивости (а9) 6,69 1,82 5,87* 2,49 5,93* 1,34

Левый угол устойчивости (а10) 7,64* 1,45 7,90 1,31 7,78 1,07

Угол асимметрии плечевого пояса левый (а11) 28,36 3,61 27,25 3,06 25,77 3,89

Угол асимметрии плечевого пояса правый (а12) 27,61 2,49 28,38 2,24 26,07 1,19

Угол асимметрии лопаток (а13) 0,26 3,62 0,68 2,18 - 1,55 5,72

Угол асимметрии акрамионов (а8) 0,17 2,36 0,05 1,09 0,77 2,59

* различия статистически достоверны с показателями нормальной осанки (Р<0,05).

носительно сагиттальной и фронтальной плоскостей.

Результаты констатирующего эксперимента позволили более детально изучить особенности нарушений пространственной организации тела у детей 8 - 9 лет с нарушениями слуха.

Перспективы дальнейших исследований будут связаны с разработкой поиску новых средств и методических подходов, направленных на коррекцию нефиксированных нарушений опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией.

Литература

1. Бычук А.И. Биомеханический контроль осанки школьников в процессе физического воспитания. Автореф. дис... канд. наук по физическому воспитанию и спорту. - Львов, 2001. - 19 с.

2. Ивчатова Т.В. Коррекция телосложения женщин первого зрелого возраста с учетом индивидуальных особенностей геометрии масс тела. - Автореф. дис. . канд. наук по физ. восп. и спорту. - К., 2005. - 21 с.

3. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. - Киев.: Олимпийская литература, 2006. - 260 с.

4. Кашуба В.А. Биодинамика осанки школьников в процессе физического воспитания. - Автореф. дис. . д-ра наук по физ. восп. и спорту. - К., 2003. - 36 с.

5. Кашуба В.А., Адель Бенжедду Профилактика и коррекция нарушений пространственной организации тела человека в процессе физического воспитания. - Киев.: Знания Украины, 2005. - 158 с.

6. Лапутин А.Н., Кашуба В.А. Формирование массы и динамика гравитационных взаимодействий тела человека в онтогенезе. - К.: Знание, 1999. - 202 с.

Поступила в редакцию 24.01.2007г.

МЕТОДИКА ОРГАНІЗАЦІЇ ЗАНЯТЬ ПО ФІЗИЧНОМУ ВИХОВАННЮ СТУДЕНТІВ, ЯКІ ЗАЙМАЮТЬСЯ ЛІКУВАЛЬНОЮ ФІЗИЧНОЮ КУЛЬТУРОЮ

Кирильченко С. М., Куделко В. ЕАркуша А. О., Маракушин А.І.

Національний фармацевтичний університет

Анотація. У статті розглянуто систему формування і закріплення у студентів спеціальних медичних груп усвідомленої та переконливої мотивації до використання засобів та методів лікувальної фізичної культури (ЛФК). Заняття зі студентами спеціальних медичних груп повинні проводитися систематично (2-3 рази на тиждень) з обов’язковим веденням індивідуального щоденника самоконтролю. При відповідній модифікації щоденник самоконтролю можна використовувати не тільки в ЛФК, а й у практиці фізичної культури і спорту. Застосовування ж комп’ютерного програмування дозволить вирішувати питання моніторингу стану здоров’я і фізичної підготовленості студентів.

Ключові слова: здоров’я, лікувальна фізична культура, щоденник самоконтролю.

Аннотация. Кирильченко С. Н., Куделко В.Э., Аркуша А.А., Маракушин А.И. Методика организации занятий по физическому воспитанию студентов, которые занимаются лечебной физической культурой. В статье рассмотрена система формирования и закрепления у студентов специальных медицинских групп НФаУ осознанной и обоснованной мотивации по использованию средств и методов лечебной физической культуры (ЛФК). Занятия со студентами специальных медицинских групп должны проводиться систематически (2-3 раза на неделю) с обязательным ведением индивиду-

ального дневника самоконтроля. При соответствующей модификации дневник самоконтроля можно использовать не только в ЛФК, но и в практике физической культуры и спорта. Применение же компьютерного программирования позволит решить вопрос мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности студентов.

Ключевые слова: здоровье, лечебная физическая культура, дневник самоконтроля.

Annotation. Kirilchenko S.N., Kudelko V.E., Arkusha A.A., Marakushin A.I. Method of organization of employments on physical education of the students NFaU, which are engaged in a medical physical culture. In the article the problems of forming and fixing at the students of task medical forces of NFaU motivation realized and grounded on the use of facilities and methods of medical physical culture are considered. Employment with students of special medical groups should be carried out regularly (2-3 times for a week) with obligatory conducting an individual diary of self-checking. At corresponding updating the diary of self-checking can be used not only in exercise therapy, but also in practice of physical training and sports. Application of computer programming will allow to solve the problem monitoring of a state of health and physical readiness of students.

Keywords: health, medical physical culture, diary of selfcontrol.

Вступ.

Аналіз літературних джерел показує, що протягом останніх 10-15 років в усіх державах СНГ, включаючи Україну, склалася тривожна ситуація: різко погіршилося здоров’я і фізична підготовка учнівської й студентської молоді. За останні роки процент здорових студентів постійно скорочується. Уже при вступі у вищі навчальні заклади, у більш чим 30 % осіб виявлені різноманітні відхилення в стані здоров’я [і,б,9,11]. На другому курсі частішають неврози та захворювання серцево-судинної системи, у дівчат хронічні захворювання зростають майже по всім видам хвороб. Крім погіршення екологічної ситуації в країні та економічної кризи, це насамперед обумовлено кризою у національній системі фізичного виховання населення, яка не відповідає сучасним вимогам і міжнародним стандартам фізичної підготовленості людини. Причинами кризи являються по-перше, знецінення соціального престижу здоров’я, фізичної культури та спорту; недооцінювання у дошкільних установах, середніх і вищих навчальних закладах соціальної, оздоровчої та виховної ролі фізичного виховання; відставання від сучасних вимог усіх ланок підготовки та перепідготовки фізкультурних і педагогічних кадрів; залишковий принцип фінансування системи здоров’я та фізичного виховання, наслідком чого є слабкий розвиток і стан матеріально-технічної бази та інше [10].

Медичні та соціологічні дослідження показують, що здоров’я населення лише на 8-10 % залежить від рівня розвитку служб охорони здоров’я і на 49-53 % - від умов та здорового способу життя [3,5]. Це підтверджує значення фізичної культури і одного з її підрозділів - лікувальної фізичної культури - для профілактики та лікування захворювань у студентів.

В формуванні особистої та соціальної мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.