РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY
УДК [332.122:338.48](470+571)
ББК 65.049(2)
В 18
В.С. Варивода,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры туризма и сервиса
Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь.
Тел.: +7 (903) 409-76-79, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТУРИСТСКИЙ АСПЕКТ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности пространственного развития регионов Российской Федерации в преломлении к вопросу перспективных экономических специализаций соответствующих территорий. Туризм как перспективная экономическая специализация на современном этапе развития экономики является крайне актуальной темой для исследования и дискуссий, а также представляет научный интерес для специалистов в области региональной экономики и пространственного развития территорий. Многообразный понятийный аппарат, методологические подходы усложняют процесс систематизации исследуемой проблематики. Общая теория пространственного развития туризма еще не разработана. В статье предложена авторская сущность понятий «туристско-рекреационный центр», «пространственная организация туризма». В последние годы сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Туризм как альтернативная форма заработка населения способен обеспечить устойчивое развитие территории.
Ключевые слова: пространственное развитие, стратегия пространственного развития, регион, региональная экономика, территория, туризм, туристско-ре-креационное пространство.
V.S. Varivoda,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the
Department of Tourism and Service, Stavropol State Agrarian University, Stavropol. Ph.: +7 (903) 409-76-79, e-mail: [email protected]
FEATURES OF SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: TOURIST ASPECT
Abstract. The article examines the features of the regions of the Russian Federation's spatial development about the issue of promising economic specializations
of the respective territories. As a promising economic specialization at the present stage of economic development, tourism is a highly relevant topic for research and discussion. It is also of scientific interest for specialists in the field of regional economics and spatial development of territories. Diverse conceptual apparatus and methodological approaches complicate the process of systematization of the studied problem. The general theory of spatial development of tourism has not yet been developed. The article proposes the author's essence of the concept of «Tourist and recreational center», «Spatial organization of tourism». In recent years, there has been a significant potential for the growth of tourism's role in the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation. Tourism, as an alternative form of income for the population, is able to ensure the sustainable development of the territory.
Keywords: spatial development, spatial development strategy, region, regional economy, territory, tourism, tourist and recreational space.
Изучая принципиально новый для России стратегический документ, регламентирующий вопросы пространственного развития в Российской Федерации, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также анализируя проект Концепции пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года, мы отметили, что для всех субъектов Российской Федерации главной задачей является повышение конкурентоспособности их экономик через ускоренное развитие региональных перспективных экономических специализаций, а также привели ряд понятий (табл. 1), необходимых для осуществления правильного, как нам кажется, разрабатываемого стратегического планирования в рамках целеполагания по территориальному принципу.
Анализируя предложенные понятия «перспективная экономическая специализация субъекта Российской Федерации», «перспективный центр экономического роста», мы приходим к выводу, что региону в рамках указанных видов экономической деятельности предоставляется возможность выделения перспективных отраслей эффективной специализации экономики. В Стратегии приводятся такие понятия, как: «агропромышленный центр», «минерально-сырьевой центр», которые также относят к перспективным центрам
экономического роста, но при этом отсутствует понятие «туристско-рекреационный центр», несмотря на то, что в Российской Федерации существуют ярко выраженные территории по предоставлению высокоэффективных туристско-рекре-ационных услуг (пример: регион Кавказских Минеральных Вод). И при этом не вызывает сомнения тот факт, что туристская деятельность является высокодоходной для государства и интересной горожанам и сельским жителям как альтернатива получения основного и дополнительного доходов.
В настоящее время индустрия туризма и путешествий превратилась в глобальную экономическую силу. Прямое и косвенное влияние на мировую экономику в совокупности, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (ВТТС), составило 8,8 трлн долларов США (10,4% мировой экономики) на конец 2018 года [1]. Также общий вклад туризма в занятость населения всего мира составил 319 миллионов рабочих мест, или 1 из 10 рабочих мест [2].
В долгосрочной перспективе приоритеты развития сферы туризма останутся неизменными, даже несмотря на то, что в начале 2020 года туристская индустрия столкнулась с проблемами, вызванными распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Туристская сфера и все субъекты туристского рынка
Таблица 1
Трактовка основных понятий Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года
Наименование понятия Определение (источник)
Агропромышленный центр «территория одного или нескольких муниципальных образований, специализирующаяся на высокоэффективном агропромышленном производстве»
Геостратегическая территория Российской Федерации «территория в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющая существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, характеризующаяся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности»
Крупная городская агломерация «совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения 500 тыс. человек - 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями»
Крупнейшая городская агломерация «совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями»
Минерально-сырьевой центр «территория одного или нескольких муниципальных образований и (или) акватория, в пределах которых расположена совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную транспортную систему или региональную транспортную систему»
Перспективная экономическая специализация субъекта Российской Федерации «совокупность укрупненных видов экономической деятельности (отраслей), обусловленных благоприятным сочетанием конкурентных преимуществ (пространственных факторов размещения видов экономической деятельности)»
Перспективный центр экономического роста «территория одного или нескольких муниципальных образований и (или) акватория, обладающие потенциалом для обеспечения значительного вклада в экономический рост Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в среднесрочный и долгосрочный периоды (к перспективным центрам экономического роста относятся, в том числе, минерально-сырьевой центр и агропромышленный центр)»
Сельская территория «территория сельского поселения и межселенная территория и другие»
заняли позицию пострадавшей стороны в данной кризисной ситуации, но не всегда кризисы нужно рассматривать только с негативной стороны, иногда они представляют собой преимущественно положительные явления. Если проанализировать
историю, то можно прийти к выводу, что только после кризисов наступает бурный рост, которому способствует поиск новых решений ведения бизнеса, появление новых технологий. Таким образом, можно сказать, что кризис является не
только положительным фактом, но и порой даже необходимым. Ситуация с распространением корона-вирусной инфекции COVID-19 дала несомненный толчок в развитии внутреннего туризма на территории нашей страны.
На территории Российской Федерации сформировались особые административно-территориальные образования - центры экономического роста, но меньшего масштаба, ими явились: административные центры субъектов Российской Федерации, агропромышленные и минерально-сырьевые центры, территории, специализирующиеся на туризме, а также отдельные городские населенные пункты, так почему бы не выделить понятие «турист-ско-рекреационный центр» - как территорию одного или нескольких туристско-рекреационных комплексов, специализирующуюся на высокоэффективной реализации туристско-рекреационных услуг (продукта).
В рамках Стратегии термин «пространственное развитие» трактуется как «совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития», а в рамках Концепции - как «пространственное развитие, под которым понимаются прогрессивные изменения в пространственной (территориальной) организации общества» [3, 4].
Действительно, говоря об особенностях пространственной (территориальной) организации общества, мы также соглашаемся, что это -сложная, вписанная в природную среду пространственная система, которая сформирована пространственными проекциями экономической, социальной и духовной деятельности общества, взаимосвязанными и организованными между собой сетями управления и самоуправления [4].
Таким образом, мы также предполагаем, что пространственная
организация туризма - это многоуровневая, вписанная в общую среду обитания туристско-рекреаци-онная пространственная система, состоящая из пространственных иерархических уровней туристской специализации.
Такое понимание пространственного развития туризма даст возможность посмотреть на развитие этой сферы в другом преломлении, а именно - с точки зрения управленческого аспекта (управления и самоуправления), который будет способствовать прогрессивным изменениям: размещению на территории необходимых объектов туризма, повышению жизненной емкости территории, развитию транспортной доступности, совершенствованию организации расселения жителей, повышению их благосостояния и многому другому.
Если оценить текущее состояние туристского потенциала нашей родины, то в перспективе возможно определить направления регионального туристско-рекреационного развития, в рамках которого рассмотреть вопрос межрегионального сотрудничества в области туризма
[5]. Однако отмечается значительная поляризация регионов России в наличии туристского потенциала
[6]. Да и не все территории рассматривают туризм как перспективную экономическую специализацию, но многие видят в этом потенциал (табл. 2). Для реализации амбициозных планов, предусмотренных Стратегией, необходима объективная информация о состоянии индустрии туризма, настроениях субъектов туристского рынка и приоритетах стратегического развития территорий-драйверов, на которых уже сформирован значительный туристский потенциал.
Таким образом, мы видим, что из всех 85 субъектов Российской Федерации только 11 не выделяют туризм как одну из перспективных экономических специализаций эффективного пространственного
Таблица 2
Распределение субъектов Российской Федерации по экономической специализации —
«Туризм»
Экономическая специализация - «Туризм - деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма)»
Перспективная экономическая специализация Неперспективная экономическая специализация
Республика Адыгея Амурская область Республика Тыва
Республика Алтай Архангельская область Курганская область
Республика Башкортостан Астраханская область Магаданская область
Республика Бурятия Белгородская область Новосибирская область
Республика Дагестан Брянская область Омская область
Республика Ингушетия Владимирская область Пензенская область
Кабардино-Балкарская Республика Волгоградская область Тамбовская область
Республика Калмыкия Вологодская область Еврейская автономная область
Карачаево-Черкесская Республика Воронежская область Ненецкий автономный округ
Республика Карелия Ивановская область Чукотский автономный округ
Республика Коми Иркутская область Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Крым Калининградская область
Республика Марий Эл Калужская область
Республика Мордовия Кемеровская область
Республика Саха (Якутия) Кировская область
Республика Северная Осетия - Алания Костромская область
Республика Татарстан Курганская область
Удмуртская Республика Курская область
Республика Хакасия Ленинградская область
Чеченская Республика Липецкая область
Чувашская Республика Московская область
Алтайский край Мурманская область
Забайкальский край Нижегородская область
Камчатский край Новгородская область
Краснодарский край Оренбургская область
Красноярский край Орловская область
Пермский край Псковская область
Приморский край Ростовская область
Ставропольский край Рязанская область
Хабаровский край Самарская область
Продолжение таблицы 2
Сахалинская область Саратовская область
Свердловская область Смоленская область
Тверская область Томская область
Тюменская область Тульская область
Ульяновская область Челябинская область
Ярославская область г. Санкт-Петербург
г. Севастополь Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
развития, хотя 4 из них имеют границы с другими государствами, это: Тыва (республика), Курганская область, Новосибирская область и Омская область. Думается, что потенциал этих территорий в туристском аспекте велик. Республика Тыва богата достопримечательностями, имеет колоритную, отличную от российской в целом культуру и традиции проживающих на ее территории местных жителей. В республике местные органы власти убеждены, что туризм может способствовать развитию индустрии гостеприимства, а в отдельных районах республики - стать основой планов социально-экономического развития, сформированных в результате синергетического эффекта. Также в уникальной местности расположена территория и Курганской области с ее уникальными многолетними запасами целебной минеральной воды. На территории области сосредоточено огромное количество объектов храмового зодчества прошлых веков. Успешно развиваются различные виды туризма. Новосибирская область - это вообще культурная, деловая, научная столица Сибири. Экологические тропы, более 350 рек, великолепная Обь. Это третий город по величине в Российской Федерации. Можно до бесконечности продолжать перечислять уникальность территории нашей страны, но, к сожалению, не все органы власти видят перспективу развития туристской сферы на их территориях,
тогда как местные жители в этом не сомневаются.
В настоящее время вклад индустрии туризма в России не является ощутимым, но судя по тенденциям его развития во всем мире доходность этой сферы не вызывает сомнений. По результатам оценки специалистов Всемирного экономического форума, Российская Федерация занимает 39 место по индексу конкурентоспособности туризма и путешествий в 2019 году.
Если рассмотреть особенности пространственного развития туристской сферы в разрезе регионов, то необходимо отметить, что основными проблемами, с которыми сталкивается и индустрия туризма, и субъекты туристского рынка - это:
- отсутствие развитой транспортной инфраструктуры;
- отсутствие достаточного количества средств размещения туристов (разного сегмента);
- отсутствие транспортной инфраструктуры не позволяет развивать историко-культурный потенциал соответствующих территорий;
- низкий уровень сервиса и качества оказываемых услуг;
- отсутствие телекоммуникационных средств сообщения, причем не только в малодоступных территориях;
- неэффективная работа туристских информационных центров;
- отсутствие мест общественного питания разного сегмента;
- отсутствие квалифицированного кадрового потенциала;
- отсутствие квалифицированного кадрового потенциала со знанием иностранных языков;
- отсутствие единого информационного пространства;
- низкая клиентоориентирован-ность;
- несоблюдение правил безопасности при осуществлении перевозок пассажиров;
- слабая активность региональных туристских администраций в развитии трансграничных маршрутов;
- слабое продвижение национального туристского продукта (услуги);
- малая территориальная доступность востребованных природных объектов и др.
Так, ярко наблюдается нехватка средств размещения премиального сегмента (гостиниц 4-х и 5-ти звезд) в Северо-Западном федеральном округе. Недостаточное количество мест общественного питания среднего ценового сегмента наблюдается в Южном федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе. Отсутствие телекоммуникационных технологий, плохая телефонная связь наблюдается в Сибирском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе, особенно это касается труднодоступных
территорий. В Поволжском федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе наблюдается низкая дисциплина соблюдения правил безопасности при пассажирских перевозках. В Сибирском федеральном округе, Уральском федеральном округе, Поволжском федеральном округе отсутствует межрегиональное авиационное сообщение.
Анализируя рис. 1, становится понятно, что большая доля всех размещенных россиян (на конец 2018 года) пришлась на Центральный федеральный округ и Южный федеральный округ, хотя количество средств размещения в Северо-Западном федеральном округе превосходит Южный федеральный округ (причем разного сегмента), что свидетельствует о потребности наших граждан в путешествиях. Территория Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа огромна, и туристский потенциал огромен, но нехватка средств размещения, объектов общественного питания и отсутствие телекоммуникационных сообщений усложняют процесс развития туризма на этих территориях.
Многие территории Дальневосточного федерального округа, Сибирского федерального округа, да и Уральского федерального округа,
5%
Рис. 1. Доля регионов Российской Федерации по количеству размещенных россиян
(на конец 2018 года) [9]
особенно территории проживания колоритных и уникальных национальных местных сообществ, удалены от крупных городов. Учитывая плотность населения, природные условия, различный характер освоения и расселения населения таких территорий, туризм как альтернативная форма заработка сельских жителей способен повысить устойчивость системы расселения за счет социально-экономического развития сельских территорий (сельский туризм, аграрный туризм), содействия развитию туристской инфраструктуры (энергетической, транспортной, коммунальной, коммуникационной, туристской), сохранения природного и культурного наследия различных народностей, а также возрождения народных художественных промыслов и будет, в свою очередь, содействовать развитию туристской и обеспечивающей инфраструктур, продвижению туристских ресурсов, как на внутреннем, так и на международном рынках.
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года акцент делается на развитии въездного и внутреннего туризма [7]. В рамках деятельности Фонда «Центр стратегических разработок» для оценки потенциала развития различных направлений туризма внутри страны был проведен мониторинг основных показателей развития индустрии туризма внутри Российской Федерации. Оценивая различный потенциал развития туризма по географическим направлениям внутри нашей страны, был проведен опрос представителей тур-бизнеса, которые планируют развивать особенные географические туристские дестинации и туристские направления. Выяснилось, что 9 из 10 туристских субъектов планируют развивать определенные туристические направления внутри России.
Так, в результате опроса определилось, что приоритетными направлениями развития туризма в
Российской Федерации являются: Черноморское побережье, Москва и города направления «Золотое кольцо», Санкт-Петербург и Балтийское побережье, у всех туроператоров, туристских агентов, касательно аутго-ингового туроперейтинга.
Необходимо также отметить, что наблюдается и другая тенденция, туроператорские и турагентские компании планируют развивать направления внутреннего (инсайдин-гового) туроперейтинга внутри своего региона.
Байкальский регион заинтересован в развитии своих территорий. Сибирский федеральный округ и Дальневосточный федеральный округ также заинтересованы в развитии Байкала. Интересным остается факт развития Арктической зоны территории Российской Федерации. Значительная доля туроператоров и турагентов (14%) заинтересована в развитии Арктической зоны. Конечно, большая доля туроператоров Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов будет заинтересована в развитии Арктической зоны.
Развитие туризма на Дальнем Востоке в основном сосредоточено на территории Камчатки и Сахалина, то есть в приоритете территория Тихоокеанского побережья (Восточная Сибирь). Конечно, значительная часть субъектов туристского рынка отмечает, что развитие внутрирос-сийского туристского рынка будет зависеть от спроса и пожелания клиентов. Туроператоры и тураген-ты готовы пойти вслед за спросом не только по групповым турам, но и индивидуальным. Отмечается также зависимость развития туристских компаний от транспортной инфраструктуры.
Рассуждать о будущем сложно, не всегда такие суждения бывают правильными или неправильными, но могут быть в той или иной степени обоснованными. Конечно, мы не можем учесть всех факторов, оказывающих влияние на
результатирующий показатель, и багаж знаний не всегда полон. Но именно поэтому необходимо осуществлять построение моделей и примерных сценариев дальнейшего развития, которые помогут найти решающие элементы стратегии дальнейшего развития.
Результатом Стратегии пространственного развития туризма, направленной на гармонизацию пространственных социально-экономических пропорций развития России, является повышение степени интегрированно-сти ее экономического пространства на базе ее административно-территориальных структур соответствующей туристской специализации, обеспечивающей комплексность и сбалансированность развития экономики и социальной сферы всего государства и его регионов, в частности, как следствие, достижение устойчивого развития территорий.
Таким образом, стремясь создать теорию пространственного развития туризма, существует понимание ее главных элементов: развитие туристских дестинаций, история, политика государственных органов власти в сфере развития туристской индустрии, культура. Все части не всегда совместимы и порой исследуются многими научно-исследовательскими сообществами, использующими разные по своей сути науки. Соответственно, многообразный понятийный аппарат, методологические подходы усложняют процесс систематизации исследуемой проблематики. Общая теория пространственного развития туризма еще не разработана. Будем надеяться, что в перспективе полученные результаты исследования будут способствовать более эффективному региональному развитию территорий и плодотворному использованию их туристского потенциала.
Примечания:
1. Болдырева С.Б. Социально-экономическое развитие региона: содержание, роль и место категории в экономической науке // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17, № 7. С. 1222-1236.
2. Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса. URL: https:// rostourunion.ru/assets/files/docs/2020_csr_report.pdf (дата обращения: 06.10.2020).
3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р. URL: https://www.spsss.ru/assets/files/2018/v-nts_strategiya-prostranstvennogo-razvitiya.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
4. Концепция пространственного развития Российской Федерации до 2030 года: проект. URL: http://xn7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/ Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения: 26.10.2020).
5. Лексин В.Н. Региональная политика в контексте угроз и рисков стабильного функционирования государства // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Т. 6, № 5 (31). С. 89-98.
6. Кружалин В.И. Тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований в туризме и рекреации // Вестник Российской международной академии туризма. 2011. № 3. С. 23-30.
7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/ strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (дата обращения: 10.10.2020).
References:
1. Boldyreva S.B. Socio-economic development of the region: content, role and place of the category in economic science // Regional economy: theory and practice. 2019. Vol. 17, No. 7. Pp. 1222-1236.
2. Tourism industry through the prism of business drivers and barriers. URL: https://rostourunion.ru/assets/files/docs/2020_csr_report.pdf (date accessed: 06.10.2020).
3. Strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025: approved by order of the Government of the Russian Federation of 13.02.2019 No. 207-r. URL: https://www.spsss.ru/assets/files/2018/v-nts_strategiya-prostranstvennogo-razvitiya.pdf (date accessed: 10.10.202).
4. Concept of spatial development of the Russian Federation until 2030: project. URL: http: //xn7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_ SPR.pdf (date accessed: 26.10.2020).
5. Leksin V.N. Regional policy in the context of threats and risks of the stable functioning of the state // Problem analysis and state management design. 2013. T. 6, No. 5 (31). Pp. 89-98.
6. Kruzhalin V.I. Trends in the development of fundamental and applied research in tourism and recreation // Bulletin of the Russian International Academy of Tourism. 2011. No. 3. Pp. 23-30.
7. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035: approved by order of the Government of the Russian Federation of September 20, 2019 No. 2129-r. URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/ strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (date accessed: 10.10.2020).